можно ли выпившим заходить в церковь
Можно ли ходить в церковь выпившим?
В Библии говорится, что церковь — дом Господа, в который свободно могут входить все дети его. Но у обычных прихожан часто возникает вопрос, можно ли заходить в него человеку, который выпил немного вина. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять, как церковь относится к вину.
Отношение церкви к вину
Большинство обывателей хорошо знают те места в Священном Писании, в которых говорится, что христианская религия не запрещает употребление вина. Действительно, в священных текстах есть множество эпизодов, где люди употребляют вино. Это делал и Иисус Христос. Но речь в Библейских сюжетах идёт именно о небольшом количестве вина.
Внимание! Оправдывать пьянство и собственную слабость перед искушением, цитируя библейские строки нельзя.
Святитель Иоанн Златоуст писал, что в употреблении винного напитка нет греха, но чрезмерное его употребление приводит человека к дьяволу. Поэтому отцы церкви говорят, что каждый человек должен сам решить пить ему алкоголь или нет. Если у него есть сомнения в том, сможет ли он противостоять искушению предаться страсти употребления алкоголя и не направит ли он на этот греховный путь своих близких, то от вина, даже в малых количествах лучше отказаться полностью.
С точки зрения христианства, человеческое тело — сосуд, который наполняет дух, приближающий людей к Господу. Но если этот сосуд наполнить алкоголем, то для духа там остаётся мало места и единения с Создателем достичь становится очень трудно.
Обыватели о выпивших людях в церкви
Простые люди, часто посещающие православные культовые заведения, говорят, что немного выпивший вина человек может войти в церковь. При этом он должен себя адекватно вести:
В отношении человека, принявшего значительное количество алкогольного напитка, мнения прихожан разделились. Одни говорят, что обильно выпившему человеку не место в Божием доме, так как не может контролировать в это время своих слов и действий. Другие считают, что выпивший христианин должен помолиться и поклониться Господу на пороге храма и уйти с миром домой.
Но есть люди, говорящие, что в некоторых случаях даже очень пьяный человек может войти в культовое здание и попросить помощи у Всевышнего. К ним относятся:
Христианство призывает не судить чужие слабости и грехи, а также терпимо относиться к людям, обуреваемым различными страстями. Поэтому даже если во время богослужения рядом с христианином спокойно стоит нетрезвый человек, он не должен делать ему замечаний и осуждать.
Важно! Следует знать, что делать замечания, а тем более просить покинуть храм, может только священник.
Мнение священника
Все священнослужители говорят, что церковь — дом Господа, в котором есть место каждому. Люди, в любом состоянии приходят сюда по Его Воле.
Если выпивший человек пришёл в храм, то именно в этот момент он должен быть здесь, чтобы по молитве получить помощь. Священник выслушивает и советом направляет человека на путь, приближающий его к единению с Богом.
Молитвы от алкогольной зависимости:
Священники отмечают, что пьяный человек, пришедший однажды в церковь и получивший там духовную помощь, вернётся сюда вновь, но уже трезвым разумом и чистой душой, способной воспринимать замысел Создателя.
Можно ли, выпив алкоголь, войти в церковь — дело совести каждого человека. Но православные люди должны помнить, что двери храма открыты для всех детей Господа, нуждающихся в помощи. А осуждение и замечания других прихожан могут навсегда отвернуть их бога.
Можно ли ходить в церковь выпивши?
157 21.02.2019 10:34 Фото носит иллюстративный характер. Источник фото
Большинство обывателей хорошо знают те места в Священном Писании, в которых говорится, что христианская религия не запрещает употребление вина. Но речь идет именно о небольшом количестве вина.
С точки зрения христианства, человеческое тело – сосуд, который наполняет дух, приближающий людей к Господу. Но если этот сосуд наполнить алкоголем, то для духа там остается мало места и единения с Создателем достичь становится очень трудно.
Простые люди, часто посещающие православные культовые заведения, говорят, что немного выпивший вина человек может войти в церковь. При этом он должен себя адекватно вести.
В отношении человека, принявшего значительное количество алкогольного напитка, мнения прихожан разделились. Одни говорят, что обильно выпившему человеку не место в Божием доме, так как он не может контролировать в это время свои слова и действия. Другие считают, что выпивший христианин должен помолиться и поклониться Господу на пороге храма и уйти с миром домой.
Но есть люди, говорящие, что в некоторых случаях даже очень пьяный человек может войти в культовое здание и попросить помощи у Всевышнего. К ним относятся потеря близких людей, хронический алкоголизм, трудная жизненная ситуация.
