На авто до озера баскунчак
Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от этой дороги. Путь с озера Эльтон до озера Баскунчак
Часть 1 тут.
Рассвет в тот день не удался. Проснувшись утром на берегу Эльтона, выйдя из машины я понял, что проспал «тот самый момент», что у фотографов называется «волшебный час». Солнце уже выскочило из горизонта.
Было ветрено и с западной стороны клубачились нехорошие тучи. Вылезать из тёплого нутра авто было лень, да и спешки особой не было и я проспал еще несколько часов.
Утром собрав нехитрый завтрак, а после подготовив машину для дальнейшего путешествия выдвинулся в путь в направлении озера Баскунчак. Путей ведущих в сторону Басканчука с Эльтона два. Первый по асфальту, а второй по укатанным степным дорогам.
Раз я уже по асфальту ездил, то это не особо интересно рассудил я и поехал по грунтовкам через степь. На всякий случай, если у нас не полноприводный авто, никогда так не делайте.
Тучи и почти ураганный ветер настигли меня в дороге. Первый раз я видел, что при сильном ветре, дождь может «идти» горизонтально. Выезд с локации был похож на бегство. Резина замаливалась. При порывах ветра «Мультик» раскачивало из стороны в сторону. По ощущениям было похоже на то, что огромный и мощный боксёр в ватных и мягких перчатках отрабатывал на нас левые и правые хуки. Затем всё стихло, тучи рассеялись и выглянуло солнце.
Подняв коптер в небо я понял, что очутился в полном одиночестве. На много километров вокруг я не видел признаков жизни. Только зеркало Эльтона, степь и дорога уходящая за горизонт.
Несколько часов я ехал и ехал, а дорога всё не заканчивалась и не заканчивалась. В степи если пойдёт дождь и намочит дорогу влага быстро выветрится, но только с верхнего слоя. Под ним останется мокрый глиняный липак скользкий, как толстый слой мыла. Вот в такой липак я и попал. Шоссейным шинам не хватает зацепа сдвинуть авто с такого покрытия. Наверное это была самая сложная дорога за мои последние несколько лет в сольных путешествиях.
Вот почему:
1. Это пустоши, народу нет, связи нет.
2. Из средств спасения у меня были с собой коптер и несколько проводов для зарядки девайсов. Это бодрило.
3. Полнейшая неизвестность + гнетущая пустота + страх засадить «басик» действовали на нервы мешая насладиться происходящем.
Но, всё обошлось. В Multivan есть хитрая кнопка которая блокирует задний мост. Благодаря этому проходимость по мокрым дорогам повышаться в разы. Я так и ехал, выключив стабилизацию, заблокировав «зад» и в ручном режиме АКПП. Дорога заняла 9 часов.
Выехав на асфальт я был счастлив и рад. Уверен, что эту «срезку» запомню на всю жизнь.
До заката времени оставалось достаточно, я заехал на мойку, смыл с колёс куски глины и выдвинулся на Баскунчак.
На это озеро я ехал полетать над соляными промоинами которые оставляют многочисленные реки истекающие из озера. Посещение нац.парка в планы не входило. До этой поездки Денис Французов frantsouzov скинул мне трек за что ему огромная благодарность и наметив точку на навигаторе я поехал к ней. Скажу сразу. Баскунчак разочаровал. Он не такой живописный как Эльтон. Это уже не озеро, а огромный промышленный объект.
Пыльный и ветреный. Удобств для путешествующих на автомобилях нет, вернее есть. Несколько бетонных плит сложенных на берегу «какбе» намекают, что это место для кемпинга.
Небольшие речки вытекающие из озера разрушают донную структуру и образуют многочисленные овражки и каньоны.
Пейзаж завораживающий. Промоины похожи на барельефы заснеженного леса.
Только вот снег, это соль.
Летал я долго и высадил несколько комплектов аккумуляторов для коптера.
При сильном ветре они расходуются быстро.
