можно ли водить машину с кардиостимулятором
Можно ли управлять автомобилем с кардиостимулятором
Наличие кардиостимулятора не является основанием для запрета на вождение автомобиля. Наоборот, серьезные нарушения сердечного ритма (падения в обмороки, потеря сознания), которые и купирует электрокардиостимулятор, являются причиной в отказе выдачи водительских прав или их лишения. После постановки ЭКС человек – пройдя послеоперационный период – может вернуться к управлению транспортными средствами, если нет иных противопоказаний.
Если пациент получает права уже после установки кардиостимулятора, то вопрос их выдачи решается в индивидуальном порядке. В целом, кардиостимулятор не огранивает возможности вождения автомобиля, и если заболевание приводило к потере сознания, то ЭКС – единственная возможность сохранить жизнь водителя в случае приступа. Установка кардиостимулятора сама по себе не является основанием для лишения водительских прав.
Тем не менее, некоторые популярные привычки – например, разговор по телефону, зажатому между плечом и щекой – придется забыть. Мобильный телефон не рекомендуется подносить ближе, чем на 20 – 30 см к месту установки ЭКС, поэтому при разговоре за рулем (или в поисках ключей) всегда придется пользоваться гарнитурой или громкой связью. Здоровье важнее любого самого срочного звонка.
Можно ли ездить на машине с кардиостимулятором?
Правилами жизни с имплантированным кардиостимулятором не ограничивается передвижение человека на любом транспорте, включая личные автомобили, автобусы, электрички и трамваи, поезда и самолеты (оборудование самолетов не может вывести из строя ЭКС).
Под вопросом возможность передвижения на современных скоростных поездах с магнитной подвеской – здесь ситуация примерно как с техникой безопасности при прохождении магнитных рамок в аэропортах и на вокзалах.
Для пациентов с нарушением ритма сердца, приведшим к имплантации стимулятора, не вводится ограничений даже на дальние поездки на машине – если они нормально переносятся. Вопрос управления транспортным средством на дальние расстояния решается лечащим врачом.
По крайней мере мне уже доводилось ездить на личном автомобиле, маршрутном такси, трамвае, троллейбусе – какого-либо дискомфорта я не ощущал.
Можно ли с кардиостимулятором работать водителем
Наличие имплантированного прибора, купирующего проблемы ритма сердца, не является запретом на профессиональную деятельность в качестве водителя. Однако профессиональным водителям, особенно тяжелой грузовой техники, пассажирских автобусов, скорее всего, придется проходить регулярное медицинское обследование. В некоторых случаях могут и запретить управление транспортом.
Также для себя самого нужно решить, стоит ли работать водителем. Готовы ли вы обеспечить свою безопасность и безопасность пассажиров? Наконец, пристегнутый ремень проходит как раз через зону имплантации ЭКС – место может натираться и раздражаться (будет чесаться, особенно в первое время после операции, пока окончательно не сформировался рубец – а на это уходит 6 – 8 месяце).
Любым видом спорта, связанным с вождением автомобиля или мотоцикла, скорее всего, заниматься запретят: тут и эмоциональные и физические перегрузки, и риск удара в область грудины, за чем может следовать ушиб тканей над или под ложем ЭКС, повреждение электродов (приводов).
А на мотоциклах кататься разрешат?
Мотоциклы с высоковольтными проводами без экранирования не обеспечивают надёжной защиты от происходящего во время срабатывания искры зажигания импульсного излучения (электрокардиостимуляторы чувствительны к воздействию магнитных, электро-магнитных и электрических полей). Вопрос нужно адресовать лечащему врачу или производителю ЭКС. Возможно, даже находиться рядом с мотоциклами не самая лучшая идея.
В целом, современные аппараты лишь требуют дополнительного контроля для профессиональных водителей и не ведут к заметному изменению образа жизни рядовых автовладельцев. Водить машину и ездить на ней, в большинстве случаев, не запрещают.
Шебекинская центральная районная больница
Вождение автомобиля требует не только технического мастерства, но и некоторых медицинских знаний. Риск несчастных случаев на дороге можно уменьшить, если знать о побочных эффектах медикаментов.
Одни из них ухудшают зрение, вызывают сонливость, слабость, головокружение, заторможенность, другие, напротив, становятся причиной чрезмерного возбуждения. Существуют, кроме того, лекарства, чье действие практически незаметно для человека. Субъективно водитель никак не ощутит, что у него искаженно восприятие окружающей обстанови, нарушены координация движения и способность концентрировать внимание, что очень опасно на дороге. Представляем «запретный» для водителей список лекарственных препаратов.
