можно ли выкупить франшизу полностью
Как читать договор франшизы, чтобы не остаться без денег
На словах продавцы франшиз обычно обещают окупаемость за пару месяцев и миллионы прибыли. Но в их договорах все зачастую не так радужно: десяток консультаций, брендбук, таблички в экселе и никакой ответственности.
Я юрист по интеллектуальной собственности, и каждую неделю мне приносят очередной франшизный договор, чтобы я его прочитал, рассказал о рисках и помог их устранить. На примере истории одного из моих доверителей я расскажу, на что смотреть в договоре франшизы, чтобы не остаться без денег и бизнеса.
Какой договор будем разбирать
Мы познакомились с Сергеем пару недель назад. Он написал мне, что готов купить франшизу и хочет, чтобы я проверил договор. Сергей выбрал франшизу клининговой компании, съездил к ним в офис и пообщался с руководителем. Осталось только проверить договор и заплатить.
Компания занимается уборкой подъездов и дворов, а деньги получает от управляющих компаний многоквартирных домов. На рекламу практически не тратятся: сами ходят по управляющим компаниям и предлагают свои услуги. Всю работу выполняют нанятые компанией уборщики. Прибыль складывается из денег, полученных от управляющих компаний, за вычетом зарплат, налогов и расходов на хозтовары.
Компания обещает научить своих франчайзи зарабатывать так же и получать от полумиллиона рублей прибыли каждый месяц. Звучит все здорово: регулярные платежи от ЖКХ и почти нулевые затраты на рекламу. Все, что нужно для бизнеса, — договориться с десятком клиентов, купить бытовую химию, нанять уборщиков и снять офис, чтобы считать прибыль. Бизнес выглядит идеальным в своей простоте.
Но если бы все было так легко, вы бы не читали сейчас эту статью. Давайте посмотрим, что нам обещают в рекламе, а потом почитаем договор.
Что в рекламе
Компания предлагает франшизу по трем тарифам: дешевому, стандартному и дорогому.
Во всех вариантах работы предполагаются одинаковые финансовые результаты. Франчайзер заверяет, что дело окупится за срок «от трех месяцев». Выручка компании к концу первого года должна составлять около 1 млн рублей в месяц, чистая прибыль — около 500 тысяч в месяц. Предполагается, что компания к концу года должна будет регулярно наводить порядок по меньшей мере в пятидесяти домах.
Сергей выбрал самый дорогой вариант франшизы, по которому он должен только один раз вложить деньги, а управлять бизнесом будет франчайзер.
Что написано в договоре
Франчайзер прислал мне два документа: договор на продажу франшизы и корпоративное соглашение, по которому должна была открываться компания.
Давайте посмотрим на договор страница за страницей. Я закрыл в нем названия и личные данные: похожие истории происходят регулярно, имена и названия не так важны. Я буду выделять места, которые меня насторожили, и рассказывать, что в них не так. Я не буду особо цепляться к ошибкам в юридических терминах, «воде», опечаткам и неточностям, а расскажу о главных проблемах.
Начнем с первой страницы договора. К ней много вопросов.
Франчайзер в выбранном тарифе «Дорогой» обещал не просто консультировать, а полноценно вести бизнес, поэтому формулировка «услуги по созданию и информационному (консультационному) сопровождению деятельности Общества» в названии и предмете договора выглядит странно. Дальше нужно будет обратить пристальное внимание на то, что именно обязуется делать франчайзер по договору. Если там обязательства франчайзера будут подробно раскрыты, то здесь можно оставить все как есть.
Расшифровка понятия «планируемый результат» никуда не годится. Гарантии результата должны быть прописаны однозначно. Например, «сумма денежных средств, полученная Обществом от контрагентов в такой-то период по договорам об оказании клининговых услуг, исполненным Обществом надлежащим образом». Здесь же результат обозначен как «сумма заключенных договоров или оборот денежных средств в месяц». Под «суммой заключенных договоров» франчайзер, видимо, имел в виду сумму вознаграждений по договорам. Но даже так это ни о чем не говорит: можно назаключать договоров хоть на миллиард, но что с них толку, если по ним никто не будет платить. Понятие «оборот» в законе никак не прописано, да и раздуть обороты можно искусственно, например если перевести компании деньги и в тот же день получить их назад.
С другой стороны, само наличие понятия «планируемый результат» в договоре — это уже хорошо. В рекламе франчайзер ничего не говорил про гарантии, а тут они, кажется, должны дальше где-то появиться. Обычно бывает наоборот: на словах обещают окупаемость за месяц и новый Порше во второй, а в договоре ни окупаемости, ни Порше, а от гарантий остается только вода вроде «стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ».
С этим разобрались, читаем дальше.
В этом разделе все стандартно. Есть много неудачных формулировок вроде «приступает к выполнению обязанностей по оплате», но это не критично, поэтому не будем это исправлять, чтобы не затягивать процедуру согласования правок.
Идем дальше: права и обязанности сторон.
В этом разделе никак не описаны реальные обязательства франчайзера: как именно он будет открывать ООО, нанимать директора, работников, снимать офис, искать клиентов, заключать договоры, отчитываться за работу и так далее. Забегая вперед, скажу, что все эти обязательства франчайзер указал в приложении, однако ссылку на это приложение в договоре не поставил. Чтобы это исправить, в п. 5.2.3 добавим указание «оказывать услуги, предусмотренные Приложением № 1 к настоящему Договору».
Формулировка из п. 5.1.1 «получать от стороны объяснения» без указания конкретных сроков бесполезна: получается, что эти объяснения можно готовить бесконечно долго. Праву должна соответствовать обязанность, подкрепленная санкцией за невыполнение. Нужно дописывать конкретные сроки и наказание. Например: « Сторона-2 обязуется предоставлять письменные консультации в течение трех рабочих дней с даты направления запроса Стороной-1. В случае непредоставления письменной консультации в надлежащий срок Сторона-2 обязуется выплатить штраф в размере 200 рублей за каждый день просрочки». Та же история и с фразами «своевременно» и «качественно»: без указания измеримых показателей своевременности и качества такие положения в договоре ничего не значат.
Красным шрифтом выделены мои дополнения, без них весь раздел теряет смысл
К фразе «фактически понесенные расходы» в п. 6.4 я добавил критерий «документально подтвержденные». Иначе может оказаться, что франчайзер насчитает себе столько «фактически понесенных расходов», что мы еще останемся ему должны.
Пункта 6.5 в договоре вообще не было. Получается, что в начале договора франчайзер указывает на некий планируемый результат, в приложении раскрывает суммы этого результата, но при этом никакой ответственности на самом деле нести не собирается. Поэтому мы добавляем здесь прямое указание на последствия.
Что написано в соглашении о создании компании
Дальше в договоре идут абсолютно типовые разделы про форс-мажор, порядок разрешения споров и расторжение договора. На них останавливаться не будем и перейдем сразу к «корпоративному соглашению», которое, по представлениям франчайзера, должны заключить стороны, чтобы открыть компанию.
Как купить франшизу и не прогореть
Со стороны франшиза выглядит, как бизнес под ключ: получаешь процент с оборота и можно переезжать в Тайланд.
На самом деле, вывести франшизу на окупаемость бывает сложней, чем открыть своё дело. Мы расспросили людей, которым не удалось запустить франшизу и они рассказали, в чём была ошибка.
Поэтому сегодня разбираемся, как выбрать франшизу и не потерять деньги.
В этой статье будут использоваться следующие термины:
Какие франшизы бывают
Франшизы различаются условиями, на которых передаются права на бизнес. Выделяют три вида франшиз: товарную, сервисную и производственную.
Товарная франшиза
Это бизнес, где передаются права на продажу от владельцев бизнеса.
Например, магазин бутиковой одежды. Покупателю франшизы передают товар, рассказывают, как нужно продавать и предоставляют коллекцию на сезон: отправляют для продажи готовую партию одежды. Если франчайзи женских платьев захочет продавать в магазине вьетнамки, с него взыщут штраф. Обычно в договоре прописываются штрафы за нарушение технологии продаж и товарного ряда.
