Можно ли водить машину девушкам в исламе
Вождение машины женщиной
Вопрос №53:
Я живу одна с детьми, и мне приходится работать. Держу магазин мусульманской одежды, в связи с чем приходится постоянно ездить в Горячеводск из Нальчика встречать товар. Иногда еду на маршрутке, а иногда беру такси. Оставить работу не могу, так как надо обеспечивать себя и детей. Дозволяется ли мне купить машину и ездить на ней? И вообще, можно ли выезжать в такой путь без махрама?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Ученые разногласят по поводу вождения мусульманкой автомобиля. Однако, если посмотреть в суть вопроса, станет ясно, что вождение автомобиля женщиной в основе не является запретным. Потому что было известно, что во времена Пророка ﷺ и тех, кто был после него, женщины пользовались разными средствами передвижения[1], которые были в то время: верблюды, кони и тому подобное. А если сравнить это с тем, что сегодня используется для передвижения, как, например, автомобили и т. п., то это даже является более безопасным, чем было тогда, и более скрытым для женщины, чем в то время.
Однако эта основа, которая говорит о дозволенности вождения, может иметь какие-то изменения вследствие тех факторов или ситуаций, которые могут возникнуть в жизни человека. Поэтому некоторые ученые запретили вождение женщинами, потому что это открывает много дверей для греха и ослушания. Если женщина станет водить автомобиль, невозможно будет контролировать, куда она поедет, где она находится, что делает.
Женщину необходимо охранять, подобно жемчужине, которая не выбрасывается на улицу, где ее все могут увидеть, достать, притронуться и бросить и т. д. Однако женщина в исламе — это нечто более ценное, что необходимо сохранять и быть внимательным к ней, будь это супруга, сестра, дочь или мать, и делать все возможное, чтобы отдалить своих женщин от всякого рода нечестия и запретного и т. п. И если открыть эту дверь, несомненно, это приведет к большим грехам и ужасным последствиям. Поэтому тому, что сегодня некоторые ученые запрещают это, есть свое подтверждение, понимание и логика.
Однако бывают исключительные ситуации, когда, например, женщина живет одна, у нее нет махрама, она нуждается в том, чтобы передвигаться каждый день на работу, возить детей в школу или в садик. Нет у нее рядом ни брата, ни отца, ни взрослого сына, ни мужа, кто бы делал это за нее. В такой ситуации для нее лучше, конечно, ездить на своем автомобиле, чем она будет пользоваться общественным транспортом, где присутствуют посторонние мужчины, тем самым подвергая себя всякого рода взглядам, разговорам и тому подобное.
Поэтому, если у нее нет махрама и она при этом нуждается в каждодневных передвижениях в месте своего жительства, и эти поездки не являются путешествием, т. е. она одна не выезжает в путь, то при всех подобных условиях, как исключение из правил, это является для нее дозволенным.
Что же касается ее разъездов из одного города в другой, то мне неизвестно, какое между ними расстояние. Однако известно, что расстояние путешествия — 89 километров. То есть как это было во времена Пророка ﷺ: около 89 километров — то, что является по шариатским меркам путешествием.
Поэтому, если она не выезжает за расстояние этого путешествия, это для нее является дозволенным при всех тех условиях, которые мы упомянули ранее.
А Аллаху ведомо лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
10 Сафар 1440 г. (19.10.2018.)
[1] Сахих Аль-Бухари, хадис № 4141, т. 5, с. 116; Сахих Муслима, хадис № 2770, т. 8, с. 112.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]
Можно ли мусульманкам водить машину?
Достаточно важной темой для мусульманина и в частности мусульманки является вопрос: можно ли мусульманкам водить машину? У каждого есть свои домыслы и предположения. Cподвижник Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Абубакр (да будет доволен им Аллах) говорил:
ديننا مبني على النقول لا على مناسبة العقول
«Наша религия основана на нукулах (передаче знаний), а не на умозаключениях».
