можно ли водить машину в 16 лет с сопровождением человека с правами
Можно ли управлять без прав до 18 лет, если человек с правами сидит рядом?
Законодательство устанавливает различный возраст для возможности управления автомобилем и условия для этого. Мы знаем, что за рулём можно ездить до получения права управления в случае обучения вождению. Но можно ли управлять без прав, если человек в водительским удостоверением сидит рядом на пассажирском сиденье, в 2021 году, в том числе до достижения 18-летнего возраста – с 16 или 17 лет? Давайте выяснять!
Правовая основа
Итак, поставленный перед нами вопрос регулируют несколько нормативно-правовых актов:
Со скольки лет можно ездить без прав?
С 16 лет. В случае обучения вождению. Это касается обучению управления на автомобиле и мотоцикле и устанавливается пунктом 21.5 Правил дорожного движения. При этом, 2 важных условия такой езды за рулём:
Сдавать экзамены на право управления легковой машиной можно с 17 лет, а получить такое право – только с 18 лет. Это предписывает статья 26 ФЗ О безопасности дорожного движения.
Можно ли ездить, если рядом сидит человек с правами?
Нет. Если это не инструктор по вождению, то запрещено. Если у Вас по тем или иным причинам нет прав (недостижение возраста либо Вы не успели получить права), то по закону на 2021 год управлять автомобилем Вам нельзя, даже если рядом будет сидеть профессиональный гонщик. Или инструктор, но без соответствующего специального удостоверения для обучения вождению. Либо с удостоверением, но автомобиль не будет оборудован дополнительными педалями и зеркалом.
Причём, законодатели такую возможность рассматривали к внедрению в российское законодательство ещё в далёком 2012 году. Но проект закона так и остался проектом, и его не ввели.
Таким образом, ездить за рулём без прав, даже если человек с в/у сидит рядом на пассажирском сиденье, запрещено.
Исключения
Важное замечание!
Какие штрафы за управление без прав с рядом сидящим водителем?
Мы рассмотрим несколько штрафов в зависимости от конкретной ситуации:
Штраф за езду без права управления
Итак, за езду без права управления предусмотрен солидный штраф с вилкой сумм от 5 до 15 тысяч рублей. Санкцию устанавливает часть 1 статьи 12.7 КоАП за управление транспортным средством человеком, не имеющим соответствующего права.
Но если Вы едете не один, то и штраф может быть не только для Вас. Шутка ли, но рядом сидящему человеку с правами штраф положен в разы больше.
Штраф за передачу руля
Он составляет целых 30 000 рублей по части 2 статьи 12.7 КоАП. И он стопроцентно будет выписан инспектором ДПС на дороге, остановившим Вас, если рядом сидит человек с водительским удостоверением.
Но иногда это бывает незаконно. Дело в том, что передачу управления ещё нужно доказать. Но судебная практика 2021 года такова, что фактически пассажира с правами лишат «на ура», даже если он ничего по факту не передавал.
Штраф за отсутствие в/у
Если Вы просто ещё не успели забрать водительское удостоверение из ГИБДД и сели за руль, то штраф по части 1 статьи 12.7 за отсутствие права управления неправомерен, потому что право управления Вы получили с того момента, как сдали экзамены. Несвязанность права управления и наличия водительского чётко регламентирует часть 2 статьи 25 ФЗ О БДД:
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
Здесь нужно чётко разделять право управления как, собственно, право человека и водительское удостоверение – всего лишь документ, который подтверждает наличие права. Так вот, за отсутствие в/у предусмотрен штраф 500 рублей по части 2 статьи 12.3 КоАП.
Эвакуация на штрафстоянку
При привлечении водителя по части 1 статьи 12.7 КоАП также предусмотрена эвакуация на штрафстоянку. Но если рядом с Вами сидит человек с правами, то её можно избежать, но только при обязательных условиях:
Однако, здесь нужно понимать, что, хотя в этом случае штрафстоянки возможно будет избежать, штрафа за передачу пассажир уже вряд ли избежит, а штраф этот гораздо дороже оплаты эвакуации и хранения на спецстоянке.
Если же пассажир просто укажет отсутствие у него в/у, то и привлечь его за передачу будет маловероятно (если только он не собственник автомобиля, либо если инспектор ГИБДД пробьёт наличие у того в/у по базе).
Обратите также внимание касательно штрафов – если речь идёт о лицах, не достигших 16 лет, то штраф им не наложат, так как административной ответственности подлежат только лица, достигшие этого возраста.
А вот транспортные средства, на которых можно ездить без прав в любом возрасте, мы перечислили в нашей специальной статье об этом.
За руль пустят с 17 лет. В ГИБДД объяснили, зачем это нужно
В Госавтоинспекции подтвердили намерение разрешить получившим права автомобилистам садиться за руль уже с 17 лет. Об этом рассказал замначальника ГИБДД Владимир Кузин, анонсируя всероссийский конкурс отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) «Безопасное колесо».
«Предложение о том, чтобы управлять автомобилем с 17 лет, выдвинуто, — сказал Кузин, отвечая на вопрос корреспондента Autonews.ru. — Когда она будут в окончательном варианте оформлена и законодательно принята — пока сложно сказать, это зависит от графика работы Госдумы. Но такая идея поддержана всеми и, думаю, она реализуется. Дети, участвующие в мероприятиях, которые мы проводим, должны об этом знать. Полученные во время обучения навыки и знания о ПДД, они смогут использовать уже как водители».
Сейчас экзамен в ГИБДД можно сдавать начиная с 17 лет, но даже успешно пройдя тестирование садиться за руль по действующим правилам разрешено только с 18 лет. До этого момента в ГИБДД водительское удостоверение просто не выдадут. И если такого водителя остановит инспектор, нарушителя накажут: согласно ст. 12.7 КоАП, управление автомобилем водителем, не имеющим прав, влечет штрафа от 5 тыс. руб. до 15 тыс. руб. Накажут и того, кто не уследил за своим автомобилем и допустил, что в него заберется подросток без водительского удостоверения: передавшему свое транспортное средство водителю без прав грозит штраф 30 тыс. рублей.
При этом в ГИБДД обратили внимание: прошедшие обучение молодые водители, которые вынуждены еще год ждать возможности сесть за руль, за это время теряют практические навыки управления. Чтобы устранить этот недостаток, в МВД придумали два изменения. Во-первых, там разработали проект нового административного регламента проведения экзаменов на водительское удостоверение. Согласно этому документу, сдавать экзамены можно будет еще раньше — уже с 16 лет. Для этого нужно будет получить письменное согласие одного из законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей) несовершеннолетнего кандидата в водители на сдачу им экзамена и выдачу российского национального водительского удостоверения.
Вторым шагом стали поправки, которые разработали в закон «О безопасности дорожного движения» — согласно предложенным изменениям, управлять автомобилем можно будет уже с 17-летнего возраста. Но в каждой поездке их должен будет сопровождать совершеннолетний наставник, с действующим водительским удостоверением категории «B» — для легковых автомобилей или подкатегории «В1» — для трициклов и квадрициклов.
«Сопровождающий несовершеннолетнего водителя нужен для оказания помощи в закреплении устойчивых навыков безопасного управления транспортным средством и контролем за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов в области обеспечения БДД», — говорится в документе. Сейчас законопроект ушел на рассмотрение в правительство и проходит экспертизу в Аналитическом центре при правительстве.
С аналогичным предложением ранее уже выступал депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. Он обратил внимание на то, что в ряде регионов страны молодые люди и так садятся за руль раньше 18 лет и просто ездят без прав. По его словам, 16-летние люди уже могут работать и жить отдельно от родителей, соответственно они могут и самостоятельно приобрести автомобиль. При этом депутат считает, что стоимость страховки для 17-летнего водителя новичка не должна отличаться от цены страховки для такого же новичка, но на год старше.
