На какой машине можно проехать на рыбачий
Военные дороги полуостровов Средний и Рыбачий. Посмотрел, возможно ли по ним проехать
Когда возвращаешься из очередного автопутешествия, то очень частый вопрос задают про дороги: на сколько они плохие или хорошие и проедет ли «девятка», особенно это важно для автолюбителей, поэтому решил посвятить отдельный пост дорогам полуостровов Средний и Рыбачий, сделав небольшую фотоподборку, чтобы вы понимали, с чем придется столкнуться.
Это примерные маршруты, по которым нам удалось проехать на стоковых пикапах Volkswagen Amarok, на одном диски R18, на втором R20, оба на шоссейной резине. За красивые диски и резину боялись больше всего, т.к. на всех дорогах были большие ямы и лежали острые камни, но все обошлось. При этом нужно понимать, что дороги эти строились для военных и военной техники и не ремонтировались не один десяток лет.
При съезде с трассы «Кола» на КПП «Титовка» асфальт заканчивается
Можете посмотреть и сфотографировать баннер с картой дорог и основными достопримечательностями этих мест. Мы проехали полуостров Средний по кругу и западную часть Рыбачьего. Для проезда по восточной части необходимы машины повыше и попроходимей, там проезжали наши друзья на джипах с 35-ми колесами.
Ям много, ехать приходится медленно, чтобы не пробиться
Дорога с материка до полуострова Средний одна, ошибиться невозможно
Средние 30-40 км в час, чтобы поберечь машины, чрезвычайно выматывают и укачивают
При этом на встречу как-то пролетел убитый в хлам Жигуль, который даже не думал приостанавливаться на лужах и ямах.
Каменные триалы перевала Муста-Тунтури
На среднем фоне уже виден Средний, а на дальше Рыбачий
Кстати, почти на всех перекрестках стоят указатели, поэтому потеряться, промахнуться и уехать не туда очень сложно.
На этом кпп въезжаем на полуостров Средний
Сначала в сторону Рыбачьего едем по восточной стороне, тут можно проехать на чем угодно
А обратно уже ехали по западной. Тут я бы на легковушке не рекомендовал ехать
Тем более на пути встретили реку, мост через которую давно сгнил и обвалился
Чтобы случайно не утопить Амароки, которые были без шноркелей, один из наших товарищей надел забродник и провел нас
Но было реально немного страшновато
Дальше дорога практически по побережью
И вот уже видно материк и перевал Муста-Тунтури
Теперь Рыбачий, дорога на восток от перешейка в сторону залива Большое озерко
А дальше поехали на самый северный мыс Европейской части России — Немецкий
Камни, лужи, ничего нового
Проезжая по берегу, лучше не приближаться близко к воде, особенно во время приливов
А вот уже и почти на Немецком
Потом поехали от Немецкого на Кекурский
И с Кекурского на мыс Скоробеевский. Где находится заброшенный военный городок.
С мыса Скоробеевский можно вернуться обратно на Средний по той же дороге, либо поехать более короткой дорогой почти через центр Рыбачьего, там дорога будет намного хуже и лучше на легковушке не соваться. Во время ливней и большой воды тоже стоит подумать, ехать ли через тот или иной брод или нет.
Надеюсь, этот пост дал представления о дорогах Среднего и Рыбачьего. До основных мест можно доехать и на обычной легковушке. А впереди еще много постов про эти красивейшие места.
О моих актуальный поездках и путешествиях можете узнать из моего инстаграма
Путеводитель по Кольскому (итоги за 5 лет поездок). Часть 6. Заключительная. Полуостров Рыбачий
Сам не люблю длинных мыльных сериалов, но итогов за 5 лет накопилось много, поэтому уложился только в шесть частей.
Итак, знаменитый полуостров Рыбачий.
Попасть на него можно двумя путями: по восточной (легкой) и ужасно разбитой дороге Среднего или по более живописной западной, о которой писал в предыдущей части. Обе дороги сходятся на перешейке неподалеку от Большое Озерко.
Одно из самых посещаемых мест на Рыбачьем – мыс Немецкий. Как-никак самая северная точка европейской части России, да к тому же до нее на машине можно добраться.
Дорог к нему ведет несколько. В принципе, особых сложностей не возникает.
Мы на Немецкий ездили все время одним путем – вдоль берега.
Итак, с перешейка поворачиваем налево и можно некоторое время практически лететь почти 60 км/час. Будет несколько стремных мостиков и их объездов.
На развилке (Широта 69°51′46″N (69.862802) Долгота 31°58′52″E (31.981133)) берем левее и выезжаем на самый берег.
Если взять правее, то можно доехать до Скорбеевки, а оттуда на мыс Кекурский и на Немецкий. Качество дороги до Скорбеевки не знаю, не ездил. В эти места попадали после Немецкого.
Еще немного до брода через ручей Червяной
Широта 69°53′28″N (69.891018)
Долгота 31°57′45″E (31.962495)
Говорят, что он глубокий. Выше колеса Х-Трейла ни разу не было. Но я бы не советовал лезть без разведки – под водой могут попасться крупные камни.
Этот брод можно объехать, если за 500 м ранее принять правее, тогда Червяной пересекаем здесь
Широта 69°53′33″N (69.892436)
Долгота 31°58′16″E (31.971035)
Мы там тоже не ездили.
Вот видео самой глубокой воды через брод
Далее на Вайда-Губу (мыс Немецкий) много полевых дорог. Какой ехать не помню. Сам каждый раз блуждал. То в воинскую часть упрусь, то еще куда… Короче, держитесь курса на маяк. Шарообразные антенны объезжаем справа. Там найдете.
Мыс Немецкий
Широта 69°57′5″N (69.951336)
Долгота 31°56′41″E (31.944772)
Поездка на полуостров Средний и Рыбачий 2018 год часть 1
В состав экспедиции вошли следующие автомобили:
1) SY Kyron 2008 год, пробег 201000 км, резина 235\85 R16 Ёлка G-012 (Почти 32 однако!), минимальный лифт — перед Rexton, зад — УАЗ патриот и аммы 444083. Течь верхнего сальника рулевой рейки, гремящий выжимной сцепления, течь масла сколокола (Возможно задний сальник коленвала.)
2) TLC-100 2007 года пробег 240000 км. Техническое состояние — это же TLC, чё ем убудет то. Резина штатный размер Ёлка G-015.
3) MPS 2016 года, резина штатная, пробег 60000 км.
4) SY NewActyon — пробег 160000 км, лифт просевшего стока на 3 см. (По сути возврат к заводским параметрам)
5) «Брелок» — Sandero Stepway 2017 года. (Не планировался, присоединился на месте, люди отдыхали в Карелии.)
В связи с тем, что в OZI была снята галка — записывать треки, реальных треков передвижения нет. Всё что представлено в отчёте нарисовано на яндекс картах по памяти, но не думаю, что есть особо сильные погрешности.
Заправка в Мурманске до полного бака, резерв в багажник 20 литров и выезд в строну старой Титовки. Ошибиться здесь нельзя, дорога одна и очень хорошая. Погранпост, где грустный погранец спросил уставшим голосом — «Вы на Рыбачий? Да. Документы у всех есть? Да. Проезжайте». При желании можно в Титовке сделать последние закупки, но всё достаточно дорого, лучше везти с собой. Далее дорога сразу портится и начинается тряска, но едут все уверенно и задорно. Ближе к перевалу начинаются достаточно крутые подъёмы, на понижайке всё это проезжается на холостых оборотах. Здесь Сандеро приходилось в
определённых местах даже шлифовать, New Actyon едет достаточно легко (Помогает AWD). Необходимо сказать, что местные ездят здесь на микроавтобусах и Вазах всех моделей. )
После перевала начинается самая «плохая» дорога, нескончаемая череда ям, быстро идти нельзя, медленно — машина раскачивается. Весь этот ужас идёт вдоль всей губы Большая Мотка и бух. Озерко. Дорога крайне утомительная и нудная. Учитывая, что мы выехали поздновато из Мурманска вставать на ночёвку решили в
районе бухты Озерко. Прошли примерно 40 км, за 3 часа. Можно было быстрее но берегли наш «Брелок». На стоянке я был поражен обилием мусора — пивные банки, ящики и прочее лежало повсюду. ((( И кажется мне, что это всё это явно оставляют местные 51 номера, но не верю я, что такой срач разводят приезжающие издалека машины. Весь наш мусор я сжигал до конца, потом маленькая ямка и всё! Люди неужели это так сложно?!
Маршрут первого дня и место остановки на ночёвку
На следующее утро выдвинулись в сторону мыса Немецкого — на маяк. Дорога после той, что была у бухты Озёрко — показалась просто автобаном. Всё проезжается без особых проблем, есть глубокие лужи, где мы «Утопили» Паджерик, как оказалось на сравнительно новой машине, уплотнители дверей абсолютно не держат воду. Первый в эту лужу заехал я на Kyron и абсолютно спокойно её проехал. По выезду вытекла вода из дверей, но в салон не попало ни капли. Далее поехал MPS и мало того, что забуксовал в середине луже, так поспешно выехал назад — итогом промокший пол, вода в коврах и недовольство хозяина авто. Более MPS в лужи не лез. )))
К слову сказать в этом месте есть аж 3 варианта объезда:
1) Лайт — сухо и хорошо, там поехали сандерик да и вообще все после того как посмотрели на MPS.
2) Мидл — лужа поменьше, по ней проехала Toyota Sequoia. (Которая встретилась нам навстречу)
3) Хард — там куда залез я.
Встретили группу пеших туристов, которые увлеченно что-то ели на обочинах дороги. Остановились и поинтересовались. (Мне сначала показалось, что они едят красную ягоду, ту, что не брусника, поэтому я хотел узнать есть ли уже трупы в группе и насколько им всем плохо). Оказалось что едят они чернику, а растёт она на крайне маленьких кустиках по обочинами дороги. Немного успокоившись и убедившись в умственной полноценности туристов — двинулись дальше. Проехали береговую линию и вдоволь покатались по песку,
фото с брызгами в общем всё как у всех.
Ближе к маяку упираемся в табличку проезд запрещён, но забора нет, а дорога левее есть. Едем дальше прям к маяку. Делаем фото, гуляем по берегу.
Места очень красивые, особенно гряда скал уходящих в море.
Собираем всякое барахло на берегу — ракушки, клешни крабов и прочее. Опять же не могу не отметить огромное кол-во мусора на берегу и на береговой линии, остатки машин, лодок и прочее прочее. (
Промежуточная цель достигнута и да, я могу подтвердить, что до маяка доедет почти любой недопривод и уж тем более кроссовер. Необходимо лишь желание хозяина и немного (много) авантюризма.
После маяка по береговой линии поехали на мыс Кекурский, дорога проходит мимо губы Вайда, опять же много объездов и различных срезок. Видели выброшенный корабль на берег, но идти до него было лень. Дорога ничем не запомнилась и сложностей не представляет. Встали но ночёвку рядом с озером, место было выбрано не сильно удачное, достаточно ветрено. Зато всё компенсируется видом на море и красивым озером. )
Маршрут второго дня и место остановки на ночёвку
Разведка зимнего маршрута на полуостров Рыбачий
Как я уже писал ранее, после Нового года Немодный клуб в компании мотопутешественников Саши Варда собирается прокатиться на Рыбачий, потренироваться перед совместной поездкой в Норильск. Наш соклубник, Женя «Кимыч» решил совершить пробный заезд по предстоящему маршруту. И вот представляю вашему вниманию его отчёт.
Повествование от лица ведет известный в определённых кругах джипер — «Кимыч», он же Евгений Смирнов.
Часть 1-я.
Дорога к перевалу Муста-Тунтури.
Идея проехаться зимой на Средний и Рыбачий посещала меня не один раз. Начиная с 2009 года, когда я первый раз побывал на Рыбачем и Среднем, каждый год она будоражла голову всё сильнее и сильнее!
Первый раз эта попытка была сделана в ноябре 2010 года. Попутчиков тогда не нашлось, и мне пришлось взять своих детей. В целом поездка была удачной, но авантюрной и на грани риска.
И вот наконец-то свершилось! На работе все дела закончились (кризис в стране и санкции), наступила зима, и появилась финансовая возможность осуществить задуманную мечту. Осознавая, что всё может кончиться плохо, мои дети были вычеркнуты из списка возможных членов экспедиции. Начались поиски напарника. И, о чудо, он (напарник) нашёлся. Им стал всем известный «Дроныч»- он же Андрей Хорьков. После короткой переписки по WhatsApp и уговоров его супруги, положительный ответ был получен. И вот намечены сроки экспедиции, и началась подготовка! Выбор машины пал на TLC-100, т.к. на ней я уже посещал крайний север не один раз. Подготовка и сборы прошли не заметно.
Уложив все свои вещи, я обнаружил, что снаряжению Дроныча места в машине нет вообще! В итоге, поиграв в «тетрис» со шмурдяком, место всё же было найдено.
Прощание с Москвой, с семьёй и т.д., и вот я уже еду к своему Питерскому другу. Встреча в Питере была тёплой и дружелюбной, отъезд совпал с днём рождения жены Дроныча — Нади. Нагнав страху на своих друзей рассказами о перевале Муста-Тунтури зимой, я чуть не лишился своего напарника! Но уговоры и цветы его супруге сделали своё дело! Так как о результатах экспедиции мы с Андреем не знали, решено было назвать нашу экспедицию «Надежда».
И вот утро понедельника 7 декабря. УРА! Мы наконец- то выехали из Санкт-Петербурга, правда, в час дня и с больными головами.
Так что пришлось часто меняться за рулём первую часть пути. Перегон до Мурманска было решено сделать без остановок. Дорога, всем нам известная, как свои пять пальцев, к тому же сухая и почти свободная. Продвигаясь всё дальше на север, у нас больше и больше поднималась настроение – свершилось, мы наконец-то вырвались из матрицы, Питерской и Московской.
В районе Гирваса начал появляться первый снег на обочине и температура опустилась ниже нуля. На дороге появилась «каша» и … произошло то, чего вообще не ожидали — перестал работать омыватель лобового стекла (казалось мелочь, но эта мелочь очень мешала обгонять поток автомобилей).
Проехав Лоухи (1049 км от Питера) мы по традиции остановились у стелы «Полярный круг». Снега было по … пояс и мы решили устроить фотосессию на обратном пути (чего так и не сделали, поэтому фотка только такая).
В районе Мончегорска на нас обрушился сильный снегопад с ветром, но Мурманск был уже близок и мы на ощупь, как ёжики в тумане, продвигались к финишу.
Мурманск, в 7 утра встретил нас полярной ночью и ценами на ДТ в 40 рублей. Мы остановились в гостинице «69 параллель».
Оформляя документы у нас поинтересовались не сирийцы ли мы (оказывается, через Мурманск в Норвегию бегут беженцы), но мы при ближайшем рассмотрении оказались русскими
и дёрнув по стопочке-другой водочки, легли спать.
Проснувшись в 13 часов и пообедав, мы увидели, что день в Мурманске уже заканчивается.
Позвонив своим друзьям в городе и обозначив место, где нас, если что искать, мы выдвинулись в Титовку. Дорога до Титовки оказалась как каток, местные летают по ней как шары в боулинге, но мы за безопасную езду и со скоростью 60-70 км в час степенно доехали до поста пограничников.
Перед перевалом решили заехать в Титовку и заранее договориться с каким-нибудь трактористом на тягаче о помощи нам, если застрянем в снегу. Но ничего похожего, что сможет помочь, мы не нашли и выдвинулись к перевалу Муста-Тунтури.
Начав движение к «пьяному ручью», обнаружили вполне проходимую дорогу.
По ней совсем не давно проезжал военный КамАЗ, и мы без особого труда, проехав ларек с курицей гриль,
добрались до беседки у подножья перевала.
По дороге мы встретили «шишигу» (ГАЗ-66) и спросили у ребят в машине пройдем ли мы перевал. Те, посмотрев на нас и на нашу машину, они ответили «НЕТ!». На вопрос «а с лебедкой?» мы получили толи утвердительный, толи отрицательный кивок головой. Для себя же решили, что он был утвердительный, да и отступать было не куда, позади Москва, Питер и Мурманск! Выполнив ритуал задабривания духов у беседки и, достав шаклы, удлинители и рывковые тросы, в 18 часов, мы ступили на перевал.
Часть 2-я.
Перевал Муста-Тунтури — мыс Немецкий
Длина перевала по данным Юры «Старосты» (он был наш координатор и компьютерный мозг) составляла 15 км.
