На каком авто появился первый бегущий поворотник
Поворотники и стоп сигналы придумала голливудская актриса
Флоренс Лоуренс — актриса немого кино, в 1913 году придумала автомобильные поворотники и стоп сигналы!
Именно ей принадлежит идея поднимающихся указателей показывающих направление маневра автомобиля.
Её «автосигнализатор» срабатывал при нажатии кнопки, которая поднимала или опускала указатель с прикрепленным знаком, который указывал направление поворота.
Стоп сигналом был аналогичный механизм с надписью STOP.
«Машина для меня-это нечто почти человеческое, что-то, что реагирует на доброту, понимание и заботу, так же, как и люди”, — сказала актриса Флоренс Лоуренс репортеру в 1920 году.
Интересно, что первый кинофильм в котором снялась Лоуренс назывался The Automobile Thieves (1906)
Видимо уже тогда в США угон автомобилей стал беспокоить любителей кино.
Лоуренс называли “Biograph Girl” — девушка кинокомпании «Biograph»
Флоренс не запатентовала свое изобретение. Вскоре предприимчивые производители стали выпускать подобные изделия всевозможных форм и конструкций.
Эволюция поворотников: почему отказались от белых поворотников в пользу желтых и оранжевых
Когда поворотники стали желтыми и какими были до этого: опыт США, СССР и Европы
Поворотники – невзрачные элементы безопасности, пренебрежение использованием которых может привести к огромным проблемам во время движения автомобиля. Без этого немого для других участников движения устройства, показывающего ваши намерения по маневрированию на дороге, легко может произойти недопонимание на дороге или даже дорожно-транспортное происшествие.
В Правилах дорожного движения использование этих световых приборов четко прописано в пунктах 8.1 и 8.2.
Пункт 8.1 ПДД РФ:
Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
Пункт 8.2 ПДД РФ гласит:
Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
При этом, напомним, включение сигнала не дает водителю преимуществ перед другими участниками движения и не освобождает его от принятия мер предосторожности.
Но до лаконичных и четко прописанных правил использования данных световых приборов на автомобилях, мотоциклах, тракторах и другой технике, на которой они используются, элементы безопасности прошли долгий эволюционный путь – от простейших сигналов рукой о намерении поворота направо или налево (как видим, этот вариант до сих пор прописан в ПДД в качестве запасного, на тот случай, если отказали основные приборы или они отсутствуют, например, на велосипеде) до современных светодиодных электронных систем с динамичным указанием направления маневра, как на Audi и многих других современных моделях автомобилей:
История появления поворотников, первый этап
Заря автомобильного бума. Карл Бенц 10 лет как разработал свой первый самодвижущийся тарантас – «Benz Patent-Motorwagen»; Генри Форд, подхватив идею, начал ставить «Америку на колеса», в 1908 году сошла с конвейера первая «Жестяная Лиззи» – Ford Model T.
В Российской империи также следили за трендами, и с 1896 года в нашей стране появилось первое автопроизводство. Единичное, редкое, но оно было и неспешно развивалось в бурлящем и изменчивом времени первых двух десятилетий начавшегося XX века.
Историческая справка: яркими представителями отечественной автомобилестроительной школы стали Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) (располагался в Риге) и завод Пузырева (РАЗИПП) (мелкосерийно производил автомобили в Санкт-Петербурге, до трагического пожара зимой 1914 года).
Среди еще более мелких компаний стоит отметить фирму Яковлев П. Д. и «Лесснер», «Россия» Лейтнера и К°, «Дукс» Ю. А. Меллера и другие.
При всей прогрессивности идеи и использовании передовых технологий автомобили во всех странах мира имели одну особенность, серьезно снижавшую безопасность.
Поскольку машин на дорогах было мало и никто толком не заботился о систематике безопасного движения по дорогам этих самодвижущихся повозок на двигателях внутреннего сгорания и электричестве (да-да, уже в начале прошлого века электрокары были, и даже в первичный период они значительно превосходили по массовости своих чадящих и сложных в управлении железных коллег на ДВС: История электромобилей начала XX века), у машин тогда не было поворотников. Как минимум в привычном нам понимании.
Обратите внимание на фотографии машин тех лет, например, даже у массового Ford Model T поворотников не было предусмотрено, впрочем, как и на всех остальных автомобилях до конца 30-х в США и до конца 40-х – начала 50-х в странах Европы и в СССР.
Нет электрических поворотников!
Тогда намерение маневра водители показывали либо рукой, либо при помощи специальных подсвечивавшихся флажков, которые были встроены в двери, переднюю или среднюю стойки:
Только так автомобилисты могли предупреждать других участников движения о смене траектории.
Первые электрические поворотники в СССР, развитие: каким светом они моргали?
Первые электроповоротники на серийном автомобиле появились на Buick Roadmaster в 1939 году, после окончания Великой Отечественной войны; первым автомобилем в Советском Союзе стал правительственный лимузин ЗИС-110, на котором в те годы можно было прокатиться и обычным людям (автомобили поштучно отправляли в столичные таксопарки).
Но каким цветом моргали привычные нам оранжевые поворотники в те времена? Дело в том, что, согласно данным из Википедии, на первом автомобиле СССР с электрическими указателями поворотов они были сделаны «. по американской схеме, как на М-21 и на УАЗ-452 (лампы стоп-сигналов также служат и задними поворотниками)».
А это означает, что поворотники эти моргали белым светом, а точнее бело-лунным. Это также можно увидеть на других автомобилях тех лет. Взять легендарную ГАЗ М20 «Победа», обратите внимание, какой цвет у стекла поворотников в передней части автомобиля – оно прозрачное, а за ней белая лампочка:
На основе этих исторических данных можно сделать вывод о том, что и мигали поворотники не оранжевым, а бело-лунным светом, и это подтверждается современной хроникой с отреставрированной «Победой» в кадре (2.00 минута видео):
Обратите внимание, что частота моргания указателя также отличается от современной – она ниже, что делает указатель сигнала менее заметным в потоке.
США и Европа: какого цвета были поворотники на Западе?
То же самое происходило и в других странах с развитым автопроизводством. В США, как мы уже выяснили, поворотники также загорались белым светом, в Европе после Второй мировой войны еще долгое время массово выпускались машины с механическими флажками со светоотражателями, но появившиеся после 1945-го года первые поствоенные премиальные автомобили уже начали оборудоваться электрическими сигналами.
Как и когда поворотники на авто поменяли с белого на желтый?
Итак, мы выяснили, что световой сигнал привычного нам поворотника не всегда был оранжевый. Это сегодня согласно ГОСТ Р 41.50-99 (Правила ЕЭК ООН N 50) в России и большинстве стран мира единообразный цвет поворотников носит название «автожелтый», а в США – оранжевый или красный сзади. Когда-то все было по-другому.
Но когда все изменилось и поворотники стали именно желтыми/оранжевыми?
Опыт США и Европы, перенятый всем миром
США первыми в мире задумались, что с белыми поворотниками безопасность не возрастает. Их можно было элементарно не заметить на фоне включенных фар ночью или в сумерки. Тускло мигающая маленькая лампочка просто терялась в свете более мощных лобовых фонарей.
О больших преобразованиях задумались в начале 50-х годов. С середины 1950-х началась разработка нового стандарта, который не без проблем был принят в 1962-м и на следующий год начал повсеместно внедряться автокомпаниями. Сложно и не без дополнительных финансовых затрат, но процесс пошел.
Официальный переход на оранжевые огни указателей поворотов в Штатах произошел 23 марта 1963 года. По крайней мере, об этом свидетельствует газетная вырезка тех лет, о чем напечатало издание Eagle:
Интересно, что поиск нового цвета стеклянного рассеивателя не был прост. Им совместно занимались как эксперты из США, так и ведущие автопроизводители из Европы. Нужно было найти такой вариант, который не только хорошо привлекал бы внимание водителей, но также не слепил их, не отвлекал от дороги, а также не вводил в заблуждение.
К 1958 году был выбран оранжевый цвет. Но бюрократия и здесь взяла свое, поскольку в 25 штатах действовали законы, определяющие белый индикатор поворота, а автокомпании и производители запчастей наделали множество прозрачных стекляшек под поворотники. Потребовалось четыре года, пока не сложились все пазлы мозаики.
Если вы посмотрите рекламу автомобилей 1962 и последующего, 1963 года, вы можете увидеть изменения: вот брошюра Ford Fairlane 1962 года и буклет Checker Marathon 1963 года:
Вот так начались изменения, плодами которых мы пользуемся по сей день. Интересно, что, скорее всего, доработки пришлись по душе и самим водителям, некоторые из них, по всей видимости, немедленно занялись кастомайзингом, что и в те времена было незаконно.
Вырезка из периодики США тех лет:
«Полиция предупреждает, что любой человек, который устанавливает оранжевые лампы или линзы или кто использует спреи или краску для изменения сигналов поворота в оранжевый цвет, подлежит аресту. Лицо или коммерческая фирма, которая продает это незаконное оборудование или краску, также могут быть привлечены к уголовной ответственности. ».
Европа
В Европе процесс шел гораздо медленнее. Хотя бы потому, что страны Старого света были на порядок беднее Штатов. В Германии, Англии, Испании или Италии до 1970-80-х годов можно было встретить в потоке старые автомобили с еще механическими типами поворотников, те самые допотопные флажки, не говоря уже о белых указателях. Но каждая последующая модель автомобиля с 60-х годов также оборудовалась новыми типами электроповоротников – «автожелтого» цвета, поэтому со временем весь автомобильный поток в районе Елисейских полей, возле Колизея и на улицах Берлина озарился быстрым морганием желтых фонариков.
В нашей же стране, по всей видимости, переход на законодательном уровне на новый стандарт был официально закреплен ГОСТом «8769 – 69* «Приборы внешние световые автомобилей, тракторов, прицепов и других транспортных средств. Количество, расположение, цвет, видимость» (был введен 1 января 1970 года). В документе было записано, что:
Цвет передних и задних указателей поворота должен быть оранжевым. Для приборов, принятых к производству до введения в действие стандарта, допускается белый цвет для передних указателей поворота и красный – для задних.
*К сожалению в открытом доступе в полном виде данного документа нами найденно не было, лишь цитаты из него на одном из форумов gaz21.ru . Но стандарт в последующей доработанной и дополненной редакции можно увидеть в последующем ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости , пришедшем на замену ГОСТ 8769-69.
Таким образом, в Советском Союзе желтый цвет поворотников был закреплен с 70-х годов прошлого века. С этих пор все новые выпускавшиеся автомобили должны были оборудоваться желтыми указателями поворота.
Кадры из всем известного фильма 1962 года «Королева бензоколонки». Обратите внимание на ЛАЗ – 697 Турист: передние поворотники – белые.
История развития автомобиля.
Используя в разговоре привычные автомобильные термины – ДВС, «автомат», кондиционер, дисковые тормоза, ESP – мы даже не задумываемся об истории их возникновения.
Пожалуй, всем автомобилистам не помешало бы знать, когда и на каких автомобилях появились нововведения, которыми мы пользуемся каждый день.
ДВС или Двигатель внутреннего сгорания
Николаус Отто, построивший в 1878 году первый четырехтактный двигатель внутреннего сгорания (ДВС), несомненно дал большой толчок автомобилестроению. Однако не менее важным было и изобретение Карлом Бенцем в 1885 году автомобиля с ДВС. Интересно, что первый одноцилиндровый ДВС его «Моторвагена» развивал меньше одной лошадиной силы.
Фары, стартер и зажигание
Все эти совершенно привычные для современного автомобиля атрибуты появились больше века назад, в 1912 году, на одном и том же автомобиле – Cadillac Model 30 Self Starter. В его фарах стояли лампы уже с надежной вольфрамовой нитью.
Благодаря этой машине водители забыли об ацетилене и карбиде, о неэффективных лампах с угольной нитью накаливания и о «кривом стартере», использовавшемся для запуска двигателя раньше. Кроме того, есть мнение, что именно стартер «убил» зарождавшийся в то время рынок электромобилей.
24 декабря 1898 года Луи Рено принял вызов проехать на своем Voiturette вверх по крутой парижской улице Рю Лепик, что на Монмартре. Благодаря наличию коробки передач у него это получилось – и он тут же получил первые 12 заказов на свою «повозку».
Автоматическая коробка передач
Неудивительно, что «автомат» изобрели американцы, живущие в стране прямых, как стрела, хайвеев. Первыми счастливцами в 1939 году стали покупатели модели Oldsmobile Custom 8 Cruiser, серийно оснащенной четырехступенчатой трансмиссией HydraMatic с гидромуфтой.
Барабанные тормоза, независимая подвеска, несущий кузов
Как и в случае со стартером и фарами, все эти нововведения появились на одной машине, причем одновременно – это была Lancia Lambda.
На «Лямбде» впервые был использован несущий кузов, впервые применены барабанные тормоза на всех колесах, а также независимая подвеска передних колес. Всего было продано около 13 000 экземпляров Lancia Lambda.
В первой четверти XX века крутить «баранку» помогали только бицепсы – никаких усилителей предусмотрено не было. Позднее, в 30-х годах, появились сложные и шумные пневмосистемы, которые облегчали участь водителей, но особого комфорта не обеспечивали.
Лишь в 1951 году корпорация Chrysler приладила к своему огромному фешенебельному седану Chrysler Crown Imperial первый в мире гидроусилитель Hydraguide. В Европе ГУР впервые появился у французов, на модели Citroen DS 19 в 1954 году.
Тот же самый Citroen DS 19, но четырьмя годами позже, в 1958-м, стал «пионером» еще в одной области: автомобилей с дисковыми тормозами.
На этом список нововведений DS 19 не заканчивался: у него был передний привод, отличная аэродинамика, гидропневматическая подвеска всех колес и руль с единственной спицей. Неудивительно, что в первый же день продаж Citroen получил 12 000 заявок на новую модель.
Сначала роль «поворотников» выполняли специальные фонарики, потом механические указатели в виде стрелочек, указывающих направление движения, и лишь в 1925 году Эдгар Вальтц запатентовал современный и привычный всем «поворотник». Но появиться на серийных автомобилях ему было суждено только через 14 лет – после истечения срока патента. Первым автомобилем с указателями поворота стал Buick Roadmaster 1939 года.
Женский вклад в историю автомобильной безопасности – «дворники». Зимой 1903 года американка Мэри Андерсон, наблюдая за мучениями своего водителя в сильный снегопад (ему постоянно приходилось выбегать из машины и протирать стекло), не выдержала и придумала механический привод, который и запатентовала. В 1917 году «дворники» с электроприводом запатентовала еще одна женщина – Шарлотта Бриджвуд. Несколько лет ее изобретение пролежало на полке, пока в 1926 году его не присвоила себе фирма Bosch. В том же году электрические «щетки» появились одновременно на огромном количестве автомобилей разных марок.
Шведская компания Volvo едва ли не с момента своего появления уделяла огромное внимание безопасности своих автомобилей, совершенствую конструкцию кузова и систем безопасности, и проводя большое количество краш-тестов.
Несмотря на то, что ремни использовались человечеством в различных областях еще с конца позапрошлого века, именно Volvo принадлежит тот самый механизм, который сейчас спасает жизни многих людей при аварии – трехточечный ремень безопасности. Впервые это устройство появилось в 1959 году на автомобиле Volvo PV 544. До этого существовали простенькие двухточечные ремни, однако сравниться по эффективности со шведским изобретением они не могли.
Первый в мире автомобиль с кондиционером был представлен лишь в 1939 году на Автомобильной выставке в Чикаго. Это был Packard 12.
Стоимость опции составляла 274 доллара: в то время – более трети цены нового полноразмерного легкового автомобиля. Для включения кондиционера водитель должен был заглушить двигатель и вручную установить ремень на шкив компрессора. Помимо агрегатов, расположенных под капотом, сам «холодильник» занимал половину багажника и со своей задачей справлялся крайне неэффективно.
Первые навигационные приборы для автомобилей появились совсем недавно – около 30 лет назад. Новаторами стали японцы из фирмы Honda, предложив в качестве опции для своих моделей Accord и Vigor в 1981 году навигационную систему Electro Gyrocator, которая работала без GPS. И вообще без какой-либо привязке к спутникам.
Чтобы воспользоваться навигатором Honda, водителю нужно было взять специальную пластиковую карту местности и поместить курсор на место текущего положения, а дальше встроенный гироскоп определял направление перемещения автомобиля и его скорость, а «навигация» вычерчивала маршрут. Сложно. И очень дорого для того времени – четверть цены того же Аккорда.
Первая же встроенная навигация для автомобиля с GPS появилась в 1995 году на автомобиле Oldsmobile 88.
В 1967 году изобретатель из США Аллен Брид придумал шариковый сенсор для определения столкновения автомобиля, который стал ключевым элементом новой системы безопасности – надувных подушек.
Впервые она появилась на опытной партии автомобилей Ford Taunus в 1971 году. Первым же серийным автомобилем с подушками безопасности годом позже стало купе Oldsmobile Toronado. Но широкое распространение «подушки» получили только в середине 80-х годов.
Система стабилизации EPS
Компания Bosch с начала 90-х готов пыталась заставить электронику исправлять ошибки водителя. Работы над созданием системы стабилизации (или системы курсовой устойчивости) привели к тому, что в 1995 году ESP впервые появилась на серийном автомобиле, которым стал самый шикарный седан из Штутгарта – Mercedes-Benz S 600 в монументальном кузове W140.
Антиблокировочная система ABS
Первые попытки внедрения антиблокировочной системы на автомобилях были предприняты еще в 50-х годах, когда она уже активно использовалась как на железных дорогах, так и в авиации. Но первый автомобиль с АБС появился только в 1966 году – им стало британское полноприводное купе Jensen FF, которое стоило сумасшедших денег и в итоге разошлось по миру смехотворным тиражом в 320 штук.
Поворотники? Не, не слышал!
Читать до конца, кто не хочет, вопрос в самом низу!
На заре автомобилизма еще не было ни указателей поворотников, ни стоп сигналов ни прочих обозновательных знаков, т.к. машин было мало и в принципе некому нечего было показывать, но количество автомобилей росло и вскоре появились первые знаки, которые стали подавать водители тем, кто ехал сзади. Так как рули первоначально были справа, то правый поворот показывался правой рукой, которую надо было держать параллельно дороге, поворот налево показывала таже рука согнутая в локте, ну а торможение показывала та же самая правая рука, которую держали параллельно дороге, но махая ею вверх-вниз, показывая типа снижай скорость. Но что делать если солнце слепит и рук не видно?
В 1907 году Перси Дуглас-Гамильтон подала заявку на патент, который вступил в силу в 1909 году. Суть патента был в том, что бы водители держали в руках фонарики, для указания своих манёвров, мало кто применил эту фигню.
В 1914 году звезда немого кино Флоренс Лоуренс, которая была заядлой автомобилисткой придумывает механизм механических указателей поворотников — нажимаешь на кнопку на панели приборов и у тебя на заднем бампере указывает механический указатель куда хочешь повернуть. Кстати эта же актриса придумала стоп-сигнал, а мать актрисы — Шарлотта Бриджвуд запатентовала первые дворники на машине в 1917 году! Знайте, женщины тоже двигали автомобильным прогрессом!
«Современный» поворотник появился в 1925 году,
его запатентовал Эдгар Вальтц младший. Он попытался продать его автопроизводителям, но они не заинтересовались, но по истечению 14ти лет, когда патент кончился, он появился на машинах (хитрые просто бабки платить не хотели). Кроме этой разработки была еще одна интересная задумка, в 1929 году Оскар Симлер придумал установить на машине табло, в котором загорались огни, если водитель собирался совершить какое-либо действие, т.е. прародитель современной фары.
Ну это было в Штатах, а в Европе уже с начала века использовались так называемые «траффикаторы», которые пришли в автомобильную сферу из железнодорожной, на кузове автомобиля вручную или при помощи вакуума врубались указатели поворота.
В 1908 году итальянец Альфредо Баракини провёл проводку и подсоединил лампочку, таким образом появились электрически освещаемые указатели поворотов.
В 1918 году траффикаторами стало возможно управлять при помощи электричества, это разработала бостонская фирма Нэйллик Мотор Сигнал Компани. Траффикаторы использовались на европейских машинах до 1950х годов, когда правила ужесточились и стало обязательное использование мигающих поворотников.
Первый мигающий поворотник серийно стали ставить в 1939 году на Бьюйк, т.е. тогда когда кончился патент, в задней части автомобиля начинал моргать сигнал поворотника, который можно было задействовать с рулевой колонки, система называлась «Flash-Way Directional Signal»!
Кстати указатель поворота еще и шумел, что бы водитель не забыл выключить их после манёвра.
В 1940 году появились указатели поворотников и на передних крыльях, а так же они стали базовым на всех машинах марок Buick, Cadillac, LaSalle, и Hudson модели Country Club.
Но их можно было заказать Chevrolet, Oldsmobile, и Pontiac, опция стоила 8 баксов, на Хадсоны и Паккарды уже все 10 баксов.
После Второй мировой указатели поворотов стали устанавливать с левой стороны рулевой колонки и стали обычным явлением. Некоторые фирмы стали продавать комплекты, для установки их на автомобили у которых не было такой опции.
Сегодня поворотник это базовое оборудование автомобиля. Но вот вопрос, люди тогда имели годовой доход в среднем в 4000 долларов в год и платили 10 баксов за них. Мы же сегодня покупает автомобиль уже с поворотниками, так почему мы не пользуемся этим детищем прогресса?
И во-вторых почему мы должны мы должны себя чувствовать как участник «Битвы экстрасенсов» и предвидеть куда будет двигаться впереди идущий автомобиль, неужели трудно подать сигнал о желаемом манёвре? Или лампочки жалеем?