можно ли выиграть олимпиаду без подготовки
Стоит ли тратить силы на подготовку к олимпиаде? Разбираем все «за» и «против»
Лев Левицкий
В начале одиннадцатого класса, помимо бесконечных разговоров про ЕГЭ, в жизни школьников появляется новое слово — олимпиады. Вообще олимпиада — отличная штука, ведь она может упростить поступление в вуз мечты. Победу в школьной олимпиаде можно засчитать как 100 баллов ЕГЭ по предмету олимпиады, а некоторые олимпиады вообще позволяют поступить в вуз без экзаменов. Звучит неплохо? Да, но задания олимпиад отличаются от ЕГЭ. А если не занять призовое место, придется писать ЕГЭ наравне с другими ребятами, у которых было больше времени на подготовку к экзамену. Аргументов «за» и «против» много. В этой статье поговорим о том, стоит ли тратить силы на подготовку к олимпиаде в 11 классе.
Как работают школьные олимпиады?
Изначально льготы для победителей олимпиад придумали, чтобы поощрить талантливых ребят, которые участвовали в олимпиадах и без всяких льгот. Но в последние годы олимпиады стали очень популярным способом поступить в вуз, минуя ЕГЭ. За победу в олимпиаде можно получить поступление без экзаменов или 100 баллов ЕГЭ — это может оказаться очень полезным в условиях, когда на образовательную программу высокий конкурс и важен каждый балл. Например, на программе «Прикладная математика и информатика» в Высшей школе экономики проходной балл уже несколько лет выше 300 по трем предметам ЕГЭ. Дело в том, что почти все бюджетные места занимают олимпиадники. По ЕГЭ проходят те, кто не только написал экзамены на максимум, но еще и предоставил индивидуальные достижения.
Перед тем, как мы будем обсуждать аргументы «за» и «против», отмечу, что олимпиадная система очень сложная. Каждый вуз сам решает, за какие дипломы какие льготы он предоставляет. Например, диплом «Высшей пробы» в Вышке может давать поступление на бюджет, а в МГУ — 100 баллов за ЕГЭ. Более того, различия могут быть и на разных программах внутри одного вуза. Еще бывают разные степени дипломов — допустим, за диплом первой степени предоставляют поступление на бюджет, а за дипломы второй-третьей степени — 100 баллов ЕГЭ. Эти правила можно найти на сайте вуза, в который вы хотите поступать.
Если ты до сих пор не определился, в какой вуз лучше поступить именно тебе, мы можем тебе помочь! На бесплатной консультации «Как подобрать вуз?» мы расскажем тебе о том, как изменилась процедура поступления в 2021 году, о критериях поступления в ТОП-вузы России, поможем подобрать вуз и направление и составим индивидуальную стратегию поступления для тебя. Скорее регистрируйся – и будешь на шаг впереди конкурентов!
Зачем готовиться к олимпиадам? Плюсы
Олимпиада — это возможность поступить в вуз или получить максимальный балл еще до ЕГЭ. Таким образом, вы увеличиваете свои шансы на поступление. Обычно ЕГЭ проходит в мае-июне, а олимпиады в феврале-марте. Результаты олимпиад публикуют в марте-апреле. Таким образом, еще до экзаменов вы сможете проверить свои знания. Например, вы пишете олимпиаду по обществознанию — и видите, что у вас масштабные пробелы в блоке по экономике. Возможно, вы возвращаетесь без диплома, но с пониманием, над чем вам нужно работать. Идя на олимпиаду, вы ничем не рискуете, главное — грамотно распределять время и усилия.
Не забывайте, что ЕГЭ — это всего одна попытка. Очень многое зависит от воли случая. В вашем варианте может оказаться задание, которое вы никогда не видели — или тема, которую вы не успели подучить. А вдруг заболит голова, а вдруг что-то забудете, а вдруг неправильно перенесете ответы в бланк? Да, на олимпиадах случайности тоже важны. Вы не можете узнать, какие задания вам выдадут на экзамене или олимпиаде — зато только от вас зависит количество раз, которое вы попробуете. Тут работает теория вероятностей — чем больше пробуешь, тем выше шансы на успех.
В принципе выиграть олимпиаду вполне реально. Но тут нужно учитывать, что олимпиады бывают разные по уровню сложности. Есть олимпиады 1 уровня, за них дают наиболее существенные льготы — поступление без экзаменов. К ним относится, например, Всероссийская олимпиада школьников. Для того, чтобы выиграть ее в 11 классе, мне пришлось готовиться весь год. С другой стороны, есть олимпиады 2-3 уровня — льготы за них меньше (например, 100 баллов за ЕГЭ по предмету олимпиады), но и выиграть их проще. Но ведь 100 баллов на ЕГЭ — тоже неплохо! Чем больше олимпиад вы напишете — тем выше шансы на успех. Я уверен, что каждый может выбрать подходящую олимпиаду, ориентируясь на свои силы и уровень подготовки. Для этого обязательно изучите Перечень олимпиад — сайт, где собраны все олимпиады и указаны их уровни.
Готовясь к олимпиаде, вы не тратите время зря, а изучаете предмет. Скорее всего, знания, приобретенные в процессе подготовки к олимпиаде, пригодятся вам и на ЕГЭ. Если кажется, что на олимпиаде и на ЕГЭ проверяют разные знания, чередуйте подготовку к ЕГЭ и к олимпиаде. Не забывайте, что многие олимпиады из Перечня нужно подтверждать 75+ баллами на ЕГЭ. Например, если вы выиграете олимпиаду «Высшая проба» по обществознанию, это еще не гарантирует вам поступление в Вышку — чтобы добиться этого, нужно будет написать ЕГЭ по обществознанию минимум на 75 баллов. Поэтому готовиться только к олимпиаде — это плохая стратегия.
Кроме того, олимпиада — это возможность познакомиться с предметом на более глубоком уровне, чем задания ЕГЭ. Вы хотите учиться на социологическом факультете? Попробуйте подготовиться к олимпиаде по обществознанию — возможно, при более близком знакомстве с предметом вам он на самом деле не понравится. Дни и ночи, проведенные в изучении олимпиадного материала, будут хорошей проверкой для ваших интересов. Если вам не нравится анализировать графики, выделять группы респондентов, создавать гипотезы — возможно, вам на самом деле не подходит социология. Впрочем, лучше всего пройти профориентацию, чтобы изначально не тратить силы на области, которые вам не интересны.
Аргументы «против»
Вам может не хватить сил и времени на все. Представьте — вы три месяца готовитесь к олимпиаде, ни на что не отвлекаясь, а на заключительном этапе не занимаете призовое место. На дворе март, до ЕГЭ два месяца — теперь нужно догонять всех тех, кто концентрировался на ЕГЭ. Но в качестве контраргумента напомню, что готовиться только к олимпиаде — не лучший выбор, потому что вам все равно нужно будет подтверждать ее баллами ЕГЭ.
Еще у вас может пропасть мотивация. Допустим, вы участвуете в 10 олимпиадах — и ни на одной не получается победить. Тогда перед ЕГЭ ваши нервы будут на пределе — если вы ни разу не смогли добиться успеха, кажется, что и на экзамене ничего не выйдет. Успокою вас: это когнитивное искажение, ведь задания ЕГЭ отличаются от олимпиадных. Ваши результаты на олимпиадах могут только косвенно показывать, уровень знаний. А для того, чтобы чувствовать себя на экзамене спокойнее и увереннее, обязательно почитайте нашу статью о психологической подготовке к ЕГЭ!
Напоследок скажу, что для меня плюсы существенно перевешивают минусы — я сам выиграл олимпиаду и советую участвовать в них всем знакомым одиннадцатиклассникам. Но к выбору олимпиады для поступления, как и к выбору вуза нужно подходить ответственно, и только вы можете принять это решение. Старайтесь адекватно оценивать свой уровень знаний, ресурсы, силы. Перед тем, как начинать готовиться к олимпиаде, проверьте, какие льготы за нее дают в разных вузах, посмотрите на задания прошлых лет. Подумайте, сколько времени вам понадобится для подготовки — и какой эффект от этого вы можете получить. И не забывайте — вы готовитесь не к конкретной олимпиаде, не к конкретному ЕГЭ, а изучаете предмет в целом. В первую очередь «прокачивайте» фундаментальные знания, во вторую тренируйтесь на конкретных заданиях — это поможет вам показать высокие результаты и там, и там.
Все еще сомневаешься, стоит ли тебе готовиться к олимпиаде? Обратись к эксперту! На консультации «Как подобрать вуз?» мы расскажем все о поступлении в ТОП-вузы России и составим твою индивидуальную стратегию поступления в вуз мечты. Записывайся!
8 принципов подготовки к Всероссийской олимпиаде (победа в ней стоит того)
Всероссийская олимпиада школьников — главный интеллектуальный конкурс страны. Победитель заключительного этапа получает не только денежный приз и несколько минут славы, но и выбирает любой вуз по профилю олимпиады. Онлайн-школа «Фоксфорд» рассказывает о том, что поможет покорить вершину Всероса.
Согласитесь, приятно, когда МГУ, НИУ ВШЭ и МГИМО приглашают учиться у них, а вы говорите: «Ну, не знаю, я ещё думаю». Что же нужно сделать, чтобы выиграть олимпиаду и сказать эту заветную фразу? Много и упорно работать. Схема простая: берёте и учите. Забываете про сон, про отдых и работаете не покладая рук. Совет верный, но уж очень размытый. Так и хочется спросить, ну а что именно делать-то? Может, какой секрет есть? Есть, и не один.
1. Влюбитесь в предмет
Чтобы хорошо подготовиться к ВсОШ, выберите предмет, которым горите. Допустим, вас хлебом не корми — дай теорию Ньютона проверить или сто новых слов по французскому выучить. Часто ребята идут на олимпиады по тем предметам, в которых больше достигли. И зря. Не всегда успехи говорят об истинных пристрастиях. Поэтому выбирайте самый любимый предмет, даже если к началу олимпиадного пути вы знаете чуть меньше, чем ничего. Подготовка к олимпиаде это не 2-3 часа в день, а образ жизни. Олимпиадники вместо кино в выходной день слушают лекции по истории России или читают новую книжку Юрия Вяземского. Не потому что думают только о победе, просто такое времяпрепровождение для них и есть отдых.
2. Определитесь
Победа в олимпиаде стоит немалых усилий. Не распыляйтесь, чтобы не пролететь. Может, вы и возьмёте призовые места на региональном этапе, но когда до участия в заключительном не хватит нескольких баллов, будет очень обидно. Конечно, есть ребята, которые в один год умудряются выиграть сразу по трём предметам, но это, скорее, исключение, чем правило. Если уж очень хочется одержать победу в нескольких дисциплинах, распределите силы. В девятом классе участвуйте во ВсОШ по английскому, а в десятом — по истории.
3. Анализируйте
Изучите требования разработчиков олимпиады. Вместе с заданиями прошлых лет обычно вывешивают и ключи. Научитесь видеть логику олимпиадных заданий. Не удивляйтесь, она там есть. Разделите задания на типы, выберите из них самые весомые по баллам и самые часто встречающиеся. Формулировка заданий вряд ли будет повторяться, а вот структура вполне может попасться вновь. Внимательно посмотрите критерии оценки и выполняйте олимпиадные задания в соответствии с ними. При таком аналитическом подходе вы поймёте, какой объём знаний требуется для каждого уровня ВсОШ. Обязательно найдите ответы победителей и призёров олимпиады. Полезно увидеть, как выглядят работы реальных людей, а не просто критерии, заранее прописанные разработчиками заданий.
4. Мыслите критически
Олимпиада сильно отличается от ЕГЭ. Здесь недостаточно понять формат и выполнить задания по шаблону. Нужно уметь думать нестандартно. Чтобы развить гибкость мышления, выходите из зоны комфорта. Критическое мышление развивается, когда вы придумываете вопросы. Вот вы послушали лекцию преподавателя, и в конце он спрашивает: «Есть ли вопросы?». Если у вас их нет — это плохо, но не безнадёжно. Чтобы исправить положение, сначала придётся выдавливать из себя вопросы. Но со временем они станут возникать естественным образом. Это будет означать, что вы немного освоили метод критического мышления. Когда у вас легко появляются вопросы к предложенной информации — вопросы по содержанию, а не «можно ещё раз повторить? Я чихнул и не услышал» — это означает, что мозг работает добросовестно, пытается связать услышанное с прежними знаниями или усомниться в отдельных фактах. Умение логически мыслить тоже появляется благодаря тренировкам. Прочтите вузовский учебник по логике и выполните задания к каждой главе.
5. Пишите разборчиво
Учитесь писать аккуратно. Поставьте себя на место преподавателя, который оценивает невнятно написанную работу. Если вы дали верный ответ к заданию, но зашифровали его каракулями, вместо заслуженного балла получите минус. Чтобы избежать досадного недоразумения, пишите понятно.
