можно ли восстановить счет справку
Что делать, если утеряны первичные документы
Именно на основании первичной документации составляется бухучет. Эти бумаги запрашиваются уполномоченными органами для последующей проверки. Поэтому утрата первички – серьезная проблема. Если компания не предпримет всех мер по восстановлению бумаг, на нее может быть наложен штраф.
Основные особенности
Отсутствие документов не является уважительной причиной для неуплаты налогов. Компания также не освобождается от обязанности пройти проверку контролирующими органами. Рассмотрим пример. Компания отказалась уплачивать долг, сославшись на потерю первички. Однако она не предъявила доказательств утраты. В этом случае у организации образуется задолженность. Придется также уплатить пени. Для того чтобы избежать санкций, необходимо заранее подготовить аргументы в свою защиту.
Вопрос: Можно ли подтвердить расходы для целей налога на прибыль восстановленными копиями первичных документов при утрате их оригиналов (п. 1 ст. 252 НК РФ)?
Посмотреть ответ
Порядок действий при утере документов
Правильные действия сразу же после обнаружения утраты позволят избежать проблем с контролирующими структурами. Рассмотрим последовательность принимаемых мер:
Вопрос: Правомерно ли привлечение организации к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок по требованию налогового органа утраченных документов (информации) по ст. 93.1 НК РФ вне рамок налоговых проверок?
Посмотреть ответ
ВАЖНО! Когда подтверждающие документы (к примеру, справка о возбуждении дела) будут получены, нужно обязательно проверить их на наличие ошибок. Если в бумагах будут содержаться ошибки, контролирующие органы не примут во внимание аргумент об утрате первички. Рассмотрим пример судебной практики. Организация предоставила документы о том, что первичка сгорела. Однако в справке о пожаре была допущена ошибка. В частности, неправильно указан адрес. Из-за этого были доначислены налоги и пени. Подробнее с делом можно ознакомиться, прочитав постановление АС Уральского округа № Ф09-9606/15 от 1.02.16 года.
Меры по восстановлению первичной документации
Компания должна предпринять самые активные меры по восстановлению документов. Но и их будет недостаточно. Нужно также подготовить бумаги, которые подтверждают факт активных действий компании. Меры могут быть следующими:
Для восстановления нужно сначала назначить ответственное лицо. Отвечать это лицо будет за взаимодействие с контрагентами. Все моменты общения с партнерами нужно фиксировать. В частности, требуется сохранять переписки, чеки, копии счетов-фактур. Последние должны быть заверены уполномоченным лицом, представляющим контрагента.
Получаем банковскую первичку
Для получения утерянных выписок и платежек нужно направить запрос в банковское учреждение. Идти нужно в тот банк, в котором у компании открыт счет. В запросе требуется указать следующую информацию:
Обращение в банк – это первый шаг, так как таким образом можно установить факты проведения безналичных расчетов и сумм по ним. На основании полученной информации можно восстановить все исполненные ранее операции.
Восстанавливаем кассовые чеки
Кассовые чеки нужны в том случае, если организация покупала собственность за наличные. Чек позволяет подтвердить расход компании. Для получения нового документа нужно обратиться к продавцу. Однако не всегда продавец может предоставить дубликат чека. Возможно это только в том случае, если имеется кассовый аппарат соответствующей модели. Если же его нет, запрашивается копия чека. Выполняется она с помощью копировального оборудования.
Запрашиваем первичные документы у контрагентов
Компания заключает со своими контрагентами договоры в двух экземплярах. У партнера всегда можно запросить копии соглашений. В запросе, адресованному контрагенту, нужно указать эту информацию:
Не всегда компания может установить перечень отсутствующих документов. В этом случае производится сверка бумаг с контрагентом. По итогам сверки оформляется акт. В нем перечисляются отсутствующие документы.
Восстанавливаем отчетность
Компании также нужно восстановить декларации, балансы и расчеты. Нужна эта первичка для составления отчетности. Повторное составление документов самой компанией – процедура затратная. Поэтому имеет смысл направить запрос о предоставлении копий в инспекцию или фонд. В запросе нужно обязательно указать причины, по которым запрашивается первичка, так как инспекторы не обязаны предоставлять копии документов.
Ответственность за утерю первички
Фирма несет ответственность за сохранность своей первичной документации. Если субъект теряет бумаги, он будет нести за это ответственность. Рассмотрим правонарушения, связанные с утратой первички, и ответственность за них:
В статье 109 НК РФ приведены случаи, когда виновное лицо не будет привлекаться к ответственности. В частности, это утрата документов вследствие обстоятельств непреодолимой силы (к примеру, стихийное бедствие). Однако факт действительного наличия этих обстоятельств также придется подтверждать.
Утерянная счет-справка: как найти черную кошку в темной комнате
К сожалению, в вопросе не хватает данных, чтобы дать однозначный ответ. В частности, автомобиль ваш наверняка был снят с учета (и по сей день находится на транзитных «номерах»), а на руках у вас должны были оказаться либо договор купли-продажи и техпаспорт на имя прежнего владельца (если вы оформляли сделку в ГАИ), либо счет-справка, договор к ней и техпаспорт (если вы воспользовались услугами комиссионного магазина).
В случае оформления счет-справки все сложнее. Оформляется она в одном экземпляре, который остается у покупателя. Копия этого документа хранится в комиссионном магазине. Однако, согласитесь, вероятность найти тот самый магазин с учетом их количества, даже в пределах одного авторынка, и пройденного времени практически равна нулю.
Наконец, предположим наименее благоприятный для вас вариант, если вместе со счет-справкой утерян и техпаспорт. Тогда вам придется сначала найти продавца и, между прочим, по-прежнему собственника автомобиля. Сделать это можно по регистрационным «номерам» автомобиля. Затем ему самому придется заняться восстановлением документов или доверить эти функции вам. Процедура восстановления свидетельства о регистрации транспортного средства и сертификата о прохождении государственного технического осмотра аналогична той, что осуществляется при постановке на учет транспортного средства: необходимо заполнить заявление и пройти сверку номеров.
Счет-справка: что нужно знать покупателю автомобиля
Продавец автомобиля предложил оформить куплю-продажу счетом-справкой. Всегда ли можно это сделать? Какие могут быть последствия? На что обратить внимание?
Кто вправе продать автомобиль по счету-справке
Обратите внимание!
Счет-справка не может заменить договор купли-продажи автомобиля между физлицами (не ИП) и не является альтернативой регистрации такого договора в ГАИ .
Чтобы проверить, зарегистрирован ли продавец в качестве юрлица (ИП), вы можете запросить у него свидетельство о госрегистрации в Едином государственном регистре юрлиц и ИП. Выяснить это можно и самостоятельно на сайте ЕГР, зная наименование (ФИО) лица.
На заметку
Подтверждением того, что лицо действительно занимается деятельностью по продаже транспортных средств, может быть наличие специализированного магазина (салона), где размещаются автомобили и где покупатель может их осмотреть.
Пример
Вы хотите купить автомобиль у Белова И.И., который является его собственником. Сегодня воскресенье и ГАИ не работает. Белов И.И. предлагает оформить сделку счетом-справкой.
Следует понимать, что Белов И.И., не являясь ИП или представителем юрлица, сам выписать счет-справку не может. Если вы найдете, например, в интернете, юрлицо (ИП), которое готово подъехать в любое место и оформить вашу сделку счетом-справкой, рекомендуем учитывать следующее:
— юрлицо (ИП) в данном случае оказывает отдельную услугу по оформлению счета-справки, что запрещено законодательством . Для вас это повод задуматься о надежности продавца;
— сделку вы заключаете не с собственником, а с лицом, которое выписало счет-справку. При наличии каких-либо претензий предъявить их бывшему собственнику вы не сможете. Их придется заявлять лицу, которое оформило счет-справку .
Какой автомобиль можно продать по счету-справке
Юрлицо (ИП) может продавать по счету-справке новые автомобили (из салона) или автомобили с пробегом, т.е. б/у.
Перед покупкой автомобиля с пробегом проверьте, является ли юрлицо (ИП) собственником машины. Право собственности продавца подтверждает договор купли-продажи, заключенный с предыдущим собственником.
На заметку
Если юрлицо (ИП) купило машину у физлица (не ИП), то на договоре должна стоять отметка о его регистрации в ГАИ .
Когда юрлицо (ИП) выступает как посредник, попросите у него копию документа, подтверждающего заключение договора комиссии с собственником. Этот документ свидетельствует о том, что собственник действительно хочет продать свой автомобиль.
На заметку
Вместо договора комиссии может быть оформлена накладная или другой документ, в котором должны содержаться в т.ч. :
— его номер и дата;
— сведения о посреднике (наименование (ФИО), место нахождения, телефон магазина);
— сведения о собственнике (ФИО, данные паспорта);
— наименование автомобиля, степень его износа и недостатки;
— наличие гарантийного документа на автомобиль;
— цена автомобиля и размер вознаграждения посредника;
— условия об уценке, уведомлении собственника о продаже, расчетах между собственником и посредником.
