можно ли восстановленный ндс учесть в расходах по налогу на прибыль
Если НДС не приняли к вычету, что делать?
Необходимость списания «зависшего» в учетных данных НДС, не принятого к вычету, возникает нередко. По какой бы причине ни произошел отказ в вычете, эти суммы должны быть списаны своевременно, в противном случае фирма будет вынуждена давать объяснения внешним пользователям, изучающим ее бухгалтерскую отчетность. Значительные суммы не принятого к вычету НДС могут свидетельствовать о небрежном ведении учета, негативно влиять на престиж фирмы.
Проводки с примером
Предположим, фирма приобрела у поставщика материалы на сумму 180 000 рублей, в т.ч. НДС 20%. Поставщик не отразил операцию в продажах (т.н. налоговый разрыв), и в результате фирме было в вычете отказано. 180 000: 1,2 = 150 000 руб. 180 000 – 150 000 = 30 000 руб.
Вопрос: Допустимо ли включить в договор поставки условие о возмещении поставщиком покупателю суммы НДС, не принятого к вычету покупателем в связи с невыполнением поставщиком своих налоговых обязанностей?
Посмотреть ответ
После проверки ИФНС и отказа в вычете:
Вместо 91 может использоваться счет 99.
Отметим, что по налоговому законодательству контрагент может прислать подтверждающий счет-фактуру не сразу, а в течение 3-х лет. Списание НДС целесообразно проводить не раньше, чем истечет этот срок.
Вопрос: Может ли продавец в случае возврата ему товаров, не принятых покупателем на учет, уменьшить налоговую базу, а не принимать НДС к вычету в порядке п. 5 ст. 171 и п. 4 ст. 172 НК РФ?
Посмотреть ответ
По умолчанию «зависший» НДС не отражается в расчетах по налогу на прибыль (ст. 170 НК РФ):
Приведенная схема проводок соответствует нормам НК РФ.
Как избежать отказа в вычетах
Учетная практика по НДС свидетельствует, что отказ в вычете со стороны ИФНС может наступить в следующих случаях:
Риск отказа можно свести к минимуму, если:
Нюансы
Выделим некоторые особенности учета невозмещенного НДС. Если в документе на покупку выделен НДС, но при этом бухгалтеру ясно, что счетом-фактурой она подтверждена не будет (например, в акте, накладной), налоговая, с высокой долей вероятности, к вычету эту сумму не примет. Целесообразно сразу в момент обнаружения безнадежной суммы ее списать на 91 счет.
НДС по командировкам принимается к вычету (ст. 264-1(12) НК РФ). Из подтверждающих документов должно быть ясно видно, что эти затраты связаны с производственной деятельностью. Если такая информация отсутствует, можно сразу списывать налог на 91 счет, поскольку ИФНС не возместит его.
Еще один нюанс, связанный с командировками. Налоговая настаивает, что операция, по которой возмещается налог, должна быть подтверждена счетом-фактурой, предъявленным фирме, или бланком строгой отчетности, оформленным аналогично чекам ККТ, где НДС обязательно должен быть выделен. Судебные органы вступают в полемику с контролирующими и рядом своих решений отменяют это требование, указывая, что может быть принят к вычету и не выделенный отдельной строчкой в документе НДС (например, в квитанции). Такое решение озвучил, например ФАС МО (№КА-А40/6657-11 от 26/07/11 года), это не единственный судебный случай.
Когда НДС можно учесть в расходах
Ранее мы говорили, что НДС в расходах фирмы учесть нельзя. Существуют, однако, исключения из этого правила. В некоторых случаях предъявить к вычету НДС возможности нет, а списать на расходы возможно (по тексту ст. 170 НК РФ, п. 2,5, ст. 169-3(1), писем Минфина №03-07-07/72 от 02/11/10, 03-07-08/195 от 01/10/09, 03-11-06/3/227 от 03/09/09 г.):
При формировании проводок корректным будет сначала выделить НДС, а затем отнести его на затраты.
