можно ли взять вторую крестную ребенку
Можно ли поменять крестную мать или отца ребенку после крещения
Выбор крестных родителей – один из самых важных этапов при подготовке к Крещению ребенка. Некоторые люди относятся к этому довольно формально, не задумываясь о роли крестных в жизни малыша. В результате часто по разным причинам через некоторое время после крещения родители хотят поменять ребенку крестную мать либо отца, но не знают, можно ли это делать и когда допускается перекрещение.
В каких случаях перекрещение возможно
Крестные родители – это люди, ответственные за духовное воспитание ребенка. Их роль заключается в том, чтобы вырастить благонравного христианина. К сожалению, такое происходит редко, но большинство крестных часто навещают малыша, интересуются его жизнью, здоровьем, поздравляют с праздниками, дарят подарки.
Иногда у родителей возникает мысль перекрестить малыша с другими крестными. Причины такого желания бывают самые разные:
Но ни одна из этих причин не считается веским аргументом для повторного проведения обряда крещения. Даже если крестный отец или мать поменяют вероисповедание либо покончат жизнь самоубийством – это не повод для перекрещения.
Повторное крещение возможно лишь в исключительных случаях. К ним относятся:
В таких случаях нужно обратиться к священнику, объяснив ситуацию и попросив провести обряд по всем правилам.
Сокрытие факта крещения и повторное прохождение таинства считается большим грехом. Ответственность за совершенный поступок лежит на матери и отце, а также на будущих крестных.
Как происходит обряд перекрещения
Принятие таинства Крещения означает рождение человека для духовной жизни, очищение от первородного греха. Как не может человек родиться дважды физически, так и духовное рождение возможно лишь единожды. Даже молитва «Символ веры», читаемая во время проведения обряда, содержит слова о едином крещении во оставлении грехов. Поэтому провести обряд перекрещения, чтобы сменить восприемников, нельзя.
В тех редких случаях, когда допускается вторичное крещение, – обряд проводят так же, как над некрещеными.
При совершении таинства над человеком, не знающим, крещенный он или нет, при чтении молитвы применяется особая формулировка: «Аще не крещен, крещается раб (раба) Божий…».
Мнение церкви
Большинство церковнослужителей в вопросе перекрещивания категоричны, считают повторное проведение обряда невозможным. Человек может пройти таинство только раз, поэтому отказаться от крестной матери либо отца и взять других родителей нет возможности.
Если духовные родители отказываются выполнять свои обязанности, ведут греховную жизнь, то церковь советует молиться за них. Дети не несут ответственности за грехи восприемников, духовная жизнь крестных не отражается на жизни и состоянии крестников. Воспитывать ребенка в христианских традициях, в первую очередь, должны сами родители.
Церковными канонами разрешается найти другого наставника, взявшего на себя обязательства по духовному просвещению малыша. Если среди знакомых есть воцерковленный человек, можно попросить его ознакомить ребенка с церковной жизнью. Для этого нужно вместе с новым наставником прийти в храм, попросив благословения у батюшки.
Чтобы не возникло проблем со вторыми родителями ребенка, следует ответственно подходить к выбору восприемников. Выбирать нужно верующих, духовно грамотных, ответственных людей. Тогда у ребенка всегда будет духовная поддержка, и вопросов о перекрещивании малыша не возникнет.
Можно ли перекрестить ребенка и поменять крестных
Крещение относится к самым главным церковным таинствам, поэтому имеет огромное значение в жизни каждого христианина. Пройдя данный обряд, человек получает возможность приобщиться к Святой Церкви, прожить жизнь, угодную Господу, и спасти свою душу. Как правило, крещение проводят в младенческом возрасте. Иногда в этом священнодействии участвует уже зрелая личность. В некоторых случаях жизненные обстоятельства складываются таким образом, что возникает вопрос: можно ли перекрестить человека, поменять крестную мать, отца или сразу обоих? Важно понимать, что осуществить такой процесс практически невозможно, однако при наличии определенных обстоятельств повторное крещение все же может иметь место.
Что означает обряд крещения
Под крещением подразумевают особо важное священнодействие, при проведении которого незримым образом присутствует сам Господь. При этом происходят важнейшие события:
Если крестильный обряд предназначен для маленького ребенка, все необходимые ритуальные действия за него совершают крестные (духовные) родители. Этим людям необходимо поручиться за чадо перед Богом, взять на себя серьезную ответственность за духовное воспитание крестника в течение всей жизни. Крестной матери и отцу следует молиться за него, приучать к церковным таинствам, подавать личный пример того, каким должен быть истинный христианин. Священники утверждают, что молитвы, возносимые крестными за вверенного им юного члена Православной церкви, обладают особой силой и способны оказывать ему огромную помощь.
Почему возникает желание перекрестить малыша
Существуют разные причины того, почему родители хотят перекрестить ребенка. Подобное случается, если в крещении чада принимали участие люди, которые в дальнейшем не смогли оправдать возложенных на них надежд:
Иногда между биологическими и крестными родителями возникают недоразумения, вспыхивают ссоры, появляется огромное расстояние или происходят другие нежелательные ситуации, поэтому дальнейшее общение становится проблематичным. Многие считают, что отсутствие хороших отношений представляет опасность для ребенка, может спровоцировать различные несчастья – неудачи, болезни, преждевременный уход из жизни.
Еще одной причиной, по которой у родителей появляется стремление покрестить ребенка второй раз, становится данное ему при крещении имя (известно, что оно часто отличается от имени мирского). Существует мнение о том, что злые люди, узнавшие, как нарекли малыша при крещении, могут навредить ему при помощи темных сил. Если имя крещеного становится известным другим, некоторые семьи стремятся провести обряд заново и сменить его.
Можно ли креститься повторно
Необходимо знать следующее: ни одна из причин, перечисленных выше, не рассматривается Церковью в качестве веского аргумента для того, чтобы крестить ребенка повторно. Священнослужители не станут проводить новый обряд даже в тех случаях, если крестный отец или мать откажутся от православия, примут другое вероисповедание, попадут в тюремное заключение, уйдут из жизни по своему желанию или по естественной причине.
Тех, кто планирует крестить дочь или сына, церковнослужители всегда информируют о том, что в дальнейшем поменять крестных практически невозможно. Именно поэтому они предупреждают о необходимости тщательного выбора духовных отца и матери.
Иногда возникают ситуации, связанные с тем, что крестные родители не желают или не могут выполнять своих духовных обязательств по отношению к крестнику. В подобных случаях рекомендуется подыскать ребенку других наставников в вопросах веры, которые станут новыми восприемниками. В то же время они не будут выступать полноценной заменой крестным отцу и матери, поскольку не участвовали в таинстве крещения и не поручались за юного христианина перед Богом.
Какие существуют исключения из правил
Каждый православный христианин знает, что крещение является великим религиозным таинством, которое происходит на протяжении жизни верующего человека только один раз. Несмотря на то, что повторное прохождение обряда не оговаривается Церковью, иногда все же возникают ситуации, которые могут рассматриваться в качестве исключений из правил.
Второе крещение ребенка может проводиться в следующих случаях:
Иногда у взрослого человека появляются небезосновательные сомнения в том, что он проходил обряд крещения, будучи младенцем. Это становится серьезным препятствием на пути к обретению истинной веры, желанию жить по христианским заповедям. В подобных ситуациях Церковь допускает вероятность проведения нового ритуала с другими крестными.
При наличии искреннего желания пройти повторное крещение следует обратиться к священнику, подробно рассказать ему обо всех обстоятельствах принятия такого серьезного решения.
Можно ли иметь двух крестных отцов?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
У нас в семье получилось так, что ни в младенчестве, ни позже меня не крестили. Сейчас мне 28 лет, хочу креститься. Мне сказали, что в таком возрасте можно вообще крестных не брать или можно с одним быть. Но можно ли так, чтобы у меня было 2 крестных отца? Один — это отец моего мужа, а второй — мой отчим, который мне как родной отец. Можно ли так?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение! Дорогая Галина, очень рад Вашему желанию принять Святое Крещение и стать членом Церкви Христовой! Помоги Вам Бог на этом однозначно правильном для человека пути!
Что касается Крещения, крестные взрослому человеку действительно не требуются. Крестные, а если точнее, то один крестный того же пола, что и крещаемый человек, необходимы на Крещении ребенка, потому что ребенок (младенец) не может произнести ни отречения от сатаны, ни Символа веры, то есть назвать догматы Церкви, в которые он верит, тем самым присоединяясь к Церкви Христовой.
Об обязанностях крестных можете посмотреть следующие материалы:
Взрослый человек свою веру исповедует сам, поэтому и не нужны крестные.
Крестный также становится для ребенка, наряду с родителями и духовником, помощником в церковной жизни. Вы можете спрашивать в церковной жизни и Вашего отчима, и свекра о вере, и это хорошо и правильно будет, а специально крестными их делать смысла нет, как я уже сказал. И, конечно, все вопросы о духовной жизни Вы будете задавать священнику, которому станете исповедоваться.
В традиции Церкви, как я уже сказал, всегда был один восприемник, вот чтобы два — нет или в каких-то исключительных случаях. Может быть, Вам будет интересен текст о подготовке к Таинству Крещения: Что нужно для крещения. В нем есть и смысловые, и практические моменты. На всякий случай предупрежу, что Крещение — дело доброе и богоугодное, поэтому лукавый может начать чинить препятствия: то времени не будет, то в храме как-то не так встретят, то что-то еще… Вы просто знайте, что это искушения, просите Бога о помощи и смело идите к своей цели, хорошо?
Можно ли перекрестить ребенка и поменять крестных
Таинство Крещения
В Православии существует семь церковных Таинств, в том числе и Крещение. Таинствами называются особенно важные священнодействия, которые происходят при незримом участии самого Господа. К ним также относятся, например, Венчание, Исповедь, Евхаристия (Причастие). Но чтобы участвовать в них и вести христианскую жизнь, человеку необходимо быть членом Святой Церкви. Таковым он становится именно в Крещении. Именно поэтому столь важен вопрос, можно ли перекрестить ребенка и поменять крестных.
Значение Таинства
В таинстве Крещения происходит духовное рождение человека. Святой Дух смывает с него грехи и даёт необходимую для спасения благодать (силу, преображающую человека). Крещение новорожденного значимо ещё и тем, что закладывает фундамент для духовного развития ребенка. Крещение также называют приобщением ко Христу и рождением в Церковь.
Можно выделить наиболее важные и показательные моменты таинства Крещения. К ним относится, например, троекратное отречение крещаемого от сатаны и служения греху. Также человек должен трижды во всеуслышание заявить о своём желании приобщиться ко Христу. После этого осознанно, с пониманием смысла, прочитать Символ веры. В нём изложены основные догматы Православной Церкви. Произнесением Символа веры крещаемый человек публично заявляет о вере в эти догматы. Таким образом он подтверждает свою приверженность Православию.
Если крестят ребёнка, то это всё совершают за него крёстные родители. Далее церковнослужителем освящается вода, в которую крещаемый трижды окунается. Священник в это время читает специальные молитвы. Также совершается помазание крестившегося человека святым маслом и состригание у него части волос. Миропомазание означает нанесение на человека печать Святого Духа, который освящает и преображает человека. Это отдельное таинство, дополняющее Крещение. Состригание волос символизирует посвящение человека Христу и принятие Его воли.
Очень важно, чтобы человек крестился осознанно и с искренней верой. Чтобы не воспринимая таинство как некий традиционный обряд или магический ритуал. Поэтому при необходимости накануне таинства с желаемым креститься или будущими крёстными родителями проводятся огласительные беседы. Их цель – посвятить человека в основы Православия, рассказать о значении Крещения.
Крёстные родители
Крёстные родители нужны в том случае, если таинство совершается над маленьким ребёнком. Он ещё не может осознать смысл Крещения и самостоятельно заявить о своей вере во Христа. Поэтому его крестят по вере родителей, а также крёстных отцов и матерей. Они поручаются перед Богом за своего крестника и возлагают на себя ответственность за его духовное воспитание. По этой причине крёстные считаются духовными родителями нового члена Церкви. Крёстных ещё называют восприемниками: после погружения ребёнка в воду именно они принимают его из рук священника.
Какие у крёстных обязанности? В первые века христианства каждый желающий креститься должен был найти себе уже крещёного “поручителя”, который мог бы подтвердить Церкви искренность его намерений. “Поручители” были прообразами крёстных родителей. Они приводили желающих креститься ко священнику и участвовали в Таинстве. Современные восприемники так же “приводят” крестника в Церковь, помогают ему в начале пути к Богу. Они должны молиться за крестника, приучать его к молитве и церковным таинствам. Они своей жизнью показывали образец истинного христианина. Крёстные должны помочь крестнику стать достойным членом Церкви и сделать всё, чтобы в будущем он сам мог идти навстречу Богу.
Приведём слова святителя Иоанна Златоуста о долге восприемников:
«Те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отеческую любовь».
Священник Георгий Кочетков в «Таинственном введении в православную катехитику» отмечает, что крёстным непременно нужно
«найти возможность напоминать своему крестнику о его христианском обещании не только веровать в Бога и Христа-Спасителя сердцем «в правду», но и устами исповедовать (признавать) свою веру «во спасение» (…), а его родителям, пока крестник будет еще мал, – о их христианской нравственной обязанности воспитывать его в вере и учить его вере и жизни но Христе».
Поэтому крёстными родителями обязательно должны быть воцерковлённые людьми, старающиеся вести благочестивую жизнь и осознающие возлагаемую на них ответственность.
Можно ли креститься дважды
Многие священники с сожалением отмечают, что зачастую у людей сформирован суеверный взгляд на таинство Крещения. Например, некоторые спрашивают «можно ли креститься второй раз». Такие люди рассматривают таинство как волшебное средство избавления от болезней и различных житейских проблем. Также есть и те, кто хочет снова креститься, чтобы смыть с себя грехи, накопленные после первого Крещения.
Так можно ли перекрестить ребенка и поменять крестных родителей? Подобные явления являются следствием духовной безграмотности «околоцерковных» людей. Повторное крещение невозможно, поскольку это противоречит церковным канонам. Лишь единожды и на всю жизнь мы освящаемся Святым Духом и приобщаемся к Святой Церкви. Поэтому даже если крещёный человек на какое-то время отошел от веры, то для покаяния ему не нужно заново креститься. Для очищения от грехов и приобщения ко Христу крещёным людям следует прибегать к таинствам Исповеди и Причастия. Поэтому Исповедь еще называют вторым Крещением.
Протоиерей Дионисий Свечников указывает на то, что
крещение – это духовное рождение, а оно, как и физическое, может быть только одно… Крещение вовсе не решает житейские и финансовые проблемы и не является «орудием» для снятия порчи».
К тем, кто хочет креститься второй раз ради своего житейского благополучия, обращается и священник Александр Ермолин:
«Мы верим в Крещение как призыв следовать за Христом непростым, но верным путем. А «второе крещение» – это попытка креститься ради решения проблем земных».
Можно ли перекрестить ребенка и поменять крестных родителей
Бывают случаи, когда у родителей ребенка портятся отношения с его восприемниками. Тогда возникает желание поменять крёстных родителей для своего чада и даже крестить его второй раз для этого. Некоторые и вовсе считают, что плохие отношения с крёстными приводят к болезням и прочим несчастьям в жизни ребёнка.
Протоиерей Андрей Ефанов отмечает:
«Крестная — это не оберег, не талисман, не какое-то сверхъестественное существо-хранитель, а наставник в вере, который может особо сильно помолиться за крестников».
Поменять крёстных невозможно. В тех случаях, когда духовные родители не выполняют своих духовных обязательств перед крестником, можно подыскать ребёнку другого наставника в вопросах веры. Однако он не сможет стать новым восприемником. Ведь этот человек не участвовал в таинстве Крещения и не поручался за ребенка перед Богом.
Мои вторые родители.
Беседа с протоиереем Евгением Попиченко о крестных родителях
Есть православные люди, которых сегодня ищут «днем с огнем» – это крестные для ребенка. Лет 20 назад крестным мог стать любой, быстро найденный перед совершением таинства крещеный человек. Главное, чтобы он в принципе был! Сегодня же отношение к крестным изменилось. Найти таких людей сложно, ведь, по мнению современных христиан, они должны быть крепки в вере, должны молиться, жить полноценной церковной жизнью, воспитывать крестника в вере. Но даже если родителям посчастливилось «выследить» потенциальных крестных в среде прихожан своего храма, то предстоит еще уговорить их принять на себя ответственность за крестника. Все главные нюансы взаимоотношений крестных и крестников, а также их родителей мы решили обсудить с протоиереем Евгением Попиченко.
О. Евгений, кто же такие крестные?
Мне очень нравится мнение о. Андрея Кураева о крестных. Он говорит, что крестный – это такой человек, который ненавязчиво присутствует в жизни ребенка. Он появляется, как солнышко, согревает, сорадуется, общаясь с крестником и родителями. Но когда ребенок входит в подростковый возраст и начинает оспаривать родительский авторитет, протестовать, крестный и должен стать тем авторитетным взрослым, с которым можно обсудить жизненно важные вопросы. Например, вопрос жизни и смерти, вопросы взаимоотношений между полами и тому подобные. Таким образом, крестный становится и для крестника, и для родителей дополнительной опорой. Но это в теории, а на практике… мне трудно вспомнить из истории пример какого-нибудь крестного, который привел бы своего крестника к святости.
Вообще, трудно проследить, когда в обязанности крестного стала входить обязанность воспитания. Ведь изначально крестные были просто свидетелями верности крещаемого.
Краткая историческая справка:
Святой Ипполит Римский (конец II — начало III века) упоминает восприемников (или крестных) в качестве людей, которые приводят к епископу желающего креститься. В III веке «Дидаскалия» (Наставление апостольское), несколько позже «Апостольские постановления» увязывают лицо воспринимаемого с половой принадлежностью восприемника: восприемником мужчины является диакон, восприемницей женщины – диакониса. Восприемники становились поручителями (от греч. «anadochos» – поручитель за должника), которые ручались за чистоту жизни и серьезность намерений желающего креститься.
Неизвестно, обязан ли был восприемник участвовать в жизни своего крестника после крещения. Если крестился ребенок, то его поручителями становились его верующие родители. И только в V веке, когда крещение детей стало распространенным явлением, начал развиваться институт восприемничества, а также появились и представления о «духовном родстве» крестных и крестников, отраженные, например, в законе Юстиниана, запрещавшем брак между восприемником и его крестницей. При этом восприемник оставался поручителем, а задача воспитания лежала на родителях ребенка. В крещении участвовал лишь один восприемник, и только в XIV веке появился обычай приглашать двоих крестных родителей – по образу обычной семьи.
Какие требования предъявляются к крестному сегодня?
Интересный момент – требования к крестному могут предъявляться с двух сторон, со стороны близких ребенка и со стороны Церкви. У родителей младенца требования вытекают из мотивов выбора крестного. В своей практике я встречался с несколькими мотивами. Во-первых, в крестные приглашали обеспеченных, авторитетных в обществе людей, чтобы те потом помогли крестнику в решении жизненных ситуаций. С житейской точки зрения все очень правильно: ведь родители выбирают «родственника с перспективой» и для своего ребенка, и для себя. Но при этом, как правило, родители не смотрели на качества души человека, на то, живет ли он христианской жизнью или формально числится крещеным. Главное качество крестного в этом случае – мирская успешность. Главный мотив – корыстный расчет.
Во-вторых, это дружеский мотив: родители приглашают в крестные к детям своих друзей, чтобы дружба продолжалась и крепла. В-третьих, стать крестными приглашают родственников. Так было и раньше, в деревнях часто старшие братья и сестры, дядьки и тетки становились крестными. Это обеспечивало реальную помощь в воспитании детей. Но если раньше большие семьи жили вместе, или хотя бы рядом, то теперь родственник-крестный – это дополнительное укрепление слабых родственных связей современной семьи.
С точки зрения Церкви, главный критерий крестного – он должен быть живым христианином, то есть, он должен знать Православие, он не должен смертно грешить, но должен бороться со страстями, пытаться жить по Евангелию, участвовать в таинствах. Но эти критерии актуальны и для родителей ребенка, иначе все бессмысленно. Нет ничего хуже, чем крестить детей у безбожных родителей, формальных христиан. Ведь именно родителям Господь на время дает ребенка, чтобы они его воспитали для вечности, воспитали настоящим христианином. Вряд ли безбожные родители смогут уразуметь предназначение своего ребенка для вечности, развить данные ему Богом таланты, данные ему в крещении дары Святого Духа. Скорее, они духовно погубят его, ища для него мирского «счастья». Поэтому сначала должно быть глубокое, осознанное воцерковление родителей, которые создадут для ребенка нужную атмосферу, а потом уже крещение их детей.
Но ведь часто отношение ко крещению у родителей магическое; они надеются, что крещение избавит ребенка от всех бед и по жизни «Бог будет ему помогать» только из-за факта крещения. В истории Церкви есть прецеденты решений по вопросу крещения детей не-христиан. Например, в Византии не-христиане (язычники или мусульмане) обращались к православным священникам с просьбой окрестить их детей из суеверия («от крещеных детей будет отогнан злой дух»). Но такое крещение не признавалось действительным, потому что родители не верили православно (и потому не было исполнено евангельское требование «кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мр. 16, 16), а воспринимали крещение своих детей как телесное лекарство и чародейство.
Крещение – это только возможность спасения (и не обязательно Бог спасет человека через мирную и спокойную жизнь, чаще Господь спасает через скорби), это потенциальная возможность, зерно, для которого нужна хорошая почва.
О. Евгений, часто бывает так, что родители являются теми самыми «формальными христианами», «крещеными безбожниками», а бабушки – воцерковленными христианками. Бабушка хочет крестить своего внука, родители «в принципе не против». Они даже не против того, что бабушка водила бы внука в церковь к Причастию. Церковная жизнь для них непонятна, далека и безразлична. Можно ли крестить таких младенцев, возлагая ответственность за духовную жизнь не на родителей, а на бабушку и крестных?
К сожалению, это частая и драматичная ситуация. На одном из интернет-форумов, где обсуждалось крещение, мамаша высказалась так: «Я саркастически настроенная воинствующая атеистка, сама против крещения, но, видимо, родственнички меня «добьют». Пускай крестят, если хотят». То есть, родственники настаивают на своем желании крестить ребенка, исключая влияние родителей на его будущую духовную жизнь.
Так же показательно высказывание интернет-форумчанки: «Считаю это фарсом, крестить ребенка в неверующей семье. Так и объясняю родственникам. Все равно мы не дадим детям религиозного воспитания. Хотя пользу можно найти. Будут крестные – родственники, которых можно выбрать. Лишние подарки на праздники…».
Некоторые церковные каноны намекают: нельзя крестить детей в неверующих семьях, то есть в тех семьях, в которых родители более трех воскресений подряд без уважительной причины не пришли на Литургию. В трудах мученика Иустина Философа и священномученика Ипполита Римского («Апостольское предание») говорится, что главнейшими условиями крещения являются волеизъявление (то есть сознательная решимость принять Христа в свою жизнь), вера и покаяние.
Эти условия на первый взгляд не актуальны для младенцев, принимающих крещение. Но ведь за детей эти условия должны соблюсти их родители. «Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст» (Пространный катехизис, п. 289). А если родители живут без веры, воли на крещение своего ребенка они не изъявляли, да и покаяние для них «не актуально»? О каком крещении их ребенка может идти речь?
Не нужно забывать и об ответственности священника за крещение детей неверующих родителей: «Священник аще крестит турчину детищ… да извержется», то есть, будет лишен сана и будет нести ответственность перед Богом (203-е правило Номоканона при Большом Требнике).
Вот два момента, которые нужно помнить в связи с крещением. Первое – человек выходит на бой. И второе – в крещении человек получает дары Святого Духа, которые нужно возрастить, а не растерять. Идеальная ситуация – когда крестных находят из той же духовной семьи, в которой живут и родители, то есть из одного прихода. Потому что если у людей есть единство веры, если они вместе молятся, то это самая надежная основа для взращивания души ребенка.
Но вернемся к конкретной ситуации, описанной в вашем вопросе. Если ребенок живет у бабушки (как это часто бывает, когда родители отдают дитя на воспитание бабушке, так как у них «на него времени и сил не хватает»), то крещение допустимо. А если бабушка живет отдельно и иногда приходит понянчиться с внуком, то ситуация кардинально иная. В таком случае, каково влияние бабушки на духовную атмосферу в семье? Способна ли она не просто быть бабушкой, но еще и восполнять несознательность в вере родителей? Возможно ли будет крестному участвовать в воспитании? Вот будет он иногда приходить и что-то о Боге или заповедях говорить, будет ли от этого эффект, если ребенок впитывает иной образ жизни? Выдержит ли он войну с сатаной?
За маленького ребенка вызов сатане бросает крестный. Он же приносит за него крещальные обеты, которые в сознательном возрасте ребенок должен подтвердить (подтвердить, что он верный христианин). Можно ли сказать, что дьявол будет бороться именно с крестным, пока ребенок не войдет в сознательный возраст? И насколько же, все-таки, тесной является духовная связь между крестным и крестником?
Если позволите, в ответ я процитирую слова святого Иоанна Златоуста. В одной из своих огласительных бесед святитель так объясняет роль восприемника: «Если хотите, обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и, напротив, какое им последует осуждение, если они впадут в беспечность.
Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник явится благоразумным, то поручителю облегчит бремя; если же станет неразумным, то ему большую опасность уготовит. Если же принявшие поручительство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отеческую любовь. И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и они станут соучастниками славы, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели; а если впадут в праздность, будет им многое осуждение. Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая вам угрожает опасность, если впадете в беспечность».
Итак, своей христианской жизнью мы помогаем нашему крестнику, но и наша развращенная жизнь развращает доверенную нам душу ребенка, даже если мы об этом не подозреваем.
А если, несмотря на все усилия родителей и крестных, ребенок по достижении сознательного возраста крещальных обетов не подтверждает, но позиционирует себя атеистом или язычником, говоря: «меня не спрашивали, хочу ли я креститься!». В таком случае ответственность с крестного снимается или, напротив, усугубляется?
Никто с крестного и с родителей ответственности за ребенка не снимает. Но и не надо отчаиваться и опускать руки. Ведь человек будет отвечать перед Богом уже после своей смерти. А до этого момента всегда есть возможность повлиять на ситуацию. И не нужно забывать, что Господь смотрит не столько на результат, сколько на усилия. Насколько крестный пытался вразумить крестника, как участвовал в его жизни, усердно ли он молился за свое чадо, стремился ли он исправлять свою жизнь?
Именно поэтому крестный должен четко и трезво оценивать свои силы в вопросе количества крестных детей. Скольким крестникам он может реально уделять время, водить в храм, общаться? У нас же часто люди воспринимают приглашение в крестные как награду, как признание их добропорядочными христианами. В этой ложной позиции не просто заблуждение и не осознание ответственности, но и огромная доля тщеславия: «Вот какой я хороший! Меня уже третий раз в крестные позвали!». И не думает такой человек, что за каждого ребенка он будет давать ответ…
Вот я это говорю, и сам внутренне содрогаюсь, потому что у меня множество крестников, которых я теперь даже и не знаю, и не вижу, и не общаюсь с ними. Только среди наших прихожан у меня двое крестников. При этом священник как бы автоматически становится восприемником и для тех детей, которым родители не нашли крестных. То есть, у меня, наверное, несколько тысяч крестников… и за всех нужно будет давать ответ.
Я иногда людям перед крещением задаю вопросы: «Зачем вы хотите креститься или крестить ребенка? Какую роль в вашей жизни играет Христос? Как вы к Нему относитесь? Хотите ли вы действительно жить по-христиански?». Люди обычно как-то «зависают», не могут ответить. Видимо, эти вопросы даже не возникали в их головах.
И какова реакция? Кто-нибудь передумывал креститься?
Реакция – шок. Но пока никто не передумал. Люди осознают, что они совершенно не готовы к новой жизни, к новой ответственности, они не уходят… хотя это было бы понятно, правильно и честно.
Часто потенциальные крестные как раз и отговаривают подобных «верующих» креститься или крестить детей, говоря: «Зачем вам это нужно, ведь вы не будете жить по-христиански. Поймите ответственность». Правильно ли они делают?
Конечно, правильно, потому что вера и жизнь с Богом могут осуществляться только при условиях осознанности и свободы. Если человек не понимает, что он делает, то он уже недееспособный человек. К сожалению, в духовной жизни у нас множество людей именно недееспособных. Поэтому правильно будет, если мы призовем их к серьезности, ведь и Господь в Евангелии все время призывает человека к серьезности жизни: «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 14)
Батюшка, как крестному нести ответственность за ребенка в такой ситуации: родители до определенного момента не были против церковной жизни своего ребенка, они иногда даже привозили его на Причастие, сами не воцерковлялись, а были «издалека сочувствующими». Ребенку исполнилось 7 лет, и оказалось, что без исповеди его не причащают. Родители, не желают входить в церковную жизнь и даже слышать о ней, перестают даже изредка привозить ребенка в храм, отвечая на недоумения крестного так: «У каждого свой путь в жизни».
Одна из основных задач крестного – воспитывать родителей ребенка, приводить их к нормальной церковной жизни. И эту задачу потенциальный крестный должен обдумывать «на берегу», еще до того, как он связался с этой семьей духовными узами. Насколько он сможет повлиять на еще неустойчиво-сочувствующее сознание людей, насколько у родителей есть к нему доверие как к христианину? Если мы приходим к выводу, что это нереальные задачи, что мы не способны на подобные отношения, то зачем, собственно лицемерить? Зачем изображать из себя крестных, а из родителей изображать христиан?
Нам по человекоугодию бывает трудно отказать людям в просьбе стать крестными, или мы боимся испортить с друзьями отношения. Но это не основание для согласия. Надо Богу угождать более, чем человеку. Если родители изначально не готовы ребенка посвятить Христу, если для них крещение – это всего лишь магическое мероприятие, то почему христианин должен в этом участвовать? Если я попал в такую ситуацию, то просто должен смириться и сказать: «Извините, братья, но я в такие игры не играю». Главное условия для крещения в отношении родителей – это согласие слушаться и доверять. И за то время, пока ребенок растет до сознательного возраста, нужно и родителей подвести к духовной сознательности.
Но ведь в момент крещения и сами крестные могут быть еще не воцерковленными и лишь со временем осознать значимость произошедшего и полноту ответственности…
То есть, человек сглупил? Что делать? Во-первых, нужно искренне покаяться, что крайне небрежно отнесся ты к Божьему делу. Господь на тебя надеялся, как на Своего помощника, а ты не исполнил данного тебе Богом послушания. А во-вторых, несмотря на то, что и пути крестного с родителями вроде бы разошлись, и ценности теперь разные, но остается очень важная миссия – молитва за крестника и его родителей.
В качестве некой епитимьи человек может каждый вечер делать земной поклон с молитвой: «Господи, прости меня, грешного и нерадивого, Ты мне поручил отроча сего, а я не исполнил послушания. Спаси и помилуй крестника моего, вразуми и его родителей, направи их по истинному пути». Бывает же и другая уродливая ситуация: родители воцерковляются, а крестный их ребенка продолжает блуждать в неверии. Тогда родители могут взять на себя покаянный молитвенный труд за своего крестного.
Сегодня в силу того, что проходят огласительные беседы перед крещением, некоторые родители решают серьезно подходить к этому Таинству. Но бывает так, что у человека, который только начал воцерковляться и желает крестить ребенка, просто еще нет крепких в вере православных друзей. Он один. Где взять крестного?
Но он там еще никого не знает.
Значит, нужно узнать. Значит, нужно стать живым прихожанином приходской семьи. У нас, в Пантелеимоновском приходе, часто бывает так: молодые семьи приглядываются друг к другу, начинают близко общаться и потом просят стать восприемниками у своих детей. И вроде бы человек не является родственником или близким другом, но впоследствии они становятся одной духовной семьей. И хочется надеяться, что и через десять, и через двадцать лет они так же будут дружить и общаться, и их дети вырастут, как братья и сестры.
Вот естественная ситуация: крестный, крестник и его родители живут в одном храме, каждое воскресенье крестный подносит свое дитя ко Святому Причастию. Я вообще не представляю, как можно нормально воспитывать детей вне церковной общины. Не случайно же св. Кирилл Александрийский сказал: «Кому Церковь не мать, тому Бог – не Отец». Кто от таинств Церкви не питается, кто не любит ее, тот никогда не будет христианином.
Давайте посмотрим на эту же ситуацию глазами потенциального крестного. Допустим, я с человеком не знакома, близко мы не общаемся, да и, честно сказать, не очень хочется возлагать на себя ответственность за ребенка. Но человек просит… как мне быть?
С одной стороны, не нужно сразу же соглашаться или отказываться. Нужно присмотреться друг к другу, сходить в гости, пообщаться. Ведь это замечательная возможность найти братьев во Христе. Многие люди сегодня как раз жалуются, что у них очень маленький круг общения и единомышленников. Вот для тебя замечательная возможность. И еще более замечательная возможность – расстаться со своим себялюбием и ленью. Что значит «не очень хочется возлагать что-то на себя»? Как христианин боится брать на себя ответственность? А если это важно и для людей, и для спасения твоей души? Ведь христианин как раз и пришел в мир, чтобы исполнять волю Божию, чтобы отдавать себя другим людям в трудах и жизни по евангельским заповедям.
С другой стороны, есть церковная иерархия и мудрое правило добродетельной жизни – жизнь по совету. У каждого христианина есть духовный наставник, священник, который поможет определиться с тем, хватит ли у тебя сил душевных и телесных, чтобы взять на себя обязанности крестного.
Если ты и отказываешься, то не потому, что по ложному смирению считаешь себя «недостойной грешницей», а потому, что духовник твой, видя твои немощи, не советует тебе браться за труды крестного. Вместе с духовником нужно взвесить все «за» и «против», определить, воля Божия или искушение то, что тебе предлагается – а затем спокойно делать то, что ты должен делать.
В конце концов, все мы «скованы одной цепью, связаны одной целью», если один спасается, то спасаются и все, кто с ним связан принадлежностью к Телу Христову, к Церкви.
Есть такой момент в жизни прихода, когда абсолютное большинство прихожан не могут сдержать радостных улыбок – это воцерковление малышей. Когда батюшка предлагает помолиться за новокрещеное дитя, затем берет его на руки, вносит в алтарь и, выйдя на амвон, торжественно поднимает, показывая всем прихожанам нашего нового ребенка. Когда мы наблюдаем воцерковление, в душе рождается и радость, и мир, и любовь.
Да, мы делаем это для детей наших прихожан, ведь это действительно наш новый ребенок. Детей родителей, которые не являются нашими прихожанами, мы не воцерковляем таким образом, ведь для них это формальный обряд, лишенный смысла. Они просто ставят себя в положение «вне семьи», которую они не знают и знать не хотят. Другое дело – прихожане, которые уже члены «нашей семьи».
В таком случае, можно ли сказать, что община и является восприемником для крещаемого?
Это и должно быть нормой. Приход – семья, где каждый связан с другими членами, где есть любовь, сопереживание, помощь, поддержка, воспитание, где все вместе решают общую проблему, где радость также общая. В такой семье человек никогда не останется один. Святитель Филарет Московский сказал: «Дети, забытые родителями во время воспитания, взаимно забывают их после воспитания». Потому и мы, если не хотим быть забытыми нашими детьми, должны сделать все, чтобы самим стать настоящими родителями.
Крещальные СУЕВЕРИЯ или то, во что НЕ МОГУТ ВЕРИТЬ православные: