можно ли выкладывать фото другого человека в интернете без разрешения
Что будет за выкладывание чужих фото в интернет
За годы юридической практики я убедился, что выкладывание чужих фотографий в сеть, особенно интимного характера, может принести немало неприятностей – в тюрьму, конечно, не посадят (хотя Уголовный кодекс допускает и такое наказание), но солидный штраф заплатить придётся.
Что говорит закон о публикации чужих фото
Ст. 152.1 Гражданского кодекса (ГК) РФ устанавливает, что любое публичное использование изображений физических лиц, включая размещение в социальных сетях, должно происходить только с согласия таких лиц, а после их смерти – с согласия близких родственников.
Под действие данной статьи ГК РФ подпадают:
Когда можно выложить чужое фото без согласия
Публикация фотографий граждан без их согласия возможна в случаях:
Под использованием изображения физлица в интересах государства и общества понимаются следственные мероприятия правоохранительных органов и спецслужб, а также публикации в СМИ, имеющие важное общественное значение, пусть и нарушающее при этом неприкосновенность частной жизни. Здесь обычно имеются в виду материалы, иллюстрирующие растрату в личных целях бюджетных средств лицами, которым эти средства доверены.
Какое наказание грозит нарушителю
Гражданский кодекс устанавливает только обязанность удалить фото, размещенное без согласия владельца, из всех публикаций, вплоть до изъятия печатного материала из тиража без компенсации затрат (п. 2 ст. 152.1 ГК РФ).
Правонарушитель при этом несет ответственность:
Согласно ст. 137 Уголовного кодекса (УК) РФ, публикация чужой фотографии без разрешения владельца является нарушением неприкосновенности его частной жизни и влечет следующие виды наказаний:
Вид наказания | Без отягощающих обстоятельств | С использованием служебного положения |
штраф | до 200.000 рублей или доход за период до 1,5 лет | 100.000-300.000 рублей или доход за 1-2 года |
обязательные работы | до 360 часов | – |
исправительные работы | до 1 года | – |
принудительные работы | до 2 лет | до 4 лет |
арест | до 4 месяцев | до 6 месяцев |
лишение свободы | до 2 лет | до 4 лет |
дисквалификация | до 3 лет | от 2 до 5 лет |
Дисциплинарная ответственность наступает у лиц, разместивших чужие фото с помощью служебного ПК или просто находясь при исполнении ответственной работы – помимо уголовного наказания, таким лицам грозит выговор или увольнение.
Например, в моей практике был случай, когда за выкладывание интимных фото моральная компенсация составила двести тысяч рублей, потому что их публикация привела к распаду семьи.
Как избежать уголовного дела
Часто фото выкладывают с целью отомстить бывшему партнеру, но случаются и казусы, когда выкладывание фото не имело злого умысла, например, при создании новостных постов, где авторы стараются подобрать самые яркие фото, а у их обладателей могут быть свои причины сторониться публичности.
В таких случаях суд руководствуется пунктом 2 Пленума ВС РФ №46, который гласит, что наличие состава преступления по ст. 137 УК определяется по тому, знал ли подсудимый о нежелании изображенного на фото лица публиковать это фото. Как правило, уголовного наказания удаётся избежать, если:
В таком случае суд ограничивается постановлением об удалении незаконной публикации из социальной сети.
Разрешение на публикацию
Главным аргументом против возбуждения уголовного дела является грамотно составленное разрешение на публикацию фото.
Такое разрешение должно содержать:
К разрешенным действиям могут относиться сохранение, публикация, пересылка, использование в видеоряде и т. д. Учтите, что для добавления фото к постам соцсети Вконтакте лучше указывать в разрешении названия и короткие адреса соответствующих групп или пабликов. К дополнительным условиям могут относиться ограничивающие временные рамки, обязательство удалить публикацию через определенный срок и другие, не противоречащие здравому смыслу.
Выданное вам разрешение будет вызывать больше доверия в суде, если свои полные ФИО владелец фото везде по тексту впишет своей рукой.