Пример
Фирма приобрела сырье для производства товара на экспорт на сумму 240 000 рублей, в том числе НДС 20%
НДС полностью вошел в стоимость ТМЦ.
Внимание! НДС в затратах при УСНО «доходы минус расходы» отражается только после продажи актива, товара (ст. 346.16, 346.17, письмо Минфина №03-11-09/6275 от 17/02/14 года).
Порядок списания НДС на расходы (проводки)
Когда разрешается списать НДС на расходы
В общем случае согласно п. 1 ст. 170 НК РФ суммы входящего НДС (того, который уплачивается вами при приобретении товаров, работ, услуг, прав или проведении импортных операций) не входят в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль (или НДФЛ). Однако это не касается ситуаций, перечисленных в пп. 2 и 5 ст. 170 НК РФ. НДС на затраты можно отнести, если:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На расходы можно списать не только входящий НДС, но и налог, исчисленный к уплате, если вы уплатили его за свой счет, без предъявления покупателю или списываете дебиторскую задолженность по отгруженным, но не оплаченным товарам.
Как учитывать НДС в расходах в бухгалтерском и налоговом учете, а также при подсчете налогооблагаемой прибыли, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению бесплатно.
Пример списания НДС на расходы: проводки
В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию: российский НИИ для выполнения исследовательских работ приобретает материалы, причем их оплата производится из средств федерального бюджета.
Поскольку согласно подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ такая операция освобождается от уплаты НДС, входной налог в данном случае к вычету не принимают, а включают в стоимость материалов.
В проводках эта операция будет выглядеть так:
Варианты списания НДС на расходы
Момент списания НДС в себестоимость для различных налоговых режимов неодинаков. Рассмотрим основные случаи.
Ну и конечно, нельзя никогда забывать о том, что для списания НДС на расходы необходимо наличие подтверждающих документов.
О том, как НДС отразится в книге учета доходов и расходов, читайте в статье «Как учитывать входной НДС при УСН?».
Далее рассмотрим несколько практических ситуаций и соответствующие им правила списания НДС.
Списание НДС на затраты при УСН
По мнению чиновников, списать НДС на расходы упрощенцы могут только после реализации приобретенного актива (письма Минфина России от 17.02.2014 № 03-11-09/6275 и от 24.09.2012 № 03-11-06/2/128).
Обоснованием данной позиции служит то, что согласно подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при расчете налоговой базы следует учитывать расходы по оплате стоимости ТМЦ, приобретенных для последующей продажи (с уменьшением их на суммы НДС).
В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы на уплату налогов фирм, находящихся на УСН, принимаются по фактически уплаченным суммам.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ упрощенцы, использующие схему «доходы минус расходы», уменьшают свои доходы на расходы в сумме НДС по оплаченным ТМЦ и услугам.
По правилам, установленным подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, расходы по оплате стоимости ТМЦ, приобретаемых для последующей реализации, учитывают в налоговой базе по мере их реализации.
Подводя итог вышеизложенному, чиновники констатируют, что НДС по приобретенным товарам при УСН можно учесть только после их продажи.
Можно ли упрощенцам принять к вычету НДС, уплаченный на таможне при ввозе товаров в Россию, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Необходим ли упрощенцам счет-фактура для списания НДС в расходы?
С 01.10.2014 продавцам разрешено не выписывать счета-фактуры покупателям-упрощенцам. Однако для этого необходимо подписать специальное соглашение о том, что счета-фактуры оформляться не будут (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Об этом же свидетельствуют и письма Минфина (в частности, от 05.09.2014 № 03-11-06/2/44783).
При этом такое соглашение может быть оформлено в электронном виде.
Если же подобного соглашения нет, то вопрос о наличии счета-фактуры решается неоднозначно, и мнения чиновников разделяются.
Так, в письме УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 № 18-11/3/56398@ сообщается, что для отнесения НДС в расходы счет-фактура необходим (наряду с подтверждающими документами по оплате, актами, накладными). Более того, письмо Минфина РФ от 24.09.2008 № 03-11-04/2/147 констатирует, что счет-фактура должен не просто быть в наличии, но и обязательно — правильно заполнен.
Однако ранее в письме того же ведомства от 04.10.2005 № 03-11-04/2/94 утверждалось, что документ, подтверждающий расходы по уплате НДС для упрощенцев — это платежное поручение.
Что касается судов, то они считают, что в данном случае подойдут не только счета-фактуры, но и другая первичка (пример — постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.09.2005 № А31-8435/19). Да и сами налоговики в своих более поздних письмах признавали, что для учета в расходах сумм уплаченного НДС достаточно будет платежек и накладных (письмо УФНС России по Москве от 19.07.2011 № 16-15/071052@).
И все же, поскольку сегодня закон официально разрешает счета-фактуры упрощенцам не выставлять, целесообразнее составить соглашение о неоформлении этих документов. Времени это займет немного, но зато в дальнейшем не придется гадать, как в очередной раз посчитают чиновники и судьи.
Итоги
Из общего правила о невозможности включения НДС в расходы НК РФ делает несколько исключений, к числу которых относится дальнейшее использование приобретаемого в не подлежащих обложению НДС операциях. В частности, в расходы НДС можно включать при применении спецрежимов. С рядом особенностей при спецрежимах определяется момент включения в расходы.
Можно ли восстановленный ндс учесть в расходах по налогу на прибыль
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
ООО на ОСН применяет метод начисления в налоговом учете. ООО в 2017 году купило товар (металлическое изделие, цена выражена в евро). Товар не получилось реализовать. В настоящее время этот товар потерял свои технические качества из-за коррозии. Было принято решение его списать.
Можно ли списание этого товара учесть в расходах при исчислении налога на прибыль? Нужно ли переоценивать товар? Нужно ли восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету? Какие документы необходимо подготовить для списания товара? Надо ли привлекать стороннюю организацию для выдачи заключения о его непригодности?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При надлежащем документальном оформлении организация может признать в расходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль стоимость непригодных для использования списанных товаров.
В налоговом учете стоимость товаров не подлежит переоценке.
НДС, ранее правомерно принятый к вычету по приобретенным товарам, списанным в результате их непригодности, восстанавливать не требуется.
Примерный перечень документов, оформляемых в случае списания непригодного товара, приведен ниже.
Обоснование вывода:
Налог на прибыль организаций
Документальное оформление
Налоговым кодексом не установлен конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные налогоплательщиком расходы. При этом, как уже было сказано, документы, подтверждающие расходы, должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ.
Коммерческим организациям разрешено использовать как унифицированные формы первичной учетной документации, так и самостоятельно разработанные формы документов при наличии в них обязательных реквизитов, перечисленных в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Документами, используемыми при оформлении списания неликвидных товаров, могут быть:
— заключение о факте порчи запасов, полученные от соответствующих служб организации или специализированных организаций;
— акт о списании, составленный комиссией (в нем, помимо прочего, должно быть указано наименование списываемых товаров, их количество, фактическая себестоимость, установленный срок хранения (при наличии); дата поступления товаров; причина списания);
— приказ руководителя;
— акт инвентаризации ТМЦ.
Законодательно не установлено обязательное наличие заключения, полученного от сторонней организации, о непригодности товара для дальнейшего использования. Однако при отсутствии в организации профильных специалистов наличие такого документа, на наш взгляд, может быть необходимо для обоснования его списания.
Одним из аргументов для обоснования правомерности уменьшения налоговой базы на стоимость непригодных для использования, списываемых товаров может рассматриваться возможность использования мест их хранения с большей экономической пользой.
В отношении восстановления НДС при списании товара, непригодного для дальнейшего использования, официальная позиция состоит в том, что суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по ТМЦ, которые в дальнейшем утилизируются (списываются), подлежат восстановлению, так как выбытие ТМЦ по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей, объектом обложения НДС не является (письма Минфина России от 21.01.2016 N 03-03-06/1/1997, от 19.03.2015 N 03-07-11/15015).
Вместе с тем есть письма ФНС России, в которых указано, что суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, при выбытии имущества в результате пожара, аварии восстановлению не подлежат, так как эти случаи п. 3 ст. 170 НК РФ не поименованы (письма ФНС России от 17.06.2015 N ГД-4-3/10451@, от 21.05.2015 N ГД-4-3/8627@).
Судебные органы в своих решениях указывают, что закрытый перечень, установленный п. 3 ст. 170 НК РФ, не предусматривает необходимости восстановления в таких случаях НДС, ранее принятого к вычету.
ВАС РФ в решении от 19.05.2011 N 3943/11 утверждает, что обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятой к зачету суммы НДС должна быть предусмотрена законом. Соответственно, выбытие ТМЦ, в частности, в связи с их утратой или порчей не является основанием для восстановления сумм налога в бюджет. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о восстановлении НДС при выбытии имущества по причине, не связанной с реализацией, Минфин России рекомендует руководствоваться решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами ВС РФ (письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, а также п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Однако налогоплательщик обязан зафиксировать факт выбытия и то обстоятельство, что имущество выбыло именно по указанным основаниям, без передачи его третьим лицам, поскольку в силу п. 1 ст. 54 НК РФ он обязан доказать наличие тех фактов своей хозяйственной деятельности, которые влияют на формирование финансового результата, служащего основанием для определения объема налоговой обязанности.
Таким образом, учитывая позицию судов, в том числе и ВАС РФ, а также в ряде случаев изменившуюся позицию контролирующих органов, считаем, что в рассматриваемой ситуации НДС, ранее правомерно принятый к вычету по приобретенным товарам, списанным в результате их непригодности, восстанавливать не требуется.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Можно ли невозмещаемый НДС учесть в прибыли?
Суммы налогов, которые организация предъявила покупателям, в расходах учитывать запрещено. Но в отношении НДС, предъявленного организации, таких запретов нет. Однако, чиновники настаивают: невозмещенный НДС нельзя учесть по налогу на прибыль.
Как можно учесть «входной» НДС
По общему правилу нельзя учитывать в расходах суммы налогов, которые организация предъявила покупателям (п. 19 ст. 270 Налогового кодекса). Но можно ли учесть налоги, которые предъявили самой организации, Налоговый кодекс не разъясняет.
«Входной» НДС, который вы уплатили поставщику при покупке у него товаров, можно учесть одним из следующих способов:
Сделать это нужно в случаях, если приобретенные товары вы используете, в том числе:
Эти случаи перечислены в пункте 2 статьи 170 Налогового кодекса.
При этом чиновники настаивают: перечислены все случаи, когда НДС можно учесть в расходах в целях налогообложения прибыли. В иных не предусмотренных случаях этого делать нельзя.
Невозмещаемый НДС: можно ли учесть в прибыли
В случаях, не указанных в пункте 2 статьи 170 Налогового кодекса, предъявленный НДС нельзя включить в расходы по налогу на прибыль. Невозмещенный НДС при этом не перечислен.
Такие выводы следуют из писем Минфина от 24.03.2021 г. № 03-03-06/1/21073, от 06.02.2020 № 03-03-06/1/7684.
Например, сотрудник купил товары для фирмы на подотчетные деньги. НДС при этом выделен в кассовом чеке, но счета-фактуры нет. Тогда НДС вы не вправе принять к вычету.
А суммы «входного» НДС, которые вы не смогли поставить к вычету, в расходах по налогу на прибыль учесть нельзя.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.
Выбор читателей
Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года
Изменения трудового законодательства с 2022 года: важное для бухгалтера и директора
Льготные кредиты ФОТ 3.0: апгрейд с 1 ноября 2021
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Налоговые последствия списания непригодных для использования ТМЦ
Налогоплательщик применяет общую систему налогообложения. По результатам проведения технической инвентаризации были выявлены невостребованные материалы, непригодные для дальнейшего использования, в том числе в связи с моральным износом, естественной потерей первоначальных качеств вследствие длительного хранения. В связи с отсутствием возможности и нецелесообразности дальнейшего использования на производственные нужды, отсутствием возможности реализации на сторону, нецелесообразности хранения налогоплательщик списал выявленные невостребованные материалы. Данные материалы приобретались для использования в деятельности, приносящей доход.
Каков порядок налогового учета расходов от списания невостребованных материально-технических ресурсов (материалов)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При надлежащем документальном оформлении списания ТМЦ организация может признать в расходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль стоимость непригодных для использования списанных ТМЦ.
НДС, ранее правомерно принятый к вычету по приобретенным для производства изделиям, списанным в результате их непригодности, восстанавливать не требуется.
Обоснование позиции:
Налог на прибыль
Налоговые последствия списания непригодных для дальнейшего использования ТМЦ, прежде всего, касаются налогового учета расходов.
Налоговый кодекс РФ (глава 25 НК РФ) не содержит прямых норм, в соответствии с которыми стоимость списываемых непригодных к использованию оборотных активов подлежала бы включению в состав расходов, связанных с производством и реализацией, или в состав внереализационных расходов.
В то же время перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и внереализационных расходов является открытым (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). Это позволяет уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль на иные экономически оправданные расходы.
Для правомерного включения любого расхода в состав налоговой базы по налогу на прибыль необходимо, чтобы он не был прямо поименован в ст. 270 НК РФ и удовлетворял критериям, перечисленным в п. 1 ст. 252 НК РФ. При соблюдении этих условий затраты могут быть учтены по основаниям, предусмотренным пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией) или пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ (в составе внереализационных расходов).
Согласно положениям п. 1 ст. 252 НК РФ расходами в налоговом учете признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты:
под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме;
под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
По мнению Конституционного суда РФ, выраженному в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, законодатель оправданно отказался от закрытого перечня конкретных затрат налогоплательщика, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы, имея в виду многообразие содержания и форм экономической деятельности и видов возможных расходов, что при их детальном и исчерпывающем нормативном закреплении приводило бы к ограничению прав налогоплательщика, и предоставил налогоплательщикам возможность самостоятельно определить в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств и особенностей финансово-хозяйственной деятельности, относятся те или иные затраты к расходам в целях налогообложения либо нет. Здесь же говорится, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (смотрите также постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»). При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
По мнению Минфина России, расходы по списанию неликвидных ТМЦ не направлены на получение дохода (смотрите письма Минфина России от 21.07.2011 N 03-03-06/1/428, от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332, от 05.07.2011 N 03-03-06/1/397, от 14.06.2011 N 03-03-06/1/342).
Исключение контролирующие органы делают только для отдельных групп товаров, обязанность по уничтожению которых по истечении срока годности возложена на налогоплательщика законодательством (письма Минфина России от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7862, от 04.05.2012 N 03-03- 06/1/227 и письмо ФНС России от 16.06.2011 N ЕД-4-3/9487@).
Наличие арбитражной практики по вопросу учета подобных расходов свидетельствует, что признание таких затрат может привести к налоговому спору. Причем в каждом конкретном случае решение судом принимается на основе детального, всестороннего исследования обстоятельств, связанных с причинами списания ТМЦ, а также документального оформления списания.
Имеется положительная для налогоплательщиков судебная практика. Так, судьями при рассмотрении споров устанавливается, во-первых, направленность расходов на приобретение МПЗ на извлечение дохода, во-вторых, надлежащее документальное подтверждение расходов от их списания (смотрите постановления Девятого ААС от 07.11.2012 N 09АП-29791/12, от 08.12.2011 N 09АП-31311/11 (оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 23.03.2012 N Ф05-1843/12 по делу N А40-65585/2011), ФАС Западно-Сибирского округа от 13.12.2010 по делу N А45-7702/2010). В постановлении Четырнадцатого ААС от 25.12.2014 N 14АП-10106/14 судьи пришли к выводу, что налогоплательщик вправе отнести на расходы стоимость товаров, сырья, не пригодных к дальнейшему использованию в производстве ввиду истечения срока хранения, порчи, иных подобных случаев, приведших к утрате потребительских свойств товара, сырья (смотрите также постановление ФАС Московского округа от 21.05.2013 N Ф05-4096/13 по делу N А40-81762/2012). Вывод в пользу налогоплательщика сделали судьи и в постановлении ФАС Поволжского округа от 15.04.2008 по делу N А57-13824/06-17.
В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 01.10.2012 N Ф01-4204/12 судьи, согласившись с позицией налогоплательщика, указали на то, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. При этом перечень таких расходов является открытым (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). Поэтому стоимость продукции, ранее приобретенной для использования в производстве, но по прошествии времени переставшей соответствовать ГОСТу и утратившей свои потребительские свойства, компания может учесть в составе внереализационных расходов. Приобретение организацией материала и нахождение его на складе поставщика инспекция не оспаривала, а акта по форме N ТОРГ-16 и документов, на основе которых он был составлен, достаточно для подтверждения факта порчи и признания спорных затрат в налоговом учете.
В постановлении АС Уральского округа от 25.03.2015 N Ф09-1336/15 судом исследовался факт списания обществом имущества (материалов) как неликвидного, физически износившегося и морально. При этом соответствующие расходы были учтены при расчете налога на прибыль. Суд пришел к выводу, что материалы и комплектующие производственного назначения были списаны как товарно-материальные ценности, не применяемые в производстве в связи со сплошной коррозией поверхности, в связи с окончательным браком, в связи с длительным хранением и утратой потребительских свойств. Приобретенные товарно-материальные ценности, признанные впоследствии неликвидными, предназначались для использования в производственной деятельности, направленной на получение дохода. В такой ситуации стоимость физически износившихся и морально устаревших материалов в момент их списания как неликвидного имущества может быть отнесена на уменьшение облагаемой прибыли.
В то же время в арбитражной практике есть примеры решений не в пользу налогоплательщиков. Преимущественно это связано с выявлением факта необоснованного учета расходов или недостоверности, неподтверждённости фактов, на которые ссылается налогоплательщик.
Суды, находя недостатки в оформлении документов по списанию и уничтожению неликвидных МПЗ, соглашаются с налоговиками, которые считают неправомерным включение их стоимости в расходы, учитываемые при определении облагаемой базы по налогу на прибыль.
В то же время судьи пришли к выводу о недоказанности налогоплательщиком того, что списанные материалы:
приобретались (получены от правопредшественника) непосредственно для осуществления производственной деятельности;
предполагалось их использование в целях извлечения дохода.
Акты о списании и иные имеющиеся в материалах дела документы, по мнению судей, не позволяют идентифицировать конкретное имущество, переданное в 1999 году правопредшественником, и сопоставить его с МПЗ, списанными в 2013-2014 годах.
Суд указал, что, действуя добросовестно, Общество должно было обнаружить технически устаревшие и морально изношенные ТМЦ с датой поступления до 1999 года и позднее, которые хранились на складе и не использовались налогоплательщиком, при ежегодной инвентаризации имущества задолго до 2013, 2014 годов.
Также налогоплательщиком не доказано, что списание малоценных запасов с датами поступления до 1999 года по причине истечения срока годности возможно было только в 2013-2014 годах. Если налогоплательщик принимает решение учитывать стоимость списываемых МПЗ при расчёте налога на прибыль, то помимо первичных документов, подтверждающих их списание, необходимо иметь документы, свидетельствующие о приобретении данных запасов и подтверждающие, что изначально затраты произведены как расходы, направленные на получение дохода.
Арбитры встают на сторону налогоплательщиков только в тех случаях, когда организации представляют документы, свидетельствующие о приобретении спорных ТМЦ и подтверждающие, что изначально затраты произведены как расходы, направленные на получение дохода. Соответственно, при отсутствии таких документов (договоров, накладных (в том числе транспортных, товарно-транспортных), актов приема-передачи) суды признают действия налоговых органов законными.
Таким образом, при надлежащем документальном оформлении списания ТМЦ, а также если в наличии имеются документы на приобретение соответствующих материалов, организация может признать в расходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль стоимость непригодных для использования списанных ТМЦ. В таком случае положительный исход спора с налоговыми органами для организации вполне вероятен. При этом мы не исключаем претензии налоговых органов при проверке. В то же время у организации есть шансы отстоять свою позицию в суде.
Документами, используемыми при оформлении списания неликвидных ТМЦ, могут быть:
акт о списании, составленный комиссией;
акт инвентаризации ТМЦ.
Одним из аргументов для обоснования правомерности уменьшения налоговой базы на стоимость непригодных для использования, списываемых материалов может рассматриваться возможность использования мест их хранения с большей экономической пользой.
Налог на добавленную стоимость
В отношении восстановления НДС при списании непригодных для дальнейшего использования ТМЦ, официальная позиция уполномоченных органов состоит в том, что суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по ТМЦ, которые в дальнейшем утилизируются (списываются), подлежат восстановлению, так как выбытие ТМЦ по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей, объектом обложения НДС не является (письма Минфина России от 21.01.2016 N 03-03-06/1/1997, от 19.03.2015 N 03-07-11/15015).
Вместе с тем есть письма ФНС России, в которых указано, что суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, при выбытии имущества в результате пожара, аварии восстановлению не подлежат, так как эти случаи п. 3 ст. 170 НК РФ не поименованы (смотрите письма ФНС России от 17.06.2015 N ГД-4-3/10451@, от 21.05.2015 N ГД-4-3/8627@).
Судебные органы в своих решениях указывают, что закрытый перечень, установленный п. 3 ст. 170 НК РФ, не предусматривает необходимости восстановления НДС, ранее принятого к вычету.
ВАС РФ в решении от 19.05.2011 N 3943/11 утверждает, что обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятой к зачету суммы НДС должна быть предусмотрена законом. Соответственно, выбытие ТМЦ, в частности, в связи с их утратой или порчей не является основанием для восстановления сумм налога в бюджет. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о восстановлении НДС при выбытии имущества по причине, не связанной с реализацией, Минфин России рекомендует руководствоваться решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда РФ (смотрите письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, а также п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Однако налогоплательщик обязан зафиксировать факт выбытия и то обстоятельство, что имущество выбыло именно по указанным основаниям, без передачи его третьим лицам, поскольку в силу п. 1 ст. 54 НК РФ он обязан доказать наличие тех фактов своей хозяйственной деятельности, которые влияют на формирование финансового результата, служащего основанием для определения объема налоговой обязанности.
Таким образом, учитывая позицию судов, в том числе и ВАС РФ, а также в ряде случаев изменившуюся позицию контролирующих органов, считаем, что в рассматриваемой ситуации НДС, ранее правомерно принятый к вычету по приобретенным для производства изделиям, списанным в результате их непригодности, восстанавливать не требуется.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет выбытия морально устаревших, пришедших в негодность по истечении сроков хранения материалов;
— Вопрос: Необходимо ли организации восстанавливать НДС, принятый ранее к вычету, по материальным ценностям, списываемым по причине их непригодности для использования в результате их порчи, морального устаревания или недостачи? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2018 г.);
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.