можно ли восстановить страховку на машину
Что делать, если потерян полис ОСАГО: порядок восстановления страховки
Потеря или механическое повреждение любых документов – явление неприятное. Для человека это куча времени за утомительным сбором документов и постоянные очереди. Страховка на машину в этой иерархии относится к документам, о которых забывают наиболее часто. Объясняют тем, что вождение без этой бумаги влечет за собой лишь административную ответственность. Однако водители, которые попали в дорожно-транспортное происшествие, вряд ли так считают. В статье мы расскажем, что делать если неприятная ситуация все-таки случилась и вы потеряли полис ОСАГО, потому что каждый автолюбитель должен знать, как восстановить страховой полис.
Можно ли ездить без полиса, если потерял его?
В реальной жизни часто происходят незапланированные события, не сохранность документов – одно из них. Случается всякое. Вы оставили страховку в общественном месте без возможности возврата, попали под дождь, из-за чего бумага испортилась или, наоборот, выцвела после пребывания на солнце. Если страховка потеряна или испорчена – приятного мало, но в первую очередь необходимо сообщить сотрудникам ГИБДД и страховой компании об утере, а дальше – выяснять, как его восстановить и что делать.
Часто бывает, что утерю замечаешь в последний момент: когда нужно ехать на работу или уже при остановке сотрудником ГИБДД. Знакомая история? Сразу возникает вопрос, можно ли управлять какое-то время автомобилем без полиса? Нельзя. Страхование является обязательным для каждого владельца машины. В теории вы можете ездить, но это только до первой остановки сотрудниками ГИБДД. Еще не стоит забывать, всегда есть опасность попадания в ДТП. Тогда при отсутствия полиса и установлении вашей вины, вам придется покрывать расходы другого водителя. Рисковать или нет – решать вам. Но мы все же рекомендуем воспользоваться услугами такси или общественным транспортом, чтобы добраться до страховой компании и решить проблему.
Когда уже остановили
Если остановили сотрудники дорожной полиции, и оказалось, что полис ОСАГО утерян, вам грозит штраф, поэтому нужно заранее задуматься, как его восстановить.
Стандартно за отсутствие документа начисляют 800 рублей. В более облегченном варианте попросят заплатить 500 рублей: такой штраф предусмотрен за полис, забытый дома. Хорошая новость в том, что за это не забирают права, не эвакуируют машину и не снимают номера. Кроме того, при повторной остановке дополнительных санкций не предусмотрено, все те же 800 рублей.
Также важно различать, когда полис утерян или испорчен, а когда просрочен или его вообще нет. В первом случае сотрудники ГИБДД могут пробить по базе ваш страховой номер и при благоприятных обстоятельствах отпустить без штрафа. Во втором, деньги придется отдать.
Как восстановить страховой полис ОСАГО?
Теперь давайте разберемся в порядке действий, когда приходится получать новый полис. Приобретать новый не нужно, ведь в прошлый раз вас внесли в специальную единую базу страховщиков. Дополнительных финансовых средств не требуется.
В первую очередь стоит прийти в страховую компанию, где вам его выдавали. Что восстановить утерянный страховой полис ОСАГО нужны следующие документы:
Также необходимо написать заявление, чтобы вам восстановили «автогражданку». Через неделю вы сможете получить дубликат страхового полиса ОСАГО.
Скачать пример заявления на восстановление полиса вы можете — здесь.
Электронная копия
Сегодня немало автомобилистов пользуются не традиционной, а электронной копией страховки. Это удобно – есть возможность купить ее через интернет и проще восстановить. Тем не менее, владелец машины обязан иметь при себе его распечатку.
Удобство в том, что страховку, сделанную онлайн, потерять невозможно. Все данные сохранены в базе. Если потерялась распечатка полиса ОСАГО, восстановить ее элементарно. Достаточно авторизоваться в личном кабинете на ресурсе страховой компании. Там же можно распечатать новый бланк. Напоминаем, иметь при себе его обязаны все водители.
