можно ли во время месячных ходить на кладбище мусульманам
Посещение кладбища во время месячных
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.
Вначале разберём вопрос относительно посещения могил женщинам.
В первые дни ислама посещать могилы было запрещено и мужчинам, и женщинам. Обоснованной тому причиной были подозрения, что арабы, только принявшие ислам и очистившиеся от язычества, сочтут право на посещение могил еще и разрешением проводить там ритуалы поклонения могилам.
Когда исламское мировоззрение таухида (единобожия) прочно утвердилось в сознании мусульман, причин для таких опасений уже не было. Соответственно, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) снял этот запрет и даже стал поощрять мусульман к посещению могил из-за очевидной пользы от этих посещений. Передает Саубан, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«В прошлом я запрещал вам посещать могилы, но теперь посещайте их, ибо это напомнит вам о грядущем мире» (Ибн Маджа).
Поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал об этом в общих словах, ученые разошлись во мнении по поводу точного толкования его изречения. Одни ученые (из них Имам Абу Ханифа) говорят, что это разрешение касается как мужчин, так и женщин, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не указывал, что это разрешение касается только мужчин.
Также передает имам Муслим от Барида, что Аль-Хайр Ар-Раад сказал:
«Если посещение могил (кладбищ) возобновляет страдания и слезы, и все то, что влечет за собой обычаи оплакивания усопших, тогда запрещено посещать могилы женщинам, и на это указывает хадис:
Но если их посещают для назидания и сожаления, тогда можно».
Также Ибн Кудама передает от имама Ахмада, что нет порицания («макрух») в посещении могил женщинами, и в доказательство приводит хадис Саубана. Хадис несёт общий смысл, в нем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился как к мужчинам, так и к женщинам.
Однако другие ученые заявили, что к женщинам это разрешение не относится и им запрещено посещать могилы. Они подкрепляют свое мнение другим изречением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
«Аллах проклял женщин, которые посещают могилы» (Ат-Тирмизи).
Также первая группа ученых подкрепляет свое мнение хадисами о том, что женщинам разрешено посещать могилы. Один из них передан в сборнике хадисов «Сахих» Аль- Бухари. Он гласит, что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел женщину, которая плакала над могилой. Он посоветовал ей быть терпеливой. Однако нигде не упомянуто, что он сказал ей, что женщинам запрещено посещать могилы. Следовательно, если бы посещение могил было харам (запрещенным) для женщин, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал бы ей об этом.
Что касается хадиса, который приводит в поддержку своего мнения вторая группа ученых, то первая группа ученых истолковывает его так, что он касается тех женщин, которые часто посещают могилы для причитания и стенания.
Это толкование выглядит более правдоподобным, если учесть, что арабы-язычники нанимали людей (обычно женщин) для того, чтобы те совершали ритуал причитания и стенания на могилах.
Мнение второй группы ученых подтверждают и сведения, переданные Аишей. Когда кто-то высказался против того, чтобы она посещала могилу брата, она сказала, что этот запрет действовал только в первые дни распространения ислама, а впоследствии Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) это разрешил. Считают, что точно так же полагала и Умм Атиййя, которая сказала: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда строго не запрещал женщинам посещать могилы».
В заключение нужно заметить, что вопрос о посещении женщинами могил был предметом споров между учеными прошлых эпох. Проверив различную информацию по этому поводу, имам Аль-Куртуби пришел к выводу, что женщины могут посещать могилы, но при этом обязаны воздерживаться от причитаний и стенаний. Этого же мнения придерживаются имамы Хаджар и Аш-Шаукани.
Что касается женщин во время менструации, а также «джунуба», то на них распространяется такой же «хукм» (норма) как и на всех остальных, в вопросе посещения могил, поскольку нет доказательства, указывающего на разницу между ними.
Можно ли женщинам посещать кладбище?
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Вопрос посещения кладбища женщинами – это известный вопрос, относительно которого у учёных имеются разногласия. Согласно основополагающему мнению (му’тамад) в шафиитском мазхабе, мусульманке нежелательно посещать кладбище. Приведём высказывания шафиитских факихов по этому поводу.
Шейх уль-Ислам Закария аль-Ансари (823–926 гг. х.) (да помилует его Аллах) пишет в книге «Аль-Асна аль-Маталиб» (1/331):
(فَرْعٌ تُسْتَحَبُّ زِيَارَةُ الْقُبُورِ) أَيْ قُبُورِ الْمُسْلِمِينَ (لِلرَّجُلِ) لِخَبَرِ مُسْلِمٍ «كُنْت نَهَيْتُكُمْ عَنْ زِيَارَةِ الْقُبُورِ فَزُورُوهَا فَإِنَّهَا تُذَكِّرُ الْآخِرَةَ» (وَتُكْرَهُ لِلْمَرْأَةِ) لِجَزَعِهَا، وَإِنَّمَا لَمْ تَحْرُمْ عَلَيْهَا «لِقَوْلِ عَائِشَةَ قُلْت كَيْفَ أَقُولُ يَا رَسُولَ اللَّهِ تَعْنِي إذَا زُرْت الْقُبُورَ قَالَ قُولِي السَّلَامُ عَلَى أَهْلِ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَيَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ، وَإِنَّا إنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ» رَوَاهُ مُسْلِمٌ، وَأَمَّا خَبَرُ «لَعَنَ اللَّهُ زَوْرَاتِ الْقُبُورِ» فَمَحْمُولٌ عَلَى مَا إذَا كَانَتْ زِيَارَتُهُنَّ لِلتَّعْدِيدِ وَالْبُكَاءِ وَالنَّوْحِ عَلَى مَا جَرَتْ بِهِ عَادَتُهُنَّ (إلَّا قَبْرَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) فَلَا تُكْرَهُ لَهَا زِيَارَتُهُ بَلْ تُنْدَبُ كَمَا يُعْلَمُ مِنْ بَابِ الْحَجّ، وَهَذَا مِنْ زِيَادَتِهِ هُنَا وَيَنْبَغِي كَمَا قَالَ ابْنُ الرِّفْعَةِ وَالْقَمُولِيُّ أَنْ تَكُونَ قُبُورُ سَائِرِ الْأَنْبِيَاءِ وَالْأَوْلِيَاءِ كَذَلِكَ
«Мужчине желательно посещать могилы, то есть могилы мусульман, согласно хадису, который передал Муслим: “Раньше я запрещал вам посещать могилы, а отныне посещайте их, ибо они напоминают о будущей жизни”. Женщине нежелательно посещать могилы по причине её склонности к скорби, однако это не запрещено ей.
От Айши (да будет доволен ею Аллах) передано, что она спросила Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “О Посланник Аллаха, когда я посещаю кладбище, что мне нужно говорить?”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Cкажи: “Ас-саляму ‘аля ахли д-дийари мин аль-му’минина ва-ль-муслимин, ва йархаму Ллаху ль-мустакъдимина минна ва-ль-муста’хырин ва инна ин ша’а Ллаху би-кум ляхыкун”. (Мир Аллаха вам, о обитель верующих людей! Да смилуется Аллах над предыдущими и последующими за ними мусульманами! И мы, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!)”. (Муслим)
А что касается хадиса: “Аллах проклял женщин, посещающих могилы”, то это относится к ситуации, когда их посещение сопровождается оплакиванием, рыданием, рёвом, как это обычно бывает.
[Женщине нежелательно посещать могилы], за исключением могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Напротив, ей желательно посетить её, как ясно указано в главе о хадже. Это из дополнений [Ибн аль-Мукри]. Сюда также относится, как сказали Ибн ар-Риф’а и аль-Камулий, посещение могил других пророков и приближённых к Аллаху людей (авлия)». Конец цитаты.
Шейх Абу Бакр ад-Димьяти аль-Бакри (умер в 1300 г. х.) (да помилует его Аллах) пишет в книге «И’анат ат-Талибин» (2/161):
«Женщине нежелательно посещать могилы, так как есть большая вероятность, что это может вызвать у них рыдания и крики из-за их мягкосердечия, глубокой печали и потому, что они тяжело переносят невзгоды.
