можно ли вытирать лицо полотенцем после омовения
Вопросы для самопроверки по «Мукаддима аль-Хадрамийя» — 7
Желательные действия малого омовения
1) Что делать, если забыл произнести басмалу?
Надо произнести: «БисмиЛляхи фи аввалихи ва ахирихи». То же касается басмалы в начале приема пищи и питья.
2) Какой хукм опускания рук в сосуд, если сомневаешься в том, что они чистые?
Это нежелательно (макрух). Если уверен, что на них наджаса, то запрещено (харам) опускать их в сосуд.
3) Как лучше всего полоскать рот и нос?
В три захода тремя пригоршнями воды. Сначала полощешь рот, а потом нос из той же пригоршни.
4) Как поступить, если не хочешь снимать чалму или тюбетейку при омовении?
Надо протереть водой маленькую часть головы, а затем протереть поверхность чалмы или тюбетейки.
5) Можно ли вытереться полотенцем после омовения?
Не вытираться после омовения — сунна. Однако дозволено вытереться, если сильная жара, сильный холод или на мокрые части тела может попасть наджаса.
6) С какой стороны нужно ставить сосуд с водой для омовения?
Сунна — с правой, если есть возможность.
7) Дополнительный вопрос: в «Мукаддиме» написано, что, если воду льет другой человек, то начинаешь мыть руки с локтей, а ступни — со щиколоток. Есть ли другое мнение?
Мнение му’тамад в шафиитском мазхабе заключается в том, что, вне зависимости от того, кто наливает воду, сунной будет мыть руки и ступни, начиная с пальцев.
Нежелательные (макрух) действия малого омовения
1) Если человек болен и просит кого-то помочь совершить омовение и полить воду, это будет нежелательно?
Нет, это не будет макрухом, так как есть уважительная причина (узр) – болезнь.
2) Дополнительный вопрос: в матне сказано, что нежелательно для человека в ихраме прочесывать густую бороду, – это мнение му’тамад?
Нет, мнение му’тамад – это не макрух, но следует делать это аккуратно.
Условия малого омовения, и часть из них связана с намерением
1) Перечислите условия малого омовения.
(1) Ислам, (2) возраст различения (тамйиз), (3) чистота от хайда и нифаса, (4) отсутствие на теле того, что мешает проникновению воды, (5) знание того, что у малого омовения есть обязательные и желательные составляющие, (6) не считать обязательное желательным, (7) чистая вода, (8) протекание воды по омываемым частям тела.
2) Есть ли какие-то дополнительные условия для того, у кого постоянно нарушается омовение?
Да, есть, и это наступление времени намаза и быстрота исполнения омовения.
Протирание кожаных носков (хуффов)
1) Каковы условия, при которых дозволяется протирать хуффы, заменяя этим мытье ног в омовении?
(1) Надеть их после совершения омовения, (2) хуффы должны быть чистыми, (3) в них можно было бы ходить, так что они не порвутся, (4) они должны закрывать место омовения, (5) они не должны пропускать воду.
2) Если вода проходит через шов хуффа, можно ли его протирать?
Да. Воду не должен пропускать сам материал, а не место шва.
3) Если у хуффа широкое голенище и вы видите свою ступню сверху, можно ли протирать такие хуффы?
4) Можно ли протирать простые носки?
Нет, так как они тонкие (то есть в них нельзя долго ходить по земле, они изотрутся) и пропускают воду. Однако если какие-то носки (не обязательно из кожи, а, например, из войлока и подобных водонепроницаемых материалов) соответствуют всем условиям, предъявляемым к хуффам, то их можно протирать, но нужно убедиться в том, что они не пропускают воду и достаточно прочны, то есть чтобы в них было можно долго ходить по земле (а также нужно, чтобы они были надеты после совершения омовения, закрывали место омовения и были бы чистыми, то есть на них не было бы наджасы).
5) Какой срок ношения хуффов?
Три ночи и три дня для путника, день и ночь для того, кто не в пути.
6) Откуда отсчитывается срок ношения хуффов?
От времени первого нарушения малого омовения после надевания хуффов.
7) Если человек надел хуффы дома, дома же у него нарушилось омовение и спустя три часа он выехал в путь, когда у него заканчивается срок ношения хуффов?
Через 21 час после выхода в путь. Человек, который надел хуффы как мукым, а затем выехал в путь, его срок считается как срок мукыма, то есть 24 часа.
8) А если, наоборот, он надел хуффы в пути, у него в пути нарушилось омовение и спустя три часа он вернулся домой, когда у него заканчивается срок ношения хуффов?
Через 21 час после прибытия домой.
9) Если срок ношения хуффов начался в пятницу вечером и человек находится в пути, когда у него закончится срок ношения хуффов: в полночь в ночь на вторник, в полночь в ночь на понедельник, после фаджра в понедельник, вечером в понедельник?
Вечером в понедельник, ровно через 72 часа после начала срока ношения.
10) Человек протер пятку на хуффе, действительно ли его омовение?
Нет, так как протирания пятки (а также подошвы хуффа) недостаточно для действительности протирания хуффа и, соответственно, если человек протер только пятку, это не заменяет мытье ног в малом омовении.
11) Человек протер небольшую часть хуффа сверху, площадью примерно 2 квадратных сантиметра, действительно ли его омовение?
Да, достаточно малой части.
12) У мужчины произошла поллюция. Можно ли ему совершить полное омовение, не снимая хуффы?
Нет, ему обязательно снять хуффы, иначе гусль не будет действителен.
13) Человек снял хуффы и, не повторяя омовения, снова надел – в каком случае он может продолжать их носить дальше и протирать при омовении?
Если в момент снятия хуффов у него еще сохранилось изначальное омовение, то есть срок ношения еще не начался.
(Дополнительная информация выделена курсивом)
О вытирании после омовения.
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «У посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, была тряпка, которой он вытирался после омовения». (ат-Тирмизи/53. Хадис хороший /хасан/ в силу наличия дополнительных свидетельств в его пользу. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха»/2099).
Данное действие подкрепляется хадисом Сальмана аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, в котором сказано, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершив омовение, вывернул шерстяную накидку, которая была на нем, и вытер ей лицо. (Хадис хороший /хасан/ в силу наличия дополнительных свидетельств в его пользу. См. «Сахих Ибн Маджах»/379).
Некоторые обладающие знанием говорили, что вероятнее всего пророк (мир ему и благословение Аллаха) не вытирался во время жары, и вытирался зимой, на что указывает хадис Сальмана, поскольку шерстяную накидку обычно носили зимой. См. “Сыфа аль-уду уаль-гъусль” 87.
Сообщается, что в пользу этого высказывались ‘Усман и ‘Али, да будет доволен ими Аллах, однако в иснаде этих сообщений от них присутствует некоторая слабость. (Ибн Абу Шейба 1/148).
Передается, что однажды аль-Хасан ибн ‘Али, да будет доволен им Аллах, совершил омовение, а затем попросил, чтобы ему подали какую-нибудь ткань, которой бы он мог вытереться. (‘Абдур-Раззак/713. Сообщение достоверное /сахих/).
Передается также, что однажды Ибн ‘Умар вытер лицо своей одеждой. (Ибн Абу Шейба 1/149. Иснад сообщения достоверный /сахих/).
О том, что допустимо вытираться после омовения, считали Башир ибн Мас’уд, Хасан аль-Басри, Ибн Сирин, ‘Алькама, аль-Асуад, Масрук, ад-Даххак, аз-Зухри, Катада, Малик, Суфьян ас-Саури, Ахмад, Исхак ибн Рахавейх, а также Абу Ханифа и его ученики.
С другой стороны, имеются хадисы в которых, сообщается, что после совершения омовения пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не вытирался.
Сообщается, что в год взятия Мекки Умм Хани бинт Абу Талиб, да будет доволен ею Аллах, явилась к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (а в то время он находился в верхнем районе Мекки), когда он совершал полное омовение, а его дочь Фатыма прикрывала его. Закончив, он взял свою одежду и укутался в нее, а затем совершил восемь ракатов утренней молитвы ад-Духа. (Муслим/336).
Маймуна [жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует] передает хадис о том, что однажды, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил полное омовение после полового осквернения, она принесла ему тряпку, однако он не взял ее и принялся стряхивать с себя воду рукой. (аль-Бухари/274).
Совместив указания всех хадисов в данной теме, можно сделать вывод о том, что в этом вопросе допускается поступать на свое усмотрение. Этот вывод представляется наиболее очевидным, особенно учитывая, что у людей, проживающих в странах с холодным климатом, имеется существенная потребность в вытирании после омовения.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Данный хадис используют как довод в пользу нежелательности вытирания после полного омовения, однако в нем нет указаний на нежелательность, поскольку допускается иное истолкование отказа пророка (мир ему и благословение Аллаха) от полотенца, объясняющее его нежелание вытираться. Возможно, он усмотрел что-либо в куске материи, которая была дана ему, или же он торопился и прочее.
Аль-Мухалляб сказал: “Существует вероятность, что он отказался от одежды (чтобы не вытираться ею) для того чтобы оставить благодать воды, или же из скромности, или предложенная ему одежда была из шелка, или же увидел, что на ней грязь”.
У Ахмада и у аль-Исма‘или приводится сообщение от Абу ‘Ауаны о том, что А‘маш относительно этого хадиса сказал: “Я упомянул этот хадис Ибрахиму ан-Наха‘и, и он сказал: “В использовании полотенца нет ничего дурного, а отказался он от него из-за боязни, что это может стать обычаем”. Ат-Тайми сказал: «В этом хадисе указание на то, что он (имел обычай) вытираться, и если бы не это, то ему не принесли бы полотенце»”. — (См. «Фатх аль-Бари» 1/363)
Ан-Науауи после того как упомянул существующие мнения по этому вопросу, сказал: “Третье мнение заключается в том, что это (вытираться после омовения) дозволенный поступок, совершение и оставление чего имеет одинаковый статус. Этому мнению мы и отдаем предпочтение, так как суждение о запрете или же о желательности чего-либо нуждается в ясном и прямом доводе”. — (См. «Шарх Сахих Муслим» 1/556)
Хафиз Ибн Дакыкъ аль-‘Ид сказал: “Те, кто высказал мнение о дозволенности вытираться, в качестве аргумента приводят то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) стал стряхивать с себя воду, и если бы он не любил вытираться, то не стал бы стряхивать с себя воду, поскольку в обоих случаях – это удаление воды с тела”. (См. «Ихкам аль-ахкам» 1/135)
О допустимости отказа от обтирания полотенцем после купания.
Сообщается, что в год взятия Мекки Умм Хани бинт Абу Талиб, да будет доволен ею Аллах, явилась к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (а в то время он находился в верхнем районе Мекки), когда он совершал полное омовение, а его дочь Фатыма прикрывала его. Закончив, он взял свою одежду и укутался в нее, а затем совершил восемь ракатов утренней молитвы ад-Духа». (Муслим/336).
Маймуна передает хадис о том, что однажды, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил полное омовение после полового осквернения, она принесла ему тряпку, однако он не взял ее и принялся стряхивать с себя воду рукой. (аль-Бухари/274).
[Конец примечания].
8. Человеку в состоянии большого осквернения, если он пожелает поесть или поспать, является желательным совершить вуду [Этот вопрос разбирался ранее с доказательствами в разделе «Вуду для человека в состоянии большого осквернения»] также ему можно спать без вуду, потому что передается от Айши, да будет доволен ею Аллах, то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ложился спать в состоянии большого осквернения и при этом не дотрагивался до воды. [Достоверный, Абу Дауд 228, ат-Тирмизи 118, Ахмад 6/146].
9. Протирание органов не является условием в гусле, потому что, как уже говорилось, целью гусла является попадание воды на все части тела. [Фатх аль-Бари 1/359].
10. Порицаемой ошибкой является то, что некоторые женщины не моют головы, совершая гусл, боясь испортить прическу, укладку волос и т.п., в таком случае она совершает грех и ее гусл недействителен.
Условия малого омовения
Условиями малого и полного омовений являются:
1. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды.
2. Вода должна обтекать все моющиеся части тела.
3. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые изменяют цвет, вкус, запах чистой воды.
4. Отсутствие на омываемых частях тела какого-либо изолятора (лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с кожей.
5. Необходимо осознавать обязательность данного омовения.
6. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными (арканами), а какие желательными (сунна).
7. Для женщин обязательно находиться в состоянии чистоты от менструаций и послеродовых выделений.
8. Совершение малого омовения для больных, которые страдают беспрерывным недержанием мочи, газов, кала, и для женщины, находящейся в состоянии истихазы (кровь, выделяющаяся из матки женщины при болезни), необходимо только после наступления времени намаза.
Обязательные действия (арканы) омовения
Арканами, то есть обязательными элементами омовения, являются:
1. Намерение. Оно делается сердцем одновременно с началом мытья лица.
2. Мытьё лица.
3. Мытьё обеих рук, включая локти.
4. Поглаживание головы намоченными руками (масху).
5. Мытьё обеих ног, включая лодыжки.
6. Соблюдение вышеприведённой последовательности исполнения арканов омовения.
Обязательным является мытьё всех омываемых частей тела по одному разу.
Если исполнены все арканы омовения, то омовение считается действительным. Если же не исполнен хотя бы один из этих арканов, то омовение недействительно.
Желательные действия (сунны) омовения
Для увеличения вознаграждения желательно не ограничиваться только исполнением арканов, а по возможности исполнять суннаты.
С намерением выполнить сунны омовения желательно:
Нежелательные действия при совершении омовения
Нежелательными действиями (караха) при совершении омовения являются:
1. Излишняя трата воды (желательно расходовать не более одного литра воды.
2. Омовение каждой части тела более или менее трёх раз.
3. Стряхивание воды с рук.
4. Похлопывание руками по лицу при его мытье.
5. Вытирание полотенцем.
6. Наливание воды при омовении другим человеком.
7. Ведение посторонних разговоров при омовении.
8. Совершение омовения в грязном месте, где на тело и одежду может попасть наджаса.
9. Глубокое полоскание рта и носа во время соблюдения поста.
Когда желательно обновить омовение
Обновить омовение желательно для любого обязательного намаза, после кровотечения – в частности из носа, после дремоты, рвоты, после громкого смеха в намазе, после поклёпа, сплетен, клеветы, лжи. А также после совершения любого греха, после умывания покойника, после перенесения покойного, после того как притронулся к усопшему, при гневе и при сомнении в нарушении омовения. Ибо по другим мазхабам в таких случаях омовение портится.
Случаи, когда особенно желательно находиться в состоянии омовения
В омовении желательно находиться всё время, особенно при чтении наизусть Корана и других религиозных книг, поминании Аллаха, чтении салавата, перед сном, при приёме пищи, посещении праведников и авлия. Кроме того, человек совершает омовение, собираясь посетить мечеть, нося религиозные книги, посещая кладбища или другие святыни (зияраты). При чтении из самого Корана обязательно находиться в омовении, ибо трогать Коран без омовения запрещается.
Что запрещается совершать тому, у кого нарушено омовение
Нарушившему омовение запрещено совершать намаз, суждатилавата (чтение Корана) и шукру (выражение благодарности), дотрагиваться до Корана, нести Коран и совершать таваф (обхождение вокруг Каабы).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Омовение по ханафитскому мазхабу. Урок 7. Желательное и нежелательное в малом омовении
فَصْلُ فِى بَيَانِ ادَابُ الوُضُوء
Раздел, посвященный разъяснению адабов малого омовения
Синонимы слова адаб (أدَب):
нафль (نَفْل), мустахабб (مُسْتَحَبّ), мандуб (مَنْدُوب), мутатаввиа (مُتَطَوِّع).
Адаб в языковом значении – это положительное качество, богобоязненность, в шариатском значении – действие, которое Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал один или два раза без постоянства в нем. Если человек совершает такое действие, он заслуживает награды, если оставляет, не заслуживает порицания в этой жизни и наказания в будущей.
الَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَوَّابِينَ وَ اجْعَلْنِي مِنَ الْمُتَطَهِّرِينَ
فَصْلُ فِي مَكْرُوهَاتِ الوُضُوء
Раздел о нежелательных действиях в малом омовении
Макрух (مَكْرُوه) – это противоположность адабу, т. е. нежелательное.
[1] C целью избежать попадания на одежду и тело использованной воды.
[2] Перстень, который плотно прилегает к пальцу, нужно шевелить обязательно, если нет уверенности, что под него попадает вода.
[3] Eсли с органа тела стекает менее двух капель, такое омовение вообще не считается действительным.
[4] Насчет троекратного протирания головы новой водой в ханафитском мазхабе высказаны разные мнения, например, некоторые шейхи сказали, что это макрух, некоторые, что бид’а, также есть мнение, что данное действие не является ни макрухом, ни сунной. Но в «Марокиль-Фалях» приводится самое сильное мнение, которое подтверждают шейх Ибрагим Халяби и имам Ибн Абидин, и оно состоит в том, что данное действие является макрухом.
Ответы на вопросы наших читателей
Я полюбил девушку.
Вопрос: Я молодой парень. Полюбил девушку, которая совершила прелюбодеяние. Когда я не молился, то не относился к ней серьёзно, у меня были плохие намерения. Но я год уже, как молюсь, и после того, как я начал молиться, мне захотелось ей помочь. Не было ни одной мольбы, чтобы я не просил у Аллаха о правильном выборе. Но с каждым днём понимаю, что должен её вытащить из ямы. Делаю ли я правильный выбор, простив эту девушку ради Аллаха? Личных интересов я не преследую. Очень прошу дать совет.
Ответ: Нужно стараться во всём искать довольство родителей.
От Абдуллы ибн Амра (да будет доволен им Аллах) передаётся:
رضا الرب فى رضا الوالدين وسخطه فى سخطهما (الطبرانى عن ابن عمرو
Вопрос: Я недавно вышла замуж и не знаю, как нужно делать омовение после полового акта. Обязательно ли каждый раз мыть волосы и обязательно ли мужу полностью купаться?
Ответ: После полового акта нужно совершить полное омовение тела.
Обязательные действия купания:
Обязательными действиями ритуального купания, без выполнения которых оно считается недействительным, являются:
1. Намерение: «Я намереваюсь совершить обязательное полное омовение ради Аллаха», или «…снять большой хадас» и т. п. Намерение делается одновременно с началом мытья тела. Если человек сделал намерение только после того, как помыл какую-либо часть тела, то необходимо помыть её заново вместе с намерением.
2. Промывание всех наружных частей тела (кожи и волос независимо от их густоты) чистой и пригодной для очищения водой. Вода обязательно должна обтекать всё тело полностью.
Вопрос: Можно ли по Шариату бриться лезвием?
Вопрос: Если у человека есть магазин, то с полученного дохода он должен выплачивать закят. Входят ли в этот закят просто милостыня, которую раздаём не только бедным, но и просто прохожим, по пятницам, в священные дни и ночи, в мусульманские праздники?
Вопрос: Портится ли намаз, если во время его выполнения человек чихнул?
Ответ: От непроизвольного чихания намаз не нарушается.
Вопрос: Можно ли носить шубы из норки, песца и им подобных пушных зверей? Является ли это харамом?
Ответ: Норковые шубы носить можно, но намаз не засчитывается в норковой шубе.
Вопрос: Разрешается ли в Исламе присутствие мужа во время родов?
Ответ: Если есть необходимость – то это допустимо. Но снимать на видео или фото этот процесс, как это практикуют некоторые на Западе запрещено.
Вопросы: 1) Нужно ли подмываться перед каждым малым омовением или же только после справления нужды? 2) Правильно ли во время большого омовения половые органы промывать первыми, до произнесения намерения или это делать надо после?
Ответ:
1) Подмываться нужно после справления нужды.
2) Желательно сперва помыть половые органы, сделать малое омовение, а затем искупаться.
Вопрос: Получаю Смс-сообщения на телефон, а там написаны аяты на арабском языке. Хотя точно это аяты или нет, сказать не могу, потому что, к сожалению, не знаю арабского. В Смс написано «нельзя удалять, а надо разослать 7 людям, и Аллах будет меня оберегать всю жизнь, а если удалить – то будут несчастья на всю жизнь». Как относиться к такого рода Смс?
Ответ: В этом Смс-сообщении текст на арабском, у которого нет смысла, просто арабские буквы. Можете смело удалить и не нужно никому рассылать это сообщение.
Вопрос: Мне очень трудно даётся изучение арабского языка и чтение Корана. Пожалуйста, посоветуйте рецепт для улучшения памяти и сделайте за меня дуа! Можно ли общаться по интернету и в реальности с человеком из арабских стран для лучшего обучения арабскому языку?
Вопрос: При входе в некоторые магазины я видел лошадиные подковы, забитые в пол для того, чтобы входило больше клиентов. Есть ли в Исламе разрешение на это деяние?
Ответ: Эти действия порицаемы Шариатом. Это является суеверием, ложным убеждением.
Вопрос: У меня вопрос: что запрещено и разрешено по закону Шариата, каким должен быть истинный мусульманин?
Ответ: В Шариате есть много вопросов, которые дозволены человеку и которые запрещены. В этом ответе не возможно всё расписать. Истинный мусульманин должен выполнять все веления Аллаха и не причинять людям вреда. Относиться ко всем хорошо: к соседям, к родственникам, друзьям и т.д.
Что бы знать как правильно жить нужно следовать за алимами, изучать исламский Шариат.
Вопрос: Аллах создал мужчину так, чтобы он мог иметь несколько женщин, но чувство ревности и обиды свойственно женщине ровно также, как и мужчине. Оно причиняет мучительную боль и от неё избавиться трудно. Поэтому хочу спросить: считается ли греховным чувством неповиновение воле Всевышнего (или – испытанием, за которое будет вознаграждение), впадает ли женщина в куфр, если её посещают такие мысли, как зависть к мужчине или сожаление о том, что она родилась женщиной? Правда ли, что награда женщине на Том свете, если Аллах пожелает ей Рай, будет значительно меньше, чем у мужчины?
Ответ: «Джамаатовскими» сейчас в народе называют тех, кто сошёл с истинного пути.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.