Пример
Иванов И.И. предлагает купить вам машину, которая принадлежит его дяде — Сидоренко И.И. При этом поясняет, что дядя сейчас находится в США, в связи с чем попросил своего племянника заняться продажей. У Иванова И.И. нет доверенности либо другого документа, который дает ему право продавать эту машину. Иванов И.И. предлагает оформить сделку счетом-справкой, которую может выписать «его человек».
Такая ситуация вызывает определенные вопросы. Иванов И.И. не является ИП или представителем юрлица, которое занимается продажей машин, и сам выписать счет-справку не может. Любое лицо, которое предложит свои услуги по оформлению счета-справки, должно иметь договор комиссии с собственником — Сидоренко И.И. Если Сидоренко И.И. заключил такой договор и передал свой автомобиль на реализацию посреднику, то нелогично, что поиском покупателя занимается племянник. Ведь продажа автомобиля — это то, чем должен заниматься посредник — юрлицо (ИП) и именно за эти услуги он получает комиссионное вознаграждение.
Кроме того, если собственник продает машину через комиссионный магазин (ИП), то и деньги нужно передавать именно им. Оснований для передачи денежных средств племяннику нет.
Дополнительно рекомендуем проверить, не находится ли автомобиль в розыске. Информацию о разыскиваемых транспортных средствах на территории Беларуси можно получить на сайте МВД, на территории России — на сайте Госавтоинспекции.
Обратите внимание!
Если у собственника машину украли, то он в любом случае может потребовать ее возврата. Вы обязаны будете вернуть автомобиль, даже если не знали о краже и добросовестно его приобрели у посредника .
Машина может также находиться в залоге. Чтобы это проверить, обратитесь к специализированному реестру. Услуга — платная. В России также ведется реестр заложенного имущества.
Обратите внимание!
Если вы купите автомобиль, находящийся в залоге, то его могут забрать за долги бывшего собственника. Причиненные вам убытки придется взыскивать с продавца .
Когда продавец не вправе выписать счет-справку
Обратите внимание!
Если сделку признают недействительной, автомобиль придется вернуть, а чтобы забрать деньги — встать в очередь из кредиторов .
В связи с этим не рекомендуем покупать автомобиль у юрлица (ИП), которое находится в процессе банкротстве или ликвидации. Проверить это можно на сайте ЕГР, указав наименование (ФИО) продавца. Проверка бесплатная.
Кто от имени продавца подписывает счет-справку
Если продавец — юрлицо, то счет-справку может подписать его директор либо иное уполномоченное лицо. При этом директор действует без доверенности. То, что лицо является директором, подтверждают приказ о его назначении, заключенный с ним контракт.
— выдана ли она продавцом, а не другим юрлицом;
— соответствуют ли паспортные данные представителя юрлица тем, что указаны в доверенности;
— предусмотрено ли право подписывать счета-справки;
— не истек ли ее срок.
На заметку
Максимальный срок действия доверенности — три года. Если он не указан, доверенность действует 1 год со дня ее выдачи .
ИП, как правило, сам подписывает счет-справку. В этом случае рекомендуем сверить паспортные данные и фото со свидетельством о госрегистрации.
Обратите внимание!
Если счет-справку подписало лицо, у которого не было на это права, то автомобиль у вас могут забрать, а уплаченные деньги придется требовать у этого лица .
Что еще следует учитывать при покупке автомобиля по счету-справке
На заметку
Продавец не вправе отказать вам в представлении акта проверки и оценки технического состояния автомобиля . Такой отказ — повод задуматься о надежности продавца.
При постановке автомобиля на учет в ГАИ могут выявить :
— изменение номеров, нанесенных изготовителем;
— нахождение автомобиля в розыске;
— недействительность документов и т.д.
Обратите внимание!
Если автомобиль находится в залоге — это не помешает поставить его на учет. Залог не регистрируется в ГАИ.
Учитывая рассмотренные риски, надежнее заключать договор с собственником напрямую. Если у вас такая возможность есть, рекомендуем ею воспользоваться.
Как восстановить чек на покупку
Зачем восстанавливать чек о покупке
Информация, содержащаяся на документе
Важно! Отказ со стороны продавца в выдаче дубликата может говорить о недобросовестности, в ведении чёрной бухгалтерии уклонении от уплаты налогов. В виде исключения: рынки (продукты питания), киоски (канцелярские товары и пресса), отделения почтовой связи (конверты, открытки).
Когда чек должен быть обязательно восстановлен?
Совет! Документы об оплате товара, услуги желательно хранить на весь период действия гарантийного срока или срока эксплуатации товара. Кроме того эксперты рекомендуют приплюсовать к нему еще срок исковой давности, который составляет три года.
Процедура восстановления чека на покупку
Закон гласит, что товарно- денежные отношения между субъектами предпринимательской деятельности в торговой сфере и физическими лицами называются сделкой в розницу. На физлица распространяются права, защищающие потребителей. Это позволяет возвращать дефектные и некачественные вещи, продукты. Чтобы осуществить такое действие, как правило, в торговую точку несут: заявление о возврате стоимости покупки, чек и собственно сами товары народного потребления.
Есть ли шанс проделать эту процедуру без документа, подтверждающего акт приобретения, и вернуть товар в магазин? Или же смириться с неудачным отовариванием? Ниже рассказывается о законодательной подоплёке вопроса.
Статьи закона
Согласно ст. 493 Гражданского кодекса Российской Федерации моментом заключения розничной сделки является выдача бумаги, свидетельствующей о покупке. Фактически потеря клочка кассовой ленты не позволяет аннулировать сделку. Подтвердить ее помогут свидетели.
На стороне потребителя оказывается также ст.18 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой говорится о неправомерности отказа в возврате денежных средств (или замене вещей) при условии отсутствия кассового (товарного) чека или прочих документов.
Выдача дубликатов продавцом
Выписывать повторно документ о приобретении товара никто не будет. Да и закон не велит. Но не всё так безнадёжно. Существует несколько способов подтверждения товарно-денежных отношений:
2. Копия товарного чека. Зачастую он выдаётся покупателю. Можно предъявить его. Если он потеряется, то полагается выдача второго экземпляра. Однако не стоит возлагать больших надежд и на этот вариант, поскольку магазин или иная компания вправе не выписывать товарный чек в двух экземплярах.
Интернет-торговля (e-Trading)
Самостоятельная «реанимация» товарно-кассового чека
Способ 2. Для проявления стертых чернил используют растворы соли или соды.
Способ 3. Чек, приложенный к листу белой бумаги, отпечатывается на нем. Проблема заключается в том, что такая «копия» не имеет юридической силы.
Справка о наличии открытых счетов – это один из инструментов контроля имущественного положения юридических и физических лиц.
Справка об открытых счетах сообщает не только о наличии счетов в банковских учреждениях, но и о дате их регистрации и валюте счета. Хранящиеся на счетах суммы в справке не указываются, но такую информацию можно получить от российских банков, имея соответствующие права для этого.
Наряду со справкой наличии расчетных счетов, которую могут выдавать банки и налоговые органы, часто запрашивается и справка о состоянии расчетного счета. Этот документ выдает банк, в нем указывается текущая сумма остатков по определенному счету на конкретную дату.
Кому выдается справка об открытых расчетных счетах?
Тайна банковских операций физических и юридических лиц охраняется законом. Потому разглашать информацию о состоянии счетов и самом их наличии, ни банки, ни налоговая служба, ни прочие органы не станут. Но исключения из этого правила есть, и они тоже законодательно оформлены.
А сейчас перечислим круг лиц имеющих право получать справки об открытых расчетных счетах из налоговой инспекции и банков. Это:
Также в Законе «О банках» есть список других лиц имеющих право на получение такой информации.
Еще одной категорией получателей справки из ИФНС об открытых расчетных счетах становятся взыскатели имущества по результатам судебных решений.
Зачем нужна справка об открытых расчетных счетах?
Причин, по которым справку получают государственные органы, по большому счету всего две: контроль финансового состояния и взыскание имущества.
Но сами владельцы счетов тоже нуждаются в этих справках по разным основаниям. Справка из налоговой инспекции об открытых счетах нужна:
Последнее бывает необходимо при отсутствии внутренней отчетности или недоверии к ней.
Справка о наличии открытых счетов не дает достаточной информации об активах предприятия. В ней не отмечены остатки средств по счетам. Но это было бы сложно сделать, если счета не арестованы и по ним идет движение средств. Справка о наличии счетов дает информацию о направлении поиска, сообщает, в каких кредитных учреждениях находится самое ликвидное имущество организации, т.е. денежные средства.