можно ли войти в синагогу
Я — гойка… Могу ли я приходить в синагогу?
Благодарю вас за возможность изучать с вами Тору, а с ней и главные законы жизни. Мой вопрос может показаться наивным, но уверяю, он идет от чистого сердца и много лет не дает мне покоя. Я — гойка. Наполовину еврейка официально и, возможно, еще немного есть доли неофициально. По документам — мой папа наполовину еврей, а я, соответственно, на треть. Не по документам — моя мама наполовину еврейка тоже… но, кроме имен моих бабушек и дедушек и достаточно выраженной внешности, мы официально русские.
Мы живем в Киеве. Я несколько лет подходила к дверям синагоги и не решалась войти, поскольку я далека от еврейской общины города и не верю, что меня могут туда принять на равных. Я уходила. Еще и потому, что ничего не знаю о культуре и религиозных традициях. Дома я изучаю Тору самостоятельно и с помощью вашего сайта. Стараюсь праздновать все праздники — насколько получается самостоятельно их организовать. Недавно я пришла к отделению десятины — и тогда впервые зашла в синагогу. Деньги отдать раввину не решилась, бросила их в общий ящик для пожертвований.
Я единственная из всей семьи, кто невероятно гордится происхождением… но… по всем правилам народа, я не еврейка.
Вопрос — имею ли я право приходить в синагогу или все-таки не могу?
(На десятину и изучение Торы ваш ответ не повлияет. Я так люблю Бога, что буду следовать его учениям из любой пещеры).
Ответ на этот вопрос зависит от того, с какой стороны Ваша мама еврейка. Как известно, невозможно быть евреем наполовину, на четверть или на пять шестнадцатых.
Еврейство передается по женской линии. Следовательно, если мама Вашей мамы была еврейкой — то и Вы еврейка. Если же у мамы только папа был еврей, то Вы — не еврейка.
Конечно, если Вы захотите получить какие-либо документы, подтверждающие еврейство, и тому подобное, недостаточно просто сказать, что у вас была бабушка еврейка. Нужно привести доказательства. В любом случае, если Вам доподлинно известно, что Вы еврейка по материнской линии, или даже если у Вас по этому поводу есть обоснованные сомнения, то Вы обязаны соблюдать заповеди, для чего Вам необходимо также изучать их законы.
Для того, кто оказывается в таком «подвешенном» состоянии, — не знает, еврей он, или нет, или знает, что он еврей, но не может этого доказать, есть выход из положения — официально перейти в иудаизм (это называется гиюр ле-хумра).
Надо признать, что сделать это не так-то легко. Для этого необходимо в первую очередь найти компетентный и признанный авторитетами еврейский суд — бет дин. Он может точно сказать, какие требования предъявляются тем, кто хочет пройти гиюр. Нельзя забывать, что гиюр действителен только при условии, что прозелит от чистого сердца верит, что Тора и заповеди были даны Б-гом еврейскому народу, и с полной серьезностью принимает на себя их соблюдение. Второе условие — гиюр производит настоящий бет дин, состоящий из трех знающих и Б-гобоязненных раввинов.
Если Вам известно, что Вы не еврейка по материнской линии, то у Вас есть семь заповедей сыновей Ноаха.
Что касается синагоги, у неевреев нет запрета ходить в синагогу. Конечно, следует честно сказать, что Вы не еврейка, чтобы не вводить в заблуждение членов еврейской общины.
Правила поведения в синагоге
Одежда для посещения синагоги должна быть достойной и опрятной. Не принято посещать синагогу в шортах, спортивном костюме, плавках или рабочей одежде сантехника.
По еврейскому закону, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор. По законам еврейской скромности, руки женщины до локтя должны быть прикрыты рукавами, а ноги ниже колена – юбкой, поэтому синагогу не принято посещать в открытых нарядах. По традиции не принято, чтобы женщина ходила в брюках, поэтому в синагогу лучше прийти в юбке или в платье.
Мужчинам находиться в синагоге можно только с покрытой головой. Чаще всего на голову надевают кипу, хотя это может быть и любой другой головной убор. Вообще-то покрывать голову по еврейской традиции следует не только в синагоге: это знак признания власти Б-га, волю которого часто невозможно постигнуть разумом.
Что же касается практики, никто специально не контролирует соответствие внешнего вида пришедшего существующим правилам. Замечание могут сделать мужчине с непокрытой головой или в случае вопиющего нарушения общепринятых норм приличия.
Мезуза
Поведение
Правила поведения в синагоге подчиняются понятной логике и вполне очевидны. В синагоге, как и в любом другом месте, следует вести себя достойно, не перебивать своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву кантору и т.д. и т.п. Не стоит брать с собой на молитву совсем маленьких детей, если они мешают молящимся. Раньше встречались синагоги, предназначенные лишь для молитвы, и тогда в этом помещении нельзя было даже разговаривать о делах, но в наше время почти все синагоги строят с тем условием, что в них можно заниматься и будничными делами.
По еврейскому закону, мужчина может прикасаться к женщине только в том случае, если это его ближайшая родственница (мать, сестра, дочь) или жена, поэтому при встрече между мужчиной и женщиной не принято пожимать руку, обниматься и целоваться.
Где взять молитвенник (Сидур)
Обычно для хранения молитвенников в синагоге есть специальный стеллаж или шкаф. Если его не видно, можно подойти и спросить у шамеса или у любого молящегося.
Если Вы опоздали на молитву
Как и любое опоздание, опоздание на молитву не приветствуется. Но если Вы все же опоздали на начало молитвы, это не значит, что в молитвенный зал зайти нельзя. Заходите не стесняясь, вас никто не осудит. Нужно взять молитвенник и попросить, чтобы вам показали, где сейчас читают. Если вам по какой-то причине необходимо уйти раньше, чем закончится молитва, можно выйти из молитвенного зала, не привлекая к себе большого внимания.
В субботу нельзя заниматься будничными делами, и говорить о делах тоже не принято. Совершать сделки также запрещено, поэтому в субботу синагогальный магазин закрыт. Один из строжайших субботних запретов – запрет зажигать огонь, поэтому курить тоже запрещено.
Этикет поведения в православном или католическом храме, синагоге или мечети
Как правильно вести себя при посещении молельных домов различных религиозных направлений? Общие нормы этикета и основные отличия.
Мария Кановская журналист, писатель, консультант по вопросам делового этикета
Каждая религия предусматривает свои нормы и правила поведения. Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением. Все остальные правила очень различны.
Как правильно вести себя в православном храме
Как правило, православные храмы имеют три входа: главный (западный, противоположный алтарю), северный и южный. Все церковное здание делится на алтарь, собственно храм и притвор. Алтарь отгорожен от собственно храма иконостасом, доходящим в большинстве случаев до потолка. В алтаре находятся престол и жертвенник. В алтарь ведут Царские врата (центральные), а также северные и южные двери.
Женщинам запрещено входить в алтарь. Мужчины могут заходить в алтарь только по разрешению священников, и то лишь через северные или южные двери. Через Царские врата в алтарь входят только священнослужители.
Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. В случае опоздания нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попросите передать свечи через других людей.
В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать. Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Свечи следует покупать только в том храме, в который вы пришли. По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения.
При посещении храмов полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта. Не принято ходить в храм в шортах и спортивной одежде. По возможности мужчинам и женщинам следует избегать также маек и рубашек с короткими рукавами. Голова женщины должна быть покрыта. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор.
В неофициальной обстановке священнослужителей принято именовать следующим образом:
Не принято при встречах приветствовать духовных лиц возгласами: «Здравствуйте, батюшка!» или «Здравствуйте, владыко!». Следует говорить: «Батюшка, благословите!» или «Владыко, благословите!».
Не следует просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Благословляют священники и епископы, а также настоятельницы монастырей в сане игумений. Принимая благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя, креститься перед этим не надо.
Правила поведения в католическом храме
Кроме центрального алтаря, могут быть боковые приделы в честь святых. В храме также выделяется специальное место для хора и ризница (отдельное помещение для служителей храма и хранения литургических одеяний и предметов).
При входе в храм располагается сосуд с освященной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крестятся.
Собственно, этим ограничиваются основные правила поведения в католическом храме.
Главой католической церкви является Папа Римский.
Обращения к лицам духовного звания:
Отличить один ранг от другого в повседневной жизни весьма трудно, поэтому, готовясь к встрече со священником, надо узнать заранее его титул. Однако наличие красного пояса, пиуски (красной епископской шапочки или сутаны не черного цвета), как правило, свидетельствует о принадлежности к высшей иерархии. Правда, в повседневной жизни священство носит обычные темные костюмы с темными рубашками и белой полоской под воротником.
Правила посещения синагоги
Центром религиозной и общественной жизни иудейской общины является синагога.
Богослужения в ортодоксальных синагогах обычно проводятся трижды в день; в праздничные и субботние дни читаются дополнительные молитвы. Чтобы богослужение состоялось, необходимо присутствие как минимум десяти мужчин старше 13 лет, которые составляют миньян (кворум).
Места для женщин в синагоге либо отделяются от мест для мужчин перегородкой, либо женщины занимают места на галерее.
Молитвы произносятся стоя или сидя: молящимся не разрешается простираться ниц или становиться на колени, за исключением отдельных моментов праздничных богослужений.
Разработанный в течение веков порядок богослужения предусматривает произнесение определенных молитв, последовательность которых соответствует тому или иному дню религиозного календаря. Руководить богослужением может любой взрослый мужчина-еврей. В больших общинах обычно для чтения молитв по праздникам и субботам специально назначается особо почитаемый человек (хаззан), которому иногда сопутствует мужской хор. Некоторые части литургии поются всеми присутствующими в синагоге.
В различных странах мира функции и положение раввината могут отличаться. Так, в Израиле раввины являются государственными должностными лицами. Они утверждаются в должности верховными раввинами и министерством по делам религий и принимают на себя часть важных государственных и судебных функций.
В отличие от других религий, где существуют определенные правила этикета в общении со священнослужителями разного ранга, в иудаизме в целом таких правил нет. Единственное, при обращении к раввину по имени иногда добавляют слово «рабби».
Как вести себя в мечети
В мечети организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий.
Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным. Хотя мечеть и не является святым местом, чествуют определенные правила, которые распространяются на любого, кто пришел в мечеть, независимо от вероисповедания.
Пол в мечети устлан коврами, обувь оставляют при входе. В больших мечетях специальные служащие принимают обувь и выдают жетон. Посетители мечети ведут себя очень раскованно: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но при этом в любое время кто-то может совершать намаз, т. е. молиться. Верующие читают Коран или просто сосредоточиваются на мысли о Всевышнем. Поэтому не следует повышать голос, смеяться, браниться и т. д.
Поскольку в исламе не существует института священства, обращение к духовным лицам определяется конкретной практикой, сложившейся в данном регионе. Наиболее универсальным является обращение «сайд» (по-арабски «господин»), а также «хаджи», то есть совершивший хадж. Но эти обращения не являются исключительной прерогативой духовных лиц.
Можно ли войти в синагогу
Ева, правила придуманные священниками на Соборах. Вот, например, что говорит по этому поводу известный московский священник, протоирей Олег Стеняев: «Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов запрещают православным христианам посещать синагоги, еретические собрания, слушать их поучения, читать их книги.»
А вот и кое-что из Апостольских правил:
Показать полностью.
«70. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или принимает от них дары праздников их, как-то: опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен.
71. Если какой христианин принесет елей в капище языческое или в синагогу иудейскую, в их праздники, или зажжет свечу: да будет отлучен от общения церковного.»
Более того, кроме посещения синагог и празднования еврейских праздников (Что имеется в виду? Библейские праздники Израиля?), постановлениями церковных соборов запрещается, также, лечиться у еврейских врачей и даже мыться с евреями в бане. Вот, в частности, 11-е правило Трулльского («Пятошестого», 691 — 692 г.) Вселенского Собора:
«Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.
Законы синагогального этикета
от Источник