можно ли вырубить деревья в снт на землях общего пользования
Дерево на границе садового участка
Сперва надо выяснить, кто является собственником того земельного участка, на котором растет дерево.
Поскольку фактические границы, принадлежащего автору вопроса земельного участка, могут не соответствовать кадастровым границам, предварительно может потребоваться уточнить границы спорных участков, выставив с помощью кадастрового инженера границы участков на местности, и выяснить собственника земельного участка, где расположено спорное дерево.
Также необходима информация о том, кому принадлежит расположенная воздушная линия ЛЭП, о которой упоминает автор вопроса: принадлежит на праве собственности юридическому лицу – СНТ, или относится к имуществу общего пользования всех его членов и является их общей собственностью, или находится на балансе энергообслуживающей организации.
Следует знать, что часть земельного участка, принадлежащая собственнику, например, гражданину-садоводу, может относиться к охранной зоне ЛЭП, поэтому в границах такого земельного участка вводится особый режим использования, что создает ограничения для ведения хозяйственной деятельности собственника на этом земельном участке.
Обрезка крон деревьев или вырубка деревьев и кустарников в охранных зонах воздушных линий электропередачи (ЛЭП) осуществляется в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (далее – Правила).
Земельные участки, входящие в охранные зоны электрических сетей, не изымаются у землепользователей и используются ими с обязательным соблюдением Правил.
Как указывает автор вопроса, дерево растет ровно под ЛЭП, задевая провода своей кроной, поэтому, скорее всего, оно растет как раз в охранной зоне.
Согласно пп. «в» п. 10 Правил в пределах охранных зон юридическим и физическим лицам запрещаются посадка и вырубка деревьев и кустарников без письменного решения о согласовании сетевых организаций.
Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, в том числе по вырубке дерева, заинтересованные лица должны обратиться с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующей ЛЭП, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий (п. 12 Правил).
Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий.
Лица, получившие решение о согласовании осуществления действий в охранных зонах, обязаны осуществлять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность объектов электросетевого хозяйства.
Согласно пп. «б» п. 21 вышеуказанных Правил для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями осуществляются вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Также согласно пп. «в» п. 23 Правил сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Подводя итог вышеизложенному, для решения конкретного вопроса по спилу дерева следует обратиться в сетевую организацию, которая обслуживает ЛЭП в границах земель, расположенных на территории СНТ.
Прокурор разъясняет
В соответствии с п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.203 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены.
В каждом населенном пункте органами местного самоуправления в соответствии с указанной нормой, а также Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принимается положение, регулирующее порядок выдачи разрешения на производство вырубки деревьев и кустарников в городской черте либо в черте сельского поселения.
За получением разрешения необходимо обратиться в органы местного самоуправления, которые на основании нормативно-правового акта обязаны принять и рассмотреть заявление гражданина либо юридического лица (управляющей компании, обслуживающей придомовую территорию) о производстве рубки зеленых насаждений.
Рубка в отсутствии разрешения запрещена и является уголовно- либо административно наказуемым деянием, за которое в последующем в порядке гражданского судопроизводства необходимо будет возместить ущерб за уничтоженные зеленые насаждения.
Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений установлена ст. 260 УК РФ. Согласно данной статье незаконной рубкой лесных насаждений признается незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесным насаждениям или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере. Вместе с тем при отсутствии признаков уголовного преступления, за незаконную рубку предусмотрена административная ответственность.
Так, согласно ст. 8.28 КоАП РФ гражданин, должностное лицо подлежит привлечению к ответственности за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 тыс. рублей (примечание к ст. 260 УК РФ).
Кроме того, необходимо учитывать, что предметом преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, ст. 8.28 КоАП РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.
Межрайонная природоохранная прокуратура
Прокуратура
Липецкой области
Прокуратура Липецкой области
28 августа 2020, 17:14
Природоохранная прокуратура: «Разрешение на вырубку деревьев, растущих на территории, прилегающей к приусадебному земельному участку или произрастающих вблизи забора «
В соответствии с п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.203 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены.
В каждом населенном пункте органами местного самоуправления в соответствии с указанной нормой, а также Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принимается положение, регулирующее порядок выдачи разрешения на производство вырубки деревьев и кустарников в городской черте либо в черте сельского поселения.
За получением разрешения необходимо обратиться в органы местного самоуправления, которые на основании нормативно-правового акта обязаны принять и рассмотреть заявление гражданина либо юридического лица (управляющей компании, обслуживающей придомовую территорию) о производстве рубки зеленых насаждений.
Рубка в отсутствии разрешения запрещена и является уголовно- либо административно наказуемым деянием, за которое в последующем в порядке гражданского судопроизводства необходимо будет возместить ущерб за уничтоженные зеленые насаждения.
Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений установлена ст. 260 УК РФ. Согласно данной статье незаконной рубкой лесных насаждений признается незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесным насаждениям или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере. Вместе с тем при отсутствии признаков уголовного преступления, за незаконную рубку предусмотрена административная ответственность.
Так, согласно ст. 8.28 КоАП РФ гражданин, должностное лицо подлежит привлечению к ответственности за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 тыс. рублей (примечание к ст. 260 УК РФ).
Кроме того, необходимо учитывать, что предметом преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, ст. 8.28 КоАП РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.
Вырубка деревьев на территории Снт
Здравствуйте, при реконструкции ЛЭП на территории СНт, на землях общего пользования, необходимо срубить 6-7 взрослых сосен, нужно ли оформлять официальное разрешение у властей?
Максим
Максим, просто так срубить не получится. Получение разрешения на вырубку деревьев осуществляется путем оформления порубочного билета. Оформление порубочного билета осуществляется в соответствии с законодательством субъекта РФ.
А скажите, охранная зона согласована?
Позвонил в поселковую администрацию, они сказали что не регламентрируют именно на территории СНТ снос зеленых насаждений. Все делается через решение правления СНТ и все. как то так
Максим, добрый день.
Что бы вырубить деревья, Вам нужно обратиться в Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Администрации г.Тюмени за порубочным билетом. Там же Вы сможете ознакомится со списком необходимых документов.
Все делается через решение правления СНТ и все… как то так
Максим
Максим, если администрация не регулирует эту землю, то следовательно земля принадлежит СНТ, созовите общее собрание, вынесите решение и рубите.
Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков
[Земельный кодекс РФ][Глава VI][Статья 40]
1. Собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд
имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые,
пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
Добрый день, Максим!
Разрешение оформлять нужно.
Помимо разрешения местной городской/поселковой администрации, Вам необходимо так же обратиться за разрешением/согласованием и к собственнику ЛЭП.
Перечень докментов для получения порубочного билета:
Письмо от заказчика (балансодержателя территории) с документами подтверждающими права пользования земельным участком. Срок подготовки порубочного билета 30 рабочих дней.
Акт обследования зеленых насаждений.
Перечетная ведомость зеленых насаждений, подлежащих вырубке и (или) обрезке, заверенная подписью и печатью балансодержателя территории.
План территории с точным указанием вырубаемых и подлежащих обрезке деревьев и кустарников, заверенный печатью балансодержателя территории.
Договор с подрядной организацией на выполнение работ по вырубке (удалению) деревьев, на кронирование тополей, формовочной обрезке деревьев, глубокой омолаживающей обрезке деревьев и кустарников. ( заверен синей печатью)
Доверенность на право получения Порубочного билета, оформленная в установленном порядке, выданная представителю заявителя (срок доверенности до конца года).
Билет выдается максимум в течении 30 дней.
За разрешением к ЛЭП нужно обращаться за 15 дней до предполагаемой вырубки. ЛЭП после получения отвас заявления в течении 2 дней должны дать ответ. В случае необоснованного отказа вы вправе подать в суд.
К сожалению Вы не указали где именно находится СНТ, но т.к. Вы из г.Тюмень, буду исходить из того, что СНТ тоже в Тюмени. Если нет, то на территории админинистративного образования на котором находится СНТ, также имеются подобные правила.
ПРАВИЛА
БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ
(в ред. решений Тюменской городской Думы
от 25.09.2008 N 124, от 25.02.2010 N 440,
от 24.06.2010 N 502, от 23.12.2010 N 579,
от 23.06.2011 N 685, от 27.10.2011 N 741,
от 29.03.2012 N 826, от 28.02.2013 N 999,
от 25.04.2013 N 1038, от 27.03.2014 N 111,
от 20.06.2014 N 163)
Статья 15. Содержание озелененных территорий города Тюмени
(в ред. решения Тюменской городской Думы от 23.12.2010 N 579)
Статья 16. Снос зеленых насаждений
(в ред. решения Тюменской городской Думы от 20.06.2014 N 163)
1. Снос зеленых насаждений допускается в следующих случаях:
а) вынужденный снос при плановых работах по ремонту, строительству, реконструкции автомобильных дорог, улиц,инженерных сетей, зданий, сооружений; при проведении ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия; при проведении переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения при переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение в случае произрастания зеленых насаждений с нарушением требований, установленных санитарными, экологическими, строительными и иными нормами и правилами; при проведении работ по благоустройству территории за счет средств бюджета города Тюмени;
б) для восстановления уровня освещенности помещений, соответствующего нормативам;
в) при невозможности обеспечения нормальной видимости технических средств регулирования дорожного движения, безопасности движения транспорта и пешеходов;
г) в состоянии крайней необходимости (для устранения угрозы падения дерева, аварийных деревьев);
д) произрастающих в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций, а также для устранения аварии на инженерных сетях. 2. Снос зеленых насаждений в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешения, выданного Администрацией города Тюмени.
Выдача разрешения на снос зеленых насаждений осуществляется в соответствии с муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени.
3. Утрата зеленых насаждений в результате вынужденного сноса подлежит полной компенсации путем проведения компенсационного озеленения на сумму не ниже размера компенсационной стоимости в местах, определяемых Администрацией города Тюмени, на основании Плана озеленения территории города Тюмени, сформированного в соответствии с Генеральным планом городского округа город Тюмень, Правилами землепользования и застройки города Тюмени, проектами планировки территории, разрабатываемого и утверждаемого в соответствии с муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени.
В случае, когда вынужденный снос осуществляется в целях проведения работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета и (или) бюджета Тюменской области, и (или) бюджета города Тюмени, компенсационное озеленение производится:
путем создания озелененных территорий не позднее двух с половиной лет с момента выдачи разрешения на снос зеленых насаждений;
путем осуществления благоустройства существующих озелененных территорий, иных объектов благоустройства, на которых имеются зеленые насаждения, не позднее полутора лет с момента выдачи разрешения на снос зеленых насаждений.
В случае, когда вынужденный снос зеленых насаждений производится за счет средств иных физических и юридических лиц, компенсационное озеленение осуществляется путем проведения единичных посадок зеленых насаждений не позднее полутора лет с момента выдачи разрешения на снос зеленых насаждений.
Порядок проведения компенсационного озеленения определяется муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени.
4. Снос зеленых насаждений в случаях, указанных в пунктах «б», «в», «г», «д» части 1 настоящей статьи, производится физическими и юридическими лицами, заинтересованными в их сносе, без оплаты компенсационной стоимости.
5. Лица, осуществившие снос зеленых насаждений в нарушение установленных настоящими Правилами требований, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
6. Снос деревьев, кустарников, газонов, за исключением пород, заготовка древесины которых запрещена, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства, а также на земельных участках общего пользования в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется правообладателями данных земельных участков самостоятельно за счет собственных средств.
7. Зеленые насаждения быстрорастущих пород в возрасте до 5 лет, а медленнорастущих пород в возрасте до 10 лет подлежат пересадке в порядке, установленном муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени.
Полный тескст на сайте www.tyumen-city.ru/social/clear-city/pravila-blagoustroistva-goroda-tumeni
Получите разрешение администрации и спиливайте.
Защитная полоса между лесом и участком
Должна ли быть защитная полоса или дорога между лесом и участками? Могу ли я очистить какую-то территорию, прилегающую к участку, от леса самостоятельно?
Да, обязательно должна быть защитная полоса между лесничеством и участками.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя также прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Противопожарные разрывы в соответствии с Перечнем объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 № 1283-р, относятся к объектам лесной инфраструктуры.
Согласно ч. 4 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются рубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) и Лесным кодексом РФ.
Согласно ст. 65 Технического регламента планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные данным регламентом.
Федеральным законом от 10.07.2012 № 117-ФЗ в Технический регламент были внесены изменения, в результате которых противопожарные расстояния от строений до лесничеств не содержат численных значений.
В действующей в настоящее время редакции ч. 2 ст. 69 Технического регламента указано, что противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных:
Приказом МЧС России от 14.02 2020 № 89 были внесены изменения № 1 в Свод правил «СП 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденный приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288.
Изменения в Свод правил вступили в силу с 14 августа 2020 г., в п. 4.14 которых были установлены численные противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород, которые должны составлять не менее 50 м, лиственных пород – не менее 30 м.
Также согласно абз. 7 п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, вступивших в силу с 1 января 2021 г. (далее – Противопожарные правила), в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 м.
Вышеуказанные противопожарные минерализованные полосы запрещается использовать для ведения сельскохозяйственных работ, для складирования горючих материалов, мусора, бытовых отходов, а также отходов древесных, строительных и других горючих материалов (абз. 2 п. 74 Противопожарных правил).
Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана (п. 67 Противопожарных правил).
Информация о принадлежности земельного участка, на котором планируется сделать защитную полосу, в конкретном вопросе не озвучена, не ясно кому принадлежит граничащий земельный участок: автору вопроса, или это общественная земля СНТ, или лесной фонд, или земля государственная (муниципальная).
На основании вышеизложенного, автору вопроса прежде, чем приступать к очистке прилегающей к его участку чужой территории, надо выяснить владельца соседнего земельного участка, точно определив их границы.
Один из самых простых способов получения информации о граничащем земельном участке – это обратиться к сервису «Публичная кадастровая карта» на официальном сайте Росреестра (pkk5.rosreestr.ru).
Если автор вопроса уверен, что соседний лесной участок относится к землям лесного фонда, то возможно заказать выписку из государственного лесного реестра (далее – ГЛР), с целью получения более точной информации о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий.
ГЛР содержит систематизированный свод документированной информации о границах лесов, о лесничествах и лесопарках, находящихся на территории, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве.
Если земельный участок автора вопроса расположен на подведомственной территории внутригородского муниципального образования г. Санкт-Петербурга пос. Шушары, то обращаться необходимо в Управление садово-паркового хозяйства Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/blago/gosuslugi/predostavlenie-vypiski-iz-gosudarstvennogo-lesnogo-reestra/.
Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, а на лесных участках, не переданных в пользование, – органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ).
Следует знать, что ст. 8.28 КоАП РФ закрепляет, что незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан наказывается штрафом. Размер штрафа для граждан составляет от 3 до 4 тыс. руб.
Рубка деревьев на территории СНТ
Нужно ли оформлять председателю СНТ разрешение либо порубочный билет для порубки деревьев в границах СНТ.
Ответы на вопрос:
Вообще то деревья на территории СНТ являются частной собственностью ст 209 ГК РФ самого СНТ В этой связи «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018) не требует о СНТ получать разрешение и оформлять порубочный билет.
Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Поэтому вам разрешений не нужно, и билетов то же, если в ваших границах собственности, ст. 261 ГК РФ.
«»Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.10.2019)
ГК РФ Статья 261. Земельный участок как объект права собственности
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.»
Всего вам доброго порубить.
Порубочный билет на порубку деревьев оформлять не требуется. Достаточно решения членов СНТ.
Статья 261 ГК РФ указывает:
Право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
То есть деревья, произрастающие на земле СНТ, принадлежат СНТ.
Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации.