можно ли вести аудиозапись в прокуратуре
Разъясняем: в органах прокуратуры не предусматривается фиксация с помощью фото, аудио, видеозаписывающей аппаратуры хода личного приема граждан
В связи с вопросами, возникающими в ходе осуществления полномочий в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», полагаем необходимым разъяснить требования относительно проведения видеосъемки в прокуратуре.
Действующий порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры не предусматривает фиксацию посетителем с помощью фото, аудио, видео записывающей аппаратуры хода личного приема.
Использование такой аппаратуры возможно с согласия прокурорского работника, производящего личный прием.
Принятие решения о запрете видеосъемки действующему законодательству не противоречит.
Произвольное осуществление гражданами видеозаписи в помещениях органов прокуратуры не допускается.
Реализация принципа гласности в организации и деятельности прокуратуры по смыслу ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I имеет ряд особенностей и рассматривается через призму доступа граждан к сведениям, подлежащим преданию гласности, за исключением не подлежащих разглашению, и информирования населения о состоянии законности, в том числе через средства массовой информации, через обращение граждан в органы прокуратуры.
В пунктах 44, 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимотолько когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.
Вместе с тем, по смыслу закона, если на прием заявитель приходит как частное лицо, а не как представитель какой-либо общественной организации либо должностное лицо органа государственной власти, видеозапись в кабинете работника прокуратуры при личном приеме осуществляется не в государственных, общественных или иных публичных интересах.
Осуществляя личный прием граждан, работник прокуратуры не является публичной фигурой в том смысле, который содержит статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а обнародование и использование его изображения осуществляется в данном случае не в связи с политической или общественной дискуссией, интерес к данному лицу не является общественно значимым.
Прокуратуру нельзя признать местом, открытым для свободного посещения.
Несмотря на то, что деятельность прокуратуры осуществляется гласно, а гражданам не запрещено посещать прокуратуру в режим ее работы, предусмотрено строго установленное время приема граждан, периодичность приема тем или иным прокурорским сотрудником.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 587 от 14.08.1992 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» объекты органов прокуратуры подлежат государственной охране.
Прием граждан осуществляется работниками прокуратуры в порядке очередности, лично, то есть без присутствия каких-либо посторонних лиц, не имеющих интереса в получении ответа на поставленный перед работником прокуратуры вопрос.
В связи с изложенным, оснований для получения изображений работника прокуратуры (фото, аудио, видеофиксация) без его согласия не имеется.
Из системного толкования норм статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что право сотрудников прокуратуры, осуществляющего личный прием граждан, запретить свою фото и видеосъемку не нарушает права заявителей, поскольку обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с его согласия.
Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» регулирует отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе отношения, связанные с направлением и получением ответов на запросы, и не распространяет свое действие на порядок рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан.
В связи с чем, запрет на использование гражданином, обратившимся на личный прием в прокуратуру, видео и фотофиксации не нарушает его право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законным способом, поскольку возможность такой фиксации напрямую связана с необходимостью получения согласия самого работника прокуратуры, осуществляющего прием граждан.
Действующее законодательство не предусматривает право гражданина на осуществление контроля за деятельностью органов прокуратуры при разрешении его обращения, а статья 5 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I прямо устанавливает принцип недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора и не относит видео-, аудио- запись и фотосъемку в помещениях прокуратуры к информации, подлежащей раскрытию, в том смысле, который предусмотрен Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ.
Право граждан на фото, аудио, видеофиксацию личного приема
В последнее время граждане все чаще изъявляют желание использовать при обращении в государственные органы и органы местного самоуправления различные технические устройства, посредством которых можно зафиксировать полученную информацию для использования в своих целях.
Не всегда жителей края интересует вопрос о законности такого применения средств фиксации информации на фото, аудио, видео аппаратуру.
Контроль граждан за деятельностью госорганов, организаций, предприятий, общественных объединений и должностных лиц основывается на принципах информационной открытости (Указ Президента Российской Федерации от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию»).
Вместе с тем, рассмотрение обращений граждан относится к сфере публичных (административных) правоотношений, в том числе при личном обращении в государственный орган, орган местного самоуправления.
При обращении в государственные органы и органы местного самоуправления гражданам необходимо руководствоваться принципом – «разрешено только то, что прямо предусмотрено».
Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом определено статьей 29 Конституции Российской Федерации.
Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлен порядок правоведения личного приема граждан.
Работа, направленная на обеспечение личного приема граждан, занимает важное место в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, она позволяет изучать общественное мнение, предупреждать и пресекать правонарушения в различных сферах правоотношений. В ходе личного приема обеспечивается правовое просвещение населения о видах нарушений законодательства, о компетенции различных правоохранительных и контролирующих органов.
Основной задачей проведения личного приема граждан является реализация прав граждан, пришедших на личный прием в любые органы государственной власти и местного самоуправления получить ответы от уполномоченных лиц, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов.
Статьями 5 и 13 Закона № 59-ФЗ не предусмотрено производство гражданином аудио- и видеосъемки в ходе осуществления права на личное обращение.
Но и запрета на получение изображения гражданина применительно к его гражданско-правовой охране тоже не существует.
Статьи 23 и 24 Конституции России говорят нам, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Статья 152.1 Гражданского кодекса, предусматривающая охрану изображения гражданина, не запрещает получения таких изображений, нарушить ее можно только после их несанкционированного обнародования и дальнейшего использования, то есть без согласия того, кто изображен на фотографии.
В связи с чем, запрет на использование гражданином, обратившимся на личный прием в государственные органы и органы местного самоуправления, видео и фотофиксации не нарушает его право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законным способом, поскольку возможность такой фиксации напрямую связана с необходимостью получения согласия самого должностного лица государственного органа или органа местного самоуправления, осуществляющего прием граждан.
По закону Вы можете снимать на видео должностных лиц, которые исполняют свои обязанности в общественных местах.
Снимать должностное лицо в кабинете или другом служебном помещении можно только с его разрешения, поскольку это может повлечь за собой обнародование и дальнейшее использование изображений как иных граждан, реализующих право на личное обращение, так и руководителей государственного органа, органа местного самоуправления, уполномоченных лиц, обеспечивающих реализацию данного правомочия, без их согласия.
С учетом изложенного, отвечая на вопрос, возможна ли фото, аудио, видеофиксация гражданином, обратившимся на личный прием в государственной орган или орган местного самоуправления, однозначно можно сказать, что возможна, но лишь с согласия этого должностного лица, уполномоченного лица, сотрудника органа.
Пожалуйста, подождите. Документ загружается.
О разъяснении порядка аудио- и видеофиксации действий (разговоров) сотрудников полиции?
Право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом закреплено в части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации.
Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Такие ограничения, в частности, предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и некоторыми другими законодательными актами.
Применительно к деятельности полиции следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.
Таким образом, при решении вопроса о допустимости осуществления аудиозаписи и видеосъемки действий сотрудников полиции следует исходить не только из права граждан на получение информации, но учитывать и реализацию гарантированных статьей 23 Конституции Российской Федерации прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, а также права на охрану своего изображения (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, использование видео- и звукозаписывающей аппаратуры при разговоре с сотрудниками полиции возможно в случае отсутствия запрета на ее использование и при соблюдении гражданских прав иных лиц, чьи действия либо персональные данные могут стать объектом аудиозаписи или видеосъемки. В случае существования подобного ограничения сотрудник полиции в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» должен разъяснить причину и основания этого запрета.
Новости
Прокуратуры РФ
Москва
Главная
Центральный федеральный округ
Липецкая область
В связи с вопросами, возникающими в ходе осуществления полномочий в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре РФ», полагаем необходимым разъяснить требования относительно проведения видеосъемки в прокуратуре.
Действующий порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры не предусматривает фиксацию посетителем с помощью фото, аудио, видео записывающей аппаратуры хода личного приема.
Использование такой аппаратуры возможно с согласия прокурорского работника, производящего личный прием.
Принятие решения о запрете видеосъемки действующему законодательству не противоречит.
Произвольное осуществление гражданами видеозаписи в помещениях органов прокуратуры не допускается.
Реализация принципа гласности в организации и деятельности прокуратуры по смыслу ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I имеет ряд особенностей и рассматривается через призму доступа граждан к сведениям, подлежащим преданию гласности, за исключением не подлежащих разглашению, и информирования населения о состоянии законности, в том числе через средства массовой информации, через обращение граждан в органы прокуратуры.
В пунктах 44, 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» разъяснено, что без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимотолько когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.
Вместе с тем, по смыслу закона, если на прием заявитель приходит как частное лицо, а не как представитель какой-либо общественной организации либо должностное лицо органа государственной власти, видеозапись в кабинете работника прокуратуры при личном приеме осуществляется не в государственных, общественных или иных публичных интересах.
Осуществляя личный прием граждан, работник прокуратуры не является публичной фигурой в том смысле, который содержит ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ, а обнародование и использование его изображения осуществляется в данном случае не в связи с политической или общественной дискуссией, интерес к данному лицу не является общественно значимым.
Прокуратуру нельзя признать местом, открытым для свободного посещения.
Несмотря на то, что деятельность прокуратуры осуществляется гласно, а гражданам не запрещено посещать прокуратуру в режим ее работы, предусмотрено строго установленное время приема граждан, периодичность приема тем или иным прокурорским сотрудником.
Согласно постановлению Правительства РФ № 587 от 14.08.1992 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» объекты органов прокуратуры подлежат государственной охране.
Прием граждан осуществляется работниками прокуратуры в порядке очередности, лично, то есть без присутствия каких-либо посторонних лиц, не имеющих интереса в получении ответа на поставленный перед работником прокуратуры вопрос.
В связи с изложенным, оснований для получения изображений работника прокуратуры (фото, аудио, видеофиксация) без его согласия не имеется.
Из системного толкования норм ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ во взаимосвязи с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ следует, что право сотрудников прокуратуры, осуществляющего личный прием граждан, запретить свою фото и видеосъемку не нарушает права заявителей, поскольку обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с его согласия.
Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» регулирует отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе отношения, связанные с направлением и получением ответов на запросы, и не распространяет свое действие на порядок рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан.
В связи с чем, запрет на использование гражданином, обратившимся на личный прием в прокуратуру, видео и фотофиксации не нарушает его право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законным способом, поскольку возможность такой фиксации напрямую связана с необходимостью получения согласия самого работника прокуратуры, осуществляющего прием граждан.
Действующее законодательство не предусматривает право гражданина на осуществление контроля за деятельностью органов прокуратуры при разрешении его обращения, а ст. 5 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I прямо устанавливает принцип недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора и не относит видео-, аудио- запись и фотосъемку в помещениях прокуратуры к информации, подлежащей раскрытию, в том смысле, который предусмотрен Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ.
Право граждан на фото, аудио, видеофиксацию личного приема должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления
Право граждан на фото, аудио, видеофиксацию личного приема должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления
Прежде всего, право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, закреплено в Основном Законе Российской Федерации (ст. 33, ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации).
Основной задачей проведения личного приема граждан является реализация прав граждан, пришедших на личный прием в любые органы государственной власти и местного самоуправления, а также в органы прокуратуры, получить ответы от уполномоченных лиц, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов.
Работа, направленная на обеспечение личного приема граждан занимает важное место в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, она позволяет изучать общественное мнение, предупреждать и пресекать правонарушения в различных сферах правоотношений. В ходе личного приема обеспечивается правовое просвещение населения о видах нарушений законодательства, о компетенции различных правоохранительных и контролирующих органов.
Реализуя свое право на обращение, гражданин вправе обратиться на прием к должностному лицу лично или через своего представителя, а также в случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, может получить ответ на обращение устно в ходе личного приема. В необходимых случаях гражданин вправе получить устные разъяснения действующего законодательства, а также разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обращаться. Также заявитель вправе потребовать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Граждане могут фотографировать и снимать на видеокамеру: пресс- конференции (если организаторы не запрещают видеосъемку); участников демонстраций, акций протеста, выступающих на этих мероприятиях; участников происшествий и столкновений; любых людей, случайно попавших в кадр при съемке всего вышеперечисленного (когда съемка таких людей не является целью), если человек не возражает (не закрывается руками, не протестует иным образом) или прямо соглашается на видеосъемку.