Возможны ситуации, когда все происходит ровно наоборот. Электронный полис есть, а вот его версия на бумаге пропала. Здесь нужно с распечатанным документом обратиться в вашу страховую компанию и попросить выдать полис, предварительно оформленный на бланке строгой отчетности.
Страховая компания отказывается восстанавливать полис
Вы все сделали правильно, но страховщики отказываются восстанавливать полис. К сожалению, такие моменты в жизни водителя тоже случаются. Что делать в таких случаях?
Для начала – обратитесь непосредственно к должностному лицу, который отказывается его восстанавливать. Он обязан написать письменное уведомление с подробной мотивацией своего отказа. После этого необходимо действовать в соответствии с тем, что он ответил.
В крайнем случае, обратитесь в Российский союз автостраховщиков. Там подскажут, как действовать в подобных ситуациях.
Адрес электронной почты для приема скан-копий жалоб и обращений: request@autoins.ru.
Телефоны информационного центра РСА:
Забыл, где оформлял страховку
Мы уже выяснили, что все вопросы важно решать со страховщиками. Но это знание может разбиться о не такую редкую проблему: автовладелец просто забыл, где он оформлял полис. В основном это относится к людям пожилого возраста, они просто могли не запомнить название компании. Это легко решить. Нужно отправиться на сайт Российского союза автостраховщиков. Там ввести номер VIN и регистрационный знак машины. Система сразу выдаст информацию, какая именно компания выдавала вам документ. После этого вы сможете обратиться в нее для восстановления полиса. Если же полис оформлялся через электронного брокера, то нужно будет просто зайти в личный кабинет, в нем все сохранено.
Как видите, восстановить утерянную «автогражданку» можно. Тем не менее, процедура требует времени и сил, которые есть не у всех. Отсутствие страховки при аварии и вовсе способно спровоцировать бесконечное хождение по инстанциям с доказательствами своей правоты. Чтобы такого не случилось, вовремя продлевайте полис и всегда держите при себе копию. Значительно облегчает жизнь наличие электронной копии, ее можно восстановить гораздо быстрее.
Оформите ОСАГО прямо сейчас
Если у вас еще есть вопросы, отправьте заявку и мы вас проконсультируем
Читайте также
Как вписаться в страховку ОСАГО С начала 2019 вступила в силу поправка к Закону, согласно
Сегодня каждый законопослушный водитель, при остановке сотрудником ГИБДД на дороге, может предъявить ему договор. В
Можно ли ездить без полиса ОСАГО? Большинство водителей знают, что обязаны иметь при себе действующую
Считаете что продлевать полис ОСАГО не нужно, ведь его цена превышает размер штрафа? На самом
Как восстановить страховой полис при его потере
Страховой полис на автомобиль – это гарантия того, что вам не придется самим платить за ремонт чужой машины при ДТП (обязательное автострахование ОСАГО) или восстанавливать свое авто (КАСКО). Страховка ОСАГО приобретается каждым автолюбителем в обязательном порядке, КАСКО – страхование добровольное.
Страховой полис входит в обязательный пакет документов, который должен постоянно находиться при водителе, когда он за рулем. Неудивительно, что иногда страховка теряется. Что делать, если потерял страховку на автомобиль? Куда обращаться, и как быстро восстановить этот важный документ?
Езда без страховки
Отсутствие полиса КАСКО при вас – не проблема: этот документ важен для вас и страховой компании, и обязательно необходим при наступлении страхового случая (ДТП или иные ситуации повреждения вашей машины).
А вот с полисом обязательного страхования ОСАГО дела обстоят намного серьезнее – он должен быть при вас всегда, и предъявляется по первому требованию инспектора ГИБДД. Если страховки при вас нет, то вы получите штраф 500 рублей (статья 12.3 КоАП), если она просрочена – придется заплатить 800 рублей.
Единственный положительный момент в это ситуации: сотрудник автоинспекции не имеет права применять к вам другие виды наказания. После того, как будет составлен протокол и выписан штраф, вы можете ехать дальше. Но важно понимать, что следующий пост ДПС может оштрафовать вас повторно.
Поэтому, если вы заметили, что страховки ОСАГО при вас нет, лучше припаркуйте машину во дворе и займитесь восстановлением утерянного документа!
Восстановление страховки на автомобиль
Если страховка не просрочена, то есть, действует, но нет самого документа на руках, то восстановить ее можно быстро и с минимальными финансовыми затратами. Для начала, конечно, стоит обстоятельно поискать ее в местах, где вы бывали с момента, когда последний раз видели полис – не исключено, что он найдется, и проблема отпадет сама собой.
Если поиски результатов не дали придется получить дубликат страхового договора. На основании действующих Правил об ОСАГО копию полиса вы можете получить бесплатно, причем, неограниченное количество раз. Для этого необходимо обратиться в свою страховую компанию за дубликатом, а если оформляли электронный вариант полиса, то можете просто зайти на сайт страховщика в свой личный кабинет и распечатать копию документа самостоятельно.
Если необходимо обращаться в страховую компанию, потребуется собрать пакет документов:
Страховщик может дополнительно затребовать диагностическую карту и квитанцию на оплату страховой премии за оригинал полиса. Эти два документа не всегда требуются, так как у грамотной страховой компании в базе данных содержится вся необходимая информация по вашему договору страхования.
С пакетом документов вам следует обратиться в центральный офис вашего страховщика, где дополнительно придется оформить заявление об утере оригинала страховки. На этом ваше участие закончено! Сотрудники компании в течение суток должны выдать вам дубликат страховки, хотя обычно это делается быстрее – достаточно просто извлечь из базы данных ваш договор и распечатать его повторно.
Важно! Повторный полис страхования не является новым договором. В нем будут указаны те же сроки действия и условия, что и в утерянном документе.
Если не помните своего страховщика…
Представьте себе, что вы забыли, какая страховая компания выдавала вам бланк страховки. Что делать в этом случае? Вам следует:
Имейте в виду, что дубликат страхового договора будет выдан только тому человеку, подпись которого стоит под оригиналом документа. Никаким доверенным лицам бланк на руки не выдается.
Если по какой-то причине в офисе страховщика вам отказывают в выдаче повторного полиса, они обязаны оформить отказ в письменном виде с детальным пояснением причин отказа. С этим документом вы затем сможете обратиться в РСА и потребовать разбирательства (заявление можно подать в электронном виде на сайте Союза).
В заключении отметим, что утеря полиса автострахования является проблемой только в том случае, если у вас исчезла страховка ОСАГО – она всегда должна быть при вас, когда вы за рулем. Чтобы избежать штрафов ГИБДД за отсутствие документа, лучше сразу заняться его восстановлением.
При наличии минимального пакета документов, и если нет просрочки, вы сможете получить дубликат полиса страхования в течение одного дня и совершенно бесплатно. Просто представьте в офис страховой компании необходимые данные и напишите заявление об утере договора.
Как мы отремонтировали машину на страховую выплату
Денег хватило, даже немного осталось
В мае 2020 года мы попали в ДТП, которое автолюбители обычно называют «паровозом». Это когда одна машина врезается в другую, та — в следующую и так по цепочке.
За восемь лет мы с мужем побывали в четырех авариях — выступали и виновниками, и потерпевшими. В этот раз нас признали потерпевшими, а ДТП стало самым серьезным и затратным — по силам, времени и вложенным в ремонт средствам. Я расскажу, какие документы понадобились, чтобы получить страховую выплату, в какую сумму оценили ущерб и сколько потребовалось денег, чтобы все отремонтировать.
Как произошло ДТП
Авария случилась утром в будний день, когда все торопились на работу. Поток машин был большой, со двора на проезжую часть резко вырулил таксист: видимо, решил проскочить. И ведь проскочил, но создал помеху — водителям на главной дороге пришлось резко жать на тормоза.
Первым затормозил ВАЗ-2114, потом мы на Хонде Цивике. Водитель на третьем авто — Тойоте Филдере — не успел среагировать и врезался в заднюю часть нашей Хонды. От удара мы резко двинулись вперед и задели задний бампер ВАЗа.
Таксист никак на все это не отреагировал и просто уехал.
Если сталкиваются два автомобиля и урон незначительный, ДТП можно оформить упрощенно, по европротоколу. Но это был не наш случай: в аварию попали три машины, у двух были серьезные повреждения. Кроме того, пострадал пассажир.
Кто-то набрал 112. Меньше чем через 10 минут приехали сотрудники ГАИ, аварийный комиссар, пожарные и скорая.
Помощь пожарных в итоге не понадобилась: огня не было. А вот медикам было чем заняться: парень, который ехал на заднем сиденье Тойоты, ударился головой и рассек лоб, потому что не был пристегнут. Насколько нам известно, какое-то время он лежал в больнице. Остальные отделались легким испугом и осматривали свои разбитые машины.
У Тойоты сильно пострадала передняя часть — бампер, капот, крылья и фары. Это только то, что на виду. Было ясно, что придется ремонтировать не только фары и детали кузова: из радиатора вытекла охлаждающая жидкость. Ехать на Тойоте было нельзя, ее увезли на эвакуаторе.
У нашей Хонды была разбита задняя часть: бампер, левая фара и крышка багажника. А оттого что нас кинуло вперед, на ВАЗ, замялся передний бампер, треснула левая фара. Но технически все было в порядке, машина была на ходу.
Меньше всех пострадал ВАЗ, который затормозил первым. Как ни странно, на его заднем бампере осталась лишь пара царапин. В итоге хозяин не стал предъявлять претензий.
На месте аварии мы простояли больше двух часов. В это время сотрудники ГИБДД проверили водителей на состояние алкогольного опьянения — все были трезвыми. Аварийный комиссар посмотрел видео с нашего видеорегистратора — на нем хорошо было видно таксиста, который подрезал ВАЗ. Документы заполняли долго: мы пристально следили, чтобы сотрудники ГИБДД указали все повреждения авто.
В итоге виновным в аварии признали водителя Тойоты. Пояснили просто: водители ВАЗа и Хонды соблюдали скоростной режим и дистанцию, так что успели затормозить. Водитель Тойоты двигался агрессивно и не соблюдал дистанцию, поэтому не успел вовремя нажать на тормоза. Он пытался спорить, но безрезультатно.
После этого все поехали в ГИБДД, там уже на бумаге каждый описывал подробности аварии: хорошая ли была видимость и покрытие дороги, что стало причиной аварии, какие повреждения получили автомобили. Потом нам сказали ждать постановление и справку о ДТП и отпустили.
Как победить выгорание
Кто платит за ремонт
У водителя Тойоты, к счастью, был полис ОСАГО. Это означало, что ремонт нашей машины оплатит его страховая компания. В противном случае нам пришлось бы добиваться возмещения ущерба через суд.
Если в аварии пострадали только машины и у всех участников ДТП есть ОСАГО, за возмещением пострадавший должен идти в свою страховую компанию. Но нам пришлось обращаться в страховую виновника. Вот в каких случаях следует так поступать:
Мы позвонили на горячую линию страховой компании виновника ДТП. Объяснили, что в ближайшее время не сможем собрать необходимый пакет документов на возмещение ущерба — дальше в статье я объясню почему. Консультант рассказал, что, согласно гражданскому кодексу, это можно сделать в течение трех лет с момента аварии. Зарегистрировать ДТП можно либо сразу, либо когда все документы будут на руках, для этого нужно позвонить страховщику. Мы сделали это, когда собрали все бумаги, то есть почти пять месяцев спустя.
Как мы собирали пакет документов для возмещения ущерба
На сайте страховой мы нашли список документов, необходимых для возмещения ущерба. Думали, что быстро соберем все необходимое, но эпопея затянулась почти на полгода. Все уперлось в постановление о ДТП. В нем дознаватель указывает, кто виноват в аварии. Еще пишет, кто из водителей нарушил тот или иной пункт ПДД и что ему за это будет. Эта бумага входит в перечень обязательных документов для перечисления страховой выплаты. Чтобы получить ее, мы начали звонить в ГИБДД почти сразу. Нас осадили — сказали, что в нашем случае получить эту бумагу быстро не получится. Объясню так, как поняла эту схему сама.
Сначала должен выздороветь пострадавший, который находился в машине виновника. Потом он должен пройти судебно-медицинскую экспертизу. Когда заключение экспертизы поступит в ГИБДД, данные внесут в постановление. И только тогда мы сможем его получить.
По телефону сотрудник ГИБДД добавил, что обычно на это уходит полтора месяца. Но тогда было начало лета — время отпусков и коронавируса. Постановление пришло по почте лишь спустя три с половиной месяца после аварии, в начале сентября.
Пройдет ли техосмотр разбитая машина?
Все это время Хонда была исправна, пострадали лишь кузовные элементы. Мы показывали ее знакомому автомеханику, он не нашел внутренних повреждений.
Мы понимали, что правильно было бы поставить машину в гараж и не ездить на ней, пока специалисты страховой не оценят ущерб. Но страховая отказалась делать оценку без полного пакета документов. Еще страховщики добавили, что не примут результаты экспертизы сторонних оценщиков. Позже юрист подтвердил эти слова: мы бы только потеряли время и деньги.
Мы не представляли даже примерно, когда сможем собрать полный пакет документов. Поэтому иногда все же садились за руль — на свой страх и риск.
В июне, через месяц после аварии, у нас истек срок действия полиса ОСАГО. Стало тревожно за техосмотр и ОСАГО. Мы накопили скидку в 20% за безаварийную езду и не хотели ее терять.
Я позвонила в пункт техосмотра и объяснила ситуацию: машина разбита, но на ходу. Ремонтировать нельзя, так как ущерб еще не оценили. Но мы на ней ездим, поэтому хотелось бы себя обезопасить. Парень на том конце провода объяснил, что главное — чтобы машина была технически исправна. С этим проблем не было, мы прошли техосмотр и оформили электронный полис ОСАГО.
Радость от получения постановления была недолгой: в ГИБДД сказали, что водитель не признает себя виновным и подал в суд на их сотрудников. Нам предстояло дождаться решения суда. А если бы виновник не согласился и обжаловал его в Верховном суде — нам пришлось бы ждать до последнего.
На горячей линии страховой компании все это подтвердили: без решения суда у нас не примут пакет документов на возмещение ущерба. Так мы потеряли еще два месяца. В итоге суд поддержал сотрудников ГИБДД и признал водителя Тойоты виновным в совершении ДТП.
Мы связались с водителем Тойоты и уточнили, будет ли он обжаловать решение. Тот не собирался этого делать. Только тогда мы смогли забрать в суде решение — и пару дней спустя заехали в ГИБДД за справкой о ДТП.
Какие документы нужны страховой
В офисе страховой нам объяснили, куда приехать на экспертизу и какие документы нужны, чтобы подать заявление о возмещении причиненного ущерба.
Мы собрали вот такой пакет документов:
В списке документов было еще извещение. Но оно, насколько мне известно, по федеральному закону № 40-ФЗ об ОСАГО не входит в список обязательных документов для подачи в страховую компанию при наличии документов из ГИБДД. От нас его не потребовали.
Что нужно знать перед экспертизой
Страховая компания при наступлении страхового случая возмещает:
Если ущерб превышает лимит, недостающее можно потребовать с виновника ДТП.
При расчете суммы, необходимой для ремонта автомобиля, эксперт страховой опирается на единую методику определения ущерба, разработанную РСА. Используются фиксированные цены на запчасти и ремонтные работы. Суммы берут из справочника РСА, в котором указана стоимость конкретных деталей и работ. И здесь, по идее, нет места для маневра.
Положение о единой методике определения ущербаPDF, 860 КБ
Но нас тревожила предстоящая экспертиза. В интернете я прочитала много историй о том, что страховые, несмотря на закон, сильно занижают суммы выплат пострадавшим в ДТП. Доказывать свою правоту приходится уже в суде.
Юрист подтвердил наши опасения — и добавил вот что:
Как эксперты оценили ущерб
Мы были готовы к тому, что специалист-техник попытается составить максимально короткий перечень повреждений. Но эксперт подошел к оценке основательно: снимал разбитые бамперы и отдирал обшивку багажника, чтобы увидеть состояние железа под ним. И посчитал все — вплоть до креплений и резинок. Приплюсовал даже крыло, которое было деформировано в предыдущей аварии. Мы честно сказали об этом эксперту, но он все равно внес его в список. В итоге насчитал больше 20 элементов, которые требовалось заменить.
Перед экспертизой мы уже знали цены на детали, объездили несколько СТО. Поэтому примерно понимали, сколько денег нам понадобится на ремонт. Решили, что если страховая насчитает меньше 200 тысяч рублей — будем делать независимую экспертизу и подавать в суд.
Согласно ч. 21 ст. 12 ФЗ об ОСАГО — «Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда» — страховая должна перечислить деньги в течение 20 дней с момента получения заявления. Нам вся сумма поступила на счет примерно через неделю.
Как мы покупали запчасти
Мы закупили все необходимое через автомагазины. Связываться с частниками через объявления не хотели: боялись, что придет не то или запчасть повредят во время транспортировки.
Запчасти, которые мы купили и передали в мастерскую для ремонта, — 55 500 Р
Крышка багажника | 14 000 Р |
Передний бампер | 12 000 Р |
Левая передняя фара | 8000 Р |
Задний бампер | 7000 Р |
Левое переднее крыло | 5000 Р |
Левый задний фонарь | 3000 Р |
Обшивка багажника | 2100 Р |
Брызговики, 4 штуки | 2000 Р |
Левая часть ящика для инструментов в багажник | 1600 Р |
Левая клипса бампера | 800 Р |
Запчасти сняли с точно таких же Хонд, на них не было повреждений. Заказывать новые оригиналы было слишком дорого, а корейских и китайских подделок мы всегда остерегались: с такими запчастями сложно выставлять зазоры. Все купили на разборках, которые оформлены как фирмы и предоставляют официальные документы о покупке.
Из-за сильного удара сзади замялись и несъемные части: например, заднее крыло, задний левый лонжерон и так называемая ванна багажника — автолюбители еще называют ее «тазик». Выправить это было слишком сложно. Единственный вариант — отпилить этот кусок от другой Хонды и приварить к нашей.
Загвоздка была в том, что заказывать эту часть откуда-то было рискованно: в идеале мастер, который будет заниматься нашим автомобилем, должен сам показать, по каким линиям резать. Нам повезло: на местной разборке удалось найти аж два Цивика, силовые элементы которых были в отличном состоянии.
Как мы выбирали СТО
Мы рассчитывали, что загоним автомобиль на ремонт, как только страховая перечислит деньги. Но в итоге это случилось только спустя два месяца.
Мы быстро нашли подходящего мастера. Он вел страницу в «Инстаграме» со снимками «до» и «после» — и они нас впечатлили. К нему загоняли преимущественно дорогие автомобили после серьезных аварий: например, когда у машины переднюю часть как будто отрезали. После ремонта она выглядела так, словно только что сошла с конвейера. В комментариях многие шутили: «Потом на „Дроме“ хозяин напишет, что не бита и не крашена».
Первый мастер, к которому мы хотели попасть, явно был профессионалом, но не умел общаться с людьми. Он два раза оценивал ремонт нашего автомобиля, так как нигде не записал, что насчитал в первый раз. Всегда опаздывал минимум на час. В итоге переносил начало ремонта аж три раза, пропадал, не брал трубку. Со временем мы поняли, что не сработаемся.
Сервис, на котором мы в результате остановились, устроил по всем параметрам:
Обещали уложиться в три недели. Мы сказали, что торопиться не нужно: лучше дольше, но качественно.