можно ли взять вторую жену без согласия первой жены в исламе
Женился на второй, знай ее права!
Тема полигамии актуальна сегодня как для её сторонников, так и для противников. Но вместе с этим множество вопросов, связанных с ней, остаётся без ответа. Все знают, что равноправие между жёнами является обязанностью мужа, но в чём именно проявляется равноправие, а в чём – нет, остается загадкой для многих.
Под равноправием в первую очередь подразумевается материальное обеспечение, предоставление жилья и равное распределение ночей.
Равное распределение ночей и дней
Если муж проведет ночь с одной женой, то он обязан провести ночь и с другими женами, независимо от того, болеет она, начались у нее критические дни или нет. Если у мужа нет своего дома, он должен посещать жен в их домах. В книге «Мугни аль-мухтадж»(3/ 334) сказано:
«Достоверно, что мужу запрещается [делать различия между женами,] посещая одних в их домах, а других приглашая к себе».
В наше время этому нюансу мало кто уделяет внимание, особенно те, кто берет жен тайно от родных и общества. Если одну жену он посещает дома, то другую приглашает на съемную квартиру или к себе домой, когда первой нет дома.
Также запрещено, живя в одном доме с женой, звать туда остальных жен, даже если собственником дома является он сам. Остальные жены не обязаны приходить в их дом, и жена, которая на постоянной основе живет в этом доме, имеет право не разрешать приводить в дом другую жену (Мугни аль-Мухтадж, том 3/334).
Также нельзя поселять жен в одном доме без их согласия.
Некоторые ошибочно полагают, что достаточно разделить ночи, а днями можно распоряжаться по своему усмотрению. На самом деле, если ночью муж остается с одной женой, то в предыдущий или последующий день она также имеет право на мужа. Например, если в ночь с понедельника на вторник муж остается с одной женой, то вместе с ночью жене принадлежит и день – или понедельник, или вторник, на усмотрение мужа. Если муж работает днем, он уходит на работу, если остается дома, то должен остаться дома с той, чья очередь наступила. Все должно быть справедливо.
Тут возникает вопрос. Имеет ли право муж посещать днём жену, очередь которой не наступила? По наиболее достоверному мнению в Шафиитском мазхабе, муж имеет право днем посещать жену вне очереди, если есть какая-то нужда. Например, отнести продукты, узнать новости, если пришли гости, переодеться и тому подобное. Однако во время внеочередного посещения ему нельзя иметь близость с женой, а если он имел близость, то время, потраченное на близость, он должен возместить другой жене, но не саму близость. («Ианатат-талибин», 3/676)
Прикасаться к жене в это дневное время, целовать её и тому подобное разрешается.
Ночью не разрешается даже заходить в дом к жене, очередь которой не наступила. Исключением является ситуация, если она сильно заболела и есть опасение, что она умрет, или случился пожар и тому подобное. («Аль-Фикх аль-манхаджи», 4/103)
Если муж взял ещё одну жену, он обязан выделить для новой жены семь ночей подряд, если она девственница, и три ночи подряд, если она не была девственницей.
Разрешается делить поровну между женами от одной до трех ночей. Оставаться с одной женой более трех ночей запрещено, если даже со второй останешься столько же. Это запрещено, даже если они живут в разных городах. Можно так поступить лишь по их согласию, а лучше всего делить по одной ночи.
Для того, кто работает по ночам, а днем бывает дома, действительны такие же правила, с одной лишь разницей – правила ночи применяются к дневному времени.
Что касается материального обеспечения, то Шариат установил необходимый минимум продуктов, одежды и средств гигиены, о котором мы подробно писали ранее в другой статье.
Во всем, что превышает этот минимум, соблюдать равенство необязательно, хотя и желательно.
Если муж отправляется в сафар, то он бросает жребий и едет с той, на кого выпал жребий. Так поступал и Пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Одна из жен может подарить другой жене то, что по праву полагается ей. Если одна из жен подарила свои ночи другой жене, то муж обязан обе ночи проводить с той, которой она подарила ночь. Он может сделать это подряд или раздельно. Доказательством этому является хадис, переданный имамами Бухари и Муслим от Аиши (да будет доволен ею Аллах):
«Когда Савда бинт Зум’ат достигла преклонного возраста, она подарила свой день Айше и сказала Посланнику Аллаха (мир ему и благословение): «Поистине, я даю свой день Айше», и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проводил с Айшей ее день и день Савды». (Бухари, 4914, Муслим, 1463)
Исходя из этого хадиса, мы понимаем, что:
во-первых, равноправие – это ответственность;
во-вторых, не всякий может соблюдать равноправие;
в-третьих, многое зависит от того, пойдут жены на уступки, или нет.
Если в чем-то не получается соблюдать справедливость, следует просить прощения у жен.
Несправедливое отношение к женам является грехом. Оно вызывает гнев Всевышнего, и в Судный день муж получит наказание, если жены его не простят.
В хадисе, переданном Абу Даудом сказано, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если тот, кто имеет двух жён, не будет соблюдать справедливость между ними, в Судный день он воскреснет кривобоким» (Абу Дауд, 2133).
Может ли мужчина взять вторую жену без согласия первой?
Вопрос:
Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух! Уважаемый муфтий, может, я и не по адресу, но у меня есть один вопрос. Если вам не трудно, ответьте, пожалуйста! Если мужчина- мусульманин хочет жениться на второй, то первая жена обязательно должна знать об этом, или же можно, чтобы она вообще не знала о наличии второй жены? Тогда как же мужчина будет соблюдать справедливые отношения (имеется ввиду равных ночах)? (Зайтуна Аширова)
Ответ:
Что касается первого вопроса, то аяты и хадисы в отношении этой темы не указывают на то, что муж обязан сообщать первой жене о второй или спрашивать у нее разрешения на женитьбу.
Однако если при заключении никаха была договоренность между сторонами о том, что мужчина не будет брать второю жену без согласия первой, и он принял это условие, тогда в случае женитьбы на второй жене без согласия первой, она имеет право выдать себе талак и уйти от него.
В истории был такой случай, когда женщины Бухары пришли к ученым и пожаловались им на своих мужей, что они оставляют их без нафака, бьют без шариатского условия, увозят в другой город без их согласия, и берут второй женой молодых, а на них не обращают внимания.
После этого ученые Бухары установили 4 условия при заключении никяха, чтобы не было угнетения прав женщин:
— более шести лунных месяцев жену не оставлять без нафака (содержания);
— не ударять без шариатских условий;
— не увозить жену из города, где живут ее родители;
— не жениться на второй жене без согласия первой.
И если хоть одно из этих четырех условий нарушиться, то женщина становиться «мухаййяра» (т.е. у нее есть выбор). При желании, она может дать себе талак либо же терпеть и быть с мужем.
Что касается второго вопроса, в Священном Коране сказано:
فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً
(Смысл): «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной…».
Также в хадисе Пророка (ﷺ):
«مَنْ كَانَتْ لَهُ امْرَأَتَانِ فَمَالَ إلَى إحْدَاهُمَا جَاءَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَشِقُّهُ مَائِلٌ»
«У кого будет две жены, и он будет не одинаково относиться к ним, то в Судный День такой человек предстанет с волочащейся за ним половиной (подобно парализованному)».
В книге «Аль-Хидая» сказано:
«Женщины заслуживают уравнивания, в равном разделении ночей между ними, но не в самом половом акте».
Человек в такой ситуации уже будет вынужден сказать первой жене о наличии второй, потому что ему будет тяжело скрыть факт, к примеру, его отсутствия дома, когда наступает очередь второй жены.
Но если вас интересует мое личное отношение к данному вопросу, то я скажу: «Лучше иметь один тыл, чем два фронта!».
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Можно ли взять вторую жену без разрешения первой
Есть определённые права и обязанности, возложенные шариатом на мужа по отношению к своей жене. Однако заручаться согласием первой супруги на второй и последующие браки не входит в его обязанности либо в её права на него.
Если всё же допустить желательность согласования второго брака с первой супругой, то это будет зависеть от конкретной ситуации, а также от морально-психологических особенностей супруги, то есть от того, как она это воспримет. Если вероятность негативного восприятия супругой факта повторной женитьбы или намерения вступить в очередной брак велика, то, по мнению имама Ша‘рани, лучше не рассказывать первой супруге об этом.
Имам Шаарани, да смилуется над ним Аллах, пишет в своей книге «Латаиф аль-минан» (388 стр.):
В числе тех нравов, которыми меня облагодетельствовал Аллах, я нахожу:
1. то, что я не хвалил какую-либо из своих жен перед другой и не благодарил одну из них в присутствии другой, дабы склонить их сердца друг к другу, так как моя похвала только усилит в их сердцах пламя ненависти друг к другу;
2. то, что я не собирал их в одном доме;
3. то, что я не ходил с одной из них к другой, чтобы та помогала ей на кухне, с намерением подружить их. Поистине, это не что иное, как приукрашенный обман;
4. то, что я никогда не удовлетворял просьбу одной жены взять её в гости к другой, даже если одна из них проявляла симпатию к другой.
Поистине, две жены (одного мужа) подобны этому миру и миру вечному: если ты удовлетворишь одну из них, то непременно разгневаешь вторую, как бы ты этого ни избегал.
Отдел фетв при Муфтияте РД
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Для начала следует усвоить одну важную вещь! Ислам никогда не делал дозволенным что-либо, в чем есть вред, как для отдельного человека, так и для общества! Всевышний и Мудрый Аллах сказал: «Он повелевает одобряемое и запрещает порицаемое, делает дозволенным благое и запрещает скверное» (аль-А’раф 7: 157).
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди в комментарии к этому аяту писал, что это касается еды, питья, брачных отношений, деяний и слов. См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 178.
Наоборот, во всех обязательных и желательных предписаниях шариата есть только польза, благо и счастье как в мире этом, так и в мире ином! Однако вся беда происходит только по причине недопонимания некоторых законоположений шариата некоторыми мусульманами, либо по причине отсутствия знания, либо по причине следования за своими страстями! Также зачастую является причиной непринятия и не понимание вопросов многоженства пропаганда неверных и менталитет некоторых обществ. Спросили как-то шейх Салиха аль-Фаузана: «Каково положение того, кто отрицательно относится к многоженству и отвращает от этого людей?»
Шейх ответил: “Не дозволено мусульманину ненавидеть что-либо из того, что узаконил Аллах и отвращать также от этого людей! Это приравнивается к вероотступничеству от религии Ислам, как говорит Всевышний Аллах: «Они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния!» (Мухаммад 47: 9). Это очень опасно! А причиной этого является измышления неверных, которые отвращают от Ислама и подбрасывают сомнения тем мусульманам, которым неизвестны законоположения Ислама, важными из которых является дозволенность многоженства! И в этом польза в первую очередь для самих женщин”. См. “Фатауа аль-Фаузан” 3/251.
А что касается психического или физического расстройства жены по причине женитьбы на другой или разрушения первого брака по причине женитьбы на второй, то виной этому является не сам факт многоженства, а кто-то из супругов. Ведь дело может быть в чрезмерно ревнивой жене, или в отсутствии мудрости у мужа, который не имея возможности ужиться даже с одной женой, берет себе вторую. И ведь можно смело сказать, что развод в семьях, в которых у мужчины всего одна жена происходит чаще, чем развод в семьях мужчин, у которых несколько жен. Кто в таком случае причина развода?!
Женщина-мусульманка должна быть в первую очередь ревностной к религии Всевышнего Аллаха, а не к мужу, и если ее ревность к религии будет сильнее чем к мужу, то инша-Аллах она поймет все эти положения правильно и подчинится со спокойной душой этому.
Я не говорю об полном отсутствии ревности к другим женам, это не возможно, ведь ревновали наилучшие женщины этой общины, а именно – матери правоверных, жены нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Однако их ревность была в рамках шариата и не подталкивала их выходить за границы дозволенного, в отличие от того, что происходит в наши дни, когда одна жена настраивает мужа против другой, зачастую даже обманывая и придумывая различные лживые ситуации. Все это великий грех, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто настраивает мужа против жены, тот не из нас!» Абу Дауд, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5437.
Хадисы, в которых сказано: «не из нас» указывают на тяжесть греха, о котором идет речь.
Ученые Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом говорили, что не является обязательным для мужчины, который собирается жениться на второй, чтобы его жена была довольна этим. Однако они говорили, что из числа благого нрава и хорошего взаимоотношения с женой, это сделать довольной первую жену, понимая их ревность, заложенную изначально во всех женщинах. Т.е. следует ее настроить правильно и подготовить мудро к женитьбе на второй. См. “Фатауа аль-Ляджна” 18/402.
Воспользовавшись случаем хотелось бы сделать небольшое напоминанием мужьям:
Всевышний Аллах сказал: «Женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или наложницами, которыми вы овладели. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости» (ан-Ниса 4: 3).
Имам Ибн ‘Абидин сказал: “Аллах повелел ограничиться одной женой в случае опасения несправедливости! И это указывает на обязательность справедливости при многоженстве”. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 2/408.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день со склонившейся частью тела!» Абу Дауд 2133, ан-Насаи 5/63. Хафиз Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили и шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Разве это не устрашающий хадис в отношении несправедливости к женам?!
Имам ‘Али аль-‘Адауи сказал: “Ученые единогласны в обязательности справедливости (между женами). А тот, кто не проявляет справедливость между женами, тот грешник, чье доверие и свидетельство неприемлемо! А если кто-то будет отрицать необходимость справедливости между женами, то от него следует требовать в течении трех дней покаяния, а если он откажется покаяться за это, то становится неверным!” См. “Хашия аль-‘Адауи” 2/60.
Имам Джамалюддин аль-Къасими сказал: “Раз шариат установил справедливость для того, чтобы иметь несколько жен, то тот, кто сможет осилить многоженство – это умный, сильный и способный человек, а не каждый простой”. См. “Тафсир Махасин ат-тауиль” 5/1118.
Призываю себя в первую очередь и всех мусульман не спешить с вопросами многоженства и не относится к такому важному вопросу халатно!
Субхана-Ллах, если же у кого-то есть желание жениться еще, однако он знает наперед, что у него нет возможности делить поровну дни между женами и т.п., то пусть женится на такой, которая согласиться на условия твои, как: «буду приходить раз, два в неделю», «не буду содержать» и т.п., что саляфы именовали как «никах нахарият». И такой никах с ограниченными условиями действителен, если только женщина согласна на него!
Спросили однажды у аш-Ша’би о человеке, у которого жена и он жениться на второй, и ставит условие быть у одной два дня, а у другой день, аш-Шаби отвтеил: «Нет в этом проблем!» Ибн Аби Шайба 3/338.
Это никах с ограничениями, однако в нем необходимо наличие всех условий никаха, как уали, два благочестивых свидетеля, махр.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
И. Аляутдинов: Можно ли жениться на второй, не уведомив первую?
Можно ли жениться на второй, не уведомив первую жену? На этот вопрос отвечает председатель Духовного управления мусульман г. Москвы, муфтий Ильдар Аляутдинов.
Ответственность и условия никяха со второй женой
Вопрос, который, наверное, часто обсуждается молодыми людьми. Темы многоженства, второй жены часто поднимаются, и не всегда люди осознают и понимают ту огромную ответственность, которая ложится на человека не только когда он берет вторую, либо третью жену, но и когда он, по сути своей, является главой семьи.
К сожалению, порой видишь, что люди очень безответственно подходят к вопросу семьи. Здесь вопрос – возможно ли жениться на второй, не уведомив первую жену?
Согласие первой супруги не является условием для того, чтобы мужчина взял вторую, согласие не является условием. Относительно уведомить, либо не уведомить, все мы понимаем, что одним из условий никах (никях) является открытость. То есть присутствие свидетелей, опекуна, тех людей, которые завтра подтвердят, что брак заключен.
Дозволен ли сговор между брачующимися?
В тоже время мы знаем мнение ученых о том, что, если есть некий сговор между брачующимися и свидетелями, чтобы данная информация не разглашалась, или порой такие ситуации, когда люди приходят в мечеть, либо в некую общину для того, чтобы заключить брак, и с улицы приглашают свидетелей, которые их не знают. В последующем, если никто не знает, что этот брак заключен, то я могу с уверенностью заявить и сказать, что это неправильно, так не должно быть. Когда есть некий сговор, подобный никах, по мнению ученых, не действительный.
Возможно ли соблюсти равноправие при скрытом никяхе?
Соответственно, уведомить является обязанностью? Наверное, нет. Мы понимаем, что никах будет действительным лишь в том случае, если о нем знают, если его преднамеренно не скрывают. А как можно себе вообразить ситуацию, когда у человека есть одна семья, но он заключает обряд со второй, и как представить ситуацию, когда человек должен, а коранический текст именно об этом и говорит, должен соблюсти равноправие.
Понятие справедливости между двумя семьями, между двумя женами. В каких аспектах проявляется эта справедливость? Безусловно, многие могут сказать – в материальном плане, человек должен материально быть состоятельным с тем, чтобы и другую семью содержать. Это важный аспект, но также очень важным нюансом является вопрос времени, то есть если мы, с одной стороны, с супругой проводим один день, одну ночь, точно также день и ночь мы должны посвятить и уделить второй супруге.
Справедливость между женами
Украдкой, как на сегодняшний день происходит, когда человек дает время одной жене и иногда, по дороге на работу или с работы заезжает ко второй, либо находя какие – то поводы перед первой женой, приходит ночью ко второй супруге, это неправильно. Где она, эта справедливость, и где открытость? Человек, в любом случае получается, преднамеренно, скрывает свой брак, ведомый не благими намерениями, например, продолжить род, чтобы мусульманское сообщество росло, некие материальные, физические возможности с тем, чтобы содержать, вторую, третью, четвертую семью. Он ведом физическими потребностями, не более того.
Есть коранический текст Сура Ан-Ниса, 3 аят: «Женитесь на тех женщинах, которые вам понравились, на двух, трех, четырех. Если вы боитесь, что не будете справедливы, то одна, либо те, которые находятся во власти ваших десниц. Это ближе к тому, чтобы не преступить рамки дозволенного», с тем чтобы не впасть в состояние зульма – притеснения, когда мы кого – то притесняем. Ситуация, когда ты, по сути, набегами оказываешься у второй, притесняется здесь в большей степени вторая, и точно также притесняема первая.
Дальше, при прочтении Суры Ан-Ниса мы видим, что коранический текст продолжается, и аят гласит: «Вы не сможете быть справедливы, даже если сильно этого захотите». Здесь, безусловно, в тафсирах мы читаем и видим, что подразумевается внутренний настрой, внутреннее склонение к одной из двух, трех, четырех оно в любом случае может в человеке присутствовать. Это состояние, в котором, наверное, никто из нас не может управлять.
Уведомление необходимо
Естественно, что кого – то человек будет любить, склоняться больше, но здесь очень важно соблюсти справедливость, касательно материального обеспечения, касательно времени, которое мы уделяем одной и другой. Как итог, хотелось бы сказать, что согласие первой супруги при заключении обряда никах со второй не является обязательным условием. Однако же уведомление необходимо. Только лишь договорившись со всеми, всех уведомив, поставив в известность, мы сможем соблюсти ту справедливость, о которой говорит Священный Коран, и к которой призывает нас Аллах, ставит условие о допустимости заключения второго, третьего, четвертого брака, только лишь в том случае, если состояние этой справедливости между всеми соблюдать.