можно ли выкупить пруд в собственность
Можно ли выкупить пруд в собственность
ВК РФ Статья 8. Право собственности на водные объекты
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 8 Водного кодекса РФ
1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
4. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
5. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.
6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.
Как оформить пруд в собственность?
1. Большинство водных объектов в России находятся в федеральной собственности, и лишь около 5% — в муниципальной и частной. В новом Водном кодексе прямо указаны разновидности поверхностных водных объектов, могущих быть в частной собственности (пруды и обводненные карьеры, находящиеся на частных земельных участках). Однако определения понятий данных водоемов в Кодексе не даны. Оформить пруд в собственность можно в соответствии с гражданским и земельным законодательством, но существуют несколько ограничений при наличии которых это сделать нельзя:
а) Оформление права собственности на пруд невозможно без оформления права собственности на земельный участок в границах которого он расположен, т.к в соответствии с п.4 ст. 8 Водного кодекса РФ — далее ВК РФ, не допускается отчуждение водных объектов (пруд или обводненный карьер) без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
б) Невозможно оформить право собственности на водный объект (пруд, обводненный карьер), если он расположен в границах территорий общего пользования (п. 8, ст. 27 Земельного кодекса РФ — далее ЗК РФ).
2. Для определения статуса земельного участка на котором расположен водоем подайте заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении напишите, для каких целей Вам необходимо оформление в собственность данный участок, укажите схему местоположения, размеры. Решение по данному вопросу местные органы власти обязаны принять в течение двух недель. Порядок предоставления таких участков должен соответствовать ст. 37 ЗК РФ (объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.)
3. В случае если земельный участок не отчужден и не находится на кадастровом учете, также необходимо обратиться с заявлением в органы местного самоуправления для проведения торгов, а затем вынесения постановления о выделения земельного участка с указанием адреса и размеров для проведения межевания и оформления кадастрового паспорта и дальнейшей регистрации земельного участка.
4. Для принятия решения, органы местной власти должны направить запросы на установление существующего права собственности на данный водный объект. Запрос о наличии водного объекта в соответствующем реестре собственности рассылается в территориальный орган по управлению федеральным имуществом, в департамент по управлению государственной собственности и в отдел водных ресурсов территориального управления.
5. В случае подтверждения факта, что данный пруд не является федеральной собственностью, готовиться распоряжение о включении в собственность данного водного объекта (ч. 2 ст. 8 ВК РФ, ст. 40 ЗК РФ).
6. После всех процедур необходимо зарегистрировать право собственности на этот водный объект в соответствии с ФЗ «О государственной регистраций прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 1, ст. 25 ЗК РФ). С момента получения документов о регистрации вы становитесь полноправным хозяином пруда.
Прокурор разъясняет
Гипотетически такая возможность имеется, поскольку водные объекты являются предметом права собственности. Но, в силу ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, по общему правилу, водные объекты уже находятся в собственности РФ (за исключением прудов, обводненных карьеров, которые могут находиться и в частной собственности).
Право собственности государства на водные объекты означает, что государство как собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться реками, озерами и пр., и никто другой таких прав в отношении водного фонда не имеет.
Соответственно, предоставление водных объектов гражданам и юридическим лицам в различных целях, например для забора водных ресурсов, использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, для целей производства электрической энергии и т.п., осуществляется также государством.
Данные полномочия от имени Российской Федерации реализует Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы).
(подготовлено заместителем прокурора Еловского райоеа Устиновым А.А.
Прокуратура
Пермского края
Прокуратура Пермского края
Можно ли купить реку и взимать плату за ее использование? Или реки являются общими и никому не принадлежат?
Гипотетически такая возможность имеется, поскольку водные объекты являются предметом права собственности. Но, в силу ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, по общему правилу, водные объекты уже находятся в собственности РФ (за исключением прудов, обводненных карьеров, которые могут находиться и в частной собственности).
Право собственности государства на водные объекты означает, что государство как собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться реками, озерами и пр., и никто другой таких прав в отношении водного фонда не имеет.
Соответственно, предоставление водных объектов гражданам и юридическим лицам в различных целях, например для забора водных ресурсов, использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, для целей производства электрической энергии и т.п., осуществляется также государством.
Данные полномочия от имени Российской Федерации реализует Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы).
(подготовлено заместителем прокурора Еловского райоеа Устиновым А.А.
Возможно ли приобрести земельный участок, расположенный вблизи водного объекта?
Отметим основные проблемы, с которыми возможно столкнуться при использовании объектов недвижимости в защитной зоне.
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничен и в частную собственность не предоставляются.
В силу части 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 ст. 102 Земельного кодекса на землях, покрытых поверхностными водами, образование земельных участков не осуществляется. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.
Таким образом, приватизация земель водного фонда, в том числе, земель в составе береговых линий водных объектов, запрещена в силу закона.
Согласно ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Понятие территорий общего пользования закреплено в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Вместе с тем понятие водоохранных зон дано в ст. 65 ВК РФ, согласно которой водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Таким образом, водоохранные зоны – это иные территории, о которых не говорится в ст. 27 ЗК РФ. На основании действующего законодательства в этих зонах за пределами береговой полосы, предназначенной для общего пользования, приватизация земельных участков не запрещена.
Особенности приобретения недвижимости на берегу водоема
За время пандемии у россиян кардинально изменился жизненный уклад, поэтому многие стали задумываться о покупке собственного земельного участка за городом. И, конечно, гораздо приятнее поселиться в доме, расположенном на берегу моря, реки или озера. Однако не все знают об ограничениях, с которыми можно столкнуться при строительстве недвижимости на таких территориях. На что нужно обратить внимание при изучении этого вопроса, рассказали эксперты Федеральной кадастровой палаты Росреестра.
В первую очередь следует понимать, что согласно действующему законодательству, земельные участки, которые находятся в пределах береговой полосы, приобретать запрещено. Под береговой полосой подразумевается часть земель общего пользования, проходящая вдоль границы водного объекта. Ее ширина составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья составляет не более десяти километров. Граждане вправе находиться в пределах береговой полосы, а также свободно передвигаться, осуществлять любительское рыболовство и причаливать к берегу. Однако возведение каких-либо построек на таких территориях не допускается.
При этом участки, расположенные за пределами береговой полосы, можно покупать, сдавать в аренду или строить на них объекты недвижимости при условии соблюдения всех санитарных и водоохранных требований и норм. Это значит, что на таком участке можно возвести жилой или садовый дом, но его необходимо оборудовать сооружениями, которые смогут обеспечить охрану водоемов от загрязнения, засорения, заиления или истощения вод.
К таким сооружениям относятся канализации, ливнеотводы, колодцы, дренажные установки, системы очистки воды. Выбор устройств здесь зависит от допустимых норм сбросов загрязняющих веществ, установленных в законодательстве об охране окружающей среды. Полный перечень сооружений указан в п. 16 ст. 65 Водного кодекса.
Вместе с тем действующее законодательство предусматривает установление зон с особым режимом использования территорий вблизи водных объектов: водоохранная зона и прибрежная защитная полоса водоемов общего пользования (п. 13-14 ст. 105 Земельного кодекса).
Эксперты учреждения напоминают, что к водоохранным зонам относятся территории, примыкающие к береговой линии водоема. На них действует специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, необходимый для предотвращения истощения и загрязнения воды и берега, а также для сохранения среды обитания растений и животных.
Также в пределах таких зон существуют прибрежные защитные полосы, на которых действуют еще более строгие ограничения.
Важно! При покупке земельного участка вблизи водоемов необходимо обратить внимание на вид разрешенного использования и категорию земель, так как именно эти характеристики определяют вид деятельности, которую можно на нем вести. Кроме того, если участок входит в границы вышеперечисленных зон, то перед началом строительства необходимо дополнительно согласовывать некоторые моменты.
Определение границ водоохранной зоны и внесение сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) имеет особое значение для защиты таких территорий. Это позволяет исключить риск возникновения нарушений при предоставлении юридическим и физическим лицам земельных участков, которые входят в границы таких зон, а также помогает защитить окружающую среду и водоемы.
Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, в том числе их обозначение на местности информационными знаками, устанавливают территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов или органы государственной власти субъектов России, в случаях, предусмотренных Правилами установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17.