На какие авто дорогие запчасти по рса
Озвучен список машин, «разоряющих» страховые компании
Согласно последним исследованиям самыми убыточными машинами для автостраховщиков остаются престижные спортивные автомобили премиум-класса.
В 2016-ом году рекордные средние выплаты по договорам автострахования пришлись на машины марки Maserati — усредненный убыток автостраховщиков на один такой автомобиль составил 2 400 000 рублей. Годом ранее рейтинг самых убыточных машин возглавляли Maybach — средняя выплата в 2015-ом была равна 632 311 рублям.
Диапазон размеров выплат в ТОП-10 по автокаско в 2016-ом году увеличился до 126 000 — 2 400 000 рублей. Годом ранее самые крупные средние убытки составляли 112 000 — 632 000 рублей.
по данным компании «Альфастрахование»
№ | Марка автомобиля | Средний убыток в 2015-ом, рублей | № | Марка автомобиля | Средний убыток в 2016-ом, рублей |
1 | MAYBACH | 632 311 | 1 | MASERATI | 2 400 000 |
2 | ROLLS ROYCE | 300 051 | 2 | LAMBORGHINI | 495 038 |
3 | FERRARI | 223 174 | 3 | ROLLS ROYCE | 441 216 |
4 | MASERATI | 180 863 | 4 | BENTLEY | 387 870 |
5 | JAGUAR | 171 822 | 5 | PORSCHE | 205 376 |
6 | BENTLEY | 154 146 | 6 | JAGUAR | 188 963 |
7 | PORSCHE | 143 645 | 7 | GREAT WALL | 173 761 |
8 | INFINITI | 139 581 | 8 | MERCEDES-BENZ | 144 027 |
9 | MERCEDES-BENZ | 113 803 | 9 | JEEP | 143 884 |
10 | CADILLAC | 112 070 | 10 | INFINITI | 126 430 |
Илья Григорьев, руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование», предоставившей собственную статистику убытков по договорам добровольного страхования, отметил, что на итоговые данные значительное влияние оказывает количество дорожно-транспортных происшествий с дорогими автомобилями.
Что касается популярных на рынке автомобилей, то средний убыток по ним по итогам 2016-го года лежит в диапазоне 57 000 — 173 000 рублей. В 2015-ом убытки по ним составляли 17 000 — 139 000 рублей. Увеличение расходов аналитики связывают с ростом стоимости импортных запчастей в пересчете на российские рубли.
Ранее сообщалось, что на российском рынке автострахования к концу этого года останется 100 компаний. Кстати, недавно страховщики объяснили порядок натурального возмещения в ОСАГО.
Дорогой ремонт: на что хватит полиса ОСАГО
Стоимость автозапчастей в справочнике для оценки ущерба по ОСАГО значительно выросла за последние два года — очередная волна актуализации цен произошла в марте. Cтраховщики, чтобы не повышать стоимость ОСАГО для увеличения лимитов по выплатам, предлагают использовать более доступные неоригинальные, но при этом качественные запчасти. Автодилеры идею поддерживают. В курирующем отрасль Центробанке выступают против, как и сами автопроизводители. Почему полиса ОСАГО скоро может не хватить на ремонт, разбирались «Известия».
С 15 марта 2021 года ремонт попавших в ДТП автомобилей по полису ОСАГО обходится дороже. Изменения в ценах связаны с серьезным ростом стоимости автозапчастей на фоне падения курса рубля, а также остановок производств по всему миру из-за пандемии. Эту разницу учли в актуализированном справочнике средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт поврежденного автомобиля. О пересчете цен сообщили в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА) 23 марта.
Ремонт становится дороже
Новая версия справочника сохраняет наметившуюся в 2020 году тенденцию к росту выплат. Он составляет в среднем 16% по сравнению с выплатами более стабильного 2019 года. Как объяснил президент РСА Игорь Юргенс, актуализацию справочников в 2020 году производили в условиях нестабильного рынка запасных частей, вызванного ограничительными мерами, введенными в связи с пандемией COVID-19.
Это привело к тому, что действовавшие во второй половине 2020 года справочники средней стоимости показывали рост выплат по ОСАГО до 23% в сравнении с версией 2019 года.
— Новая, введенная в действие 15 марта 2021 года, версия справочника также сохраняет тенденцию к росту выплат в среднем на 16% по сравнению с выплатами более стабильного 2019 года, — рассказал Юргенс. — Серьезный рост средней стоимости запчастей, с которым столкнулись страховщики ОСАГО по итогам кризисного 2020 года — вызов для рынка. При этом мы видим, что несмотря на этот рост, страховщикам пока удается держать среднюю цену на полис обязательной «автогражданки» де-факто на уровне относительно стабильного 2019 года.
Введение новой версии с 15 марта обусловлено планом РСА вернуться к устоявшейся практике актуализации справочников средней стоимости в июне и декабре. Очередная актуализация справочников пройдет в период до июня 2021 года.
Неоригинальные запчасти
Близкие к отрасли источники «Известий» отметили, что страховщики пытались пролоббировать в Центробанке возможность использовать для ремонта недорогие неоригинальные запчасти, но безуспешно. Один из источников напомнил, что страховщики несколько лет назад пытались даже перейти на ремонт б/у запчастями, но этот вариант тоже не получил поддержки.
Кроме того, против ремонта автомобилей неоригинальными запчастями выступают и сами автопроизводители. В случае если отремонтировать машину на гарантии при помощи запчастей, которых нет в списке рекомендованных, автомобиль, скорее всего, этой гарантии лишится.
В то же время ЦБ разрешил страховщикам использовать цены интернет-магазинов. Они, как правило, ниже.
Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Зубарев предположил, что вопрос с подорожанием стоимости официальных запчастей и нехватки выплат ОСАГО для ремонта у официальных дилеров могла бы решить возможность использовать более дешевые неоригинальные запасные части. Их ведь также изготавливают компании с мировым именем.
Сейчас же, по словам Зубарева, многие автовладельцы просто не могут себе позволить официальный ремонт у дилеров после ДТП по полису ОСАГО именно потому, что определяемого размера выплат для таких работ не хватает. В итоге автовладельцам приходится пользоваться услугами ремонтных станций, где они проходят по ценнику.
— После ДТП страховщики определяют размер ущерба по «железу» с учетом износа. При этом официальные дилеры обязаны для ремонта использовать только новые оригинальные запчасти — это требование автопроизводителей. Получается, что пройти ремонт у дилера так, чтобы расходы полностью покрыл полис ОСАГО, просто невозможно, — объяснил Зубарев.
«Получается средняя температура по больнице»
Он также указал на еще одну проблему с определением справедливой цены на запчасти в справочнике РСА:
— В РСА проводят замеры по рынку и определяют среднюю стоимость запчастей. Но в списки попадают практически все запчасти, по которым есть информация в открытом доступе. И они не всегда качественные. А вот от официальных производителей иногда цены вовсе не приходят, поэтому самые дорогие запчасти нередко в этом замере просто не учитывают. В итоге получается средняя температура по больнице.
По словам Зубарева, определяемый страховщиками размер компенсации зачастую не покрывает даже закупочной стоимости запчастей.
— В результате мы не можем проводить такой ремонт, страховые компании выплачивают деньги, и с ними автомобилисты идут не к официальным дилерам, а куда-то в гаражи. Дилеры при этом не получают возможной части доходов, а автомобилисты лишаются возможности провести максимально качественный ремонт. Сейчас выплаты по ОСАГО из-за роста цен на запчасти в справочнике подросли, но всё равно не покрывают разницы. Cтраховщики ссылаются на то, что у них свои ограничения: если они повысят выплаты, придется повысить стоимость ОСАГО. Но ведь если говорить про более дорогие автомобили стоимостью 4–5 млн рублей, повышение цены страховки на 20–30 тыс. рублей было бы для них некритично», — объяснил Зубарев.
Представитель РОАД считает, что и самим автопроизводителям нужно сделать шаги навстречу:
— Производителям уже давно пора расширить перечень запчастей, с которыми могут работать официальные дилеры. Есть неоригинальные, но качественные и более дешевые запчасти, которые могли бы помочь нам уложиться в эти тарифы. Например, есть производитель Bosсh. Есть и российские достойные поставщики. Только автопроизводители не заинтересованы в том, чтобы мы использовали чужие запчасти, а не их. Но все мы должны сделать шаги навстречу друг другу — и производители, и Центробанк, и страховщики.
Насколько подорожали запчасти у дилеров
Запчасти между тем действительно заметно дорожают. К примеру, директор по сервисному обслуживанию «АВТОDOM Алтуфьево» Роман Тимашов также признал, что цены подняли все автопроизводители и поставщики запчастей и расходных материалов, большинство из которых производится не в России и привязано к курсу валюты. По его оценке, за последний год подорожание составило от 7–8 до 10–15% в зависимости от марки.
А вот операционный директор АГ «АВИЛОН» Алексей Гуляев рассказал «Известиям», что с января 2021 года по разным брендам цены на отдельные позиции изменились минимально. По его словам, стоимость запчастей зависит от нескольких факторов — например, от курса валют по отношению к рублю, инфляции. Поэтому цены на некоторые детали, наоборот, могут снижаться. Что касается доступности запчастей, то после пандемии поставки восстановились практически полностью.
Что всё это означает для автомобилистов
Опасаться каких-либо изменений в цене полисов ОСАГО или в процессе ремонта автомобилей водителям не стоит, считает юрист в области автострахования Сергей Беляков. По его словам, чтобы регулировать свои риски, страховые компании используют тарифный коридор и в очередной раз повышать стоимость полисов для увеличения лимита по выплатам страховые компании не будут. Что касается роста цен на запчасти, то, по оценке Белякова, стоимость в справочниках весьма условна.
— Уверен, что полисы ОСАГО дорожать больше не будут, в распоряжении страховщиков есть тарифный коридор, который позволяет рассчитывать на нужную премию, — сказал Беляков. — Стоимость запчастей по этим справочникам — очень большая условность. Цены регулярно меняются, что-то в списки попадает, а что-то нет, поэтому не думаю, что принципиально в организации ремонта по ОСАГО что-то поменяется.
Как сделать так, чтобы страховая выплатила много по ОСАГО
Страховые компании часто отказывают или занижают суммы выплат по страховке после ДТП, больше всего от этого страдают водители, у которых есть только полис ОСАГО. Согласно статистике института финансового уполномоченного, согласно которой подавляющее большинство обращений за прошлый год пришлось как раз на ОСАГО — 155 440 или 83% от общего числа.
Должность финансового уполномоченного или омбудсмена была создана государством для помощи гражданам в денежных спорах, в том числе для содействия автомобилистам в решении споров по ОСАГО и каско до суда. Autonews.ru пообщался со всеми участниками рынка и попытался выяснить, почему страховые копании отказываются платить, связано ли это с ростом цен на запчасти, и как водители могут разрешить спор по выплатам ОСАГО в свою пользу.
Финансовый омбудсмен — промежуточное звено между судом и первичными жалобами в страховую компанию. Если последняя отказывается платить по ОСАГО или сумма выплаты недостаточная, автовладелец вправе обратиться к финансовому уполномоченному с минимальным набором данных, потому что госрегулятор после обращения запрашивает у страховой компании всю информацию самостоятельно.
«Финансовый уполномоченный имеет возможность бесплатно для потребителя организовать проведение независимой экспертизы. Наиболее тяжелыми случаями являются обращения, касающиеся возмещения вреда жизни или здоровью. В одном из случаев выплата составила 950 тысяч рублей», — рассказали Autonews.ru в пресс-службе финомбудсмена.
В ведомстве пояснили, что в случае вреда здоровью совершенно неважно, кто оказался виноват в аварии. Согласно действующему законодательству при причинении вреда жизни или здоровью пассажиров, или пешеходов в случае ДТП ответственность для владельца автомобиля наступает независимо от его вины. А страховые компании часто отказывают в выплатах пострадавшим из-за того, что вина водителя не доказана.
Несмотря на возможность обратиться к омбудсмену за помощью, ведомство предлагает гражданам сначала написать жалобу в страховую компанию. Потому что последней совсем невыгодно доводить дело до омбудсмена.
«За каждое решение финансового уполномоченного, которым удовлетворены требования потребителя, страховая организация должна уплатить взнос. Для страховщика это экономически невыгодно», — объяснили в пресс-службе.
По закону Служба финансового уполномоченного каждый год обязана публиковать отчет о деятельности. Согласно данным из последнего отчета на первом месте по обращения граждан к финомбудсмену оказалась компания «Росгосстрах». Жалоб на этого страховщика было больше всего. На втором месте компания «СОГАЗ», а третью строчку занимает «АльфаСтрахование». Далее по списку идут еще два крупных участника страхового рынка: «РЕСО-Гарантия» и «Ингосстрах».
Страховщики не всегда корректно рассчитывают стоимость возмещения, но и ожидания автовладельцев порой выходят за всякие разумные рамки. Когда речь идет о такой оценочной вещи, как стоимость ремонта автомобиля, всегда есть недовольные, потому что цена запчастей в разных магазинах может сильно отличаться. Об этом Autonews.ru рассказали в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
«Автовладелец может хотеть, чтобы за ремонт старого автомобиля платили столько же, сколько за ремонт нового, или проводили этот ремонт исключительно у официального дилера. ВСС и РСА ведут активную работу с жалобами автовладельцев. Жалобы являются ключевым источником информации, определяющим методы и виды контрольной деятельности в отношении страховых компаний», — сообщили в РСА.
Чем больше жалоб на страховую компанию поступает, тем меньше ей выделяется количество бланков полисов ОСАГО. В РСА уверяют, что разбираются с каждой жалобой и, если она оказывается обоснованной, для страховой компании это имеет очень серьезные последствия.
«В целом какой-то системно некачественной работы страховщиков на рынке сейчас нет. Средняя выплата по ОСАГО составляет сейчас около 70 тысяч рублей. А если вспомнить, что половина автопарка в России старше 10 лет, то понятно, что среднестатистическому автовладельцу лимита выплат по ОСАГО хватает. Пересчет существующих лимитов пока не планируется», — добавили в РСА.
Оценка стоимости ремонта страховой компанией во многом зависит и от цен на запасные части. В среднем за период с октября по февраль цены на запчасти выросли на 11%. Большая часть запчастей производится за рубежом, поэтому цены на них напрямую зависят от курса доллара и евро, объяснила сооснователь сети автосервисов «Вилгуд» и председатель сообщества независимых автосервисов России Барно Турсунова.
«Механизмов сдерживания роста их стоимости помимо регулирования курса валют по отношению к рублю практически нет. В авторемонте сумма заказа чаще всего рассчитывается из стоимости работы и запчасти. Сегодня выбирая между предложениями от разных производителей, клиенты из-за кризиса чаще отдают предпочтение более бюджетным аналогам», — уточнила Турсунова.
Стоит предположить, что и страховые компания рассчитывают стоимость ремонта, исходя из использования в нем более дешевых материалов. Заменить дорогие оригинальные запчасти деталями с низкой стоимостью невозможно разве что при ремонте автомобиля, который находится на гарантии автопроизводителя.
«Если машина находится на гарантии, то лучше всего приобретать исключительно оригинальные запчасти. Также есть марки автомобилей, на которые очень сложно найти альтернативные комплектующие, к примеру, Mercedes. В других случаях можно использовать аналоги, ведь многие из них производятся на тех же заводах, что и оригинальные запчасти», — сообщила председатель сообщества независимых автосервисов России.
ОСАГО: сколько запчасть стоит на бумаге и сколько – на рынке?
«Горячо любимый» автовладельцами российский союз автостраховщиков оказался под пристальным вниманием УФАС по РТ. Год назад из рук «осаговцев» вырвали оценку размера страховых выплат за повреждения автомобиля — сейчас их определяют по справочникам, в которых до 40 млн. позиций. Однако автолюбители считают, что многие позиции высчитаны с понижением. Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что недостатки у новой системы есть, но все же она — шаг вперед.
ТАК СКОЛЬКО ЖЕ СТОЯТ АВТОДЕТАЛИ?
Выплаты по ОСАГО в очередной раз попали в центр конфликта. На этот раз татарстанские антимонопольщики заподозрили в экономической необоснованности введенные в декабре 2014 года справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа. Именно по этим данным независимые эксперты сейчас оценивают размер страховых выплат автовладельцам после ДТП. УФАС заподозрило, что данные в этих справочниках приводят к неправильным выплатам по договорам ОСАГО, что в свою очередь ведет к ущемлению интересов автовладельцев республики. «Возникает такой нюанс, что запасная часть автомобиля может стоит в справочнике 1,5 тысячи рублей, а купить ее на рынке дешевле, чем за 7,5 тысяч невозможно», — привел пример замруководителя УФАС по РТ Павел Ко́зел. Отметим, что до введения справочников ущерб «на глаз» устанавливался оценщиками.
Три попавших в центр внимания УФАС справочника разработаны по заказу Российского союза автостраховщиков (РСА) — общероссийского профессионального объединения, куда входят все действующие российские страховые компании, осуществляющие автострахование. Также союз — «внутренний регулятор» среди автостраховщиков. А сейчас он получил и дополнительный статус ответчика в антимонопольном разбирательстве.
На заседании комиссия УФАС по РТ объявила, что к ней поступило обращение некого гражданина по вопросу формирования справочника, который, по мнению заявителя, необъективен и не отражает сложившихся в Казани среднерыночных цен. Также в рамках рассмотрения обращения УФАС по РТ была проведено сопоставление цен справочника и цен из открытых источников. Отметим, что Татарстанский УФАС в который раз создал российский прецедент — в других территориальных УФАС подобных дел не возбуждалось.
Эксперт «БИЗНЕС Online», старший юрист юридической фирмы «Шаймарданов и Партнеры» Ильгиз Валеев отмечает, что выплаты автовладельцам производятся в соответствии с ценами на запасные части, материалы и работы, которые определены в едином справочнике. Ответственным за него как раз и является Российский союз автостраховщиков. При этом ответственность за нарушение закона о защите конкуренции на юридическое лицо в данном случае предусмотрена в размере до 1 миллиона рублей.
В РАЗЫ СОКРАТИЛОСЬ КОЛИЧЕСТВО ИСКОВ ПО ВЫПЛАТАМ
В свою очередь представители РСА заявили журналистам, что введение данного справочника — прогресс в области ОСАГО, которое «вырвало его из произвола оценщиков». Их, а также фирмы, которые через договоры цессии перекупают у доверчивых автовладельцев права требования и с накруткой «трясут» их со страховщиков, они и считают инициаторами данного обращения: «Потом к ним приходят письма с налоговой о необходимости выплат налога с суммы в 200 тысяч, а они удивляются — нам же перекупщики заплатили только 30 тысяч».
Разработка базы обошлась РСА в несколько десятков миллионов рублей.
На уколы УФАС также получен ответ, что согласно нормативным актам при вычислении данных справочника учитывается и износ деталей, и именно из-за этого случаются ситуации, когда человек не может позволить себе покупку запчасти без доплаты: «Но ведь и часть машины была не новой, и ее стоимость естественно также уменьшилась». Также представители РСА отметили интересную деталь: в ходе подготовки третьей версии справочника выяснилось, что официальные дилеры, ранее в два-три раза завышавшие ценники на детали, во время кризиса вынуждены в борьбе за клиента снижать цены.
В итоге вчера заседание отложили для получения новых документов.
(Фото: avtopravilo.ru/) |
СПРАВОЧНИК НЕ ИДЕАЛЕН, НО ЖИЗНЬ УЛУЧШИЛ
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты отметили недостатки справочников, но в целом поддержали новинку.
Рамиль Хайруллин — региональный представитель федерации автомобилистов России (ФАР) по РТ:
— РСА — это профессиональное объединение страховщиков, связанных с ОСАГО. По сути, это их внутренний регулятор. РСА могут и сами производить выплаты автовладельцам: например, если общество, в котором был застрахован автомобиль, обанкротилось или лишилось лицензии. С введением данного справочника положение автомобилистов улучшилось: стало намного меньше жалоб, исков по поводу оценки повреждений. Хотелось бы, чтобы информация там актуализировалась более оперативно, хотя бы раз в неделю, так как за несколько месяцев цены могут сильно измениться.
Рустэм Сабиров — президент Союза страховщиков Татарстана, директор филиала «ПСК Казань» ОАО «Страховая группа «МСК»:
— Тема не очень простая. К примеру, происходит ДТП. Нужно купить новый бампер на машину. Запчасти бывают, грубо говоря, трех видов. Можно купить новый бампер за 50 тысяч в фирменном салоне. Второй вариант — купить бампер, изготовленный в восточной Европе за 30 тысяч, и третий вариант — купить китайский бампер за 15 тысяч. Если бы человек покупал за свои деньги, то многие купили бы и за 15, и за 30. Но если все оплачено, то возникает желание получить 50, купить за 15, а остальные 35 положить в карман. Каждый ведет себя так, как ему выгодно.
Правда, наверное, в том, что нужно искать золотую середину. Поэтому, как правило, берут за основу средние цены по рынку на те и на другие запчасти. Поэтому, если брать в целом по рынку, то, наверное, цена справедливая. Хотя и та, и другая сторона могут быть недовольны. Но это компромисс.
Страховые компании сегодня несут колоссальные расходы на ремонт автомобилей, в том числе из-за разницы доллара к рублю. Несмотря на то, что страховка была произведена по курсу одному, а сегодня приходится выплачивать по другому курсу. Желание доить страховые компании было и остается всегда. Принимать одну сторону — это совершенно безответственно, потому что страхование не может работать только в одну калитку.
Чтобы не происходило жульничества и теневого оборота денег, ввели средние цены. Они не самые большие, но и не самые маленькие. В конце концов, самый оптимальный вариант, когда уходят от всех этих споров, — это когда страховая компания загоняет машину на ремонт и сама его оплачивает. Но, к сожалению, на ремонт согласны не все наши граждане. Смысл страхования в том, чтобы человек получил свое имущество в нормальном, рабочем состоянии.
Этот справочник в работе сейчас используют все страховые компании. И к его использованию я отношусь абсолютно положительно.
Сергей Шубин — совладелец автосервиса «Автолига»:
— Мы непосредственно работаем по ценам, которые там указаны в данных справочниках. Но указанные там цены, во-первых, в том году обновлялись всего два раза с учетом повышения курсов. А поскольку там описаны в основном иномарки, то цены совершенно неактуальные. Конкретный пример: если к нам приходит направление и мы оцениваем стоимость ремонта, стоимость запчастей, то мы, в принципе, укладываемся в цену, но только с учетом того, что берем по оптовой цене. Но поскольку этот каталог рассчитан на физлиц, то, конечно, для них там цены несопоставимо низкие.
Минус, который я вижу, — это то, что РСА взяли цены и за оригинальные запчасти, и за неоригинальные и из них вывели среднюю цену. Что, в принципе, совершенно неверно, поскольку на автомобилях всегда идут оригинальные запчасти. Я думаю, что цены надо брать за основу те, которые стоят в рознице у дилеров, либо у фирм, которые торгуют оригинальными запчастями. За указанные в справочнике цены деньги купить запчасти в принципе невозможно. Либо только бэушные.
Но ситуация в целом сильно не ухудшилась. По работам нормо-часа стоимость там указана хорошая.
В целом системное решение правильное, но его нужно постоянно обновлять. Они постоянно должны мониторить и менять цены. Система на самом деле хороша, и в течение, я думаю, года она выровняется, если, конечно, они будут ценам уделять внимание. Я только за эту систему. Она, по крайней мере, для нас как для компании, которая обслуживает клиентов, очень удобна, так как можно в одной программе получить всю информацию: сколько стоит работа, сколько стоит запчасть. Но для клиента она, по крайней мере пока, не очень эффективна.