можно ли взаимодействовать с благотворительной организацией без заключения договора
Можно ли взаимодействовать с благотворительной организацией без заключения договора
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Федеральный закон от 7 апреля 2020 г. № 113-ФЗ “О внесении изменения в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»
Принят Государственной Думой 1 апреля 2020 года
Одобрен Советом Федерации 2 апреля 2020 года
Внести в Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3340; 2004, N 35, ст. 3607; 2018, N 7, ст. 975) изменение, дополнив его статьей 16.1 следующего содержания:
«Статья 16.1. Ящик для сбора благотворительных пожертвований
2. Размещение стационарного ящика для сбора благотворительных пожертвований осуществляется на основании договора, заключаемого между собственником помещения или уполномоченным им лицом (если законом не предусмотрен запрет на заключение такого договора) и организацией, указанной в пункте 1 настоящей статьи, которой принадлежит ящик, за исключением случаев, если помещение, в котором размещается стационарный ящик для сбора благотворительных пожертвований, находится во владении или в пользовании такой организации.
3. Установка и использование стационарных ящиков для сбора благотворительных пожертвований без заключения договора, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, запрещаются, за исключением установки и использования таких ящиков в месте и во время проведения публичного или иного мероприятия, организованного некоммерческой организацией, учредительными документами которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности, или несколькими такими организациями (их объединениями).
4. Использование переносных ящиков для сбора благотворительных пожертвований допускается исключительно в месте и во время проведения публичного или иного мероприятия, организованного некоммерческой организацией, учредительными документами которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности, или несколькими такими организациями (их объединениями).
5. Некоммерческая организация, использующая ящик для сбора благотворительных пожертвований, должна иметь положение о программе или иной акт, в соответствии с которым будет проводиться сбор благотворительных пожертвований, и публиковать отчет об использовании собранных благотворительных пожертвований (в том числе на сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). Требования к форме и срокам опубликования отчета, указанного в настоящем пункте, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.
6. При использовании ящика для сбора благотворительных пожертвований некоммерческая организация обязана:
1) объявить о цели сбора благотворительных пожертвований, разместив данную информацию на ящике для сбора благотворительных пожертвований;
2) указать наименование и адрес организации;
3) указать доменное имя и (или) сетевой адрес сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии сайта);
4) указать на сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о месте размещения ящика для сбора благотворительных пожертвований (при наличии сайта).
7. Некоммерческая организация вправе обеспечить возможность ознакомления с указанной в пункте 6 настоящей статьи информацией с использованием мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства.
8. Требования к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядок их установки и использования определяются Правительством Российской Федерации.
9. Имущество, собранное с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований, подлежит извлечению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
10. Наличные денежные средства, собранные с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований, подлежат зачислению на банковский счет организации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, в течение трех рабочих дней со дня извлечения таких денежных средств из ящика для сбора благотворительных пожертвований.
11. Ящик для сбора благотворительных пожертвований не может быть оборудован автоматическими устройствами для приема денежных средств, осуществления расчетов, на которые распространяется действие Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
12. Положения настоящей статьи не применяются в отношении ящиков для сбора благотворительных пожертвований, размещаемых религиозными организациями в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных их уставами.».
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
7 апреля 2020 года
Обзор документа
Закреплены понятие и виды ящиков для сбора благотворительных пожертвований, а также основные требования к их установке и использованию.
Переносные ящики для сбора пожертвований разрешено устанавливать исключительно в месте и во время проведения мероприятий, организованных НКО. У лица, непосредственно использующего такой ящик, должен быть подтверждающий документ от организатора.
Для установки стационарного ящика потребуется договор с владельцем помещения. Исключение составляют случаи, когда помещение принадлежит самой НКО или если ящик размещается в месте и во время проведения мероприятия, организованного НКО.
НКО должна принять положение о программе или иной акт, в соответствии с которым проводится сбор пожертвований, а также опубликовать отчет об использовании собранных средств (в том числе на своем сайте). Наличные деньги, извлеченные из ящика, должны быть зачислены на банковский счет НКО в течение 3 рабочих дней.
Данный порядок не применяется к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, размещаемых религиозными организациями в целях осуществления уставных видов деятельности.
Закон вступает в силу по истечении 180 дней после даты опубликования.
Диагностические материалы для аттестации волонтеров.
Итоговая аттестация 1-й год обучения.
1.Выберите НЕверное утверждение.
В волонтерстве вы можете пройти путь от рядового волонтера до лидера организации
На сайте добро.рф можно создать и масштабировать свой собственный проект
Практика начисления абитуриентам при поступлении в вузы дополнительных баллов за волонтерство в России пока не прижилась
Возможности для профессионального развития и построения карьеры считают своей основной мотивацией 47% добровольцев
2. Можно ли взаимодействовать с благотворительной организацией без заключения гражданско-правового договора?
Нет, заключить договор необходимо
3. Какое из данных утверждений НЕ является мифом?
Волонтерство – это только для молодых
Волонтерам компенсируют личные расходы на транспорт и питаниеВолонтерам платят деньги
Волонтерам не нужна подготовка
4. С какого возраста волонтер считается «серебряным»?
5. Какое из данных утверждений о волонтерстве является верным?
Чтобы стать волонтером, требуются специальное образование и соответствующая квалификация
Волонтер может выбрать удобный гибкий график, чтобы совмещать волонтерство со своей основной деятельностью
Волонтеры работают только с социальными проблемами
Граждане РФ старше 70 лет не могут заниматься волонтерством
6. Какой тип волонтерства приносит наибольшую пользу?
7. Какой тип поддержки волонтерская организация не предоставляет волонтеру?
Обучение и подготовка
8. Выберите неверное утверждение.
Волонтерская организация, у которой нет деятельности в интернете, вызывает подозрения
Посещать офис организации и лично встречаться с сотрудниками до начала волонтерской деятельности не стоит
Волонтерская помощь должна быть регулярной и стабильной
При выборе волонтерской организации важно учитывать расстояние до ее офиса
9. Выберите верное утверждение.
Волонтер не имеет права в любой момент прекратить свою волонтерскую деятельность
Волонтер имеет право требовать внесения всех необходимых сведений о своей работе в волонтерскую книжку
Волонтер должен приобрести оборудование и средства индивидуальной защиты, необходимые для работы, самостоятельно
Волонтерская организация не обязана раскрывать волонтеру все свои мотивации
10. Выберите, какую материальную поддержку волонтерская организация НЕ обязана обеспечивать волонтеру:
Страхование жизни и здоровья
Возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного во время волонтерстваВозмещение стоимости сувенирной продукции мероприятия/события, на котором работает волонтер
11. Кого затрагивает принцип «не навреди», которого обязан придерживаться волонтер?
Самого волонтера, подопечных волонтера, их родственников, других волонтеров и персонала учреждений
Только подопечных волонтера
Подопечных волонтера и других волонтеров
Подопечных волонтера, их родственников, других волонтеров и персонала учреждений
12. Выберите верное утверждение:
Волонтер не имеет права помогать своему подопечному деньгами и подарками
Волонтер может ставить под сомнение компетенцию профессионалов учреждений, в которых он работает, если у него есть подобные подозренияВолонтер не обязан соблюдать правила пропускного режима учреждений, в которых он работает, поскольку это касается только рядовых посетителейИндивидуальный формат работы наиболее эффективен для волонтера
13. Выберите верное утверждение:
В случае если вам захочется уйти из волонтерства после первой же попытки, вспомните о долге перед обществом и важности вашей помощи
Если волонтерство вам не подошло, вероятно, вы недостаточно старались в нем разобраться
Чаще всего на ранних этапах добровольчества волонтер переживает внутренний конфликт из-за несоответствия его представлениям реальности
Физические возможности волонтера всегда важнее, чем его психологическое состояние
14. Какое из данных утверждение НЕверное?
Помните, что волонтеры в медучреждениях не занимаются медицинским уходом
Взаимодействуйте с ребенком-подопечным так, как вам хотелось бы, чтобы с вами общались в детстве
Волонтер может составить индивидуальный график посещения подопечных
Не забывайте, что подопечных необходимо регулярно жалеть и сочувствовать им
15. Какому совету стоит последовать, чтобы не выгореть в волонтерской деятельности?
Тщательно следите за своим психологическим состоянием
Сначала помогайте подопечным, а уже потом себе
Постоянно меняйте группу и сферу деятельности
Помните, что волонтерство – это непосредственная помощь, которая важнее, чем работа или учеба.
Высокий: 13 – 15 баллов
Средний: 10-12 баллов
Низкий: 10 и менее баллов
Итоговая аттестация 2-й год обучения.
1. Каким способом большинство волонтеров в России попадает в волонтерство?
По инициативе работодателя
Самостоятельно, по собственной инициативе
Через некоммерческие организации
Через образовательные учреждения
2. Выберите все признаки волонтерства:
Вне круга семьи, добровольное, нематериальное, организованное
В том числе в кругу семьи, добровольное, нематериальное, неорганизованное
Вне круга семьи, добровольное, материальное, организованное
Вне круга семьи, добровольное, материальное, неорганизованное
3. К какому типу мотивации волонтера относится возможность получить новые навыки?
4. Что не может являться мотивацией для волонтера?
Желание помочь животным
Знакомство с новыми людьми
5. Кому, как правило, помогают медиаволонтеры?
Организаторам волонтерской деятельности
6. В какой сфере волонтерства иметь профильные навыки необходимо?
Волонтерство общественной безопасности
Взаимоотношения с волонтерами могут быть только на регулярной основеВолонтер-новичок может найти через волонтерскую организацию добровольческий проект, но присоединиться к команде организации он не может
Волонтеры практически никогда не действуют в одиночку
По закону органы местного управления не могут самостоятельно привлекать волонтеров для участия в проектах
8. Вы – волонтер, отправившийся на фестиваль в другой город. Вы купили билеты на поезд на собственные средства. Можете ли вы рассчитывать на то, что волонтерская организация возместит вам расходы?
Зависит от стоимости билета
Зависит от организации
9. Вы стремитесь помочь ветеранам военных действий в Афганистане: приносить им на дом продукты, ухаживать за ними, поддерживать их в хорошем настроении. К какому виду волонтерства можно отнести ваши действия?
Волонтерство общественной безопасности
10. Вы решили стать волонтером в Центре паллиативной помощи. Каков первый этап отбора и обучения на эту позицию?
Распределение в команду
11. Вы пришли работать в медучреждение. На ваших глазах одному из пациентов становится нехорошо. Несколько лет назад вы проходили инструктаж по оказанию первой помощи, и вам кажется, что последовательность действий врача неверна. Что вы предпримете?
Сообщу своему тимлидеру, что врач может нанести пациенту ущерб
Ничего. Врач — профессионал и знает, что делать
Поговорю с руководством больницы
Вмешаюсь и предложу врачу оказать помощь иначе
12. Вы решили отправиться на станцию переливания крови и на безвозмездной основе сдать кровь, чтобы принести пользу обществу и спасти жизни. Можно ли вас считать волонтером?
Только при регулярной сдаче крови
Только если вас направила волонтерская организация
13. Вы добровольно приходите на презентацию новой благотворительной организации с целью на безвозмездной основе сделать серию фотографий и написать пост об организации в своем блоге. К какому виду волонтерства можно отнести вашу деятельность?
14. Выберите, что из этого является волонтерством:
Покупка продуктов больной матери
Транспортировка животных из приюта к ветеринару
Обязательные работы, выполняемые согласно судебному постановлениюЧтение лекции за пожертвования
15. Вы работаете в волонтерской организации и в том числе занимаетесь составлением документации. Имеете ли вы право рассказывать членам семьи про персональные сведения, которые вам попадаются в документах?
Только близким членам семьи
Только сведения из документов без грифа «секретно»
16. Вам очень хочется помогать тем, кто нуждается в помощи. Однако вы работаете полный рабочий день, и на волонтерство у вас остается всего лишь 3-4 часа в неделю. Сможете ли вы стать волонтером?
Да, этого достаточно — можно выстроить график регулярной деятельности
Да, но вы сможете заниматься лишь дистанционным волонтерством — онлайн или медиа
Нет, этого мало, нужно уделять волонтерству хотя бы 8 часов в неделю
Нет, совмещать волонтерство и работу в формате полного рабочего дня не рекомендуется.
17. Вы отправились в заповедник помогать в лечении больных птиц. К какому направлению волонтерства можно отнести вашу деятельность?
Что нужно учесть, оказывая благотворительную помощь
Сегодня как никогда актуален вопрос о благотворительной помощи. Огромное число бизнесменов оказывают безвозмездную помощь гражданам, благотворительным организациям и лечебным учреждениям: делают денежные пожертвования, предоставляют помещения, автомобили, бесплатные обеды, продукты питания, медицинские изделия, лекарства, средства индивидуальной защиты.
Безусловно, жизнь и здоровье людей являются определяющими факторами, и мало кто задумывается, какие налоговые последствия возникают для благотворителя. А они могут оказаться неприятным сюрпризом, если не учесть некоторые нюансы налогового законодательства, официальной позиции контролеров и судебной практики.
Так, если помощь оказывается в виде передачи денежных средств, вопрос о начислении НДС с такой передачи не возникает, это не признается реализацией товаров (работ, услуг) для целей обложения данным налогом (подп. 1 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Не будет вопросов с начислением НДС и тогда, когда благотворитель использует специальный налоговый режим или освобожден от уплаты данного налога.
Если же передаются товары (выполняются работы, оказываются услуги), необходимо обратить внимание на документальное оформление данной помощи. В частности, норма подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ предусматривает освобождение от уплаты НДС, если товары (работы, услуги) передаются в рамках благотворительной деятельности.
При этом и Минфин России, и УФНС по г. Москве настаивают, что для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС необходимо представить следующие документы 2 :
В отсутствие подтверждающих документов высок риск того, что благотворитель не сможет подтвердить право на освобождение от НДС.
Справедливости ради отмечу, что нормами гл. 21 НК РФ перечень таких документов не предусмотрен. В соответствии с нормами гражданского законодательства пожертвование является односторонней сделкой и не требует чьего-либо согласия на его принятие (п. 2 ст. 582 ГК РФ). Это подразумевает, что оформление дополнительных двусторонних документов не требуется.
Еще один немаловажный момент: если товары (имущество) были специально приобретены для целей благотворительности, то НДС, уплаченный при их приобретении, к вычету не принимается, а включается в стоимость этих товаров (имущества) (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Если же такие товары (имущество) были приобретены для облагаемых НДС операций ранее и НДС по ним был принят к вычету, его придется восстанавливать в том налоговом периоде, когда товары (имущество) были переданы на благотворительные цели (п. 3 ст. 170 НК РФ). Однако поскольку восстановленный НДС связан с благотворительной деятельностью (и не будет отвечать требованиям ст. 252 НК РФ для учета расходов), то учитывать его в составе прочих расходов (как предусмотрено в общих случаях по правилам подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ) крайне рискованно. С высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что в учете такого расхода для целей налога на прибыль будет отказано.
Кроме того, можно отказаться от применения данного освобождения на срок не менее года, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета не позднее первого числа налогового периода, с которого намерены отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ).
Нельзя учитывать в составе расходов и суммы целевых отчислений, произведенных на содержание некоммерческих организаций (п. 34 ст. 270 НК РФ), а также средства и иное имущество, имущественные права, переданные на содержание некоммерческих организаций, включая благотворительную деятельность (подп. 4 п. 2 ст. 251 Кодекса).
Поскольку расходы на товары (работы, услуги), переданные в виде благотворительной помощи, не связаны с получением доходов, воспользоваться положениями подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ (в части возможности учесть иные обоснованные внереализационные расходы) не получится.
Следует иметь в виду, что не могут быть приняты не только затраты на приобретение товаров (работ, услуг), переданных в благотворительных целях, но и амортизация по объектам основных средств за период их передачи в безвозмездное пользование, а также расходы на оплату труда (и страховые взносы) персонала, занятого в производстве переданных на благотворительность товаров (работ, услуг), и другие подобные расходы.
Законами субъектов РФ может быть установлено право уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов, – применение инвестиционного налогового вычета при исчислении налога на прибыль (п. 1 ст. 286.1 НК РФ). Необходимо учитывать, что:
Для благотворительных организаций законами субъектов Федерации могут быть также предусмотрены пониженные ставки налога, подлежащего зачислению в местные бюджеты (п. 1 ст. 284 НК РФ). Для этого необходимо, чтобы субъектом РФ был принят соответствующий закон и соблюдены условия для применения пониженной ставки, предусмотренные этим законом (такие законы приняты не везде).
Если благотворителем выступает физлицо (в т. ч. индивидуальный предприниматель), оно имеет право на получение социального налогового вычета (п. 3 ст. 210, подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ). Реализовать данное право можно при соблюдении следующих условий:
Кроме того, не использованный в налоговом периоде остаток вычета на следующие налоговые периоды не переносится.
Законом субъекта Федерации может быть увеличен предельный размер вычета (но не более 30% суммы дохода физлица) и установлены категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном предельном размере.
Подводя итог, хотелось бы выразить надежду, что в сложившихся тяжелых для экономики условиях одной из мер поддержки окажутся действия властей, которые путем снижения налогового бремени поддержат тех, кто в весьма сложных условиях проявил гражданскую ответственность, оказывая столь необходимую сейчас помощь.
1 Письмо Минфина от 1 сентября 2009 г. № 03-03-06/4/72.
2 Письмо Минфина от 26 октября 2011 г. № 03-07-07/66, письма УФНС России по г. Москве от 2 декабря 2009 г. № 16-15/126825, от 5 марта 2009 г. № 16-15/019593.1, от 2 августа 2005 г. № 19-11/55153.
3 Постановления ФАС Московского округа от 26 января 2009 г. № КА-А40/13294-08 по делу № А40-3912/08-129-16, от 9 января 2008 г. № КА-А40/13490-07-2 по делу № А40-74705/06-126-466, ФАС Северо-Западного округа от 17 ноября 2005 г. по делу № А56-11300/2005.
4 См., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 августа 2005 г. № А58-5044/04-Ф02-3966/05-С1.
5 Постановления ФАС Поволжского округа от 10 ноября 2005 г. по делу № А55-2057/2005-29, ФАС Северо-Кавказского округа от 21 августа 2013 г. по делу № А32-26727/2012.
6 Постановление ФАС Московского округа от 11 октября 2011 г. по делу № А40-138316/10-90-799.
7 См. также письма Минфина России от 16 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/42, от 4 апреля 2007 г. № 03-03-06/4/40.
8 Пункт 2 ст. 346.16 НК РФ. См. также Постановление ФАС Уральского округа от 26 июня 2012 г. № Ф09-4813/12 по делу № А50-19121/2011, Письмо Минфина России от 15 апреля 2005 г. № 03-04-14/06.
9 Письмо Минфина России от 2 марта 2010 г. № 03-04-05/8-78.
10 Постановления ФАС Уральского округа от 8 декабря 2008 г. № Ф09-9086/08-С2 по делу № А50-6933/08, Поволжского округа от 28 июня 2006 г. по делу № А12-29703/05-С51.
Устрицы и ценности: как бизнес работает с благотворительными фондами
Каким может быть партнерство?
Владимир Перельман, основатель ресторанного холдинга Perelman People:
«Партнерство компаний и благотворительных фондов, на мой взгляд, должно выражаться в определенном продукте. Мы, например, посвятили десерт в форме сердца из кафе-кондитерской «Жемчуга» Фонду помощи детям «Обнаженные сердца», разработали акцию «Добрые устрицы» для Фонда Хабенского, 10 руб. с каждой проданной устрицы перечисляли в фонд. Это win-win — в случае с устрицами мы собрали больше миллиона рублей для детей с опухолями мозга, охваты акции прекрасные. Благодаря такому партнерству, с одной стороны, принимаем на себя миссию благотворительной организации, с другой — популяризируем ее бренд. Получается ненавязчивый, честный, добрый подход. И самое главное — мы даем людям возможность внести свой вклад, просто сделав заказ. Это даже трехсторонние взаимоотношения».
Андрей Барковский, начальник управления внешних коммуникаций банка «Открытие»:
«Ситуация с пандемией отлично показала, насколько важно обращать внимание на социальные и глобальные проблемы и насколько важно решать их в партнерстве — объединяя силы для поиска решений. В ближайшем будущем люди и компании будут активнее делиться тем, что у них есть, вносить вклад в борьбу с вызовами любого уровня и масштаба. Самый очевидный пример такого партнерства — коллаборации активистов и корпораций. Одни предложат своё видение, а вторые — капитал и навыки решения задач. Получится win-win — у активистов будут средства для развития своих идей, а бренды помогут обществу становиться лучше.
Совместные активности фондов и брендов могут быть громкими. В данном случае охват выступает мультипликатором конечной суммы помощи. Можно тихо передать фонду 1 млн руб. А можно превратить это в заметную активность, рассказать об этом большому количеству людей. И сумма пожертвования станет больше. Именно так мы поступили с благотворительным фондом Хабенского, с которым на карантине запустили акцию #изотворительность: на протяжении пяти дней мы выбирали самые популярные посты в группе «Изоизоляция» в фейсбуке и буквально превращали лайки в рубли. В результате фонд получил от банка 1 млн руб. пожертвований. В СМИ вышло 190 публикаций, 100% из которых были в позитивной тональности. Причин успеха акции #изотворительность несколько: популярность флешмоба с репродукциями, участие знаменитостей (фонд привлек Константина Хабенского, Басту, Александра Кержакова и других) и обостренное чувство поддержки и взаимовыручки в обществе. Конечно, еще повезло и с партнерами — фондом и администрацией паблика «Изоизоляция». За неделю удалось согласовать все тонкости, доработать детали и просчитать риски. Мы продолжим работать с фондом и в будущем, создавая еще больше полезных и вдохновляющих проектов».
Дмитрий Саава, операционный директор группы «Кашемир и Шелк»:
«Мы сотрудничали с фондом «Второе дыхание», который дает новую жизнь вещам. Старая одежда раздается малоимущим, перепродается в магазине проекта или отправляется на переработку. У «Второго дыхания» есть Charity Shop: мы отдавали туда свои вещи, призывали клиентов принять участие в акции. Все остались довольны сотрудничеством. Для нас важно не захламлять гардеробные клиентов, поэтому любой полезный для общества способ их освободить — всегда в плюс. Насколько я знаю, фонд остался доволен, потому что наши клиенты сдавали качественные вещи. Однако в постоянное сотрудничество это, к сожалению, не перешло.
Когда фонд обращался к нам уже после проведения акции, наши сотрудники, координирующие ее со стороны компании, в моменте решали другие горящие задачи. В этом смысле нам немного не хватило «бесшовности», когда усилий от компании нужно минимум — просто берись и делай по шаблону».
Должны ли совпадать ценности партнеров?
Андрей Барковский, начальник управления внешних коммуникаций банка «Открытие»:
«Ценности — самое важное в подобных отношениях. И речь даже не в конкретных адресатах, которые получат помощь. Важно одинаково смотреть на партнерство, способы ведения дел, прозрачность, — вплоть до выстраивания личных отношений.
Если один партнер ценит легкость и открытость, а другой хочет делать все максимально официально и неповоротлив, могут возникнуть сложности. Выстраивание партнерств — это дорога с двусторонним движением и требует вложений от обеих сторон».
Дмитрий Саава, операционный директор группы «Кашемир и Шелк»:
«Без совпадения ценностей успешное сотрудничество невозможно. Правда, часто сложно добиться интеграции взглядов всех стейкхолдеров в компании — акционеру важны одни вещи, маркетологу — другие, эйчару — третьи. Благотворительность — очень эмоционально заряженная тема, поэтому здесь важно быть «на одной волне». Мы для себя, как для компании, в итоге этот вопрос так и не решили, во всяком случае, пока».
Евгений Лукьянчиков, директор по развитию бизнеса «Ситимобил»:
«Для успешного сотрудничества фондам нужно учитывать интересы бизнеса: например, мы не против других компаний, которые помогают той же организации, но мы точно против прямых конкурентов. По крайней мере, о таком нужно предупреждать заранее. Имеют значение и личные предпочтения человека, с которым вы общаетесь. Например, у меня многодетная семья, и тема помощи детям волнует меня больше остальных. А для кого-то это могут быть пожилые люди или другая социальная проблема».
Владимир Перельман, основатель ресторанного холдинга Perelman People:
«Бизнес не всегда процветает, мы буквально только что видели падение. Но, по моему мнению, бизнесу не следует оценивать затраты на благотворительность как затраты, они должны быть непререкаемыми. Таким образом мы оздоравливаем этот мир. Фонды для нас партнеры, реализующие благую миссию. Мы помогаем им в этом, спасибо, что они доверяют нам и позволяют быть рядом».
Почему бизнесу не всегда интересны фонды?
Дмитрий Саава, операционный директор группы «Кашемир и Шелк»:
«Я достаточно много времени трачу на филантропические истории как частное лицо, но как руководитель не вижу очевидных плюсов для компании в сотрудничестве с фондами. Чтобы это изменилось, нужно работать с «выгодоприобретателями» внутри компаний и менять отношение «бизнесовых» людей к отрасли. Мой личный опыт общения с НКО показывает, что многие из них уже прошли большой путь в плане подхода к бизнесу и научились качественно «упаковывать» свои программы для корпоративных доноров. Но человеческий фактор никто не отменял, поэтому если в компаниях будут сидеть «заряженные» на благотворительность эйчары и маркетологи, то НКО получат гораздо больше денег и волонтеров».
Владимир Перельман, основатель ресторанного холдинга Perelman People:
«Если с нами хочет сотрудничать фонд, то он вместе с нами придумывает креативную идею: нетривиальную и нешаблонную. Мне кажется, в идеале так правильно, важен индивидуальный подход к тому или иному бизнесу. Чтобы зацепить партнеров, фонду нужно влюбить их в свой бренд. Первый этап завоевывания аудитории нужно лишить пессимистичной коммуникации с просьбой об адресной помощи. Важно выстраивать коммуникацию, которая покажет, какая у фонда миссия в долгосрочной перспективе: «Мы хотим сделать мир лучше в том-то и том-то».
Какой эффект для бизнеса должна приносить благотворительность?
Дмитрий Саава, операционный директор группы «Кашемир и Шелк»:
«Благотворительность должна в первую очередь приносить результат благополучателю и обществу в целом. Бизнес-интересы здесь вторичны. При этом если вы грамотно организуете сотрудничество, то как компания вы можете получить не только традиционные PR или повышение продаж, но и положительно повлиять на состояние своих сотрудников: дать им большую вовлеченность, большее ощущение своей полезности. Множество бизнесов в нашей стране — сфера услуг, а сфера услуг построена на людях. Поэтому важно, чтобы ваши люди чувствовали себя комфортно и были мотивированы. Участие в добрых делах очень здорово «перезаряжает батарейки» людям, дает им правильный настрой, делает их более эмоционально устойчивыми».
Евгений Лукьянчиков, директор по развитию бизнеса «Ситимобил»:
«Нам повезло, что у нас есть такой партнер, как Добро.Mail.ru, который помогает в разборе заявок от фондов, ориентирует, кому можно доверять. Когда они пришли и предложили запустить благотворительную акцию, мы согласились — получились «Добрые километры». Механика акции следующая: пользователь после совершения поездки может вместо чаевых (или в дополнение к ним) оставить сумму на благотворительность. Полученные деньги мы распределяем по четырем фондам — «Подари жизнь», «Жизнь как чудо», Фонд Константина Хабенского и «Живи сейчас» — они попадают на их корпоративные аккаунты в «Ситимобиле». Фонды могут использовать их на поездки для своих подопечных: детей, врачей и не только. Важно, что клиент может сделать перечисление регулярным — например, отчислять 5% от стоимости каждой поездки. На данный момент мы собрали порядка 3 млн руб. на поездки для подопечных фондов, получили более 1 тыс. публикаций с упоминанием нашей поддержки и получили бронзу на Silver Mercury в 2020 году за этот проект».
Андрей Барковский, начальник управления внешних коммуникаций банка «Открытие»:
«С одной стороны, не очень корректно оценивать эффективность благотворительности и социальной деятельности исключительно маркетинговыми метриками. В ряде случаев речь идет буквально о жизни и смерти, и говорить здесь об охватах и вовлеченности очень цинично. С другой стороны, добрые дела должны быть заметны.
Чем больше людей узнают о возможности кому-то помочь, тем больше шансов на то, что нуждающиеся получат необходимую помощь. К сожалению или к счастью, в том, как именно фонду привлечь бизнес, ничего нового придумать нельзя. Это бартер: вы просите что-то одно в обмен на что-то другое. Важно предложить партнеру что-то ценное. Универсального решения здесь нет, ко всем нужен свой подход».
Рубен Варданян, бизнесмен, филантроп, председатель совета директоров группы компаний Philin Philgood:
«Проблема в том, что люди в фондах иногда считают, что, если они делают хорошее дело, то вопросы документов, отчетов, прозрачности не так важны. «Мы же вас не обманываем — вот и отстаньте от нас». У донора возникает ощущение, что у него взяли деньги, а в ответ он получил письмо благодарности — и все. На самом деле, это должен быть сложный, длинный и прозрачный процесс взаимодействия.
Должно быть не только понятно, на что деньги были потрачены. Должно быть понятно, что они были потрачены эффективно. И что человек, давший деньги, тоже сопричастен добрым делам.
Другое дело, что обе стороны — и доноры, и фонды — больше интересуются процессами, чем результатами. Это подтверждает исследование, проведенное Никола Кроста, в котором приняли участие около четырех тысяч благотворительных фондов со всего мира. Решение о том, кому и как помогать, доноры нередко принимают по эмоциональным причинам, и не относятся к процессу помощи как к нормальному механизму, не ждут качественной обратной связи. Но устойчивая благотворительность требует других подходов.
Компании Philin и Philgood создавались именно для того, чтобы появилась устойчивая, системная благотворительность большого масштаба.
Я глубоко убежден, что единственный путь благотворительности в России — это ее профессионализация. Потому что без создания профессиональной инфраструктуры, без профессиональных советников, без прозрачных и четких правил невозможно увеличиться в десятки раз и начать по-настоящему влиять на изменения в обществе.
Это, тем не менее, не отменяет эмоциональную составляющую, которую крайне важно сохранить.
Для того, чтобы партнерство бизнеса и фондов было эффективным, нужна постоянная обратная связь между ними, понимание взаимных ожиданий сторон. Иногда фонды и доноры — как институциональные, так и частные лица, — говорят на разных языках, и им нужен такой толмач, который объяснит все нюансы и поможет прийти к по-настоящему эффективному результату. Например, если говорить о стратегиях социальных проектов или маркетинговых кампаниях, то таким толмачом становится именно Philgood, и вместе с Philin они могут стать основой новой модели поддержки благотворительности в России».