можно ли во время намаза кашлять
Адабы чихания
Кому, когда и что говорить?
Попросить у Аллаха милости для чихнувшего – одна из пяти обязанностей, возложенных на мусульман Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение.
Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Когда кто-нибудь из вас чихнет, то пусть скажет: «Альхамдулиллях (Вся хвала Аллаху)», и пусть его брат или друг ответит ему: «Ярхамукаллах (Да помилует тебя Аллах)». Если он скажет: «Ярхамукаллах», то пусть (чихающий) скажет: «Яхдикум Аллах ва йуслиху балаакум (Да наставит вас Аллах и улучшит ваше состояние)» (Бухари, 6224)
Что говорить чихнувшему?
Тот, кто чихнул, должен обязательно (ваджиб) восхвалить Всевышнего Аллаха. В достоверных хадисах были переданы разные формы восхвалений:
Альхамдулиллях – Вся хвала Аллаху
Альхамдулилляхи аля кулли халь – Хвала Аллаху в любом случае
Альхамдулилляхи Раббиль алямин – Хвала Аллаху Господу миров
Не стоит забывать, что при чихании следует обязательно прикрывать рот рукой или платком. Нужно стараться не издавать при этом громких звуков. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, при чихании всегда прикрывал рот рукой или платком. И при этом всегда понижал голос (Абу Дауд, Адаб, 98).
Что отвечать чихнувшему?
Если человек чихнул и сказал: «Альхамдулиллях», услышавший его должен сказать: «Ярхамукаллах» (да смилостивится над тобой Аллах). Тот, кто не скажет «Ярхамукаллах» чихнувшему, после того как тот восхвалит Всевышнего фразой «Альхамдулиллях», тот совершит греховное. Кроме того, если чихнувшего услышит много людей, и никто ему не ответит, то бремя греха падет на всех присутствующих.
Когда не следует отвечать чихнувшему?
1) если чихнувший – немусульманин
Абу Дауд передал такие слова Абу Мусы Аль-Ашари, да будет доволен им Аллах: “Евреи чихали в присутствии Пророка, мир ему и благословение, а он [хотя и] мог призвать на них милость Аллаха, на их чихание отвечал словами: «Да направит вас Всевышний Аллах на путь истинный и да наставит Он на истину ваш разум”.
По мнению Ибн Дакика Аль-`Ида, если учитывать, что ответ чихающему означает пожелание ему добра, то мусульмане могут отвечать немусульманам, которые чихают, но по-другому. Они должны попросить, чтобы Всемогущий Аллах направил их [немусульман] на истинный путь, как поступал Пророк, мир ему и благословение.
Нет ничего плохого в том, чтобы сказать: «Будь здоров!», поскольку, говоря так, мы желаем хорошего — здоровья. Однако лучше всего все делать соответственно Сунне Пророка, мир ему и благословение.
2) если мусульманин не восхвалил Всемогущего Аллаха после чихания
В воспоминаниях Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, говорится, что как-то сразу два человека одновременно чихнули. Одному Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал «Ярхамукаллах», а второму нет. Тот, кому Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, ничего не сказал, спросил у него:
— О Посланник Аллаха! Тот чихнул, вы ему пожелали милости Аллаха, а мне вы ничего не сказали?
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, ответил:
— Тот сказал «Альхамдулиллях», а ты ничего не сказал. Вот почему я тебе ничего не пожелал (Бухари, Адаб, 127)
3) если чихнувший простужен и чихает постоянно
«Если ваш товарищ чихнет три раза, скажите ему «Ярхамукаллах». Если он чихает больше трех раз, значит, у него насморк» (Абу Дауд, Адаб, 92).
В случае, когда человек чихает несколько раз, то первые три раза мы говорим: «Ярхамукаллах». После четвертого – просим Аллаха об исцелении для этого человека. Ученые расходятся во мнениях о том, сколько раз (один или три) надлежит ответить тому, кто [трижды] чихнул последовательно и после этого неоднократно восхвалил Аллаха. Самое надежное мнение – за него можно вознести мольбу трижды.
4) если кто-либо чихнул во время произнесения молитвы Всемогущему Аллаху
5) если чихнувший присутствует на пятничной проповеди
Как отвечать на «Ярхамукаллах»?
Ответом человеку, который помолился за чихнувшего, может быть:
Все эти варианты достоверны, и мусульманин может выбирать из них.
Хадисы по этой теме можно почитать на Fatwa Online
Что говорить чухнувшему во время намаза?
Если человек чихнет во время намаза и скажет «Альхамдулиллях», его молитва не становится недействительной (Хашияту т-Тахтави, с. 324). Однако, будет лучше, если он воздержится от произнесения каких-то лишних слов во время молитвы. Когда он завершит молитву, тогда он может сказать: «Альхамдулиллях» (Табиинуль Хака’ик, том 1, с. 168).
Если же человек чихнет в намазе, и кто-то скажет ему: «Альхамдулиллях», а он ответит: «Ярхамукаллах», его намаз будет считаться недействительным. Аналогичным образом, если чихающий человек ответит на сказанные ему кем-то слова «Ярхамукаллах», сказав «Яхдикумуллах ва юслих баалякум», его намаз также будет недействительным (Хашияту т-Тахтави, стр. 325).
В этом хадисе Пророк, мир ему и благословение, не упрекнул чихнувшего за то, что он сказал: «Альхамдулиллях». Тем самым, это указывает на то, что если человек чихнёт в намазе, то ему дозволено сказать: «Альхамдулиллях» (Фетвы ибн Усеймина, 13/342).
Всевышний Аллах знает лучше
При копировании этой статьи гиперссылка на MuslimClub.ru обязательна
Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь в социальных сетях!
Можно ли во время намаза кашлять
Courtesy: Trevor Williams / Getty Images
Должен ли человек говорить «ЙархамукаЛлах», если чихнет совершающий намаз?
Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить следующий хадис:
«Однажды, когда я молился вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, кто-то из присутствовавших чихнул, а я сказал: «Да помилует тебя Аллах!» После этого люди стали бросать на меня осуждающие взгляды, и я воскликнул: «Да лишится меня моя мать! Что вы так смотрите на меня?» Тут они принялись хлопать себя руками по бедрам, и когда я увидел, что они стараются заставить меня замолчать, то рассердился на них, но все же умолк.
А после этого я сказал: «О посланник Аллаха, совсем недавно я был язычником, а потом Аллах даровал нам ислам, но среди нас все еще есть люди, которые ходят к прорицателям». Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «А ты не ходи к ним». И я также сказал: «И есть среди нас люди, которые верят в дурные предзнаменования», на что он сказал: «Они лишь ощущают подобное в своих сердцах, но это ни в коем случае не должно останавливать их». (Муслим)
Смотрите также:
Читайте также:
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рекомендовал: «Если человек жалуется на глаза, то он должен перевязать их алоэ» (Муслим, Сахих). В соке листьев алоэ содержатся белки, полисахариды различного строения, антрагликозиды, флавоноиды, аминокислоты, ферменты, провитамин А (каротиноиды), витамины B1, B2, В3, В6, В12, С, Е
Можно ли делать дуа сразу после обязательного намаза?
Ваххабиты утверждают, что нельзя делать дуа после фард намаза, говоря что нет довода и хадиса на это! Объясните пожалуйста, есть ли доводы или хадисы для делания дуа сразу после фард намаза? Шукран (Муслим)
За что мусульманин будет держать отчет в Судный день?
Однажды Муса (алейхи салям) обратился к Аллаху с дуа: «О, Господь! Покажи мне одного из своих друзей». Аллах Всевышний ниспослал Мусе (алейхи салям) следующее откровение: «Взойди на такую-то гору. На этой горе войди в такую то пещеру. И в этой пещере ты увидишь одного из моих друзей». Отправившись в указанное место, Муса (алейхи салям) обнаружил там мертвого человека
Мусульмане какой страны постятся больше всех?
Рамадан – нелегкое время для мусульман, учитывая все сложности поста. Но, с другой стороны, все эти трудности приносят столько благодеяния и пользы, а самое главное – довольство Всевышнего, что становятся с размером в пылинку перед его преимуществами. «Если бы люди знали все преимущества месяца Рамазан, то они бы пожелали, чтобы он длился вечно» — говорит Аллах в священном Коране
Читающий этот аят пребывает под защитой самых величественных ангелов Всевышнего
Известно, что «Аятель Курси» является 255 аятом суры «Бакара» Благородного Корана. В хадисе Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказано: «Как и у всего на свете имеется сердцевина, основа, так и сутью, центральным местом суры «Бакара» является «Аят Небесного Трона».
Кто удостоится заступничества Пророка (ﷺ) в Судный день?
«Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено. Когда же страх покинет их сердца, они скажут: «Что сказал ваш Господь?» Они скажут: «Истину, ведь Он – Возвышенный, Великий». (Сура «Саба`», аят 23)
Мекка, которую мы потеряли
Мекка – священный для каждого мусульманина город, в который каждый из нас стремится всем сердцем и помыслами и где мы обязаны побывать хотя бы раз в жизни. К сожалению, приходится констатировать, что он теряет свой исторический облик. Теперь никто не может видеть, как жили его обитатели хотя бы сто лет назад, а ведь история Мекки полна событий, о которых следовало бы знать каждому мусульманину.
Интересные факты о пчёлах, в которые очень сложно поверить
Пчела – чрезвычайно интересное и удивительное насекомое. Ей посвящена целая сура Корана «ан-Нахль».В ней пчела и ее полезная деятельность приводится как пример знамений Всевышнего, которые должны заставить человека задуматься о Его мудрости и могуществе
©2021 Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»
Можно ли кашлять и чихать во время намаза?
Если человек чихнул во время молитвы, следует ли ему сказать «Альхамду лиЛлях (Вся хвала Аллаху)»? И когда он слышит рев осла, следует ли ему сказать «Аузу биЛляхи мин аш-шайтани раджим (Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана)?»
Ответ: Вся хвала Аллаху. Относительно чихнувшего, то передано что поклоняющийся должен сказать «Альхамду лиЛлях”, если чихнет.
Относительно рева осла, и взывания к Аллаху от проклятого шайтана, то в сунне нет об этом сообщений.
Шейх ибн Усеймин сказал:
«Если человек чихнул во время молитвы, то ему следует сказать «Альхамду лиЛлляхи», как было передано в достоверном сообщении о Муавии ибн аль Хакама, когда он начал молитвся с пророком, один человек чихнув сказал «Альхамду Лиллях».
Мувия сказал ему: «ЯрхамукАллах (Да помилует тебя Аллах)». Люди осуждающе посмотрели на него. Он сказал: «Да лишится меня мать!» Затем они стали бить руками о бедра, показывая, чтобы он молчал, и он замолчал. Когда молитва закончилась, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) позвал его.
Муавия сказал: «Да будут мои отец и мать выкупом за него. Он не стал бранить или бить меня.
Он сказал: «В молитве нет разговора людей, напротив это тасбих (произнесение «СубханАллах (Слава Аллаху)»), такбир (возвеличивание, произнося «Аллаху Акбар (Аллах Велик)») и чтение Корана» Муслим (537), Абу Давуд (930).
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) не порицал того, кто сказал «Альхамду лиЛлях» в молитве, что указывает на дозволенность этого. Но это не относится к любому зикру (Поминанию Аллаха) по любому поводу». Фатава ибн Усеймин, 13:342.
И его спросили: «Разрешено ли тому, кто молится сказать «Альхамду лиЛлах» если чихнет, и искать убежища у Аллаха, если слышит рев осла? Есть ли разница между обязательными и дополнительными молитвами?» Он ответил: «Относительно слов «Альхамду лиЛлях» после чихания во время молитвы и поиска убежища у Аллаха когда слышишь рев осла, то это разрешено согласно мнению Шейх уль Ислама Ибн Теймии, но это является макрух (нежелательным) согласно хорошо известному мнению имама Ахмада. Более правильным мнением является, мнение шейх уль Ислама относительно слов «Альхамду лиЛлях» после чихания. Относительно поиска убежища у Аллаха, когда слышишь рев осла, то лучше не делать этого. Различия между ними в том, что произнесение «Альхамду лиЛлях» оговорено в сунне, и потому что это предписано отдельным приказом, в отличие от рева осла, который не беспокоит его, и поклоняющийся не должен отвлекаться на это в молитве.
И нет различия в том обязательная это молитва или дополнительная.
Чихание – обморок носа
Обычная картина – интеллигентный гражданин в общественном месте, почувствовав легкое щекотание где-то в носу и поняв, что через секунду-другую чихнет так, что все на него обернуться, предпочитает заглушить свое «а-а-пчхи!», плотно сжав губы и разрывая себе гайморовы пазухи (воздушные пространства в глубине костей лица по обе стороны сообщающиеся с полостью носа).
Сначала происходит глубокий вдох, затем быстрое сокращение мускулатуры, участвующей в выдохе и следует резкий выброс под большим давлением потока воздуха из легких через нос. В этот выдыхаемый поток вовлекаются мелкие частички, застрявшие в слое слизи, покрывающей изнутри дыхательные пути.