Подождав пока солнце закатиться за горизонт я собрав вещи решил переночевать в гостинице. Гостиница находилась в Ахтубинске.
Выводы которые я сделал про Volkswagen Multivan за 3000 км пробега. Расход по трассе 10 литров, это радует. У «Мультика»
действительно лучшая проходимость в своём классе. Тут и умная трансмиссия, и блокировка моста, и хорошая геометрия.
Но, есть и минусы, машина всё же жестковата для таких «приключений», а еще очень трудно трансформировать салон, нужно прикладывать силу, чтобы разложить диван, или повернуть кресла. В остальном — Multivan хорош.
А версия «Калифорния» (кемпер на базе Мульта) наверное вообще запредельно крута для таких путешествий. Скорее всего идеальная машина для таких выездов.
P. S. Очень впечатлило то, что в любом магазине и заправках расположенных в «кукуях» принимают карты + апплпей + гуглпей. Это ну прям супер круто.
СС-2013: Часть 7. Информация тем, кто едет на Баскунчак
Итак, здесь будет вся необходимая для путешественников информация: куда ехать, зачем, как расположиться максимально комфортно и безопасно в этом чудном соленом краю.
Начну с ложки дегтя. Читаем внимательно: Богдо-Баскунчакский ЗАПОВЕДНИК. Очень неприятно читать отчеты, где написано: «…а мы залезли пока нас не видели» «…потом нас заметили егеря и прогнали» и тому подобные опусы. Ну и спасибо вам большое, туристы. Посмотрели, пофотографировали? Теперь из-за таких как вы доступ к части природных чудес попросту закрыт. Мы не попали ни к Марсианскому озеру, ни к Суриковской балке, ни еще куда-либо. Посмотрели только на ведущие туда дороги.
Однако есть шанс, что с следующий сезон все будет полностью или частично открыто, поэтому координаты напишу.
Далее. Смотрим и поражаемся невежеству и убогости мозгов некоторых индивидов. Такое там повсеместно. Оставлю без комментариев:
И напоследок — в заповеднике редкие деревца не рубить, с собой иметь газовую горелку, птиц не пугать, яйца орлов не собирать 🙂
Перейдем, собственно, к информации. Перед поездкой необходимо позвонить директору заповедника Сергею Васильевичу и договориться. Телефон несложно найти в интернете, если возникнут проблему — пишите в личку, скину все контакты.
По приезду местный мальчишка сразу отзвонился кому-то и сообщил, сколько у нас машин, сколько людей. Это нам дюже не понравилось, и не зря. Позже директор «успокоил» нас — работы в поселке нет, денег нет, каждый третий отсидел. Это еще один плюсик к тому, чтобы приехать официально, а не втихаря. Так вас хотя бы искать будут:)
Нас показали чудесное место для ночевки, скрытое от посторонних глаз, с пресной водой.
Если я правильно понимаю, туда отправляют всех без исключения путешественников. Наутро приехал егерской УАЗик, посмотрел как мы. Собрав лагерь и тщательно убрав мусор, выдвигаемся на экскурсию.
Опять же, куда ехать нам показали, проводили до самой горы. Экскурсия стоит 170 руб/чел, дети до 14 лет дешевле. Не стоит считать это навязчивым сервисом — как мы уже писали, экскурсоводы просто следят за поведением туристов и прогоняют их оттуда, где существуют запреты. Все остальное находится в расположенных по маршруту табличках:
Была бы выше культура отдыха, было бы меньше запретов. Машины оставляем на более-менее благоустроенной стоянке:
Кстати, в п. Нижний Баскунчак есть музей, координаты мы не записали, но дорожные указатели на него есть на главной улице. С навигацией в городе проще простого: главная — это та, где есть асфальт 🙂
После окончания экскурсии закупаемся магнитиками. Еще можно купить соль или местную глину, но смысла в этом немного. Соль есть чуть ниже на озере, да и глины можно набрать просто по дороге. Отправляемся на озеро.
В поселке каждый местный подскажет вам, как проехать к ближайшему месту купания. Стоянка 50 руб/машины, душ еще 50 руб /чел. Не стоит пренебрегать «сервисом» и пытаться доехать на своем авто до озера. Кроме того, что это некрасиво (и не экологично), вред машине будет неплохой:
Не забудьте резиновые тапочки! Либо так называемые «коралловые» тапки, которые у некоторых лежат после посещения Египта. Ноги вот здесь убиваются быстро:
В принципе, ясно, что если машины убиваются, то и ногам плохо будет. Однако такая важная мелочь достойна отдельного упоминания. Кроме купальника, тапок и бутылки с водой (вдруг соль в глаза попадет) ничего не берите, положить будет некуда. Ну может фотоаппарат — запечатлеть себя красивого.
Помыться лучше по возвращению на стоянку. Душевые, туалеты и места стоянок, кстати, вполне легальны. Заповедник сдает часть берега в аренду, и эта одна из редких возможностей легального заработка для местного населения. Так что спокойно покупаем магнитики, развиваем местную инфраструктуру)
N48 10,0860 E46 49,4040 — смотровая на Озеро.Точка стоянки/речки
N48 09,9684 E46 49,1490. Речка с пресной водой и (вроде как) рыбой. Находится под контролем инспекторов природоохраны и милиции.
48°9’1″N 46°52’36″E Марсианское (=Красное) озеро
48°8’39″N 46°50’44″E Суриковская балка (уникальное место в степи, где растут плодовые деревья).
48°8’8″N 46°50’25″E Поющие скалы — издают звуки, как только появляется ветер.
48°8’35″N 46°51’28″E Красные скалы — выход на поверхность Мезозойских пород.
48°9’53″N 46°49’13″E Кордон «Пионерская балка» — собственно, граница заповедника.
48°12’10″N 46°47’32″E «Кнауф» и его завод по добыче гипса. Обратите внимание на неприглядную мусорную гору посередине. А ведь ее даже фотографировать запрещено)
N48° 16.918′ E46° 47.625′ Пещера Баскунчакская. Крупнейшая гипсовая пещера Прикаспийской карстовой области, на настоящий момент имеет протяженность — 1480 м., максимальная глубина около 32 м., объем примерно 9400 куб. м. О посещении так же договаривайтесь с директором, он обеспечит экскурсовода и сопровождение.
Убедительная просьба в пещеры самим не лазить. Счет погибшим вы не откроете, а вот добавить еще одно имя на мемориальную табличку можете.
Ну да, заканчиваем так же на позитиве 🙂 Думайте головой и счастливого вам путешествия!
Озеро Баскунчак
Проведя ночь в природном заказнике и прогулявшись утром по пескам Берли, мы решили, что хватит с нас «сомнительных достопримечательностей» и отправились в излюбленное место Астраханской области — солёное озеро Баскунчак, где простояли лагерем целую неделю. Но обо всём по порядку.
1. Дорога среди степи. «In the middle of nowhere«, или, как я люблю говорить — «посередине нигде«. Забавно, что в далёком 2013 году мы решили «срезать» путь от озера Баскунчак до озера Эльтон и отправились через военный полигон Капустин Яр и далее на север вдоль границы с Казахстаном. Так вот, там я сделал в точности такую же фотографию — степь со скудной растительностью до горизонта, оранжевая колея, ярко-голубое небо с красивыми облаками. Изменился лишь экспедиционный автомобиль: тогда мы ещё путешествовали на Дефендере, а на этом фото уже Калифорния.
2. Вскоре выехали на трассу и отправились в сторону Ахтубинска. По пути стали свидетелями мощной и красивой грозы, когда щётки не справлялись с очисткой лобового стекла от потоков воды.
3. Заправившись в Ахтубинске, отправились в сторону Баскунчака. Сам посёлок произвёл странное впечатление. На фото с трудом стоящий на ногах местный житель неспешно переходит через закрытые железнодорожные пути.
4. С разбитого асфальта снова сворачиваем на грунтовку. Сфотографировал «красивый» пробег на одометре. На расход в 9,8 литра по трассе тоже приятно посмотреть, особенно в сравнении со Спринтером. 🙂 Хотя кто-то считает, что это много.
5. «Границы России священны неприкосновенны«. Очередной дорожный знак в мою коллекцию.
6. Едем вдоль озера. Судя по табличкам, дальше начинается пограничная зона, в которой запрещено находиться без пропусков, а также территория заповедника. Прямо перед ними поворачиваем направо, в сторону озера, ничего таким образом не нарушив.
7. И встаём лагерем возле обрывистого берега.
8. Погода крайне унылая, и в голову сразу лезет вопрос: зачем мы вообще сюда приехали? Но этим и отличаются подходы к путешествиям на автомобиле: несколько лет назад мы бы сразу отправились в другое место. А сейчас торопиться некуда, так что решаем простоять на озере несколько дней в ожидании хорошей погоды и красивого света. Как оказалось, не зря. Ну а что касается Витюшки — ему, судя по виду, везде хорошо, ведь тут столько всего интересного! Например, можно дважды упасть в грязь плашмя и смотреть, как папа начинает нервно бегать вокруг.
9. Остатки старинного мостика через ручей. А вообще соль добывают здесь очень давно, судя по первым упоминаниям — ещё с VIII века.
10. Пережидаем непогоду в домике на колёсах. Кто-то сидит в интернете, кто-то занимается йогой — асана «собака мордой вниз».
11. Кто-то, нагулявшись и будучи отмытым, сладко спит в кроватке «на втором этаже».
12. Ну и какой же #vanlife без свежесваренного кофе с печеньками? Посмотрели фильм «Другие» с Николь Кидман — немного страшный, но оказался очень «в тему», особенно учитывая серую погоду на улице. Зато семнадцать градусов тепла и ветра вообще нет, настоящая весна!
13. Таксам тоже везде хорошо — лишь бы мягко было лежать. Ну а судя по виду за окном, погода потихоньку улучшается!
14. Вечером появилось какое-то подобие на интересный свет. S-образный изгиб одного из многочисленных ручейков, образовавшихся после дождя.
15. Само озеро находится на 21 метр ниже уровня моря и представляет собой углубление на вершине соляной горы.
16. Ну а я прогуливаюсь с фотоаппаратом в поисках интересных ракурсов. Кажется, что тут голая степь и ничего интересного, но это не так.
17. Недавно видел фотографию Большого Каньона в США, сделанную нашим космонавтом с борта МКС. И вот, по сути, то же самое, только в миниатюре и точка съёмки чуть ниже. Множество потоков воды вымывают себе крошечные «ущелья», которые затем соединяются в единое целое. Когда-то именно так формировался ландшафт нашей планеты.
18. Затем солнце вновь скрылось за тучами, и я отправился в машину. Звездулькин лежал на водительском кресле и размышлял о том, что в тот день его недостаточно много чесали.
19. И вот сидим мы в машине, обсуждаем унылую погоду, а я замечаю, что освещение вдруг начинает меняться. Прежде чем окончательно скрыться за горизонтом, солнце решило преподнести нам сюрприз.
20. Схватив фотоаппарат, отправляемся с сыном на прогулку. Наш лагерь.
21. Дорога в облака. В небе тем временем разгорается настоящий пожар.
22. Закат полыхал целых 25 минут! Давно мы не видели такой красоты. Было особенно обидно, что после серой дневной погоды оказались банально не готовы к такому зрелищу — надо было заранее искать ракурсы на самом озере.
