можно ли выйти замуж за двоюродного брата в исламе
Мне нравится двоюродная сестра, могу ли я жениться на ней?
Шариат запрещает жениться и выходить замуж за кровных родственников или молочных родственников. Двоюродный брат не является кровным родственником, следовательно, выходить замуж за него Ислам не запрещает. Однако, хотя и нет запрета на такого рода брак, всё же Шариат рекомендует жениться на дальних родственниках. И даже чужой человек в качестве спутника жизни лучше, чем близкий родственник («Фатх аль-муин»).
Доводом в пользу дозволенности такого брата является то, что сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) женился на своей двоюродной сестре – Зайнаб. («Ианат ат-талибин»).
Порицаемость заключения брака между близкими родственниками обусловлена тем, что, как правило, у подобных супругов рождаются слабые и больные дети. В исламской литературе это объясняется тем, что двоюродные брат и сестра питают друг к другу зачастую больше родственные чувства, нежели половое влечение. Ещё одной причиной нежелательности подобных браков является то, что в случае отказа от заключения брака без веских причин либо развода в дальнейшем могут ухудшиться отношения между близкими родственниками – братьями и сёстрами, что крайне порицаемо Шариатом!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Родственные браки с точки зрения Ислама
В Исламе запрещено заключать браки между кровными родственниками, а также между молочными родственниками, поскольку молочное родство приравнено в Исламе к кровному.
Самые близкие родственники, которые могут быть связаны брачными узами, это двоюродные брат и сестра. Хотя они и не являются кровными родственниками и кузенам не запрещено создавать семьи, такие браки в Исламе всё же считаются нежелательными.
Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
لا تنكحوا القرابة القريبة فإن الولد يخلق ضاويا
«Не женитесь на женщинах из числа близких родственниц, так как в этом случае ребёнок рождается хилым». (Имам Аль-Газали, «Ихья ‘Улум ад-Дин», т. 2, с. 41)
Под близким родством здесь подразумевается двоюродное родство с материнской или с отцовской стороны.
Исламские учёные поясняют нежелательность заключения браков между кузенами тем, что они, как правило, испытывают друг к другу родственные чувства, а не сексуальное влечение. Более того, современная наука подтверждает то, что было сказано более 1400 лет назад Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего).
Генетиками установлено, что чем ближе степень родства между супругами, тем выше опасность генетических осложнений для их потомства. И статистика свидетельствует, что у родителей, состоящих в родстве, вероятность рождения детей, поражённых теми или иными наследственными недугами, и частота ранней детской смертности в десятки, а то и в сотни раз выше, чем в неродственных браках.
Как пишется в книге «Фатх аль-му‘ин», чем дальше родство, тем лучше для создания брака. Но не стоит категорически порицать браки между двоюродными братьями и сёстрами и запрещать тем, кто искренне полюбил, быть счастливыми в браке.
Издревле правители и богатые семьи старались скреплять родство между собой, заключая браки между двоюродными братьями и сёстрами, часто даже вопреки их воле. Это было вызвано желанием сохранить власть и уберечь своё богатство от необходимости делиться с чужими.
Но бывали случаи, когда в результате близкородственных браков наследники престола рождались умственно отсталыми и были не способны править, и столь желанная власть, ради которой были принесены в жертву дети, рушилась в одночасье.
Браки между родственниками, например, троюродными братом и сестрой или другими родственниками, с одной стороны, помогают укрепить родственные связи и сблизить уходящее родство, с другой, несут большую потенциальную опасность.
Никто не застрахован от семейных сор и конфликтов, и не дай Аллах, случится так, что брак, в котором муж и жена являются друг другу родственниками, распадётся. В таких случаях будут испорчены отношения между родней, и те, кто ещё вчера назывались близкими, станут враждовать, что является крайне порицаемым с точки зрения Ислама. Нужно ценить и беречь родственные отношения, быть очень осторожными и всячески избегать плохого исхода.
Каждый волен выбирать, с кем ему связать свою судьбу, будь то с родственником или нет. Но главный критерий выбора второй половины — это следование заветам религии, благонравие и порядочность. Ведь в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается следующее:
تُنْكَحُ المَرْأَةُ لِأَرْبَعٍ: لِمَالِهَا وَلِحَسَبِهَا وَجَمَالِهَا وَلِدِينِهَا، فَاظْفَرْ بِذَاتِ الدِّينِ، تَرِبَتْ يَدَاكَ
«На женщине женятся, учитывая четыре качества: её богатство, её знатность, её красоту и её религиозность. Выбирай жену по её религиозности, да покроются пылью твои руки». (Бухари, 5090; Муслим, 1466; Ибн Маджах, 1858; Абу Давуд, 2047; Тирмизи, 1086)
Что касается слов Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): «…да покроются пылью твои руки», то арабы используют подобные выражения, не имея в виду их настоящее значение. Так, арабы говорят эти и подобные фразы, когда они порицают что-то, удерживают кого-то от чего-то, упрекают, побуждают или удивляются чему-то. Здесь же Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) этими словами побуждает жениться на религиозной женщине.
Будем благодарны за репост!
Мухаммад Алимчулов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Каково отношение Ислама к браку с близкими родственниками?
В Коране ясно описаны категории женщин, на которых в зависимости от степени родства запрещено жениться. К таким женщинам относятся: родные сестры, и тетки по отцу и по матери. Что же касается двоюродных сестер по отцу или по матери, то на них разрешено жениться. Достоверно известно, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) использовал это разрешение, как для себя, так и для своих близких. Как известно одна из его жен Зайнаб бинти Джахш, была дочерью его тети. Кроме того, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) выдал свою дочь Фатиму замуж за Али, который был сыном его дяди.
Хотя в религии существует разрешение на такие браки, тем не менее, в некоторых хадисах браки с близкими родственниками не рекомендуются.
Так например, имам Газали перечисляя качества, которыми должны обладать будущие супруги, говорит о том, что женщина не должна быть из числа близких родственников мужчины, так как ее влечение к нему будет слабым, и приводит хадис, в котором говорится: «Не женитесь на женщинах из числа близких родственников. Так как в этом случае ребенок будет слабым и уродливым» (Тарбийатуль-Авлад, 1:39; Ихьйа Улумуд-Дин, 2:42).
Поэтому, принимая во внимание такую вероятность, не рекомендуется бракосочетание с близкими родственниками. Так же в подтверждение этому приводится следующий хадис: «Женитесь на чужих и не женитесь на близких родственниках» (Кады Бейдави, Гайатуль-Гуса, 2:721).
Еще одной проблемой подобных браков является то, что если вдруг между супругами возникнут какие-то размолвки, то это может стать причиной ослабления родственных связей между родственниками. В одном из хадисов, переданном имамом Дайлями, сообщается о том, что брак с близкими родственниками является причиной разрыва родственных связей.
При заключении брака между близкими родственниками, как и в любом другом браке, будет очень полезным выяснить совместимость групп крови.
Как мы сказали в самом начале, с точки зрения религии нет никаких препятствий для заключения брака между близкими родственниками. И нельзя говорить о том, что в таком браке обязательно возникнут проблемы со здоровьем ребенка. Однако отклонения в развитии ребенка в браках между близкими родственниками возникают чаще, чем в браке, заключенном между мужчиной и женщиной, не являющимися родственниками.
На ком из родственниц запрещено жениться?
Мусульманам запрещается жениться на близких родственницах, которых можно разделить на три основные группы: кровных родственниц, свойственниц и молочных родственниц.
Основным текстом, разъясняющим это религиозное предписание является коранический отрывок: «Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло прежде. Воистину, это является мерзким и ненавистным поступком и скверным путем. Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, но если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших чресл. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде» (ан-Ниса, 22-23).
Из этих двух аятов и других текстов следует, что по причине кровного родства нельзя жениться на:
1. матерях, бабушках и т.д.;
2. дочерях, внучках и т.д.;
3. сестрах, в том числе по отцу или по матери;
4. сестрах отцов, а также на тетях отцов и матерей по отцовской линии;
5. сестрах матерей, а также на тетях отцов и матерей по материнской линии;
6. дочерях братьев, а также на их дочерях;
7. дочерях сестер, а также на их дочерях.
Среди свойственниц запрещено жениться на:
1. матери жены, ее бабушке и т.д., независимо от того, вступил мужчина в близость со своей супругой или нет;
2. дочерях жены, их дочерях и т.д., если мужчина вступил в близость со своей супругой. Это значит, что если мужчина вступил в брак с женщиной, то ее мать сразу же становится навсегда запретной для него. А вот ее дочь становится для него навсегда запретной только после того, как они вступят в близость;
3. женах родных сыновей и внуков, а также их невольницах;
4. женах отцов, даже если они развелись, так и не вступив в близость. Это значит, что если мужчина развелся со своей женой, то она становится для него посторонней женщиной. В то же время для его сыновей от другого брака эта женщина остается запретной. Ей разрешается находиться в их присутствии с открытой головой, отправляться с ними в путешествие и т. п.
По причине молочного родства запрещается жениться на:
1. молочных матерях, бабушках и т.д.;
2. молочных сестрах. Если женщина, родившая девочку, вскормила грудью мальчика, то все ее братья и сестры становятся его молочными братьями и сестрами. Более того, ее братья и сестры по отцу также становятся его молочными братьями и сестрами. В то же время она не становится сестрой для его братьев. Если же женщина, родившая мальчика, вскормила грудью девочку, то наоборот;
3. молочных дочерях;
4. молочных тетях по отцовской линии;
5. молочных тетях по материнской линии;
6. дочерях молочных братьев;
7. дочерях молочных сестер.
Первые две категории упоминаются в Коране, а родство с последующими пятью категориями устанавливается на основании слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Все запреты, связанные с кровным родством, также распространяются на молочное родство». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим со слов Ибн Аббаса.
Жениться на этих родственницах запрещается навсегда. Женатым мужчинам также запрещено вступать в брак с сестрами своих супруг или их тетями. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не берите в жены тетю своей жены по отцовской или материнской линии». Этот запрет сохраняется в силе до тех пор, пока они не разведутся. А Аллах знает лучше!
Как Ислам относится к браку с кузиной?
Можно ли жениться на двоюродной сестре? Считается ли это инцестом?
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.
Браки между двоюродными братьями и сестрами разрешены в Исламе. В суре „Ан-Ниса“ Аллах упомянул женщин, с которыми запрещено вступать в брак:
„Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло прежде. Воистину, это является мерзким и ненавистным поступком и скверным путем. Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, но если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших чресл. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный. И замужние женщины запретны для вас, если только ими не овладели ваши десницы (если только они не стали вашими невольницами). Таково предписание Аллаха для вас. Вам дозволены все остальные женщины“ (Коран, 4:22–24).
В суре „Аль-Ахзаб“ (33:50) Аллах сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), что он может жениться на дочерях своих дядей и тетушек со стороны отца или матери. Ученые согласны в том, что это разрешение дано не только для Пророка, но для всех верующих. Поэтому мусульмане практикуют браки между двоюродными братьями и сестрами во всех странах еще со времен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Такие браки допускаются во многих других религиях и культурах. Так, в США большинство штатов разрешают браки между двоюродными братьями и сестрами. В этом браке нет ничего плохого.
Тем не менее положительной практикой является сдача до брака крови на генетический анализ и консультация со специалистом, чтобы исключить наследственные заболевания или любую другую проблему. Впрочем, риски для здоровья будущих детей в этом браке очень низки. Большинство таких браков крепкие, а дети вполне здоровые.
Развивает тему шейх Мухаммад Салех аль-Мунаджид:
Итак, в исламской религии нет запрета на то, чтобы мужчина женился на своих родственницах, кроме тех, которые запрещены для вступления в брак; они упомянуты в суре „Ан-Ниса“ (4:23).
Таким образом, поскольку Аллах четко определил, с кем из родственников запрещено вступать в брак, со всеми остальными женщинами брак разрешен.
Одним из самых надежных доказательств является то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выдал свою дочь Фатиму замуж за Али (да будет доволен ими Аллах), который был сыном дяди ее отца (двоюродным братом Пророка). Кроме того, сам Пророк женился на Зайнаб бинт Джахш (да будет доволен ею Аллах), а она — дочь его тети (его двоюродная сестра). И таких примеров в истории Ислама множество.
Однако можно задать другой вопрос, а именно: „Лучше или предпочтительнее ли мусульманину жениться на ком-то, с кем он не связан родственными связями?“
Ответ на этот вопрос будет разным в каждом конкретном случае и, возможно, предпочтительнее вступать в брак с людьми, которые не являются родственниками. Например, если кто-то стремится создать новые социальные связи или по каким-то причинам хочет породниться с другой семьей и т. д. Нужно различать между тем, что разрешено, а что — желательно. Хоть Ислам и разрешает браки между кузенами, нельзя сказать, что он это поощряет.