Как и любой жизненной функцией, процессом чихания управляет определенная часть головного мозга, границы которой, правда, пока точно не определены. Есть сведения, что во время нейрохирургических операций на головном мозге случайное затрагивание этой зоны вызывает чихание у находящегося под наркозом больного. Частые продолжительные приступы чихания иногда бывают признаком эпилепсии.Кстати, чихают не только люди, но и звери. Этот рефлекс присущ всем млекопитающим.
При этом, так же, как и во время сильной простуды, человек только посредством чихания выделяет до 2 литров жидкости в сутки.
«Бактериологическое оружие»
Во время чихания из легких выделяются около 1.500.000 микроскопических капелек слизи, а вместе с ними несколько тысяч вирусов и бактерий, которые с молниеносной быстротой распространяются в воздухе, как аэрозоль.
Под защитой слизи эти бактерии могут сохранять свою активность до 45 минут.
Поэтому, больной человек, не желающий оставаться дома до полного выздоровления и посещая людные места, представляет собой настоящее «бактериологическое оружие», заражая десятки людей вокруг себя.
Не всегда болезнь
Но не всегда чихание связано с тем или иным заболеванием. Чихают совершенно здоровые люди при вдыхании пыли, той же пыльцы растений, при попадании на слизистую оболочку носа частичек шерсти, пуха, мелких предметов, капелек воды, в ответ на резкие запахи и пр.
Интересное наблюдение
Интересное наблюдение сделали медики: люди чихают, когда из темного помещения выходят на яркий свет. По статистике, это случается с каждым пятым жителем нашей планеты.О причинах этого явления размышлял еще английский философ Фрэнсис Бэкон.
В 1635 году он писал, что свет притягивает воду, содержащуюся в головном мозге, глаза начинают слезиться, и мы чихаем.
Лишь недавно его соотечественник врач Джеральд Легг сумел предложить более убедительное объяснение: при неожиданном попадании света в глаза слезные железы активизируют свою работу, вырабатывающиеся слезы попадают в носовую полость, раздражают слизистую оболочку, и человек чихает.
По другой гипотезе, виной всему то, что зрительный нерв расположен неподалеку от нерва, связанного со слизистой оболочкой носа, и возбуждение зрительного нерва по «электрической цепочке» передается на нервные окончания слизистой носа.
Не чихайте за рулем!
Эта не объясненная до конца учеными особенность представляет опасность для водителей, выезжающих из темного туннеля на яркий свет.
Ведь во время чихания человек непроизвольно закрывает глаза и может на несколько секунд потерять контроль над дорогой.
Так произошло с одним немецким автолюбителем, который, неожиданно чихнув за рулем, потерял управление и врезался в чей-то «порше». Пустячок обернулся для него убытком в 42 000 марок.
Чихайте правильно!
Стеснительные люди готовы изо всех сил зажимать нос и рот, лишь бы не мешать окружающим своим громким «апчхи».
А знаете ли вы, что это крайне опасно? При чихании с закрытым ртом, под влиянием повышенного давления, которое создается в дыхательных путях, воздух вместе с микроорганизмами может попасть в полость среднего уха и вызвать его воспаление – отит.
В любом случае лучше чихать, не закрывая плотно рот и нос рукой, достаточно прикрыться носовым платком.
Будь здоров!
Обычно на свое «а-а-пчхи!» мы слышим в ответ «будьте здоровы!» — пожелание совсем не излишнее, так как приступ сильного чихания может быть симптомом болезни. Этому обычаю много веков. Еще древние греки желали чихнувшему «долгих лет жизни».
В VI веке, когда в Италии бушевала бубонная чума, передающаяся, в том числе, и воздушно-капельным путем, папа Григорий Великий изобрел формулу: «Боже, благослови тебя!», призванную исцелить чихающего. Впрочем, дело не только в недугах.
По старинным поверьям, в тот миг, когда человек чихает, в его тело, пользуясь минутной слабостью, спешат вселиться демоны. Или же, наоборот, бесы бегут оттуда (что, по средневековой демонологии, может происходить одновременно). Согласно же Талмуду, чихая, человек получает весточку от самого Бога.
Если доведется чихнуть во время молитвы, значит, Господь внял и ответствует вам.
Многие первобытные народы называют нос «тропой, ведущей к душе» и считают, что, чихая, человек теряет часть души. В Европе, наоборот, издавна полагают: если ребенок в момент рождения чихнул, его ждёт счастливая жизнь.
Чихательные рекорды
Избавиться от начавшегося приступа непрерывного чихание не так-то просто.
В этом убедились родители двенадцатилетней Триши Рей из местечка Саттон Колдфилд в окрестностях британского города Бирмингема: девочка чихала 153 дня подряд – через каждые пятнадцать секунд.
Семнадцатилетнюю же Джун Кларк из Майами, чихавшую 167 дней, в конце концов излечили… электрошоком.
А рекорд по чиханию пока удерживает англичанка Донна Гриффитс. Она судорожно чихала 978 дней – с 13 января 1981 года по 16 сентября 1983 года. Только за первый год своих мучений – ей было тогда двенадцать лет – она чихнула около миллиона раз! Интересно: услышала ли она в ответ миллион «Будь здорова!»?
Раздел о нарушениях намаза
Нарушается намаз произношением двух и более букв не из Корана, не из зикру (славословия) и не из дуа; намаз нарушается независимо от того, имеют эти буквы значение или нет.
Такое же решение выносится по намазу человека, в котором он произнёс одну удлинённую букву, как, например, (ла) (لَا).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит:
Перевод: «Поистине, в этом намазе не допускается что-либо от человеческой речи».
Если человек произнёс две буквы – засмеявшись, застонав или откашливаясь, намаз нарушается. В противном случае намаз не нарушается.
Если человека, совершающего намаз, заставили что-то сказать, и он это сказал, то намаз нарушается, так как такое редко встречается.
Если молящийся прочитает отрывок из Корана с намерением дать указания кому-то, как, например, прочтёт аят (يَا يَحْيَ خُذِ الْكِتَابَ) (смысл: «О, Яхья, возьми книгу»), с целью дать разрешение взять что-то тому, кто просит его, то намаз его нарушается.
И также нарушится, если он его прочтёт без всякого намерения, т.е. ни для чтения и ни для указания, а просто прочел. Но, а если он сделает намерение для чтения аята и для пробуждения вместе, то намаз не нарушится, т.е.
при просьбе разрешения кем-то в чем-то он читает тот аят с целю чтения его и давать указания вместе.
Намаз не нарушается чтением дуа или зикру, за исключением случая, когда их читают во втором лице, обращаясь не к Аллаху и не к Его Пророку (мир ему и благословение Аллаха). И следовательно, если молящийся ответит на «салам» словом (وَعَلَيْكُمُ السَّلَامُ) (Ваалайкум ссалам – (и вам салам)), то есть во втором лице, то намаз нарушится.
Молящемуся в таком случае желательно отвечать указанием глаз либо головой, но не словом, а по завершении, если прошло мало времени, – словом. Но, а если всё-таки он отвечает словом в намазе, то пусть ответит в третьем лице, например, (وَعَلَيْهِ السّلَامُ) (Ваалайхи ссалам – (и ему салам)).
И такое же рассмотрение вопроса – при ответе чихнувшему человеку.
Если кто-то заметил у имама ошибку или увидел, совершая намаз, слепого, стоящего у края колодца, или хочет дать разрешение войти тому, кто об этом просит, то такому человеку, если он мужчина, желательно сказать славословие (سُبْحَانَ اللَّه) (Субханаллах), но с намерением для зикру или совместно с пробуждением, или просто скажет без всякого намерения. Если же он это скажет с намерением только пробудить, то намаз нарушится. Но если это женщина, она ударит ладонью правой руки по тыльной стороне левой, или наоборот. Но а если она ударит в ладоши только для забавы, то намаз нарушится.
Поднять руку от груди и положить на голову считается как одно движение, и так же считается, если протянуть и сразу же вернуть, почесавшись. Но если он сначала протянул руку вперёд и только потом положил на голову, тогда это засчитывается как два движения.
Намаз также нарушается, если совершающий его подпрыгнул, то есть отделился от земли полностью, всем телом.
Намаз также нарушается, если совершающий его преднамеренно проглотил то, что оставалось между зубами из пищи, и также если проглотит нечистую, смешанную с другой, чистой, примесью слюну.
Что делать, если чихнул во время чтения «Аль-Фатиха»?
Самым лучшим деянием раба перед Аллахом является своевременно и правильно совершенный намаз.
Зная последовательность исполнения рукнов (составляющих намаза), а также суннатов, которые дополняют молитву, мы также обязаны знать и те действия, которые могут стать причиной нарушения намаза.
Вопрос, касающийся как раз этой темы, задал Мухаммад-Халил из Хвартихуни:
«Обязан ли человек, который во время чтения «аль-Фатихи» в намазе чихнул или же зевнул повторить всю суру «Аль-Фатиха», или то место, в котором он чихнул или зевнул?» Ответ на него мы находим в книге Ахмада Бадави «Фатава Хвартихуни»:
مسألة كتبها العالم محمد خليل الخرتكني، وهي هذه، إذا عطس المصلي أو تثائب أثناء الفاتحة هل يجب عليه استئناف الفاتحة كلها أو الكلمة التي وقعتا فيها؟
أقول والله تعالى أعلم: يجب استئناف الفاتحة كلها أخذا من شرح «الروض» المسمى «أسنى المطالب» وحاشيته لأبي العباس أحمد الكبير الرملي الأنصاري، وعبارته: فإن عطس في أثناء الفاتحة فحمد الله استأنف القراءة. انتهى عبارته.
«Я скажу, Аллах знает лучше:
Обязательно следует обновить (повторить заново) всю суру «Аль-Фатиха», ссылаясь на комментарии к книге «Равза» под названием «Асналь Маталиб», и также ссылаясь на хашият (примечания) к книге «Асналь Маталиб», автором которой является Абуль Аббас Ахмад Кабир Рамли Аль-Ансари.
Текст из книги Имама Рамли:
«Если человек в намазе во время чтения «аль-Фатихи» чихнул и произнес «Алхамдулиллаh», пусть обновит все чтение».
قوله : فإن عطس فحمد الله استأنف من عطس بعد البسملة فقال: الحمد لله وأتم عليه بقية ألفاظ الفاتحة لم يجذه انتهي عبارته.
Слова из книги «Асналь Маталиб»:
«Если человек (во время чтения «аль-Фатихи») чихнул и произнес «Алхамдулиллаh», пусть обновит ее (прочтет вновь). Если после слов «Бисмиллягь» (во время чтения «аль-Фатихи») он чихнул и произнес «Алхамдулиллаh», затем закончил остальную часть суры, то (чтение суры) не считается».
وأخذا من عبارة «الروضة»: ولو أتى بتسبيح أو تهليل في أثنائها أو قرأ آية أخرى بطلت قرائته على الصحيح قل ذلك أم كثر… إلى أن قال : فإن الحمد عند العطاس مندوب وإن كان في الصلوة، ولو فعله قطع الموالات. ومثله في «فتح العلام».
Также текст из книги «Равза»:
« Если человек, находящийся в намазе, во время чтения суры «аль-Фатиха» произнесет тасбих, зикру или же прочитает какой-нибудь аят, будь то в малом количестве или в большом, по достоверному источнику, сура «аль-Фатиха» не засчитывается», до слов:
«Поистине, произношение слов «Алхамдулиллаh» после чихания является сунной, даже для того, кто находится в намазе, но это действие портит последовательность (рукнов намаза)».
Ислам и Семья
Намаз — это поклонение, которое заключается в чтении определённых текстов и совершении предписанных действий. Необходимо соблюдать ряд условий, чтобы богослужение было действительным и выполнялось по Сунне Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Он говорил: «Совершайте намаз точно так же, как и я».
Поклонение становится недействительным (батыл), если нарушается или не выполняется одно из условий. На чистоту намаза также влияют некоторые фразы и действия. По мнению учёных, в вопросах богослужения слова «батыл» и «фасыд» имеют одинаковое значение.
Но, с точки зрения ханафитов, эти термины используются в разных значениях, когда речь идёт о купле-продаже, акте бракосочетания, торговых фирмах и представительствах.
Когда один из видов поклонения становится фасыд или батыл, его нужно совершить заново. Разговоры во время намаза, который начат с соблюдением всех шартов и рукнов, делают его недействительным.
Если во время намаза— намеренно, случайно или по забывчивости — произнести постороннюю фразу или звук, то богослужение считается нарушенным.
Сахаб Зайд ибн Аркам (радыяллаху анху) рассказывал: «Раньше во время намаза мы беседовали с рядом стоящими братьями, но затем Всевышний велел нам соблюдать тишину и запретил разговаривать: «Будьте внимательны [к совершению вовремя] обрядовых молитв, и [особенно] средней молитвы.
Стойте перед Аллахом смиренно» (Сура «аль-Бакара», 2 / 238; Бухари, «аль-Амалу-фис-салят», 2; Муслим, «Масаджид», 35; Тирмизи, «Мавакыт», 180; Ахмад бин Ханбаль, 1 / 435, 4 / 368).
Муавия бин Хакам ас-Сулями вспоминал, что во время совершения намаза вместе с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) один из присутствующих чихнул. Сахаб тут же сказал: «Йархамукаллах» (да окажет тебе Аллах Свою милость).
Все посмотрели на него и знаками велели замолчать. После окончания молитвы Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Некрасиво во время намаза говорить о мирском.
Намаз состоит из тасбихов, такбиров и чтения Корана» (Аш-Шавкани, «Найлуль-Автар», 2 / 314).
На основе этого хадиса алимы разработали правила, определяющие слова и фразы, которые можно считать разговором.
1) Намаз нарушается, если кто-то сказал чихнувшему «йархамукаллах» или «рахимакаллах» и тот ответил «Аминь». Если чихнувший произнесёт «йархамукаллах» самому себе, то богослужение не нарушается, так как в этом случае он никому не отвечает и ни к кому не обращается.
6) Намаз не нарушается, если для избавления от васвас и наущений шайтана воскликнуть: «Ля хауля ва ля куввата илля биллях», и если эти мысли связаны с ахиратом. Если думы имеют отношение к мирским делам, то намаз нарушается. Однако при этом считается, что «Ля хауля» произнесено из-за душевной боли.
7) Если человек во время молитвы услышит имя Аллаха и скажет в ответ «Ля иляха иляллах» (нет бога, кроме Аллаха) или «джалля джалялюху» (воистину, Он превыше всего), или, услышав имя Пророка, произнесёт салават, или же, подтверждая слова имама, скажет: «Садакаллахуль-азым» (Всевышний изрёк истину), то намаз нарушается. Но если выражения употреблены не для ответа кому-либо, а для восхваления Аллаха и Его Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), то богослужение не нарушается, так как выражение почтения перед Аллахом и произнесение салавата Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) не противоречат положениям намаза.
8) Если кто-то постучит в дверь или попросит разрешения войти в дом во время совершения богослужения, то человек в намазе может воскликнуть: «Альхамдулиллях», «Аллаху акбар» или «Субханаллах».
9) Не нарушает намаз чтение дуа, содержащихся в Коране и хадисах, например: «Аллахумма акримни» (О, Аллах, окажи нам милость), «Аллахумма ан’им алеййе» (О, Аллах, дай мне блага), «Аллахумма гфирли ва ли валидаййе ва лильмумина йавма йакумуль-хисаб» (О, Аллах, прости мои прегрешения, грехи моих родителей и всех мусульман в день Суда). Но молитвы, которых нет в Священной Книге и хадисах, делают богослужение недействительным, например: «Аллахуммагфир лиамми» (О, Аллах, прости моего дядю) или «Аллахуммагфир лихали (О Аллах, прости моего дядю по матери). Также нарушают также намаз дуа, похожие на повседневную речь людей, например, «Аллахумма ат’имни лахман» (О, Аллах, дай мне мяса), «Аллахумма акди дайни» (О, Аллах, выплати мои долги) и «Аллахумма рзукни завжатан» (О, Аллах, дай мне супругу).
10) Намаз нарушается, если вслух поздороваться с кем-либо, ответить на приветствие или пожать руку. При этом не имеет значения, сделано это было сознательно или по забывчивости. Но богослужение не нарушается, если ответить движением руки, кивком головы или движением глаз или бровей.
11) Поклонение считается недействительным, если совершающий намаз выполнит приказание подвинуться вперёд или уступить место», так как он подчинился воле людей, а не Аллаха. Если молящийся сам уступил место, то его намаз не нарушается.
12) Чтение какой-либо надписи и стремление её понять не нарушает намаз, но в то же время считается макрух.
По мнению Абу Ханифы, чтение аятов по книге делает богослужение недействительным, так как ношение Корана, чтение текста и переворачивание страниц относится к амалю касир — многочисленным действиям, нарушающим намаз. Но Абу Юсуф и имам Мухаммад полагают, что поклонение не нарушается, а считается макрух.
Причина в том, что чтение по книге во время молитвы характерно для других религиозных конфессий (Аль-Касани, 1 / 220—242; Ибн Хумам, «Фатхуль-Кадир», 1 / 280—285; Ибн Абидин, 1 / 574; Аз-Зухайли, 2 / 6; Бильмен, стр. 231, 232).
13) Джамаат должен поправить имама, если он ошибётся во время кыраата или будет читать неуверенно.
При этом не нужно спешить, ведь нежелательно поправлять имама сразу в тот момент, когда он начал запинаться. Но считается макрух, если имам, в свою очередь, станет ждать, когда его поправят.
Если он прочитал необходимое для действительности намаза число аятов, лучше выполнить рукуу или перейти к другому аяту.
Намаз джамаата, который поправил ошибку имама после того, как он перешёл к другому аяту, становится недействительным. Если имам последует за ними, то нарушится и его богослужение, так как верующие стали подсказывать ему без всякой необходимости, а он поступил согласно подсказке.
Мисвар ибн Язид аль-Макки (радыяллаху анху) рассказывал: «Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) возглавлял намаз и случайно не прочитал один аят, а сразу перешёл к другому. Один сподвижник заметил: «О, Расулюллах, вы пропустили некоторые аяты». Тогда он воскликнул: «Лучше бы вы сразу предупредили меня об этом» (Ахмад бин Ханбаль, 4 / 74; Аш-Шавкани, 2 / 322).
Хадис, который передал благочестивый Умар (радыяллаху анху), указывает на позволение поправлять ошибки при кыраате: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) возглавлял намаз и вдруг запнулся на одном аяте.
После богослужения он обратился к моему отцу с вопросом: «Разве тебя не было вместе с нами на намазе?» Когда мой отец ответил утвердительно, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тогда что удержало тебя? Разве ты не мог напомнить тот момент, на котором я запнулся?» (Аш-Шавкани, 2 / 322).
Если верующий поправит чтение Корана у постороннего человека, а не имама, то его намаз нарушится, так как это считается обучением и амалю касир. Но если же он индивидуально прочитает аят для кыраата, а не для поправки совершающего намаз чужого имама и в результате тот исправит своё чтение, то намаз этого человека не нарушается.
Нужно ли чихнувшему во время намаза, говорить «альхамдулиллях»? — Исламская цивилизация
Вниманию читателя предлагается перевод ответа на вопрос с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджжида islam-qa.com.
Вопрос: Нужно ли мне говорить «Альхамдулиллях» (хвала Аллаху), если я чихнул во время намаза?
Ответ: Вся хвала принадлежит Аллаху.
Для того, кто чихнул в молитве узаконено шариатом воздать хвалу Всевышнему Аллаху. И нет разницы обязательная это молитва или дополнительная. Об этом сказали большинство ученых из числа сподвижников и их последователей, в частности, это мнение имама Малика, Аш-Шафии и Ахмада.
Я ответил: «Господь наш, хвала Тебе, хвала многократная, благая, благословенная, [благословенная, какую любит наш Господь, и какой Он доволен]». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, я увидел более тридцати ангелов, каждый из которых старался записать эти слова первым».
Хадис передали Ат-Тирмизи, Абу Дауд и Ан-Насаи. Ат-Тирмизи назвал хадис достоверным, также его передал со слов Ат-Тирмизи Аль-Хафиз в своей книге «Ат-Тахзиб» и назвал его достоверным.
Аль-Бухари использовал его в своем сборнике, но не упомянул о том, что он произнес это во время чихания, а сказал это после поднятия с поясного поклона и отнес это к тому, что он чихнул во время поднятия с поясного поклона и сказал. Однако он произнес это по причине чихания. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, подтвердил законность таких слов и не высказал ему своего порицания. Это указывает на узаконенность шариатом данного действия в молитве.
Но тому, кто услышал, как чихнувший произнес «Альхамдулиллях» нельзя отвечать ему, потому что это речь людей, которая запрещена в молитве. Установлено Пророком, мир ему и благословение Аллаха, что он порицал того, кто отвечает чихнувшему в молитве.
Он, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Поистине – это молитва, и в ней не допускаются людские разговоры, напротив, это тасбих (произнесение Субханаллах), такбир (возвеличивание, произнося Аллаху акбар) и чтение Корана» (Муслим, Абу Дауд, Ан-Насаи).
Успех лишь от Аллаха. Мир и благословение Аллаха нашему Пророку, его семье и сподвижникам.
Постоянный комитет по вопросам научных исследований и фетв.
Шейх Абдульазиз бин Абдуллах бин Баз, шейх Абдульазиз Али Аш-Шейх, шейх Солих бин Фаузан Аль-Фаузан, шейх Бакр бин Абдуллах Абу Зайд.