можно ли вне контекста правильно написать следующие слова примерять примирять
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемtusiks.ucoz.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » ТИПЫ ОМОНИМОВ ЗАДАНИЕ 1. ЗАДАНИЕ 2. ЗАДАНИЕ 3.. Задание 1. Выпишите вначале лексические омонимы, а затем омоформы. Бак (сосуд) бак (часть палубы корабля);» — Транскрипт:
1 ТИПЫ ОМОНИМОВ ЗАДАНИЕ 1. ЗАДАНИЕ 2. ЗАДАНИЕ 3.
2 Задание 1. Выпишите вначале лексические омонимы, а затем омоформы. Бак (сосуд) бак (часть палубы корабля); Болтун (пустослов) болтун (насиженное яйцо без зародыша); Постой (существительное) постой (глагол); Стекла (род.падеж сущ. стекло) стекла (глагол); Кран (водопроводный) кран (подъёмный); Выдержка (цитата) выдержка (самообладание); Мечи (мн.число от меч) мечи (глагол); Рой (существительное) рой (глагол)
3 ОМОФОРМЫ Постой (существительное) постой (глагол); Стекла (род.падеж сущ. стекло) стекла (глагол); Мечи (мн.число от меч) мечи (глагол); Рой (существительное) рой (глагол) ОМОНИМЫ Бак (сосуд) бак (часть палубы корабля); Болтун (пустослов) болтун (насиженное яйцо без зародыша); Выдержка (цитата) выдержка (самообладание); Кран (водопроводный) кран (подъёмный);
4 Задание 2. Просклоняйте письменно слово поле в единственном и множественном числе. В каких падежах это слово имеет омоформы или омографы?
5 И.П. Что? Поле поля Р.П. Чего? Поля полей Д.П. Чему? Полю полям В.П. Что? Поле поля Т.П. Чем? Полем полями П.П. О чём? О поле о полях ОМОГРАФЫ: ПО’ЛЮ ПОЛЮ’ (пишутся одинаково, но имеют разное значение и звучание) ОМОФОРМЫ: ПОЛЕМ (существительное) ПОЛЕМ (глагол); ПОЛЕЙ (существительное) ПОЛЕЙ (глагол в повелительном наклонении) слова разных частей речи, в некоторых формах совпадающие по звучанию и написанию.
7 Данные слова записать вне контекста нельзя, т.к. они звучат одинаково, но по-разному пишутся и имеют разное значение. Такие слова называются омофонами. ПримЕрять (примерка) платье примИрять (мир) поссорившихся друзей, стОрожил (сторож)объект стАрожил (старый житель) рассказывал о небывалых морозах, плач (сущ. м.р.) ребёнка плачЬ (глагол повелительного наклонения) громко, сИдеть дома (сидя) сЕдеть (седенький) от горя.
Проверочная работа по теме «Лексика и фразеология»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
по теме Лексика и фразеология»
К выделенным словам подберите синонимы:
2. Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:
1) бедная растительность б) скромная
2) богатый опыт б) убогий
3) полный ответ б) частичный
Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова? Как называется это явление омонимии? Напишите словосочетания или предложения, где будет показано разное лексическое значение.
Прим…рять — прим. рять
ст. рожил — ст. рожил
1. Оказаться в цейтноте.
2. Играть первую скрипку.
4. Позолотить пилюлю.
5. Замените данные фразеологизмы словами-синонимами запишите их.
1. Остаться с носом.
3. Куда глаза глядят.
4. Почить на лаврах.
5. Семи пядей во лбу.
6. Укажите, какие внешние грамматические признаки, способствующие обособлению, имеются у выделенных слов. Установите, что препятствует их обособлению. Укажите в скобках синонимы
1. Вася согласился скрепя сердце.
2. Ушел несолоно хлебавши.
3. Он работал не покладая рук.
7. Найдите ошибки, допущенные в данных предложениях. Запишите исправленный вариант.
1. Друзья остались друг с другом наедине.
2. Мы поднялись рано чем свет.
3. Я работаю аккуратно со дня на день.
4. Ученик растерял карандаши все как один.
8.Найдите примеры речевой избыточности.
Напишите исправленный вариант
1. Долгие и продолжительные аплодисменты.
2. Информационное сообщение.
3. Памятный сувенир.
4. Мужественный и смелый человек.
5. Тем не менее, однако, вам следует написать объяснительную записку.
9. Напишите, какие стилистические фигуры языка и выразительные средства используются в предложениях.
1. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.
3. Обеды задавал он отличные.
4. Кто не мечтал отдохнуть и набраться сил?
5. Лишь только ночь своим покровом
Верхи Кавказа осенит,
Лишь только мир волшебным словом
Лишь только ветер над скалою
Увядшей шевельнёт травою.
7. У Елены беда тут стряслась. Большая. И не сразу понятная.
8. Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.
9. Тощая спина рыдающим голосом отражала нападение.
10.Влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной.
11. Но чаще занимали страсти умы пустынников моих.
13. Градоначальник был столь малого роста, что не мог уместить законов.
14. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость.
16. Грохочет тишина, моих не слыша слов.
10. В каком ряду не все слова являются синонимами?
1) журить, ругать, бранить
2) опасаться, робеть, трусить
3) возражать, протестовать, осуждать
4) бродить, блуждать, слоняться
11. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
1) сорвать маску, вывести на чистую воду, вывести в люди
2) вставлять палки в колеса, перебегать дорогу, портить обедню
3) втирать очки, водить за нос, морочить голову
4) тянуть лямку, гнуть спину, проливать пот
12. Укажите, в каком случае выделенные слова являются паронимами.
4) надеть костюм — одеть ребёнка
13. В каком предложении слово одеть употреблено неправильно?
1. Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю.
2. Дарья Петровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
3. Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу.
4. Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти работу.
14. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?
1) капля в море, сколько душе угодно
2) взять себя в руки, заваривать кашу
3) выеденного яйца не стоит, цены нет
15. В каком предложении нет фразеологического оборота?
1. Сам я стараюсь держаться с ними не на дружеской ноге, а в пределах служебного приличия.
2. Он объявил им, что ноги его не будет в этом доме.
3. Девочка сидела на диване, поджав ноги.
4. Можно было подумать, что еще нога не ступала в этих диких местах.
16. Определите значение фразеологического оборота, выберите правильный ответ.
1) строить замки на песке:
а) основываться на ненадежных данных
б) заниматься строительством
2) ничтоже сумняшеся:
а) вместе с кем-либо
4) класть под сукно:
а) без продвижения (о просьбе, деловой бумаге)
б) уделять пристальное внимание чему-либо
в) надеяться на что-либо
17. В каком ряду есть устаревшее слово?
1) макароны, пробежать, асфальт, морской
2) накануне, ненастье, троллейбус, маленький
3) конкуренция, десять, вертеться, расходы
4) крыша, гнать, мясной, чело
18. В каком предложении есть новое слово (неологизм)?
1. В музее хранилась кольчуга древнерусского воина.
2. Всё украшало кабинет философа в осьмнадцать лет.
3. Наверху располагалась огромная библиотека.
4. Были мы люди, а стали людьё.
21. Какой прием использован в предложении?
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
22. Группировка определений по нарастанию ила ослаблению эмоционально-смысловой значимости это.
К выделенным словам подберите синонимы:
2. Выберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:
1) бедная растительность б) скромная
2) богатый опыт б) убогий
3) полный ответ б) частичный
3. Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова? Как называется это явление омонимии? Напишите словосочетания или предложения, где будет показано разное лексическое значение.
впереме. ку — впёреме…ку
Вывести на чистую воду.
5. Замените данные фразеологизмы словами-синонимами запишите их.
1. Семи пядей во лбу.
2. Держать нос по ветру.
4. Положить в долгий ящик.
5. Почить на лаврах.
6. Укажите, какие внешние грамматические признаки, способствующие обособлению, имеются у выделенных слов. Установите, что препятствует их обособлению. Укажите в скобках синонимы
1. Испуганные девочки бежали сломя голову.
2. Видно было, что он примчался сюда не переводя духа.
3. В работу ринулись засучив рукава.
7. Найдите ошибки, допущенные в данных предложениях. Запишите исправленный вариант.
1. Мечик навзничь упал на землю и уткнулся лицом в ладони.
2. Я стараюсь учиться во весь дух.
3. Школьники во все лопатки спешили на урок.
4. Я потерял сознание, упав в обморок, и лишился чувств.
8. Найдите примеры речевой избыточности. Напишите исправленный вариант
1. Интенсивные продолжительные тропические ливни.
2. Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.
3. По песку ступали ступни ее ног.
4. Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук.
5. Это был первый дебют начинающего актера.
9. Напишите, какие стилистические фигуры языка и выразительные средства используются в предложениях.
1. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.
3. Обеды задавал он отличные.
4. Кто не мечтал отдохнуть и набраться сил?
5. Лишь только ночь своим покровом
Верхи Кавказа осенит,
Лишь только мир волшебным словом
Лишь только ветер над скалою
Увядшей шевельнёт травою.
7. У Елены беда тут стряслась. Большая. И не сразу понятная.
8. Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.
9. Тощая спина рыдающим голосом отражала нападение.
10.Влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной.
11. Но чаще занимали страсти умы пустынников моих.
13. Градоначальник был столь малого роста, что не мог уместить законов.
14. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость.
16. Грохочет тишина, моих не слыша слов.
11. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?
12. Выпишите лишнее слово в синонимическом ряду.
1) выполнить, реализовать, привести, осуществить
2) храбрый, веселый, отважный, бесстрашный
3) мысли, думы, размышления, чувства
4) воображение, фантазия, вымысел, мечта
13. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
1) сорвать маску, вывести на чистую воду, вывести в люди
2) вставлять палки в колеса, перебегать дорогу, портить обедню
3) втирать очки, водить за нос, морочить голову
4) тянуть лямку, гнуть спину, проливать пот
14. Укажите, в каком случае выделенные слова являются паронимами.
4) надеть костюм — одеть ребёнка
15. В каком предложении слово одеть употреблено неправильно?
1. Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю.
2. Дарья Петровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
3. Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу.
4. Андрей приютил племянника, одел и обул его. помог найти работу.
16. Какие из выделенных слов являются антонимами?
17. Какое выражение не является фразеологизмом?
1) ни рыба ни мясо 3) ни сном ни духом
2) ни два ни полтора 4) ни вчера, ни сегодня
18. Определите значение фразеологического оборота, выберите правильный ответ.
1) крокодиловы слезы:
б) лицемерная жалость
2) разделать под орех:
в) сильно ругать, распекать
3) на чужом пиру похмелье:
а) неприятность из-за других
б) радость у соседей
в) участвовать в чем-либо
4) из любви к искусству:
а) ради самого занятия, без корыстных целей
б) быть ценителем прекрасного
в) преследовать корыстные цели
19. В каком ряду есть историзм?
1) барщина, карамелька, портить, кустарник
2) атмосфера, деятель, научиться, хороший
3) рассказ, соревнование, вприкуску, ремонт
4) обои, покрывало, инструмент, нехватка
20. В каком предложении есть новое слово (неологизм)?
1. В музее хранилась кольчуга древнерусского воина.
2. Всё украшало кабинет философа в осьмнадцать лет.
3. Наверху располагалась огромная библиотека.
4. Были мы люди, а стали людьё.
21. Группировка определений по нарастанию ила ослаблению эмоционально-смысловой значимости это.
22. Какой прием использован в предложении? О чем ты воешь, ветр ночной?
24. Какой прием использован в предложении? Я три тарелки съел.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: 36232032225
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация на тему: Типы омонимов
ТИПЫ ОМОНИМОВ ЗАДАНИЕ 1. ЗАДАНИЕ 2. ЗАДАНИЕ 3.
Задание 1. Выпишите вначале лексические омонимы, а затем омоформы. Бак (сосуд) бак (часть палубы корабля); Болтун (пустослов) болтун (насиженное яйцо без зародыша); Постой (существительное) постой (глагол); Стекла (род.падеж сущ. стекло) стекла (глагол); Кран (водопроводный) кран (подъёмный); Выдержка (цитата) выдержка (самообладание); Мечи (мн.число от меч) мечи (глагол); Рой (существительное) рой (глагол)
ОМОФОРМЫ Постой (существительное) постой (глагол); Стекла (род.падеж сущ. стекло) стекла (глагол); Мечи (мн.число от меч) мечи (глагол); Рой (существительное) рой (глагол) ОМОНИМЫ Бак (сосуд) бак (часть палубы корабля); Болтун (пустослов) болтун (насиженное яйцо без зародыша); Выдержка (цитата) выдержка (самообладание); Кран (водопроводный) кран (подъёмный);
Задание 2. Просклоняйте письменно слово поле в единственном и множественном числе. В каких падежах это слово имеет омоформы или омографы?
И.П. Что? Поле поля Р.П. Чего? Поля полей Д.П. Чему? Полю полям В.П. Что? Поле поля Т.П. Чем? Полем полями П.П. О чём? О поле о полях ОМОГРАФЫ: ПО’ЛЮ ПОЛЮ’ (пишутся одинаково, но имеют разное значение и звучание) ОМОФОРМЫ: ПОЛЕМ (существительное) ПОЛЕМ (глагол); ПОЛЕЙ (существительное) ПОЛЕЙ (глагол в повелительном наклонении) слова разных частей речи, в некоторых формах совпадающие по звучанию и написанию.
Данные слова записать вне контекста нельзя, т.к. они звучат одинаково, но по-разному пишутся и имеют разное значение. Такие слова называются омофонами. ПримЕрять (примерка) платье примИрять (мир) поссорившихся друзей, стОрожил (сторож)объект стАрожил (старый житель) рассказывал о небывалых морозах, плач (сущ. м.р.) ребёнка плачЬ (глагол повелительного наклонения) громко, сИдеть дома (сидя) сЕдеть (седенький) от горя.