Обезопасить себя при создании публикаций в сети вы можете путем получения письменного согласия на размещение фото, а если это затруднительно, то достаточно и простого подтверждения – устного или через мессенджер. Важно при этом сделать аудиозапись разговора и скриншот переписки – на случай, если «фотомодель» неожиданно передумает и напишет на вас заявление в суд.
На сайте бывшего работодателя висят фотографии со мной
Однажды я принимал участие в фотосессии для сайта своего работодателя. Фотографии, естественно, разместили на сайте компании. Потом я уволился, но фотографии остались. Мне это не нравится. Это вообще законно? Можно ли потребовать их удалить? Сейчас я работаю в другой сфере и такая «реклама» мне ни к чему.
Дмитрий, вообще, использовать фотографии с человеком без его согласия — нарушение гражданского кодекса. Но в вашем случае считается, что согласие вы давали. Сейчас объясним, как так получается.
Как публиковать фото по закону
По ГК РФ публиковать и использовать фотографии с чьим-то изображением можно только с разрешения этого человека. Это же касается видеозаписей или произведений искусства. Правило распространяется на публикации и в прессе, и в интернете, и где угодно еще.
Как дается согласие на публикацию фото
Согласие на использование изображения может быть письменным или устным. Более того, согласием будут считаться ваши действия или — вот сейчас важно — бездействие, из которого очевидно, что вы разрешили использовать фотографию.
Например, есть коллективный фотоснимок на сайте компании в разделе «Наши сотрудники». Очевидно, что все люди на этом снимке выразили согласие на фотосъемку и потом не запретили публиковать фото на сайте. Любой из людей, изображенных на снимке, вправе обнародовать и использовать такое изображение, не получая дополнительного согласия. Это же право имеет и фотограф, сделавший кадр.
По вашему письму можно сделать вывод, что вы добровольно приняли участие в фотосъемке для работодателя, не запрещали ему публиковать фотографии и вообще никак не препятствовали их появлению на сайте. Юридически это означает, что вы были со всем этим согласны. Получается, что работодатель законно использует ваше фото на своем сайте.
Но вы в любой момент можете отозвать свое согласие на это.
Помните, что работодатель не вправе принуждать вас фотографироваться и давать согласие на безвозмездной основе. Если ваши изображения используют для продвижения товаров или услуг, вы вправе потребовать плату.
Как отозвать свое согласие на использование фотографий
Если вы не давали письменного согласия на использование ваших фото и не получали платы за участие в фотосъемке, то ваше согласие действует только в связи с обстоятельствами. Если вы фотографировались для сайта работодателя по его просьбе, то ваше согласие на использование фотографий действует, пока вы работаете в компании. После увольнения вы вправе потребовать удалить вашу фотографию с сайта.
Если вы работали в небольшой компании, сохранили со всеми нормальные отношения и у вас есть контакты сотрудников, которые отвечают за сайт, можно просто списаться и вежливо попросить удалить ваше фото.
Если у вас все официально, то отозвать согласие можно, направив в компанию заказное письмо. В отзыве необходимо указать, что вы отзываете согласие на использование вашего изображения и просите его удалить из публичного доступа. При этом нужно указать, где именно используется ваше изображение.
Если фото не удаляют
Если на ваше письменное требование никто не отреагировал, а вы настроены серьезно, то можно обратиться в суд. Подайте иск, напишите, что требуете от ответчика удалить ваше фото. Если виновник получит требование, но фото не удалит, вы сможете требовать возмещение морального вреда и убытков.
Известный человек обнаружил, что его фотографии используются в коммерческих целях. Провел экспертизу, зафиксировал факт использования фотографий, обратился в суд и получил компенсацию морального вреда и судебное решение об удалении его изображений и прекращении их дальнейшего использования.
Бывает так, что фотография исчезает с сайта уже после обращения в суд. Получается, что к моменту судебного заседания предмета спора уже нет. Чтобы избежать подобной ситуации, до суда зафиксируйте у нотариуса фотографии с вами на сайте бывшего работодателя. Эта процедура называется обеспечением доказательств в интернете. Это можно сделать у любого нотариуса. Нотариально заверенный скриншот с сайта — это не шутка, а способ доказать свою правоту в эпоху интернета.
Какие бывают исключения
Иногда по закону использовать изображение человека можно без его согласия.
Для важных целей. Если фото используют в государственных, общественных или публичных интересах — например, если фотографию публикуют при розыске пропавшего человека.
Снимали не вас. Если снимок сделали в общественном месте или на публичном мероприятии, то его можно использовать без вашего согласия. Например, если вас сфотографировали на концерте рок-группы и использовали фото для иллюстрации прошедшего концерта. Но только при условии, что вы просто попали в кадр не крупным планом, и не стали его основным персонажем. Или сами добровольно согласились позировать фотографу.
Но если вашу фотографию с концерта используют как иллюстрацию для модного журнала с подписью вроде «Идеальный наряд для рок-концерта», то тут уже объект съемки вы — на публикацию такого изображения требуется ваше согласие.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Как законно выложить фото клиента для саморекламы
Выложить в интернете фото своих работ — отличный способ рекламы. Но если на фото есть человек, нужно его согласие на публикацию. Иначе предприниматель рискует попасть на деньги.
Наша статья поможет фотографам и мастерам из сферы услуг публиковать в портфолио фото клиентов без нарушения закона.
Внутри статьи — шаблон согласия на публикацию 🎁
Фото публикуют с согласия человека
Каждый человек сам решает, хочет он всеобщего внимания или нет. Поэтому фотографии, видео и рисунки с изображением человека публикуют только с его согласия. Так сказано в ст. 152.1 ГК РФ.
Опубликовать — значит, выложить в соцсети, на личном сайте, напечатать в журнале или рекламном буклете. Главное — фото человека увидят другие люди. Авторские права фотографа или мастера публиковать работы где угодно и зарабатывать в этом случае ограничены — п. 34 Постановления Пленума ВС № 10.
Фото без лица — не исключение. Согласие нужно, даже если на фото замазано лицо, или в кадре только окрашенные волосы, похудевший живот, брекеты или руки с маникюром. Человека нетрудно узнать по части тела.
Особенно важно брать согласие, если фото людей выкладывают постоянно. Так больше вероятность, что прилетит претензия. Сбор согласия лучше поставить на поток как часть ритуала работы с клиентами.
В жизни согласие на фото понадобится:
💅 Парикмахерам, мастерам маникюра, визажистам, эстетистам, фитнес-тренерам — чтобы показать работу «до и после». Даже если на снимке не видно лица.
🎨 Художникам — чтобы опубликовать фото нарисованных портретов.
👩💼 Работодателям — чтобы выложить на сайте фото персонала в разделе типа «Наши замечательные сотрудники».
☕ Кофейням — выложить фото гостей за столиками.
🎓 Учебным центрам, репетиторам — для фото в духе «Так проходят наши занятия».
Исключения, когда согласие не нужно
В законе есть три случая, когда можно публиковать фото с человеком без его согласия.
Общественный интерес
Можно выкладывать фото известных политиков, спортсменов, актёров, блогеров. С условием, что фото нужно для сообщения новостей, а не для хвастовства.
Например, в группе кофейни сделали пост про бесплатную лекцию блогера для студентов. Фото блогера прикрепляют без согласия. Но опубликовать пост, что блогер утром купил кофе себе и подруге — нельзя. Это ход, чтобы заработать деньги — п. 44 Постановления Пленума ВС № 25.
Фото с открытого мероприятия
Съёмку с открытых выступлений, ярмарок, соревнований можно выкладывать без согласия посетителей.
К примеру, фотограф заснял толпу слушателей на бесплатной лекции. Такие снимки можно добавлять в портфолио. Только важно, чтобы из альбома в целом было понятно, что показывают лекцию, а не конкретного человека с задумчивым лицом — п. 45 Постановления Пленума ВС № 25.
Фото с платными моделями
Когда модели платят за съёмку, брать согласие на публикацию фото в портфолио и рекламе не нужно. Сняли девушку в одежде своего бренда — фотосессия ваша, публикуйте в каталоге и контекстной рекламе. Для защиты от претензий лучше сохранить договор с моделью и чек на оплату фотосессии. А в договоре с моделью не ограничивать публикации количеством и площадками.
А вот с бесплатных моделей надо брать согласие. К примеру, попросили знакомую участвовать в постановочной фотосессии. Чтобы добавить снимки в портфолио, надо спросить согласие.
Репостить можно без согласия человека
Бывает, человек сам выкладывает фото на странице и рассказывает, что был в кофейне или сделал маникюр в салоне.
Репостнуть фото себе можно без его согласия, если пользователь открыл доступ к своим публикациям в настройках приватности. Хотя споры о законности репостов доходили до судов.
Магазин Hoff репостнул в инстаграме фото клиента в интерьере своего магазина. За репост без согласия клиент потребовал компенсацию морального вреда в сумме 50 000 ₽. Магазин удалил фото, но в деньгах отказал. Клиент пробовал доказать в суде, что магазин нарушил его право на изображение. Но суд сказал, что Hoff никаких денег не должен. Клиент сам выложил фото в открытом доступе — дело № 88-11641/2020.
А вот скачать фото и выложить у себя без репоста или виджета нельзя — п. 43 Постановления Пленума ВС № 25.
Как брать согласие на публикацию фото
Согласие можно брать устно или письменно. Строгих требований нет. Согласие может следовать даже из поведения человека. Например, когда клиент позировал фотографу в спортзале и махал рукой в кадр.
Письменное согласие — надёжное. Бумагу можно предъявить суду. На устное согласие полагаться не стоит. Доказать, что клиент говорил «да, выкладывайте мои волосы у себя в блоге» будет сложно.
На публикацию фото детей до 18 лет разрешение берут у родителей. Если человек умер, спрашивают его детей или супруга.
Если на фото несколько человек, берут согласие с каждого.
Оформить письменное согласие клиента можно так.
На отдельном листе
Клиенту дают подписать листок с текстом. Такое согласие подойдёт для сферы услуг, когда работают без отдельного договора на бумаге.
Пункт в договоре
Вариант подойдет фотографам и предпринимателям, которые подписывают с клиентами договор на свои услуги. Например, договор на свадебную фотосессию. Чтобы не плодить лишние бумаги, в договор добавляют пункт о согласии на публикацию.
Заказчик даёт Исполнителю согласие на публикацию созданных по настоящему договору фотографий в некоммерческих целях и целях саморекламы, в частности на публикацию на личном сайте и во всех социальных сетях без выплаты Заказчику вознаграждения.
В переписке
Если встретиться с клиентом проблематично, можно спросить согласие в соцсети, по смс или электронке. Важно, чтобы страница клиента была с реальным именем. К вопросу можно сразу прикрепить фото, которое надо выложить. От клиента достаточно ответа «да» в переписке.
У согласия по переписке есть невыгодный нюанс. Если дойдёт до спора, переписку придётся показывать суду на бумаге. Скрин для суда заверяют у нотариуса. Услуга стоит примерно десять тысяч рублей за страницу. Если клиент проиграет, расходы на нотариуса присудят ему. Но сначала заплатить придётся из своего кармана.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Что будет, если выложить фото без согласия
Если согласие не брали, есть за что переживать.
Удаление фото
Самое безобидное — клиент потребует удалить фото и больше к вам не придёт.
Деньги за моральный вред
Более серьёзное — клиент может подать в суд на компенсацию морального вреда. Ему достаточно сказать, что фото слили, и теперь он переживает. Предприниматель обязан доказать, что согласие давали — но не словами, а документами.
Если у клиента претензии, лучше удалить фото до суда. Чем дольше фото висит в интернете и набирает просмотры, тем больше присудят компенсацию.
Суммы за моральный вред присуждают примерно такие.
10 000 ₽ женщина отсудила у клиники за фото в инстаграме до и после ринопластики носа — дело № 33-19269/2017.
30 000 ₽ на двоих отсудили супруги у загородного клуба, который организовал их свадьбу. Фото свадьбы для рекламы выложили вконтакте, напечатали в журнале и в брошюрах — дело № 33-17772/2017.
5000 ₽ женщина отсудила у диетолога за публикацию в инстаграме ее фото к посту о курсах для похудения — дело № 33-813/2020.
Штраф за рекламу
За фото человека в рекламе без его согласия можно ввязаться в историю с антимонопольщиками. Они следят, чтобы реклама не ущемляла людей. Штрафуют по ст. 14.3 КоАП РФ. ИП грозит до 20 000 ₽, компаниям — до 500 000 ₽.
К примеру, на детскую студию развития пожаловалась мама девочки. Фото девочки напечатали в рекламном сертификате без разрешения. На студию завели административное дело в ФАС.
Уголовное дело
Если из-за фото весь интернет узнал, что человек был толстым, а потом шесть месяцев пил бады и похудел, на предпринимателя могут завести уголовное дело по ст. 137 УК РФ за нарушение частной жизни. Это редкость, но наказание светит до тюремного срока на два года.
Статья актуальна на 18.01.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Неожиданное решение суда: ваши фото из «ВКонтакте» и других соцсетей можно использовать без вашего согласия
Любой человек может использовать фотографии и изображения из «ВКонтакте» даже без согласия владельца. К такому выводу пришел Шестой кассационный суд в Уфе в июле 2021 года. Это значит, что ваши фотографии и другой контент могут оказаться везде: от безобидных форумов до агрессивных постов.
Что произошло
Все началось с поста уфимской активистки Елены Малафеевой. Она написала, что «В.В. Барган» является владельцем «концентрационного лагеря для невинных животных» под названием ООО «Доброта».
В качестве доказательства Елена прикрепила фотографии искалеченных животных и скриншот со страницы 59-летнего Владимира Баргана. Правда, мужчина с фотографии не имеет никакого отношения к ООО «Доброта».
Владимир Барган обратился в суд и подтвердил, что не имеет отношению к приюту для животных. Он потребовал удалить публикацию, так как она порочит его имя. Истец также потребовал моральную компенсацию в размере 50 тыс. р. и 9 тыс. в качестве возмещения затрат на услуги нотариуса.
Елена Малафеева заявила, что информацию с фотографией взяла со страницы в «ВКонтакте», которую может посмотреть любой пользователь социальной сети. Суд встал на сторону ответчицы, ведь в действиях Елены нарушений не было. «Истец сам на своей странице в сети “ВКонтакте” выложил фотографию. При этом услугой “просмотр ограниченным количеством лиц” не воспользовался», – заключил суд.
В данном случае истцом был неверно выбран предмет иска, способ защиты своих прав. Он апеллировал к статье 152.1 Гражданского кодекса, то есть пытался защитить свое изображение. Но ответчик легитимно использовал его фото, поскольку оно было размещено в социальной сети «ВКонтакте». Регистрируясь в социальной сети, мы предоставляем право другим лицам использовать наши фото.
В качестве способа защиты ему нужно было подавать заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации, то есть апеллировать к статье 152 Гражданского кодекса.
Согласно имеющейся у нас статистике по гражданским делам, за прошлый год примерно половина исков, поданных по статье 152 Гражданского кодекса, была удовлетворена, то есть у истца был неплохой шанс выиграть дело и получить денежную компенсацию.
Что касается защиты своих изображений в социальных сетях и на других ресурсах. Прежде, чем размещать фото, необходимо внимательно ознакомиться с текстом соглашения с площадкой. Когда мы пользуемся одной из них, мы принимаем ее правила. Подавляющее число соцсетей содержат в правилах указание на общедоступность сведений, которые мы публикуем. Иначе тот же «Яндекс» завалили бы исками об использовании данных, фото, видео и пр. Они ведь индексируют данные по интернету и выводят в своих сервисах. Так что публиковать свои фото на открытых ресурсах – все равно что оставлять машину в темном переулке с открытыми дверьми и ключами в зажигании. Что-то обязательно произойдет.
Хотите сохранить приватность – пишите об этом
Суд сослался на Правила пользования сайтом «ВКонтакте». Если пользователь размещает какую-то информацию в социальной сети, он осознает и соглашается с тем, что любой пользователь имеет доступ к этим данным.
«Суду не представлены сведения о том, что на персональной странице истца имелось указание об установленных ограничениях, правилах приватности в отношении информации, в том числе изображений, обнародованных данным пользователем», – отметили в определении апелляционной инстанции. Сейчас, кстати, у Баргана страница открыта и на ней появляются периодически фотографии. Никаких постов с запретом на использование фотографий нет.
Что делать
«Суду не представлены сведения о том, что на персональной странице истца имелось указание об установленных ограничениях, правилах приватности в отношении информации, в том числе изображений, обнародованных данным пользователем», – указано в кассационном определении по делу, хотя Владимир Барган даже закрыл доступ к своей странице.
Выходит, ни уведомление на личной странице, что весь контент защищен авторским правом, ни дружеская просьба не воровать фотки, ни даже закрытие страницы не защищает пользователей от попадания в подобную ситуацию. И если ваши личные фотографии останутся недоступны для пользователей, если вы закроете страницу, то аватарка и имя все равно могут распространиться по интернету.
Правила «ВКонтакте» это подтверждают:
Равно как и профессионалы в области права:
Предупреждающие надписи не дадут реальной защиты, как и закрытая страница.
В данном деле проблема возникла не из-за факта распространения фотографии, а из-за контекста, в котором это распространение произошло. Если вы столкнулись с подобной ситуацией, идите к адвокату. Самостоятельные действия могут навредить.
Например, первое, что приходит в голову пользователю – обратиться к администрации социальной сети и потребовать удалить публикацию. Первое, что приходит в голову мне как адвокату – зафиксировать юридически значимые факты и установить, кто именно опубликовал текст. Но если текст уже был удален по жалобе, то и следы могут затеряться.
Если пользователь хочет защитить какую-то информацию, ее не следует распространять – это самый надежный способ.
Обнаружил, что мое фото и имя используют в рекламе во «Вконтакте»
Конкурент использует мое имя и фотографию для рекламы своего продукта во Вконтакте без моего разрешения. Законно ли это и что можно с этим сделать?
Я обратился в поддержку Вконтакте. Они удалили рекламу.
Недавно был еще один прецедент с использованием моей фамилии и таргетом на мою аудиторию. Тогда я сразу написал напрямую в ту компанию и они убрали рекламу.
Какие законы это регулируют? Каковы потенциальные риски у таких недобросовестных конкурентов?
Руслан, вы правильно сделали, что написали конкурентам напрямую и обратились в службу поддержки. Чаще всего эта проблема так и решается.
Использовать в рекламе имя и фотографию человека без его согласия и согласия правообладателя фото незаконно. В этом случае нарушается закон о рекламе, исключительные права на фотографию и права человека, чье имя и изображение используются. Расскажу, какие законы регулируют подобные нарушения и что делать, если простое письмо не помогло.
Авторские права фотографа
По закону разместить фото в рекламе можно только с согласия лица, которому принадлежит исключительное право на него:
Например, если молодожены заказали свадебную съемку и заключили договор, по которому фотограф отдает фотографии и все права на них молодоженам, распоряжаться судьбой фотографий могут только они. Фотограф в этом случае не может перепродать фото или использовать их в других коммерческих целях.
Закон устанавливает исключения, когда разрешение у правообладателя можно не просить и достаточно указать автора. Так, разрешено использовать фотографии:
Главное — не должно быть цели извлечь прибыль, иначе использование будет коммерческим и понадобится согласие на это.
Реклама же предполагает извлечение прибыли, поэтому в любом случае нужно получать согласие на использование фото. В противном случае правообладатель потребует удалить фотографию или компенсировать убытки и моральный ущерб.
Вот пример из Горно-Алтайска. Фотограф сделал 12 фотографий на базе отдыха и отдал фотоаппарат представителю базы, чтобы тот посмотрел фото с компьютера. Спустя время фотограф увидел свои работы в рекламе базы отдыха — согласия на это он не давал.
Охрана изображения гражданина
Использовать фото человека можно только с его согласия. Но закон предусматривает исключения.
Общественные интересы. Разрешено использовать изображения для государственных, общественных или иных публичных целей.
В основном это касается известных людей. Можно сделать пост в социальной сети с фотографией звезды и ее биографией — для этого разрешение не нужно. Но если использовать фото в коммерческих целях или ради интереса к частной жизни знаменитости, разрешение понадобится. Например, если написать в посте, что звезда продает какой-то товар.
Правоохранительным органам разрешено использовать фото человека в объявлениях о поиске. Это нужно при розыске преступников, поиске без вести пропавших или тех, кто стал участником или очевидцем правонарушения.
Публичные события. Можно использовать фотографию человека с мероприятия, если он не главный на фото.
Например, если на концерте вы позируете на фоне толпы, то на использование фото нужно согласие, поскольку фотографировали целенаправленно вас. А если на том же концерте сделали фото, где вы затерялись в толпе, согласие можно не спрашивать: в этом случае сложно узнать всех сфотографированных и собрать разрешения.
Если вы фотографируетесь с друзьями, использовать фото может любой из них. Согласие участников фото считается автоматическим, но только если на фотографии не раскрывается частная жизнь.
Например, вы встали с друзьями напротив Эрмитажа и сфотографировались. Теперь любой участник фото может выставить фотографию в интернете и согласия других не спрашивать. Но если в момент съемки у вас задралась юбка и оголилась интимная часть тела, это уже расценивается как раскрытие частной жизни. Чтобы опубликовать эту фотографию в интернете, друзья должны спросить разрешения.
Оплачиваемые съемки. Фотограф может использовать фотографию, если человек позировал за гонорар. Доказать оплату можно с помощью договора. Чаще всего используют модельный релиз, где прописывают нюансы съемки, условия использования фотографий и оплату, если она есть.
Приведу два примера. Моей знакомой модели предложили съемку на условиях TFP. Это формат, при котором модель и фотограф сотрудничают для портфолио: платят только за студию, реквизит или визажиста, а работают бесплатно.
Перед съемкой знакомая подписала модельный релиз, по которому права на фотографии принадлежат фотографу. Съемку провели, а через год она увидела фото в рекламе магазина. Оказалось, фотограф выставил работы в фотобанк и продал их магазину. Нарушения прав модели нет, поскольку подписан модельный релиз, поэтому подавать в суд на фотографа или магазин нет смысла.
Вторую знакомую пригласили на съемку для журнала. Модель, которую изначально утвердили, заболела, поэтому попросили подменить. Съемка также была на условиях TFP, но релиз она не подписывала — условия проговорили на словах. В итоге получился разворот в журнале с ее фото и проморолик для сайта. По закону она имеет право подать в суд на журнал за использование изображений.
Если изображение использовали незаконно, вас защищает ст. 152.1 ГК РФ. Можно требовать удалить фото и запретить использовать его в дальнейшем. Для видео действуют те же правила.
Так, в Волгограде женщина пришла на прием к пластическому хирургу, чтобы проконсультироваться по подтяжке лица. Разговор сняли на видео и использовали в рекламе клиники. Женщину не предупредили ни о съемке, ни о вариантах использования видео.
Закон о рекламе
При создании рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ. Так что если нарушены права фотографа или человека, который изображен на фото, нарушен закон о рекламе. За это штрафуют рекламодателя.
Если есть нарушения и других пунктов закона, штраф будет больше. Например, если написано, что человек рекомендует или пользуется товаром, а на самом деле это не так, реклама признается недостоверной. Если использовали изображение должностного лица и написали, что он одобряет товар, это нарушение общих требований к рекламе.
По закону все, кто пострадал из-за публикации рекламы с нарушениями, имеют право обратиться в суд и требовать возместить убытки, компенсировать имущественный, физический, моральный и другой вред или публично опровергнуть недостоверную рекламу.
Защита имени человека
Использовать имя человека без его согласия нельзя. Но если возникнут претензии, нужно доказать, что имели в виду именно его, а не однофамильца или тезку. На имена не бывает исключительных прав, поэтому защитить имя сложнее, чем фото.
Имена могут быть двух типов: настоящее и псевдоним. Настоящее имя дается человеку при рождении или может быть официально изменено в течение жизни. Псевдоним — это вымышленное имя, которое используют, например, при публикации статьи или издании книги.
У каждого человека есть право на имя. Оно неимущественное, и его нельзя передать, продать или забрать.
Имя или псевдоним можно использовать в рекламе, если владелец дал на это согласие или если рекламодатель имеет в виду другого человека и это никого не вводит в заблуждение.
Мы уже писали на тему имен. Феликс Разумовский подал в суд на автора, который публиковал книги под таким же именем. Это вводило в заблуждение читателей: под именем Феликса Разумовского издавались научные труды и популярные детективы. Со стороны казалось, что это один человек. Дело рассматривали полтора года, и в итоге Разумовский выиграл.
Если имя использовали без разрешения, важно понять, как нарушили права.
Введение других людей в заблуждение. Рекламодатель имел в виду другого человека, но читатели, покупатели или подписчики могут перепутать вас с ним. Это ситуация Феликса Разумовского. Как видно из его истории, доказать правоту сложно: времени уйдет много, и у судов нет однозначной позиции.
Ложная информация. Если написали, что вы рекомендуете товар или приглашаете на мероприятие, реклама недостоверная.
Если придумали сведения или факты, которые портят вашу репутацию, рекламодатель ответит за клевету. За это наказывают штрафом до миллиона рублей.
Если исказили имя, это тоже нарушение закона. Требуйте опровержения и компенсации вреда.
Злоупотребление правом. Этот пункт поясню на примере. Допустим, артист работает с лейблом и разрешает ему использовать свое имя для продвижения и популяризации. Но лейбл выпускает плакат для черного пиара, который портит репутацию артиста. В суде это, скорее всего, посчитают злоупотреблением правом.
Если вы знаменитый человек и у вас оформлено ИП или юридическое лицо, то надежнее зарегистрировать имя как товарный знак. Тогда у вас появятся исключительные права на имя, как на фотографии, и в случае споров шансов на победу станет больше.
Если имя, зарегистрированное как товарный знак, использовали в рекламе, требуйте удалить ее и возместить убытки. Вместо убытков можно потребовать компенсацию:
Что делать, если права нарушены
Если заметили, что ваше фото или имя использовали в рекламе, сначала попробуйте разрешить ситуацию мирным путем. Напишите рекламодателю и попросите удалить рекламу.
Если не помогло, свяжитесь со службой поддержки площадки, на которой размещена реклама. В обращении укажите:
Также напишите, почему фото или имя должны удалить, и дайте согласие на обработку персональных данных. Будьте готовы, что в ответном письме могут попросить дополнительные доказательства, например фотографию с паспортом.
Если пишете по поводу фотографии, то, скорее всего, вам пойдут навстречу: на крупных сайтах подобные обращения поставлены на поток. По закону компания обязана убрать фотографию в течение 10 рабочих дней. Если обращаетесь по поводу имени, могут отказать, если сложно понять, имели в виду вас или это совпадение имен.
Если рекламодатель и служба поддержки отказались убрать рекламу, можно подать иск в суд. Чтобы было больше шансов на победу подготовьтесь:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.