можно ли вести аудиозапись в прокуратуре

Разъясняем: в органах прокуратуры не предусматривается фиксация с помощью фото, аудио, видеозаписывающей аппаратуры хода личного приема граждан

В связи с вопросами, возникающими в ходе осуществления полномочий в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», полагаем необходимым разъяснить требования относительно проведения видеосъемки в прокуратуре.

Действующий порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры не предусматривает фиксацию посетителем с помощью фото, аудио, видео записывающей аппаратуры хода личного приема.

Использование такой аппаратуры возможно с согласия прокурорского работника, производящего личный прием.

Принятие решения о запрете видеосъемки действующему законодательству не противоречит.

Произвольное осуществление гражданами видеозаписи в помещениях органов прокуратуры не допускается.

Реализация принципа гласности в организации и деятельности прокуратуры по смыслу ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I имеет ряд особенностей и рассматривается через призму доступа граждан к сведениям, подлежащим преданию гласности, за исключением не подлежащих разглашению, и информирования населения о состоянии законности, в том числе через средства массовой информации, через обращение граждан в органы прокуратуры.

В пунктах 44, 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимотолько когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.

Вместе с тем, по смыслу закона, если на прием заявитель приходит как частное лицо, а не как представитель какой-либо общественной организации либо должностное лицо органа государственной власти, видеозапись в кабинете работника прокуратуры при личном приеме осуществляется не в государственных, общественных или иных публичных интересах.

Осуществляя личный прием граждан, работник прокуратуры не является публичной фигурой в том смысле, который содержит статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а обнародование и использование его изображения осуществляется в данном случае не в связи с политической или общественной дискуссией, интерес к данному лицу не является общественно значимым.

Прокуратуру нельзя признать местом, открытым для свободного посещения.

Несмотря на то, что деятельность прокуратуры осуществляется гласно, а гражданам не запрещено посещать прокуратуру в режим ее работы, предусмотрено строго установленное время приема граждан, периодичность приема тем или иным прокурорским сотрудником.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 587 от 14.08.1992 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» объекты органов прокуратуры подлежат государственной охране.

Прием граждан осуществляется работниками прокуратуры в порядке очередности, лично, то есть без присутствия каких-либо посторонних лиц, не имеющих интереса в получении ответа на поставленный перед работником прокуратуры вопрос.

В связи с изложенным, оснований для получения изображений работника прокуратуры (фото, аудио, видеофиксация) без его согласия не имеется.

Из системного толкования норм статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что право сотрудников прокуратуры, осуществляющего личный прием граждан, запретить свою фото и видеосъемку не нарушает права заявителей, поскольку обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с его согласия.

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» регулирует отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе отношения, связанные с направлением и получением ответов на запросы, и не распространяет свое действие на порядок рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан.

В связи с чем, запрет на использование гражданином, обратившимся на личный прием в прокуратуру, видео и фотофиксации не нарушает его право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законным способом, поскольку возможность такой фиксации напрямую связана с необходимостью получения согласия самого работника прокуратуры, осуществляющего прием граждан.

Действующее законодательство не предусматривает право гражданина на осуществление контроля за деятельностью органов прокуратуры при разрешении его обращения, а статья 5 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I прямо устанавливает принцип недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора и не относит видео-, аудио- запись и фотосъемку в помещениях прокуратуры к информации, подлежащей раскрытию, в том смысле, который предусмотрен Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ.

Источник

Право граждан на фото, аудио, видеофиксацию личного приема

можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Смотреть фото можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Смотреть картинку можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Картинка про можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Фото можно ли вести аудиозапись в прокуратуре

В последнее время граждане все чаще изъявляют желание использовать при обращении в государственные органы и органы местного самоуправления различные технические устройства, посредством которых можно зафиксировать полученную информацию для использования в своих целях.

Не всегда жителей края интересует вопрос о законности такого применения средств фиксации информации на фото, аудио, видео аппаратуру.

Контроль граждан за деятельностью госорганов, организаций, предприятий, общественных объединений и должностных лиц основывается на принципах информационной открытости (Указ Президента Российской Федерации от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию»).

Вместе с тем, рассмотрение обращений граждан относится к сфере публичных (административных) правоотношений, в том числе при личном обращении в государственный орган, орган местного самоуправления.

При обращении в государственные органы и органы местного самоуправления гражданам необходимо руководствоваться принципом – «разрешено только то, что прямо предусмотрено».

Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом определено статьей 29 Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлен порядок правоведения личного приема граждан.

Работа, направленная на обеспечение личного приема граждан, занимает важное место в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, она позволяет изучать общественное мнение, предупреждать и пресекать правонарушения в различных сферах правоотношений. В ходе личного приема обеспечивается правовое просвещение населения о видах нарушений законодательства, о компетенции различных правоохранительных и контролирующих органов.

Основной задачей проведения личного приема граждан является реализация прав граждан, пришедших на личный прием в любые органы государственной власти и местного самоуправления получить ответы от уполномоченных лиц, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов.

Статьями 5 и 13 Закона № 59-ФЗ не предусмотрено производство гражданином аудио- и видеосъемки в ходе осуществления права на личное обращение.

Но и запрета на получение изображения гражданина применительно к его гражданско-правовой охране тоже не существует.

Статьи 23 и 24 Конституции России говорят нам, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Статья 152.1 Гражданского кодекса, предусматривающая охрану изображения гражданина, не запрещает получения таких изображений, нарушить ее можно только после их несанкционированного обнародования и дальнейшего использования, то есть без согласия того, кто изображен на фотографии.

В связи с чем, запрет на использование гражданином, обратившимся на личный прием в государственные органы и органы местного самоуправления, видео и фотофиксации не нарушает его право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законным способом, поскольку возможность такой фиксации напрямую связана с необходимостью получения согласия самого должностного лица государственного органа или органа местного самоуправления, осуществляющего прием граждан.

По закону Вы можете снимать на видео должностных лиц, которые исполняют свои обязанности в общественных местах.

Снимать должностное лицо в кабинете или другом служебном помещении можно только с его разрешения, поскольку это может повлечь за собой обнародование и дальнейшее использование изображений как иных граждан, реализующих право на личное обращение, так и руководителей государственного органа, органа местного самоуправления, уполномоченных лиц, обеспечивающих реализацию данного правомочия, без их согласия.

С учетом изложенного, отвечая на вопрос, возможна ли фото, аудио, видеофиксация гражданином, обратившимся на личный прием в государственной орган или орган местного самоуправления, однозначно можно сказать, что возможна, но лишь с согласия этого должностного лица, уполномоченного лица, сотрудника органа.

можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Смотреть фото можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Смотреть картинку можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Картинка про можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Фото можно ли вести аудиозапись в прокуратуре

Пожалуйста, подождите. Документ загружается.

Источник

О разъяснении порядка аудио- и видеофиксации действий (разговоров) сотрудников полиции?

Право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом закреплено в части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Такие ограничения, в частности, предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и некоторыми другими законодательными актами.

Применительно к деятельности полиции следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Таким образом, при решении вопроса о допустимости осуществления аудиозаписи и видеосъемки действий сотрудников полиции следует исходить не только из права граждан на получение информации, но учитывать и реализацию гарантированных статьей 23 Конституции Российской Федерации прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, а также права на охрану своего изображения (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, использование видео- и звукозаписывающей аппаратуры при разговоре с сотрудниками полиции возможно в случае отсутствия запрета на ее использование и при соблюдении гражданских прав иных лиц, чьи действия либо персональные данные могут стать объектом аудиозаписи или видеосъемки. В случае существования подобного ограничения сотрудник полиции в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» должен разъяснить причину и основания этого запрета.

Источник

Новости

Прокуратуры РФ

можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Смотреть фото можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Смотреть картинку можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Картинка про можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Фото можно ли вести аудиозапись в прокуратуре

Москва

можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Смотреть фото можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Смотреть картинку можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Картинка про можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Фото можно ли вести аудиозапись в прокуратуреГлавная можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Смотреть фото можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Смотреть картинку можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Картинка про можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Фото можно ли вести аудиозапись в прокуратуреЦентральный федеральный округ можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Смотреть фото можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Смотреть картинку можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Картинка про можно ли вести аудиозапись в прокуратуре. Фото можно ли вести аудиозапись в прокуратуреЛипецкая область

В связи с вопросами, возникающими в ходе осуществления полномочий в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре РФ», полагаем необходимым разъяснить требования относительно проведения видеосъемки в прокуратуре.

Действующий порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры не предусматривает фиксацию посетителем с помощью фото, аудио, видео записывающей аппаратуры хода личного приема.

Использование такой аппаратуры возможно с согласия прокурорского работника, производящего личный прием.

Принятие решения о запрете видеосъемки действующему законодательству не противоречит.

Произвольное осуществление гражданами видеозаписи в помещениях органов прокуратуры не допускается.

Реализация принципа гласности в организации и деятельности прокуратуры по смыслу ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I имеет ряд особенностей и рассматривается через призму доступа граждан к сведениям, подлежащим преданию гласности, за исключением не подлежащих разглашению, и информирования населения о состоянии законности, в том числе через средства массовой информации, через обращение граждан в органы прокуратуры.

В пунктах 44, 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» разъяснено, что без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимотолько когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.

Вместе с тем, по смыслу закона, если на прием заявитель приходит как частное лицо, а не как представитель какой-либо общественной организации либо должностное лицо органа государственной власти, видеозапись в кабинете работника прокуратуры при личном приеме осуществляется не в государственных, общественных или иных публичных интересах.

Осуществляя личный прием граждан, работник прокуратуры не является публичной фигурой в том смысле, который содержит ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ, а обнародование и использование его изображения осуществляется в данном случае не в связи с политической или общественной дискуссией, интерес к данному лицу не является общественно значимым.

Прокуратуру нельзя признать местом, открытым для свободного посещения.

Несмотря на то, что деятельность прокуратуры осуществляется гласно, а гражданам не запрещено посещать прокуратуру в режим ее работы, предусмотрено строго установленное время приема граждан, периодичность приема тем или иным прокурорским сотрудником.

Согласно постановлению Правительства РФ № 587 от 14.08.1992 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» объекты органов прокуратуры подлежат государственной охране.

Прием граждан осуществляется работниками прокуратуры в порядке очередности, лично, то есть без присутствия каких-либо посторонних лиц, не имеющих интереса в получении ответа на поставленный перед работником прокуратуры вопрос.

В связи с изложенным, оснований для получения изображений работника прокуратуры (фото, аудио, видеофиксация) без его согласия не имеется.

Из системного толкования норм ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ во взаимосвязи с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ следует, что право сотрудников прокуратуры, осуществляющего личный прием граждан, запретить свою фото и видеосъемку не нарушает права заявителей, поскольку обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с его согласия.

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» регулирует отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе отношения, связанные с направлением и получением ответов на запросы, и не распространяет свое действие на порядок рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан.

В связи с чем, запрет на использование гражданином, обратившимся на личный прием в прокуратуру, видео и фотофиксации не нарушает его право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законным способом, поскольку возможность такой фиксации напрямую связана с необходимостью получения согласия самого работника прокуратуры, осуществляющего прием граждан.

Действующее законодательство не предусматривает право гражданина на осуществление контроля за деятельностью органов прокуратуры при разрешении его обращения, а ст. 5 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I прямо устанавливает принцип недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора и не относит видео-, аудио- запись и фотосъемку в помещениях прокуратуры к информации, подлежащей раскрытию, в том смысле, который предусмотрен Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ.

Источник

Право граждан на фото, аудио, видеофиксацию личного приема должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления

Право граждан на фото, аудио, видеофиксацию личного приема должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления

Прежде всего, право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, закреплено в Основном Законе Российской Федерации (ст. 33, ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации).

Основной задачей проведения личного приема граждан является реализация прав граждан, пришедших на личный прием в любые органы государственной власти и местного самоуправления, а также в органы прокуратуры, получить ответы от уполномоченных лиц, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов.

Работа, направленная на обеспечение личного приема граждан занимает важное место в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, она позволяет изучать общественное мнение, предупреждать и пресекать правонарушения в различных сферах правоотношений. В ходе личного приема обеспечивается правовое просвещение населения о видах нарушений законодательства, о компетенции различных правоохранительных и контролирующих органов.

Реализуя свое право на обращение, гражданин вправе обратиться на прием к должностному лицу лично или через своего представителя, а также в случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, может получить ответ на обращение устно в ходе личного приема. В необходимых случаях гражданин вправе получить устные разъяснения действующего законодательства, а также разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обращаться. Также заявитель вправе потребовать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Граждане могут фотографировать и снимать на видеокамеру: пресс- конференции (если организаторы не запрещают видеосъемку); участников демонстраций, акций протеста, выступающих на этих мероприятиях; участников происшествий и столкновений; любых людей, случайно попавших в кадр при съемке всего вышеперечисленного (когда съемка таких людей не является целью), если человек не возражает (не закрывается руками, не протестует иным образом) или прямо соглашается на видеосъемку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *