можно ли включать в счет за обслуживание в кафе
Законно ли включают «чаевые» в счет заказа?
Законно ли включают «чаевые» в счет заказа?
В сфере потребительских услуг (гостиничные услуги, такси, услуги общественного питания и др.) нередко используются чаевые, которые являются средством материального поощрения и стимулирования работников организаций, которые оказывают данные услуги. Чаевые не являются платой за услуги, а представляют собой надбавку к ней, которую клиент добровольно уплачивает обслужившим его работникам, если он остался доволен их работой.
Бывают случаи, когда приносят счет с уже включенной суммой чаевых, правомерно ли это?
Чаевые не являются частью цены даже при включении их в счёт отдельной строкой, указывающей на возможность (по желанию клиента) оплаты чаевых, размер которых определяется как процент от стоимости обслуживания. Такая сумма не является по своему существу платой за товар или оказанные услуги, а может расцениваться лишь как премиальные, предназначенные лично официанту.
Уплата чаевых не может рассматриваться в качестве обычая делового оборота, сложившегося и широко применяемого в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренного законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе п.1 ст.5 Гражданского кодекса Российской Федерации(далее ГК РФ), поскольку уплата чаевых представляет собой право, а не обязанность клиента, что исключает их рассмотрение в качестве обязательного к применению правила. За предоставляемую услугу общественного питания клиент уплачивает вознаграждение организации, которая оказала ему эту услугу. Уплачиваемые клиентом чаевые работникам данной организации представляют собой имущество (денежные средства), отчуждаемое в их собственность безвозмездно, т.е. без всякого встречного предоставления с их стороны. Выполнение работниками своих трудовых обязанностей не может рассматриваться в качестве встречного предоставления за чаевые, поскольку при выполнении своих обязанностей они действуют в рамках трудовых отношений с работодателем, от которого получают плату за свой труд. Безвозмездная передача денег клиентами работникам организации в виде чаевых отвечает признакам договора дарения, закреплённым в п.1 ст.572 ГК РФ. Такая сделка совершается в устной форме, поскольку законом для неё не предусмотрена обязательная письменная форма ст.574 ГК РФ и моменты её совершения и исполнения совпадают п.2 ст.161 ГК РФ. То обстоятельство, что клиенты дарят деньги не просто так, а за хорошее обслуживание, само по себе не свидетельствует о возмездности данных отношений. Согласно п.24Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ», наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю другие возмездные услуги, однако он не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. В соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 О защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они возмещаются изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объёме. Например: Гражданин М. в кафе сделал заказ. При предоставлении счета обнаружил, что в счет включена благодарность официанту в виде чаевых. Во-первых у потребителя ущемлены права и во-вторых возникают убытки. Следовательно, включение дополнительной цены в счёт за обслуживание не соответствует природе чаевых, а является неосновательно требуемой с потребителя денежной суммой. В данном случае потребитель самостоятельно решает либо не оплачивая счет обратиться к руководителю за разъяснениями, либо оплатить счет, а потом предъявить письменную претензию руководителю предприятия общественного питания.
Роспотребнадзор разъясняет, что с 1 января 2021 г. при наличии согласия клиента на оплату чаевых организация общественного питания вправе отразить их в чеке в качестве выручки в соответствии с законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники
Сообщается, что Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1515 утверждены Правила оказания услуг общественного питания, которые направлены на защиту прав потребителей.
Правилами устанавливаются требования к доведению до потребителя во всех случаях необходимого объема информации, на основании которого должна быть обеспечена возможность осуществления правильного выбора услуг.
В частности, исполнитель обязан довести до сведения потребителей в том числе следующую информацию:
— перечень услуг и условия их оказания;
— наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
— сведения об объеме (весе) порций готовых блюд и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;
— сведения о пищевой ценности продукции (включая калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления).
Также в Правилах прописано право потребителя получить услугу общественного питания в течение всего режима работы исполнителя.
Важное нововведение касается цен на услуги общественного питания. В Правилах прописано, что цена на услуги общественного питания должна определяться стоимостью продукции, указанной в меню (прейскуранте).
Кроме того, исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включенные в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте), и цену выбранных потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг.
То есть организации общественного питания вправе с согласия потребителя на оплату чаевых отразить их в чеке в качестве выручки в соответствии с законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники.
Правила оказания услуг общественного питания начнут действовать с 1 января 2021 года.
Законно ли, когда в ресторанах добавляют процент за обслуживание?
Все знают про неформальную традицию оставлять чаевые в ресторане, если кухня и обслуживание понравились. Платить или не платить чаевые — дело добровольное. В то же время нередко можно столкнуться с ситуацией, когда заведение общепита включает в общую сумму чека плату «за обслуживание». Обычно это 10% от общей суммы заказа. Чаще всего такой подход практикуют рестораны и кафе кавказской кухни. Разберёмся, насколько это законно, и что делать, если такой дополнительный процент стал для вас неприятным сюрпризом.
В соответствии со статьёй 16 закона РФ «О защите прав потребителей», запрещается обусловливать приобретение одних товаров и услуг обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), а также нельзя оказывать дополнительные услуги за плату без согласия потребителя. Если говорить простыми словами, то услугу «обслуживание» невозможно заказать без заказа еды и напитков. По сути рестораторы «навешивают» эту услугу к другим услугам, что незаконно.
Кроме того, согласно пункту 12 «Правил оказания услуг общественного питания», исполнитель обязан в доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах. При этом должны быть указаны цены в рублях. Указывать цены в процентах незаконно.
Таким образом, есть как минимум две причины признать дополнительный сбор «за обслуживание» незаконным.
Что делать
Если вы ещё до заказа увидели в меню сообщение о дополнительной плате за обслуживание, лучше пойти в другой ресторан. Это признак, что в этом заведении сквозь пальцы смотрят на соблюдение законов. Кто знает, как в таком заведении относятся к соблюдению санитарно-гигиенических норм?
Если плата за обслуживание стала для вас сюрпризом, то вы в полном праве отказаться оплачивать эту строку чека. Рекомендуем спокойно пригласить администратора и объяснить ему о незаконности взимания дополнительной платы за сервис и обслуживание. Можете сообщить, что в случае разногласий можете обратиться в Роспотребнадзор с просьбой провести проверку этого заведения. Сообщите, что вы готовы решить этот спор в судебном порядке. Обычно этого бывает достаточно, чтобы решить вопрос на месте в вашу пользу.
Можно ли включать чаевые в счет или брать сервисный сбор за обслуживание банкетов
В конце 2020 года многих рестораторов встревожила новость о запрете чаевых и сервисных сборов с банкетов. По версии многих новостных сайтов их запретили в связи с принятием новых правил обслуживания в заведениях общепита. Так ли это на самом деле, разберем детально и с примерами из судебной практики.
Новые Правил оказания услуг общественного питания были приняты 21.09.2020 и вступили в силу с 1 января 2021 года. И действительно, в них есть запрет на навязывание дополнительных услуг, на которые потребитель не давал согласия. Давайте сравним старую и новую редакцию правил.
Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» | Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1515 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» |
24. Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю другие возмездные услуги. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. | 19. Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю приобрести услуги по организации досуга и другие услуги, однозначно указав на их возмездный или безвозмездный характер и предоставив возможность ознакомиться с необходимой информацией о таких услугах в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил. При этом в соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»: исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включенные в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте), и цену выбранных потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг; потребитель вправе отказаться от оплаты таких дополнительных услуг (расходов), а если они оплачены, — потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. |
Как мы видим, новая редакция более подробно изложила правила, однако по сути ничего не поменялось, это и так было в Законе «О защите прав потребителей». Плата за сервис (например, во время банкетов), музыкальное сопровождение и другое должны быть согласованы с потребителем и не могут быть навязаны.
Примеры из судебной практики на этот счет можно найти и до принятия новых правил. Так, например, еще в 2009 году арбитражный суд признал незаконным навязанную плату за музыкальное сопровождение в одном из ресторанов, и оставил в силе постановление о назначении штрафа в 10 тыс. руб. (Постановление ФАС Уральского округа от 26.01.2009 N Ф09-10590/08-С1 по делу N А60-16106/08).
Признали незаконным обязательный сервисный сбор 5%, штраф 10 тыс.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.06.2020 N Ф07-2744/2020
На ресторан поступила жалоба от посетителя в связи с неправомерным взимания сервисного сбора в размере 5% от суммы заказа. Обстоятельства, изложенные в обращении потребителя, нашли свое подтверждение при проведении контрольной закупки: при входе в зал обслуживания ресторана «Токио-Сити» сотрудникам Управления Роспотребнадзора вручили буклеты с информацией о введении сервисного сбора в размере 5%. При этом до посетителей информация о том, что сервисный сбор взимается только с их согласия и о возможности отказа от его уплаты, не была доведена.
В судебных заседаниях потребитель, написавший жалобу, также подтвердил, что при посещении ресторана его сотрудники не разъяснили возможность отказа от уплаты данного сервисного сбора. Более того, данный сбор без согласия посетителя был включен в чек (представлен в материалы дела), а отказ от оплаты и стал причиной конфликта с администрацией.
Таким образом, факт безальтернативного включения отдельной строкой дополнительного платежа к стоимости заказа в качестве оплаты услуги «сервисный сбор» доказан, что ущемляет права потребителей и образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Признали незаконным обязательный сервисный сбор 10%, штраф 10 тыс.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2020 N 13АП-2946/2020 по делу N А56-87950/2019
В ходе проверочных мероприятий Управлением установлено, что в меню ресторана («Пхали-Хинкали» по адресу СПб, ул. Б.Морская, д. 27) и на официальном сайте Общества (ресторан «Пхали-Хинкали») для неограниченного круга лиц размещена следующая информация соответственно: «действует система сервисного сбора при бронировании от 6 гостей и более; в выходные и праздничные дни 10% включается в счет», «при бронировании стола в пятницу, субботу, воскресенье и в праздничные дни, а также всем компаниям от 6 человек — в чек гостей включается сервисный сбор 10%»; — взимание указанного выше сбора Общество мотивирует применением формы обслуживания «а ля карт», т.е. полное обслуживание официантами; — при этом в удобном и доступном для потребителей месте не размещена какая-либо информация о необязательности указанной выше формы обслуживания (о возможности потребителя отказаться от нее) и, следовательно, необязательности уплаты указанного выше платежа/сбора; таким образом, указанная выше услуга оказывается потребителям безальтернативно, а сервисный сбор взимается, по сути, принудительно.
Пунктом 3 статьи 16 Закона о защите прав потребителей, пунктом 24 Правил N 1036 определено, что исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
Таким образом, навязывать уплату чаевых, сервисных сборов, плату за обслуживание на банкете незаконно, и это не нововведения 2021 года, указанные правила действовали и ранее, что мы можем увидеть из примеров практики правоприменения.
Однако на практике такой запрет вызывает возмущение у многих владельцев заведений общепита. Если включать чаевые в счет при единичных заказах и так почти у кого не принято, то с банкетами совсем другая ситуация. При заказе свадеб, корпоративов заранее составляется смета, и на самом мероприятии гости как правило чаевые не оставляют. Официантам обслуживать гостей без чая не очень интересно, т.к. чаевые частенько составляют значительную часть от общего заработка. Поэтому менеджеры при оформлении банкетов заранее включают в смету плату за обслуживание (обычно 10% от суммы), чтобы оплатить из этой части работу официантов.
Как же быть, если навязывание платы за обслуживание запрещено, и за это можно даже получить штраф. Очень просто. Дайте своему юристу задание составить договор на банкетное обслуживание, в нем нужно предусмотреть плату за обслуживание официантами. Ведь запрещено не само взимание чаевых, а навязывание оплаты работы официантов без согласия. Если заказчик банкета согласился (подписал договор), то претензий не будет. Не все оформляют договор на банкет, т.к. в последствии смету дополняют, меняют, и каждый раз приходится собираться очно и переподписывать документы. Но не все знают, что для удобства какие-то условия можно досогласовать дистанционно, на этот счет существуют уже отработанные юридические схемы. Также стоит проверить ваши локальные правила, там не должно быть подобных правил, ущемляющих права потребителя. Ведь штраф можно получить не только за неправильно составленный договор, но и за ошибки в составлении локальных правил. Кроме того, грамотно составленный договор на банкетное обслуживание и внутренние правила помогут избежать злоупотреблений со стороны потребителя (например, когда за два дня до банкета просят вернуть аванс назад и отменяют мероприятие).
Автор: Юлия Вербицкая, HoReCa-юрист, магистр частного права
Подпишитесь на новые статьи:
Заказать разработку правил посещения для заведения общепита. Хорошо разработанные правила помогают в работе вашим администраторам, менеджерам, охранникам выстраивать грамотный диалог с гостями, в т.ч. с «проблемными» клиентами. Сотрудникам проще принять решение, когда условия посещения четко закреплены, проще обосновать спорные моменты гостям, когда есть письменный документ. Подробнее…
Законно ли взимание платы за обслуживание («чаевых») в ресторанах, кафе и других организациях общественного питания
Анализируя вышеизложенное напрашивается вывод, что организации, которые включают в счет процент за обслуживания ущемляют права потребителей. Так ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» четко определено, что запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Подводя итог под вышесказанному, делаем вывод, что взимание фиксированной или процентной платы от суммы счета за обслуживания не находит под собой правовых оснований и потребитель вправе ее не оплачивать или требовать ее возврата, если оплата была осуществлена. Уплата «чаевых» носит добровольный характер и не может вменяться как обязанность.
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г. Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89
|