Добровольная приостановка деятельности организации: что делать с работниками
В едение бизнеса порой становится затруднительным. Однако в полном прекращении деятельности организации руководитель может быть не заинтересован. В этом случае часто выбирают приостановку работы. Как правило, к таким кардинальным мерам прибегают в случае необходимости минимизировать свои затраты, переждать не лучшее время. В связи с тем, что определение понятия «приостановка производства» закон не дает, у компаний возникают вопросы, связанные с правильным оформлением документов и взаимоотношений с работниками.
Что делать с работниками в случае принятия решения о банкротстве организации? На каком основании расторгать договоры? В какой момент можно увольнять персонал? Что происходит с руководителем организации? Читайте об этом в статье «Трудовые аспекты банкротства» журнала № 9′ 2017
Приказ о приостановке производства
Для начала необходимо издать приказ о приостановке производства в компании и ознакомить всех работников с ним под подпись (Пример 1). Приостановка производства подразумевает, что организация не будет какое-то время заниматься никакой деятельностью, поэтому необходимо до этого момента исполнить все обязательства перед клиентами, расторгнуть договоры, не заключать новые. Важно также в период приостановки производства не допускать движения денежных средств по счету, как при обычной хозяйственной деятельности.
Обычно решение о приостановке производства принимается одновременно с решением, как поступить с персоналом. Причем освободить от работы сотрудников на практике пытаются по-разному:
Конкретный выбранный способ зависит от того, какие есть планы на дальнейшую деятельность организации, есть ли надежда, что ее работа будет восстановлена через некоторое время, и пр. Иногда проще сразу расторгнуть трудовые договоры в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Но в данной статье мы рассматриваем именно временную приостановку производства, поэтому о ней и скажем подробнее.
Если приостановка деятельности организации не помогла и было принято решение ее ликвидировать, то читайте о том, что делать с сотрудниками, в статье «Как расстаться с работниками при ликвидации работодателя» журнала № 1′ 2018
Обратите внимание: в какой форме сотрудники будут освобождены от работы, зависит не только от решения работодателя, но и согласия на это самих трудящихся (за исключением двух последних случаев – увольнения по сокращению численности и/или штата и оформления простоя). Злоупотреблять отпусками за свой счет или увольнениями по собственному желанию не рекомендуем. В любом случае, какой бы вариант ни выбрал руководитель, нужно решить все вопросы с сотрудниками полюбовно, чтобы вдобавок ко всему компания не оказалась втянутой в судебные процессы.
Иногда организации оформляют два приказа:
Но обычно, во избежание нарушения сроков по уведомлениям (как работников, так и госорганов), издается все же один приказ, в котором сразу фиксируется принятое решение об организационно-штатных мероприятиях.
Поэтому, если планируется свернуть производство полностью, то приходится сокращать сотрудников производственного подразделения (отдела, цеха и т.п.). И тогда нужно уведомлять их, как правило, не менее чем за два месяца до увольнения. Но, возможно, компания введет только временную консервацию производства, скажем, по причине длительного отсутствия поставки деталей или серьезной поломки техники и, соответственно, невозможности продолжать производство. В таком случае ни о каких двух месяцах речь не идет, вводится простой день в день.
Во время коронавируса у компаний начались финансовые трудности. Если дела не идут, но есть надежда, что всё наладится и вы сможете продолжить работу в будущем — приостановите деятельность. Рассказываем, как подготовиться к приостановке.
Приостановка деятельности — пауза в работе, но не закрытие
Организация может приостановить деятельность, но не закрываться. Выбрать этот сценарий стоит, если вам нужна пауза перед ликвидацией или дела не идут, но вы хотите продолжить работу в будущем.
При этом компания по-прежнему обязана вести учёт, сдавать отчётность, платить налоги и зарплату. Мы составили инструкцию, которая поможет снизить издержки на этом этапе.
