можно ли воевать христианину

Православная Жизнь

Системный анализ этого вопроса попробовал сделать протоиерей Игорь Рябко.

можно ли воевать христианину. Смотреть фото можно ли воевать христианину. Смотреть картинку можно ли воевать христианину. Картинка про можно ли воевать христианину. Фото можно ли воевать христианину

I. Ветхий Завет

Впервые в истории человечества звучат слова о ценности человеческой жизни: «Не убивай» (Исх. 20:13). До этого такого понятия не было. Человек для греков – это гражданин полиса. Другие – или рабы, или животные, что, по сути, одно и то же. Никто и никогда в дохристианскую эпоху не считал, что человек – это существо, жизнь которого имеет какую-то ценность, кроме как для него самого. Даже в раннем иудаизме понятие «ближнего» ограничивалось соплеменником.

Зло, которое живет в человеческих сердцах, эгоцентрично, и одно из его проявлений – выживание за счет других жизней, уничтожение себе подобных, паразитирование на жизни других людей.

Бог вводит систему защиты от распространения насилия и зла людей по отношению друг к другу. Страх становится механизмом, ограничивающим его действие. «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6). Здесь речь идет, в первую очередь, об учреждении государственной власти, которая призвана ограничивать всесилие зла в мире. Эту мысль подтверждает и апостол Павел: «Ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание, делающему злое» (Рим 13:4).

II. Новый Завет

Идеал

Эти бескомпромиссные заповеди Спасителя нередко перетолковываются, чтобы как-то подгонять их под шаблон этого мира. Радикализм Евангельских слов не вмещается в систему ценностей падшего человечества. Что предлагалось в качестве исключения?

А) Защита Родины. У христианина нет Родины. «Царство Мое (а, значит, и наше), не от мира сего» (Ин. 18:36). Мы перехожане в земной реальности, наш Град – Небо, наш Царь – Христос, наше гражданство – Небесное.

Б) Защита семьи и собственности. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу (жизнь) свою потеряет ее; а потерявший душу (жизнь) свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:37–39). Христос приносит не мир, а меч, который разделяет самых близких людей (Мф. 10:34–36). Христианину предлагается взять крест и идти за Христом, даже если для этого нужно оставить отца, жену, детей (Мк. 10:29).

Так понимали учение Спасителя святые, которые отдавали свое здоровье, подобно преподобному Серафиму Саровскому, или жизнь, как это делали мученики, чтобы не нарушить заповедь Божию.

Ориген еще в IІІ веке писал, что христиане воюют добрыми делами и молитвой, а не мечом и луком. Даже тот, кто воевал в императорской армии и должен был в силу своей профессиональной деятельности убивать людей, на три года отлучался от Причастия по канонам Церкви.

Компромисс

Стать на защиту семьи, своей жизни, близких людей – это возможная система поведения христианина, которая все равно должна быть изглажена покаянием и епитимией, если в результате было нанесено увечье или лишение жизни нападающих. Священник, жизнь которого должна являться для верных идеалом (1 Тим. 4:12), даже в случае неумышленного убийства, например в ДТП, при полной его правоте, с точки зрения закона, навсегда извергается из сана. Мирянин лишается права причащаться в течение определенного количества лет.

Что касается традиции, введенной еще в Ветхом Завете, т. е. в пенитенциарной и военной системе государственных институтов, то сегодня она все больше претерпевает метаморфозы в сторону противоположную. Коррупция, несправедливость и фальсификации стали обычным делом в уголовно-исполнительной системе. Армия все чаще выполняет не функцию защиты Родины, а роль агрессора. Война Советской армии в Афганистане, американской в Ираке, Вьетнаме и других странах однозначно говорит о том, что сама армия сегодня чаще становится носителем зла, а ее солдаты, будучи формально невинными, выполняя приказы своего командования, становятся орудием.

Какая справедливость и оправдание братоубийственной войне в Украине, на которой гибнут ни в чем не повинные люди как с той, так и с другой стороны? Геополитические интересы «супердержав» сделали наш народ игрушкой в руках «сильных мира сего», и вся это бойня покрывается лживыми патриотическими лозунгами с обеих сторон.

Мир, который лежит во зле (1 Ин. 5:19), в силу своей динамической апостасии все меньше и меньше имеет общего с Миром Божиим, а, следовательно, чем меньше точек соприкосновения с первым будет иметь христианин, тем это будет для него полезнее и спасительнее.

Протоиерей Игорь Рябко,
профессор кафедры богословия Классического приватного университета

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *