можно ли выпить воду в магазине а потом оплатить
Можно ли выпить воду в магазине а потом оплатить
Можно ли открыть воду или шоколадку в магазине, не дойдя до кассы
Разбираемся, можете ли вы взять в магазине бутылку воды и попить из нее, если еще не оплатили товар на кассе.
Право покупателя съедать или пробовать продукты до оплаты на кассе нигде не прописано. Поэтому обычно вопрос заключается в том, в какой момент вы становитесь собственником товара и можете делать с ним, что угодно.
С одной стороны, согласно 493 статье ГК РФ, вы становитесь собственником товара после того, как оплатите его и получите чек. То есть выбранная бутылка вам не принадлежит и пить из нее вы не можете, так как нарушите упаковку, открыв ее.
С другой стороны, согласно 223 статье ГК РФ, право собственности на вещь у покупателя возникает с момента передачи товара. Выставленные на прилавках магазина продукты уже являются публичной офертой. Когда человек выбирает товар и кладет к себе в корзину, он фактически принимает условия оферты и заключает с магазином договор розничной купли-продажи. По нему вы получаете не только право пользоваться товаром, но и обязанность оплатить его на кассе.
Согласно статье 495 ГК РФ, до оплаты товара вы можете:
✔️ осматривать и изучать его самостоятельно или с помощью продавца. Так вы получаете информацию о нем, не вскрывая упаковку;
✔️ попросить продавца порезать гастрономические продукты, включая хлеб от 400 г, — если только они не в заводской упаковке;
✔️ попросить продавца продемонстрировать в вашем присутствии действие товара и проверить его свойства — однако это не касается продовольственных продуктов.
Употребление продуктов в супермаркете до их оплаты
Согласно ст. 493 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст. 428 ГК РФ), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.
Поэтому, по общему правилу, заключение договора розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
На основании п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, право собственности возникает с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено законом или договором.
В изложенной ситуации можно прийти к выводу, что выдача кассового чека об оплате товара подтверждает заключение договора купли-продажи, а последующая передача его подтверждает переход право собственности на него у покупателя. Покупатель может у продавца получить информацию о правилах продажи товаров исходя из положений п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Можно ли съесть шоколадку в магазине до оплаты, и другие важные вопросы
В магазины ходят все, а свои права знает далеко не каждый. Между тем, защищать себя можно и нужно уметь. Мы продолжаем рассматривать самые актуальные проблемы, с которыми может столкнуться каждый покупатель.
Покупатель разбил товар в магазине: надо ли платить?
Наверняка каждый хоть раз случайно разбивал что-то в магазине. Задел, выронил — причин может быть множество. Охрана магазина в этом случае часто просит оплатить товар. Законно ли это?
До того, как вы заплатили за товар, он считается собственностью магазина. Вашим он становится с момента заключения договора купли-продажи, в случае с магазином — в момент оплаты товара на кассе. В ст. 459 Гражданского Кодекса Российской Федерации указывается: «Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю». А передача товара завершается тогда, когда покупатель получает чек или иной документ, подтверждающий покупку.
А если это произошло умышленно? В статье 7.17. КоАП РФ «Уничтожение или повреждение чужого имущества» говорится, что вред, причиненный тому имуществу, которое вам не принадлежит, влечет за собой наложение штрафа на виновника.
Но заставить вас заплатить этот штраф магазин может только в том случае, если ваш злой умысел будет доказан. То есть, представителям торгового предприятия придется обращаться в суд и защищать свое право не получение компенсации уже в нем.
В каких случаях виновен продавец, а в каких покупатель?
Продавец может быть виновен в следующих случаях:
Покупатель может быть виновен в следующих случаях:
Поэтому в данном случае принципиально важно настаивать на том, что вы случайно задели товар, плохо выставленный в торговом зале. Если это действительно так, то платить за него и выплачивать штраф не нужно.
А на практике? В большинстве случае администрация магазина соблюдает требования законодательства, и покупателей, которые случайно задели товар и уронили, не заставляют оплачивать его стоимость. Если вы столкнулись с обратной ситуацией, напомните о ваших правах, чаще всего этого достаточно.
Что делать, если в торговый зал не пускают с коляской, мотивируя тем, что она может задеть полки?
Эта ситуация может быть сопряжена с первым вопросом: часто в торговый зал не пускают с колясками или большими сумками, аргументируя это тем, что крупногабаритные предметы могут смахнуть товар с полки.
Вам важно знать: в этом случае магазин нарушает закон! В Москве, например, этот вопрос регулируется Законом «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (к таковым относятся и взрослые с детской коляской). И в нем говорится, что магазины и другие общественные места не имеют права препятствовать посещению посетителей с колясками.
А если вам говорят, что это приведет к ущербу, потому что узкие проходы, — это еще одно нарушение законодательства! По правилам, проходы в магазине должны быть не менее 80 см. Если администрация по какой-либо причине не соблюдает эти требования, вы можете подать на них жалобу. Или, по крайней мере, использовать это как аргумент для защиты своих прав.
Покупатель открыл и употребил товар до того, как заплатил, можно ли так делать?
Часто можно видеть, что люди начинают есть продукты в магазине до того, как донесли их до кассы. Нередко соки или шоколадные батончики дают детям. Позже на кассе можно пробить аналогичный товар или упаковку от раскрытого. Но законно ли так делать?
Если ориентироваться на ст. 459 ГК РФ, которую мы упоминали выше, так делать нельзя, потому что товар становится собственностью покупателя исключительно после того, как ему выдан товарный чек или другой документ. Поэтому в данном случае охрана магазина может совершенно законно вас задержать и обвинить вас в хищении.
Существует альтернативное мнение, согласно которому передача товара в собственность переходит в тот момент, как покупатель берет его с полки — если он намерен за этот товар заплатить. Но так как намерение оплаты или неоплаты доказать постфактум крайне сложно (хотя можно сослаться на показания свидетелей, например), чаще всего о передаче товара говорят только тогда, когда он оплачен.
А на практике? Нередко администрация магазина не задерживает покупателей, которые по той или иной причине открыли и употребили товар до того, как за него заплатить, если на кассе предъявляется упаковка и в чек включается соответствующая сумма. Если же охрана заметила, что вы съели, например, шоколадку, а на кассе об этом не сообщили, вас могут задержать уже на выходе из магазина. Впрочем, доказать, что вы действительно нарушили закон, будет достаточно проблематично, если в торговом зале не установлены камеры слежения. Но, естественно, такое поведение с последующим отрицанием своей вины является нарушением закона!
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
На базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» работает Консультационный центр по защите прав потребителей и консультационные пункты:
Консультационный центр расположен по адресу:
г. Орел, ул. Карачевская, д.56а
Время приема граждан
Ежедневно: с 9.00 до 18.00
перерыв с 13.00 до 14.00
выходные дни: суббота, воскресенье.
Адрес электронной почты:
Права покупателя в магазине
Рассмотрим несколько типичных ситуаций.
1. Обычно в магазинах указана надпись, что за оставленные вещи администрация магазина ответственности не несет.В действительности покупатели не обязаны при входе в магазин сдавать свои личные вещи в камеру хранения. Принято считать, что, сдав сумку, покупатель заключает с магазином договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению своих вещей. Заставляя сдавать сумки, работники магазина нарушают принцип свободы заключения договора, который закреплен в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В ситуациях, когда покупатели сдают вещи в камеру хранения магазина, т.е. поместили самостоятельно в ячейку с номером и закрыли на ключ, между магазином и покупателем образуется договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению вещей, условия которого предусмотрены в статьях 886, 887, 902 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Если цена не соответствует ценнику…
Не всегда в розничном магазине самообслуживания продавцы успевают своевременно сменить ценники на товары. В результате возникает несоответствие цен на один и тот же товар на ценнике и кассовом узле, о чем покупатель узнает при оплате товара.
— выставление товаров в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.);
— демонстрация образцов товаров или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи.
Так, в п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров говорится о том, что продавцу следует своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.При этом информация в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров.
Следовательно, продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи товара по цене и на условиях, которые указаны при выставлении товара в магазине на прилавках, в витринах.
Находясь в магазине, при совершении покупок, покупатель случайно разбил бутылку, порвал коляской мешок с крупой, и покупателя обязывают оплатить товар, приобретать который намерения у покупателя не было. Что делать в такой ситуации?
Согласно статье 211 Гражданского кодекса Российской Федерации риск случайной гибели или повреждения имущества несет его собственник. До продажи товара собственником считается продавец. К покупателю риски переходят в тот момент, когда продавец реализовал ему товар (ст. 459 ГК РФ). Сделка розничной купли-продажи считается совершенной после выдачи покупателю кассового, товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ).
Если порча товара произошла по вине покупателя и была умышленной. В этом случае он обязан возместить нанесенный вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). Вину должен доказать магазин. Гражданский кодекс признает лицо невиновным, если оно проявило должную «заботливость и осмотрительность» и приняло все меры (п. 1 ст. 401 ГК РФ).
3. Если покупатель вошел в торговый зал с продуктами, купленными в другом магазине. Сотрудники, охранники магазина требуют показать сумку при входе/выходе.
Данное требование сотрудников магазина незаконно. Это собственность, которую покупатель не обязан предъявлять никому. Однако покупателю все же следует сообщить работнику супермаркета, что он проносит с собой в зал аналогичные товары, которые куплены ранее в другом месте. Личный досмотр имеют право производить только работники полиции.
Но, если так случилось, что проблемы с администрацией все же возникли, есть несколько способов доказать, что покупатель не брал товар без оплаты.
-Во-первых, можно показать чек, если покупатель купил товар в другом магазине, и он сохранился.
-Во- вторых, можно попросить администрацию магазина проверить, есть ли вообще такой товар на полках, возможно, такого товара нет в продаже.
-В-третьих, попросить посмотреть записи с камер наблюдения.
— В- четвертых, потребовать произвести ревизию товара. По коду товара в специальной компьютерной программе можно выяснить, сколько его было выставлено на полки в этот день и сколько уже успели продать. Остается лишь сверить цифры и таким образом окончательно убедить администрацию в том, что никакой товар в магазине покупатель не брал.
Сотрудники магазинов самообслуживания не имеют права требовать от покупателя, при входе в торговый зал магазина, предъявления приобретенных в других торговых точках товаров, а при выходе, не обязаны проверять правильность оплаты покупаемого товара и осматривать личные вещи.
Можно ли есть и пить до оплаты товара в магазине
Разбираться в этом будем в рамках правового поля. С каждым бывало, ходишь себе по большому гипермаркету и вдруг тебя начинает одолевать жажда. Питьевая вода, вот она рядом, на полке, но что бы утолить жажду, придется отстоять очередь перед кассой.
Или например другая ситуация, посложнее. Это когда дети начинают ныть и донимать вас, что им хочется сильно съесть печенье или попить водички. Отказать бывает крайне сложно и вы мгновенно принимаете решение, лишь бы не слушать их нытьё, и даете им всё, что они просят. Но опять вопрос: можно ли так делать до оплаты?
Мнение юристов
Право собственности на продукт или вещь возникает после её передачи, то есть после оплаты. С буквы закона, пока вы не оплатили продукт или товар, вы не имеете право его употреблять или пользоваться им по назначению.
Дело всё в том, что до момента оплаты это собственность магазина, а ваша она будет только после того, как вы произведете оплату и у вас будет кассовый чек, подтверждающий сделку по передаче.
Право покупателя до оплаты
Осмотреть и ознакомиться с товаром самостоятельно или пригласить для этого продавца-консультанта;
Требовать продемонстрировать действие товара и проверить его свойства, за искл. продуктов питания;
Попросить нарезать гастрономическую продукцию, в том числе хлеб от 400 гр., за искл. вариантов в заводской упаковке.
Тем не менее нигде дословно не указано, что покупателю запрещено пробовать, есть или пить продовольственные товары до оплаты. При этом, если покупатель кладет открытую бутылку с водичкой или вскрытую упаковку от шоколадки в корзину с очевидным намерением совершить покупку, ничего страшного не произойдёт.
Но если по какой-то причине вы «забудете» этот товар в зале с продуктами, то магазин имеет полное право привлечь вас к административной ответственности за мелкое хищение чужого имущества путём незаконного присвоения или растраты, ну или за мошенничество — всё зависит от величины ущерба.