ОПАСНЫЕ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ЛЕКАРСТВА
После приема психотропных препаратов за руль лучше не садиться. Действие этих лекарств может оказаться непредсказуемым, даже в том случае, если их принимали накануне вечером. К ним относятся нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, седативные, снотворные и препараты лития.
АНТИДЕПРЕССАНТЫ помогают избавиться от депрессии. Широко распространены трициклические антидепрессанты (АМИТРИПТИЛИН, КЛОМИПРАМИН, ИМИПРАМИН и др.) и тетрациклические (МАПРОТИЛИН, МИАНСЕРИН), прием которых несовместим с управлением автомобилем.
Считается, что новые препараты этой группы (АУРОРИКС, ПРОЗАК, ПАКСИЛ, КОАКСИЛ и им подобные) меньше влияют на координацию движений. И все же осторожность не помешает.
ТРАНКВИЛИЗАТОРЫ (УСПОКАИВАЮЩИЕ) обладают успокоительным действием, снижающим эмоциональное напряжение и подавляющим беспокойство, тревогу, страхи; в то же время они замедляют реакции, расслабляют мышцы, нередко делают человека безразличным к окружающей обстановке. Более крупные дозы могут вызвать сонливость и расстройства координации, снижают способность к концентрации внимания. Неблагоприятные симптомы обычно проходят в течение 1-2 дней после приема препаратов.
В эту группу входят ЭЛЕНИУМ, СЕДУКСЕН, СИБАЗОН, ВАЛИУМ, ТРИОКСАЗИН, ТАЗЕПАМ, НОЗЕПАМ, ФЕНАЗЕПАМ, НИТРАЗЕПАМ, РУДОТЕЛЬ, МЕПРОТАН, РЕЛАНИУМ, МЕПРОБАМАТ и т.д. (в основном, это препараты на основе таких активных веществ, как алпрозолам, бромазепам, хлордиазепоксид, диазепам, медазепам, оксазепам ).
Об этим следует помнить, принимая барбитураты (БАРБИТАЛ, ФЕНОБАРБИТАЛ), бензодиазепины (РАДЕДОРМ, НИТРАЗЕПАМ, ЭУНОКТИН и др.), ДОНОРМИЛ, лекарства типа ИМОВАНА, ИВАДАЛА. Обратите внимание, что фенобарбитал входит в состав комбинированных обезболивающих лекарств типа ПЕНТАЛГИНА и СПАЗМОВЕРАЛГИНА.
До и во время поездки нельзя употреблять препараты от головной боли, содержащие компоненты со снотворным действием (ВЕРОДОН, ДИАФЕН). Они тормозят функции центральной нервной системы, ослабляют внимание и замедляют реакции.
Затормаживающим действием обладают также АСПИРИН, АМИДОПИРИН, АНАЛЬГИН, ФЕНАЦЕТИН. Если же водитель принял более двух таблеток АНАЛЬГИНА, АМИДОПИРИНА, ФЕНАЦЕТИНА, АСПИРИНА, то его реакция на дороге, скорее всего, будет замедленной.
ОТ ЗУБНОЙ БОЛИ. Стоматологическая анестезия может вызвать опасный для водителя эффект. Популярный анестетик для местного обезболивания — лидокаина гидрохлорид (алокаин, анестекаин, молкаин). В любом случае самое разумное решение после посещения стоматолога для лечения — путешествовать исключительно на пассажирском кресле. А вот пересесть на водительское место можно будет лишь через 12 и более часов.
АНТИГИСТАМИННЫЕ. Такие препараты успокаивают, предупреждают развитие и облегчают течение аллергических реакций. Опасность для водителя прежде всего представляют препараты, меняющие реактивность организма: ДИМЕДРОЛ, СУПРАСТИН, ДИАЗОЛИН, ТАВЕГИЛ, ПИПОЛЬФЕН, ДИПРАЗИН. Почти все они нарушают способность адекватного восприятия обстановки: замедляют скорость реакции, вызывают ощущение усталости и вялости, нередко вызывают сонливость.
Исключение, по мнению некоторых фармакологов, составляют лишь препараты лоратадина (кларитин, кларотадин и ломилан), цетиризина (зиртек, цетрин и аллерцет) и фексофенадина (телфаст).
В то же время практика показывает, что прием антигистаминов так или иначе сказывается на деятельности центральной нервной системы, включая современные лекарства (АСТЕМИЗОЛ, ЦЕТИРИЗИН, ФЕНИСТИЛ).
CРЕДСТВА ДЛЯ ЖКТ. Надо быть очень внимательными к лекарствам, угнетающими активность желудочно-кишечного тракта — М-холиноблокаторам.
Самые популярные средства этой группы — препараты пирензепина (гастрил, гастрозем, гастроцепин, пирен). Дело в том, что все М-холиноблокаторы влияют на зрение. Они расширяют зрачки и делают изображение нерезким. Такой эффект может сохраняться несколько дней после отмены лекарства.
Сюда же относятся препараты атропина, метацина, гиосцина (бускопан, скополамин) и все лекарства, содержащие белладонну (красавку): беллалгин, бекарбон, белластезин, бесалол, беллоид, аэрон, беллата минал. Их принимают при неврозах, сопровождающихся неприятными ощущениями со стороны органов пищеварения и сердечно-сосудистой системы.
Заторжможенность могут вызвать препараты, содержащие метоклопрамид, — РЕГЛАН, ЦЕРУКАЛ, часто используемые в гастроэнетерологии для уменьшения тошноты. И только близкий к ним мотилиум быстроту реакции не угнетает.
ОТ ДИАРЕИ. В запретный список попадают диарол, диасорб и имодиум: эти препараты содержат лоперамид, который оказывает затормаживающее действие на центральную нервную систему.
СРЕДСТВА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ГЛАЗ. Как уже говорилось, все препараты, содержащие атропин, на какое-то время ухудшают зрение. Капли с атропином, применяемые для расширения зрачка при исследовании и лечении глаз, вызывают настолько сильное нарушение зрения, что управление автомобилем становится невозможным в течение 2-3 суток, а нередко — и в течение недели!
СТИМУЛЯТОРЫ. Стимуляторы типа КОФЕИНА и ФЕНАМИНА могут вызвать чрезмерное возбуждение, нарушить равновесие, координацию движений. По этим причинам они совершенно противопоказаны водителям.
Еще одна особенность: как только действие КОФЕИНА прекращается, у человека наступает резкий спад физической и психической активности. Следует также знать, что злоупотребление крепким чаем или кофе в течение длительного времени может привести к хронической интоксикации кофеином и общему истощению организма.
ФИТОПРЕПАРАТЫ, БАДы. Непосредственно перед вождением автомобиля не следует принимать фитосборы и БАДы, в состав которых входят растения с успокаивающим и снотворным действием — валериана, пустырник, пион, пассифлора, шлемник, мелисса, мята. Действие этих препаратов длится некоторое время, поэтому за руль можно садиться примерно через 10-12 часов после их приема.
Из препаратов этой группы наибольшим воздействием обладают лекарства из растения кава-кава, например, антарес 120. В меньшей степени влияют на организм лекарства из пустырника, валерианы и мелиссы.
ОТНОСИТЕЛЬНО БЕЗОПАСНЫЕ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ПРЕПАРАТЫ
Как правило, побочные эффекты в большей или меньшей степени прогнозируемы, и все же остается некоторая доля непредсказуемости, ведь каждый организм индивидуально реагирует на прием лекарств. Даже безобидные, на первый взгляд, фитопрепараты могут вызвать у чувствительных людей выраженный затормаживающий эффект. Не исключены и другие нежелательные реакции. Это – основная причина, почему список «разрешенных» для водителя лекарств намного меньше, чем список «запрещенных».
ОТ ГОЛОВНОЙ БОЛИ. На трудоспособность водителя не оказывают существенного влияния такие препараты от головной боли, как АСКОФЕН, АСФЕН, ЦИТРАМОН, НОВОЦЕФАЛЬГИН, ПИРАФЕН, НОВОМИГРОФЕН, КОФАЛЬГИН, ФЕНАЛЬГИН. Но безопасны они для водителей только о лечебных дозах.
ОТ ПРОСТУДЫ. Допустим прием ПАРАЦЕТАМОЛА или АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВОЙ КИСЛОТЫ без сочетания их с КОДЕИНОМ или антигистаминными средствами.
Во многих случаях предпочтение следует отдавать домашним способам лечения простуды и кашля — на основе МЕДА, РОМАШКИ, ЧАБРЕЦА, аптечного грудного сбора.
ОТ ДИАРЕИ. Быстроту реакции не угнетает МОТИЛИУМ.
