На каких авто ездят во владивостоке
Камеры, пробки и правый руль: чем живет автомобильный Владивосток
Самолет из Москвы летит во Владивосток около восьми часов, и это дает лучшее представление о масштабах нашей страны. На противоположном конце России живут люди с европейскими лицами, говорящие на том же языке, которые ходят в те же самые сетевые магазины и едят продукты хорошо знакомых брендов. От городов европейской части страны Владивосток разительно отличает только автопарк с обилием праворульных автомобилей и совершенно непривычных конструкций из Японии.
Но Дальний Восток — это не только «праворульки». Здесь удивительная природа, величественные сопки и холмы, обилие природных заповедников и просто замечательных мест, богатство и красоту которых едва ли могут передать фотографии с мобильного телефона. Наконец, это регион, богатый историей, где сходились интересы нескольких великих держав, и где европейская культура кажется вызывающей по отношению к привычкам и традициям окружающих стран. Увидеть эту противоречивую красоту мы смогли в рамках проекта Nissan Городские легенды, а в поездку по региону отправились на полноприводном кроссовере Nissan X-Trail, который хорошо знаком местным как право-, так и в леворульном исполнении.
В 1990-х японские праворульные автомобили гнали в европейскую часть России своим ходом, и это было непросто — отсутствие инфраструктуры, разбитые дороги, а на участке между Читой и Хабаровском твердого покрытия вообще почти не было. Приводить магистраль в порядок начали в 2000-х, а в 2010-х дорога, наконец, стала полностью асфальтированной. Сегодня хорошее покрытие есть почти на всем протяжении магистрали, но в восточной части после Улан-Удэ встречаются безлюдные перегоны длиной в сотни километров с редкими заправками и гостиницами. Всего от Москвы до Владивостока чуть более 9000 км, и проехать быстрее, чем за 10 дней, едва ли получится.
В самом Владивостоке качество дорог среднее — встречаются участки с заплатами, но откровенно разбитого асфальта почти нет. Разметка не везде идеальна, хотя на основных улицах с ней порядок. Самые непростые участки, как правило, находятся там, где дороги делают крутые изгибы и резко уходят вверх. В городе, построенном на холмах и сопках, таких мест хватает.
Если в таком месте есть перекресток, на котором приходится останавливаться, маневрирование требует навыков, особенно на машинах с механической коробкой передач. С АКП проще — вариатор Nissan X-Trail на таких участках немного задумывается, но автомобиль без труда трогается с места.
На новеньких магистралях и основных федеральных трассах дорожное покрытие почти идеально. Проблемы начинаются чуть в стороне — на второстепенных дорогах можно встретить как убитый асфальт с ямами, так и неплохо укатанную грунтовку.
Приморье с его приличными дорогами — не тот регион, где требуются какие-то особенные автомобили, если речь идет о городах и магистралях. Но в окрестностях Владивостока много интересных мест, куда ведут грунтовые тропки, и далеко не по всем можно спокойно проехать на легковом автомобиле. Например, на остров Русский к Приморскому океанариуму и Дальневосточному федеральному университету ведет прекрасное шоссе, но съезд к Носильцевской батарее у пролива или к недостроенной Владивостокской крепости на самом острове требует как минимум хорошего дорожного просвета.
Путешествие на скалы красивейшего мыса Брюса для неподготовленной машины уже становится настоящим испытанием даже в сухую погоду — грунтовки с глубокими размытыми колеями расположены под сильным уклоном, и на низких легковушках здесь делать нечего. На полноприводном Nissan X-Trail — проще. Главное, с умом выбирать путь и объезжать острые камни.
Владивосток — автомобилизированный город, не очень хорошо приспособленный для пешеходов. Особенности рельефа обуславливают неоптимальный рисунок городских дорог с обилием узких односторонних улиц, поэтому пробки, особенно в час пик, здесь вполне нормальное явление. В центре существуют полосы для общественного транспорта, но камер нет, а в отсутствие сотрудников ГИБДД многие водители спокойно игнорируют разметку.
Стиль езды у местных водителей довольно нервный, похожий на московский. В местах, где сливаются несколько потоков, приходится потолкаться. Резко сорваться со светофора местные тоже любят. При этом совершенно не важно, на какой именно машине.
А вот на загородных магистралях никаких пробок нет. Дороги свободны, автомобилей немного, поэтому даже на двухполосных трассах проблем с обгонами не возникает.
Камеры фиксации нарушений периодически встречаются, но, в основном, вблизи населенных пунктов после соответствующего знака. Местные хорошо знают расположение камер и заранее сбрасывают скорость перед ними. Гаишные засады, похоже, ушли в прошлое. Сотрудников ДПС на дорогах почти нет, а встречаются они лишь в местах, где произошло ДТП. Несмотря на это, водители на трассах не наглеют и спокойно ездят в пределах нештрафуемого лимита. Даже на новеньких или реконструируемых магистралях, которые имеют разделительный барьер и качественную разметку.
Штатная навигация Nissan X-Trail знает приморские дороги, но подробной детализацией не отличается. Это же касается встроенных устройств других автомобилей, то штатные навигаторы праворульных машин в России не работают вовсе. Бортовые системы можно перепрошить, но в большинстве случаев автовладельцы пользуются мобильными картами от «Яндекс». Вот и ниссановцы в качестве альтернативы штатному устройству предлагают встроенную систему «Яндекс.Авто», которую вскоре начнут устанавливать на Qashqai, X-Trail и Murano российской сборки.
По сути это 8-дюймовый Android-планшет с оболочкой «Яндекса», которая помимо навигатора включает браузер и софт для прослушивания радио и отображения погоды. При этом отображение пробок работает на всей территории России и Белоруссии, а в Москве и Санкт-Петербурге доступен функционал поиска парковочных мест и их оплаты. Управлять системой можно при помощи голосовых команд.
На дорогах Приморья почти нет российских автомобилей, хотя дилеры Lada в регионе работают. Старые «Жигули» в 1990-е здесь были полностью вытеснены японскими иномарками, и сейчас на дорогах изредка встречаются только новые Lada Vesta и XRAY. Но есть один действительно популярный отечественный автомобиль — УАЗ Patriot, который по результатам 2017 г. занял третье место в списке моделей-бестселлеров рынка новых автомобилей. Правда, речь идет лишь о 676 реализованных автомобилях за год, но для местного рынка и это заметный показатель. Одна из причин популярности в том, что Patriot является хорошей основой для строительства серьезного покорителя бездорожья.
На Дальний Восток давно пришли официальные дилеры японских и европейских марок, а в пригородах Владивостока даже есть крупные дилерские деревни, работающие в привычном формате: демо-зал, сервис, кафе, общекорпоративное оформление и, главное, совершенно московский набор представленных моделей.
По данным «Автостата», в 2017 г. на Дальнем Востоке было реализовано 13,4 тыс. новых легковых автомобилей, что на 10% больше, чем годом ранее. Самой популярной моделью местного рынка второй год подряд является кроссовер Toyota RAV4 — 1241 машина. На втором месте находится Toyota Land Cruiser (721 шт.), третью занимает отечественный УАЗ Patriot (676). Далее Toyota Land Cruiser Prado (658) и Hyundai Creta (519). Кроме того, в топ-10 рынка новых легковых автомобилей вошли Nissan Terrano, Nissan X-Trail, Hyundai Solaris, Lexus RX и Lexus LX.
Кстати, на Дальнем Востоке скидка, предоставляемая в рамках социальных программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», составляет не 10%, а целых 25%. Она продолжает действовать даже сейчас, когда на остальной территории страны обе госпрограммы фактически завершены, поскольку кончились выделенные на них деньги.
Эксперт рассказал, на чем ездят на Дальнем Востоке
Содержание
Suzuki Hustler
Цена: от 495 тыс. рублей
Праворульный Hustler идеально подходит для Дальнего Востока за счет 19-сантиметрового клиренса и маленькой колесной базы. Иномарка расходует 4 л топлива и не боится морозов.
В регионе японский кей-кар продается с двигателем 0,7 л на 52 и 64 л. с., вариаторной коробкой передач, передним и полным приводом. Система 4WD отключается автоматически, но помогает выезжать разве что из нечищеного двора.
Плюсы. Внутри очень просторно – высокие водители, берите на заметку.
Минусы. Слабая динамика мотора, маленький багажник, не всегда удается найти детали для ремонта.
Чтобы купить Suzuki Hustler, придется подождать около месяца. Его в основном предлагают на заказ с аукционов в Японии.
Проблемы. В базе сервиса avtocod.ru мы нашли два отчета по авто с гибридным мотором.
Оба сбывались без технических и юридических проблем.
Honda Vezel
Цена: от 920 тыс. рублей
Honda Vezel произвел настоящий фурор на Дальнем Востоке. Автомобиль имеет все характеристики, необходимые для непростых условий региона: высокий клиренс, хорошую проходимость и надежность.
Машину продают с бензиновым и гибридным мотором 1,5 л на 130 и 132 л. с. соответственно. В паре к ним прилагается вариаторная или роботизированная коробка передач.
Ценник на Honda Vezel стартует с 920 тысяч и заканчивается на 1,5 млн рублей.
За эти деньги покупатель получает систему старт-стоп, LED-оптику, камеру заднего обзора, заводскую тонировку, разделительный подлокотник сзади, самозатемняющееся зеркало заднего вида, ящик и шторку в багажном отделении и другие опции.
Плюсы. Без проблем заводится в холодное время года. За относительно небольшую цену можно купить авто в максимальной комплектации Z, не ожидая с аукциона. Vezel предлагают уже растаможенными.
Минусы. Жесткая подвеска, с другой стороны, обеспечивающая хорошую управляемость, присущую всем «Хондам». Возможны поломки РКПП.
Проблемы. Через avtocod.ru за последние два месяца Honda Vezel проверили 257 раз. Каждый третий автомобиль продавался с ДТП или скрученным пробегом.
У каждого пятого имелись неоплаченные штрафы, у каждого девятого – ограничения ГИБДД. Без проблем сбывался каждый второй автомобиль.
Toyota Land Cruiser Prado 120 Series
Цены: от 870 тыс. рублей
Toyota Land Cruiser Prado — один из самых популярных внедорожников Дальнего Востока. Там его можно взять не только с левым, но и с правым рулем. Максимальная комплектация – с люком, климат-контролем, велюровым салоном и охранным комплексом – доступна почти за 900 тыс. рублей.
Леворульные машины на Дальнем Востоке продаются с бензиновым мотором 4,0 на 282 л. с. и дизельным 3,0 на 173 л. с., праворукие – с бензиновым 2,7 л на 163 л. с. Коробка у всех автоматическая.
Плюсы. Выгодный по налогу и очень комфортный. Имеет хорошую проходимость на любых дорогах, устойчив к заносам и кренам в поворотах.
Минусы. Плохая шумоизоляция, дешевые материалы в салоне.
Проблемы. Через сервис avtocod.ru Prado проверили 16 551 раз в течение двух последних месяцев. Праворульные внедорожники чаще всего продавались со скрученным пробегом и дубликатом ПТС (каждый второй экземпляр).
Каждый третий сбывался с ДТП, каждый шестой – с неоплаченными штрафами. «Чистым» продавался каждый третий «Прадо» с правым рулем.
Toyota Mark II, Chaser, Cresta
Цена: от 130 тыс. рублей
Серия праворульных автомобилей, несмотря на возраст, до сих пор популярна среди дальневосточной молодежи. В Приморском крае машины продаются с автоматической коробкой передач и моторами трех версий: бензиновыми атмосферными и турбо.
Цены на машины на Дальнем Востоке начинаются со 130 тыс. рублей.
Сейчас на досках объявлений можно найти версии с задним приводом, обогревом зеркал и японской магнитолой в комплекте.
Плюсы. Надежность, комфорт, динамичный ход с очень хорошим запасом прочности и тюнинга ДВС, дешевые расходники.
Минусы. Слабые нижние шаровые (если не обратить внимание на замену данного узла, в любой момент может отвалиться переднее колесо). Мотор 2,0 л прихотлив к маслу.
Проблемы. Из всей серии маркообразных 1996-2001 г. в. жителям Дальнего Востока больше всего полюбилась Toyota Chaser. Спрос на автомобиль до сих пор огромный. Каждый второй «Чайзер», по статистике avtocod.ru, продается с ДТП.
Каждый третий сбывается с неоплаченными штрафами, каждый четвертый – с ограничениями ГИБДД и скрученным пробегом. Проблем нет у каждого пятого Chaser.
Honda Shuttle (2015-2019 гг.)
Цена: от 750 тыс. рублей
Хороший, экономичный автомобиль, который сильно полюбился на востоке нашей страны из-за вместительности и надежности. Машина праворульная, управляется гибридным или бензиновым двигателем 1,5 л. В комплектации предлагают светодиодную оптику, дополнительный стоп-сигнал, зеркала с повторителями указателей поворота, подогрев сидений и зеркал, двухзонный климат-контроль.
«Шаттлы» везут из-за границы через Владивосток. В остальные регионы перекупщики предлагают перегнать их автовозом или по железной дороге.
Плюсы. Надежная высоковольтная батарея у гибридных авто, относительно комфортный салон с богатыми комплектациями. Расход топлива порой доходит 4 л на 100 км.
Минусы. Вредная роботизированная коробка передач, практически полное отсутствие шумоизоляции, слабое ЛКП, небольшой клиренс (14 см).
Проблемы. В базе сервиса avtocod.ru мы нашли четыре полных отчета по Honda Shuttle.
Все авто с Дальнего Востока продавались без технических и юридических проблем.
Nissan Serena (2013-2017 гг.)
Цена: от 715 тыс. рублей
Serena – комфортный и вместительный семейный автомобиль с высоким клиренсом. На Дальнем Востоке миниавтобус продается двигателем 2,0 л и коробкой автомат. В некоторых вариантах есть охранный комплекс последнего поколения и все самые современные системы помощи на дороге, в том числе кнопка ЭРА-ГЛОНАСС.
Плюсы. Сиденья раскладываются в спальное место (можно спокойно ночевать за городом), вместительный багажник, отличная проходимость, расход топлива до 13 л.
Минусы. Долгий прогрев вариатора — плохо прогревается на одной печке. Версии на двух печках греются лучше. Высокий расход топлива на моторе 2,0 л, слабый вариатор.
Проблемы. Serena популярна не только на Дальнем Востоке, но и по всей России. За последние два месяца через avtocod.ru ее пробили 1 742 раза. Каждый второй автомобиль сбывался без проблем.
У каждой четвертой машины имелись неоплаченные штрафы, у каждой десятой – ДТП.
Toyota Sai (2013-2017 гг.)
Цена: от 1 240 000 рублей
Комфортный динамичный седан бизнес-класса — прямой конкурент «Тойоты Камри». Toyota Sai также перегоняют и растамаживают на Дальнем Востоке.
В регионе можно найти модель с правым рулем, гибридным двигателем 2,4 л и автоматической коробкой передач. В комплектации может быть электрорегулировка сидений, камера заднего хода, климат-контроль, современная противоугонная система и подкапотный замок.
Плюсы. Хорошая шумоизоляция (двойное остекление передних дверей), качественные отделочные материалы.
Минусы. Старый мотор 2AZ прихотлив к ГСМ и не любит пенсионерскую езду, клиренс — всего 14 см.
Проблемы. В базе avtocod.ru нашлось три полных отчета с проверкой Toyota Sai.
Один автомобиль сбывался «чистым», второй – с ДТП, третий – со скрученным пробегом.
Автор: Анастасия Горохова
Какой автомобиль из подборки вам понравился больше всего? Напишите в комментариях.
На каких авто ездят во владивостоке
да реально.
Нам 70т.р скинули. Еще и бесплатно литье дали с зимней резиной.
И камеру заднего хода установили.
Мы им еще пинки под зад раздавали этими унтами направо и налево
Так что смело езжайте именно в унтах
Отношение нормальное,главное хорошую машину купить. Саха перегонщиктар кутуруктарыгар олорсуҥ кинилэр ханна тохтоон аһыыллар онно аһааҥ хонор сирдэригэр онно хонуҥ бүттэҕэ ол дии. Утеплись кынаарыҥ иккис түннүк ылан олорторуҥ,кытайдартан лобовой ылан баран олорго олорторуҥ икки мөһөөк буолаачы. Чэ,этэҥҥэ.
с Владивостока лучше выезжать 05.00 утра там и машин мало на дороге, чтобы днем проехать Хабаровск, и после Биробиджана есть хорошее кафе «У коляна» для первого раза, я думаю вы должны доехать до туда, до Хабаровска и после Хабаровска лучше не останавливаться, на ночлег имею ввиду, там может быть местная братва. ну если вы не любите много кушать и топите как надо то смело можете доехать до кафе 777 это почти 1700 км. с Владивостока) а там уже невер, тында, Якутия)
Перегонял, в этом кафе (777) самса не вкусная и чето «не то» с борщем было :))))
местные кусты помнят наверное 🙂
В горке езжайте, никто не тронет =)
Спите в машине на больших стоянках с перегонами и дальнобоями, универсал же берете. Как обойти стороной мошенников, смотрите ролики на ютюбе, там популярно объясняют на что внимание обращать. Бандиты, х.з. гопота бывает вблизи населенных пунктов, лучше не шарится там без весомой причины, а проходить ходом.
Перед новым годом кэргэммин кытта баран кэлбитим. Нормально Грин хилга туспуппут.ценалара нормуль. А так куорат оьуобай. Хата кытай корей бе5е уулусса5а Хас хардыы аайы. Владивостоктан 2:30 тахсыбытым уонна 11 хабаровскайга гостиница5а хоммутум. 7 хабаровскайтан тахсан баран большой неверна тиийэн хоммутум. А потом уже можно считать ты уже дома.
главное оденьте унты и берите суксид. Если пробокс взяли могут бандиты навязаться
Спакойно баран кэлэ5ит бо,массына эрэ этэннэ сылдьыан наада, урукку 90-с сыллар буолтах арааьынай группировкалар,опг-р суохтар, эниэхэ эрэ наадыйбаттар,а так кулугээттэр ханна ба5арар бааллар бо саха сиригэр кытта,олору кытта алтыспатын да буттэ5э ди.
Мошенников везде хватает. Перекупов тоже. Старайтесь брать авто у владельцев, если это не б/п с зеленки. Скачайте на телефон приложение, которое пробивает информацию авто по номеру кузова, их там много. Проверяйте каждое авто на год выпуска, наличие владельцев и официальные дтп. Если авто с пробегом, расплачивайтесь в ГАИ после переоформления, если хозяин не соглашается, то пусть ищет клиентов дальше.
Возьмите прокатное авто в аренду на несколько дней.
Перегон штука простая. После ГАИ и переоформления (а это все равно займет почти весь день), едете до Уссурийска и там ночуете в гостинице. Утром выезжаете, и топаете до Благи или Свободного, там ночуете. В пределах 1000-1500 все это. Зато отдых в нормальной кровати ничто не заменит. Я с Нюрки или Благи, как правило, стараюсь брать пассажиров (индрайвер привет!). Топаете дальше и ночуете в Хатыми уже в машине. Там больше негде, да и пассажиры в машине. Утром топаете дальше и к обеду вы уже под Покровском, час и вы уже в Якт, пьете чай и травите байки про приморскую жизнь.
П.С. Не пить. Мы узкоглазые пить не умеем, подеретесь, напьетесь, бабки прое6ете как пить дать.
Караван2003, а ничего что блага очень далеко от федералки?свободный поближе.
Culib.n, ну если пассажиры есть
Караван2003, не надо вводить в заблуждение. Еще поедут по указателям в благу.им бы домой побыстрее
Culib.n, а где я ввожу в заблеждение? Небольшой крюк присутвствует, но допустим прошлым летом, я 2х пассажиров взял по 5 тыс, почти весь бензин отбил. Могут и в белогорске переночевать. В дороге ночевать я лично привычки не имею, сейчас недорогих гостиниц пруд пруди, 1000-1500 это не деньги в наше время.
Culib.n,
И Свободный далеко от федералки,
Это Белогорск стоит в 5 км от трассы
Нацистов я не видел ни разу, ни в Москве, ни в Питере, ни во Владивостоке. В Чурапче видел.
Караван2003,
Караван2003, эс, в чурапче толерантность э
Вас двое,это плюс.кушать в тех кафе,где много перегонщиков и дальнобоев.спать можно по очереди,доедете махом.
Праворульные авто перестают быть популярными даже на Дальнем Востоке
Читайте нас в Google Новости
Дальний Восток — территория, давно и насквозь пропитанная японской праворульной автокультурой, колоссальные масштабы которой сложно в полной мере представить жителям центральной части России. Чем живёт автомир Приморья сегодня — News.ru задал вопросы автору нашумевшей в своё время документальной книги «Правый руль» Василию Авченко.
В начале 90-х центральная часть России и Приморье были совершеннейшими параллельными мирами. Когда мы считали за счастье пресловутую «девятку цвета мокрый асфальт» с карбюратором «Солекс» и магнитолой «Былина», жители Владивостока вовсю осваивали подержанные машины из Страны восходящего солнца с АКПП, ГУР, ABS, Traction Control и цифровыми приборными панелями.
Японский автопром в Приморье в те годы стал единственным светлым пятном в беспросветной жизни забытого федеральной властью региона и сформировал удивительную автомобильную субкультуру. Так какова теперь современная автомобильная жизнь праворульного и бунтарского «Владика»?
— На праворульный рынок регулярно предпринимаются атаки со стороны властей. Как выглядит состояние дел сегодня?
— В 90-е пытались сперва «в лоб» запретить правый руль, потом действовали косвенно: повышали пошлины, вводили дополнительные поборы и т. д. Было известное повышение пошлин 2002 года, после которого дешёвых машин уже не стало, зато появились «конструкторы» (машины, ввезенные в разобранном виде — отдельно кузов, подвеска с двигателем и трансмиссией; ввозились, как правило, для легализации под документы от аналогичного сгнившего во Владивостоке авто. — News.ru). Потом было повышение 2008 года, после которого разница между б/у и салонными машинами минимизировалась, к тому же повысили пошлины на ввоз кузовов, что убило «конструкторы», но породило «распилы» (автомобиль разрезают на две части, ввозят под видом запчастей и затем сваривают уже на месте. — News.ru). Вот так и живём. Рынок, конечно, сузился, но он пока есть. И даже «распилы» по-прежнему порой практикуются. Но в целом машины везут чаще под полную пошлину и только свежие — от 3 до 5 лет. Дорогие они стали — считай, сколько стоит машина в Японии, во столько же встают и пошлины.
— Что везут в наши дни из Японии жители Приморья?
— В последнее время больше стало сити-каров, крошечных малолитражек типа «Витца» (Toyota Vitz. — News.ru) или «Фита» (Honda Fit. — News.ru). Стало больше вэнов, причём как больших, вроде Toyota Ipsum, так и маленьких, вроде Subaru R2. Гибридов много, причём не только «Приусов» (Toyota Prius. — News.ru), а вплоть до «Краунов» (Toyota Crown. — News.ru) и всяких там «Эстим» (3-е поколение Toyota Estima. — News.ru). Электромобили то и дело замечаю — Nissan Leaf, он же «лифчик», особенно. Ну и, конечно, традиционная любовь владивостокцев к джипам никуда не делась. Однако, надо отметить, что из-за роста конечной цены ввозимых машин, на них стали ездить дольше, да. Берегут. Не то что раньше, когда было принято менять машины раз в полгода-год и говорили так: «на лето беру Toyota Soarer, к зиме продаю, беру Isuzu Bighorn», часто избавляясь от машины, не успев на ней даже один раз заменить масло или сезонную резину.
— Какие япономашины сегодня можно назвать наиболее бюджетными и доступными?
— Максимально бюджетные у нас — это либо микролитражки с моторчиками меньше литра — типа там разных Honda Z, либо «деревянные» колхозные универсалы типа Nissan AD. Ну, и Toyota Corolla, конечно же.
— Самые интересные и культовые японские автомобили прошлых лет, которые сегодня ещё ездят по улицам Владивостока, на ваш взгляд.
— То и дело натыкаюсь на «марк-черностой» (Toyota Mark II, выпускавшийся с 1984 по 1988 год. Светлый кузов, задние боковые стёкла, завершающиеся кузовными стойками чёрного цвета. — News.ru) середины 80-х годов выпуска — красавец! Когда-то считался «боевой машиной пехоты», в смысле — бандитской, потом перешёл в разряд «старых вёдер», а сейчас — уже ретрокар. Те «черностои», что сохранились, — они вылизанные, «нафокстроченные», за ними следят, их любят. Ну, конечно, «крузак»-восьмидесятка (Toyota Land Cruiser. — News.ru) и квадратный «сафарь» (Nissan Safari. — News.ru) — их тоже ценят и холят, несмотря на возраст. А иногда встретишь и такую редкость, как Mitsubishi Debonair, Mazda Luce, Toyota Celica Camry или Nissan Liberta Villa. Смотришь, вспоминаешь, аж плакать порой хочется!
— Знаменитые владивостокские авторынки — какова сегодня их судьба? Стали меньше, больше, закрываются?
— Рынок, собственно, один — Зелёный угол, та самая владивостокская «Зелёнка». Есть ещё в Уссурийске, но он меньше. «Зелёнка» тоже съёживается год от года как шагреневая кожа, и вообще на её месте грозятся построить жилой район. Но пока что она живёт. Хотя ситуация с продажами там сейчас невесёлая — и в силу высоких пошлин и, главное, в силу упавшего рубля.
— Купить и самостоятельно перегнать себе машину из Владивостока, скажем, в Москву, как в культовом фильме 90-х «Риск без контракта» — насколько вообще реальна и осмысленна такая затея сегодня?
— Ну, если интересно, то ради Бога. Взял на «Зелёнке» автомобиль, сел и поехал. Дорога между Хабаровском и Читой сейчас хорошая (знаменитая трасса-долгострой, её строительство, начавшееся в 1978 году, завершилось лишь в 2010-м проездом Владимира Путина на жёлтой «Калине». — News.ru). В плане бандитов сейчас, в общем, тоже спокойно. Самыми опасными городами считались Уссурийск и Хабаровск, проехать их в одиночку на машине с «транзитами» было непросто. Народ часто ездил со стволами или с другом-милиционером в форме.
Правда, такой перегон — удовольствие на любителя. Попроще всё-таки через аукцион, с доставкой по железной дороге. Но в Сибирь везут всё ещё, хотя рынок и съёжился. По трассе ехал недавно, смотрю — везут, надо же!
— Как изменился за последние десять лет сервис в Приморье?
— Сервис улучшился. Крупных техцентров стало больше. Даже официальные дилеры появились — первой была Toyota, потом и некоторые другие подтянулись. Но это в основном для новых леворульных машин. А народ всё-таки в основном пока ездит на подержанных праворульных. Гаражные мастера, с которых начинался весь ремонт иномарок, остались, и у них есть свои поклонники. И хорошей диагностикой владеют, и буквально на коленке квалифицированно раскидывают «автомат».
— На чём сегодня ездят приморские госслужбы, чиновники, мэры?
— Гаишники частично на праворульных — «кресты» (Toyota Cresta. — News.ru) любят и «марки», а также на русских и европейских. Попадаются у разных служб европейские, американские, корейские фургоны — Renault, Ford, Hyundai. Чиновники любят «крузаки», но леворульные. Или — кто думает, что крутой — американские тачки типа Cadillac Escalade, Mercedes, ещё и BMW, как полагается. Сейчас считается, что если ты очень крут, то уже не ездишь на правом руле. Поэтому чиновники первыми пересели на левый.
— Левый руль — как он проникает на наш Дальний Восток?
— Приезжим кажется, что у нас один правый японский руль на дорогах. Я же помню 80-е, 90-е и вижу, что это уже не так. В последние годы левого руля стало очень много. Раньше япономарки на наших дорогах составляли почти 100%, на них учили во всех автошколах, и даже гаишники ездили поголовно. Сейчас это уже далеко не всегда и не везде.
Сегодня в Приморье продаются новые Mercedes и Ford, корейских машин стало сравнительно много. Российских мало, хотя в последнее время нет-нет да и мелькнёт то Granta, то Vesta. Кто их покупает — даже не знаю. Возможно, госструктуры. Китайских — их почти нет. Разве что китайские грузовики докатывают со строек саммита АТЭС, а легковых — не встретишь.
Постепенно открываются официальные дилерские салоны японских марок — модельный ряд в них, разумеется, ограничен леворульными — как и у всех российских дилеров. Впрочем, пока не все японские бренды представлены в Приморье официально.
Симпатии же большинства владивостокцев пока что на стороне подержанных праворулек. Плюс определённая инерция рынка. По моим прикидкам, сейчас у нас процентов 70–80% праворульных машин на дорогах. Правый руль свои позиции не сдаёт и в ближайшее время не сдаст. Но из-за того что покупка подержанной машины из Японии становится всё дороже, разница между ней и новой леворульной постепенно стирается. Число людей, осознанно пересаживающихся на левый руль, растёт.