Координатор проекта «Карта убитых дорог» и депутат Госдумы Александр Васильев («Единая Россия») поддерживает своего коллегу и уверен, что водители-новички, как правило, реже попадают в более серьезные ДТП, поскольку перестраховываются на дорогах.
«Скорее водители со стажем от 10 лет и более, могут позволить себе грубые нарушения ПДД, так как считают, что у них уже много опыта. Так и происходят смертельные ДТП, — рассуждает Васильев в беседе с Autonews.ru. — Если за руль можно будет садиться с 17 лет и подросток действительно этого хочет, он будет внимательно изучать ПДД и в школе, и в институте, это очень полезно. Потом водителю год нужно будет ездить с сопровождающими, понятно, что это в первую очередь будут его родители, которые смогут поделиться своим опытом. Если подросток будет знать, что уже с 17 лет сможет стать настоящим водителем, то он лучше будет изучать ПДД в школе и институте. Поэтому чем раньше автомобилист сможет получить права, тем лучше в плане соблюдения ПДД».
Эксперт также обратил внимание, что наличие водительских прав может стать большим плюсом для молодых людей при поступлении на службу в армию, где им могут доверить управление спецтехникой.
Эксперт по безопасности дорожного движения и юрист Катерина Соловьева также считает, что нововведение позволит легализовать устоявшуюся практику в ряде регионов, где за руль часто садятся подростки без прав. Молодежь не опасается проверок инспекторов ГИБДД, поскольку на дорогах их осталось очень мало.
«Эта тенденция указывает в том числе, и на спрос на получение водительских прав в более раннем возрасте. Поэтому технически идея абсолютно верная. Но не совсем понятно, как инспекторы ГИБДД будут это контролировать с учетом сокращения их штата», — рассуждает Соловьева.
Также Соловьева обратила внимание, что вместе с поправками, новый вид ответственности нужно будет внести и в КоАП. Это должны быть статьи в отношении молодых водителей за управление автомобилем без наставников, а также за передачу управления начинающему водителю со стороны владельца транспортного средства.
На вопрос о том будет ли для 17-летнего водителя с наставником тариф ОСАГО ниже, чем для 18-летнего, но без наставника, в Российском союзе автостраховщиков (РСА) затруднились. Там объяснили, что базовый тариф определяет страховщик в рамках коридора. «Мы можем предполагать, что страховщики будут оценивать таких водителей-новичков как высокорисковый сегмент, однако конкретные базовые ставки все равно будет устанавливать страховщик, причем у разных страховщиков это могут быть разные цифры», — сказали в РСА.
Там уточнили, что по статистике, чем моложе автовладелец, тем более высока для него попасть ДТП. Однако готовых расчетов, на основании которых можно было бы говорить о конкретных повышающих коэффициентах для 17-ти летних автолюбителей, пока нет.
«Статистику о том, поможет ли наличие наставника снизить аварийность, еще предстоит собрать. Можно предполагать, что это позитивным, но не станет решающим фактором с точки зрения предотвращения аварий, — считают в РСА. — Возможно, для таких водителей имело бы смысл ввести обязательную телематику, что позволило бы страховщикам дополнительно контролировать стиль вождения и рассуждать о возможных скидках».
Подробная статистика по выдаче удостоверений новичкам в категории «B» у ГИБДД есть только за 2019 год — тогда таким автомобилистам выдали 1,07 млн документов. При этом общее количество экзаменов по всем категориям превысило 8 млн — далеко не все сдавали с первого раза. Что касается ДТП, то, если сравнить показатели 2019 и 2020 гг. можно отметить, что резких скачков в ту или иную сторону не происходит.
Можно ли и как сдать на права и получить удостоверение на машину и мотоцикл в 16 лет?
Ранее мы уже писали про возможности для 17-летних участников дорожного движения использовать транспортные средства. Однако, пройти обучение и научиться азам управления авто и мото можно с 16 лет. А вот сдать на какую-либо категорию и получить права на управление – разные вещи. В этой статье мы поговорим о том, можно ли приобрести право управления в 16-летнем возрасте, какие категории водительских прав можно получить и на каком транспорте можно начать ездить в 2021 году: на машине, мотоцикле, мопедах и скутерах. Но давайте обо всём по порядку!
Водительские права в 16 лет – можно ли?
Да. Вы можете получить водительское удостоверение в этом возрасте. Но только определённые категории транспорта. Разберём подробнее, со скольки лет можно заполучить права различных категорий транспортных средств. Данный вопрос почти полностью регулирует Федеральный закон О безопасности дорожного движения.
На мопеды
Итак, согласно пункту 2 статьи 26 указанного ФЗ:
Фактически это 2 вида ТС, которыми имеет полное право управлять 16-летний водитель.
На машину
А вот сдать на права на легковой и грузовой автомобиль с 16 лет нельзя. Допуск к управлению транспортными средствами категорий B или C предоставляется только с 18 лет.
Единственное послабление в законе 2021 года касается только 17-летних молодых людей и девушек – для них предусмотрена возможность сдать экзамены на права, но само удостоверение и вместе с ним право управления категорией B такие лица всё равно получают только в своё совершеннолетие.
А что можно?
Помимо возможности получения категории M для вождения мопедов и скутеров и подкатегории A1, дающей возможность ездить на малолитражных мотоциклах, есть ещё одна возможность – вы имеете право по достижении 16 лет записаться в автошколу и начать обучение.
Такое предусмотрено пунктом 21.4 Правил дорожного движения.
Миф о возможности управлять в сопровождении взрослого
Это фейк, который распространяется не совсем достоверными источниками. Виной тому – возможно, доверчивость юношей и девушек в разного рода интернет-новости.
Пруфы здесь найти достаточно просто – для многих будет удивительно, но вопрос возраста и возможности ездить на автомобилях в 2021 году регулируют вовсе не ПДД. Это прописано в 2 других правовых актах:
И ни в одном из этих нормативных актов вы не найдёте о послаблении в виде езды без прав в 16 лет в сопровождении взрослого человека, имеющим водительское удостоверение.
Новый закон о правах с 16 лет – это правда?
Нет. На самом деле, в истории автозаконов было несколько инициатив по введению возможности молодым людям управлять транспортными средствами. Но ни одно из предложений различных ведомств так и не воплотилось в реальность.
Давайте вкратце рассмотрим соответствующую хронологию событий.
Что будет, если сесть за руль без прав?
Административный кодекс предусматривает солидный штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от обстоятельств нарушения, а также смягчающих и отягчающих факторов по части 1 статьи 12.7 за управление лицом без прав.
При этом, совершеннолетие в КоАП достигается как раз в возрасте 16 лет. То есть такие лица могут быть привлечены к ответственности по тому же КоАП РФ 2021 года.
Кроме того, есть и другие наказания и меры обеспечения, которые грозят за такое нарушение:
Эксперты оценили предложение пустить за руль 17-летних подростков
В России могут разрешить управлять автомобилем гражданам с 17 лет. При этом вместе с подростком в салоне машины должен находиться взрослый «водитель-наставник», имеющий права. Поправки в закон «О безопасности дорожного движения» подготовили в МВД. Выясняем, безопасно ли при таком условии пускать молодых водителей за руль и не увеличится ли число аварий на дорогах.
Фото: портал мэра и правительства Москвы/Евгений Самарин
17 мне уже
Сейчас управлять автомобилем разрешается с 18 лет, а вот сдать экзамен для получения водительских прав можно и в 17-летнем возрасте. В МВД считают, что за этот год у водителя теряются необходимые навыки и знания. Именно поэтому в ведомстве предлагают разрешить водить машину до наступления совершеннолетия. Порядок вождения, а также необходимые требования для «наставника» планируют прописать в отдельном постановлении правительства.
Российским подросткам хотят разрешить водить машину
Также менять национальные права на российские необходимо будет водителям-иностранцам, получившим вид на жительство, или гражданам РФ, приехавшим из-за рубежа. На это им планируется давать полгода. Исключение сделают для граждан стран Евразийского экономического союза.
Также в МВД хотят ужесточить наказание за езду без прав или вождение в пьяном виде: таким водителям предлагается не выдавать права в течение года после исполнения наказания. На сегодняшний момент такие водители могут, сдав экзамен в ГИБДД, получить новые права.
Станет ли больше аварий на дорогах?
Глава Федерации автовладельцев России Максим Едрышов в беседе с Москвой 24 отметил, что предложения по снижению возраста для автомобилистов высказывались неоднократно.
«Я считаю, что на безопасность дорожного движения это не должно повлиять, потому что сейчас обучение в автошколах возможно с 16 лет. Если посмотреть на опыт других стран, то в некоторых штатах в США управление автомобилем разрешается с 14 лет, но с ограничениями. Например, запрещают езду на скоростных дорогах, на автомагистралях и в темное время суток. В этом плане я не вижу ничего плохого», – пояснил автоэксперт.
По его словам, самый сложный момент будет заключаться в контроле за подростками. Вероятно, этим будут заниматься инспекторы ГИБДД, которым придется останавливать автомобиль и проверять документы не только у водителя, но и у сопровождающего наставника, считает Едрышов.
«На первый взгляд увидеть, кто управляет автомобилем и присутствует наставник или нет, совершенно невозможно. Скорее всего, наставником будет человек, имеющий стаж более трех лет, то есть с каким-то опытом управления автомобилем», – отметил собеседник Москвы 24.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
В свою очередь, гендиректор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников пояснил в разговоре с Москвой 24, что необходимо будет менять большое количество нормативных актов, прежде чем выпустить подростков на дороги.
«Есть ряд юридических тонкостей, связанных с тем, что на дорогу нельзя выпускать людей, не достигших 18 лет. Если взять, например, ОСАГО, то автогражданская ответственность должна будет наступать с 17 лет. Или же надо решить: родитель или подросток будет нести ответственность в случае ДТП», – отметил эксперт.
По его мнению, лучше, если в качестве наставника можно будет выбрать родителя подростка. Сложнее будет попасть за руль, если рядом обяжут находиться профессионала с 20-летним стажем и со специальным образованием.
Мельников добавил, что в случае принятия изменений подростки смогут уже в 17 лет начать работать водителями, что особенно важно в некоторых регионах страны.
Новый закон о водительском удостоверении категории «В» с 16 лет
В Государственную думу внесен законопроект О выдаче прав категории «В» с 16 лет.
В Госдуму РФ внесен неожиданный для всехзаконопроект, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части предоставления права управления транспортными средствами категории «В» лицам, достигшим возраста 16 лет. То есть, где законопроектом предусмотрена возможность получения юношеских водительских прав с 16 лет.
В частности, депутат Олег Смолин (член партии КПРФ) предлагает, предусмотреть в России выдачу водительских прав несовершеннолетним, при достижении ими 16 летнего возраста.
Так законопроект предусматривает внесение изменений в статью 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 года за № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дополнив ее частью 3.1
Вот текст этой статьи:
«3.1. Право на управление транспортными средствами категории «В» под контролем лиц, имеющих право на управление транспортными средствами категорий «В», «ВЕ» «С», «СЕ», «D», «DE» и (или) подкатегорий «С1», «D1», «С1Е», «DIE» не менее трех лет, предоставляется лицам в возрасте от 16 до 18 лет. Российские национальные водительские удостоверения с пометкой «U» (юношеские) выдаются указанным лицам по достижении ими шестнадцатилетнего возраста. Срок действия такого удостоверения истекает по достижении указанными лицами восемнадцатилетнего возраста».
Также, в случае утверждения выдвинутых нововведений депутат предлагает внести в КоАП РФ и ответственность несовершеннолетнего водителя имеющего юношеские водительские права, за управление автомобилем категории «В» без сопровождения взрослых людей имеющих водительское удостоверение.
Так, предлагается в статью 12.7 КоАП РФ внести новую 4-ую часть в которой будет указано следующее,-
ст. 12.7 часть 4 КоАП РФ: «Управление транспортным средством категории «В» водителем в возрасте от 16 до 18 лет, имеющим право на управление транспортным средством категории «В» под контролем лиц, указанных в Федеральном законе, в отсутствии указанных лиц влечет наложение административного штрафа от двух с половиной до пяти тысяч рублей.»
В пояснительной записке к законопроекту о водительском удостоверении категории «В» с 16 лет сказано, что предлагаемые нововведения в закон О безопасности дорожного движения будут способствовать получению и развитию навыков вождения автотранспортных средств гражданами, достигшими возраста 16 лет.
Так как данный законопроект предусматривает возможность управлять автомобилем несовершеннолетними лицами только в присутствии взрослых водителей, которые имеют действующие водительские права, то это позволит молодым людям не достигших 18 летнего возраста получить ценный опыт вождения в реальных дорожных условиях, которые им не доступны при обучении в автошколах до получения последними водительского удостоверения.
Кроме того депутат напомнил, что подобные юношеские права выдавались еще во времена СССР, это только способствовало увеличению качества подготовки юных водителей и безопасности на дорогах страны.
К сожалению, шансов для утверждения этого законопроекта очень мало. Во-первых, данную норму не так просто ввести в закон, так как помимо федерального закона о безопасности дорожного движения необходимо будет поменять и множество других подзаконных актов и действующих норм законодательства. И еще, давайте не будем забывать и о том, что этот законопроект внес в Госдуму депутат который представляет фракцию КПРФ, которая в Государственной думе РФ численного большинства не имеет.
Хотя стоит признать, что данный законопроект многим интересен и в недалеком будущем наша страна возможно сможет разрешить на законодательном и официальном уровне управлять автомобилями молодым людям, которым уже исполнилось 16 лет. Ведь во многих западных странах подобная норма действует давно и достаточно успешно.
Но есть одно но. мы напомним, что в нашей стране молодые люди становятся дееспособными по закону только с 18 лет. А в случае получения водительских прав в 16 лет молодые люди начинают нести ответственность за свои действия в соответствии, как было предложено, с законодательным актом. Но вот что интересно, в соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ лица, не достигшие возраста 18 лет не несут частично ответственности за свои поступки (за исключением Уголовно-наказуемых).
Вряд ли наши законодатели пойдут на такое, чтобы в ближайшее время поменять одни из самых важных и действующих законов страны.
Например, в самих США водительские права на управление легковым автомобилем можно получить с 14 лет. Правда это будет еще неполноценное водительское удостоверение, а так называемые ученические права, которые действительны или будут действовать до 18-летнего возраста.
Например, по достижению 18 лет молодые водители, при движении в темное время суток не имеют права управлять автомобилем без присутствия в машине взрослых людей. В некоторых штатах для молодых водителей до 18-ти летнего возраста действует запрет, на перевозку ими пассажиров младше 20 лет.
В Великобритании права для управления легковым автомобилем можно получить с 17 лет. Заявку на сдачу экзаменов можно подать уже при достижении молодыми людьми возраста 15 лет и 9 месяцев.
В Нидерландах, права для управления легковым автомобилем можно получить также как и в Великобритании, при достижении человеком 17 летнего возраста. Правда управлять машиной молодой водитель до 18 лет должен под наблюдением взрослых лиц, которые должны находиться рядом с ним в машине.
В Канаде водительские права на управление автомобилем выдаются с 16-ти летнего возраста. В некоторых провинциях права можно получить и в 14 лет. Правда согласно местному закону все молодые люди получившие права до достижения ими 18-летнего возраста, обязаны управлять автомобилем только в присутствии взрослых.