Шаг
Почему это важно
Что именно делать
Взыскать дебиторскую задолженность
Чтобы получить деньги для расчётов с налоговой, контрагентами и сотрудниками
Истребуйте свои деньги у должников либо проведите с ними взаимозачёты. Перед приостановлением не заключайте новые сделки, по которым могут возникнуть денежные обязательства.
Если продаёте товары или услуги, не допускайте образования задолженности у контрагентов.
Продать недвижимость, землю и транспорт
Чтобы не платить налог в период паузы
Для продажи недвижимости подготовить акт и договор купли-продажи в трёх экземплярах, заверить все у нотариуса. Зарегистрировать переход права собственности в Росреестре — срок 5–12 дней.
Для транспорта подготовить договор купли-продажи и акт приёма-передачи, зарегистрировать переход права собственности на транспорт в ГИБДД.
Заплатить имущественные налоги за год вперёд, если не смогли продать или планируете использовать в будущем
Чтобы не получить штрафы за неуплату налога
Сформировать платёжное поручение на уплату каждого из имущественных налогов и рассчитаться с налоговой. Во время приостановки платить не выйдет: расчётный счёт будет заморожен.
Руководитель или собственник может сам заплатить налог за организацию (абз. 4 п. 1 ст. 45 НК РФ)
Запросить в налоговой справку о состоянии расчётов с бюджетом одним из способов: в ИФНС, в личном кабинете на сайте ФНС или через систему интернет-отчетности, например Контур.Экстерн.
Погасите задолженность по данным справки, а потом закажите новый экземпляр для проверки.
Оплатить задолженность перед контрагентами
Чтобы на вас не подали в суд и не запустили процедуру банкротства
Проведите ревизию своих обязательств по заключенным договорам, запросив акт сверки взаиморасчётов.
Рассчитайтесь по долгам или заключите письменное соглашение о новом сроке погашения задолженности.
Рассчитаться с сотрудниками
Чтобы не подвести людей и избежать жалоб в суд, прокуратуру и трудовую инспекцию
Предстоит уволить сотрудников и рассчитаться с ними — выплатить полный оклад, компенсации за неиспользованный отпуск, выходные пособия и пр.
О доступных во время пандемии способах увольнения читайте в статье «Как законно уволить работника» — с. 12–13.
Подготовить юридический адрес для получения почты
Чтобы ФНС не ликвидировала компанию принудительно за недостоверность юрадреса
Если ваш новый адрес будет относиться к другой ИФНС, нужно уведомить прошлую инспекцию
Истребуйте свои деньги у должников либо проведите с ними взаимозачёты. Перед приостановлением не заключайте новые сделки, по которым могут возникнуть денежные обязательства.
Директор должен написать заявление на неоплачиваемый отпуск, указав дату окончания отпуска. Если дата неизвестна, укажите любую напишите повторное заявление, когда этот срок истечёт. Оформите протокол собрания учредителей или решение единственного участника, если в Уставе говорится, что директор уходит в отпуск с их согласия.
Издайте приказ о предоставлении отпуска по стандартной форме Т-6.
Издать приказ о приостановке деятельности
Чтобы оповестить сотрудников, заморозить банковский счёт и оповестить налоговую
Составьте приказ в произвольной форме. Укажите в нём причину приостановления, дату начала и планируемый срок перерыва в работе.
Заморозить расчётный счёт
Чтобы избежать получения дохода и не платить с него налоги
Напишите в банк заявление о заморозке расчётного счёта, форму запросите у своего менеджера. Попробуйте договориться о переходе на тариф с бесплатным обслуживанием при отсутствии оборотов или внесите платёж на год вперёд.
В ответ на заявление банк выдаст вам справку — сохраните её для налоговой, чтобы обосновать отсутствие дохода.
Если вы хотите продолжить платить аренду, зарплату работникам на время простоя и налоги, счёт замораживать нельзя
Приостановка ООО без ликвидации — инструкция 2021 года
Не всегда бизнес развивается по заранее спланированному сценарию, жизнь вносит коррективы, которые могут заставить искать ответ на вопрос: «Можно ли приостановить деятельность ООО не закрывая?». В отличие от ИП, где все зависит от предпринимателя, юридическое лицо более устойчиво, поэтому приостановка обычно вызвана серьезными проблемами, не связанными с личной жизнью учредителей или руководства, даже если компания очень маленькая.
Временная приостановка деятельности ООО влечет за собой потери самого разного характера:
Независимо от причины, приостановка ООО без ликвидации – крайняя мера, которую нужно постараться избежать любой ценой.
Как приостановить деятельность ООО в 2021 году из-за финансовых и других проблем, при этом не ликвидируя компанию, вынуждены задумываться многие руководители. Как приостановить деятельность ООО на время по собственной инициативе, в законодательстве не описано. Пошаговая инструкция того, как приостановить деятельность ООО не закрывая его, разработана на основании избегания проблем и вопросов со стороны ФНС, страховых фондов и прочих контролирующих органов.
Возможные причины приостановки деятельности ООО
Приостановка деятельности ООО без ликвидации может происходить по нескольким причинам:
В случае форс-мажора последствия могут оказаться наименее губительными для бизнеса: некоторые потери может возместить страховка, часто поддержку оказывает государство. Например, во время пандемии коронавируса в 2020 году были обеспечены налоговые каникулы, выделены невозвратные кредиты на заработную плату, приняты другие меры, направленные на поддержку бизнеса. Кроме того, к подобным ситуациям относятся с пониманием как партнеры, так и сотрудники.
Административное приостановление деятельности ООО
Если деятельность компании нарушает законы, технику безопасности, нормы охраны труда, ее могут приостановить по решению суда на срок до 90 суток. Это время дается на приведение дел в полное соответствие с требованиями. В некоторых случаях после устранения причин, повлекших приостановку ООО без ликвидации, запрет на работу могут снять после ходатайства в суде.
Не всегда работа компании парализуется полностью. В зависимости от причины приостановки деятельности ООО, может последовать:
Обычно о риске остановки работы руководство компании в курсе. Во-первых, представитель должен присутствовать на суде, во-вторых, уведомление о постановлении вручается руководителю. Постановление о приостановке действия вступает в силу сразу после его вынесения. Даже надеясь на благоприятный исход дела в суде, имеет смысл подготовиться к худшему варианту.
Максимальный срок приостановки работы – 90 суток, однако закон не регламентирует количество таких сроков. Если за выделенное время нарушения не были ликвидированы, комиссия вправе инициировать повторное обращение в суд, в результате которого деятельность могут снова приостановить.
Добровольное прекращение деятельности ООО без ликвидации
Если ведение бизнеса зашло в тупик, руководству требуется время на разработку плана действий, оно может не найти ничего лучшего, как приостановить деятельность ООО. Как оформить приостановку деятельности ООО, законом не предусмотрено, поэтому в этом случае важно не нарушить законы и требования, особенно – трудового и налогового законодательства.
Добровольная приостановка деятельности ООО в течение короткого срока может помочь решить возникшие проблемы. При длительном простое велик риск возникновения дополнительных сложностей. Преимущества при временном прекращении работы заключаются в том, что компания остается в ЕГРЮЛ, то есть не теряется «стаж» ее присутствия на отраслевом рынке.
Ликвидация ООО – очень долгий и сложный процесс. Консервация менее трудозатратна, чем ликвидация с последующей регистрацией нового ООО. Если при возникновении трудностей есть шанс реанимировать бизнес, удобнее и выгоднее его приостановить, а не закрыть.
Инструкция, как приостановить деятельность ООО без ликвидации в 2021 году
Чтобы не возникло проблем, важно приостанавливать деятельность ООО по пошаговой инструкции:
1. Изучить устав Общества, возможно, в нем есть условия, которые необходимо выполнить для приостановки деятельности. Например, может быть установлено обязательное согласие с приостановкой всех участников.
2. Созвать общее собрание участников Общества. Принять решение о приостановке деятельности ООО, за образец можно взять решения об организации общества, в котором фразу о создании нужно заменить на «приостановку деятельности».
3. Выработать стратегию решения вопроса с кадрами, в том числе – с бухгалтером и руководителем. Возможные варианты:
В идеале уведомить работников о дальнейшей приостановке деятельности нужно письменно, за несколько месяцев, чтобы максимально корректно решить все вопросы. Споры с работниками и привлечение Гострудинспекции в кризисной ситуации могут серьезно усугубить проблемы.
4. Рассчитаться с долгами, выполнить обязательства перед контрагентами. Судебные иски за не поставленные товары или невыполненные работы в период приостановки деятельности ни в коем случае не нужны.
5. Решить вопрос с адресом, по которому зарегистрировано юридическое лицо. Если помещение арендуется, нужно оплатить аренду вперед, договориться о другом решении вопроса или переехать. Можно временно «прописать» компанию по адресу одного из учредителей. Важно подать об этом сведения в ИФНС и должным образом зарегистрировать изменения в ЕГРЮЛ.
6. Решить вопрос с банковскими счетами компании. Во время приостановки деятельности движений быть не должно, а за счета необходимо платить. Нужно ли закрывать счет или возможна его заморозка – решит банк.
7. Издать приказ руководителя о приостановке деятельности ООО без ликвидации.
8. Направить уведомление о приостановке деятельности ООО в ФНС в свободной форме. В противном случае может быть инициирована проверка.
Заявление о приостановке деятельности ООО подразумевает, что не происходят движения денег по счетам, выплаты сотрудникам, уплата налогов. Однако обязательно нужно продолжать сдавать отчетность, которая в этой ситуации называется нулевой, в ИФНС и, если сотрудники отправлены в неоплачиваемый отпуск – в ПФР и ФСС.
Что делать во время и после приостановки
Независимо от причины приостановки, важнейшая задача – как можно скорее реанимировать бизнес. Во многом проще это сделать, если причиной послужило судебное постановление, так как точно известны условия для возобновления деятельности. Не всегда разрешат начать работать до окончания установленного срока, но ситуация в любом случае определена. Если приостановлена работа только одного подразделения, то остальные могут продолжать деятельность, по возможности компенсируя простой.
Если хотя бы один сотрудник, например, руководитель, не отправлен в неоплачиваемый отпуск, ему обязаны выплачивать заработную плату, отчислять взносы в страховые фонды и налог в ФНС. Кадровая отчетность уже не будет нулевой, из-за движений денег на расчетном счете не будет нулевой и бухгалтерская отчетность.
Во время административной приостановки деятельности сотрудники, как правило, в отпуск не отправляются, а оформляется простой по вине работодателя. В этом случае по трудовому законодательству им обязаны выплачивать не менее 2/3 положенной заработной платы. Если работа остановлена из-за нарушения Трудового кодекса, зарплата выплачивается в полном объеме.
Если по счетам компании нет движений более 12 месяцев, а отчетность сдается только нулевая, ООО признается фактически прекратившим деятельность. В этом случае ФНС вправе исключить ООО из ЕГРЮЛ. Возобновить работу с этого момента невозможно.
КоАП РФ Статья 3.12. Административное приостановление деятельности
(введена Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 19.05.2010 N 87-ФЗ, от 27.07.2010 N 195-ФЗ, от 29.12.2012 N 277-ФЗ, от 05.04.2013 N 58-ФЗ, от 21.10.2013 N 275-ФЗ, от 21.12.2013 N 365-ФЗ, от 21.07.2014 N 210-ФЗ, от 03.07.2016 N 231-ФЗ, от 03.07.2016 N 290-ФЗ, от 05.02.2018 N 13-ФЗ, от 01.05.2019 N 95-ФЗ, от 26.07.2019 N 218-ФЗ, от 11.06.2021 N 203-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Административное приостановление деятельности назначается судьей. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 9.1 настоящего Кодекса (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), административное приостановление деятельности назначается должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 421-ФЗ)
В срок административного приостановления деятельности засчитывается срок временного запрета деятельности (ч. 5 ст. 29.6 настоящего документа).
2. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 171-ФЗ)
Бывает, открыли ООО, но работа не пошла, а закрыть не доходят руки или есть надежда продолжить бизнес. Закон не запрещает поставить ООО на паузу, главное — не пропадать, не прятаться и сдавать отчеты. Рассказываем, как всё сделать правильно.
Статья будет полезна для участников ООО, чтобы понять последовательность шагов. Но для оформления документов может понадобиться помощь бухгалтера и юриста.
Подготовить компанию к остановке работы
ООО можно поставить на паузу, остановить всю работу, но не закрывать компанию. Правда, даже если за год на расчетный счет не приходит ни рубля, всё равно придется сдавать отчеты.
Нельзя резко бросить компанию и прекратить деятельность. Для налоговой это будет подозрительно: компания работала, платила налоги и вдруг исчезла. Чтобы не привлекать лишнее внимание и не оправдываться на проверке, нужно подготовить компанию к остановке работы:
Решить вопросы с имуществом
Пока компании принадлежит имущество, ей нужно платить налоги: на имущество, землю и транспорт. Поэтому перед остановкой деятельности имущество обычно продают.
Чтобы продать имущество, например здание, офис, землю или корабль, нужно:
Как зарегистрировать договор в Росреестре
Если нужно продать автомобиль, история другая:
При продаже главное — зафиксировать дату перехода права на имущество, чтобы правильно составить декларацию и заплатить налог. Эти отметки дают в Росреестре и ГИБДД.
ООО «Помпея» решила продать офис. Договор купли-продажи и акт приема-передачи подписали 20 декабря и планировали передать имущество до конца года.
Сначала собирали документы, потом были новогодние праздники. Договор зарегистрировали в Росреестре только 10 февраля. Это дата перехода права на имущество — 10 февраля. Нужно будет подать декларацию и заплатить налог с 1 января по 9 февраля.
После этого можно считать, что у компании больше нет имущества.
Если продать имущество не получается или компания планирует восстановить работу, налоги на имущество нужно заплатить заранее за год вперед. Платить по факту не получится, счет будет заморожен. А если не заплатить, налоговая может прийти с проверкой и начислить штрафы.
Оплатить задолженность по налогам
Перед приостановкой работы компания должна погасить долги по налогам. Иначе налоговая будет начислять штрафы и пени.
Чтобы узнать сумму налогов, нужно запросить у налоговой справку о состоянии расчетов по налогам. Для этого есть три способа:
Справка выглядит так:
В справке — информация по всем налогам, которые компания платила или должна была платить. В первом столбце — название налога. В остальных — информация о самом налоге, начисленных пенях и штрафах.
Сумма с минусом — задолженность по налогу.
Сумма с плюсом — переплата. Переплата не всегда означает, что компания переплатила налоги. Если компания платит авансовые платежи по налогам, до подачи декларации в сверке будет переплата. Если компания правда заплатила больше, чем нужно, переплату можно зачесть в счет других налогов.
Если в сверке есть задолженность, ее нужно погасить. А после этого заказать новую справку и убедиться, что долгов нет.
Как вернуть деньги из налоговой, если заплатили лишнее
На ЕНВД: подать заявление о снятии с учета
Если компания работает на ЕНВД, она платит налог с предполагаемого дохода. Даже если нет доходов, всё равно придется платить налог. Поэтому нужно подать заявление в налоговую для снятия с учета как плательщика ЕНВД. Для этого нужно:
ЕНВД — не самостоятельный налоговый режим, его совмещают с общим режимом или упрощенкой. Например, если компания совмещала упрощенку и ЕНВД, то после снятия с учета останется на упрощенке и будет сдавать все отчеты по этой системе налогообложения.
Остаться по надежному юридическому адресу
Принудительная ликвидация компаний
Если компания не работает, она не может просто исчезнуть, у нее всё равно должен быть юридический адрес. Налоговая может прийти по нему и проверить, работает компания там или нет. Если адрес фиктивный и о компании там никто не слышал, налоговая может поставить отметку о недостоверности данных, а через год исключить компанию из реестра юрлиц.
С юридическим адресом два пути:
Чтобы сменить юридический адрес на домашний, нужны такие документы:
Заявление нужно заверить у нотариуса и вместе с другими документами подать в налоговую. Процедура изменения адреса занимает у налоговой пять дней.
Если при смене адреса изменилась налоговая, вставать на учет в новой не нужно. Старая налоговая сама отправит уведомление в новую налоговую и фонды.
Рассчитаться с сотрудниками
Если в компании работали сотрудники, нужно убедиться, что перед ними нет долгов. По Трудовому кодексу сотруднику нужно выплатить:
Если сокращают всех сотрудников, придется выплатить выходное пособие.
Долги перед сотрудниками нужно погасить, пока компания еще работает. Если просто бросить компанию, сотрудники могут пойти в прокуратуру или суд и заявить, что компания скрылась и не платит. А за это можно получить даже уголовную ответственность: штраф до пятисот тысяч рублей за каждого сотрудника или заключение до пяти лет.
Выпустить приказ о приостановлении деятельности
Когда разобрались с долгами и формальностями, нужно составить приказ о приостановлении деятельности. Его пишут в произвольной форме. Главное — описать причину, приостановку, дату начала и срок:
«Из-за неблагоприятных рыночных условий приказываю приостановить деятельность ООО «Помпея» на неопределенный срок».
Мы составили шаблон приказа:
Приказ нужно составить обязательно. Он пригодится в банке, чтобы заморозить счет, и в налоговой для отчетности.
Отправить директора в отпуск
На время остановки нужно отправить директора в неоплачиваемый отпуск. Иначе придется начислять ему зарплату каждый месяц, платить взносы в фонды. Для отпуска нужно:
Приостановить расчетный счет
Если компания не ведет работу, все равно придется сдавать отчеты. Их называют нулевыми, потому что вместо сумм налогов там нули.
Когда компания сдает нулевые отчеты, налоговая может заподозрить, что компания уходит от налогов. Тогда она попросит компанию объяснить, почему сдаются нулевые отчеты. Если работа не ведется, по идее, там будут нули. Но бывают другие ситуации:
С точки зрения налоговой это доход компании, и с него нужно заплатить налог.
Чтобы избежать этих неожиданностей, нужно написать заявление в банк и приостановить работу счета. Например, в Модульбанке для этого нужно написать в чат, а бизнес-ассистент пришлет форму заявления.
Скорее всего, банк попросит оплатить годовое обслуживание заранее и только после этого выдаст справку о приостановке счета. Эту справку можно показать налоговой, если она что-то заподозрит.
Сдать нулевую отчетность
Даже если компания не ведет деятельность и не получает доходы, всё равно придется сдавать отчетность. Иначе налоговая может посчитать, что руководители бросили компанию. Тогда она может сама ликвидировать компанию и дисквалифицировать директора.
Список отчетов такой же, как и для компаний, ведущих деятельность:
Отчетов много, и лучше обратиться за помощью к бухгалтеру. Если будут ошибки, придется пересдавать несколько раз.
Компании на упрощенке могут сдавать все отчеты в бумажном виде или электронном: сходить в налоговую, отправить через почту или личный кабинет на сайте налоговой. Для работы через личный кабинет нужна электронная подпись. Компании на общей системе должны сдавать отчетность только электронно.
Единая налоговая декларация. Когда компания приостановила деятельность, вместо деклараций по налогу на прибыль и НДС, можно сдавать единую налоговую декларацию. Для этого должны выполняться два условия:
Декларация выглядит так:
Бухгалтерская отчетность. Малый бизнес сдает отчетность в упрощенной форме — баланс и отчет о финансовых результатах. Так могут делать компании с доходом меньше 800 млн рублей и штатом меньше ста сотрудников.
Бухотчетность не может быть нулевой. Даже если нет имущества и денег на счетах, всё равно нужно отразить уставный капитал. Отчет о финансовых результатах будет нулевым, если компания не вела работу в текущем году.
Бухгалтерскую отчетность нужно сдать в налоговую, в которой компания зарегистрирована, и в Росстат один раз в год. За 2018-й — до 1 апреля 2019-го.
Отчетность за 2019 нужно будет сдавать в налоговую и только в электронной форме.
Расчет по страховым взносам. Даже если в компании нет сотрудников, все равно придется сдавать отчет по взносам. Минфин подтверждает это в письме. Так налоговая может отделить компании, которые не платили сотрудникам и тее, кто не сдал вовремя декларацию. Вот что пишет Минфин:
Отчет нужно сдавать в налоговую один раз в квартал до 30-го числа.
Отчет о среднесписочной численности. Раз в год каждая компания сдает отчет о том, сколько сотрудников работало в компании за год. Нужна средняя величина.
Если компания приостановила деятельность с начала года, то в отчете будет один сотрудник — директор. Тогда отчет с одним сотрудником будет выглядеть так:
Форма расчета страховых взносов на сайте фонда социального страхования РФ
Отчет в фонд социального страхования. Компании сдают отчеты в фонд социального страхования о взносах на травматизм. В законе нет расшифровки, что делать, если нет сотрудников. Наш совет — сдавать отчет.
В отчете нужно заполнить:
Отчет сдают в налоговую раз в квартал.
Отчеты в Пенсионный фонд. В Пенсионный фонд нужно отправлять два отчета: СЗВ-М раз в месяц и СЗВ-СТАЖ раз в год. В них — информация о всех сотрудниках компании.
Отчет нужно сдавать, даже если в компании — только директор. Неважно работает директор по трудовому договору или он в отпуске. Так объясняет Пенсионный фонд на своем сайте:
Форма СЗВ-СТАЖ на сайте Консультанта
Форму СЗВ-СТАЖ сдают один раз в год в Пенсионный фонд до 1 марта 2019 года за 2018 год. СЗВ-М сдают до 15 числа каждого месяца в Пенсионный фонд.
Отчетность в Росстат. Юрлица сдают отчеты в Росстат раз в год или раз в квартал. Для каждой компании список отчетов разный, это зависит от размера и вида деятельности компании. Проверить какие формы отчетов нужно сдавать можно на сайте «Системы сбора отчетности».
В каждой форме есть образцы заполнения и указания, нужно ли ее заполнять, если нет данных. Например, в форме N 3-Ф о просроченной заработной плате написано, что ее заполняют только при наличии задолженности:
Если пояснений к форме нет — вместо отчета с нулевыми показателями, компания предоставляет письмо о том, что данных нет.
Если не сдавать отчеты
Если не сдавать отчетность, можно получить штрафы или блокировку расчетного счета.
Штраф на компанию. За каждый отчет, который сдали не в срок:
Компания на общей системе заплатит от 24 500 рублей штрафов, если не будет сдавать отчетность один год.
Если компания не может погасить задолженность, по решению суда долги придется гасить директору или учредителю.
Штраф на директора. За каждый отчет, который сдали не в срок:
Налоговая заблокировала счет
Если компания не сдавала отчетность в течение года и не было движений по счету, налоговая может принудительно ликвидировать компанию и дисквалифицировать директора. Это значит, что директор не сможет быть директором в другой компании, а учредитель не сможет открыть другую компанию три года.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Шпаргалка
Как подготовиться
проверить, что нет задолженности по налогам и сборам;
уладить вопросы с юридическим адресом;
погасить задолженность перед сотрудниками;
выпустить приказ о приостановлении деятельности;
отправить директора в неоплачиваемый отпуск;
заморозить расчетный счет.
Какие отчеты сдавать
24 500 ₽
минимальная сумма штрафов за год за несданные вовремя отчеты