На алтай на мотоцикле в одиночку
Золотые горы – мотопутешествие на Алтай
Накануне нового сезона принято планировать путешествия и поездки, вспоминая поездки года прошедшего. Так или иначе, вспоминаются наиболее яркие моменты. Таким, одним из самых ярких впечатлений 2014 года, стало мотопутешествие по горному Алтаю.
Автор фото: Рустем Тагиров
На чем едем?
Предложение совершить трип на мотоциклах по местам, куда стремятся попасть хоть раз в жизни все мототуристы, – на Алтай, поступило откуда не ждали. Российское представительство компании BMW, производителя самого популярного в мире эндуро для путешествий, как можно было бы ожидать, предложит покорить горы на тяжелых 1200-х, или средних 800-кубовых GS, но все оказалось еще интереснее. Покорять горные дороги нам предстояло на «исторических» F650GS, снятых с производства уже немало лет назад. Не стоит усмехаться в усы. Когда-то именно эта «одностволка» была названа лучшим мотоциклом для дальних путешествий. И до сих пор остается вполне конкурентоспособной машиной, хоть и не очень быстрой.
Надо сказать, что эту модель тоже нельзя назвать совсем уж молодой. Даже наоборот, снятый с производства в 2007 году, «маленький гусь» тоже успел изрядно хватить славы и даже в свое время был признан лучшим в мире мотоциклом для путешествий, но на фоне «Явы» даже этот «немец» выглядит юным и неопытным. Тем не менее нам предстоит проделать путь через весь Алтай именно на «баварцах».
Учимся покорять бездорожье
Однако рассказ об этом путешествии стоит начать не с высадки из самолета в Барнауле, а с гораздо более близкой Яхромы, что под Москвой. Бээмвэшники подошли к вопросу серьезнее некуда и, прежде чем бросать нас в объятия гор, предложили пройти «ускоренный» эндуро-курс на базе своего учебного центра. Так на два дня мы оказались в руках и полном распоряжении инструктора (к слову, единственного в России сертифицированного мотоинструктора BMW) Владимира Бурцева.
Снова и снова мне приходится констатировать, что совершенству предела нет, будь то езда на снегоходе или мотоцикле. Я видел изрядное количество мотошкол, причем и дорожных, и оффроудных, но именно здесь в очередной раз я убедился, что учиться никогда не поздно – это раз, и учиться можно весьма быстро – это два.
Два дня мы были погружены в условия полного оффроуда, отягощенного всевозможными препятствиями: бревнами, пандусами, «колеями», сделанными из досок и бревен. Экзамен же проходил в условиях, приближенных к «боевым», на технической дороге, проложенной вдоль ЛЭП, разбитой 66-ми «газонами» электриков, квадроциклами и прочими «котлетами» на базе УАЗов. В общем, к выезду в горы подготовились на славу и уже через неделю отправились в Барнаул.
Ожидание гор
Почти любое путешествие в горы начинается с того, что ты целый день (а то и не один) едешь по плоской, как стол, земле, пытаясь разглядеть на горизонте туманные пики. Ожидание гор – это тоже часть путешествия. Приятно и то, что здесь, на Алтае, есть на что посмотреть и там, где горами даже не пахнет.
Бийск с его музеем Алтайского края, знаменитое местечко Манжерок на берегу реки Катунь, село Сростки – родина знаменитого актера и писателя Василия Макаровича Шукшина, его музей… Словом, за пару дней мы уже успели так набраться впечатлений и вкатиться в ритм этих мест, что к предгорьям Алтая мы подкатывали уже совершенно готовыми ко встрече с горами и одним из самых энергетически насыщенных мест планеты.
Плавучая баня и священное озеро
Алтай начал нам открываться. Первая же ночевка непосредственно в горах, в месте, обладающем особой славой среди путешественников. На берегу одного из богатейших хранилищ пресной воды в России и места паломничества многих и многих ценителей дикой природы – Телецкого озера, в селе Артыбаш. Разве что погода встречала нас не очень ласково: весьма прохладно и дождливо.
Что может быть приятнее, чем после дня пути сквозь небесные струи, скинуть с себя влажный экип и отправиться в баню, сушить мокрые кости! А баня нам досталась особенная. Сама парилка и предбанник упрятаны в огромную деревянную бочку, а бочка водружена на плавучий понтон. Погрузились и вышли на большую воду. Во-первых, никто не потревожит, даже случайно, а во-вторых, из парилки прямиком за борт, в чистейшую (и холоднючую) воду священного озера. Потрясающий экспириенс!
Утром под аккомпанемент все того же мелкого и мерзкого (да что нам после бани-то) дождика, мы грузим мотоциклы на кораблик и почти целый день, шесть с лишним часов, движемся с севера на юг, туда, где нас снова ждет дорога. А пока можно бесконечно долго рассматривать скалистые берега озера Алтынколь, высматривать по берегам медведей, а потом залезть в теплый трюм, устроиться на банке и подремать еще немного под мерный шум корабельного дизеля. Впереди самое интересное!
Интересное начинается прямо на корабле. Вернее, на том месте, что здесь гордо именуют причалом. Сооружение, к которому пришвартовался кораблик, представляет собой каркас из ржавого железа и поломанных бревен, заваленный внутри набитым в него паводками плывуном – бревнами и палками, и камнями, которые натаскали сюда люди. По этому невероятному последствию природных катаклизмов нам приходится выгружать мотоциклы. Надо сказать, то еще приключение! Одно неверное движение, и моцик придется выковыривать со дна сооружения и наверняка чинить поломанные рычаги и побитый пластик, если не хуже. Но после вчерашней бани и полного дзена на корабле, мы довольно оперативно разгружаемся и продолжаем путь.
На алтай на мотоцикле в одиночку
Мое знакомство с Алтайским краем началось задолго до поездки, когда волею судьбы мне довелось работать на концерте Алексея Чичакова, исполнителя алтайского горлового пения «Кай», играющего на традиционных национальных музыкальных инструментах, как в традиционной, так и в современной обработке. И не столько меня впечатлил музыкальный материал, сколько видеоряд за спиной музыканта. Горы, сопки, долины, ущелья, степи, пасущиеся стада на склонах и конечно дорога, уходящая в горизонт, крепко запали мне в душу. Пейзажи, которые в наших краях не встретить. Слайды на экране сменяли друг друга, а я уже планировал как окажусь там и проеду на мотоцикле этими местами. А именно доеду по Чуйскому тракту до границы с Монголией.
Однако погуглив стало ясно, что Алтай далеко, очень далеко от родного города, отпуск слишком короткий, а мотик обязательно сломается в тайге и сожрут меня местные медведи и не поморщатся. То ли дело Европа с ее Прагой и Берлином. Прикину маршрут попроще… Так идея увидеть наконец горы отошла на второй план… Может быть когда-нибудь потом..
Но в 2020м жахнула пандемия, поставив крест сперва на европейском трипе, а в 2021м и на грузинском. На Грузию я надеялся до последнего, откинув эту идею меньше, чем за месяц до начала отпуска, с сожалением распрощавшись с идеей отвезти любимую женщину на теплое море. Таким образом задуманный давно маршрут снова стал актуален, найден в истории нашего уютного мото чатика и я снова приступил к его проработке, перечитывая статьи бывавших там и обозначая примерные точки, которые мы хотели бы посетить.
Компания в поездку снова подобралась классическая. Мы с Кристиной на R1200RT, Леша на GS800 и Сережа на Cfmoto 650MT. Конечной целью, как и планировалось, было поставлено село Ташанта, последний населенный пункт перед границей с Монголией. Сам же путь был обозначен Чуйским трактом, по праву входящим в пятерку красивейших дорог мира по версии National Geographiс, с небольшими отступлениями от него, оставаясь однако, чисто асфальтовым.
Ввиду преступно короткого, для мотоциклиста, отпуска, времени на поездку было катастрофически мало. Всего три недели. Поэтому, чтобы успеть, необходимо было дубасить. Ну, а что поделать, если родился не в Лихтенштейне.) Маршрут вскоре был сформирован окончательно и приобрел следующий вид: Кириши — Нижний Новгород — Уфа — Челябинск — Омск — Бийск — Горно-Алтайск — Акташ — Ташанта. В этой поездке решили не бронировать ночлег заранее, а делать это день в день. Это менее удобно, но давало нам возможность менять планы, если ежедневные большие перегоны нам не дадутся. Бронь была только в Акташе на четыре дня, откуда мы планировали радиальные выезды, если, конечно, доедем и нас по пути не сожрут медведи!)
Итак, старт. Выезжаем в шесть утра 31го мая. На градуснике +6. Но штош… Традиционная фотка на заправке с местным псом, неизменно провожающим нас в поездки.
Ну, погнали! Встретим лето в дороге.
Перед Великим Новгородом ушли на М11, чтоб сохранить высокую среднюю скорость, не отвлекаясь на камеры и населенные пункты. Ехалось быстро и уверенно, хоть и запредельно скучно, по этой прямой, как стрела дороге! Вскоре допилили до Твери и сделали остановку на обед в местном Маке, после которого отправились в сторону ЦКАДа, дабы обогнуть Москву без пробок и толкучки. К вечеру были в Нижнем, даже и не устав особо. Забронировали просторную комнату под крышей в гостевом доме и отужинав легли спать.
Старт наметили сразу после входившего в стоимость завтрака. Это оказалось ошибкой, потому как старт оказался в итоге весьма поздним и мы собрали все утренние пробки, пробираясь через город к выезду.
Утро было хмурым и оставить сухими не обещало, однако нам все же удалось в тот день миновать грозовой фронт.
Ближе к Казани начались ремонты трассы с бесконечными реверсами. Они безжалостно снижали среднюю скорость, но зато давали возможность размяться. Саму Казань объехали по КАДу, остановившись только на обед на одной из крупных заправок местной сети Ирбис. Отличная кухня, недорого.
День перевалил за экватор и стало ясно, что доехать засветло до задуманной точки не получится. Но расстраивайся, не расстраивайся, а ехать надо. Глубокой ночью мы прибыли в Уфу, забронировав хостел с громким названием Столица, расположенный на Менделеева 1. Решающим фактором стало максимально близкое к выезду расположение, дабы не терять время утром.
Этот хостел оказался нашей единственной лютой промашкой на всем пути. Говоря прямо — дыра. Подвальное помещение жилого дома, без окон, попытка обмануть нас с комнатой и еще взять больше денег, хамоватый персонал. «Частная парковка на месте» вообще огонь: «Так ставьте мотоциклы на газон! Тут все так делают, ничего страшного! Как заехать? Так вон, через детскую площадку!» С боем все-таки выбили себе оплаченную через Букинг комнату. В их ванной мыться никто не рискнул, а убитый на полу таракан завершил унылую картину… Ну да нам тут жить не долго. Утром брать курс на Челябинск.
А утро встретило первым в нашей поездке дождем. Лило знатно, а небо заволокло без каких либо перспектив. Ну что ж. Пакуемся в дождевики сразу.
Перегон сегодня небольшой, но проходит через Уральский хребет. А горы в дождь — развлечение то еще. трафик оказался мега плотным. Многотонные фуры с трудом карабкались по предгорьям, собирая гигантские пробки, а ситуация усугублялась ремонтами. Скорость порой не поднималась выше 20 км\ч. Все медленно, вместе гребут вверх, затем на спуске судорожно кидаются на обгоны, чтобы хоть чуть сократить расстояние до конца пробки, на вершине снова собираясь знакомой компанией… В общем жесть. Мы шли немногим быстрее.
Зато фотки чертовски атмосферные..)
Умудрились благополучно проскочить стелу Европа-Азия о чем очень жалели. Но разворачиваться и прыгать там под дождем потом желания было мало. Решили, что сфоткаемся на обратном пути (нет).
Где то у Златоуста справа показался Subway, фирменное заведение со всеми логотипами этой сети прямо посреди уральских гор. Круто! Вот и место для обеда. Вообще, надо отметить, что чем дальше мы отъезжали от двух столиц, тем непосредственнее становились люди. Так и здесь, одетая в фирменную униформу сети женщина, не особо запаривалась с фирменным же сервисом: «Э, борщ будешь брать, а?»© Так это… мило.)
Вскоре вышли на хорошую двух полоску, по которой прибыли в Челябинск. Дождь утих и не смотря на хмурое небо, ехать стало значительно приятнее.
В Челябинске заселились в шикарную квартиру, развесили промокшие шмотки и выстирали те, которые того требовали.
Получилось неплохо отдохнуть. Квартира выгодно отличалась от нашего предыдущего места ночевки.
Челябинск удивил количеством тополиного пуха. Весь город будто в снегу.
В шесть утра следующего дня стартовали на Омск, минуя Курган и Ишим. На улице по-прежнему нещадно лило. Под Курганом Серегины ботинки, не смотря на дождевые бахилы, дали течь. Так как пилить было еще очень далеко, было решено заехать в этот город в поисках водонепроницаемых носков, которые используют рыбаки. За сей чудный лайфхак благодарим Сашу из PandaBanda, именно в ее видео я впервые увидел это чудо инженерной мысли!)
Два часа блужданий под дождем и носки найдены и приобретены! Курган, кстати, это город в котором нам не встретилось ни одной ровной дороги. Только колея, рельсы, ямы и срезы асфальта.
А мы погнали дальше в сторону Омска, мимо границы с Казахстаном. Через некоторое время дорога стала двухполосной, трафик уменьшился, а вскоре стих и дождь. Однако сама дорога, не смотря на масштабные ремонты, была не очень. Местами ямы просто засыпаны гравием по несколько метров в длину. Леша на Гусе смело мчал впереди, давая знать о критических, для наших дорожников, колдобинах.
Кстати за все мои семь сезонов в седле, ни один мой мотоцикл не был таким грязным, как в эту поездку, на этом перегоне!) Ветровик был залит непрозрачной жижей даже изнутри. На втором фото видно!)
В этой поездке мне крайне интересно было наблюдать за изменениями вокруг: лес сменялся горами, горы степью и полями, поля горами и сопками. Населенные пункты имели то башкирский, то казахский, то татарский колорит. Огромная и разная у нас, все-таки страна!
Ну, а наш коллектив, миновав поля тюменской области, уверенно приближался к Омску. Вскоре не на долго даже выглянуло солнце, позволив нам спокойно пообедать на заправке с видом на бескрайние болота и идущие за нами со стороны Казахстана тяжелы, синие тучи.
Нужно отметить, что всю дорогу Кристи стойко переносила все наши мокрые приключения, снимая и фотографируя все это дело! Гордюсь, так сказать.)
Отдохнув слегка, мы сняли дождевики, решив хоть немного просохнуть от внутренней сауны и погнали дальше. Вечер клонился к ночи, оставляя в зеркалах заднего вида закат, а впереди сгущающиеся, до боли знакомые нам, тучи. НА этом перегоне, кстати, я впервые увидел странные останки леса, ставшие болотом. Причем какими то загогулинами и очагами. Если кто в курсе почему так — поделитесь.
Километров за 80 до Омска опять настойчиво полило. А опустившаяся темнота заставила нас сбросить темп. Привычно напялили дождевики и въехали в Омск уже за полночь.
И случайно остановились вбить в навигатор маршрут до отеля аккурат под стелой. Ну хоть с одного города фотка с указателем!)
Поплутав нашли гостиницу, оказавшуюся придорожной, но весьма достойной и имевшей удобную парковку. Накрыв мотики отчалили спать. На следующий день планировался Омск — Новосибирск. Но… Никто не может покинуть Омск.
Не смогли и мы.) Проснувшись утром не обнаружили в себе никаких сил ехать. А сверка с картой погоды окончательно расставила все точки — остаемся здесь на дневку. Мы ехали точно в грозовом фронте, идущем на Алтай. А в Омской области в этот день и вовсе обещали штормовой ветер. Как выразился Серега: «Легкий бриз колыхал арматуру!»))
К тому же нужно было решить внезапную проблему: залитая дождем и начавшая глючить в уральских горах Серегина гарнитура, к Омску вообще перестала нормально работать. А ехать 7000км в полной информационной тишине, под свист ветра, задача не для каждого. Обзвон всех местных мото магазинов результатов не дал. Во всем городе оказалось только одна в наличии и та Интерфон по конской цене. На помощь пришел сайт Авито и вот Серега уже едет к Ирине за обновкой! Спасибо ей за неожиданную помощь в решении нашей проблемы.)
Весь день мы отсыпались, чилили и набирались сил, а утро следующего дня встретило нас солнцем, хоть и с невысокой температурой воздуха. Стартовали рано, нужно было нагонять потерянный день и пройти тысячу км до Бийска. На выезде из города нам попалась мойка самообслуживания и мы наконец отмыли мотики и дождевики. Ехать стало приятнее.)
Утро выдалось холодным и ветренным. Этот участок пути вообще был на редкость ветренным. Самым ветренным, который я видел в своей жизни. Бескрайние поля позволяли боковому ветру разгуляться до такой силы, что ехали мы в постоянном контр рулении влево. И все бы ничего, но поравнявшись со встречной фурой ветер на мгновение прекращался, мот излишне наклонялся в сторону встречки, ты подруливал, фура проезжала и ветер бил с новой силой. Ощущения непередаваемые!) И так 400 км.
С заправками стало не очень, много ноунеймов. Старались останавливаться на фирменных, вроде ЛукОйла. На одной из таких встретили Гошу на Харлее, он тоже ехал из Питера, но интересовали его на Алтае исключительно ПАнты.
Па́нты — рога оленей в период их ежегодного роста, имеют трубчатую неороговевшую структуру, наполнены кровью, покрыты тонкой бархатистой кожей с короткой мягкой шерстью. В восточных традиционных системах врачевания (Китай, Корея) панты широко используются для сохранения силы и молодости, они находятся на самой вершине применяемых снадобий и сравнимы только с женьшенем.
Гоша ехал быстрее нас, лихо разгоняя прямотоком попутные машины и вскоре пропал из виду. Надеюсь он нашел то, зачем ехал.
Под Новосибом решили заправиться и столкнулись с интересной историей: заправка ЛукОйл в фирменных цветах и логотипах, на ней суетятся заправщики с терминалами. Все красиво. Но тут доходит до бонусных карт и внезапно оказывается, что это никакой не ЛукОйл. Ну то есть «был он, но теперь не он!»© Мы от такого офигели и решили не заправляться. А деньги, которые Леша уже заплатил, вернулись от LukOjl… ЛукОжл, блеать..) Может в ней, конечно, и не было ничего страшного, но рисковать не стали. Далее мы неоднократно встречали такие АЗС. И даже выработали термин «Это какой то Лукожл!», описывающий сомнительную заправку.)
И вот уже он. Алтайский край!
А поздним вечером наша компания уже достигла Бийска. Здесь мы сознательно ничего не бронировали, имея намеренье остановиться на байк посте у Игоря aka Черный Африканец. Еще днем я написал ему в группу в ВК о наших намереньях. Он ответил, что ждет и прислал точку с координатами.
Уже в полной темноте мы прибыли по указанному адресу и тут то выяснилось, что ехать нужно было именно по координатам. В Бийске, оказывается, имеется два одинаковых адреса и мы, конечно, приехали по не верному.
Досадное недоразумение было исправлено после звонка Игорю и мы наконец прибыли в нужную точку. Игорь и Дмитрий (один из постояльцев) встречали нас на улице, махая фонариками! Байк пост располагался в частном секторе и впотьмах я позорно прилег, поскользнувшись на глине в луже, почти у самых ворот. Мотик подняли, посмеялись, припарковали коней в гараже и, пообщавшись с местными обитателями, отправились спать.
Завтра нас ждал Чуйский тракт. А на Алтай вместе с нами пришло лето.
Туда и обратно: мотопутешествие на Алтай #1
Итак, наливайте чай, поехали.
Вот уже два года как в моем гараже стоял и игриво поблескивал хромом мотоцикл Хонда модели Shadow Slasher, что в переводе с ангельского означает тень-рубака, ну или рассекатель теней. С пафосом у японцев все в порядке. Для тех, кто любит, чтобы у мотоциклов были личные имена, кличка моего – Тенегрив. Я откатал уже два полных сезона, но получить права категории А и, соответственно, легализовать аппарат получилось только в конце прошлого лета, поэтому раньше мои вылазки ограничивались ближайшими окрестностями подмосковного Красногорска и вечерними прогулками по городу. Самый большой пробег за день составлял чуть больше 200 километров. Всякий раз, уезжая в дальнее путешествие на машине или возвращаясь из него, я смотрел в грустные поворотники двухколесного друга, сиротливо приютившегося у стенки и клятвенно обещал, что когда-нибудь настанет и его черед отправиться на большую прогулку.
Весна 2016 года стала первой, когда у меня появилась возможность полноценно открыть мотосезон, не пытаясь прикинуться велосипедистом или гужевой повозкой при виде каждого продавца полосатых палочек. Близился отпуск, который в нашей конторе мне удалось получить только в мае и никак не позже. Сами собою всплыли поставленные в очередь планы на осмотр Алтайских гор. И вот, все перечисленные обстоятельства стали складываться в конкретный план действий.
Были проштудированы все доступные форумы и блоги, просмотрены видео на ютубе, распечатаны карты из яндекса. Маршрут начал потихоньку вырисовываться. Его основой стала так называемая «алтайская кругосветка», классический маршрут, включающий в себя Чуйский тракт от города Горно-алтайск до поселка Акташ, гравийную дорогу из Акташа до Телецкого озера через перевал Кату-Ярык, переправу через озеро на доступных плавсредствах в поселок Артыбаш и финишный рывок до Горно-алтайска по хорошей асфальтированной дороге, замыкающий кольцо.
На карте это выглядит гладко, но фактически сохранялась интрига в двух важных вопросах: как поведет себя мотоцикл класса круизер на шоссейной резине, будучи помещенным на гравийный горный серпантин, и будет ли возможность переправиться в мае через Телецкое озеро. Я решил, что люблю сюрпризы, и, таким образом, маршрут был утвержден к исполнению. Начались сборы.
Просматривая культовый фильм Easy Rider, можно наблюдать двух беспечных американских патлачей, много дней рассекающих по пустынным хайвеям далекой Аризоны на специфического вида харлеях с некрупными баками-каплями и небольшими свертками пожитков где-то на багажнике.
Последний вечер перед выездом был тихим и суматошным одновременно. Соседи уехали на выходные, кошка сдана на руки друзьям, мотоцикл, пройдя нужные процедуры в сервисе, стоял у подъезда, а я бегал по пустой квартире, собирая все, что может пригодиться и, затем, выкидывая все, без чего можно обойтись.
Для любого дальнего путешествия отъезд подобен прыжку в воду с большой высоты. Оторваться от привычной почвы под ногами и рвануть вниз головой – только так можно испытать это чувство полета. Именно поэтому я никогда не планирую маршруты в мельчайших деталях, выбирая только общее направление, оставляя необходимое время и предоставляя все остальное на волю случая. Именно поэтому, уезжая, я всегда прощаюсь. Прощаюсь, хотя бы мысленно, с каждым предметом и явлением, со своими и чужими, с каждым в отдельности и всем, что вокруг. Дело даже не в том, что можно не вернуться. Дело в том, что вернуться нельзя. Как объяснит вам любой подзаборный буддист, перечитавший Пелевина, объекты вокруг существуют только в сознании наблюдателя. А что может сильнее поменять сознание, чем хорошее путешествие? Значит, вне зависимости от успеха всего предприятия, вернуться назад уже не получится. Можно (и нужно!) сколько угодно раз входить в эту реку, но её бурное течение всякий раз выбросит вас на новом берегу. А значит, слава покорителям Нила и Ганга, Чуи и Леты! Тем, что сломают об колено старое весло и лягут на дно лодки, любуясь звездами, тем, чьи стены – сосны-великаны, а ковер – самолет, тем, кому там всегда будет лучше, чем здесь.
В тот вечер я тоже тихо попрощался лёг спать.
Это был тот редкий случай, когда действительно получилось подготовить все с вечера, а потом встать рано утром и уехать вдаль по пустой дороге. Ну, почти.
Вынеся весь багаж из подъезда, я потратил некоторое время, пытаясь понять, как же все это прикрутить к мотоциклу и как он потом с этим поедет. Спустя несколько напряженных минут и инновационных конструкторских решений, о которых и не догадывались инженеры Хонды, с помощью 4-5 метров паракорда, багажной сетки, дождевого чехла от походного рюкзака, отцовского парашютного ремня и такой-то матери багаж был размещен.
Непривычно грузно переваливаясь в поворотах, Тенегривушка вырулил на улицу Барышиха. В утренней пустоте над полосой предусмотрительно снятого асфальта на горизонте в розовых лучах восхода парил небесный замок Москвы-сити. Путешествие началось.
Через пару километров под колесами уже струился МКАД (на который я, к слову, попал на мотоцикле всего второй раз в жизни). Здесь поток машин был уже заметно плотнее. По сравнению с путешествиями на машине непривычным сразу оказалось отсутствие навигатора, однако нужный съезд с МКАД был успешно найден. И он стоял. К этому времени майское солнце уже поднялось достаточно и начало припекать, и полчища обитателей мегаполиса, окрыленные наступлением больших выходных, выехали из своих дворов и организовали грандиозный пикет в поддержку общества любителей постоять в направлении дачи.
Практически вся моя дорога в первый день представляла собой одну большую пробку, растянувшуюся безо всяких преувеличений от Москвы до Нижнего Новгорода. Один раз я даже засек по одометру и выяснил, что только один из полностью стоящих участков трассы составлял 12 километров. Россияне терпели. Бесконечные цепи фур размывались до горизонта в бензиновом мареве над асфальтом. Самые наглые пытались объезжать по обочине, вздымая в жаркий воздух плотные облака пыли. К счастью, такая ерунда может только замедлить мотоциклиста, но не остановить. Я быстро привык к новым габаритам мотоцикла, расширившимся с учетом кофров, и бодро рассекал междурядье на 2-3 передаче. Многоколесные водители показали себя хорошими ребятами, в большинстве случаев вовремя замечая меня и давая проехать. Встретились и несколько попутных мотоциклистов, в том числе мужик на голде, горящей как гирлянда на новогодней ёлке, который играл роль прекрасного утюга для междурядья, пока ехал впереди.
Временами накатывало ощущение сюрреалистичности происходящего. Что я здесь делаю? Неужели я всерьез собираюсь вот так вот ехать еще 20 дней подряд, верхом на двух колесах и с нехитрым багажом за спиной. Мотоцикл ведь совсем маленький, а дорога такая большая, как в детских лихорадочных кошмарах, когда даже не видишь, не слышишь, а чувствуешь приближение чего-то настолько огромного, что его размер невозможно осознать, а понятия добра и зла слишком малы, чтобы описать суть этой хтонической материи. Впрочем, потом быстро отпускало, и оказывалось, что я просто еду вперед, перемежая ускорения на свободных участках с размеренным разрезанием пробок. В конечном итоге, не имеет значения, сколько километров осталось за кормой и сколько еще предстоит проехать: в каждый конкретный момент времени существует только маленький кусочек дороги под колесами и человек на нем. В этом кусочке нет ничего страшного и все стабильно. Умножение такого мгновения на плюс бесконечность ничего не изменит. Бесконечное множество одинаковых вселенных, порождающих одна другую, и уходящих в темное небытие, как кадры кинопленки. Вы же не боитесь кинопленки? Значит, и тут ничего страшного.
Дорога до Владимира пролетела совсем незаметно. Здесь отсутствие навигатора одновременно подвело меня и оказало услугу: вместо того, чтобы объехать город по периметру, я поехал по указателям через самый центр. Это несколько замедлило меня, окунув в местные, смешные по московским масштабам, пробки, но дало возможность немного посмотреть город. Он оставил хорошее впечатление, маленький, старый и уютный как валенки у печки. Если бы не ограниченность времени отпуска, с удовольствием остался бы здесь подольше и осмотрел все как следует. По ходу повествования эта фраза прозвучит еще много раз. Так или иначе, это неплохая идея для путешествия из Москвы на выходные, и думаю, она будет когда-нибудь реализована.
Я покинул город так же, как въехал – по центральным улицам, и теперь дорожные знаки указывали на Нижний Новгород. Между тем, пробки и не думали кончаться. В какой-то момент в одном из сёл вместе с потоком машин, ищущих объезда, я по ошибке свернул не туда и некоторое время проехал вне федеральной трассы. Впервые за время путешествия мне пришлось вспомнить словосочетание «дорога после бомбёжки» и с тех пор оно было со мной каждый день. Матерясь на свою нелегкую судьбу и россиянских дорожников, я некоторое время петлял между выбоин, вылезал из колеи и испытывал терпение подвески. Уверен, что каждый раз, когда я попадал колесом в яму, где-то на другом краю света, в стране восходящего солнца, сидя посреди сада камней, недоуменно икал почтенный инженер-самурай, в далеком 99году нарисовавший кистью на белой рисовой бумаге вилку и амортизаторы моей Тени.
Вконец утомившись от этой принудительной джимханы, я остановился на пригорке на перекур. Вокруг простиралось распаханное поле, и в воздухе ощущался сомнительный запашец. Подкрепляя мои опасения, из кювета, грузно переваливаясь, вылез трактор актуального красного цвета, волоча за собой внушительный прицеп. Не спеша, с достоинством и присущим тракторам пиитетом, он выехал на дорогу общего пользования и зафырчал в направлении, к счастью, обратном моему. Из щелей прицепа позади жирными плюхами падало на дорогу и брызгалось гавно. Что ж, хотя-бы где-то сельское хозяйство встает с колен. Рассеюшка, страна контрастов! Несомненный плюс путешествия на мотоцикле – возможность не только увидеть, но и понюхать проезжаемую местность. И если сейчас вы спросите меня, чем же пахнет Россия в мае, я со знанием дела отвечу – «Цветами, разнотравьем, пылью и гавном!».
Трасса теперь то и дело подбрасывала сюрпризы в форме выскакивающих из под колес впередиидущей машины ям различной глубины и размеров. Совсем уж удивили меня места, где внезапно, без объявления войны, нормальный асфальт обрывался, на несколько метров становясь холмистой грунтовкой. Влететь на такую штуку, не заметив её, например, ночью – никому не пожелаешь. По меткому выражению одной моей знакомой, это был «участок федеральной эндуро-трассы».
Фура с осторожностью объезжает такую дорогу по обочине. Дескать, я лучше по травке.
Между тем, вокруг появлялась первая экзотика в виде нерусских топонимов на указателях. Названия сёл в Чувашии чаще всего заканчиваются на «–касы». Может, это и значит «село» по чувашски? Я не узнавал…
Здесь у меня произошла первая нештатная ситуация. Шкала приборов на Shadow представлена исключительно спидометром и лампочками нейтрали, двигателя и поворотников. Ни тахометра ни шкалы уровня топлива здесь нет. Поскольку я еще никогда не отъезжал так далеко, пришлось определить максимальный пробег на одном баке на ощупь. Он составил 170 км, после чего бобик сдох. Мотоцикл постепенно остановился и заглох, бак пересох. Почесав репу, я стал толкать его дальше по обочине, благо, она оказалась в этом месте достаточно широкой. Толкать получалось то хорошо (с горки) то не очень (в горку). Прервал мои мучения бро на мотоцикле, который остановился, узнал как у меня дела, сгонял до ближайшей заправки и вернулся с бутылкой бензина. Вечный ему респект!
На закате проехал Чебоксары. Доехать в первый день до Казани, как было запланировано, явно не удавалось. Но и ловить в той Казани мне было особо нечего, поскольку первая ночевка должна была состояться под открытым небом, а значит, чем дальше от города, тем лучше. Последним крупным населенным пунктом в этот день стал Цивильск, после которого я не смог проехать мимо поселка с будоражащим воображение названием Синьял-Котяки и свернул с трассы на проселок. Предстояло впервые найти место для ночевки, определив, таким образом, общую концепцию остановок для сна на все путешествие.
Первым делом мое внимание привлек заброшенный коровник на краю дороги. Заглушив мотор, я достал фонарь и отправился его исследовать. Атмосфера была жутковатой, характерной для заброшек ночью.
Пол был усеян осколками стекла и навозом, а в темных углах шебуршились какие-то твари. Я решил продолжить поиски в другом месте. В итоге, вымотавшись, я просто съехал на сельскохозяйственное поле, где только-только начали проклевываться какие-то зеленые ростки, и начал разбирать палатку. Вытащив ее из чехла, я почувствовал, что слишком задолбался, чтобы собирать её в темноте, прикрепил верхний тент двумя углами к мотоциклу, а два других воткнул колышками в землю. Забравшись в получившееся укрытие и прислонившись спиной к теплому боку мотоцикла я попытался было уснуть сном праведника, но не тут-то было. В траве совсем рядом прошуршали быстрые шаги четырех лап и сопение. Я не мог ослышаться, это был дикий зверь! Судорожно включил фонарь и направил в сторону звука. Навстречу бежали два светящихся круглых глаза! На секунду меня пронзил ледяной страх, но потом я прогнал сраного ежа и дальше спал уже без задних ног.