6. Составьте график
В подготовке к олимпиаде главное — начать. Для новичков это проблема, потому что информации нужно запомнить много. Школьный этап через неделю, а на завтра ещё из-за рэп-батла Оксимирона и Гнойного нужно стихотворение Гумилёва выучить. Ученик в такой ситуации паникует.
С приёмами тайм-менеджмента вы возьмёте себя в руки, справитесь и с эмоциями, и с предстоящими задачами. Распределите работу равномерно: сегодня изучите Древнюю Грецию, завтра закрепите материал и переходите к Римской империи. Если учить каждый день хотя бы немного, ваши знания и уверенность в себе возрастут. Чтобы лучше запомнить прочитанное, пересказывайте информацию друзьям или родственникам, на крайний случай — коту.
7. Окружите себя победителями
Общайтесь с победителями. Ребята, которые успешно прошли все круги Всероссийской олимпиады, помогут советами и личными историями. Каждый предмет имеет свою специфику, поэтому нужно обращаться именно к призёрам и победителям олимпиад в вашем предмете. Победители и абсолютные победители — самые подходящие собеседники, так как они готовились к олимпиаде целенаправленно и заработали победу своим трудом.
8. Познайте дзен
На олимпиаде часто бывают ситуации, которые выводят из равновесия неподготовленных участников. Вы пытаетесь сосредоточиться, но сосед шелестит обёрткой от шоколадки. А ещё кто-нибудь обязательно сдаст задания раньше всех. Они уже закончили, а вы только приступаете ко второму листку. Здесь главное не паниковать. Кто знает, может, они не написали и половину и просто решили уйти? Или в спешке наделали ошибок. В любом случае, ничто и никто не должен отвлекать вас от выполнения заданий. Отключитесь от окружающего мира на время олимпиады: есть только задания и вы.
Тренируйте концентрацию. Чаще участвуйте в олимпиадах, чтобы набраться опыта. Каждая олимпиада — это выход из зоны комфорта и стресс для организма. Если мини-стресс случается часто, вы будете меньше волноваться и обрастёте защитным панцирем. Чем больше тренировок — тем лучше результат.
20 проверенных советов от призёров олимпиад
Как выстроить стратегию подготовки, зачем налаживать отношения с преподавателями и почему важно как следует отдыхать — рассказывают герои наших статей
Матвей Пензин, призёр олимпиады «Ломоносов» по обществознанию
Создайте здоровую конкуренцию
Для меня здоровая конкуренция внутри коллектива оказалась важным фактором успеха. Я учился в олимпиадной школе и постоянно стремился превзойти своих товарищей — и благодаря этому добился отличных результатов.
Разработайте стратегию подготовки
Нужно заниматься всё свободное время, каждый день. Как говорит мой учитель: «У олимпиад нет каникул». Я обожаю олимпиадное лето: это возможность глубоко изучить право и обществознание, не отвлекаясь на школу.
Также необходимо составить подробный план занятий, особенно если готовишься по нескольким предметам. На первом месте в моём дневном расписании стояла отработка олимпиадных заданий и теории по какому-либо блоку, а уже потом — всё остальное.
Вот план подготовки к олимпиадам по обществознанию и праву, которые я разработал вместе со своим учителем.
Узнайте критерии оценивания
Для победы в олимпиадах стоит знать критерии оценивания и понимать, что именно ждут от вас разработчики и эксперты. Выполняя задания, требующие развёрнутого ответа, нужно быть логичным и последовательным, не допускать повторов и подмены понятий.
Учитесь быстро запоминать материал
1. Графические зарисовки. Рисунки, схемы и диаграммы помогают систематизировать материал и быстрее усваивать даже сложную информацию.
2. Деление информации на структурированные блоки — частями материал учить проще.
3. Стикеры. Я записывал информацию на цветном стикере и наклеивал его над столом или где-то ещё, чтобы он постоянно был перед глазами.
4. Решение тестов. Они помогают закрепить полученные знания.
5. Ассоциации. Чтобы запомнить материал, я придумывал к ней ассоциацию и потом с её помощью легко вспоминал выученное.
Елизавета Фаненштыль, призёр Всероса по русскому языку
Заручитесь поддержкой сильных преподавателей
В седьмом классе я заняла первое место в школьной олимпиаде по русскому языку. В восьмом к нам пришла сильная учительница по русскому и литературе, которая заметила мой интерес и предложила серьёзно готовиться к олимпиадам. Я начала ходить на факультативы — 2 раза в неделю по 2–3 часа.
В дополнение к школьным занятиям я купила курс по русскому языку в «Фоксфорде». Преподавателем был Никита Змановский, который сам выиграл две олимпиады, сейчас учится в Высшей школе экономики и в курсе последних тенденций в лингвистике.
Так я училась у разных преподавателей: у того, кто хорошо разбирается в основах, и у того, кто больше понимает в современной лингвистике.
Начните участвовать как можно раньше
Результаты Всероса действительны в течение четырёх лет: если вы начнёте участвовать с восьмого класса, то у вас будет больше шансов занять призовое место и заранее гарантировать себе поступление.
Активной подготовкой я советую заниматься в 8–9 классе, поскольку к этому времени вы успеете достаточно познакомиться с предметом и вас не будет отвлекать ЕГЭ. Следует готовиться сразу к нескольким олимпиадам по тому предмету, который вы выбрали. Решая задачи разных типов, вы получите хороший опыт.
Во время подготовки к олимпиадам мой учебный день выглядел примерно так:
По выходным тоже старалась заниматься — мне казалось, что я делаю недостаточно. Сейчас я понимаю, что нужно было делать больше перерывов в учёбе, потому что под конец года я очень устала. Лучшим отдыхом в то время для меня были встречи с друзьями: с ними получалось отвлечься и немного переключиться.
Не бойтесь отстаивать своё мнение
Когда в конце заключительного этапа я увидела свои баллы, то поняла, что прохожу в призёры. Однако воспользовалась возможностью и обсудила спорные моменты с составителем. Я подошла к нескольким профессорам: не со всеми диалог получился приятным — им тоже не хотелось признавать свои ошибки. В итоге я смогла убедить оппонентов и набрала 4 дополнительных балла.
Софья Есауленко, призёр олимпиады «Покори Воробьёвы горы!» по обществознанию
Не готовьтесь в одиночку
При подготовке к олимпиаде в течение года накапливается усталость, поэтому лучше заранее заручиться поддержкой. Найдите школьного преподавателя, который будет знать, что вы готовитесь к олимпиаде, поможет с материалами и проверит творческое задание.
Соберите одноклассников и вместе с ними решайте олимпиадные задачи. Также полезно познакомиться с другими олимпиадниками, с которыми можно обсудить общие проблемы, например, в группе «Типичный олимпиадник» во «ВКонтакте» или на форуме «Покори Воробьёвы горы!».
Занимайтесь при любой возможности
На уроках. Я занималась вместе с другом, и мы договорились с нашей учительницей по обществознанию, что на её уроках будем готовиться к олимпиадам. С предметами у меня не было проблем, поэтому учительница была не против и даже сама помогала разбирать задания. Во время урока мы с другом садились на заднюю парту и решали задания по сборникам и учебникам. С некоторыми учителями тоже получилось так договориться.
Дома. В свободное время я тоже постоянно занималась: обклеила всю комнату портретами философов, записывала важные факты на доске и в телефонных заметках. Даты записывала в виде напоминалок в будильнике, иллюстрации ставила на заставку телефона. С другом мы тоже часто переписывалась — задавали друг другу проверочные вопросы.
Чередуйте учёбу и физические нагрузки
Весь год я жила в очень напряжённом графике: приходя домой, садилась заниматься, участвовала в онлайн-этапе одной из олимпиад или вообще уезжала на очный тур в другой город.
В это время мне не хватало общения с семьёй: мы встречались только во время ужинов. К счастью, несколько раз удалось всем вместе выехать покататься на лыжах. Спорт и физическая активность для меня — отличная разгрузка.
Также я тренер по спортивным бальным танцам — в перерывах между уроками и подготовкой к олимпиадам ходила заниматься с детьми. Так я давала голове отдохнуть и переключиться.
Однажды у меня случилась череда проигрышей. Хотелось всё бросить и просто сосредоточиться на ЕГЭ. Пару раз я ложилась спать с мыслями, что больше не буду готовиться, но утром просыпалась с новыми идеями, что ещё можно доучить.
Также меня здорово поддерживали родители: «Ты уже такой путь прошла, поздно отступать».
В результате наш с другом план подготовки сработал. «Покори Воробьёвы горы!» была последней олимпиадой, в которой я участвовала, и именно на ней я заняла призовое место. Благодаря этому я поступила в Высшую школу экономики на специальность «Государственное и социальное управление». Друг тоже занял призовое место и поступил в Вышку в Питере.
Руслан Аскаров, призёр олимпиад «Физтех» и «Росатом» по физике
Довольно сложно просто взять и что-то полюбить, но если участвовать в олимпиадах только ради льгот при поступлении, то азарт быстро пройдёт. То же самое с высшим образованием: получать его просто ради корочки, я думаю, бессмысленно.
Если же идёшь за знаниями, то, конечно, нужно поступать в вуз на любимую специальность. Лучшая работа — та, которая приносит удовольствие. Иначе это не работа, а мучение.
Не забывайте про русский язык и пишите сочинения
Когда из-за досадной арифметической ошибки я потерял льготу поступления без вступительных испытаний, меня спас хороший результат по русскому. Обязательно в течение 11 класса пишите сочинения и прорешивайте первую часть. Поначалу это сложно, особенно когда приоритетно готовишься к физике и математике. Однако это важно, и не только для поступления: грамотная и культурная речь поможет налаживать контакты с новыми знакомыми, работодателями и коллегами.
Чтобы морально не перегореть и не подпортить себе здоровье во время интенсивной подготовки, советую переключаться на другие занятия. Например, очень хорошо помогает спорт.
Я знал парня, который все 8–9 классы занимался только химией, в 9 классе был на Всеросе по химии, а в 10 уже видеть её не мог. В итоге он поступил на факультет радиотехники в Екатеринбурге. Это не самый плохой вариант, но, думаю, он мог легко поступить на химфак МГУ, если бы занимался чем-то ещё кроме химии.
Паника — частый бич участников олимпиад. Когда я пришёл на Московскую олимпиаду по физике, то почему-то очень испугался страшных и нестандартных задач. В итоге так разволновался, что почти ничего не решил.
У меня так было в самом начале олимпиадного пути: я думал не о заданиях, а о том, как бы не выступить плохо. С каждой же решённой олимпиадой чувствовал себя увереннее, поэтому советую участвовать в олимпиадах как можно больше.
Егор Ильин, призёр Всероса по химии
Заслужите доверие преподавателей
Я придерживался принципа «выполняй маленькие правила, нарушай большие». Например, в начале учебного года выделил несколько месяцев, чтобы тщательно заниматься теми школьными предметами, по которым отставал. В течение этого времени я выполнял домашние задания, не пропускал уроки и выстроил хорошие отношения с преподавателями.
В результате доверие, которое я заслужил среди учителей, начало работать на меня: через несколько месяцев прилежной учёбы я смог договориться о свободном посещении. Так, большую часть года я готовился к олимпиадам, а домашние задания делал по возможности.
Запаситесь временем и много занимайтесь
Советую самостоятельно освоить школьный уровень химии летом или в начале года. Так у вас будут хорошие отношения со школьным учителем и теоретическая база, чтобы решать олимпиадные задания.
Также прорешивайте побольше задач прошлых олимпиад. Задачи по химии требуют особой тренировки — нужно выделить много времени, чтобы начать в них разбираться. Для закрепления знаний занимайтесь в школьной лаборатории. Практические опыты помогут лучше понимать логику задач в практической части олимпиады.
Тренируйте логическое мышление и изучайте другие предметы
Всероссийская олимпиада более сложная, чем остальные олимпиады по химии. Она требует логического мышления и знания по другим предметам: физике, математике и химии. Их не нужно изучать углублённо, но основные понятия важно знать.
Также советую пройти курс по биохимии. Я прошёл курс Никиты Сергеевича Шлапакова в «Фоксфорде», и он мне очень помог продвинуться. Вопросы по биохимии встречаются именно на Всероссийской олимпиаде, а в школе никто не объясняет, как их решать.
На олимпиадах по химии апелляция особенно важна и часто даёт участникам дополнительные баллы. За все 3 года участия в олимпиаде мои работы ни разу не оценивали полностью, что-нибудь всегда упускали.
Члены комиссии хорошо понимают, что можно придумать разные решения для одной и той же задачи по химии. Главное — объяснить им свой ответ. Не врываться в аудиторию и не кричать, а спокойно рассказать, что в вашей работе недооценили. Так я на апелляции смог добавить 12,25 балла к своей изначальной оценке.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей