можно ли выщипывать брови мужчинам по исламу
Коррекция формы бровей
Имам Абдулхамид аш-Ширвани в субкомментариях к книге «Тухфат аль-мухтаж» пишет:
«Запрещается женщине «ат-танмис»– выщипывание (удаление) волос с лица и бровей для красоты. Если же муж дал ей разрешение на это, тогда оно дозволяется, потому что подобное украшение в его интересах»
[См.: Тухфат аль-мухтаж, т. 2, с. 127].
Имам ибн Хажар в своей книге «Тухфат аль-мухтаж» пишет:
ﺫﻛﺮﻭﺍ ﻫﻨﺎ ﻓﻲ ﺍﻟﻠﺤﻴﺔ ﻭﻧﺤﻮﻫﺎ ﺧﺼﺎﻟﺎ ﻣﻜﺮﻭﻫﺔ ﻣﻨﻬﺎ ﻧﺘﻔﻬﺎ ﻭﺣﻠﻘﻬﺎ ﻭﻛﺬﺍ ﺍﻟﺤﺎﺟﺒﺎﻥ
«Учёные (мазхаба имама аш-Шафии) упомянули некоторые нежелательные действия, касающиеся бороды и т. п. К ним относятся выщипывание и бритьё бороды, также и бровей»
[См.: Тухфат аль-мухтаж, т. 2, с. 375-376].
Ученый мазхаба имама Ахмада Аль-Бухути своей книге «Кашаф аль-кина» пишет:
ولها أي المرأة (حلق الوجه وحفه نصا) والمحرم إنما هو نتف شعر وجهها قاله في الحاشية
«Женщине можно брить и подстригать волосы на лице согласно тексту имама Ахмада (насс). Запретным же является лишь выщипывание волос лица, как об этом сказал автор «Аль-хашия»»
[См.: Кашаф аль-кина, т. 1, с. 83].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
По мазхабу имама аш-Шафии удаление волос, бровей выщипыванием, бритьём, подстриганием запрещено женщинам в отличие от замужних, которым разрешают это их мужья. Мужчинам вышеупомянутое дозволено, но нежелательно. Также это дозволено тем, у кого на лице волосы, которые уродуют их или же мешают повседневной жизни. Согласно шариатскому принципу ситуации крайней необходимости дозволяют запретное.
По мазхабу имама Ахмада запретным является только выщипывание бровей, но не подстригание их. Оно нежелательно.
Отдел фетв, Муфтият РД
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Дозволена ли коррекция формы бровей?
Вопрос: Мне не нравится форма моих бровей, они некрасивые. И подружки так говорят. А хочется всё же быть идеальной. Но я ношу хиджаб и стараюсь соблюдать нормы Ислама, поэтому меня волнует дозволенность такой коррекции. Дозволено ли мужчинам и женщинам выщипывать или укорачивать брови, придавая им форму?
Ответ:
Имам Абдулхамид аш-Ширвани в субкомментариях к книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет:
«Запрещается женщине «ат-танмис» – выщипывание (удаление) волос с лица и бровей для красоты. Если же муж дал ей разрешение на это, тогда оно дозволяется, потому что подобное украшение в его интересах» (См.: Тухфат аль-мухтаж, т. 2, с. 127).
Имам ибн Хажар в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет:
ﺫﻛﺮﻭﺍ ﻫﻨﺎ ﻓﻲ ﺍﻟﻠﺤﻴﺔ ﻭﻧﺤﻮﻫﺎ ﺧﺼﺎﻟﺎ ﻣﻜﺮﻭﻫﺔ ﻣﻨﻬﺎ ﻧﺘﻔﻬﺎ ﻭﺣﻠﻘﻬﺎ ﻭﻛﺬﺍ ﺍﻟﺤﺎﺟﺒﺎﻥ (٢ \ ٣٧٥ — ٣٧٦)
«Учёные (мазхаба имама аш-Шафии) упомянули некоторые нежелательные действия, касающиеся бороды и т. п. К ним относятся выщипывание и бритьё бороды, также и бровей» (См.: Тухфат аль-мухтаж, т. 2, с. 375-376).
Учёный мазхаба имама Ахмада Аль-Бухути своей книге «Кашаф аль-кина» пишет:
(ولها) أي المرأة (حلق الوجه وحفه نصا) والمحرم إنما هو نتف شعر وجهها قاله في الحاشية . (١ \ ٨٣)
«Женщине можно брить и подстригать волосы на лице согласно тексту имама Ахмада (насс). Запретным же является лишь выщипывание волос лица, как об этом сказал автор «Аль-хашия»» (См.: Кашаф аль-кина, т. 1, с. 83).
Заключение:
1. По мазхабу имама аш-Шафии удаление волос, бровей путём выщипывания, бритья, подстригания запрещено незамужним женщинам, замужним же это дозволено только с разрешения мужа. Мужчинам вышеупомянутое дозволено, но нежелательно. Также это дозволено тем, у кого на лице волосы, которые уродуют их или же мешают повседневной жизни. Согласно шариатскому принципу ситуации крайней необходимости дозволяют запретное.
2. По мазхабу имама Ахмада запретным является только выщипывание бровей, но не подстригание их. Оно нежелательно.
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Удаление волос с лица и бровей
Пожалуйста, напишите о дозволенности удаления бровей и лишних волос с лица. Можно ли удалять лишние волосы с переносицы? Либо немного уменьшить слишком большие и густые брови?
Вопрос удаления волос вокруг бровей стал очень острым и занимает умы многих людей. Современная мода диктует определенный тип внешности, подразумевающий тонкие сформированные брови. Этот вопрос порождает немало споров среди сестер-мусульманок.
Иногда даже женщины, у которых хорошая естественная форма бровей, чувствуют себя некрасивыми и несовременными, так что они также стараются выщипывать себе брови, осветлять их и придать им форму.
Однако Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) предупреждал мусульманок: «Аллах проклял тех женщин, которые изменяют свои брови или просят кого-то помочь им в этом» (Бухари, «Сахих»; Муслим, «Сахих»).
Это довольно строгое предупреждение, поэтому видные исламские алимы, например, Ибн Хаджар Аскаляни, Табари, Навави были против любых изменений формы бровей, запрещая даже удаление волос между ними. Добавим, что Табари относил подобное к изменению сути творений Аллаха.
Однако стоит отметить, что мусульманские ученые считали разрешенным удаление женщинами волос с верхней губы, щек и подбородка (что напоминает усы и бороду), чтобы избежать уподобления мужчинам.
Поэтому можно сделать вывод, что мусульманкам не разрешается удалять любое количество волос из бровей для украшения, однако разрешается удалять волоски с переносицы (промежутка между бровями), поскольку это считается ненормальным. Так дозволяется удалять некоторое количество волос вокруг бровей или прореживать очень густые брови, уменьшая их до обычного, среднего размера.
Подтверждением тому являются работы мусульманских алимов. Ибн Абидин аш-Шами пишет в комментариях к «Дурр уль-Мухтар» относительно запрета удаления волос с лица: «Возможно, что запрет, упомянутый в хадисе, относится к тому выщипыванию бровей, которое женщины могут делать ради посторонних мужчин. Но если мусульманка удаляет волосы с лица, чтобы понравиться мужу, это будет дозволенным».
В «Табиин аль-Махарим» говорится, что удалять волосы с лица запретно, однако, если у женщины растут усы или борода, тогда, наоборот, удаление этих волос будет желательным. В «Татархании» сказано, что нет возражений против того, чтобы удалить волосы с лица и бровей, если таким образом мужчина не уподобляется женщине.
Также в «Фатава Хиндия» отмечено: «Нет возражений против удаления волос с бровей и лица, если это не делает мужчину подобным женщине» («Фатава Хиндия», с. 23 / 4).
Принимая во внимание вышеупомянутый хадис, а также утверждения ханафитских факихов, можно сделать следующие выводы:
— Мусульманкам дозволяется удалять бороду и усы, которые растут у нее на лице, а также любые волосы с лица, которые делают ее подобной мужчине. Это позиция большинство ученых, которые считали это не только дозволенным, но и желательным. То же самое касается обесцвечивания этих волос (если их не удаляют).
— Если брови срастаются между собой, допускается удалять волосы с переносицы, поскольку это считается дефектом внешности.
— Дозволяется удалять отдельные волосы, которые растут вокруг бровей, если это выглядит некрасиво и/или вызывает неприязнь мужа. Это не значит, что дозволяется удалять целый ряд волос с бровей, делая их тонкими, как это принято в наше время.
— Плотные густые брови можно немного уменьшить до нормального размера. Однако здесь следует проявлять большую осторожность, чтобы не попасть под предупреждение хадиса. Если вы не знаете, что считать «нормальным» размером, лучше удалить совсем немного волос. Стилисты – особенно, немусульмане – могут считать «нормой» брови, которые уменьшены до тонкой линии или имеют неестественную форму. Такое неприемлемо для мусульман.
Можно ли выщипывать брови мужчинам по исламу
Доктор Уахба Ахмад Хасан говорит: «Удаление волос бровей разными средствами, использование карандашей для бровей и других кожных препаратов имеют вредные последствия, так как все они изготовлены из тяжелых ингредиентов». И потом добавил: «Удаление бровей разными средствами вызывает кожные наросты и морщины, а в случае приостановки удаления, брови там растут заметно гуще, чем раньше, если ещё заметить, что натуральные брови хорошо сочетаются с волосами, лбом и округлостью лица».
Говорит шейх Абдуль-Азиз ибн Баз: «Удалять брови полностью или частично, или выщипывать их запрещено, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял ту, которая выщипывает брови и ту, которая помогает ей в этом, употребляя термин «ан-Намс», и как выяснили ученые: это и есть выщипывание бровей».
Шейх Мухаммад ибн Джибрин говорит: «Нельзя укорачивать, брить или выщипывать брови даже при согласии мужа, в этом нет красоты, а скорее всего это является изменением создания Аллаха, Лучшего из творцов. Есть предостережение от этого и проклятие тем, кто делает это, и вытекающий из этого запрет».
Уважаемый шейх Салих аль-Фаузан говорит: «Женщине запрещается удалять что либо из бровей, укорачивать их, выщипывать или удалять любым другим способом, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял удаляющую и ту, кому удаляют брови
Удаление волос с лица и бровей — подробный разбор вопроса
Вопрос:
Пожалуйста, пролейте свет на дозволенность удаления бровей и лишних волос с лица. Можно ли удалять лишние волосы с переносицы? Либо немного уменьшить брови слишком большие и густые?
Ответ:
С именем Аллаха, Который наставляет на истину.
Проблема удаления волос вокруг бровей стала очень популярной сегодня, и, похоже, смущает многих людей. Проблема в том, что модный стиль внешности в наше время предполагает тонкие брови, имеющие определенную форму. Так что этот вопрос создает большую фитну для наших сестер-мусульманок.
Даже женщины, у которых хорошая естественная форма бровей, чувствуют себя некрасивыми и несовременными, так что они также стараются выщипывать себе брови, осветлять их и придать им форму.
Пророк (мир ему и благословение) предупреждает подобных женщин:
«Аллах проклял тех женщин, которые изменяют свои брови или просят кого-то помочь им в этом» (Сахих Бухари и Муслим).
Предупреждение весьма строгое, поэтому такие большие ученые как Ибн Хаджар Аскаляни, Табари, Навави были против любых изменений формы бровей, запрещая даже удаление волос между бровями. Табари относил подобное к изменению творений Аллаха.
Однако, они разрешали женщинам удаление волос с верхней губы, щек и подбородка (что напоминает усы и бороду у мужчин), чтобы избежать уподобления мужчинам.
На основании всего этого делается вывод, что женщинам не разрешается удалять любое количество волос из бровей для украшения, однако разрешается удалять волосы с переносицы (промежутка между бровями), поскольку это считается ненормальным. Так дозволяется удалять некоторое количество волос вокруг бровей или прореживать очень густые брови, уменьшая их до обычного, среднего размера. Этот вывод можно сделать из следующих текстов:
Ибн Абидин аш-Шами пишет в комментариях к Дурруль-Мухтар относительно запрета удаления волос с лица:
«Возможно, что запрет, упомянутый в хадисе, относится к тому выщипыванию бровей, которое женщины могут делать ради посторонних мужчин. Но если женщина удаляет волосы с лица, чтобы понравиться мужу, это будет дозволенным. В «Табиин аль-Махарим» говорится, что удалять волосы с лица запретно, однако, если у женщины растут усы или борода, тогда, наоборот, удаление этих волос будет желательным. Передается в Татархания, что нет возражений против того, чтобы удалить волосы с лица и бровей, если таким образом мужчина не уподобляется женщине».
Также в Фатава Хиндия сказано:
«Нет возражений против удаления волос с бровей и лица, если это не делает мужчину подобным женщине» (Фатава Хиндия, с.23/4).
Также один из великих правоведов 21 века муфтий Рашид Ахмад Людьянви пишет в своей фетве следующее:
«(…) Однако, если брови становятся настолько густыми, что это неестественно для женщины и вызывает отвращение у ее мужа, ей дозволяется уменьшить их до более подходящего и обычного размера» (Ахсануль-Фатава, т.8, с. 76).
Принимая во внимание вышеупомянутый хадис, а также утверждения ханафитских факихов, можно сделать следующие выводы:
А Аллах знает лучше.
Муфтий Абдуррахман ибн Юсуф Мангера