Как видите, многие препараты крайне не желательно принимать водителям. Приучитесь, перед тем как принять лекарство, прочесть инструкцию к нему. Если в ней указано, что препарат влияет на способность управлять транспортным средством а также на занятиями потенциально опасными видами деятельности, то необходимо отказаться либо от лекарства, либо от «руля».
Жизнь с электрокардиостимулятором
Жизнь с электрокардиостимулятором
Жизнь с электрокардиостимулятором
Правила поведения для пациента с электрокардиостимулятором (ЭКС).
После установки ЭКС жизнь человека, разумеется, меняется: появляются ограничения, новые правила и требования. Но, несмотря на это, с искусственным водителем ритма можно вести полноценную жизнь. Не лишним будет напомнить, что кардиостимулятор не лечит ни от ишемической болезни, ни от стенокардии, ни от аритмии. Это не новое сердце. Сердце остается прежним, поэтому его нужно щадить.
После установки кардиостимулятора важно соблюдать определенные рекомендации.
Первая неделя после операции
Месяц после операции
Проверка работы ЭКС (программация)
Современный ЭКС – это сложное программируемое устройство, поэтому он нуждается в регулярной проверке и настройке. При проведении проверки системы стимуляции решаются следующие основные задачи:
1.анализ функционирования ЭКС и электрода/электродов, своевременное выявление и устранение нарушений в системе стимуляции;
2.оценка адекватности установленной программы стимуляции с учетом потребности конкретного пациента;
3.оценка состояния источника питания. Оптимизация энергетических параметров в целях увеличения срока службы ЭКС. Проверка рекомендуемого времени замены аппарата.
Кардиостимулятор и электрические приборы.
ЭКС имеет встроенную защиту от помех со стороны электрических приборов, но мощных электрических полей все же следует избегать. Разрешено пользоваться бытовыми приборами: холодильник, микроволновая печь, телевизор, радиоприемник, магнитофон, компьютер, фен для волос, электробритва, стиральная машина.
Чтобы избежать помех, рекомендуется располагать электроприборы не ближе 10 см от области установки кардиостимулятора. Нельзя прислонятся к экрану работающего телевизора и передней стенке микроволновой печи. Вообще, лучше не находится рядом с работающей микроволновой печью. Не следует находиться вблизи высоковольтных линий электропередач, сварочного оборудования, электрических сталеплавильных печей.
Не рекомендуется проходить через устройства контроля в аэропортах, магазинах, музеях. В этом случае нужно предъявить карту владельца электрокардиостимулятора (паспорт кардиостимулятора и карту его владельца выдают при выписке из больницы) и эту процедуру заменят личным досмотром.
При неизбежном соприкосновении с розетками и прочими источниками напряжения нужно стараться, чтобы это делалось рукой противоположной той стороне, где находится ЭКС.
Офисная техника, как правило, абсолютно безопасна для ЭКС,
Кардиостимулятор и мобильный телефон.
Лучше свести разговоры по телефону к минимуму. Телефон должен располагаться не менее 30 см от кардиостимулятора. Разговаривая, следует держать трубку у уха на противоположной стороне от импланта.
Нельзя носить мобильный телефон на шее или в кармане (особенно нагрудном), он должен находиться в сумочке или портфеле.
Кардиостимулятор и медицинские исследования
Обязательно сообщайте врачу о наличии у вас кардиостимулятора при назначении лучевой терапии, диатермии, ультразвуковой и магниторезонансной диагностики, токов Д,арсонваля, электрокоагуляции, наружной дефибрилляции. Это правило касается и проведения косметических вмешательств, которые связаны с электрическим воздействием.
При проведении ультразвукового исследования врач должен избегать направления луча на корпус кардиостимулятора. Флюорографию и рентгеновские исследования проходить можно.
В ЭКС предусмотрена защита от разряда дефибриллятора. Тем не менее, после дефибрилляции ЭКС должен быть обязательно проверен, так как возможно изменение программы в результате нанесения разрядов высокой энергии. В результате разряда дефибриллятора на кончике стимулирующего электрода может возникнуть ток большей силы, что может привести к термическому повреждению миокарда (возможно повышение порога стимуляции!).
Во избежание этого электроды дефибриллятора следует располагать таким образом, чтобы уменьшить прохождение тока между ЭКС и сердцем.
Нельзя располагать электроды дефибриллятора непосредственно над ЭКС или по ходу имплантированных электродов.
Еда и питьё (включая алкоголь).
Ограничений у пациентов с кардиостимуляторами нет. Необходимо следовать рекомендациям вашего лечащего врача исходя из состояния Вашего здоровья и возможной диеты.
Кардиостимулятор и спорт.
Рекомендуются прогулки пешком, плавание и иные физические упражнения, если они выполняются в условиях постоянного контроля за самочувствием и с соблюдением правил безопасности.
Автомобилистам важно знать, что при смене аккумулятора и ремонте машины не следует касаться проводов, находящихся под напряжением.
Срок работы кардиостимулятора.
В среднем батарейка кардиостимулятора рассчитана на 7-10 лет работы. Перед окончанием срока службы прибор подаст сигнал о замене, который будет фиксирован во время планового обследования. После этого батарейка будет заменена на новую. Поэтому крайне важно регулярно посещать врача.
Таким образом, имплантация электрокардиостимулятора не может решить все проблемы, связанные со здоровьем пациента, но в большинстве случаев оказывает эффективное действие, улучшая общее самочувствие и значительно повышая качество жизни.
Жизнь с кардиостимулятором
Тел.: 8-800-25-03-03-2
(бесплатно для звонков из регионов России)
Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 154
Тел.: +7 (812) 676-25-25
Санкт-Петербург, В.О., Кадетская линия, д. 13-15
Тел.: +7 (812) 676-25-25
Санкт-Петербург, ул. Циолковского, д.3
Тел.: +7 (812) 676-25-10
Несмотря на то, что через 2-3 месяца после имплантации кардиостимулятора пациенты возвращаются к обычному образу жизни, существуют некоторые аспекты, которые необходимо знать пациентам с имплантированными устройствами.
Сразу после установки кардиостимулятора
Непосредственно после выписки из стационара в течение первой недели необходимо наблюдать за местом имплантации устройства. При появлении признаков воспаления, выделений из раны или расхождения швов, необходимо немедленно обратиться к врачу.
В первый месяц следует избегать подъема тяжестей, чрезмерной нагрузки на плечевой пояс и амплитудных движений руки на стороне имплантации. Через два месяца пациенты могут вернуться к обычной физической активности и возобновить занятия спортом, если они занимались спортом до имплантации стимулятора.
Не рекомендуются следующие виды физической активности:
Кардиостимулятор и электромагнитные приборы
Также имеются некоторые ограничения, связанные с возможным воздействием на устройство магнитных и электромагнитных полей. В настоящее время все устройства имеют достаточно надежную защиту от электромагнитных полей, и использование приборов и техники, окружающих нас в обычной жизни, не требует особых ограничений. Это касается компьютеров, микроволновых печей, мобильных телефонов. Не рекомендуется только носить мобильный телефон в нагрудном кармане.
Тем не менее, то или иное мощное воздействие может нарушить работу имплантированного устройства или причинить вред пациенту.
Запрещается:
1. Подвергаться воздействию мощных полей СВЧ, магнитных и электромагнитных полей, электрического тока (например, при использовании оборудования высокого напряжения, магнитов, используемых в промышленных зонах, радаров или других источников электромагнитного воздействия).
2. Выполнять магнитно-резонансную томографию (МРТ) в случаях, когда имплантируемое устройство не является МРТ-совместимым.
3. Использовать методы физиотерапии, связанные с магнитотерапией и электрическим воздействием.
4. Применять монополярную электрокоагуляцию при проведении хирургических вмешательств, в случаях, когда работа эндокардиального электрода запрограммирована в монополярном режиме
5. При проведении ультразвуковых исследований направлять луч непосредственно на корпус имплантированного устройства.
С осторожностью разрешается проводить следующие медицинские манипуляции и исследования:
2. МРТ: в случае МРТ-совместимого устройства необходимо запрограммировать устройство в МРТ режим.
3. Ультразвуковые исследования.
4. Дефибрилляцию и электрическую кардиоверсию.
6. Радиочастотные методы лечения.
7. Чрескожную электрическую нейростимуляцию.
Без каких-либо ограничений разрешается проводить стоматологические вмешательства и рентгенографические методы исследования.
Пациент должен наблюдаться специалистом, который будет с периодичностью 1-2 раза в год осуществлять проверку (программирование) имплантированного устройства с помощью специального оборудования-программатора. При появлении каких-либо симптомов (головокружение, предобморочные состояния, обмороки) следует незамедлительно обратиться к специалисту, который наблюдает пациента.
Жизнь с кардиостимулятором
Имплантация электрокардиостимулятора – основной метод лечения нарушений ритма и проводимости сердца, которые проявляются брадикардией (при синдроме слабости синусового узла, атриовентрикулярных блокадах). Еще относительно недавно швы после установки электрокардиостимулятора снимали на 7–8-й день после операции. Сегодня врачи накладывают внутрикожные швы вместо поверхностных, что позволяет сократить пребывание пациента в клинике после имплантации кардиостимулятора до 2–3 дней. После выписки из больницы необходимо следовать определенным рекомендациям для скорейшего восстановления здоровья.
После установки кардиостимулятора
Наличие электрокардиостимулятора ни в коей мере не ограничивает пациента в физической активности. Исключение составляет лишь первый месяц после операции, когда не рекомендуется плавать, поднимать тяжести, активно двигать левой рукой – именно с левой стороны обычно устанавливается кардиостимулятор. Ограничение связано не с самим устройством, а с тем, что рана, возникшая из-за его установки, должна зажить. Если до имплантации стимулятора пациент занимался спортом, уже через месяц после операции он может без проблем вернуться к прежнему образу жизни.
Установка электрокардиостимулятора – вмешательство малоинвазивное, не столь травматичное, поэтому оно не влечет за собой каких-либо существенных ограничений. Другое дело, что существуют кардиостимуляторы, позволяющие проходить процедуру МРТ, и кардиостимулятор, которые не предусматривают такой возможности. При этом остальные медицинские процедуры можно проходить без проблем, как и пользоваться бытовой техникой, электроинструментами, сотовой связью.
Несколько слов о необходимости проходить через металлодетекторы. Пациентам с имплантированными электрокардиостимуляторами не рекомендуется проходить через рамки устройств предполетного контроля – они являются источником электромагнитных помех, которые могут быть восприняты кардиостимулятором. Принцип работы детекторов краж в магазинах не подразумевает воздействия на имплантированные устройства – систем защиты можно не опасаться, но в целях безопасности не рекомендуется задерживаться при проходе через них.
Потенциальные воздействия устройств предполетного контроля и детекторов краж на имплантированные устройства носят временный характер, и нормальное функционирование кардиостимулятора моментально восстанавливается при выходе из зоны действия источника помех. Эта информация, как правило, сообщается в сопроводительных памятках для пациента от фирм-производителей, прилагаемых к паспорту электрокардиостимулятора.
Гражданам, которым имплантируются электрокардиостимуляторы, обычно выдают карту принятого в России образца. При желании пациенты могут оформить карту европейского образца. При предъявлении этой карты можно не проходить через металлодетектор. Правило распространяется на аэропорты, театры, стадионы – все места, где есть металлодетекторы. В случае, если карта случайно осталась дома или потерялась, – нужно спокойно, не задерживаясь, пройти через рамку.
Особенности установки электрокардиостимулятора
Современные стимуляторы имплантируются в подкожную клетчатку или под грудную мышцу, но это лишь завершающий этап операции. Сложность операции по имплантации системы стимуляции заключается в проведении электродов в различные камеры сердца и расположении их таким образом, чтобы они могли быть «глазами» и «руками» кардиостимулятора. То есть информация, поступающая от электродов к стимулятору (детекция собственных сокращений сердца), должна быть очень достоверной, что, в свою очередь, позволит устройству мгновенно принимать «правильные» решения о необходимости стимуляции сердца.
Существует определенный процент людей, которых называют стимуляторозависимыми, частота их сердечного ритма жестко управляется кардиостимулятором. Собственный пульс у таких пациентов крайне редок (20–30 ударов в минуту) или вообще отсутствует. Такие больные поступают в отделение по каналу скорой медицинской помощи и требуют имплантации кардиостимулятора в экстренном порядке.
Также возможны ситуации, при которых степень блокады сердца со временем увеличивается. Во время проверки или смены кардиостимулятора выясняется, что собственного ритма у пациента практически нет либо он крайне редок. Таким людям крайне важно вовремя и регулярно контролировать работу электрокардиостимулятора.
Во всех современных стимуляторах предусмотрена функция частотной адаптации, которая обеспечивает базовую частоту 60 ударов в минуту, а также изменение частоты стимуляции в зависимости от уровня физической активности. Иными словами, в стимуляторе есть сенсор, детектирующий и оценивающий уровень физической нагрузки, которой подвергается пациент. При этом чувствительность сенсора, его частота – параметры, которые подлежат настройке. Потребность в применении частотной адаптации среди пациентов составляет около 30–35%. Важно отметить, что у пациентов со стенокардией значительное увеличение частоты сердечных сокращений нежелательно.