23. Так как с передним планом в степи напряжёнка, то вот вам просто фотография неба. Мы с Витюшкой прогулялись полтора километра по дороге, он собирал камушки в свою коллекцию, а я наслаждался закатом. Ну а потом, когда светопреставление закончилось, отправились обратно.
24. Вообще у меня мало фотографий самого себя, так что решил исправить это упущение. Небо вновь затянуло, а я сел за обработку таймлапсов.
25. Через каких-то полчаса поднимаю голову — ааа, звёзды! И ни единого облачка! И ветра тоже нет! Взял фонарик и вновь отправился к берегу.
26. Вода была настолько спокойная, что звёзды отражались в ней, словно в зеркале.
27. «Склеив» сотню кадров на компьютере, получилась вот такая картинка. По небу плывут «кометы», которые отражаются в воде, а одинокий огонёк вдалеке — это наш лагерь.
Баскунчак определённо сумел удивить нас в тот день, так что решение остаться на берегу озера оказалось весьма правильным. В ближайшие дни будут драматичные грозы и почти что «тропические» закаты.
Продолжение следует! Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Москва – Волгоград – оз.Баскунчак часть 2
Перед поездкой я прочитал много отчетов о путешествиях к оз.Баскунчак и в своей записи напишу общую информацию, составленную уже на основе собственного опыта.
8 мая мы решили полностью посветить поездке на соленое оз. Баскунчак и гору Большое Богдо. В этот день встали к самому началу завтрака в гостинице. Быстро перекусили и поехали в магазин закупаться питьевой водой. На купание в озере мы были настроены решительно, поэтому взяли несколько пятилитровых баклаг, чтобы было чем смыть соль (оказалось совершенно не нужным, но об этом ниже). И несколько бутылок простой питьевой воды.
От Волгограда до озера необходимо проехать порядка 240 км по двухполоске. Дорога очень сносного качества. Действительно ожидал гораздо худшего. Местами можно легко ехать 130 км/ч. Вокруг сплошные степные пейзажи. Городков встречается крайне мало, да и те производят удручающее впечатление. Изначально планировали проехать по дамбе Волжской ГЭС, но навигатор решил нам сократить дорогу и мы в итоге поехали по теперь уже знаменитому «танцующему мосту» (обратно возвращались по нему же). К счастью в нашем присутствии он себя вел смирно.:)
Наш маршрут: Волгоград – Колхозная Ахтуба – Средняя Ахтуба – Ленинск – Капустин Яр – Ахтубинск – Верхний Баскунчак – Нижний Баскунчак. В Нижнем Баскунчаке прямо на въезде встречается большое количество детей. Все они заприметив не местный автомобиль начинают кричать и призывно махать руками. У местных детишек своеобразный бизнес. За определенную плату они вам покажу дорогу до озера, до горы или могут проехать по всем этим местам с Вами, попутно отвечая на вопросы, касательно озера горы большое Богдо или жизни в данном поселке.
Озеро находится прямо рядом с поселком и к нему подъехать труда не составит, а вот к горе нужно проехать еще по степи порядка 20 км. По началу мы решили сами доехать, но в итоге поняли, что в степь уходит множество дорог и плутать по ним можно довольно долго. Поэтому все же решили воспользоваться услугами местных детишек. Гора большое Богдо располагается на территории Богдинско-Баскунчакского заповедника и является самой высокой точкой Прикаспийской низменности. Въезд на территорию заповедника возможен в размере 180 рублей с каждого человека в машине (местных детей в счет соответственно не берут).
Дорога в сухую погоду не составит труда даже для обычных легковых машин, а вот в дожди можно наверняка засесть по самые уши даже на УАЗе. Местами встречались довольно глубокие развороченные колеи.
Существую 2 туристических маршрута к горе Большое Богдо, но как нам объяснили в связи с исчезновением редких видов растений и ящириц маршрут № 1 с этого года закрыт. Поэтому подняться на самую вершину горы уже к сожалению не получится. Вид с горы захватывает дух. Степь просматривается на десятки километров и озеро Баскунчак у вас как на ладони.
Пройдя полностью маршрут № 2 мы отправились на озеро. Местные рядом с озером оборудовали парковочные места, так же рядом располагаются душевые кабинки. До мест купания вы можете дойти пешком или доехать на местном аналоге Тук Тука. Представляет собой мотоцикл с установленной деревянной лавкой вместо люльки. Вмещается на один мотоцикл до 6 человек. Конструкция на мой взгляд довольно не безопасная на кочках если не держаться крепко можно слететь без проблем.
На машине к озеру проехать тоже можно, но удовольствие на любителя. На мой взгляд один раз проехать по берегу озера (в отчетах видел люди даже по мелким местам озера гоняли) на машине – это заработать коррозию просто на ровном месте. Концентрация соли в озере Баскунчак 300гр/литр.
Для того, чтобы дойти до мест купания, необходимо преодолеть несколько топких мест (рядом народ мажется грязями). Почва вперемешку с солью засасывает тапки в момент! В одном месте нога у меня провалилась выше колена! Хотя в 15 см от этого места абсолютно твердая поверхность! Дно Баскунчака представляет собой сплошной пласт соли. Глубина максимальная 1,5 метра, но мы еле смогли найти место, чтобы хотя бы по пояс было. Ощущения интересные вода как-будто маслянистая немного. Тело на солнце сразу покрывается белым налетом. Вода держит на поверхности любую тушку:).
Обратно вежливо отказались от услуг местных мотоциклистов и решили прогуляться пешком вдоль озера к стоянкам машин. Пока дошли купальные наряды схватились так, как будто их опустили в цементный раствор. При наличии душевых кабинок баклаги с водой нам в итоге не понадобились, да и на самом деле их хватило бы чтобы смыть соль хотя бы одному человеку. Примечательно то, что на озере и возле горы больше половины машин – это Москва и Московская область. Людей не много (может не сезон еще). На дикие тюльпаны мы к сожалению не попали. Они отцвели за пару недель до нашего приезда. В Волгоград мы вернулись часов в 8 вечера.
В Москву выехали в 4 утра 9 мая. Дорога была почти пустая и в итоге в Москве мы были в 20.00. На удивление почти не стояли до самой Москвы. Видимо все дачники вернулись еще 8 мая. В итоге пробег составил примерно 3200 км. Масса впечатления, куча фотографий и прекрасное настроение в результате путешествия. Всем советую посетить Волгоград, гору Большое Богдо и соляное озеро Баскунчак. Поверьте там есть на что посмотреть!:)
Общая сконцентрированная информация для желающих съездить на озеро Баскунчак:
1) Добирались мы по маршруту: Волгоград – Колхозная Ахтуба – Средняя Ахтуба – Ленинск – Капустин Яр – Ахтубинск – Верхний Баскунчак – Нижний Баскунчак
2) На месте лучше сразу воспользоваться услугами местных детей, чтобы показали дорогу – такса: 200-300 руб максимум (проедут вместе с вами по всем местам)
3) Желательно иметь головные уборы и покрывающие руки одежду (мы немного обгореть успели)
4) Обязательно иметь при себе резиновые тапки (вьетнамки не подойдут, т.к. почва засасывает и рвутся они тут же)
5) Воду питьевую брать обязательно
6) С открытыми ранами лучше в воду не заходить (даже язык сильно щиплет если просто к воде притронуться)
7) Стоянки расположены рядом с озером стоимость – 50р
8) Душевые кабинки рядом с стоянками стоимость – 50р
9) До мест купания можно дойти пешком (порядка 1 км), на машине (но соли налипнет к днищу куча), услугами местных мотоциклистов (стоимость 100 р в один конец)
10) Пляжные полотенца можно не брать, стелить негде их.
11) Дорога до от Волгограда до Нижнего Баскунчака очень хорошая, на седане без проблем в сухую погоду и к горе и к озеру можно подъехать