Христианство призывает не судить чужие слабости и грехи, а также терпимо относиться к людям, обуреваемым различными страстями. Поэтому даже если во время богослужения рядом с христианином спокойно стоит нетрезвый человек, ему не нужно делать замечаний и осуждать.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Подпишитесь на наши новости в Google, добавьте в избранное в Yandex Новости
Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Воронежский священник рассказал, как вести себя на богослужении
Все житейские заботы лучше оставить за порогом храма, советует представитель церкви
Читать все комментарии
Войдите, чтобы добавить в закладки
Многие из нас боятся идти в храм из-за осуждения: не так оделся, не так крестишься, не тому святому ставишь свечку. Но так ли это важно, когда душа тянется к Богу, и стоит ли обращать внимание на замечания других? Обо всём этом нам рассказал настоятель Покровского храма в Лисках, руководитель миссионерского отдела Воронежской епархии Алексий Иванов.
Как одеваться
— Существует ли дресс-код для посещения храма?
— Такого рода рекомендации относительны и основываются прежде всего не на церковных канонах, а на здравом смысле, внутренней культуре человека, чувстве уместности и благоговении. Большинство людей понимает, что в храм лучше заходить в подобающей одежде — опрятной, достаточно закрытой, не привлекающей лишнего внимания. Это естественное проявление уважения к дому Божьему и к другим людям, которые пришли в него помолиться. Понятно, что ситуации бывают разные. Например, человек решил зайти в храм внезапно: может быть, его посетило сильное религиозное чувство или случилась беда… Не стоит отказываться от этого доброго намерения только потому, что нет подходящей одежды. В крайнем случае можно воспользоваться специальными накидками, которые для таких случаев предлагают во многих храмах.
— Можно ли приходить в церковь в любое время или обязательно быть к началу службы?
— В храм можно заходить в любое время – помолиться в тишине, приложиться к святыням, поставить свечу. Если же вы собираетесь в храм, чтобы помолиться за уставным вечерним или утренним богослужением, желаете исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин, то следует прийти к началу службы, внимать молитвам и священнодействиям, ведь они возносятся от лица всех верующих. Расписание богослужений узнать несложно. Как правило, оно размещается на видном месте либо внутри храма, либо снаружи, у входа.
Как заходить в храм
— Есть какое-то определенное правило, как заходить в церковь? Нужно ли при этом креститься? И зачем?
— «Когда доходишь до самого храма, останавливаешься на мгновение: это дом Божий, это Божий удел. И крестишься перед ним не только на икону, которая видна, но и на самый храм: это место селения Божия», – советует в своей замечательной книге «Войду в дом Твой» митрополит Антоний Сурожский. Крестное знамение – наше свидетельство о вере, употребляется не только при молитве, но и в различных обстоятельствах жизни как источник Божией благодати. Осеняя себя крестным знамением при входе в храм, мы свидетельствуем, что являемся христианами, верим в Единую и Нераздельную Пресвятую Троицу, воздаем поклонение Богу, вступая в Его дом.
— Что нужно сделать первым делом в храме: подойти к иконе, подать требы, купить свечи? Обязательны ли эти действия?
— Если вы нечасто заходите в храм, то для ознакомления придите туда, когда там нет службы, постойте один в тишине, помолитесь. Попробуйте обратиться к Богу своими словами — для этого не нужна какая-то специальная подготовка. При входе в храм осените себя крестным знамением, передвигайтесь по возможности неспешно и тихо, никого не задевая. Можно поставить свечи: «о здравии» (за живых) – на любой подсвечник, при этом молятся святому, изображенному на иконе, у которой расположен подсвечник. Свечу «о упокоении» (за усопших) ставят на широкий подсвечник прямоугольной формы (канун), который чаще всего стоит перед Распятием.
Конечно, в храме нежелательно заниматься посторонними делами, не связанными с молитвой, — для этого достаточно других мест. Входите в храм, оставив все житейские заботы и суетные мысли снаружи. Так вы почувствуете, что даже время здесь течет по-другому, а после молитвы обретете покой и умиротворение.
— В какие места храма запрещен вход мирянину?
— Алтарь – это главная святыня православного храма, доступ в него был ограничен с глубокой древности. По церковным правилам, находиться в алтаре могут только мужчины, получившие благословение настоятеля храма. В женских монастырях нередко послушание алтарниц выполняют монахини, бывает, что и в приходских храмах пожилые женщины получают на такой труд благословение священника. В древней Церкви в алтарь могли входить диаконисы.
— Почему женщинам в определенные дни нельзя приходить на службу?
— Женщине при месячных не должно прикасаться святыням (прикладываться к иконам и святым мощам, вкушать антидор и просфору, помазываться освященным елеем) и тем более приступать к церковным Таинствам – Крещению, Причащению и т. д. Однако запрета на посещение храма в указанные дни нет. Таких же ограничений следует придерживаться женщине в течение 40 дней после рождения ребенка.
Как вести себя во время службы
— Пришедший должен отстоять всю службу от начала и до конца?
— Если человек пришёл на Литургию, чтобы причаститься Святых Христовых Таин, то, конечно, ему следует быть в храме и сосредоточенно молиться всю службу. Если же вы не готовились к причащению и имеете какие-то неотложные дела, можно выйти из храма и до окончания службы, только не следует это делать во время чтения Апостола или Евангелия, пения Херувимской песни, а также во время главнейшей части Литургии – Евхаристического канона (от пения «Верую» до «Отче наш»). Вечером то же правило, желающие на следующее утро причаститься молятся до конца, а остальные по возможности. Однако важно помнить, что нельзя постоянно пренебрегать причащением Святых Таин.
— Можно ли во время службы присесть или выйти на улицу подышать воздухом?
— Можно. Стоять неподвижно в продолжение всего богослужения – благочестивая традиция, а не каноническое требование. Даже в монастырях, где строго соблюдаются церковные уставы, разрешается сидеть при чтении кафизм Псалтири. При этом нужно помнить, что ходить по храму нельзя в особенно важные моменты богослужения. Например, во время чтения Апостола и Евангелия, при пении «Херувимской» и «Милость мира». В это время следует стоять в молчании и благоговении.
Как реагировать на замечания
— Можно ли во время службы переговариваться?
— Нет, нельзя. Входите в храм, оставив все суетные мысли за порогом. Ощущайте себя находящимися перед лицом Божиим, и Он услышит ваши просьбы. Только после искренней и сосредоточенной молитвы душа обретает покой и умиротворение. А отвлекаясь на разговоры, вы нарушаете благоговейное молитвенное состояние – и свое, и других. Это недопустимо.
— Как реагировать на замечания бабушек, если человек на службу пришел, может быть, второй раз в жизни и не знает многих правил?
— Спокойно, с любовью, понимая, что они – бабушки. Не нужно вступать в споры и доказывать свою точку зрения. Если уж совсем вам трудно – сообщите об этом настоятелю или другому священнику – клирику храма. Главное – при любом испытании не впускать в свое сердце раздражение. «Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух», – наставлял духовных чад преподобный Серафим Саровский. Мир в душе – необходимое условие для уподобления Богу.
— Как понять, что служба закончилась и как себя при этом вести?
— Служащий священник по завершении Литургии обычно говорит проповедь, либо, если это вечернее богослужение, благодарит всех за молитвы, поздравляет с праздником. В завершение – осеняет молящихся крестом или преподает общее благословение десницей (правой рукой). Выходить из храма следует в благоговейном молчании и с чувством благодарности Богу, стараясь сохранить душевный мир и благорасположение к окружающим в продолжение как можно более длительного времени.
1. О посещении храма
1.1. Почему храм называют церковью?
– Слово «Церковь» (в переводе с греческого «собрание призванных») – означает собрание людей вследствие призыва, приглашения. Апостолы были избраны и призваны Иисусом Христом к объединению в собрание, то есть в Церковь. Поэтому в самом полном смысле понятие Церковь Христова подразумевает собрание под единой Главой – Господом Иисусом Христом всех истинно верующих в Него на небе и земле, исполняющих Его волю, пребывающих в Нем, причащающихся Его Божественной Жизни.
Церковь – это Богочеловеческий организм, единство Духа, обитающего в людях, старающихся жить по Евангелию. Поэтому Церковью называется также сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.
Храм также называют церковью потому, что в нем собираются члены Церкви (церковная община) для соборной молитвы и богообщения. В этом случае слово «церковь» пишется с маленькой буквы. Храм называют домом Божиим, домом Господним. Соответствующее греческое слово в переводе на церковно-славянский язык также переводится как «церковь».
1.2. Обязательно ли ходить в храм?
– Да, это необходимо. Быть христианином – значит принадлежать Христу и созданной Им Церкви, которая, по словам апостола Павла, является «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3:15). Церковь – благодатный богочеловеческий организм, частью которого человек становится, уверовав в Бога, приняв Святое Крещение и участвуя в церковной жизни. Уклоняясь от жизни Церкви, человек неминуемо отдаляется как от самой Церкви, так и от ее Главы – Господа Иисуса Христа. «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6:46).
Важнейшей частью церковной жизни человека является посещение храма – дома Божия, места Его особого благодатного присутствия на земле. Христианин старается по возможности часто бывать в храме для общения с Богом. Здесь он может принять драгоценные дары Христовы: соединиться с Ним в таинстве Причащения, очиститься от грехов в таинстве Исповеди, получить помощь в болезни через таинство Елеосвящения, вступить в молитвенное общение со святыми. Посещение храма освящает жизнь человека.
1.3. Как часто следует посещать храм?
– В четвертой заповеди Божией говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому каждый христианин должен посещать храм в воскресные дни, включая всенощное бдение в субботу вечером и по возможности в дни церковных праздников. Можно приходить в храм и в любое другое время.
1.4. Можно ли принимать пищу в утренние часы перед посещением храма?
– По церковному Уставу делать это не положено. Тот, кто не причащался, вкушает по окончании богослужения антидор или просфору, которые принимают натощак. Но Устав рассчитан на физически здоровых людей. Для детей и людей, страдающих физическими недугами, возможны послабления, им разрешается принимать пищу и перед посещением храма.
1.5. Что надо делать перед входом в храм?
– Перед входом в храм надо трижды перекреститься, после каждого осенения себя крестным знамением сделать поясной поклон, мысленно произнося молитвы: после первого поклона: «Боже, буди милостив мне, грешному», после второго поклона: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя», после третьего поклона: «Без числа согреших, Господи, прости мя». Можно и просто перекреститься со словами «Господи, помилуй». Главное постараться оставить мысли о повседневных делах и иметь в душе настрой на общение с Богом.
1.6. Как вести себя в храме?
– Людям, идущим в храм, надо знать, что в Церкви существуют свои правила и установления. Приходя домой к своим друзьям или знакомым, любой человек соблюдает установленный в нем порядок, определенные правила приличия и ведет себя скромно, особенно если пришел просить хозяина дома о какой-либо помощи. Приходя в храм – дом Божий, тем более надо соблюдать установленные в нем правила, вести себя благочестиво и не создавать неудобств другим людям. Правила эти распространяются и на внешний вид. Женщинам не следует приходить в храм в очень коротких юбках, в кофтах и блузках совсем без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчинам не следует приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в храм мужчины снимают головные уборы.
Приходить в храм хорошо за 10–15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, поставить свечи, приложиться к иконам. После этого встать на свободное место. По традиции во время богослужения мужчины молятся в правой части храма, а женщины – в левой. Если свободного места достаточно, не следует занимать главного прохода от входных дверей к Царским Вратам. В Церкви существует традиция, когда во время помазания елеем, Причащения или прикладывания к кресту, мужчины подходят первыми, а женщины после них.
Не следует ходить по храму во время богослужения, вести разговоры. Вошедшим в храм после начала службы желательно не ставить свечи или передавать их, отвлекая людей от молитвы.
Непозволительно в храме сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристойно и благоговейно.
1.7. Почему в храме надо стоять во время служб?
– Христианин во время богослужения должен быть благоговейным соучастником священного действия, а не любопытным зрителем.
В храме совершаются богослужения и священные действия, во время которых человек предстоит пред Богом своей душой, умом и сердцем, а поскольку душа и тело тесно связаны друг с другом, то и самим телесным положением он выражает свой внутренний настрой. Человек создан Богом так, что само вертикальное положение тела указывает на его возвышенное предназначение. Отношение человека к Богу определяется не должностной инструкцией, а влечением духа. Поэтому для выражения глубокого почтения к Богу в храмах принято стоять во время богослужений. И кто искренне, внимательно, всей душой молится, тот не ощущает усталости.
Конечно, люди, страдающие телесными недугами, либо нуждающиеся в дополнительном отдыхе (например, беременные женщины, люди пожилого возраста), могут сидеть на скамейках, имеющихся в храмах. Но во время чтения Евангелия и в особо важных моментах Литургии следует вставать. «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», – говорил московский святитель XIX века Филарет (Дроздов).
1.8. Обязательно ли вставать в храме на колени во время богослужения?
– Существуют такие моменты во время богослужения, когда священник и все молящиеся встают на колени, например, во время молитвы преподобного Ефрема Сирина и некоторых других молений великопостных служб, чтения молитв в День Святой Троицы, иногда встают на колени и во время молебнов. Поэтому, если священник и все молящиеся встали на колени, то желательно поступить так же.
В случаях, когда человек болен или когда в храме очень тесно, можно на колени не вставать.
1.9. Обязана ли христианка постоянно носить платок или только в храме? А если девушка не замужем?
– Традиция предписывает замужней христианке покрывать голову в храме или на домашней молитве. Платок является признаком замужней христианки: это знак власти, которой она подчинена – власти мужа. В Священном Писании сказано: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5). «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11:7–10). В настоящее время такая благочестивая традиция распространяется на всех женщин. Соблюдая ее, женщины тем самым показывают свое смирение и послушание.
1.10. Может ли православная христианка носить брючный костюм или женские брюки? Допустимо ли в таком виде входить в храм Божий и участвовать в таинствах?
Называть брючный костюм или брюки исключительно принадлежностью мужской одежды – неправомерно. Брючный костюм или женские брюки являются элементами женской одежды (штаны в христианской Европе стали принадлежностью мужской одежды лишь в IX веке во времена болгарского царя Бориса).
Соблюдая соответствующие нормы приличия, православная христианка может в таком виде входить в храм Божий и участвовать в таинствах.
Современная одежда, подчеркивающая формы женского тела (например, узкие брюки), часто воспринимаются как соблазн для окружающих мужчин. Одежда и вообще внешний вид христиан, несомненно, должны выражать скромность и не подавать повода к соблазну у окружающих: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:7–9). В отношении покроя одежды христианам следует учитывать реакцию окружающих людей, руководствуясь советом святого Василия Великого: «Должно избегать и такого дела или слова, которое дозволено Писанием, когда другие чем-либо подобным располагаются ко греху, или к тому, что теряют сколько ни есть усердия к добру».
Если стремление одеваться в одежду противоположного пола у христианина или христианки обусловлено ощущением принадлежности к противоположному полу или желанием привлекать внимание лиц своего пола, то это сфера вдумчивой пастырской и психологической помощи, но не повод оскорблять таких людей или даже изгонять из храма.
1.11. Есть ли какие-либо ограничения в церковной жизни для женщин, находящихся в естественной нечистоте?
– В условиях современного церковного бытия нет однозначного определения и отношения к правилам ритуальной нечистоты, происходящим из Ветхого Завета (см. Лев. Гл. 15). Наиболее распространенной в настоящее время является практика, позволяющая женщинам в такие дни входить в храм или его притвор, но не допускающаяся до Причастия и других церковных таинств. В случаях же тяжелой болезни и имеющейся смертельной опасности (согласно указанию Требника), такой человек не лишается Церковью Крещения и Причащения.
1.12. Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередь и о чем надо молиться?
– Нет специального правила, кому и сколько свечей ставить. Можно сначала поставить свечу на подсвечник в центре храма, где на аналое обычно лежит икона праздника или храмовая икона, а также к образу Спасителя, Божией Матери, святым угодникам Божиим. Об упокоении усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике – кануне.
В молитве в первую очередь выражают благодарность Господу Богу за Его благодеяния. Молятся о прощении грехов, которые человек совершил и чувствует от этого тяжесть на душе. Также можно просить помощи в имеющихся нуждах.
1.13. Можно ли во время Причащения ставить свечи и прикладываться к иконам?
– Желательно ставить свечи и прикладываться к иконам до начала богослужения, а если не успели – после его окончания. Во время богослужения все внимание должно быть обращено на то, что поется и читается в храме. Причащение – это самая важная часть богослужения, поэтому в этот период не следует ставить свечи и прикладываться к иконам, чтобы не мешать причастникам, которые в этот момент проходят по храму к Святой Чаше, а потом к столику с теплотой. Кто не причащается, должен стоять на одном месте и молиться, сохраняя благоговение перед величайшим таинством.
1.14. Как надо себя вести при каждении храма?
– Когда священнослужитель совершает каждение храма, надо посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. При этом не надо поворачиваться спиной к алтарю. Надо лишь слегка развернуться. Креститься в это время не следует.
1.15. Что делать, если ребенок в храме расплакался?
– Плачущего ребенка надо успокоить, а если это не удается, то выйти с ним из храма, чтобы не мешать молящимся.
Но смущаться этим не надо. Дети, которые бывают в храме каждое воскресение, обычно ведут себя спокойно.
1.16. Прикладываются ли к кресту в Радоницу?
– Да, как и в любой другой день. К кресту прикладываются по окончании богослужения по церковной традиции, потому что крест – это христианская святыня, символ веры и орудие нашего спасения.
1.17. Для чего по храму ходят с подносами и собирают деньги?
– «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища?» (1 Кор. 9:13). Самим Господом установлено, что Церковь существует на пожертвования верующих (см. Лев. 27:32; Втор. 12:6; 14:28; 18:1–5).
Молитвенное прошение человека к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести Ему в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные вносы. Святитель Иоанн Златоуст разъяснял тем, кто в его время не понимал значение сборов: «Ты не смущайся – не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, – не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».
Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая.
О духовной стороне говорит Господь: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12:33–34). И апостол Павел пишет: «Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу» (Фил. 4:16–17).
Практическая сторона. Церковь и люди ее живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов на приобретение церковной утвари, облачений, богослужебных книг, на содержание священнослужителей и сотрудников храма, преподавателей воскресной школы, а также на реставрацию, ремонт, на оплату за отопление, воду, электричество. Все эти затраты храмы вынуждены покрывать самостоятельно, а их доходы складываются, главным образом, из пожертвований верующих.
Христианин должен совершать приношения благотворительного характера по усердию. Апостол Павел писал к коринфянам: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:7–8).
Отмечается, что «каждый прихожанин имеет своей обязанностью… содействовать благосостоянию прихода. На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма» (Устав Русской Православной Церкви. Глава XVI. Приходы).
1.18. Если необходимо уйти до окончания Литургии, когда можно это сделать?
– В случае крайней необходимости уходить из храма можно в любое время. Но если с уходом можно помедлить, то нежелательно уходить во время чтения Евангелия, при пении Херувимской песни, во время Евхаристического канона. Если есть возможность, то желательно не уходить до возгласа священника «С миром изыдем», вскоре после причащения мирян.
1.19. Можно ли подойти на помазание во время всенощной службы некрещеному?
– В молитве на освящение елея подразумеваются верные, то есть крещеные христиане: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей, и умножи сия во граде сем, и во всем мiре Твоем, и вкушающия от них верныя освяти».
Если некрещеный человек проявляет искренний интерес к Церкви, то ему можно участвовать в помазании во время полиелея. Но важно не ограничиваться этим помазанием, а принять решение стать христианином через Святое Крещение.
Если же он воспринимает помазание как своего рода магию, как некое «церковное лекарство», но при этом вовсе не проявляет интереса к церковной жизни, то лучше на помазание не подходить.
1.20. Можно ли некрещеному человеку приложиться к мощам?
– К святым мощам и иконам некрещеным прикладываться можно, если они имеют веру и благоговение перед святыней.
Надо благодарить Бога, что некрещеный человек имеет благое желание приложиться к святыне, это может быть первым робким шагом на пути к Церкви, поэтому надо проявить внимание и снисхождение к такому человеку.
1.21. Как относиться к тому, что во время службы видится красивое свечение икон, врат и тому подобное?
– С большой осторожностью. Через такие видения может произойти обольщение лукавым духом, что приводит к состоянию, называемому в Православии прелестью. Также нужно быть осторожным и в отношении слышания голосов и каких-либо физических ощущений во время молитвы. Подобным видениям не надо придавать значения, стараться не обращать на них внимания, чтобы не прельститься. Если эти явления повторяются, то следует рассказать об этом священнику.
1.22. С какой стороны надо обходить иконы в храме – справа налево или слева направо?
– С любой. Главное, чтобы это делалось благоговейно, с молитвой и не мешало другим людям. Иконы обходят не ради исполнения какого-то обряда или ритуала, а ради молитвы, обращенной к Господу, Божией Матери и святым угодникам Божиим, чьи святые лики изображены на иконах.
1.23. Сколько цветов можно приносить в храм – четное или нечетное количество?
– Можно приносить любое количество цветов. Имеет значение не количество, а сердечное расположение приносящих.
1.24. Разрешается ли в храме фото- и видеосъемка?
– Общецерковного запрета на фото- и видеосъемку в храмах не существует (пример: трансляция Рождественских и Пасхальных богослужений с участием Патриарха). Однако лучше в каждом конкретном случае выяснять, не запрещена ли в храме съемка.