Поэтому давайте рассмотрим этот вопрос через призму Шариата и его установления.
В основе своей женщине не запрещают заниматься теми науками и той работой, которые не идут вразрез с шариатскими постановлениями. Само вождение машин женщинами не противоречит Исламу, что означает отсутствие канонического запрета. Как известно, женщины в начале Ислама, в эпоху Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и сподвижников ездили верхом на верховых верблюдах, лошадях и не считали это запретным.
Но дозволенность вождения машины не снимает другие запреты. Есть некая грань, переступив которую, можно дозволенное обратить в запретное. К примеру, отправляться в путь без махрама (близкий родственник, брак с которым запрещён), выезжать, не одевшись согласно требованиям Ислама, отправляться в путь без разрешения мужа и др.
Но теперь обратите внимание, соблюдают ли женщины вышеперечисленные условия. Ведь она садится за руль и выезжает из дому как по необходимости, так и без неё. Ей в голову может прийти посетить подружек или просто покататься. В то время как Шариатом установлено женщинам оставаться дома и не выходить без надобности, как сообщается в Священном Коране:
وقرن في بيوتكن (سورة الاحزاب آية 33)
Смысл: «Пребывайте в ваших домах».
Исходя из сунны Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), можно сказать следующее: как нам всем известно, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) побуждал женщин совершать намаз дома, сказав, что для них это предпочтительнее.
В хадисе говорится:
لا تمنعوا نساءكم المساجد ، وبيوتهن خير لهن رواه أحمد (2/76)
Смысл: «Не препятствуйте вашим жёнам посещать мечети, однако пребывание в домах для них предпочтительнее».
Подумайте сами, речь идёт о том, можно ли идти в мечеть или нет, и что даже из самой постановки вопроса ясно, что женщине предпочтительнее совершать намаз дома. А как вы думаете, что будет, если женщина будет на автомобиле разъезжать по городу?
Многие ли из женщин выезжают без махрама или мужа, в то время как Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
لا يحل لامرأة تؤمن بالله واليوم الآخر أن تسافر إلا مع ذي محرم
Смысл: «Не дозволяется женщине, уверовавшей в Аллаха и в Судный день отправляться в путь без махрама».
Некоторые женщины умудряются сажать в свой автомобиль знакомого или одноклассника, отговариваясь тем, что стыдно было мимо проехать, не поздоровавшись и не подвезя его до дома и т.д. А Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
وقال النبي صلى الله عليه وسلم : ما خلا رجل بامرأة إلا كان الشيطان ثالثهما
Смысл: «Не уединится мужчина с женщиной без того, чтобы третьим был шайтан».
А ведь именно на этой почве потом появляется ревность и подозрения у мужа, что может привести к разводу.
Обратите внимание на женщин прошлых времен, какая скромность была в них! Дочь пророка Шуайба (аляйхи салям) сказала своему отцу:
قالت احداهما يا ابت استاءجره ان خير من استاءجرت القوى الامين سورة (القصص 26)
Смысл: «Одна из девушек сказала: «Отец мой! Найми его пасти овец. Он – лучший, кого ты можешь нанять. Ведь он сильный и верный».
Она увидела, что Муса (аляйхи салям) силён, богобоязнен и достоин доверия. Здесь указывается на скромность дочери пророка (аляйхи салям), так как она не желает появляться перед посторонними мужчинами и поэтому просит взять на работу Мусу (аляйхи салям), чтобы на него возложить дела, связанные с выходом на улицу. Велик Аллах, Который привил такую скромность женщинам. Но, к сожалению, такая скромность теперь теряется в погоне за «цивилизованной» модой.
Мода диктует сегодня покупать машину не только жёнам, но и дочерям. Пусть, мол, пока молоды, берут от жизни всё. Но к чему же это может привести? Родители не учитывают один момент: транспортное средство помогает молодым уединиться. Родители могут подумать: нет, наша девочка не такая, она не допустит этого. Но, дорогие мои, разве мало таких случаев? Ведь шайтан не спит, он может обольстить её. Сначала просто знакомство, потом начнут уединяться и т.д. Что ей стоит, ведь есть колёса, на которых можно умчаться с «другом» куда угодно. Возможно, такое лёгкое поведение, мягко говоря, не появится сразу же с приобретением машины, но шайтан будет её медленно обольщать, особенно в наше время, когда вокруг полно соблазнов, достаточно волков в человеческом обличье, охотящихся на таких девиц. И вы не думайте, что здесь преувеличили, так как факты говорят сами за себя. Конечно же, я не говорю о всех девушках. Но никто от этого не застрахован, так как шайтан рядом с нами.
Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
إن الشيطان يجري من الإنسان مجرى الدم : روا البخاري (2038) ، ومسلم (2174)
Смысл: «Поистине шайтан ходит в человеке, там, где протекает кровь». Т.е. указывается на то, что шайтан очень близок к нам, постоянно пытается нас заблудить, обмануть.
У женщины есть права, которыми подчас не обладают мужчины. У мужчин свои права и обязанности, поэтому соизмерять их на одной чаше весов, сопоставлять по одним и тем же критериям, что пытаются сделать в «цивилизованном» мире, абсурдно. На женщине лежит ответственность за дом мужа, его имущество и всё, что в нем находится. В Судный день она будет спрошена, как она берегла дом и имущество мужа. Поэтому, уважаемые сестры, беспокойтесь за это, а не за то, какого цвета и какой марки автомобиль вам нужен.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Дозволено ли женщине водить автомобиль?
Вопрос:
Дозволено ли женщине в современном обществе водить автомобиль?
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим — на том.
Для женщины лучше максимум времени проводить в пределах своего дома. Не следует выходить без необходимости.
Всевышний Аллах сказал:
«Оставайтесь дома и не покидайте своих домов. Выходите из дома только в случаях, разрешённых Шариатом Аллаха. Не показывайте своей красоты и украшений мужчинам, если вы выходите из дома, как делали женщины времён джахилии до Ислама» (Сура «Аль-Азхаб», аят 33).
Однако, если есть необходимость, женщине дозволено выходить из дома, в полной мере соблюдая при этом правильный хиджаб.
Что касается управления автомобилем, это дозволено при следующих условиях:
а) Существует реальная необходимость. Например, по какой-то причине муж не может вести машину, это нужно в экстренной ситуации и т. п., – то есть в целом не дозволено, чтобы жена выступала в качестве шофера для мужа.
б) Нет никакой альтернативы.
в) Отсутствует явная опасность для жизни, а также опасность, что женщина подвергнется оскорблению. Гипотетическая возможность опасности в расчёт не принимается. Аргумент о том, что женщине, возможно, придётся контактировать с посторонними людьми в случае аварии и т. п. не является действительным, потому что контакты с посторонними, если женщина идёт пешком, тоже возможны. Если женщина выходит что-то купить, она, без сомнения, может попасть в ситуацию, когда будет разговаривать с мужчиной не-махрамом.
г) Полностью соблюдены все нормы хиджаба.
д) Если она ведёт автомобиль без сопровождения махрама, нельзя уезжать дальше, чем на 90 километров.
Подытожим: женщине дозволено водить автомобиль, если соблюдаются перечисленные выше условия. Тем не менее, желательно в любом случае этого избегать, следует проводить максимум времени в стенах своего дома и не выходить на улицу.
Как в хиджабе водить машину? По вкусу – по карману
Все дело в том, что долгое время единственной страной, где существовал запрет на выдачу водительских прав женщинам, была Саудовская Аравия. И вот совсем недавно он был снят, и первые документы торжественно вручили обладательнице.
Смысл хадиса в том, что относительно положений религии все люди вне зависимости от пола одинаковы. Без шариатского довода женщины не могут быть ограничены в правах.
В этом вопросе есть оговорка. Если вождение женщиной автомобиля может привести к запретному, то в таком случае садиться за руль ей не дозволено. В данном случае шариатское правило гласит: то, что приводит к запретному, само становится запретным, даже если в основе разрешено. Если, например, вождение женщиной автомобиля может привести к уединению с посторонними мужчинами, то в таком случае садиться за руль ей не дозволено и т.п.
А как же обучаться этому самому вождению, если практически все инструкторы – мужчины? На этот случай рекомендуем вам поискать в вашем городе так называемые женские автошколы. Сегодня некоторые автошколы взяли себе за правило брать на работу инструкторов-женщин: с таким инструктором девушкам легче обучаться, устанавливается взаимопонимание, да и в целом так спокойнее.
Полную версию передачи смотрите в данном видео.
Можно ли водить машину девушкам в исламе
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Мнение о том, что женщинам запрещено водить машину – это в основном мнение ученых КСА. И они запрещают вождение женщиной машины по многим косвенным причинам, как: закрытие путей, ведущих к запретному; опасность искушения для женщин, которые имеют доступ к выезду на машине и могут впасть в различные искушения и грехи; создание опасности на дорогах из-за того, что в никъабе женщина не может толком видеть дорогу, а большинство ученых КСА считают никъаб обязательным, и т.п. причины.
Но следует отметить, что если упомянутые причины, как искушение, совершение запретного и т.п. добавить к любому иному бытовому вопросу, то и он тоже станет запретным, и нет причины для конкретизации в этом вождение ими машины.
Данный вопрос является бытовым, и на запрет этого нет никаких доводов ни в Коране, ни в Сунне. Более того, наоборот, ясная аналогия указывает на то, что это дозволено исходя из того, что женщины во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) и саляфов ездили верхом на животных, и никто им этого не запрещал.
Это вопрос бытовой, а в основе все бытовое дозволено. Поэтому, распространение и навязывание лишь слов ученых КСА по данному вопросу мусульманкам всего мира и в частности стран неверных, не есть мудрость. Взять ту же Россию. Ведь для мусульманки, например, в той же Москве лучше по нужде ездить за рулем на своей машине, нежели передвигаться в метро или автобусах, где она может быть подвержена многим опасностям.
А что касается слов других ученых, то из современных ученых ответил на этот вопрос лучше всех шейх аль-Альбани.
Когда шейха аль-Альбани спросили: «Дозволено ли женщине ездить на машине за рулем?»
Шейх ответил: “Если женщине дозволено ездить верхом на осле, то ей дозволено ездить и за рулем”.
Шейх аль-Альбани спросил: “Есть кто-либо, кто говорил что нельзя? Кто говорил, что нельзя ездить верхом на ишаке женщинам?! Нет, никто так не говорил!”
Спрашивающий: «Шейх наш, а разве нет разницы между вождением и сидением верхом?!»
Шейх аль-Альбани: “А где она больше прикрыта?!”
Шейх аль-Альбани: “Что?! Верхом на животном или на машине?!”
Спрашивающий: «Верхом на осле!»
Шейх аль-Альбани: “На осле женщина закрыта больше?! Да поведет тебя Аллах по прямому пути!”
Сказав это, шейх засмеялся. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 621.
Да смилуется Всевышний Аллах над шейхом аль-Альбани, сколько сердец радовало сидение в его кругу, сколько пользы они принесли для людей и сколько невежд они делали знающими!
Также шейх ‘Али Фаркус, отвечая на вопрос о дозволенности вождения женщиной машины, сказал: “Основа заключается в том, что вождение машины и любого транспортного средства, является дозволенным будь то для мужчин или женщин. Ведь основа в бытовых вопросах – это дозволенность. Езда на верховых животных было деянием, узаконенным для обоих полов в первые века Ислама. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, женщины сестры мужчин». Абу Дауд 236, ат-Тирмизи 113. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2863.
Т.е. мужчины и женщины равнозначны в ахкамах (законоположениях). Также это усиливает то, о чем сообщил пророк (мир ему и благословение Аллаха) относительно будущего Ислама и его распространения, когда он сказал ‘Ади ибн Хатиму (да будет доволен им Аллах): «Если ты проживешь долго, то увидишь, как женщина в паланкине на верблюде будет ехать из Хиры и совершать обход вокруг Каабы, не боясь никого, кроме Аллаха!» аль-Бухари 3595.
Таково постановление относительно вождения машины женщиной и изучение этого ею.
Однако, если ты знаешь о том, что вождение машины женщиной приведет к запретным и пагубным вещам, как снятие хиджаба, обнажение ‘аурата, совместное пребывании с посторонними мужчинами, порча общества, подвергание женщины различному вреду, тогда это становится запретным исходя из закрытия путей, ведущих к хараму (садд аз-зари’а) и охраняя религию женщины и ее почет…”. См. “Фатауа аль-мара” № 553.
Упомянутого из слов ученых, придерживавшихся иного мнения достаточно. И если нам стал известен факт разногласия ученых в том или ином вопросе, то необходимо возвращаться к их доводам. А доводы у них одни – это опасность искушения и прочий вред, тогда как и дозволявшие в основе вождение машины женщиной ученые тоже при таких случаях запрещали это. Но как нам стало ясно, основа в этом вопросе – дозволенность, если женщина из числа надежных и праведных, и не выезжает за пределы города, и лишь по нужде.
А что касается тех, кто пытался оспорить аналогию шейха аль-Альбани между верховой ездой женщины и вождением ею машины, то это не выдерживает простой критики. Эта аналогия весьма сильна, к тому же, как сказал шейх, ведь женщину верхом на животном видно больше, нежели в машине. Более того, будучи верхом она слышит все вокруг себя и ее можно окликнуть, заговорить с ней, даже напасть и т.п. Тогда как в машине женщина закрыта больше, а при даже слегка затемненных стеклах ее практически вообще не видно, плюс при закрытых окнах она и не слышит никого, и вероятность нападения мала.
А что касается конкретизации некоторыми шейхами, что в хадисах не говорится, что женщины во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) ездили верхом на животных в одиночку, и что они сидели на них, но животное везли за поводья их махрамы, то это утверждение вызывает сомнение. Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщины племени къурайш являются лучшими из женщин, которые сидели на верблюдах. Они проявляют наибольшую доброту к детям и лучше всех следят за имуществом мужа». аль-Бухари 3434, Муслим 2527.
Сообщается от Абу Барзы (да будет доволен им Аллах), что однажды, какая-то рабыня, сидевшая на верблюдице, на которой была также и поклажа людей, сказала: “О Аллах, прокляни ее!”, — имея в виду верблюдицу. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ехавший рядом, сказал: «Верблюдица, на которую пало проклятие, не должна идти вместе с нами». Муслим 2596.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды, верблюд, на котором ехала Сафийя ослаб, а у Зайнаб было лишнее верховое животное. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Зайнаб: «Отдай ей верблюда». Она ответила: “Чтобы я дала этой иудейке?!” За это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разгневался на нее и не общался с ней весь месяц зуль-хиджжа, мухаррам и часть сафара”. Абу Дауд 4602. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. “Сахих ат-таргъиб” 2835.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что перед тем, как отправиться в путь, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) бросал жребий между своими женами (кого взять с собой). И однажды право сопровождать его по жребию получили ‘Аиша и Хафса, которые и двинулись с ним в путь. Когда наступала ночь, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ехал вместе с ‘Аишей и разговаривал с ней. Тогда Хафса сказала ‘Аише: “Не сядешь ли ты сегодня ночью на моего верблюда, а я сяду на твоего, и мы посмотрим, что будет”. ‘Аиша сказала: “Хорошо”, и села на верблюда Хафсы, Хафса же села на верблюда ‘Аиши. После, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подъехал к верблюду ‘Аиши, на котором сидела Хафса, произнес слова приветствия и стал ехать рядом с ней, пока они не остановились (на отдых). Потеряв пророка (мир ему и благословение Аллаха) из виду, ‘Аиша стала ревновать. А когда они остановились, она принялась совать ногу в душистый тростник, восклицая: “О Господь, сделай так, чтобы меня ужалил скорпион или змея, ведь он – Твой посланник, и я ничего не могу сказать ему!” Муслим 2445.
Сууейд ибн Гъафаля рассказывал: “Как-то человек из числа зиммиев (неверных, проживающих на территориях мусульман в договоре) ткнул женщину, которая находилось верхом на животном. Она не упала, и тогда он скинул ее и стал с ней бороться. Он снял с нее одежду и уселся, чтобы изнасиловать ее. Когда же об этом дошло до ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) и был предоставлен довод на его вину, ‘Умар велел распять его, а после этого сказал другим из их числа: «Не ради такого мы заключали с вами перемирие!»” Ибн Аби Шейба 11/85, ‘Абдур-Раззакъ 6/114, аль-Байхакъи 9/11. Шейх аль-Альбани назвал сообщение хорошим. См. “аль-Ируа” 1278.
Во всем упомянутом ясное указание и доводы на то, что женщины времен посланника (мир ему и благословение Аллаха) и сподвижников ездили верхом на животных и в одиночку. А последняя история с ‘Умаром ясно указывает на то, что они ездили и без сопровождения, по причине чего неверный и попытался изнасиловать ту женщину. И кстати, будь эта женщина в машине, а не на верховом животном, вряд ли бы ее можно было скинуть и попытаться изнасиловать!
Для большей пользы хотелось бы привести также и другой диалог шейха аль-Альбани по теме вождения женщиной машины:
Спросили шейха аль-Альбани: «Дозволено ли женщине ездить на машине за рулем?»
Шейх в ответ спрашивает: “А дозволено ли женщине ехать на ишаке?”
Шейх аль-Альбани снова повторяет свой вопрос: “Извиняюсь, так дозволено ли женщине ехать на ишаке?”
Спрашивающий: «Дозволено. Но даже в одиночку?»
Шейх аль-Альбани в ответ спрашивает: “А дозволено ли ей в одиночку ехать на ишаке?!”
Присутствующие снова смеются в этот раз вместе с шейхом.
Спрашивающий: «Хорошо, но что если вдруг у машины прокололось колесо или она заглохла, придут парни…».
Шейх аль-Альбани перебивает: “А вдруг она упадет с ишака?”
Шейх смеется, а затем говорит: “На тебя повлияли фатауа джама’ата оттуда (КСА). Ты имеешь оправдание, и мы не закрываем глаза на то, откуда ты пришел. И те вероятности, о которых ты говоришь, которые могут произойти с машиной, могут случиться с ишаком еще больше и больше. Эти взгляды (запрещающие), причина их – местность и определенный край, а не взгляд шариатский и правильного фикъха”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 654.
Этого же мнения придерживаются и ученики шейха аль-Альбани, что женщина в основе имеет право ездить на машине в одиночку, если она в своем городе, выехала по нужде, и нет опасения искушения.
Одним словом, кто в этом вопросе выберет мнение запрещающих ученых, или даже выбрал мнение дозволяющих, но сам не разрешает своей жене или дочери водить машину по каким-то причинам, будь то недоверие, считает это зазорным, не принято в его народе и т.п., то это его полное право. Однако пусть не выносит порицание другим мусульманкам и их опекунам, которые выбрали иное мнение в данном вопросе, учитывая, что нет никакого довода на запрет!
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Что касается обычаев, то это то, что совершают люди из числа мирских вещей, в которых они нуждаются. Основа в этом то, что не является это запретным. И не запрещается в этом ничего, кроме того, что сделал запретным Всевышний и Всемогущий Аллах!” См. “Маджму’уль-фатауа” 29/16.
И следует понимать, что положение того или иного бытового вопроса может сильно различаться в зависимости от времени или местности.
А Аллаху обо всем ведомо лучше!
И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!