Первые 1,5 км в гору дались нам очень легко, снега было всего лишь по ступицу колес (35-й геолендер),
но впереди замаячили переметы! И уже на первом, попробовав взять его ходом, мы сели на защиту и как черепашки стали крутить колесами в воздухе. Опытный штурман – пилот Дроныч, схватив трос лебедки и рывковый трос, устремился вдоль к одиноко лежащему большому камню.
Минут через 5-7 первый перемет был пройден. И тут на нас опустилось понимание сложности пути! Но как в песне поется « А посуда вперед и вперед». Мы ринулись в бой со снегом.
Следующий перемет был затяжной и более снежный, поэтому, взяв лопату, мой штурман превратился в простого таджикско – узбекского дворника и начал копать. Посмотрев из машины на эту чудо технику, мне ничего не оставалось, как примкнуть к нему с лопатой – мы же КОМАНДА! Прокопав метров 30-40, было решено попробовать проехать перемет. Пройдя расчищенный участок, машинка опять встала как вкопанная.
Вспомнив рассказ ребят с Драйва 2 о том, что они слегка лебедились за вешки в бочках, мы решили попробовать чуть сдернуть авто с помощью бочки. Наивные…
И даже не пытайтесь! Бочка была успешно вывернута из мерзлого грунта, а машина стояла все на том же месте как памятник! Размотав удлинители, мы нашли подходящий камень в метрах 70-80 от нас. Преодолев очередной перемет, мы решили изменить тактику продвижения. Начали пробовать двигаться накатом (благо опыт не пропьешь). И свершилось почти чудо. Таким способом нам удалось пройти еще около 1 км.
Длина пройденного пути по перевалу приближалась к 3,5 км. И вот, опять или снова появились длинные переметы… И тут в наших головах (в моей точно) закралась тень сомнения – а стоит ли биться ночью, в темноте? А может подождать утра! Но взглянув друг другу в уставшие глаза, мы твердо решили – МЫ ЖЕ НЕ ТРЯПКИ, МЫ КОМАНДА! И двинулись вперёд с утроенной силой. Надо отдать должное небесной канцелярии, или мы слишком хорошо задобрили духов, или на небе правильно встали звезды. Температура не опускалась ниже 4 градусов, ветер был слабенький, а видимость отличная. Продвигаясь все выше и выше, мы даже не заметили как достигли вершины перевала ( пройдено 5,7 км от беседки).
Это была первая наша радость за этот день! Дальше проще, дальше спуск подумали мы и жестоко ошиблись! Колесные диски забились снегом, и он превратился в лед, и уже на первом спуске тормозов не было «ВАЩЕ».
Опасность спуска заключалось в том, что пробивая перемет ходом нужно было вовремя остановить машинку, чтобы не улететь с обрыва. Таким способом, с помощью какой-то матери, стиснув зубы и взяв по крепче руль, мы доехали до конца перевала.
Первый и самый непонятный этап был пройден! ПЕРЕВАЛ ВЗЯТ! УРА! Сфотографировавшись у памятника в конце перевала, мы двинулись вперед. Было решено дойти до бывшей базы геологов на Рыбачьем и там заночевать.
Снега на Среднем было очень мало, что вполне позволило бы ездить по нему даже на пузотерке. Проехав 10-15 км, мы начали искать своротку на Рыбачий, но … Не нашли! Представляете, мы, два не молодых джипера, у которых за плечами не одно выигранное соревнование по линейному ориентированию, не смогли в темноте сразу найти этот поворот!
Позор нам на наши светлые головы, даже два навигатора не поставили нас на путь истинный! Мы начали, как слепые котята, тыкаться во все съездки и своротки!
Окончательно уставши и потратив целый час на это, мы твердо решили включить голову и мозг, который был затуманен победой над перевалом.
И… результат не заставил себя долго ждать.
Вот оно, то что осталось от базы геологов (это утренний снимок), которая не один раз выручала меня и моих друзей своей гостиницей в вагончиках, столовой, с красивой поварихой Жанной и, конечно же, ремонтной мастерской в ангаре.
На Рыбачем был очень сильный ветер, и нами было решено разгрузить свой шмурдяк из машины на ночь в ангар. Там же мы накрыли праздничный стол с ужином.
Выпив бутылочку (одну) беленькой и пообщавшись по спутниковому телефону с друзьями и родными, мы легли спать в машине, предварительно положив под голову мягких и приятных бегемотиков. Утро было ранним, в 10 часов мы позавтракав, собрались и выехали ко второй и главной цели нашей экспедиции — мысу Немецкий. По нашему плану мы хотели засветло дойти до него и вернуться на базу геологов.
Дорога оказалась почти такой же бесснежной, как на Среднем. По расчетам Юры-Старосты нам надо было пройти 15-18 км до Немецкого.
Через 3 км нашего пути мы увидели следы… Медведь – шатун, подумали мы и закрыли все двери в машине на ЦЗ. Как потом оказалось у страха глаза велики, медведь-шатун был большим северным оленем!
Через 10 минут мы увидели КамАЗ с мужиками, разбирающими мост. Подъехав к ним, мы задали резонный вопрос: «Пройдем до Немецкого?!». Посмотрев на колеса, на наши лица (рожи), нам положительно кивнули.
Мы, отблагодарив служивого гостинцем из винно-водочного магазина, поехали дальше. И через 5 минут были по уши довольные у конечной точки нашего маршрута – мыса Немецкий. Ребята, УРА! Сбылась мечта двух идиотов, мы на Немецком!
Есть только одно но, мы забыли шампанское. Но мы не растерялись и с лихвой заменили его водкой и икрой.
Опять, позвонив друзьям и родственникам, мы устроили фото фиксацию взятой точки.
Отметившись, мы двинулись в обратный путь. Стало темнеть, поднялся ветер, время 13-30.
Часть 3-я.
Мыс Немецкий – Мурманск – Санкт-Петербург
И тут чуть не случился конфуз … С радости и на большом ходу, я в повороте на льду едва не сделал «уши». Остановившись и придя в себя, мы осторожно продолжили движение.
Так как дорога была известна, и цель достигнута, мы приняли решение двигаться к перевалу и дальше в Мурманск.
Подъезжая к началу перевала, мы увидели свет в строящемся деревянном домике, который недавно появился у подножья. Внутри активно работали люди. Остановившись, мы спросили, что это будет? Получили интересный ответ – «Рыбачий и Средний хотят сделать природным парком, и видимо могут сделать платный въезд!»
Похоже, 2015 год был последним, когда на Рыбачий и Средний можно было попасть бесплатно.
Пропустив снегоход с перевала, мы двинулись в обратный путь. Дорога назад была накатана как грейдер. По пути, останавливаясь, мы устраивали фотосессии засадных мест. Чуть отойдя от дороги сразу проваливаешься весьма глубоко в снег.
По времени туда мы прошли перевал за 3,5-4 часа, обратно – за час. Где то в середине перевала пошел сильный снег и начался ветер.
Пройдя перевал и доехав до Титовки, мы накачали колеса и взяли контакты директора базы отдыха прямо в Титовке.
Дорога до Мурманска от Титовки была сущий ад.
Пошел сильный снег, гололед и извилистая дорога показалась нам намного тяжелее, чем обратная дорога через перевал.
Через 2,5 часа мы уже были счастливые и довольные в номере в «69 параллели».
Выпив одну бутылку водки, мы решили подышать свежим воздухом и попутно взять еще одну бутылку. И вот, заходя в гостиницу, местные приняли нас за «ментов» (видимо короткие прически и наглые довольные рожи). Но это нам не помешало праздновать нашу победу дальше.
Встав с утра, мы занялись ремонтом машины, которая выглядела как большой сугроб.
Благодаря умелым ручкам Дроныча и его светлой голове, омыватель был отремонтирован. Погода на улице становилась все хуже и хуже! Снег не переставал идти уже сутки.
Последней целью нашего путешествия было посещение атомного ледокола «Ленин». В 14 часов в составе немногочисленной группы мы совершили экскурсию по кораблю. Очень впечатляет!
Сухие цифры:
— бюджет экспедиции: 50 000-60 000 р
— солярки сожгли: 600-650 л
— длительность: 5 дней
— пробег: около 3000 км
— выпито водки на двоих: 3л (очень мало)
Еще раз хотим сказать всем спасибо!
И до новых встреч на просторах нашей необъятной страны!
Дополнение от топикстартера.
Тут народ в комментах по поводу водки негодует, я поясню.
У нас только так и никак иначе: