можно ли водителю установить оклад
Можно ли водителю установить оклад
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель вправе изменить размеры сдельных расценок, однако осуществлять оплату труда работников, с которыми ранее были заключены трудовые договоры, по новым расценкам работодатель может только после изменения в установленном порядке условий трудовых договоров об оплате труда.
Условия оплаты труда работников могут быть изменены по соглашению сторон путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.
Изменение сдельных расценок работодателем в одностороннем порядке возможно, только если по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, данное условие трудового договора не может быть сохранено. В этом случае о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.
Обоснование вывода:
В силу части второй ст. 57 и части первой ст. 135 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). В связи с этим полагаем, что фиксация в трудовых договорах со сдельщиками конкретных размеров сдельных расценок является столь же необходимой, как и закрепление конкретных размеров окладов или тарифных ставок в трудовых договорах с работниками, которым установлена повременная оплата труда*(1).
При этом в правоприменительной практике существует позиция, в соответствии с которой в трудовом договоре можно ограничиться указанием на сдельную систему оплаты труда со ссылкой на локальный нормативный акт организации, устанавливающий сдельные расценки и нормы выработки*(2) (например, положение об оплате труда)*(3). С указанным локальным нормативным актом работники должны быть ознакомлены под подпись (часть вторая ст. 22 ТК РФ).
В любом случае, даже если сдельные расценки и нормы труда зафиксированы не в трудовом договоре, а в локальном акте, они тем не менее являются частью действующей у работодателя системы оплаты труда, в соответствии с которой устанавливается заработная плата работнику, а следовательно, и условиями трудового договора работника (части первая и вторая ст. 135 ТК РФ). Поэтому их пересмотр предполагает изменение условий трудового договора.
Таким образом, работодатель вправе изменить размеры сдельных расценок, однако осуществлять оплату труда работников, с которыми были ранее заключены трудовые договоры, по новым расценкам работодатель может только после изменения в установленном порядке условий трудовых договоров об оплате труда.
Трудовой кодекс РФ предусматривает два способа изменения условий трудового договора: по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ) либо по инициативе работодателя (ст. 74 ТК РФ).
Порядок изменения условий трудовых договоров, установленный ст. 72 ТК РФ, предполагает заключение в письменной форме соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора с работником, чьи условия оплаты труда изменяются (дополнительное соглашение к трудовому договору). В таком соглашении должно содержаться либо само условие в новой редакции, либо ссылка на новую редакцию локального нормативного акта, устанавливающего систему оплаты труда. При изменении условий трудового договора по соглашению сторон соблюдения каких-либо сроков не требуется. Новые условия об оплате труда будут применяться со дня подписания сторонами соглашения или со дня, определенного сторонами в самом соглашении (ст. 61 ТК РФ). Если работник все-таки не согласится с указанными изменениями, то заработная плата должна выплачиваться ему на прежних условиях.
В соответствии с частью первой ст. 74 ТК РФ изменение условий трудового договора (за исключением изменения трудовой функции работника) по инициативе работодателя допускается в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены.
Как видим, эта норма допускает возможность одностороннего изменения работодателем условий трудового договора (кроме трудовой функции), однако ограничивает данное право случаями невозможности сохранения прежних условий вследствие изменений организационных или технологических условий труда*(4).
Иными словами, работодатель вправе в одностороннем порядке изменить условия трудового договора с работником(ами) только при одновременном наличии следующих обстоятельств:
— изменились организационные или технологические условия труда;
— в связи с такими изменениями невозможно сохранить прежние условия трудового договора с работником.
При этом о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ (часть вторая ст. 74 ТК РФ).
Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что работодатель, который в одностороннем порядке изменяет определенные сторонами условия трудового договора, обязан доказать, что это решение, во-первых, явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, а во-вторых, не ухудшило положение работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения*(5).
В части первой ст. 74 ТК РФ не раскрывается, что следует понимать под причинами, связанными с изменением организационных или технологических условий труда. Вместо этого законодатель всего лишь приводит их примерный перечень: изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины. Пленум Верховного Суда РФ дополнил этот перечень совершенствованием рабочих мест на основе их аттестации (специальной оценки условий труда).
Анализ судебной практики позволяет сделать вывод, что в части первой ст. 74 ТК РФ речь идет об обстоятельствах, которые приводят к столь существенным изменениям в организации труда работников или технологии самого производственного процесса, что прежние определенные сторонами условия трудового договора объективно уже не могут быть сохранены*(6).
Вопрос о том, можно ли рассматривать в качестве организационных изменений условий труда сами изменения системы оплаты труда, на сегодняшний день является спорным*(7).
На наш взгляд, для возможности применения ст. 74 ТК РФ изменение системы оплаты труда должно являться лишь следствием иных организационных или технологических изменений и само по себе не может подтверждать необходимость изменения условий трудового договора.
Как следует из вопроса, в приведенной ситуации продолжительность маршрута, а соответственно, и размер сдельных расценок уменьшается в целях соблюдения требований трудового законодательства о режиме рабочего времени. При этом, как следует из судебной практики, приведение условий трудового договора в соответствие с требованиями действующего трудового законодательства может служить основанием для изменения предусмотренных сторонами условий трудового договора в порядке ст. 74 ТК РФ*(8).
По нашему мнению, уменьшение продолжительности маршрутов в целях соблюдения требований трудового законодательства о режиме рабочего времени можно отнести к изменениям организационных условий труда. Если в приведенной ситуации изменение системы оплаты труда (а именно, установленных водителям сдельных расценок) является следствием изменения продолжительности маршрутов, то, на наш взгляд, можно сделать вывод о наличии оснований для применения положений ст. 74 ТК РФ*(9). В то же время в случае возникновения спора окончательный вывод о правомерности применения ст. 74 ТК РФ может сделать только суд после оценки всех обстоятельств дела в совокупности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
26 сентября 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Можно ли водителю установить оклад
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В штате организации есть водители, деятельность которых связана с длительными поездками (водители фур). Им установлен разъездной характер работы. В настоящее время им выплачиваются компенсационные выплаты (суточные) в размере 700 руб. и возмещаются документально подтвержденные затраты. Руководство планирует повысить эти выплаты до фиксированной суммы 2400 руб. в сутки. Для выплаты этой компенсации организация не будет требовать документальное подтверждение расходов.
Как учесть компенсацию при исчислении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Суточные, выплачиваемые работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, не облагаются страховыми взносами в размере, установленном локальным актом организации.
Для целей исчисления НДФЛ суточные, выплачиваемые работникам при разъездном характере работ, не облагаются НДФЛ в размере, установленном коллективным договором (соглашением, локальным нормативным актом).
Для целей исчисления налога на прибыль суммы суточных при разъездном характере работ учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, для целей налогообложения не нормируются.
Предоставление работниками чеков, квитанций (иных документов), подтверждающих расходование им суточных, при разъездном характере работы не требуется, что подтверждается арбитражной практикой. Однако найдены и отрицательные для налогоплательщика судебные акты. Организация должна быть готова отстаивать позицию о неначислении налогов и взносов в суде.
Обоснование вывода:
Работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, работодатель должен возмещать такие расходы как суточные (ст. 168.1 ТК РФ).
При этом служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Это прямая норма, установленная частью первой ст. 166 ТК РФ. На это указывается и в п. 3 Положения о направлении работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749.
С учетом определения компенсаций, приведенного в ст. 164 ТК РФ, и положений ст. 168.1 ТК РФ возмещение расходов при разъездном характере работы является компенсационной выплатой, связанной с исполнением трудовых обязанностей.
Налог на доходы физических лиц
Для целей обложения НДФЛ суточных, выплачиваемых при разъездном характере работ, ограничение по сумме, установленное п. 1 ст. 217 НК РФ (не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ), не применяется, поскольку рассматриваемые служебные поездки не признаются командировками.
Суточные, выплачиваемые сотрудникам в этом случае, не облагаются НДФЛ на основании абзаца двенадцатого п. 1 ст. 217 НК РФ в размерах, установленных коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (смотрите письма Минфина России от 04.03.2019 N 03-15-06/13866, от 25.07.2018 N 03-04-06/52242, от 07.06.2011 N 03-04-06/6-131, от 04.09.2009 N 03-04-06-01/230).
Страховые взносы
На основании пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
С учетом положений ст. 164 ТК РФ, ст. 168.1 ТК РФ, если работа сотрудников носит разъездной характер и это отражено в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, то суточные не облагаются страховыми взносами в размере, установленном локальным актом организации (смотрите письма Минфина России от 25.07.2018 N 03-04-06/52242, от 10.08.2017 N 03-15-06/51340).
Налог на прибыли
Для целей исчисления налога на прибыль суммы суточных при разъездном характере работ учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
С точки зрения трудового законодательства возмещение водителям расходов, связанных с разъездным характером труда, не входит в систему оплаты труда, а представляет собой компенсационную выплату, гарантированную ст. 168.1 ТК РФ.
Возмещение работникам расходов в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 25.10.2013 N 03-04-06/45182, от 01.04.2010 N 03-03-06/1/211, от 18.08.2008 N 03-03-05/87).
Арбитражная практика
Суды указывают, что компенсация в виде суточных не предполагает возмещения документально подтвержденных расходов, а определяется исходя из продолжительности поездки. В качестве подтверждающих документов представляются трудовые договоры, положения о порядке возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, путевые листы, товарные накладные и т.п. (смотрите постановление ФАС Поволжского округа от 29.04.2014 N А65-15922/2013, постановления АС Поволжского округа от 20.02.2018 N Ф06-29644/18 по делу N А65-12295/2017, Одиннадцатого ААС от 25.11.2013 N 11АП-18375/13, постановления АС Поволжского округа от 30.10.2017 N Ф06-25897/17 по делу N А65-27526/2016, АС Центрального округа от 03.08.2017 N Ф10-2846/2017 по делу N А14-8389/2016, АС Северо-Западного округа от 23.01.2017 N Ф07-11950/2016 по делу N А66-2009/2016 и др.).
Но есть судебные акты, в которых суд поддержал налоговый орган.
В постановлении Пятнадцатого ААС от 23.05.2017 N 15АП-3810/2017 судьи посчитали, что в том случае, когда выплаты производятся работникам, постоянная работа которых протекает в пути и имеет разъездной характер, и при этом не представляют собой возмещение понесенных работниками конкретных (определенных) расходов, не являются выплатами суточных, а производятся в порядке, установленном локальными нормативными актами и коллективным договором, имеют фиксированный и систематический характер, выплачиваются постоянно и в соответствии с выполняемой трудовой функцией, то такие выплаты входят в действующую в организации систему оплаты труда, в связи с чем они являются объектом обложения страховыми взносами.
В постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 26.08.2016 N Ф09-8096/16 суд указал, что выплаты за разъездной характер работы являются частью системы оплаты труда, носят систематический и стимулирующий характер, в связи с чем подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Одним из аргументов суда был тот факт, что выплаты не зависят от факта несения расходов. Также из материалов дела видно, что такие компенсационные выплаты превышали суммы оплаты труда.
В судебной практике есть примеры доначисления налога на прибыль и НДФЛ, но они связаны с созданием налогоплательщиком фиктивного документооборота по выплате суточных (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2017 по делу N А40-74746/17, оставлено в силе Постановлением Девятого ААС от 29.01.2018 N 09АП-66046/2017). Но отмечаем, что выводы этих судов применимы только к недобросовестным налогоплательщикам.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Оплата труда водителей грузовых и обычных автомобилей
Водители являются одной из категорий работников, к которым предъявляются особые требования. Специфика работы на транспортном средстве, являющемся источником повышенной опасности, особые режимы работы, отдыха накладывают свой отпечаток на подход к организации оплаты их труда. В этой статье мы постарались обобщить доступную информацию об особенностях оплаты водительского состава организации.
Содержание
1. Общие положения
Положение должно быть разработано согласно специфики транспортного производства, учитывая систему организации и графика работы водительского персонала, сложность и характер выполнения транспортных заданий.
Данный документ распространяет свою юридическую силу на лиц (водителей), осуществляющих свою трудовую деятельность на основании составления трудового договора с предприятием.
2. Категории водительского состава
Здесь не будем говорить о категориях, указанных в водительском удостоверении. Большое многообразие автомобильной техники и направлений ее использования предъявляют особые требования к организации как работы, так и оплаты труда сотрудников автотранспортных подразделений. Исходя из этих особенностей, можно выделить несколько категорий специалистов по вождению и эксплуатации транспортных средств:
1. легкового ТС (вместимость ТС не превышает 5 посадочных мест).
2. микроавтобусов (вместимость ТС от 5 до 18 посадочных мест).
3. автобусов (вместимость ТС более 18 посадочных мест).
4. специально оснащенного автомобиля (спецтехники).
5. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС не превышает 3 тонны).
6. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС от 3 тонн до 12 тонн), в том числе:
7. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС более 12 тонн):
3. Оплата труда водителей
Оплата труда водителей – денежные средства, выплачиваемые водителям за качественное и своевременное выполнение ими обязанностей в соответствии с законодательной базой РФ, трудовыми соглашениями, положением об оплате труда водителям, а также дополнительными нормативными документами предприятия, регулирующие отношения между работником и работодателем.
Оплата труда состоит непосредственно из зарплаты, начисленной согласно повременных или сдельных тарифных ставок, а также дополнительных надбавок за классность и/или условий работы, поощрительных доплат и премий.
Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)
Вознаграждение труда зависит от следующих факторов:
В зависимости от категории водителя, расчеты с ним могут быть осуществлены в виде:
4. Повременная оплата труда
Применение повременной системы расчетов актуально в следующих случаях:
Данный вид оплаты требует организации правильного и своевременного табельного учета фактически отработанного времени каждого работника.
Рассчитывается повременная оплата труда следующим образом:
Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.
. Внимание: на сайт добавлен материал по оплате водителей на ремонте.
5. Сдельная оплата труда
Сдельный заработок обусловлен выработкой ТС, которая зависит от производительности водителя. Сдельная оплата рассчитывается, согласно сдельных расценок, по следующим критериям:
Применение сдельной системы оплаты водителей актуально в следующих случаях:
Данный вид вознаграждения выгоден специалистам по управлению ТС, которые за сравнительно оптимальный промежуток времени выполняют трудоёмкие и направленные на результат транспортные работы. Сдельная оплата труда подразделяется на:
Индивидуальное управление ТС более приемлема, поскольку водитель полностью отвечает за объем производства, что отражается на его заработной плате, а также за состояние ТС индивидуально. Коллективная работа предусматривает конкуренцию, что может вызвать недовольства среди водительского состава.
Сдельная оплата труда утверждается работодателем и соответствует нормативам коллективного договора, трудового соглашения или договора.
Данный вид заработка требует организации достоверного учета фактических показателей выработки ТС.
Рассчитывается сдельная оплата водителей следующим образом:
Выработка может исчисляться в:
Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.
6. Премирование водителей
Качественно разработанная система премирования является отличной мотивацией труда для работников и разрабатывается с целью улучшения различных показателей финансово-экономической деятельности транспортного предприятия (подразделения).
Отсутствие премиальных может стать достойным наказанием (а также примером для других) при производственных упущениях работника и несоблюдении водителем должностной инструкции.
Показатели, условия и размеры премирования должны быть разработаны в положении об оплате труда, как неотъемлемой части коллективного договора.
Показатели премирования работников могут зависеть от:
Премия может иметь вид фиксированной суммы (ЗП=ОТ+П) или быть в виде процентной ставки (ЗП=ОТ*Кп), где
ЗП – заработная плата водителя
ОТ – оплата труда(повременная, сдельная или комбинированная)
П – фиксированная сумма премии
Кп – премиальный коэффициент.
Если премиальный коэффициент утверждается в коллективном договоре и является большим рычагом для мотивации труда, то фиксированная сумма премии может варьироваться каждый отчетный период и зависит от решения руководителя предприятия (подразделения).
7. Оплата за категории, классность.
Категория водителя зависит от ТС, на котором он работает и специфики работы данного ТС. Присужденная категория непосредственно влияет на размер заработной платы, поскольку тарифная ставка на определенный вид транспортной услуги разрабатывается, согласно соответствующей категории.
Классность водителей (повышение или понижение) определяется на предприятии квалификационной комиссией, которая проводит соответствующую аттестацию. Решение о присвоении классности утверждается приказом по предприятию, также производится соответствующая запись в трудовую книжку работника уполномоченным лицом.
Закон РФ не предусматривает нормы касательно продления классности водителям, которая присвоена им на предыдущем месте работы. Решение о сохранении классности принимает руководитель на новом месте работы. Чаще всего на новой работе придется снова подтверждать свою классность.
Классность водителей имеет три ступени:
Надбавка за классность утверждается руководителем предприятия в виде фиксированного коэффициента. В основном, для специалистов управления транспортных средств II класса размер надбавки за классность составляет 10%, а I класса — 25% от тарифной ставки за фактически отработанное водителем время на рейсе. Цифры примерные, могут быть изменены по решению администрации организации.
8. Структура положения об оплате труда.
Структура положения оплаты труда может иметь, например, следующий вид:
2. Условия и порядок оплаты труда:
3. Условия, порядок и объем премиальных выплат, стимулирующих работу исполнителей в разрезе их категорий:
4. Дополнительные моменты по оплате труда, учитывая специфику работы предприятия.
5. Заключительные (итоговые) положения.
9. Заключение
Положение об оплате водителей разрабатывается отделом труда и заработной платы (ОТиЗ) предприятия (или уполномоченным специалистом).
Данное положение регулирует правовые отношения между работодателем и водителем, а также является мотивирующим фактором не только для исполнителя, но и для самого руководителя, как потребителя качественных транспортных услуг с целью получения выручки и уменьшения риска понесения дополнительных расходов по причине некачественной транспортной услуги (дополнительный ремонт, штрафы и прочее).
Документ «Положение об оплате труда водителей» имеет юридическую силу с момента его утверждения руководителем предприятия и действует бессрочно.