Магазин одежды, как один из вариантов торговой франшизы
Производственная франшиза
В этом виде бизнеса франчайзи покупают технологии производства товара, контакты для закупок сырья и требования к производству. Например, мастерская по обжарке кофе. Франчайзи получит технологию обжарки, контакты поставщиков и дизайн-макеты упаковки. Если франчайзи захочет выпускать под этой же маркой ковры — это будет нарушением договора.
Производственной франшизой может быть завод по обжарке кофе или производство по вышиванию ковров.
Сервисная франшиза
Это бизнес, где франчайзи передаётся торговый знак, оборудование и продвижение новой точки бизнеса. Например, парикмахерская. Франчайзи получает оборудование, рекламную поддержку и название бренда. Украсть такой бизнес довольно сложно: просто переименовать точку не получится. В договоре, как правило, прописывается ответственность на такой случай.
Cервисной франшизой может быть парикмахерская, юридическая фирма по оказанию типовых услуг или косметологический центр
Если выбираете франшизу, чтобы начать бизнес, лучше выбирать из той отрасли, в которой у вас есть опыт. Например, если вы работали в найме стоматологом — выберите франшизу стоматологической клиники. Трудились прорабом на стройке — вам подойдёт франшиза по дизайнерскому ремонту помещений.
О том, как выбрать франшизу, нам рассказал Денис Б., который в прошлом купил франшизу в строительном секторе, но был вынужден её продать из-за больших убытков:
Я хотел заняться своим собственным делом. Хотелось получать тысяч сто рублей в месяц и не особо утруждаться. На деле, всё оказалось наоборот: работать нужно больше, чем в найме, а ещё нужно глубоко разбираться в особенностях бизнеса, который покупаешь. Гораздо глубже, чем если работаешь в найме.
Когда я продал франшизу, у меня остались добрые дружеские отношения с прорабами. Теперь я понимаю, почему. Я не проверял сметы, а просто давал задачу на их составление. После выяснилось, что прорабы могли указать в смете 18 мешков цемента, хотя по факту нужно было 9. Если бы у меня был бы опыт в строительной сфере — такие вещи я бы сразу заметил.
Со временем франшиза росла и её основатели поменяли модель на продажи дизайн-проектов премиум-сегмента. В Волгограде продавать такую услугу было сложней, поэтому пришлось экстренно выходить из бизнеса.
Договор — основа безопасного бизнеса
Перед покупкой франшизы досконально проверьте договор. Нужно обращать внимания на все формулировки: как распределяются доли между франчайзером и франчайзи, зарегистрирован ли торговый знак и как меняется процент роялти при увеличении прибыли (как правило, франчайзеры увеличивают этот процент — чем больше зарабатываешь, тем больше отчисляешь).
Если на вас давят и просят подписать договор быстрей, предлагают не вчитываться в детали, а «устремиться к своей мечте» — лучше повременить и забрать договор на дом, чтобы почитать в спокойной обстановке.
Обратите внимание, как распределены доли во франшизе. Если нет чёткого обозначения, что франчайзи владеет, например, 30% компании, а франчайзер 70% — лучше не подписывать такой договор. Если доли не распределены, будет непонятно, какую прибыль вы получаете в качестве франчайзи, а какую отдаёте франчайзеру.
Стоит посмотреть на гарантии, которые прописаны в договоре: это те пункты, которые защищают франчайзи в кризисных ситуациях. Например, если франшиза неприбыльная, то как франчайзи будет выходить из бизнеса. Правильно так: если бизнес не приносит доход в течение долго времени — долг переквалифицируется в обычный долг, а бизнес закрывается или продаётся другому инвестору.
Проверьте перед покупкой у франчайзера права на торговый знак. Если права не зарегистрированы — это скажется в будущем на безопасности бренда фрнашизы. Например, кто-то другой может зарегистрировать торговый знак с таким же названием фирмы и предъявит вам иск за незаконное использование его торгового знака.
Созвонитесь с франчайзи из других регионов. Часто на сайтах франшизы основатели могут указать, что точки уже давно работают, а франчайзи успешны и приносят прибыль. Поэтому не стоит звонить и докучать вопросами о работе франшизы и поверить на слово.
Именно с такой ситуацией столкнулся Денис:
На сайте я увидел, что уже работают три франшизы в других регионах. Менеджер, с которым я общался, уверил меня, что не стоит беспокоить других франчайзи. Впоследствии оказалось, что я был первым, кто покупал у них франшизу.
Сначала всё было хорошо: основатели франшизы помогали советами и следили за результатами. Но после того, как появились другие франчайзи, основатели начали утрачивать контроль над разрастающейся структурой. Они перестали помогать и начали давать советы из разряда «нормально делай — нормально будет».
Почему франшиза может не окупиться
Главное, что нужно сделать перед покупкой франшизы — это проверить, есть ли спрос на продукт франчайзера в вашем регионе. Возможно, продукт франшизы слишком дорогой для местного рынка или непривычный для покупателей.
Денис столкнулся с такой проблемой после покупки франшизы:
Сначала я продавал типовые ремонты: дела шли хорошо. Но после управляющая компания изменила модель: нужно было продавать дизайн-проекты: по сравнению с прошлой моделью они относились к премиум-сегменту.
Закрывать заявки было нормально: у меня был опыт в продажах и я отрабатывал возражения клиентов при продаже ремонтов. Но после перехода на продажу дизайн-проектов дело не пошло.
Продавать дизайн-проекты было тяжело: клиенты не были готовы платить больше, а некоторые крутили пальцем у виска: местные компании занимались дизайн-проектами долгое время и имели кредит доверия, к тому же они продавали проекты дешевле. А мы были новичками и покупателям было сложней решиться купить дизайн-проект у нас.
Франшиза — не единственный способ начать бизнес. Если хотите зарабатывать самостоятельно, прочитайте нашу статью «Как проверить бизнес-идею, прежде чем открыть своё дело» — это поможет если не выбрать правильное направление бизнеса, то хотя бы избежать фатальных ошибок.
Что нужно сделать перед покупкой франшизы
Определиться с нишей: посмотрите на конкурентов. Сколько стоят их услуги, запускают ли рекламу, где запускают и как продают. Можно даже позвонить им, чтобы попробовать «купить» их товар и посмотреть на процесс продажи изнутри. Стоит записать, какие вопросы задают менеджеры и потом проанализировать. Нетипичные вопросы дадут много подсказок. Например, менеджер отеля может уточнить есть ли у клиента дети, а возможности для размещения в будущем отеле по франшизе этого не предусматривает. Хотя это может быть важной услугой для вашего региона.
Например, если покупать франшизу хостела: можно посмотреть хостелы в городе по картам Яндекс.Карты и 2ГИС. Также посмотрите на сайтах хостелов стоимость одной ночи и сравните со стоимостью, которую предлагает франчайзер.
В среднем по Воронежу хостелы стоят от 500 рублей до 1000 за ночь. Если заходить на рынок — стоит ориентироваться на эти цены
После этого можно, например, пообщаться с владельцами бизнеса, которые запускали франшизу через знакомых или указаны на сайте франшизы как франчайзи. Например, некоторые основатели бизнесов или франшизы проводят прямые эфиры в инстаграме с секциями вопросов и ответов.
Стоит посмотреть на спрос: сколько людей в регионе интересуются продуктам франшизы. Например, вбейте запрос на Яндекс.Водстате и Гугл Трендах «хостел в Волгограде» и посмотрите, сколько людей интересуются хостелами. Также в Яндекс.Вордстате можно посмотреть сезонность: в январе могут интересоваться номерами в хостеле больше, чем в августе. Следовательно, можно покупать и оборудовать хостел в августе-сентябре, чтобы к январю уже можно было открывать бизнес.
В Воронеже удачным периодом для открытия хостела будет период с марта по май. А в июле на услуги размещения бывает максимальный спрос.
После этого стоит пообщаться с основателями франшизы и не стесняться задавать вопросы. Идеально найти контакт с основателями, но это не всегда может получиться из-за загруженности владельцев франшизы. Тогда нужно познакомиться хотя бы с другими франчайзи, которые уже запустили бизнес в своём регионе. Главное: найти тонкие моменты в их рассказе:
Главное из этого диалога: рекламой и привлечением клиентов занимается управляющая компания. Получается, что она может диктовать свои условия по рекламе и назначать проценты, которые нужно отдавать с каждой сделки.
Это хорошая система для начала работы: все процессы настроены и нужно идти по плану. Но на длинной дистанции это может повлиять на окупаемость бизнеса. Например, если в течение трёх месяцев бизнес не продаёт товар или услугу, то деньги, которые направляются на рекламу по договору франшизы, могут съедать больше половины бюджета. Если бы бизнес был свой — можно было бы сократить расходы на рекламу, а с франшизой так не получится — рекламные расходы по договору франшизы часто постоянны. Перед покупкой стоит сразу посчитать кризисный вариант.
Денис даёт три совета перед покупкой франшизы:
1. Посмотреть на дату создания франшизы. Молодая франшиза может не справиться с объёмами, когда сеть из франчайзи будет расти. Стоит выбирать франшизы с несколькими давно работяющими франчайзи, чтобы не нарваться на неумелое управление сетью.
2. Поговорить с основателями. Если они из вашего региона или проживают в нём: идеальный вариант — встретиться лично. Если такой возможности нет — найдите контакты и созвонитесь по телефону или в зуме. Если выйти на контакт с основателями не получится — обязательно переговорите с франчайзи из других регионов.
3. Критично проанализируйте информацию о рынке в регионе и спросе на продукт франшизы. Лучше всего брать франшизу в той сфере, в которой у вас уже есть опыт и вы знаете тонкие моменты этой отрасли. Да, есть талантливые люди, которые могут запустить успешный бизнес без опыта. Но таких единицы. Впрочем, вдруг это вы.
Чек-лист: как купить франшизу и не попасть на деньги
Эту статью подготовили для вас специалисты ДелоБанка. Наш банк создает сервисы, которые позволяют малому бизнесу легко работать и развиваться. Если вы хотите узнать, как освободиться от рутинных задач и какие сервисы банка помогут эффективнее решать ваши текущие задачи, оставьте контакты и наши специалисты свяжутся с вами:
Как упаковать свой бизнес во франшизу
В 2017 году я захотела запустить франшизу собственного бизнеса, однако все оказалось гораздо сложнее, чем кажется — документы были готовы, но до продаж дело не дошло. Поэтому я детально изучила вопрос о том, как правильно упаковать собственный бренд и какому бизнесу это нужно. Хочу поделиться с читателями своим исследованием.
Основные понятия франшизных отношений
Сначала познакомимся с основными понятиями франшизы, которыми будем оперировать. Франшиза — это вид отношений, когда организация продает модель бизнеса, которая позволяет приобретателю открывать бизнес, не создавая ничего нового, а использовать купленные разработки, методики и действовать под известным брендом.
Франшизный пакет — это полноценный пакет документов и материалов для франчайзи. В него входит:
Некоторые фирмы дают полный пакет документации: от рекомендаций, как регистрировать ИП и ООО, до готовых трудовых договоров с сотрудниками, поставщиками.
Другие предлагают приобретателю франшизы следующее:
У разных компаний пакет франшизы может различаться и в некоторых случаях иметь больше составляющих, но вышеуказанная структура является стандартным набором.
Франчайзер — это компания, которая создала франшизный пакет и продает права на использование делового имени или торговой марки на определенных условиях. Франчайзи — это бизнесмен, который покупает франшизу.
Он получает: возможность работать под брендом, право использовать деловую репутацию и фирменный стиль франчайзера, а также отработанную концепцию идеи, в которую входят знания, методики, технологии, бизнес-процессы, модель поведения; консультационную и маркетинговую поддержку.
Роялти — это ежемесячный установленный платеж, который выплачивает приобретатель франшизы правообладателю. Паушальный взнос — единоразовый платеж, который бизнесмен производит при первичной покупке франшизы.
Плюсы открытия франшизы собственного бизнеса: вы имеете действующий бизнес и планируете масштабировать его. Один из путей развития проекта — это создание франшизной сети.
Какие преимущества получает предприниматель-франчайзер:
Риски создания франшизы
Запуск франшизной сети имеет не только плюсы — предприниматель несет определенные риски.Например, существует вероятность утечки коммерческой информации; потеря репутации, потому что франчайзи не добросовестно работал под брендом. Необходимо постоянно контролировать работу всех франшизных предприятий. Требуется регулярная поддержка и помощь франчайзи — нужно создать специальный отдел или должность для этого.
Также нужны вложения ресурсов (финансовых, временных) на программу обучения персонала для франчайзи:
Когда создавать франшизу собственного бизнеса
Итак, вы оценили все плюсы и минусы создания франшизы и приняли решение о запуске проекта. Однако, нужно понимать, что далеко не каждое предприятие может запустить франшизу и не в любой момент деятельности предприятия.
Для начала — оцените свое предприятие по нескольким критериям. Успешен ли ваш бизнес: чтобы передать свою систему ведения бизнеса франчайзи, вы должны подтвердить работоспособность предприятия. И лучше, если вы удачно запустили не одну точку — только в таком случае бизнес готов тиражироваться.
Сколько существует бизнес: успешность вашего проекта должна быть подтверждена временем. За первые годы работы фирмы нельзя делать выводы о прибыльности предприятия: могут быть колебания, а оценка ситуации — неадекватна. Изучите цикличен или стабилен доход, через какой период времени окупились расходы. Для запуска франшизы ваше предприятие должно отработать хотя бы 2 года и иметь стабильную ежемесячную прибыль минимум 1 год.
Налажены ли процессы бизнеса: у вас должна быть хорошо отрегулированная и регламентированная система, проверенная временем в разных ситуациях. Это так, если: ваше предприятие действует больше года без постоянного вмешательства и не требует усовершенствований; не происходит ошибок и никакие бизнес-процессы ни разу не выходили из строя хотя бы 1 год; все сотрудники знают свои обязанности и выполняют свой функционал эффективно; вы находитесь «над» бизнесом, а не внутри; вашего регулярно участия в проект не требуется, предприятие может функционировать самостоятельно.
Есть ли у вас достаточный бюджет на запуск франшизы: существует ли ваше предприятие стабильно и не требует вложений, а вы владеете определенным объемом суммы для открытия сети.
Рассмотрим, от чего зависит бюджет для запуска франшизы.
Бюджет на запуск франшизы необходимо считать каждому бизнесу индивидуально, исходя из анализа финансово-хозяйственной деятельности действующего предприятия, а также учитывая оценку рынка. Для этого лучше обратиться за помощью к экономисту.
Имеются ли у вас соответствующие специалисты: юрист, маркетолог, дизайнер для создания франшизного пакета и дальнейшего сопровождения ваших взаимоотношений с франчайзи. Если таких специалистов в штате вашего предприятия нет, то вам нужно иметь возможность найти профессионалов на аутсорс. Подбор хороших специалистов — важный пункт, от их работы зависит привлекательность вашей франшизы.
Готовы ли вы полностью вовлекаться в процесс: есть ли у вас в настоящий момент достаточно времени и желания, чтобы посвятить себя новому направлению — от 3 месяцев плодотворной работы. Известен ли ваш бренд: насколько узнаваема компания, какая объективная оценка ее популярности.
Зарегистрирован ли официально ваш бренд. Согласно ст. 1027 ГК РФ, наличие у правообладателя (франчайзера) права на зарегистрированный знак в установленном порядке на товарный знак является обязательным условием. Без зарегистрированного знака нельзя заключить договор коммерческой концессии, то есть продать франшизу.
Является ли предлагаемый продукт уникальным. Уникальность продукта заключается не только в самом эксклюзивном товаре, который производит компания, но и в самом подходе к организации бизнеса: авторские разработки, методики продаж или технологии производства. Например, две пекарни готовят схожие продукты, но по-разной технологии или рецептуре. Обе их них имеют уникальный продукт и могут продавать собственные разработки франчайзи.
Есть ли наработанная клиентская база и проработанная документация для работы с персоналом. Насколько технически настроены все процессы работы бизнес-проекта, удобно ли это для будущих франчайзи, насколько быстро они смогут вникнуть в информацию. Для начала вспомните как вы открывали предприятие; какие были сложности и исправлены ли сейчас; через какой промежуток времени вы создали успешный бизнес, как вы сократили это время для франчайзи; готово ли у вас понятное и простое руководство для будущего предпринимателя.
Поставьте себя на место начинающего бизнесмена и оцените свой проект с его стороны, а затем проведите эксперимент со сторонними участниками: предложите им ознакомиться с франшизным проектом или его частью для получения обратной связи. Узнайте, какие вопросы у них остались и что вызывает затруднения. Привлеките несколько людей, отличающихся друг от друга (пол, возраст, образование, профессия, положение и статус), чтобы получить наиболее полную картину.
Конкурентоспособность предприятия. Будущий партнер имеет право требовать сформированную стратегию конкурентоспособности организации и ожидать от вас готовых решений по работе с конкурентами. Если вы сами не можете противостоять конкурентам, то предложить франчайзи вам нечего. В первую очередь у вас должна быть разработана маркетинговая стратегия на несколько лет вперед, включающая разные ситуации на рынке: от положительной динамики роста предприятия до форс-мажоров. И вы можете создать аналогичную для франчайзи с учетом специфики нового предприятия.
Во-вторых, проведена оценка конкурентоспособности предприятия в сравнении с существующими конкурентами: SWOT-анализ, матричные, динамические и операционные методы. Если нет соответствующих знаний, то правильно оценить конкурентоспособность будет невозможно. Вы можете обратиться к стороннему специалисту, поручить данную функцию соответствующему отделу организации или изучить научную литературу (учебные пособия для экономистов и финансистов) и провести исследование самостоятельно.
Насколько вы мобильны и адаптивны: не каждая бизнес-модель может тиражироваться и быть реализована на любой территории. Бизнес в автомобильной сфере (автосалоны, автомастерские, мойки) можно успешно развивать по всей территории страны. Но существует бизнес, который можно масштабировать только в пределах региона. Например, открытые аквапарки. Данный бизнес привязан к климатическим условиям, поэтому реализовать его можно только в определенном регионе. Предварительно придется просчитать несколько вариантов запуск франшизы в разных городах, учитывая их особенности.
Доступность. Действительно ли ваш бизнес будет выгодным для франчайзи; готовы ли вы давать каникулы или оказывать помощь в случаях форс-мажоров. Обращались к вам уже с запросам об открытии франшизы или филиала, интересен ли ваш проект будущим франчайзи. Достаточно ли у вас самого опыта ведения бизнеса: сколько проектов запустили, какие кейсы создавали, как справлялись с трудностями и какой процент неудач в вашей бизнес-деятельности в целом.
Проанализировав предприятие по вышеуказанным критериям, вы поймете слабые стороны своего предприятия, а также его готовность к запуску франшизы. Существует понятие «Франчайзинговая зрелость» — это совокупность факторов, которые удостоверяют, что бизнес готов к запуску франшизы. Сюда относятся: узнаваемость, репутация и имидж, проверка на прочность, налаженные технологии сервиса, и самое главное есть у вас уникальный товарный продукт.
Скот А. Шейн — профессор экономики и предпринимательства в школе Менеджмента, доктор философии изучил вопросы франшизных отношений со всех сторон, и в своей книге «От мороженого к интернету» дает 9 признаков, которые свидетельствуют о целесообразности использования франчайзинга в той или иной отрасли:
Инициативность действий местных менеджеров. Целесообразно открывать франшизу тогда, когда успех предприятия зависит от умения вести переговоры с клиентами — предприниматель мотивирован больше наемного сотрудника, так как его доход зависит от количества продаж:
Высокая производительность труда
Не слишком высокий уровень расходов и рисков, связанных с организацией торговых точек. Трудовые затраты франчайзи сложнее измерить, чем их эффективность.
Таким образом, ваше предприятие готово к запуску франшизы, если:
Для вас целесообразно запускать франшизу, если:
4 этапа запуска франшизы
Рассмотрим, как запустить франшизу собственного бренда по этапам.
Первый этап. Нужно провести предварительную подготовку: аудит действующего бизнеса и анализ планируемого рынка с помощью компаний, специализирующихся на этом. Важна оценка конкурентов, которую может сделать штатный экономист или маркетолог либо сторонняя экспертная фирма. Также сюда входит разработка идеи и концепции проекта.
Второй этап. Упаковка франшизного пакета: у вас есть представление о франшизе и реальном положений вещей — значит, вы можете приступать к упаковке франшизного пакета.
Можно сделать это 3 способами:
1. Обратиться к профессионалам: к компаниям, которые подготовят весь пакет документов, разработают дизайн-проект, а иногда и возьмут на себя функции продвижения и продажи франшизы.
Плюсы: экономия вашего времени; если вы не владеет навыками создания франшизы — за вас это сделают специалисты с опытом.
Минусы: высокая цена услуг; риск получить неудовлетворительный продукт, потому что ошиблись с выбором компании.
2. Подготовить пакет франшизы самому. Особенно актуально для тех компаний, которые имеют штатных юристов, дизайнеров, работников ИТ, маркетологов. Вы можете составить подробный бриф и задание каждому из отделов, а затем собрать информацию воедино и получить готовую франшизу.
Плюсы: экономия средств; полное руководство создание франшизы.
Минусы: риск, что сотрудники компании не смогут выполнить задание в нужном качестве; если у вас нет опыта создания франшизы, то вы можете совершать ошибки при создании франшизного пакета.
Важно: если у вас небольшое предприятие без штатного юриста, маркетолога, дизайнера, экономиста, программиста — не стоит планировать создание франшизы самостоятельно с нуля. Вы не сможете охватить все сферы — ни один человек не может обладать полноценными знаниями сразу во многих сферах. Привлекайте фрилансеров или сотрудников на аутсорсинг в тех сферах, где вы не уверены.
3. Обратиться за бесплатной помощью в Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В настоящий момент Фонд оказывает консультационную поддержку для предпринимателей по упаковке франшизы.
Третий этап. Нужно зарегистрировать товарный знак в Роспатенте. Перед регистрацией знака лучше проверить его на сходство с другими (графически, фонетически, семантически). Регистрация товарного знака занимает до 18 месяцев, поэтому отправляйте пакет документов сразу же, как приняли решение о запуске франшизы.
Четвертый этап. Продвижение и продажа: как только вы подготовили все, что требуется — создайте сайт и презентацию для франчайзи, запустите рекламу (маркетинг должен просчитать либо ваш отдел, либо сторонний специалист).
Таким образом, создание франшизы и запуск собственной сети — трудоемкий процесс, требующий достаточно много времени, усилий и затрат. Если вы пришли к выводу, что франшиза подходит вашему предприятию, то будьте готовы к долгому запуску. Но развитие франшизных предприятий позволит вам масштабировать свой проект в сжатые сроки и с минимальными рисками.
В настоящий момент в России существует более 2000 франшиз, но лишь часть из них являются успешными. Это обусловлено тем, что предприятия не осознают насколько важна подготовка франшизного пакета. Кажется, что развитие франшизной сети — легкий и быстрый способ заработать средства. На самом деле, франшиза — серьезная и детально продуманная работа над проектом, а также эффективная работа с будущим партнером на долгий срок. После заключения паушального договора сотрудничество только начинается.
Выводы
Итак, как сделать, чтобы запуск франшизы был успешным:
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории