можно ли взять название существующей фирмы

Как выбрать название бренда и не нарушить чужие права

можно ли взять название существующей фирмы. Смотреть фото можно ли взять название существующей фирмы. Смотреть картинку можно ли взять название существующей фирмы. Картинка про можно ли взять название существующей фирмы. Фото можно ли взять название существующей фирмы

На первых порах бизнеса многие не задумываются о бренде — названии продукта или логотипе компании. Сначала ищут место на рынке и нарабатывают клиентскую базу. Но с развитием бизнеса развивается и бренд: в продвижение вкладывают деньги и силы, чтобы компанию и продукт узнавали. Но ещё на этапе разработки бренда стоит проверить, не попадёт ли он под действие чужих товарных знаков. Как самостоятельно провести проверку и на что обратить внимание, рассказали эксперты из компании «Шульгин и партнёры».

О том, что такое товарный знак и нужен ли он вашему бизнесу, читайте в предыдущей статье.

В названии бренда нельзя использовать чужой товарный знак

Прежде чем приступать к активному использованию и продвижению бренда, убедитесь, что он не нарушает чужие права. Закон запрещает использовать названия, которые совпадают с уже зарегистрированными товарными знаками. Кроме того, избегайте названий, которые совпадают не полностью, но покупатель может решить, что всё это — продукт одной фирмы (KENZO — ENZO, LANCOME — LONCAME). Их могут признать сходными до степени смешения, что тоже считается незаконным использованием чужого товарного знака.

За незаконное использование чужого товарного знака грозит административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность. Вот её максимальные границы:

Исключения: когда можно выбрать чужое название

Некоторые товарные знаки не угрожают регистрации бренда, даже если их названия совпадают:

Как самостоятельно проверить бренд

Этап 1: поиск

Все зарегистрированные в России товарные знаки содержатся в базах Роспатента, поиск по которой платный. Но некоторые сервисы собирают информацию и дают к ней бесплатный доступ, например, TMview.

Формулируйте поисковые запросы так, чтобы найти максимальное количество результатов:

Такой поиск занимает больше времени, но вы не пропустите схожие названия.

Этап 2: анализ документов

Вы провели тщательный поиск и нашли кучу документов. Разберём, как их анализировать.

Оставшиеся в выборке документы нужно анализировать более детально. Если ваше название и сфера деятельности полностью совпадают с уже зарегистрированным товарным знаком, придётся придумывать другое название. Но возникают и не такие однозначные ситуации. Например, сходные обозначения у однородных товаров и услуг.

Что относится к однородным товарам и услугам? Вы производите косметику, а чужой товарный знак зарегистрирован в отношении салонов красоты. Покупатель может решить, что всё это — продукт одной компании, ведь крупные салоны иногда выпускают косметику собственных торговых марок. Из-за этого могут признать продукты однородными и решить, что вы незаконно используете чужой товарный знак.

Чтобы принять правильное решение в спорных ситуациях, придётся внимательно изучить нормы Роспатента по определению сходства обозначений и однородности товаров и услуг и поискать похожие ситуации в судебной практике. Если вы столкнулись со спорной ситуацией и не уверены в наличии нарушения — пишите в комментарии или на info@shulgin.company. Специалисты компании «Шульгин и партнёры» бесплатно подготовят ответ.

Статья актуальна на 19.09.2016

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Источник

Что делать, если придумали название компании, а оно уже занято

Предприниматель выбрал название для бизнеса, а оно оказалось занято, и владелец торгового знака взыскал с него компенсацию. В статье — как выбрать название, которое не нарушит чужие права.

можно ли взять название существующей фирмы. Смотреть фото можно ли взять название существующей фирмы. Смотреть картинку можно ли взять название существующей фирмы. Картинка про можно ли взять название существующей фирмы. Фото можно ли взять название существующей фирмы

Алексей Башук

Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»

Предприниматель из Ставропольского края зарегистрировал домен «.рф». Но название «ЧЕСТНЫЙ ЗНАК» уже было зарегистрировано другой компанией, и ее владелец подал в суд.

Вынесли решение: владелец домена вводит потребителей в заблуждение. Домен аннулировали, нарушитель заплатил 18 000 ₽. И это еще повезло: обычно за такое нарушение взыскивают 200 000—500 000 ₽.

Это реальная история. Всей ситуации можно было бы избежать, если бы предприниматель доработал название.

Работать под чужим названием незаконно

Иногда предприниматели берут название, а оно уже зарегистрировано другим. Они надеются, что владелец не увидит, или просто не проверяют, что название занято. Но работать под чужим названием незаконно.

Название, как и логотип, исходный код, звук или картинка могут быть товарным знаком. Компания специально регистрирует знак, чтобы конкуренты не могли им пользоваться.

Даже если человек не знал о товарном знаке и использовал его ненамеренно, он все равно нарушитель. За это ему может грозить гражданско-правовая, административная или даже уголовная ответственность.

Понятно, что никому не хочется платить штрафы или даже разбираться с полицией, поэтому, прежде чем выбрать название, его лучше проверить. Как это сделать — расскажем дальше.

Макдоналдсу отказали в регистрации товарного знака «Биг Тейсти»

Ситуация. Товарным знаком может быть не все. Рецепт гамбургера, к примеру, не подходит, а вот его название — да.

Макдоналдс зарегистрировал название компании, товаров, слоганы, упаковки, логотипы в разных вариациях. Единственное, что не получилось зарегистрировать, — название бургера Big Tasty.

Ошибки. Товарным знаком не может быть название, которое указывает на вид продукта, его свойства, характеристики, назначение и так далее. Название бургера, которое переводится как «большой вкусный» — это не бренд, а просто характеристика товара.

Решение. Роспатент отказался регистрировать товарный знак Big Tasty.

Как проверить название

Перед регистрацией названия компании нужно придумать несколько вариантов. Дальше действия такие:

1. Посмотреть вид деятельности в классификаторе МКТУ. Подберите классы МКТУ — это международный классификатор товаров и услуг. В классификаторе прописаны товары и услуги. Например, кафе — это класс 43, молочные продукты — класс 29. Искать можно по ключевым словам: например, «молоко» или «гостиница».

2. Проверить название по базам товарных знаков. Чтобы не нести на проверку юристам все десять вариантов названий, попробуйте для начала сами отсеять те, что точно заняты. Это можно узнать в бесплатных версиях баз, которыми пользуются юристы. Например, в Linkmark и POISKZNAKOV.RU.

Вряд ли вы сможете посмотреть заявки на регистрацию знаков, зато увидите те, что уже зарегистрированы. Если точно такое же название уже занято, проще от него отказаться и перейти к следующему.

Некоторые компании выдают себя за сервисы, которые предлагают «проверить» название у них на сайте. При этом они не несут никакой ответственности за полноту баз, поэтому проверка ни о чем не скажет.

К тому же вы никогда не узнаете, кто отслеживает ваши поисковые запросы. Есть фирмы, которые зарабатывают на том, что регистрируют названия как товарные знаки и перепродают их втридорога. Поэтому предварительную проверку лучше проводить по тем базам, которыми пользуются сами патентные поверенные.

3. Проверить свободные названия с патентным поверенным или юристом по интеллектуальной собственности. Он проверит все по базам зарегистрированных товарных знаков, международных регистраций и по заявкам, которые поданы, но еще не зарегистрированы.

Последнее тоже важно: по статистике Роспатента, за прошлый год подали 90 000 заявок. Среди них легко может найтись такое же или слишком похожее название.

Кроме того, юрист проверит название еще и на предмет абсолютных оснований для отказа. Так называют причины, по которым обозначение в принципе нельзя зарегистрировать. Например, если оно указывает на товары и услуги, вводит потребителей в заблуждение или ассоциируется с государством.

Конечно, чтобы правильно интерпретировать результаты поиска, нужно разбираться в документах, которыми руководствуются эксперты Роспатента при экспертизе товарного знака. Еще нужно учитывать законодательство и судебную практику. Именно поэтому юрист по товарным знакам — это отдельная профессия.

Самому можно попробовать отсеять названия, но вот проверку финального варианта лучше доверить специалисту.

4. Зарегистрировать название, которое одобрит юрист. На этом этапе останется один-два надежных варианта. Юрист поможет выбрать лучшее.

Дальше дело за юристом: он подготовит материалы заявки, рассчитает государственные пошлины и отправит заявку в Роспатент. Затем юрист будет отслеживать делопроизводство, отвечать на запросы экспертизы, а если придет предварительный отказ — подготовит квалифицированный ответ. Такие услуги в зависимости от сложности дела обычно стоят 30 000—50 000 ₽.

Что будет, если все-таки взять чужое название

Представим, предприниматель выбрал название «Коровка» для производства молочных продуктов. Это название уже занято, но он все равно начинает работать. Посмотрим, как дальше могут развиваться события.

1. Правообладатель «Коровки» узнает о нарушении. Дальше все зависит от настроя владельца названия: он может написать заявление в полицию, антимонопольную службу и суд. Еще владелец может попросить своих клиентов пожаловаться в Роспотребнадзор на то, что конкурент вводит их в заблуждение.

Требования такие: прекратить использовать это название и выплатить компенсацию.

2. Начинаются проверки. На этом этапе вмешиваются Роспотребнадзор, ФАС и полиция. Роспотребнадзор выясняет, не нарушаются ли права потребителей. ФАС смотрит, нет ли в действиях предпринимателя нарушения законов о рекламе. А полиция решает, какой ущерб нанесен правообладателю.

В это время владелец названия идет в суд, чтобы взыскать компенсацию — от 10 000 до 5 000 000 ₽. Все 5 миллионов, конечно, взыскивают редко, но 500—700 тысяч — вполне могут. Особенно если остальные госорганы подтвердят нарушение.

Предпринимателю приходится нанимать юриста.

3. Если суд подтвердит нарушение, требования одобряют. Если предприниматель нанял хорошего юриста, он будет добиваться уменьшения штрафов: убеждать суд, что сумма компенсации не рассчитана или несоразмерна нарушению. В любом случае производство больше не может работать под названием «Коровка».

4. Дело отдают приставу и списывают деньги со счета нарушителя. Если денег на счете не хватает, взыскание могут обратить на имущество компании или предпринимателя.

Как выбрать название и не нарушить чужие права

Главный совет — обратитесь к юристу. Он знает, что делать, и подскажет вам. Без его помощи будет сложно все сделать правильно.

Вот на что еще нужно будет обратить внимание:

К примеру, российские компании кинулись регистрировать товарный знак Clubhouse. В России он не зарегистрирован, но, скорее всего, им откажут — соцсеть уже стала известна в стране. Если неизвестная компания возьмет себе такое же название, Роспатент вряд ли даст его зарегистрировать. Иначе потребители будут введены в заблуждение.

Регистрация бизнеса в Тинькофф

Откроем ИП или ООО с одним учредителем бесплатно и полностью онлайн.

Источник

Можно ли открыть ООО с похожим названием с уже существующим ООО?

Ситуация следующая. Работаю в компании, которая приостанавливает свою деятельность.Так как клиентская база наработана и было решено продолжать ту же деятельность, думаю открыть ООО с аналогичным старому ООО названием добавив лишь одну букву в конце. Можно ли так сделать, не подаст ли на меня в суд собственник старого ООО за такое похожее название? Буду признателен за ответ.

Роман, добрый день. Технически так сделать можно. Можно даже открыть ООО с ТОЧНО таким названием. У компаний не может совпадать при этом адрес. То есть может быть два ООО «РОМАШКА», главное — чтобы они были по разным адресам.

Собственник старой компании в принципе может подать на Вас/Вашу новую компанию в суд, т.к. существует такое понятие как «право на фирменное наименование». Но насколько ему (собственнику) будет это в принципе интересно раз уж он сам прекращает деятельность компании?

Кроме того Вы должны учесть, что у компаний все равно будут разные регистрационные номера. То есть смену компании хотя бы по формальным признакам Клиенты не смогут не заметить.

ФНС при регистрации ООО не вправе Вам отказать в регистрации, если его название совпадает с названием уже существующей компании (см. письмо ФНС России от 20.09.13 № СА-4-7/16976).

Существуют основания для отказа в регистрации (см. п. 1 ст. 23 закона № 129-ФЗ). Основания, связанного с совпадением с названием уже действующим ООО, там нет. Соответственно, оснований для отказа нет. Формально ГК РФ не допускает использовать фирменное название другой организации (п. 3 ст. 1474 ГК РФ). Но требовать его замены вправе только сам его обладатель (п. 4 ст. 1474 ГК РФ). А для этого ему надо будет обратиться в суд с запретом использования схожего названия, написанного с двойной буквой на конце.

Если не боитесь потенциально существующих рисков, пробуйте.

Вопрос не однозначный.

Такое вполне возможно, но если и старое ООО и новое будут продолжать осуществлять свою деятельность.

Согласно п.п.3 и 4 статьи 1474 ГК РФ:
3. Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
4. Юридическое лицо, нарушившее правила пункта 3 настоящей статьи, по требованию правообладателя обязано по своему выбору прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, или изменить свое фирменное наименование, а также обязано возместить правообладателю причиненные убытки.

Но в Вашем вопросе не совсем корректные примеры. Дело в том, что ещё, например, может быть нарушено право на товарный знак (как в случае с Nikes) или для использования производных от слова Россия (РОСНефтьС) следует получать отдельное разрешение.

В любом случае претензий от собственника исключать нельзя, так как нельзя исключать, что приостановив деятельность первоначальное ООО, её снова возобновит.

Более точно можно ответить зная все обстоятельства дела.

Если у Вас остались вопросы — можете обратиться ко мне в чат.

Источник

Можно ли взять название существующей фирмы

Если название занято компанией с аналогичным классом МКТУ, но с ним жаль расставаться, попробуйте видоизменить свой вариант. Добавьте сильное по значению слово: вместо «Королевство» — «Сладкое королевство», нарисуйте логотип. Знаки, цифры или использование латинских букв вместо русских не помогут, Роспатент не сочтёт их отличительным критерием. Продумывая варианты, избегайте сходства названия до степени смешения.

Вы используете чужое название

Обнаружив, что работаете под чужим зарегистрированным товарным знаком, сверьте класс МКТУ конкурента. Если он не совпадает с вашим, вы не нарушили закон и по-прежнему можете подать заявку на регистрацию названия.

Если класс МКТУ совпадает, обратите внимание на дату приоритета — день подачи заявки на регистрацию товарного знака. Если вы начали работать под выбранным названием раньше этой даты и можете подтвердить это документально, это увеличит шансы отстоять название в суде. Но не советуем ждать судебного дела: проще изменить название и сразу его зарегистрировать. Если конкурент выиграет дело, суд обяжет вас выплатить компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.

Кто-то использует ваше название

Сообщите клиентам и контрагентам, как отличить вашу продукцию от той, за которую вы не отвечаете. А нарушителям направьте претензию о незаконном использовании коммерческого обозначения или фирменного наименования с требованием прекратить использование и возместить убытки. Если конкурент откажется удовлетворить требования, заручитесь поддержкой юриста и обратитесь в Арбитражный суд.

Источник

Фирменное наименование ООО: правила выбора и ограничения для 2021 года

Каждое общество с ограниченной ответственностью должно иметь фирменное наименование.

По мнению специалистов, наименование предприятия должно отвечать следующим условиям:

Процедуру выбора названия ООО ограничивают требования не только маркетологов, но и текущего законодательства, которые содержатся в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Несоблюдение требований законодательства в вопросах, связанных с выбором названия, влечет за собой отказ в регистрации фирмы.

Указанный ФЗ устанавливает следующие правила:

Согласно закону, выбранное название не должно идти в разрез с общественными интересами, принципами морали и гуманности. Компании не вправе указывать в названии наименование органов государственной власти (включая муниципальные образования), общественных объединений, международных организаций либо учреждений.

Статья 1473 ГК РФ вводит запрет на использование в именах любых коммерческих предприятий названия других стран, в том числе и словоформы. При этом закон разрешает включать в название слова «Россия» и «Российская Федерация», наименования субъектов страны, городов. Однако для этого необходимо получить специальное разрешение и заплатить государственную пошлину.

На рынке нередко встречаются компании, имеющие одинаковое название (они отличаются ИНН и ОГРН). Поэтому при выборе наименования следует избегать подобных ситуаций. Правообладатель фирменного наименования ООО вправе обратиться в суд с иском для принуждения другой организации изменить идентичное или схожее до степени смешения наименование.

ФНС может обратиться в суд с требованием изменить компании текущее название на новое из-за несоответствия требованиям законодательства.

Крайне важно избегать подобных ситуаций. Смена названия негативно отражается на узнаваемости и имидже компании. Более того, несколько десятилетий назад переименование означало, что организация уходит от уплаты задолженностей. Поэтому смена названия часто приводит к оттоку постоянных клиентов и, как следствие, снижению прибыли.

Поэтому еще на стадии выбора необходимо помнить о том, что закон запрещает использовать в названии ООО следующее:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *