На машине к северному ледовитому океану
Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 1.
Еще в детстве у меня появилось такое хобби — изучать границы зоны проживания. Я садился в автобус и ехал до конечной остановки, которая была в отдаленном микрорайоне или за территорией города. Смотрел, что там есть, и ехал обратно. В следующий раз ехал в другую сторону, и так далее. Позже, находясь в длительных командировках в разных городах России, я выделял время на изучение и этих городов, ездил в окрестности города по всем направлениям, где есть дороги. Мне просто это было интересно — выйти за рамки знакомой местности. В 2013 году я переехал в Московскую область. Здесь, мне казалось, был предел моих мечтаний, и огромных просторов Подмосковья хватит для изучения на всю жизнь. Но так получилось, что благодаря работе за 4 года побывал во всех направлениях ближайшего Подмосковья. Однако душа не собиралась на этом останавливаться. И была поставлена очередная цель, где «краем земли» считаются границы всей России! Так родилась идея добраться до крайних точек нашей страны (запад, север и юг).
На запад, в Псков, поехал на машине, найдя попутчиков на bla-bla-car. На север, в Мурманск, поехал на машине с друзьями. На юг, к Эльбрусу, полетели на самолете всей семьей. Сегодня я хочу рассказать вам о незабываемом путешествии к Северному Ледовитому океану. Каждый из вас при желании может его повторить. Для этого не нужно много ресурсов, нужны решимость и единомышленники.
Итак, немного цифр. 3 человека, 11 дней и 5990 км пробега.
Подготовка к путешествию началась за 2–3 месяца. Решили ехать во второй половине июня (т. к. отпуск другу был выделен только в это время). Маршрут специально был задуман так, чтобы не возвращаться по той же дороге, а ехать другим путем:
Москва — В.Новгород — Питер — Выборг — Петрозаводск — Кировск — Мурманск — Териберка — Соловки — Медвежьегорск — Череповец — Вологда — Ярославль — Москва.
Жилье (максимально бюджетное) было забронировано заранее на букинге.
Программа осмотра достопримечательностей тоже заранее подготовлена и примерно распланирована по времени. Необходимые инструменты для машины в дорогу (запаска, трос, компрессор, лопата, ключи, масло, рем.комплект, аптечка, светоотражающий жилет, аварийный знак, стеклоомывайка от мух и пр.) собраны. Накануне отъезда собрались у меня с вещами, в 5 утра подъем и выезд. Очень волнительный момент, но очень захватывающий.
День 1. Москва-Питер.
Ну, понеслась! Встали в 5 утра, отнесли все вещи в машину, упаковали багажник, проверили документы, деньги, зарядки… Поехали!
Из Москвы в будний день и в субботу лучше выезжать до 6 утра, знаю по своему опыту. Пробок в 5.30 не было, выехали на Питерскую трассу и вперед. По плану: без остановок добраться до Новгорода. Там прогуляться по городу, размяться, и до 16.00 выехать дальше. На деле план перевыполнен. В Новгороде мы оказались уже около 13–14 дня.
Не глядя на часы погуляли по кремлю, мосту через реку Волхов, прошлись по набережной и по парку. Город достаточно большой, крупный транспортный узел.
Это один из наиболее древних, богатых, защищенных и славных городов на Руси, второй по значимости после Киева центр Киевской Руси, центр зарождения российской государственности.
Город возник на пересечении исторических водных путей: «Из варяг в греки» и Волжского. И сегодня это крупный промышленный, экономический и туристический центр России.
Примерно через час мы уже собрались ехать дальше. Следующая остановка — крепость «Орешек» в Шлиссельбурге. Наиболее удобное место для подъезда на машине и осмотра крепости — пос. им. Морозова, съезд на него из Питера не доезжая Невы и Шлиссельбурга, далее в сторону д. Шереметьевка по ул. Скворцова до воды. Там есть причал, с которого хорошо видна крепость. Пробовали мы и через сам Шлиссельбург подъехать (с противоположной стороны). Но там деревья, ров и ЛЭП мешают сделать нормальные фото.
На данный момент она не обустроена для массового посещения туристов. Говорят, что иногда туда ходят паромы, но мы их не видели. Однако «для галочки» сойдет, место интересное, берег Ладожского озера, да и сама крепость выглядит внушительно. Этого нам было достаточно, и мы поехали в Питер, надо заселиться и успеть погулять по городу.
В Питере вечером час-пик, другого никто и не ждал. Я бывал раньше здесь несколько раз, жил пару месяцев, и всегда хотел проехать на машине по Невскому проспекту. Наконец, моя мечта сбылась.
Около получаса я ехал не торопясь по главной улице Северной столицы, наслаждаясь моментом и ностальгируя.
Площадь Восстания, Аничков мост через Фонтанку, Гостиный двор, Казанский собор, река Мойка, Александровский сад, Дворцовая площадь…
Зимний Дворец, стрелка Васильевского острова, Ростральные колонны, строящийся стадион «Петровский»…
Так незаметно мы подъехали к нашему ночлегу на Васильевском острове. Заселились, сходили в пиццерию, погуляли в центре среди толпы таких же туристов, и около 21 вернулись в гостиницу. Первый день был насыщенным, немного устали. Но завтра опять рано вставать, надо многое успеть, чтобы не остаться без ночлега, потому что завтра мы выезжаем из «цивилизации» в «дикие места»…
Так прошел первый день нашего безумного путешествия на север. Сегодня проезжали в основном знакомые места, близкие к дому. О них нет смысла много говорить. Начиная с завтрашнего дня нас ждали незнакомые нам места; места, до которых еще не известно когда мы сможем добраться (а может, вообще никогда больше не получится здесь побывать); дикая природа во всей своей красе, каньон, глухие леса, водопады, речные пороги и озера… Это Карелия!
Из Санкт-Петербурга к Северному Ледовитому океану на машине
Сейчас будет оксюморон. Готовы? Мы подустали от жары в Санкт-Петербурге. Дауншифтить в Тай не хотелось, отели все включено приелись, на исследование новых стран было слишком мало времени, а ехать на переполненный юг России так себе идея.
Что-то мы все по заграницам, да на юг. Многие даже не рассматривают маршруты вверх по карте. И как оказалось зря. Я вам расскажу об одном таком направлении. Только теплую одежду с собой возьмите.
В конце июля 2019 года мы закинули палатку и спальники в машину, закупились консервами, фруктам и овощами, сели в машину и поехали. За 8 дней мы проехали 4500 км, увидели горы, океаны, водопады и даже довольно старенький вулкан, возрастом каких-то 2 млрд лет.
Потратили за путешествие на двоих — 33500 рублей (из них обязательных только 24800 рублей)
Не было ничего проще. Отметили примерную точку на карте до которой решили добраться и нашли несколько объектов куда хотелось заехать по дороге. Остановками по маршруту стали водопад Кивач, Вулкан Гирвас, Гора Воттоваара, горы Хибины, водопад Красивый, Мурманск и мыс Немецкий на полуострове Рыбачий как финишная точка маршрута. Теперь обо всем подробнее и о том, что пошло не так
Первый участок дороги в 500 км по шоссе был пройден без каких либо сложностей, водопад Кивач не впечатлил (наверное после ниагарского водопада сложно чем-то впечатлить), а кол-во людей на его берегах повергло в шок! Заплатили по 300 рублей с человека, зашли на территорию, сфотографировали, зашли в музей, прочитали про то как по водопаду сплавляли лес, размяли ноги, прыгнули в машины и поехали дальше.
Всей командой оценили водопад на 30 рублей из 300 рублей
Вулкан произвел гораздо большее впечатление! Не зря это место выбрали режиссеры многих российских фильмов таких как “А зори здесь тихие”, “Охота на пиранью”, “Белое солнце пустыни” и др. С верхушки вулкана спустились в самый низ, погуляли у подножия, полюбовались пейзажами и это было действительно красиво!
И тут все пошло не по графику. Шоссе закончилось и запланированные еще 150 км дороги мы ехали почти 4 часа. Когда приехали к месту, сил уже не было и мы решили заночевать в гостинице поселка Гимолы, а на гору отправиться рано утром. Так и сделали.
Проснувшись пораньше и позавтракав мы сели в джип и начали преодолевать тридцать километров «дороги» к подножию горы. Тут она совсем стала плохой, местные возят группы на УАЗиках, буханках и других джипах, кто-то идет пешком, но у подножия горы стояла даже Шевроле лачетти. Так что медленно проехать можно, на пути встречается только одна лужа, похожая на небольшое озеро, заезжать в которую не очень хочется. Именно в ней автомобилисты теряют номера и другие запчасти. Чтобы не быть голословным прилагаю фото.
Потом был нетрудный подъем к самой вершине, огромное кол-во съеденной черники по дороге и отличная погода. Причудливой формы деревья, сейды, горизонт как море, абсолютное и безупречное спокойствие в душе. И тут я словил инсайт о том, что гору нужно покорять минимум 2 дня. Один день с гидом, который бы рассказал обо всех на первый взгляд незаметных достопримечательностях этих мест и один день ночуя в палатке на самой вершине. Смотреть закат, встречать рассвет, пить чай, читать и в полной мере наслаждаться этим загадочным местом. Решено, вернусь в следующем году и сделаю все обстоятельно.
Хибины и водопад красивый (карта)
Изначально остановка планировалась как возвращение в цивилизацию на один день. Снять гостиницу чтобы помыться, зайти поесть бургеров в местном торговом центре, пополнить запасы продуктов и залить полные баки перед отправкой на конечную точку маршрута, но остановка растянулась на два дня из-за погоды. В итоге зашли в краеведческий музей, музей порта, потоптали асфальт рядом с первым в мире атомным ледоколом Ленин, который закрыт по понедельникам и вторникам и поднялись к Памятнику Защитникам Советского Заполярья, высота которого 35,5 метров! Отличный город с невероятными ландшафтами, современными торговыми комплексами и гостеприимными жителями. Спасибо, Мурманск!
Если четно, то погода лучше не стала, но времени ждать уже не было. Позавтракав в гостинице мы погрузили вещи в машины и отправились к берегам Северного Ледовитого океана. Не забыв при этом залить полные баки на выезде из города. Дальше заправок нет, только то, что запасливо везем в канистрах. И тут начался другой мир.
На указателях стал появляться Норвежский город Киркенес до которого было рукой подать, людей и машин становилось все меньше. Мы проехали пункт пограничного контроля, показали паспорта и свернули с шоссе в сторону полуостровов. Теперь ехать приходилось очень медленно, но окружающая природа располагала к такому темпу, не выпуская телефоны из рук мы фотографировали и пробирались к океану! Здесь принято махать каждой встречной машине как будто вы старые добрые друзья)) По дороге встречаем мотоциклистов которым сливаем пару литров из канистры, они немного не рассчитали с топливом. Вместо канистры у них был виски, предложение не заставило себя ждать 🙂 Но нам еще ехать, мы отказались) Дорога вдоль реки, тундра, скалы, озера, камни из под колес, детали машин вдоль обочины и океан. Все это нет смысла описывать словами, просто смотрите на фото и осознавайте, что это лишь 1% того, что вы увидите вживую.
Участок дороги от Кондопоги до Первой нормальной заправки в сторону севера составляет около 250 км и его лучше проехать днем и отдохнувшим. По дороге будет трудно найти стоянку для палатки среди болот, а поспать на заправке не получится, т.к. их просто нет. Поэтому высыпайтесь и заправляйтесь заранее, планируйте как будете проходить этот участок в обе стороны.
Запланируйте минимум 3 дня чтобы провести на Рыбачьем полуострове, потому что передвигаться по нему быстро не получится из-за дорог, а посмотреть при этом там нужно многое. Мы например не успели посмотреть наскальную живопись, не поели крабов и не ездили на скалы “Два брата”, а это обязательные к посещению места.
В поисках идеального места для ночлега нам пришлось один раз спать просто на обочине дороги, и пару раз на заправках. Планируйте, чтобы вождение заканчивалось в первой половине дня, чтобы вы могли разбить лагерь, посмотреть местность вокруг и как следует отдохнуть, иначе путешествие превратиться в сплошное безрадостное вождение автомобиля.
Рекомендую начало августа, именно в это время погода на севере наиболее теплая, есть шансы и покупаться, и даже позагорать.
Если глаза закрываются и сил ехать больше нет — лучше встать на обочину, завести будильник на 15 минут и передохнуть.
В идеале заранее запланировать места и с комфортом оставаться лагерем с палатками (не забывайте убирать за собой мусор).
В других случаях — на заправках. Так делают многие. Бонусом будет завтрак из френчдога с кофе)
Нам не пригодилась, но мы и не везде успели. Зато спасли мотоциклистов.
Я практически убежден, что такое путешествие может понравиться всем, главное подготовиться чуть лучше, чем мы. Не замерзать, не мокнуть и успевать отдыхать от дороги.
Список само-собой разумеющегося
И напоследок. Воттоваара — это приличный крюк в сторону, лучше на пару дней больше уделить крайнему северу, а путешествие на гору запланировать как отдельное приключение.
Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 6
Итак, этот день настал. Мурманск — отправная точка для всех путешественников, которые хотят пощупать наш родной Северный Ледовитый океан. В последние годы таких становится все больше и больше. На Кольском полуострове есть несколько мест, более или менее удобных. Из всех особенно выделяются два. Полуостров Рыбачий и пос. Вайда-Губа — это самая северная точка Европейской части России. Это самое привлекательное и шикарное место для любителей бездорожья. Однако туда надо ехать на внедорожнике с шноркелем, и только! Кроссовер не потянет. Более 70 км бездорожья в одну сторону. Это грунтовка, щебень, острые камни, булыжники, реки вброд, затопления в низинах, болота, перевалы, песок. И еще раз все это обратно))) Очень интересно и захватывающе!
НО! Уж если вы там окажетесь, то никак не сможете отказать себе съездить там еще куда-нибудь. Таким образом, 70+70 км превращаются в 120+130 и более. Плюс, езда медленная и осторожная, а значит нужна ночевка там в палатке. Цивилизации там нет, никаких поселков жилых, гостиниц, АЗС, магазинов — ничего. Только природа, развалины времен ВОВ и вы. Ехать лучше на двух и более машинах, либо опытным водителям.
Когда я узнал об этом месте, просмотрел кучу видео и прочитал кучу статей, появилась мечта туда съездить. Но в этот раз она была непосильна. Так что после многодневных мучительных раздумий, я решил оставить ее на другой раз, и найти более подходящее место. Оно нашлось с другой стороны от Мурманска — пос. Териберка. До него идет полноценная дорога. Тоже, правда, не вся асфальтированная, но зато ровная. И доехать до туда может любой. А сам поселок жилой, и открытый берег моря — пешком пройти. Остановились на этом, втором, варианте. От Мурманска до Териберки 140 км. По навигатору ехать около 2 часов, но на деле выходит около 3х, если вы, конечно, хотите оставить машину в том же состоянии, что и накануне. Потому что дорога там без асфальта, с камнями и «трясучкой». По крайне мере, мы ехали около 40 км/ч. Более высокая скорость повышает риск порчи стоек.
А перед Териберкой мы решили заехать в славный город-порт Североморск, посмотреть на военные корабли. Но не тут-то было. Оказывается, город не простой, а военный, закрытый. За 10 км до него стоит КПП в обе стороны с шлагбаумами и офицерами, проверяющими лично «вручную» пропуска. Таким образом, там была небольшая пробка (2 колонны примерно по 10 машин в каждой друг за другом). У нас, конечно, не было никаких пропусков. Мы туристы. Из пробки не выедешь в сторону, разворота нет, сзади уже подперли. Пришлось доехать до шлагбаума. Женщине-офицеру сказали, что пропуска нет, и мы хотели просто посмотреть город в качестве туристов. Но тут все строго, и нас не пустили. Пришлось разворачиваться. Но чтобы развернуться, придется же переехать шлагбаум. Для этого у нас всех взяли паспорта, открыли шлагбаум, мы развернулись, забрали паспорта, и только после этого смогли уехать. Вот так все строго…
Поначалу скучная и немного утомительная дорога до Териберки уводила в сон.
Здесь мне помогал друг, садясь за руль. К шестому дню усталость все-таки немного накопилась. Периодически делали остановки, чтобы запечатлеть северные красоты. В Хибинах лежал снег везде, в Мурманске его не было нигде, дорога в Териберку была тоже в снегу, а сама Териберка и берег — опять без снега.
Рывок к Северному Ледовитому океану. Часть 8
7 мая, среда. Пробег 535 км.
Сегодня нужно проехать достаточно большое расстояние, поэтому ранний подъем в 7 утра. За окном хмуро и пасмурно. Ещё разок порадовались, что удалось вчера застать на Нордкапе хорошую погоду.
Отправляемся в дальнейший путь. Наша цель – Хаммерфест, самый северный город мира. Для этого нам нужно всё по той же трассе Е69, идущей по берегу Поршангер-фьорда, вернуться до Ольдерфьорда, где расположен ранее использованный нами Руссенес кемпинг.
Покидаем остров Магерё с твердым намерением вернуться сюда ещё раз, в летний период, ведь многое осталось не увиденным!
Снова проезжаем подводный Нордкап-тоннель, на этот раз полное его прохождение заснимаем на видео.
Дорога в этот ранний час совсем пустая, только олени мирно пасутся на холме.
Бурный ручей с шумом устремляется с ближайшего склона. Весна постепенно приходит в эти северные края.
В Ольдерфьорде сворачиваем направо на трассу Е6. Через 20 км съезжаем на 94 дорогу, ведущую в Хаммерфест.
Город расположен на довольно большом острове Квалё, соединённым с материком не подводным тоннелем, как Магерё, а длинным подвесным мостом. Мост Квалсунд открыт для движения транспорта в 1977 году, имеет длину 741 м. и состоит из 11 пролетов, главный пролет длиною 525 метров. Перекинут через пролив на высоте 26 метров. Это самый северный в мире подвесной мост.
Въезжаем на остров и через 30 км мы в Хаммерфесте.
Мы город осматривали из окон автомобиля, выходить не стали. Проехали город до конца, попетляли по второстепенным улочкам и повернули обратно.
У белого медведя вышли пофотографироваться, оттуда прекрасный вид на залив.
Обратно возвращаемся той же дорогой, кроме трассы 94 других дорог здесь нет. Снова проезжаем по подвесному мосту и вскоре уходим направо на шоссе Е6. Едем в сторону города Альта, которая знаменита своими древними наскальными рисунками, занесенными в список Всемирного наследия Юнеско. На трассе были остановлены сотрудниками полиции, которые стояли на обочине и заворачивали все машины на ближайшую площадку. Посмотрели на наши номера, попросили документы. Спросили, откуда едем – из Хаммерфеста, отвечаем. Повертели документы в руках и пожелали счастливого пути. Это была наша первая встреча с заграничными блюстителями закона, поэтому слегка поволновались. И буквально через 20 км нас снова останавливают, по такой же схеме – тормозят и заворачивают на площадку. Что-то спрашивают, половину я не понимаю. Соседнюю машину досматривают, но с нами связываться не стали и просто отпустили. Похоже, сегодня у них был какой-то рейд, останавливали всех подряд. Ни разу до этого вообще не видели здесь полицейских, и тут на тебе, сразу два раза за день.
В 14.30 въезжаем в Альту. Город стоит на берегу одноименного фьорда, это самый большой город провинции Финнмарк, насчитывает более 18 тыс. человек.
Нужно заправиться, потом населенных пунктов долго не будет. Цена около 95 рублей за литр. Заливаю немного, на 300 крон, чтобы хватило до Финляндии, где бензин подешевле. Интересно у них расположены заправки – две заправки разных брендов располагаются рядом друг с другом, цены на них разные – непонятно, как они конкурируют между собой? И так бывает достаточно часто, две заправки рядом, выбирай, какую хочешь. Правда, на одной можно платить карточкой, а на другой только наличные. Я выбираю нал и оплачиваю в кассе в магазине при заправке.
Указатель к наскальным рисункам я так и не увидел. Может, оно и к лучшему, так как время у нас было ограничено, а для осмотра рисунков нужно не менее двух часов. До Финляндии нам ещё ехать 170 км, где с учетом перевода часов на час вперед нам ещё нужно успеть найти ночлег. Поэтому покидаем Альту и, свернув на трассу 93, поднимаемся на горное плато, которое здесь возвышается на уровне 300-400 метров.
За окном уже привычный среднегорный пейзаж. Попадаются замерзшие небольшие водопады, небольшие речушки бурно шумят вдоль трассы.
Очень много оленей. Пасутся, в основном, по обочинам, но часто просто ходят по дороге. Удалось сделать много кадров с очень близкого расстояния.
Скоро граница, а у нас ещё остались наличные кроны. Что с ними делать? Решили заправиться. В городке Каутокейно заливаю на 200 крон 12 литров. Бензин здесь совсем дорогой, по 16,31 крон (97 рублей).
Снова олени, они просто лезут под колёса, ничего не боятся!
А вот и граница. Ну, как граница, опознавательные таблички и всё! Прощай, Норвегия! Хотя нет, не так. До свидания – вот правильное слово, потому что мы обязательно сюда вернёмся! Эта страна сильно запала мне в душу и я не успокоюсь, пока не изъезжу её вдоль и поперёк!
На часах 18.00, а по-фински уже 7 часов вечера. Нужно срочно искать ночлег. Мы уже поняли, что в это время года останавливаться лучше пораньше. Через 30 км видим указатель на Ounasloma Luxury Cottages. Меня по началу берут сомнения из-за слова Люксури – наверняка цены там запредельные. Но всё равно решаем проверить. Сворачиваем. Пока стояли и думали, где у них тут ресепшен, из ближайшей машины выходит финский парень и идет к нам. –Хай, хау кен ай хелп ю? Объясняем ему, что нам нужен домик на троих. Предлагает следовать за его машиной, чтобы посмотреть. Въезжаем вглубь леса, где стоят симпатичные двухэтажные коттеджи. Внутри всё просто обалденно – здесь и полностью оборудованная кухня, и большой санузел, и сауна, огромная гостиная с креслом-качалкой, и балкон на втором этаже. И за всё это просят всего лишь 78 евро (3800 р.)! Я даже переспросил два раза! Естественно, останавливаемся здесь. Что самое интересное, соседний коттедж занят также москвичами! Во как, понаехали! Домики стоят в хвойном лесу на берегу озера Оунасъярви. Отличное место, здесь вполне можно останавливаться на несколько дней, обязательно запомню его на будущее.
Готовим полноценный ужин, не забываем воспользоваться сауной. Ближе к полуночи здесь ещё достаточно светло, всё-таки мы ещё в Заполярье. Случайно удалось понаблюдать за огромным зайцем, возникшем прямо перед нашим окном. Здоровенный такой заяц, а лапы задние просто чума!
Пора ложиться спать, завтра весь день будем ехать по Финляндии.