можно ли выкидывать просфоры
Что делать, если просфора заплесневела?
Одной из важнейших церковных таинств считается Причастие — прихожане разделяют между собой хлеб и вино, которые символизируют плоть и кровь Христа, становясь таким образом единым целым, одной Святой Церковью. Для Таинства причащения специально выпекают просфоры (артосы) — круглые маленькие хлебцы, которые состоят из 2 частей и имеют надпись «ИС ХС» — Иисус Христос.
Как правильно хранить и употреблять просфору
Просфоры можно взять домой после Причастия, для того чтобы кушать во время поста или передать родственнику, который из-за болезни или других обстоятельств не смог посетить Воскресную литургию. Хранить артос дома можно, это не грех, но следует делать это правильно, чтобы хлеб не стал черствым или не заплесневел — тогда придется его уничтожать.
Следует отметить, что православная вера относится к просфорам и вину, которые употребляются на Причастии как к святыням — они символизируют священную кровь и плоть Христа и требуют особого отношения и уважения. Поэтому дома просфоры надо правильно хранить:
Также нельзя давать артос кушать животным, крошить курицам или отдавать свиньям на корм — это проявление страшного неуважения, за которым последует наказание.
Если хлеб с причастия зачерствел — это не проблема. Достаточно немного смочить его водой (желательно использовать освященную) и съесть точно так же, как и свежую. Ничего страшного или грешного в этом нет. Но желательно брать в храме столько просфор, сколько можно употребить сразу или в течение нескольких дней, лучше потом взять еще, нежели допустить его засыхания или заплесневения.
Откуда берется плесень и что делать с ней
При отсутствии должных условий хранения просфор, на них может появиться плесень, поскольку в их составе присутствуют дрожжи. Если артос лежит во влажном, плохо проветриваемом месте или слишком долго не употребляется дрожжи начинают вступать в реакцию с водой и появляется плесень.
Что делать в таком случае?
Игумен Николай (Головко) рекомендует поступить с испорченной плесневелой просфорой как с любой другой святыней, которую надо уничтожить. Ее надо мелко нарезать и закопать в том месте, где нет дороги (в саду или на клумбе). После следует обязательно исповедать этот грех неуважения и покаяться в нем, а также в будущем не допускать порчи таких продуктов.
Испорченный артос можно отнести в храм, где его уничтожат с остальными хлебами.
На заметку! Священники имеют право крошить их для птиц и класть их в кормушку, но не бросать на землю, но прихожанам лучше этого не делать.
Можно также просфоры сжечь, а их пепел выбросить в проточную воду — реку или ручей, но не в коем случае ни в канализацию.
Предотвратить порчу священного хлеба не сложно — достаточно брать такое количество, которое можно быстро съесть, при этом следить, чтобы крошки не падали на землю. А оставшиеся хлебцы правильно хранить и следить за их состоянием, при необходимости можно кушать их каждое утро натощак.
Не бросайте святыню птицам!
Этим летом в нашем довольно тихом подъезде произошло одно происшествие. Иначе я назвать это не могу, не хочу и права не имею.
Однажды летним утром я выглянул за окно. Хорошо на улице, солнышко сияет, небо чистое, высокое. Оглянулся по сторонам, и внимание мое привлекла крыша над дверью в подъезд. Ее хорошо видно из окна. Она была достаточно чистой, и потому на ровном асфальтовом фоне ее четко-пречетко обозначились два желтоватых пятна. По своим очертаниям и размеру два пятна были знакомы до боли. Очертания церковной просфорки.
«Вот это да! Просфоры на крыше!» – я не хотел верить своим глазам. Дело, к сожалению, привычное: люди всё подряд из окон выбрасывают: окурки, фантики, всякий мелкий мусор. Но чтобы просфорки… первый раз сталкиваюсь. Что делать? Лезть на крышу – проверить положение дел?
Если мне не показалось и это вправду святыня с Литургии просто так валяется, то надо ее от поругания уберечь. Значит – лезть, хотя и староват я для этого занятия. Над крышей расположено, как и следовало ожидать, окно с лестницы. Через него можно подобраться к тем желтоватым пятнышкам, которые я увидел.
Что же вижу? Действительно, лежат просфорки. Точь-в-точь такие, как у нас в храме на службах. Твердые уже, будто каменные. Сильно плесенью подернулись. Вот в чем причина! Значит, пришел человек из церкви с просфорами, полежали они какое-то время, потом «зацвели». Кушать плесневелое он не захотел. Подумал, как лучше поступить. Решил отдать голубям да воробьям. Так многие хлеб заплесневелый бросают птицам. Вот и упала церковная святыня из окошка на крышу над дверью в подъезд.
Слез я потихоньку с крыши, положил просфорки в полиэтиленовый пакет и приготовил их на сожжение. Есть же обычный способ решить проблему, когда произошло что-то недолжное: была в доме святыня, да не уследили за ней. Можно аккуратно срезать заплесневелые части, сжечь это, а остальную часть просфор размочить в воде и потребить. И перед Богом покаяться: «Прости, Господи, не уберег я Твою святыню». Никак не стоило бросать просфоры на крышу.
Чтобы просфоры не плесневели, их разрезают на ломтики и высушивают. В засушенном виде они могут храниться долго.
Кстати, чтобы просфоры не плесневели, воцерковленные прихожане их разрезают на ломтики и высушивают. Каждый день по кусочку просфоры принимают со святой водой. В засушенном виде они могут храниться долго – без опасности заплесневеть.
Что такое просфора? Нет в Церкви большей святыни, чем на Литургии. Православные христиане приносят на Литургию просфорный хлеб и вино. Часть приношения становится Святыми Дарами – Телом и Кровью Спасителя, Которыми мы за Литургией причащаемся. А часть приношения возвращается нам из алтаря в виде просфор с уже «вынутыми» частичками. Перед началом Литургии священник «вынимает» частицы из просфор и одновременно поминает нас, совершивших хлебное приношение, по именам.
Просфоры не обычный хлеб, а великая христианская святыня. Давайте это помнить!
Мы вкушаем просфоры, сознавая, что это не просто ритуальная пища, освященная обычаем. Это духовная пища с Божественной Литургии. Ее принимать могут только православные христиане. Никакие другие люди, даже самые прекрасные и благонамеренные, – не могут. Не говоря уже про животных и птиц. Очень плохо, если голуби будут клевать просфоры. Просфоры не обычный хлеб, а великая христианская святыня. Давайте это помнить и не отдавать святыню на профанацию.
Можно ли выбрасывать просфору
В Средние века за неподобающее отношение к религиозным атрибутам могли сжечь на костре. Один из таких случаев, когда женщин обвинили в колдовстве только за то, что они пытались накормить просфорой больную корову, описал в своем романе «Молот ведьм» чешский писатель Вацлав Каплицкий. Конечно, сегодня эти зверства ушли в прошлое, но это не значит, что с просфорой теперь можно делать все, что угодно.
Просфора – не простой хлеб
Само слово «просфора» переводится с греческого как «приношение», потому как раньше этот хлеб прихожане действительно пекли дома и приносили его в церковь. Сейчас просфору делают преимущественно при храмах, и верующие не несут туда выпечку, а, напротив, забирают оттуда.
Просфоры состоят из 2-х частей в память о двойственной, богочеловеческой природе Иисуса Христа. Сверху на хлеб ставится специальная печать с изображением креста, Богородицы, святых и имени Спасителя.
Просфора используется во время Литургии, для поминовения душ усопших и в молитвах за живых. Для этого из просфоры вынимается частичка, после чего хлеб и становится освященным. По окончании службы хлеб обычно раздают прихожанам. Так как Иисус велел своим ученикам поминать его именно хлебом («Сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22:19)), а также потому, что просфора участвует в богослужении, то и относиться к данной пище следует уважительно.
Какие существуют запреты?
Диакон Павел Сержантов на сайте «Православие.ру» пишет, что просфоры – это пища не столько ритуальная, сколько духовная. По мнению священника, вкушать этот хлеб могут только православные христиане. Поэтому, как утверждает диакон, кормить просфорами животных и птиц, конечно, не следует.
Иерей Андрей Чиженко на портале «Православная жизнь» предупреждает верующих о том, что просфоры необходимо употреблять аккуратно, не сорить, не разбрасывать повсюду хлебные крошки. Перед едой лучше всего положить просфору на предварительно расстеленную на столе салфетку. Так частички освященного хлеба даже случайно не упадут на пол.
Не стоит также есть просфоры на кладбище, а тем более крошить их на могилы усопших. Анатолий Баданов на сайте «Дышу православием» указывает на тот факт, что умершие нуждаются не в пище, а исключительно в молитвах своих родных и близких.