Однако [посещение могил] не запрещено, [поскольку] однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проходил мимо женщины, которая плакала над могилой. Увидев её, он обратился к ней с наставлением: “Бойся Аллаха и проявляй терпение!” (аль-Бухари и Муслим), и если бы посещение [могил] было запретным, то он запретил бы ей это.
В хадисе говорится, что госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила: “О Посланник Аллаха, когда я посещаю кладбище, что мне нужно говорить?”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Cкажи: “Ас-саляму ‘аля ахли д-дийари мин аль-му’минина ва-ль-муслимин, ва йархаму Ллаху ль-мустакдимина минна ва-ль-муста’хырин Ва инна ин ша’а Ллаху би-кум ляхыкун””. (Муслим)
И [посещение могил не запрещено] в том случае, если выход женщины не сопровождается смутой (например, из-за того, что она накрашена, наряжена и т. д.), в противном случае нет сомнений, что такое посещение запретно. Сюда относится достоверный хадис: “Аллах проклял женщин, посещающих могилы”». Конец цитаты.
Важные правила, которая обязана соблюдать женщина при посещении кладбища:
1. не выходить из дома накрашенной и надушенной, надевать для этого скромную одежду;
2. не смешиваться с мужчинами;
3. посещать кладбище с одним из своих махрамов (близкий родственник), если оно находится за пределами населённого пункта;
4. сохранять спокойствие на кладбище, не издавая криков и воплей;
5. целью посещения могил должно было назидание, например, вспоминание о смерти.
Шейх Ахмад аль-Къальюби (умер в 1069 г. х.) (да помилует его Аллах) пишет в своём труде «Хашият» (1/477):
وتحرم على معتدة ولو عن وفاة وبغير إذن حليل
«Женщине, соблюдающей срок идды[1] после смерти мужа, запрещается посещать кладбище. Также [замужней женщине запрещено посещать кладбище] без разрешения мужа».
Таким образом, согласно основополагающему мнению (му’тамад), женщине нельзя посещать могилы в период срока идды, даже если это могила её мужа. Также замужней женщине нельзя посещать кладбище без разрешения своего мужа.
А Аллах знает лучше.
[1] Идда – это определённый срок, который женщина выжидает по случаю развода или смерти мужа, чтобы вновь выйти замуж.
Можно ли посещать кладбище женщине с менструацией
Наверняка вы тоже слышали, что такой естественный процесс, как женская менструация, демонизируется в разных религиозных и мистических культах. Если вам тоже интересно разобраться, из каких соображений это происходит, то давайте вместе поразмыслим.
Как обычно, разберем этот вопрос со стороны церковников, мистификаторов, психологов и медиков.
Что говорит религия про посещения кладбища женщин с месячными
Православие
Наши священники беспокоятся о том, что женщина во время гормональных скачков в менструальном цикле может быть злой, раздражительной. А в таком состоянии нельзя ходить к мертвым – это может побеспокоить их.
Некоторые считают, что приход на кладбище женщины с кровотечением может считаться оскорблением как для бога, так и для покоящихся на этом погосте.
Однако, считается общепринятым, что женщинам в христианстве нельзя бывать в церкви, ставить там свечи, ходить на кладбище во время менструации. Свечка, поставленная женщиной в «критические дни» якобы горит во славу Сатане.
Ислам
Из-за того, что женщины периодически бывают «не чистыми», в Исламе им запрещено бывать на похоронах на погостах.
Что думают на тему походов на могилу с менструацией эзотерики
Женщина во время менструации становится более беззащитной на энергетическом уровне, и в нее могут вселяться разного уровня сущности. Биополе становится не целостным, «дырявым», а это – канал утечки жизненной силы.
Есть три самых активных вида нечисти, которые питаются от таких посетителей на погосте:
Считается, что если могилам несколько сотен лет, то даже менструальная кровь не сможет побеспокоить их и спровоцировать на сверхъестественную активность.
Как рекомендуют относиться к посещению могилы во время менструации психологи
Поездка на кладбище во время месячных психологами не запрещается. Однако, стоит учитывать свое эмоциональное состояние в этот период. Если вы склонны сильно расстраиваться, переживать, вспомнив об умершем, то стоит отложить посещение погоста до окончания кровотечения и «эмоциональных качелей». От переживаний могут обостряться различные хронические заболевания, возникать сильные, изнуряющие боли в прооперированных ранее частях тела.
Есть ли какие-то медицинские предпосылки у запрета ходить на кладбище во время месячных
Женщинам в «критические дни» рекомендуется соблюдать особенно тщательно гигиенические рекомендации при поездке на кладбище. Нужно избегать попадания потенциально зараженной трупными ядами почвы на кожу.
Для этого выбирайте наряд с брюками, носками, закрытой обувью, блузкой с длинными рукавом, даже если сейчас лето.
Берите с собой достаточно воды для питья и гигиенических нужд, чтобы избежать использования жидкости (возможно, заразно) с территории погоста.
Посещение женщинами кладбищ
Скажите, девушкам, женщинам ходить на кладбище макрух (нежелательно) или харам (запрещено)? Йолдыз.
Запрет на посещение кладбищ некоторое время имел место быть при Пророке (да благословит его Всевышний и приветствует). Затем, когда закрепилась вера в сердцах людей, а также осознание мирского и вечного, посланник Всевышнего заявил об отмене данного запрета и допустимости посещения могил. Разрешение это, по мнению большинства мусульманских ученых, касалось как мужчин, так и женщин[1].
Пророк Мухаммад сказал: «Я одно время запрещал вам посещать могилы. Теперь же можете посещать их. Это напомнит вам о вечности [о том, что мирское — временно, а вечное — неотвратимо]»[2].
Однажды супруга пророка Мухаммада ‘Аиша возвращалась с кладбища. Повстречавшийся ей Ибн Абу Малика спросил: «Откуда ты идешь, о мать правоверных?» — «Я посещала могилу моего брата ‘Абдурахмана», — ответила та. «А разве Пророк не запретил нам посещать могилы?» — вопросил Ибн Абу Малика. «Да, запрещал раньше, но теперь он (да благословит его Всевышний и приветствует) призвал нас посещать могилы»[3].
Также достоверно известно, как однажды пророк Мухаммад увидел на кладбище женщину, которая плакала над могилой своего ребенка. Он призвал ее проявить терпение и не терзать себя. При этом посланник Всевышнего ничего не сказал о запрете посещения могил женщинами, никак не упрекнул ее по этому поводу[4].
Исходя из вышеупомянутого, когда женщина посещает могилы своих умерших родственников, желая почтить их память, помолиться за них и получить назидание от атмосферы кладбища (таинства жизни и смерти), тогда это в полной мере канонически допустимо[5].
Излишние и многочисленные посещения женщинами кладбищ не приветствуются и даже могут подвести их к Божьему проклятию[6]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Проклинаемы Богом женщины, постоянно посещающие кладбища»[7]. Замечу, что некоторые исламские ученые уточнили: все запрещающие хадисы, в том числе и только что процитированный, были высказаны Пророком до окончательной разрешенности: «Теперь же можете посещать их (кладбища, могилы)»[8].
Итак, посещение женщинами кладбищ и могил однозначно не является запретным (харам).
Я раз в год приезжаю на свою родину навестить родных. Считаю своим долгом посетить могилы близких. Но иногда это совпадает с наступлением у меня менструации. Ждать, пока она закончится, времени не бывает, так как нужно уезжать обратно. Скажите, пожалуйста, имеет ли женщина право посещать кладбище во время менструации? Рудана.
Да, конечно же, имеет полное право.
Могут ли женщины участвовать в похоронных процессиях?
Во-первых, советую учитывать те обычаи относительно посещения кладбищ, которые сложились у разных мусульманских народов. С точки зрения канонов, народные обычаи должны приниматься во внимание (безусловно, если они не вступают в явное и резкое противоречие с основами веры и религиозной практики), особенно когда нет однозначного положения по тому или иному вопросу в Коране и Сунне.
Во-вторых, основным достоверным хадисом являются слова Умм ‘Атыйи: «Нам (женщинам) было запрещено сопровождать похоронные процессии, но запрет этот не был категоричным»[9]. В своде хадисов ан-Насаи и Ибн Маджи, а также у Ибн Абу Шейбы имеется повествование о том, как однажды ‘Умар окликнул женщину, присоединившуюся к похоронной процессии. Увидев это, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Оставь ее, ‘Умар [пусть она идет вместе с нами]»[10].
Подавляющее большинство исламских богословов говорило о том, что участие женщин в похоронной процессии является нежелательным (макрух танзихэн), но это допустимо и регулируется в соответствии с обстоятельствами[11].
Женщины, сопровождающие похоронную процессию вместе с мужчинами, должны идти позади[12].
О смерти и похоронах по Исламу читайте здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. (2000). Т. 4. С. 191.
[2] Св. х. Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, аль-Хакима. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 4. Ч. 7. С. 46; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. (2000). Т. 4. С. 191; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 364, хадисы № 3234 и 3235, оба «сахих».
[3] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 191; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. С. 220.
[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 382, хадис № 1283.
[5] См., например: Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 220, 221.
[6] Среди тех, кто говорил об этом, обосновывая свое мнение упоминаемым хадисом, был и имам аль-Куртуби. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 191.
[7] Св. х. Ахмада, Ибн Маджа, аль-Хакима и ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 328, хадис № 1057, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 447, хадис № 7277, «сахих».
[8] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 328, хадис № 1057 и пояснение к нему.
[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 381, хадис № 1278.
[10] См.: Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Т. 3. С. 170, глава № 9, раздел № 71, хадис № 1; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 173, хадис 1587, «да‘иф»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 187.
[11] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 187; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 4. Ч. 7. С. 2.
[12] См.: Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 3. С. 170, глава № 9, раздел № 71, хадис № 4.
Что говорит Шариат о посещении кладбищ?
Мы все будем там…
Посещать кладбища желательно мусульманам-мужчинам, но нежелательно женщинам, кроме случая, когда посещений могил пророков, учёных-богословов, праведников (авлия) и близких родственников, но и это при соблюдении определённых условий. Об этом более подробно мы расскажем далее.
Человека, которого вы посещали при его жизни, будь то родственник, праведный человек или друг, желательно посещать и после его смерти, и сунной является и просить Всевышнего о милости для него. Также с целью пробуждения от беспечности рекомендуется вознамериться посещать любого усопшего, даже если он не относится ни к одной из упомянутых категорий.
Желательно часто посещать могилы праведных, благочестивых людей.
О посещении кладбища упоминается и в Священном Коране, и в хадисах Пророка (мир ему и благословение).
Всевышний в Коране говорит: (смысл): «Люди, которых Аллах возвеличил, одарив Раем, радуются тем, кто ещё не присоединился к ним (т. е. тем, кто на этом свете)» (сура «аль Имран», аят 170).
Из сказанного явствует, что обитатели Рая радуются, если те люди, которых они, покидая сей мир, оставили здесь, совершили благие деяния, и, соответственно, печалятся, когда они совершают плохие поступки.
После великого сражения при Бадре Умар-асхаб (да будет доволен им Аллах) спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение), обращавшегося к убитым неверным: «Разве эти трупы язычников слышат твою речь?». На это Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Клянусь Аллахом, во власти которого находится моя душа, эти убитые курайшитские язычники слышат меня лучше, чем вы».
Есть хадисы, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучает своих сподвижников, как при посещении кладбища приветствовать покойных, какую мольбу для них читать. Из их числа и следующее назидание, сделанное Пророком (мир ему и благословение) своей супруге Аише (да будет доволен ею Аллах):
«Скажи, о Аиша: “Мир и благополучие Аллаха вам, о верующие обитатели могил, и да смилуется Аллах над теми, кто умер прежде, и теми, кто присоединится к ним, и мы также, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!”». Хадис передали Муслим, Ахмад, ан-Насаи и аль-Байхаки.
Имама Ахмада спросили относительно посещения кладбища: «Лучше посещать его или воздержаться от этого?».
Имам аш-Шафии посетил могилу имама Абу Хани-фы. Во время посещения он совершил утренний намаз, не прочитав при этом молитву «Кунут» («Махдина»), которая читается в утреннем намазе. Когда его спросили о причине этого поступка, он ответил: «Я не прочитал её, оказывая почёт хозяину этой могилы» (по мазхабу имама Абу Ханифы в утреннем намазе не читается молитва «Кунут»).
Имам ан-Навави в своей книге «Маджму» пишет, что посещение кладбища (зиярат) для мужчин является сунной.
Также ибн Хаджар аль-Аскалани в книге «Фатх аль-Бари» отмечает: «Посещение могил является сунной».
Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет, что утверждения некоторых людей о том, что посещение кладбища по утрам и в предвечернее время и чтение там Корана и т. д. (т. е. совершение обряда «Кульху») якобы являются запретным новшеством, отвергаются, они не имеют под собой никакой почвы. Напротив, сунной является посещать могилу по утрам и вечерам и читать суры «аль-Ихлас», «аль-Фатиха» и посвящать вознаграждение покойному, и лучше всего читать это непосредственно возле могилы, сидя на той её стороне, где находится лицо умершего.
История Ислама свидетельствует о том, что мусульмане оказывали почёт и уважение своим умершим. Они соблюдали эту этику почитания для того, чтобы мы знали, что Аллах сохранил и саму святую могилу Пророка (мир ему и благословение). Также известны могилы обоих известных сподвижников, которые покоятся рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Как бы некоторые группировки не выступали против и не настаивали на своём заблуждении, мы знаем, что Всевышний вложил в сердца мусульман любовь к Пророку (мир ему и благословение) и его сподвижникам.
Надеемся, что Создатель одарит нас истинными знаниями, чтобы посещать кладбища так, как нам велит Шариат, не выходя за его рамки. Существуют такие решения Шариата, которые могут обернуться для нас злом, когда мы не следуем принятым в нём канонам, подобно тому, как, например, при чрезмерном употреблении мёда у человека появляется аллергия.
Да сделает нас Создатель теми, кто искренне соблюдает всякое шариатское решение, выполняя все его необходимые условия (шуруты), столпы (арканы) и этические нормы (адабы)! Амин.
О посещении кладбища женщинами.
Что касается женщин, то им нежелательно (караха) посещать кладбища, кроме могил пророков, богословов, святых (авлия), а также близких родственников, и то при условии, что кладбище находится в пределах населённого пункта. В таком случае их посещение даже является сунной. Если же кладбище находится за его пределами, тогда посещение его разрешается лишь в присутствии дозволенного Шариатом мужчины. Посещение женщинами могил тех, кто не входит в указанный перечень, является нежелательным, даже в пределах населённого пункта.
Некоторые учёные утверждают, что это запретно, но есть и такие, которые говорят, что это дозволено.
В примерах из жизни Пророка (мир ему и благословение) также мы можем найти подобные случаи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучал свою жену Аишу (да будет доволен ею Аллах) словам, которые рекомендовано читать на кладбище, а своей дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллах) говорил, чтобы она посещала могилу Хамзы (дяди Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)).
Помимо того, для женщин, намеревающихся посетить могилы, существуют ещё определенные условия, а именно: необходимо иметь разрешение мужа или опекуна, быть одетой только в дозволенную Шариатом одежду, не вести на кладбище разговоров о мирском, не рыдать и не смешиваться с мужчинами. При несоблюдении перечисленных условий посещать кладбища женщинам однозначно запрещается. Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), тех из женщин, которые нарушают вышеуказанные условия и всё-таки посещают кладбища, постигает проклятие. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил об этом так: «Аллах проклял женщин, посещающих кладбища».
Выражаясь кратко, смысл посещения кладбищ и могил заключается в том, чтобы обратиться ко Всевышнему с мольбой об усопших, почитать по возможности Коран и помнить о грядущей смерти.
Да поможет Всевышний всем вести себя так, чтобы Он был доволен нами! Амин.