можно ли выкупить социальное жилье в беларуси в 2020 году
Арендное жилье: кому полагается и за что можно лишиться?
Государственное арендное жилье – явление для нашей страны не новое. И, хорошая новость, с этого года его начнут возводить еще активнее – именно такое поручение дал Правительству Президент Александр Лукашенко. Кому полагаются арендные метры, как их получить и за что можно лишиться? В нюансах помогла разобраться заместитель начальника управления жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и топлива Миноблисполкома Анастасия Собирай.
– Получить квартиру из государственного жилищного фонда могут все граждане, однако у некоторых есть преимущества. Первоочередное право имеют судьи и прокурорские работники, молодые специалисты, получившие высшее образование за счет госбюджета и прибывшие на работу по распределению в соответствии с договором о целевой подготовке, военнослужащие, ученые и профессорско-преподавательский состав вузов, работники культуры. Постановлением Совмина от 12 июня 2020 года этот перечень расширен. В него включены тренеры – преподаватели по спорту специализированных учебно-спортивных учреждений, средних школ – училищ олимпийского резерва, тренеры национальных команд Беларуси по видам спорта; медицинские, педагогические, творческие работники и работники культуры, заключившие контракт сроком на пять лет; работники учреждений, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, и организаций здравоохранения, оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях.
Каковы правила распределения метража? Могу ли я, будучи не замужем, рассчитывать на «двушку»?
– Законодательных норм, ограничивающих площадь арендного жилья в Минской области, не существует. То есть теоретически одиноко проживающий человек имеет право написать заявление на двухкомнатную арендную квартиру. Основанием для отказа ее площадь не станет. Скажу больше: некоторые даже пользуются этим правом. Например, молодые пары, которые планируют обзаводиться детьми и, соответственно, в перспективе нуждаются в большей жилплощади.
Куда обращаться соискателю жилья и какие документы требуется предоставить?
– Информация о наличии жилых помещений коммерческого использования размещается на сайтах местных исполкомов и организаций, в ведении которых находятся эти помещения. Написать заявление на предоставление арендного жилья могут все желающие (сделать это нужно в течение 15 дней после размещения объявления). При распределении квартир предпочтение отдается гражданам, имеющим первоочередное право на получение арендного жилья. Затем рассматриваются заявления от лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по более ранней дате постановки на учет. Если таковых нет, то берутся заявления граждан, не состоящих на учете. Военнослужащие получают десять процентов от общего жилфонда коммерческого жилья, все остальные категории первоочередников – 30 процентов. С заявлением нужно обращаться в службу «одно окно» по месту нахождения жилого помещения. Военнослужащим необходимо приложить ходатайство с места службы.
За что могут лишить съемных метров?
– Основаниями для расторжения договора найма могут быть неуплата арендной платы, задолженность по коммунальным платежам за два месяца без уважительной причины, сдача помещения в наем третьим лицам и другие нарушения жилищного законодательства. Для тех, кто стал нанимателем квартиры на время трудовых отношений, поводом для выселения станет расторжение контракта с организацией, которая предоставила жилье.
Разрешено ли делать в арендных квартирах ремонт?
– Облагораживать жилье не запрещается. Изначально жилые помещения соответствуют санитарным и техническим требованиям, установленным для проживания. Однако, если граждане желают переклеить обои либо поменять сантехнику, они могут это сделать.
Как высчитать сумму платежа за аренду?
– Арендная плата ежемесячно рассчитывается по определенной формуле. Общая площадь квартиры умножается на 0,2 базовой величины и коэффициент экономико-планировочной зоны (в каждом регионе они разные и зависят от степени благоустройства и месторасположения квартиры). Так, Минск условно разделен на пять экономико-планировочных зон: чем ближе к центру, тем выше величина. В Минской области эти коэффициенты варьируются от 0,1 до 0,8.
Можно ли приватизировать арендное жилье?
– Нет. Жилые помещения коммерческого использования предоставляются гражданам за плату во временное владение и пользование на условиях договора найма. Как и социальное, арендное не подлежит обмену, продаже либо приватизации.
Александр Авраменко, начальник управления жилищной политики Министерства строительства и архитектуры:
– Идеальный вариант – тот, когда наравне с государством арендное жилье возводят для своих сотрудников предприятия и организации. Это позволило бы создать условия для закрепления молодых специалистов в малых городах. Яркий тому пример – построенное в Островце жилье для работников Белорусской атомной электростанции. В 2018 году мясоперерабатывающее предприятие в Каменецком районе реконструировало здание бывшего дома быта, не востребованного среди местного населения. Теперь это арендный дом, в котором живут работники завода.
Специалисты Минстройархитектуры совершенствуют нормативно-правовую базу, разрабатывают предложения, которые позволят мотивировать предприятия на финансирование строительства жилья для своих сотрудников. Говорить о том, что это будут за меры, пока преждевременно. Возможно, предоставление дополнительных льгот по арендной плате за земельные участки, обеспечение инфраструктуры и налоговые преференции.
Сегодня арендное жилье насчитывает 8,9 миллиона квадратных метров, что составляет около 3,5 процента от общего жилфонда.
В нынешнем году запланировано возвести не менее 135 тысяч квадратных метров арендного жилья. Больше всего построят в Минской области – 30,5 тысячи квадратных метров.
Жилищный кодекс отредактировали – на что обратить внимание
В Беларуси с 1 января 2020 года действует обновленный Жилищный кодекс: комплексный документ продолжает регулировать неоднозначные вопросы в жилищных отношениях, упрощая организацию управления и использования совместного имущества собственников. Кроме того, он закрепил наработанную практику применения законодательства в жилищной сфере и систематизировал нормативные правовые акты, принятые за последние годы.
Изменения в структуре государственного жилищного фонда
По информации начальника отдела по работе с обращениями граждан и СМИ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Геннадия Акстиловича, сегодня можно констатировать положительный эффект от создания государственного арендного фонда (на арендное жилье приходится порядка 8019,8 тысячи кв. м), который не только позволил создать альтернативу частному фонду, сдаваемому внаем, но и стал дополнительным источником, за счет которого продолжается строительство нового и ремонт существующего жилья. Кодексом определяется механизм начисления платы за пользование арендным жильем. Она рассчитывается путем умножения базовой ставки такой платы и коэффициентов в зависимости от степени благоустройства и местонахождения жилья, устанавливаемых облисполкомами и Минским горисполкомом. В ряде случаев к этой плате применяются понижающие коэффициенты, которые также определены решениями местных органов власти.
Социальные гарантии
Новой редакцией кодекса предусматривается сохранение социально-правовых гарантий незащищенных групп населения (всего насчитывается 17 категорий), имеющих право на получение социального жилья. Например, данное право сохранено за многодетными семьями, гражданами, взявшими на воспитание троих и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также за ветеранами боевых действий на территории других государств, инвалидами 1-й и 2-й групп, гражданами, имеющими заболевания, при наличии которых признается невозможным их совместное проживание с другими лицами в одной комнате или однокомнатной квартире.
Изменение статуса жилья
Предоставлена возможность перевода занимаемого арендного жилья государственного жилищного фонда в социальное. Данная процедура является административной и осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами по заявлению граждан, имеющих право на получение в соответствии с законодательством жилых помещений социального пользования. В ряде случаев учитывается и доход граждан. После перевода арендного жилья в социальное будет начисляться только плата за жилищно-коммунальные услуги.
Исключение будут составлять дома-новостройки: в данном случае перевод жилья в социальное будет возможен по заявлению граждан по истечении 3 лет с момента ввода дома в эксплуатацию. Социальное жилье будет предоставляться исключительно в виде отдельной квартиры. Отдельные жилые комнаты в квартирах «на общей кухне» с указанным статусом, согласно новой редакции кодекса, предоставляться не будут.
Формирование накоплений на капремонт
Аккумулирование средств, вносимых плательщиками жилищно-коммунальных услуг в качестве будущей платы за капитальный ремонт, осуществлялось и до нового Жилищного кодекса на специальных счетах, в соответствии с постановлением Совета Министров Беларуси № 571 от 12.06.2014 года. Сейчас эти средства, а также начисленные проценты за пользование ими стали более защищенными от взыскания по исполнительным и иным документам, являющимся основанием для списания денежных средств со счетов в бесспорном порядке. Теперь они будут использоваться только для возмещения затрат на капитальный ремонт жилых домов в установленном законодательством порядке.
Деятельность товариществ собственников
Упрощен механизм принятия решений: снижена доля голосов, необходимая для принятия решений по всем вопросам, входящим в компетенцию общего собрания товарищества собственников и организации застройщиков. Кроме того, по вопросам о реорганизации, ликвидации и отчуждении общего имущества уменьшен порог принятия решений со 100% до 2/3: появилась возможность принимать соответствующие решения без необходимости сбора 100% голосов, что прежде делало подобные вопросы фактически нерешаемыми. Также упрощен механизм проведения заочного голосования. Членам товарищества собственников и организации застройщиков предоставляется право на выбор способа направления бюллетеня для голосования. Например, его можно направить заказным письмом с уведомлением о получении или иным способом, предусмотренным решением общего собрания (собрания уполномоченных) членов товарищества собственников, организации застройщиков. Законодательством не установлен исчерпывающий перечень таких способов. Но сегодня широко распространяются новые программные продукты, дающие возможность провести электронное голосование в организациях собственников, что позволяет минимизировать затраты на проведение общих собраний и привлекает больший круг участников.
Порядок учета нуждающихся в жилье
При постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Минском районе специалистами исполкомов и организаций, осуществляющих учет, будет рассматриваться факт наличия в собственности другого жилья, расположенного не только по месту принятия на учет, но и в Минске. Изменения обусловлены необходимостью установления единых подходов в сфере учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как для граждан из числа жителей Минска, так и ближайшего региона.
В ногу со временем
Новая редакция Жилищного кодекса – значительный шаг вперед на пути профессионализации управления жильем, считает исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости Геннадий Каленов. Почему многим специалистам в этой области не нравится, например, российский опыт управления жильем? Дело в том, что так называемые управляющие компании, по сути, у наших соседей таковыми не являются. Можно сказать, что это приватизированные советские ЖЭКи, которые, как и во времена СССР, выполняют определенные ремесленнические работы. Но нюанс в том, что через них проходят серьезные финансовые потоки: оплата за тепло и электроэнергию, уборку, техобслуживание и т. д. Все средства оседают на счетах таких управляющих компаний. Нетрудно догадаться, что подобные обстоятельства позволяют некоторым менеджерам пользоваться этими средствами по своему усмотрению. В европейских странах управляющие компании выполняют исключительно управленческие функции, получая на свои расчетные счета только средства за оказанные услуги и не более того. Возможности для перенаправления и нецелевого использования финансов в таких случаях отсутствуют, все действия производятся только в интересах собственников жилья. Настоящие управляющие компании очень дорожат своей репутацией, так как знают: конкуренция жесткая и собственники могут в любой момент поменять поставщика услуг.
Новая редакция Жилищного кодекса предусматривает, что наши подобные обслуживающие организации (в Минске это, например, десять районных КУП ЖКХ) будут выполнять исключительно управленческие функции. Теперь и у собственников появилась обязанность заключения договора на управление общим имуществом жильцов. В то же время владельцы жилья имеют право получать отчеты и планы выполнения работ: появилась возможность построения четких договорных отношений. Единственное, что сейчас отличает отечественную практику взаимоотношений между собственниками и управляющими компаниями от практик многих европейских стран, это то, что наши компании являются исключительно муниципальными и назначаются местной властью, а не выбираются на конкурсной основе. Все остальное, если не считать мелких деталей, с лучшим европейским опытом уже совпадает. Как прогнозируют эксперты, через 4–5 лет видится следующий шаг: появление частных управляющих компаний, которые будут действовать по аналогичным правилам.
Дмитрий Шамко, «Народная газета», 17 января 2020 г.
(фото – «СБ. Беларусь сегодня»)
Социальное жилье вместо арендного, плата за ЖКУ, капремонт: что изменит Жилищный кодекс с 1 января
С 1 января в стране начнет действовать обновленный Жилищный кодекс. Документ этот регулирует все важные направления жилищной сферы – начиная от постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений государственного жилфонда и заканчивая регулированием вопросов по управлению общим имуществом совместных домовладений. О наиболее важных новшествах накануне важной даты рассказали специалисты Минжилкомхоза.
Крыша над головой – в аренду
Новая редакция документа закрепляет порядок предоставления арендного жилья. Напомним, оно предоставляется как на период трудовых, служебных отношений, так и на общих основаниях. Сегодня в стране более 147 000 так называемых арендных квартир, из них 121 000 – бывшие служебные и те, что предоставлялись по договорам найма, уточняет начальник отдела Министерства жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Акстилович.
По новым правилам примерно 30 процентов от общего количества незаселенного арендного жилья предназначено для тех, кто имеет первоочередное право его получения на период трудовых отношений. Это молодые специалисты, служащие, получившие образование за счет республиканского или местного бюджетов, работники при назначении на должность в случае переезда из другого населенного пункта. Около 10 процентов жилья предназначено для военнослужащих и приравненных к ним лиц. Оставшиеся 60 процентов квадратных метров распределяются в общем порядке тем, кто состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по заявительному принципу, исходя из даты постановки на соответствующий учет.
Вместе с тем если на арендное жилье не претендует нуждающийся, то его вправе получить любой желающий.
Из арендного в социальное
Еще одна норма закреплена в Жилищном кодексе: арендное жилье теперь можно переводить в социальное. Сделать это допускается только один раз и 17 категориям граждан. Такая возможность появилась у тех, кто сейчас использует арендное жилье, но имеет право на социальное. Основные группы – люди, проживающие в квартирах и домах, непригодных для проживания из-за чрезвычайных ситуаций, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, неработающие одинокие инвалиды I и II групп и граждане, имеющие заболевания, при которых признается невозможным их совместное проживание с другими лицами в одной комнате или однокомнатной квартире. Также – ветераны боевых действий на территориях других государств.
В чем интерес? Ведь и арендная квартира, и социальная принадлежат государству. Ни одну, ни вторую нельзя продать или унаследовать. И все же для социально незащищенных граждан разница очевидна – за социальное жилье не нужна арендная плата.
Важный момент: арендное жилье в социальное могут переводить и по заявлению законных представителей детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Раньше это мог сделать только сам сирота по достижении 23 лет.
В новой редакции Жилищного кодекса прописана обязанность предоставления как минимум однокомнатной квартиры.
Также прописывается обязанность исполкомов предоставлять жилые помещения соответствующего качества в случае, если человек получил инвалидность с нарушениями опорно-двигательного аппарата в период проживания в квартире госжилфонда. Если под нужды такого человека технически невозможно приспособить выделенное жилье госфонда, входы и выходы в многоэтажном доме, то кодекс предусматривает предоставление обустроенного жилья на условиях ранее заключенного договора найма. Для этого нужно обратиться с заявлением в исполком, где должны подыскать варианты благоустроенного жилья, которое будет соответствовать всем требованиям безбарьерной среды.
Заплатить за услуги
Так, в ЖКХ закреплена новая структура платы за жилищно-коммунальные услуги, понятие, классификация и порядок предоставления которых приведены в Указе № 535. Определена четкая структура извещения об оплате жилищно-коммунальных услуг и плате за пользование жилыми помещениями с расшифровкой физических затрат по жилому дому. Так, в перечне основных ЖКУ появились такие пункты, как техобслуживание лифта, санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома, возмещение расходов на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома и работу оборудования.
Капремонт по новым правилам
Урегулированы особенности функционирования счетов, на которых аккумулируется плата за капитальный ремонт. С них нельзя будет списывать накопленные плательщиками ЖКУ средства в бесспорном порядке по исполнительным и иным документам. То есть их нельзя списать, приостановить операции или наложить арест (кроме случаев, связанных с предотвращением легализации доходов, полученных преступным путем).
Нововведения коснулись и проведения капремонта. Сейчас в процесс планирования работ вовлекаются и потребители. Это значит, что жильцы домов на предпроектной стадии смогут высказать пожелания по поводу проводимых работ и мероприятий, в том числе энергоэффективных.
Также в документе определены порядок и условия проведения работ в жилых домах товариществ собственников и организаций застройщиков за счет средств, предусмотренных на капремонт. За 10 дней перед их началом заказчик должен представить гражданам ответственного со стороны подрядчика, проинформировать о видах работ, заключить договор на оказание услуг.
Дома ТС и организаций застройщиков могут претендовать на капремонт с использованием местных бюджетов. Главное условие — собственники домов должны вносить плату на капремонт на счета местных исполнительных и распорядительных органов. Либо должны внести эту плату единовременно при обращении в местные исполнительные органы для постановки дома на капремонт.
Учтут всех нуждающихся
Новая редакция кодекса совершенствует порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, правом на внеочередное включение в организации застройщиков, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, запланировано наделить ветеранов боевых действий на территории других государств из числа категорий, указанных в Законе «О ветеранах».
Изменились подходы к постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий из Минского района. Претендовать на улучшение жилищных условий смогут семьи, у которых в собственности нет другого жилья, как в районе, так и в Минске.
Особенности предоставления жилых помещений социального пользования
(статьи 104-109 Жилищного кодекса Республики Беларусь)
Жилым помещением социального пользования является жилое помещение типовых потребительских качеств государственного жилищного фонда, предоставляемое гражданам на условиях договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда без взимания платы за пользование жилым помещением.
Жилые помещения социального пользования не подлежат передаче в собственность, обмену, разделу, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Героям Беларуси, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам орденов Славы, Трудовой Славы, а также гражданам, страдающим заболеваниями, дающими им право на дополнительную площадь, другим гражданам в соответствии с законодательством сверх минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения государственного жилищного фонда предоставляется дополнительная площадь жилого помещения в виде жилой комнаты или в размере 15 кв. метров общей площади.
Право на получение дополнительной площади жилого помещения может быть реализовано только один раз.Жилые помещения социального пользования предоставляются имеющим право на получение таких жилых помещений:
Право на получение жилого помещения социального пользования может быть реализовано в г.Минске при отсутствии у гражданина и членов его семьи, совместно состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в собственности жилых помещений в г. Минске общей площадью 10 кв. метров и более на одного человека, соответствующих установленным для проживания санитарным и техническим требованиям. Если у гражданина или членов его семьи, совместно состоящих на учете, имеется в данном населенном пункте на праве собственности жилое помещение, то жилое помещение социального пользования предоставляется в пределах от 15 до 20 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи за вычетом общей площади жилого помещения, находящегося в их собственности. Если в результате вычета общей площади жилого помещения, находящегося в собственности, жилое помещение социального пользования исходя из его размера не может быть предоставлено на весь состав семьи, то оно предоставляется только гражданину, имеющему право на его получение. При этом предоставляемое жилое помещение социального пользования не может быть меньше однокомнатной квартиры.
Если в течение пяти лет до получения жилого помещения социального пользования жилищные условия гражданина ухудшились путем предоставления права владения и пользования жилым помещением супругу (супруге), их несовершеннолетним и совершеннолетним нетрудоспособным детям и нетрудоспособным родителям, не имеющим в собственности жилых помещений в данном населенном пункте, жилое помещение социального пользования предоставляется в пределах от 15 до 20 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Если в течение пяти лет до получения жилого помещения социального пользования гражданин, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, произвел отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения или совершил действия, приведшие к ухудшению жилищных условий путем разрушения, порчи, обмена, раздела, изменения порядка владения и пользования жилым помещением или предоставления права владения и пользования жилым помещением гражданам, не указанным в вышеизложенном абзаце данной информации, ему предоставляется жилое помещение в пределах от 15 до 20 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи за вычетом общей площади жилого помещения, находившегося у него до отчуждения или до совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий.
С детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, и лицами из числа таких детей, договор найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда заключается сроком на пять лет.
По истечении 5-летнего срока действия договора жилое помещение социального пользования подлежит включению в состав арендного жилья по решению местного исполнительного и распорядительного органа, за исключением случаев, если наниматель относится к другим категориям граждан, имеющим право на получение социального жилья (например, к числу граждан, в составе семей которых имеются дети-инвалиды; к малообеспеченным инвалидам 1 и 2 группы; к малообеспеченным многодетным семьям).
Наниматель жилого помещения социального пользования вправе предоставить право владения и пользования занимаемым им жилым помещением супругу (супруге), своим несовершеннолетним и совершеннолетним нетрудоспособным детям и нетрудоспособным родителям, не имеющим в данном населенном пункте жилых помещений в собственности, жилого помещения государственного жилищного фонда во владении и пользовании на основании договора найма жилого помещения
В случае выезда нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда на место жительства в другое жилое помещение либо его смерти такой договор расторгается либо прекращается.
Если совершеннолетние нетрудоспособные члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, не имеют во владении и пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда либо в собственности в г. Минске другого жилого помещения общей площадью более 10 кв. метров и более на одного человека, соответствующего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, с одним из них заключается договор найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда.
Если трудоспособные совершеннолетние члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, не имеют во владении и пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда либо в собственности другого жилого помещения общей площадью в г. Минске 10 кв. метров и более на одного человека, соответствующего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, с одним из них заключается договор найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда на срок до десяти лет.
Основанием для вселения в жилое помещение социального пользования является договор найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, который заключается с гражданином, имеющим право на получение этого жилого помещения, на основании принятого соответствующим органом решения о предоставлении ему жилого помещения социального пользования.