можно ли взлететь на воздушных шариках
Небезопасное развлечение: чем может обернуться полет на воздушном шаре
Полеты на воздушных шарах — вообще очень популярный вид развлечения, особенно летом в хорошую погоду. Вот только полетать на шарах инструкторы иногда предлагают даже в совсем нелетных условиях.
В аэроклубах этот случай называют рядовым и ничем не примечательным. Директор компании, шар которой и попал в авиапроисшествие, вообще сравнил его с падением с табуретки. Воздухоплаватели, которых мы опросили, тоже почему-то не видят опасностей такого развлечения, хотя инциденты, как под Дмитровом, происходят с пугающей регулярностью.
Это кадры крушения на фестивале воздухоплавания под Ярославлем. В потоке холодного воздуха шар становится неуправляемым и на полной скорости врезается в деревья. Другой шар упал прямо во двор жилого дома в Крыму. 12-летняя пассажирка чудом не пострадала.
Таких авиапроисшествий десятки за каждый сезон, но купить воздушную прогулку можно в любом торговом центре. Сегодня стало модным дарить яркие впечатления близким, но получить гарантию, что это не последний подарок в жизни, невозможно. Мы попытались приобрести сертификат на полет, но там даже не знают, кто будет подрядчиком.
Удовольствие не из дешевых — полет на воздушном шаре стоит от 15 тысяч рублей и выше. Девушка все время убегала, чтобы что-то спросить в офисе.
Они летают над поселками, рискуя упасть в прямом смысле на голову дачникам, и над линиями электропередач, и это считается нормой. Для полета достаточно подать заявку на сайт Центра управления воздушного движения и указать точку подъема. Разрешается почти любая крупная поляна, хотя воздушный шар — это почти неуправляемое транспортное средство, ведь регулировать на нем можно только высоту.
По правилам, чем больше пассажиров вмещает корзина, тем лучше должны быть условия. К примеру, так называемый трамвай, который вмещает до 30 человек, не может взлетать при скорости ветра выше 3 метров в секунду. Но вот погоду пилоты проверяют просто в Интернете и на глаз. В отличие от авиакомпаний, владельцы воздушных шаров не обязаны пользоваться сертифицированными метеосервисами.
Более того, по нашим данным, почти половина воздушных полетов в России проходит нелегально. У пилотов может не быть прав, а шар может быть уже списанным в утиль. Мы позвонили в одну из компаний-организаторов воздушных прогулок под видом владельцев такого нелегального бэушного воздушного шара да еще и с истекшими правами на его управление.
На первый взгляд, воздушные шары под контролем — у пилотов должны быть права, оборудование должно проходить техосмотр, на полет нужно разрешение. Но потребитель проконтролировать все не может, а чиновники, в том числе из Федерации воздухоплавания, почему-то относятся к инцидентам, где жизнь пассажиров висит на волоске, с пренебрежением.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Помните такой мультик, где дом улетел на воздушных шариках? Как вы думаете, реально ли это сделать по настоящему? Может быть и нет … но, человека то вполне реально поднять в воздух на воздушных шариках?
А сколько их понадобится как вы думаете?
Причем посадить «летательный аппарат» англичанину не удалось: из-за низкого давления на высоте слишком сильно накачанные шары раздулись и лопнули. Эшпоулу пришлось воспользоваться парашютом.
Рекорд Куликова уникален еще и тем, что полет проходил в действительно экстремальных условиях: в тот день разразился снежный буран, равного которому не было с 1933 года. Скорость ветра возле земли превышала 160 километров в час. Самолеты в такую погоду не летают. Их просто сдувает с полосы.
Дальше будет рассказ самого Виталия. Пережить ему пришлось многое…
Этим летом захотелось сделать что-то прикольное. Подумал: а почему бы не полететь на воздушных шариках? Физика процесса — а я по образованию физик — была понятна и проста. Все, что нужно для расчета — знать плотность воздуха и водорода. Разница дает величину подъемной силы. Начал выбирать шарики. Они должны были удовлетворять двум условиям: быть достаточно прочными и самыми дешевыми. Навел справки и подсчитал: покупка всего оборудования укладывается в 6,5 тысяч долларов. Из них примерно 2 тысячи стоит собственно расходный материал — газ и шарики. Когда я понял это, решил не заморачиваться со спонсорами, а финансировать проект самостоятельно. Благо зарплата позволяет.
Короче, я приступил к детальной проработке проекта. Начал копаться в инете и узнал: на шариках уже летали. С одной стороны, испытал облом — плохо, конечно, что первым в этом деле я не буду. С другой, некоторые идеи удалось экспортировать и оптимизировать. Главное, что удалось выяснить — люди летали именно так, как я себе и представлял. Страх, что что-то не получится, пропал.
Первый полет состоялся 25 сентября 2004 года. На 360 шариках, наполненных водородом, я поднялся на высоту 400 метров, пробыл в воздухе 25 минут и благополучно приземлился в 8,5 километрах от места старта. Полет дал огромный экспериментальный материал. После него я проникся уверенностью, что побью рекорд Эшпоула. Единственное, что я изменил в «неболете» — так я назвал свою конструкцию — заменил водород на гелий. Я пошел на этот шаг только для того, чтобы не вызывать негативный резонанс: мол, летает парень на водородной бомбе…
К ноябрю все необходимое для второго полета было готово. Я немного напрягался, как оплатить гелий. На мое счастье, нашелся спонсор, который предоставил гелий в необходимом количестве. Изначально было 1300 шариков и 60 баллонов газа. Команда из 15 человек собирала неболет более 6 часов, но так и не надула все шары. Около 100 шариков унесло ветром. Но все равно: была достаточная связка, чтобы взлететь. К тому же темнело.
Полет проходил штатно. На взлете просто перерубили конец. Меня как пушинку подбросило вверх. Скорость подъема достигла 7 метров в секунду. У меня не было уверенности, что я поднимусь высоко. Много шаров улетело, и слишком долго их надували: немало газа вытекло сквозь оболочку. Но меня весело поволокло вверх, и дальше все развивалось по идеальному сюжету. Дело в том, что мои шары были наполнены газом неодинаково: надували-то их на глаз. Как показала практика, это ключевой момент успеха: шары будут лопаться на разной высоте. Те, что надуты сильнее — лопнут раньше, слабее — позже.
У Эшпоула лопнули разом все шары, потому что он все делал красиво, чисто по-буржуйски. Англичанин, вероятно, пользовался дозатором, и шары были наполнены одинаково — тютелька в тютельку. Поэтому он и рухнул вниз.
У меня же все шло спокойно: самые перенадутые шары лопались, и через 15 минут после старта, когда я достиг потолка в 5740 метров (я сфотографировал дисплей высотомера), началось плавное снижение. Всего в воздухе я пробыл чуть больше полутора часов.
После 5 тысяч я понял, что мне не хватает воздуха. Начал дышать чуть глубже, но не чаще. Даже пульс не участился. На высоте воздух, поступающий в легкие, сжигается быстрее, если человек совершает тяжелую физическую работу. Так бывает, например, у альпинистов. И это чревато острым приступом гипоксии. В свое время провели интересный опыт. Испытатель находился в герметичной камере, в которую подавали газовую смесь с неуклонно понижающимся содержанием кислорода. Испытатель же отвечал на простейшие вопросы: как его зовут, сколько будет дважды два. Так вот, после определенного момента человек впадал в ступор. Ему задают вопрос, а он отвечает на предыдущий, потом отвечает через раз, а потом замолкает. После первого «сбоя» человек способен выполнить какое-то действие, если ему прикажут. Но уже не может принять самостоятельное решение.
Я подстраховался: с земли мне постоянно задавали простые вопросы. Если бы я неправильно ответил на два подряд, они должны были приказать мне сбросить часть шаров. Конструктивно неболет представлял собой стропу длиной 12 метров, на которой с шагом в 1 метр нашиты 12 карабинов — к ним крепились связки из 100 шаров. Шесть верхних связок можно было отцепить, выдернув специальную чеку. Если бы началась гипоксия, я так бы и сделал. К счастью, не пришлось.
На 5600 начал вспоминать родной Батагай зимой — минус 60, туман, тишина, и я иду по улице — видимость 5 метров. Ориометр перестаёт пищать — высота 5700, ещё некоторое время медленно поднимаюсь. Пик — 5724. Начинается самопроизвольное снижение. Скорость доходит до 2,5-3 метра в секунду. Шарики уже не так часто лопаются. Постепенное снижение меня вполне устраивает, хотя скорость падения снижается до 1,5 метров в секунду. Где-то на 900 метрах вижу пробивающийся свет фар машин на трассе, пытаюсь снять камерой. Высота постепенно падает. Скоро посадка. Лечу вдоль дороги — что может быть приятнее, чем сесть у дороги.