Нельзя выбрасывать
Множество вопросов возникает у верующих и по поводу утилизации просфор. Что делать с таким хлебом, если он испортился? Священнослужители охотно отвечают прихожанам и уверяют, что избавляться от просфор как от обычного мусора нельзя. Так иерей Андрей Чиженко утверждает, что в том случае, если просфора покрылась плесенью, ее нужно выбросить в проточную воду, например, в реку.
Игумен Никон (Головко) на сайте «Закон Божий» говорит, что заплесневелую просфору можно закопать там, где не ходят люди, благодаря чему святыня не будет попрана ногами. Кроме того, просто засохший хлеб игумен советует размочить в воде и употребить его, как и подобает.
На сайте храма Рождества Христова и преподобного Сергия Радонежского (Крутая горка) авторы рекомендуют испорченные просфоры просто сжечь или отдать в храм, где с ними сделают то же самое.
Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.
наш приходской сайт
ЧТО ДЕЛАТЬ С ОСТАТКАМИ ОСВЯЩЕННЫХ ПРОДУКТОВ?
Отвечает священник Алексий ПЛУЖНИКОВ, настоятель храма Первоверховных апостолов Петра и Павла города Волгограда: Есть вопрос, который часто задают прихожане: На Преображение освящают яблоки — куда потом девать огрызки от этих яблок? Для начала нужно разобраться в степени «освященности» этих огрызков. Действительно, существует довольно устойчивая традиция среди церковного люда мучиться над проблемой, что делать со «святыми» скорлупками от пасхальных яиц и «святыми» огрызками от яблок после праздника Преображения. Люди тщательно собирают мусор после трапезы и несут в храм на сожжение или, еще хуже, выбрасывают все в реку, захламляя и так не отличающиеся чистотой водоемы.
Вы были на освящении куличей и яиц на Пасху? Священник читает молитву на благословение не только яиц и «млека огустевшего», но и «брашна мяс» (а на Преображение — не яблок конкретно, а вообще плодов и овощей), а водой кропит от души… вообще все, что встречается ему на пути. Если считать, что «освятилось» все, на что попала святая вода, то надо будет беспокоиться не только о скорлупках, но и о конфетных обертках, о бутылках вина и т. п. Мало того, святая вода попадает на корзинки, на одежду, обувь, волосы, лицо… Следуя «благочестивой» логике, нужно будет не только все остатки еды закапывать или сжигать, но и собственную одежду, а умываться вообще запрещено.
На самом деле все гораздо проще. Священник не «освящает» продукты, не делает их «святыми», он читает молитву на благословение, а водой святой кропит по обычаю. Священник призывает Божию благодать на вкушение этой пищи, чтобы оно (вкушение) было на пользу душе и телу. И мы каждый день благословляем «ястие и питие рабом Твоим», когда молимся перед завтраком, обедом, ужином, осеняем пищу крестом, но ведь не беспокоимся в этом случае об отходах.
Возвращаясь к начальному вопросу, лучше всего с «освященными» огрызками поступить так: закопать их с молитвой в своем саду (или в другом подходящем месте) и надеяться, что с Божией помощью здесь вырастет райский яблоневый сад.
Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии: В народе бытует мнение, что освященные на Преображение яблоки или, например, виноград – это уже некая святыня. А потому, естественно, съедая тот или иной плод, недопустимо оставлять или выбрасывать в мусор его остатки. Данный подход является неправильным. Само по себе освящение плодов на Преображение или же освящение яиц, куличей и другой пищи на праздник Пасхи вовсе не обряд наделения этих продуктов какой-то особой силой или благодатью. Сами продукты после освящения святыми не становятся. Но благодаря их освящению меняется наше отношение к ним и вообще ко всему тому, что ниспосылается нам Богом.
Как в Ветхом Завете, так и в наше время принесение плодов «пред лице Божие» – в храм – не испрашивание особой благодати самим плодам. Указанная традиция – это не что иное, как обычная человеческая благодарность Богу за то, что Он ниспосылает нам Свои богатые дары, за то, что Он дает нам пропитание. Как только Всевышний дает человеку урожай (если человек, конечно же, искренне благодарный), он сразу же несет первые плоды этого урожая как жертву Богу. Именно об этом говорит и сама молитва, читаемая священнослужителем во время освящения «начатков урожая»: «Владыка, Господи Боже наш, заповедавший каждому добровольно приносить Тебе Твое из Твоего и подающий за это в вознаграждение Твои вечные блага! Как принял Ты благосклонно посильное приношение вдовы, так и ныне прими от Твоих рабов принесенное Тебе».
Таким образом, все те продукты или плоды, которые освящаются в храме – это не некие магические предметы, к которым должно оказывать особое благоговейное отношение, но, прежде всего, напоминание о том, что нам всегда следует быть благодарными своему Творцу.
Что делать с освященной едой, которая испортилась?
Отвечает протоиерей ЕФАНОВ Андрей: «В Цветной Триоди при соответствующих молитвах указано «Вестно же буди: яко сицевый, мяс и набелу, принос, несть пасха, ниже агнец, якоже нецыи глаголют, и приемлют, и ему со всяким говением якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение. Не аки бо сие в жертву Богу приноситися имать, но токмо да начинающим по посте мясо и сыр ясти, от иереа предложенными молитвами в снедь благословено будет… … вне церкве, или в притворе, молитвою благословити…». Речь идет о благословении, а не об освящении? Но благословляться, в том числе священником, может и любая иная трапеза (стол)? Что-же все остатки еды следует закапывать или выбрасывать в речку? И что делать с обертками, пакетиками и упаковками? Можно ли мыть посуду (и где — в речке?), на которой лежала творожная пасха? Или следует использовать только бумажные тарелки, которую потом сжигать? У меня нет приусадебного участка, за выбрасывание чего-то в реку в большом городе могут и оштрафовать, а в храме берут для сожжения только испортившиеся просфоры. Получается, что из благочестивых соображений мне не следует «освящать» куличи, пасхальные яйца и т.п.?»
Что такое просфора? Как правильно ее хранить и употреблять?
13 ноября Церковь чтит день памяти святых просфорников Печерских – преподобных Спиридона и Никодима. В этой связи поговорим о просфоре.
Это слово обозначает в переводе с греческого языка «приношение». В собственном логическом смысле древней Церкви это всякое Литургийное приношение: хлеб, вино, вода, елей, свечи. Диаконы записывали имена жертвователей просфоры-приношения в специальный помянник и поминали их на Литургии. Позже словом «просфора» стал называться именно хлеб, предназначаемый для Евхаристии.
Почему именно хлеб? Потому что Господь Сам назвал Себя Хлебом. «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). И во время Тайной вечери именно хлеб Господь преломил, сказав: «Сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22:19).
Просфора – это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа – Божьей и человеческой). Хлеб обязательно дрожжевой или квасной – «живой». Вспомним евангельскую притчу о закваске (Мф. 13:33). Просфора печется обязательно из чистой пшеничной муки. Она также состоит из воды (можно крещенской) и соли. Вверху просфоры имеется печать. Чаще всего это крест и буквы «Ис.», «Хс.» – Иисус Христос и греческие «Ника» – «победа». Возможны на печатях также изображения Пресвятой Богородицы, святых.
Из просфоры с Христовой печатью вырезается Агнец, который на Литургии станет Телом Христовым, из остальных вынимаются частички с поминовением имен живых и усопших православных христиан. Просфоры по окончании Литургии выносятся из алтаря и раздаются верующим. Часто это делается в свечной лавке.
К просфоре нужно относиться как к святыне. Это не простой хлеб. Он участвовал в богослужении (Святое святых Православной Церкви) – Литургии.
Дома его следует хранить в специальном месте, можно возле икон, потреблять со святой водой только натощак со специальной молитвой: «Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь». Следует внимательно относиться к крошкам, стараться не сорить и не разбрасывать их. Заплесневелая просфора по обычаю утилизируется: выбрасывается в реку – в проточную воду.
По своему опыту скажу, что наиболее удобно хранить просфору следующим образом. Пока она свежая, разрезать ее на маленькие кусочки, положить их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывать его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их хранят хоть несколько лет. Маленькие кусочки удобнее вкушать. Кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага, которая может стать питательной средой для спор плесени.
Смысл просфоры подобен смыслу антидора. Он также является кусочками просфоры, из которой вырезали Агнец. Слово «антидор» в переводе с греческого обозначает «вместо причастия». Т. е. мы не можем каждодневно причащаться, но имеем возможность вкушать просфору и пить святую воду благоговейно как некий символ причастия. Не заменитель. Это не равнозначные вещи. Тело и Кровь Христовы неизмеримо выше. Но как символ Литургии, символ Святой Евхаристии, овеществленной памятью которой есть просфора, и, конечно же, при надлежащей вере, благоговении и страхе Божием просфора оживляет и поддерживает наши духовные и телесные силы.