На своей машине в болгарию
В Болгарию на автомобиле для начинающих 1
Я первый раз за границу на машине. Без знания англицкого или любого другого кроме русского и матерного русского языков. И один. Жена с двумя детьми полетели на самолете. А так как я боюсь воздушного вида транспорта и люблю перемещаться на личном авто, выбор оказался очевидным. Автомобиль купил в 2013 году. Новая Шкода Октавия. Никаких поломок за полгода эксплуатации не было, поэтому я не боялся на ней ехать. Если не считать две поездки в Крым, когда он был еще в составе Украины. Естественно, перед тем как готовиться к поездке, я излазил все возможные форумы, отчеты, общался со старшими товарищами, которые уже «профи» по поездкам за границу на личном авто. Информация находилась в разных источниках, поэтому раскрыть более полно информацию или личный опыт решил здесь.
Я выяснил, что для поездки за границу на личном авто нужно:
Мы запланировали поездку в Болгарию. Болгария не является членом Шенгенского соглашения, а поэтому у меня возник вопрос, какую визу оформлять. Туроператор не смог ответить вразумительно на мой вопрос так как отправляет людей в поездки на самолете. А я то на необычном виде транспорта — на машине. Мой друг интернет оставил тоже двоякие впечатления на интересующую меня тему. Одни деятели едут с основной болгарской и с транзитными шенгеновыми, другие с двумя шенгеской и болгарской. У меня уже не хватало времени вошкаться с двумя и я где-то вычитал, что при наличии многократной (обратите внимание — ТОЛЬКО МНОГОКРАТНОЙ) визы, Болгария и Румыния пускают к себе и выпускают обратно.
Туроператор подсказал куда обратиться для того, чтобы мне сделали визу Шенген.
Москва, ул. Земляной Вал, 64. Тел.: +7 (499) 705-25-74. пн-пт 10:00-19:00.
Позвонил, объяснил чего мне нужно, пригласили приехать, приехал. Предложили сделать визу Литвы, забрали документы, оплатил что-то около 6000 рэ, а потом поинтересовался, какая будет виза. На что был ответ, гарантий нет, может быть и однократная.
До этого момента я никогда не понимал классификации виз, но проштудировав интернет, понял что их около десятка разных. И что краткосрочная — это чисто на твою поездку. Есть путевка с 25 июля по 15 августа — вот так и могут дать с 25 июля по 15 августа. Задержался ты где-то (проколол шину, не дай Бог сломалась машина или ДТП, остановился посмотреть достопримечательности и т.д.) и вышел за рамки, допустим двинул обратно 16 августа — нихрена не выпустят обратно. Туристическая однократная — один раз въехал в зону Шенген и выехал из Шенгена. Туристическая многократная (мультивиза) — позволяет неограниченное количество раз въезжать и выезжать с территорий стран шенгенского соглашения на протяжении ее срока действия.
3. Международная медицинская страховка.
Сделали там же, где мне готовили документы на визу.
4. Международные права
5. Гринкарта — международная страховка на автомобиль
Оформлял здесь: «Согласие», Москва, ул. Маршала Захарова, 13, корп.1., Тел.: +7 (495) 232-39-35 пн-пт 09:00-20:00, перерыв 14:00-15:00; сб 10:00-19:00, перерыв 14:00-15:00; вс 10:00-16:00. Время на оформление 5 минут. Стоила 3000 руб.
6. Российские права
7. СТС — свидетельство о регистрации транспортного средства (заламинированная карточка)
8. ОСАГО — российская страховка
9. Техосмотр. У меня такого документа нет, т.к. машина новая.
На всякий пожарный я взял российскую медицинскую страховку.
Наменял наличности 50 тыр. и на карте было где-то около того же. Валюту можно брать любую — болгары хавают всё. Их обменники берут и рубли и доллары и евро. Конечно по пути следования лучше евро или на крайняк доллары. Да, важно наменять мелких купюр типа 5, 10, 20 для оплаты платных дорог (2.5 — 5 евро), топливной заправки, отеля и т.д. Думал будет сложно, ан нет, пришел в первый же Сбербанк, надавали кучу загранишной 🙂 мелочевки. Так же взял карту Сбербанк виза электрон зарплатная самая обычная и дешевая. Как оказалось она международная. Берут везде и не плюются. И не важно рублевый на ней счет или нет — списание происходит по курсу Сбера (как мне объяснили умные люди). Половину налички сразу отдал жене — если меня где-то развернут, то она может остаться без денег.
11. Карта и(или) навигатор.
В связи с недружелюбной для россиян ситуацией на Украине маршрут был запланирован такой:
Москва-Белоруссия-Польша-Словакия-Венгрия-Сербия-Болгария.
Подробнее:
Москва-Смоленск-Минск-Брест-Домачево(граница с Польшей)-Влодава-(Янув-Любельский)-Жешув-(граница Польша-Словакия)-Свидник-Прешов-Кошице-(граница Словакия-Венгрия)-Мишкольц-Будапешт-Сегед (остается левее от дороги)-(граница Венгрия-Сербия)-Нови Сад-Белград-Ниш-Димитровград-(граница Сербия-Болгария)-София-Пловдив-Бургас.
Просматривал конечно маршрут и низом через Абхазию, Грузию, Турцию, но там получается вообще под 4000 км. Потом не понятная ситуация и отношение к нам со стороны кавказских братьев и их стран. Был и такой вариант паромом порт Кавказ — Турция, Сочи(Новороссийск) — Турция или (Кавказ, Сочи, Новороссийск) — Болгария. Звонил в компании перевозчики, но так и не добился истины, можно ли на пароме добраться до Болгарии или Турции. Один раз мне объявили, что да, можно, по-моему из Новороссийска до Турции (Трабзон) на пароме плыть 12 часов. Надо брать каюту около 5 тыр. и машиноместо еще 20 тыр. У парома четкого расписания нет. Отправляется при полном заполнении. Т.е., когда ты уедешь на нём и уедешь ли вообще не понятно. И потом, я прикинул это место к носу: Москва-Новороссийск 1500 км (полторасуток), фиг знает сколько прождешь паром, потом полсуток с потерей
30К (жрать то чего то надо?!) на пароме, Трабзон (Турция) — Бургас 1400 км полтора суток, а еще граница Турция-Болгария. Короче, при подсчёте получается по времени всё тоже, по километражу так же и еще дяде отдаешь нифига не лишние 30К.
Путь был запланирован далекий в 3000 км, по звездам я ориентироваться не умею, поэтому я обложился навигаторами и картами. Первоначально проложил маршрут в интернете в Яндексе. Видимо он проложил по короткой трассе, поэтому не всегда по главной дороге — но все асфальтированные, без жести). Распечатал в крупном масштабе: 1 лист А4 — 1 страна. Чтобы было видно маршрут следования и населенные пункты вдоль него для ориентирования по ним. Каждые 500 км отметил бензозаправки, каждые 1000-1200 км несколько отелей (в темноте, когда не знаешь местность их искать проблематично), отметил погранпереходы и перечень документов, которые необходимы для предъявления. Так же в моем автомобиле есть навигатор. В нем забито то ли 48, то ли 58 стран. Так как я его ни разу не использовал и не был за границей с ним и за границей вообще, надежды на него было мало. Вбивал я в него некоторые пункты назначения, находил он не все. Похоже карты у него не подробные. Взял еще навигатор, который покупал лет 6-8 лет назад, вогнал туда карты и ограничился этим.
Поездку запланировал на 06.00. 25 июля 2014 года.
Я нигде не указывал, но важно еще взять выспавшегося себя. Ехать около 3000 км. Нифига не мало, если учесть, что самое дальнее я ездил в Астраханскую область 1200 км за полтора дня и в Крым 1400 км так же за полтора дня. Поэтому первый отрезок пути я запланировал себе в 1100-1200 км, пока организм свеженький.
По вещам по-моему ограничений нет. В Болгарии на ПМЖ у меня живут друзья. Их родители, узнав что я еду туда на авто, попросили меня доставить вещи для своих детей. Нет проблем. Встретились, загрузили. Другие мои друзья, живущие в Москве купили в Болгарии на побережье комнату-студию и каждое лето ездят отдыхать. Эти тоже подгрузили пару сумок. В итоге, вместе с двумя объемными сумками моей семьи у меня был занят под завязку весь багажник (а он у Октавии совсем не маленький — 580 л) и всё заднее сиденье.
Очень важная вещь. В поездку я приобрел у дилера Шкода:
1. 5 светоотражающих жилетов (я конечно переборщил, можно обойтись двумя).
2. Комплект ламп и предохранителей.
Необходимо два знака аварийной остановки (один устанавливается сзади как у нас, а другой спереди, чтобы встречка видела).
Развернуть конечно не развернут, но штраф не хилый впаяют. Стоит это всё около 3000 руб., но с ними спокойнее, меньше гемора.
Трос, огнетушитель, аптечка, запаска имеются. Так же на всякий случай приобрел по 1 литру масло и охлаждающую жидкость, которые за 6500 км не понадобились.
Дал себе установку в загранстранах не нарушать скоростной режим и ПДД — штрафы там жесткие, могут бахнуть на деньги один раз так, что придется развернуться и ехать в обратную сторону.
Как съездить в Болгарию на машине
Через какие страны можно доехать в Болгарию на автомобиле? Какой маршрут лежит через Украину и в объезд? Документы для погранконтроля в 2021 году, болгарские дороги, места для отдыха и популярные маршруты. Советы и отзывы туристов.
Внимание. Информация в статье может оказаться неактуальной из-за ограничений во время пандемии. Уточняйте возможность пересечения границ в 2021 году у официальных источников.
Арендуйте авто — это лучший способ путешествовать! Myrentacar.com — надежный и удобный сервис проката авто в Болгарии. Выбирайте машину на свой вкус и бюджет — выбор большой. Стоимость аренды авто от 8 евро в сутки. Появились вопросы? Русскоязычная служба поддержки вам во всем поможет.
Ищите экскурсии на сайтах Sputnik и Tripster. Индивидуальные и групповые, без толп туристов и на русском языке.
Путешествия в Болгарию на машине привлекают все больше туристов. Из европейской части России в эту страну добираются всего за 3-4 дня. Самостоятельный автотрип позволяет позагорать на песчаных пляжах, отдохнуть на термальных курортах, принять участие в национальных фестивалях, увидеть древние храмы и полюбоваться природными памятниками Болгарии.
Содержание:
Сколько ехать до Болгарии на автомобиле
Город отправления | Расстояние в километрах | Время в пути |
Москва | 2050 | 26 часов |
Санкт-Петербург | 3110 | 1,5-2 суток |
Минск | 1660 | 1 сутки |
Гомель | 1460 | 20 часов |
Тула | 1910 | 25 часов |
Екатеринбург | 3730 | 2 суток |
Нижний Новгород | 2480 | 1,5 суток |
Маршруты в Болгарию на машине
Доехать до Болгарии можно по-разному. Самый короткий маршрут пролегает через территорию Украины. Чтобы миновать Украину, из России автотуристы едут транзитом через несколько европейских стран.
Через Украину
Быстрее всего попасть в Болгарию можно через Украину. Существуют три основных дороги для самостоятельной поездки на машине. Каждый из них имеет свои достоинства и слабые места:
Граница Румыния — Болгария. КПП Негру Водэ (Румыния) — Кардам (Болгария)
На машине в Болгарию в объезд Украины
Чтобы миновать украинскую территорию, туристы пользуются автотрассами Белоруссии, Польши и Словакии, а потом едут через Венгрию, Румынию или Сербию. Объездной путь из Москвы до Варны занимает 3 дня (3050 км). Во время долгой дороги нужны хотя бы две ночевки. Встать на отдых удобно в Люблине и Будапеште.
Путешествие длинное, поэтому тратится много бензина и денег на него — от 300 евро нужно, что добраться из городов европейской части России до Софии.
В транзитных странах автотуристы обязаны покупать виньетку для проезда по местным дорогам. За молдавскую виньетку платят 3 евро за 7 дней, 8 евро за 15 дней и 14 евро за 30 дней. Виньетка для проезда по дорогам Румынии, или rovinieta, стоит 3 евро на 7 дней и 7 евро на 30 дней.
Из России (Москвы) в Болгарию на машине — маршрут на карте
Прохождение границы
Виза. Болгария — полноправный член европейского сообщества, но она не включена в Шенгенскую зону. Для въезда в эту страну в 2021 году граждане России должны оформлять болгарскую визу. Ее делают в течение 5 рабочих дней.
В пакет документов для визы входит загранпаспорт, анкета, фото, медицинская страховка с покрытием в 30000 евро, подтверждение брони отелей, сведения о финансовой обеспеченности, документы на машину и копия Green Card. Национальная виза Болгарии стоит 35 евро плюс 19 евро за сервисный сбор. За срочную визу платят 70 евро.
Если поездка в Болгарию на машине проходит через территорию Польши, а также Словакию и Венгрию, потребуется шенгенская виза. По существующим сегодня правилам, в Болгарию разрешено въезжать по двукратной или многократной шенгенской визе. Опытные туристы советуют не тратить время на получение национальной визы, а сразу оформлять шенгенскую мультивизу в Польшу.
(Фото: Gatanass / flickr.com / Лицензия CC BY-SA 2.0)
Погранконтроль и таможенные правила. КПП на границах транзитных стран работают круглые сутки. Погранконтроль и стояние в очередях обычно занимает от полутора до четырех часов. Румынская таможня делает пересменку с 7:00 до 8:00 и с 19:00 до 20:00. В это время машины через границу не пропускают ни на въезд, ни на выезд.
По таможенным правилам, в Румынию, Болгарию и во все страны ЕС нельзя ввозить продукты из мяса и молока. С собой берите только еду в дорогу, так как все продукты легко купить в пути и в самой Болгарии.
Беспошлинно разрешено провозить до 1 л крепкого алкоголя, 2 л вина и 5 л пива на совершеннолетнего туриста. Каждому можно иметь до 40 сигарет (2 пачки) и личные медикаменты сроком на 3 месяца. Если у вас есть хронические болезни, возьмите с собой рецепт на лекарства.
(Фото: Balcon del Mundo / flickr.com / Лицензия CC BY-SA 2.0)
Дороги в Болгарии
Всем автотуристам в Болгарии нравятся хорошие дороги, четкая разметка и понятные дорожные знаки. Особенно впечатляют путешественников автобаны Бургас — София и Варна — София. Отдыхающие отмечают, что болгарские водители более дисциплинированные, чем румынские, и всегда заранее предупреждают встречные автомобили о постах автоинспекции миганием фар.
Виньетки. За пользование болгарской дорожной сетью нужно платить. Виньетка для легкового автотранспорта на 7 дней стоит 8 евро, а на 30 дней — 15 евро. Виньетки продают на болгарской границе и бензоколонках. По правилам водитель обязан прикрепить виньетку в правый нижний угол лобового стекла и снять, когда истечет срок действия. Наличие виньетки проверяют специальные камеры, и за ее отсутствие начисляют штраф в 150 евро.
Правила движения. Перед поездкой в Болгарию на машине изучите болгарские ПДД. Удобно, что они во многом сходны с российскими.
Парковки. Почти во всех болгарских городах парковки платные, причем в пик туристического сезона бывает непросто найти свободное место. Стоимость в час — 0,5-1 евро. Оплатить можно наличными парковщику, через специальные автоматы или с помощью смс. В воскресенье парковки бесплатны. За парковку на местах для инвалидов начисляют штраф 10 евро.
Бензин. В 2021 году дизельное топливо в Болгарии стоит 1,17 евро за литр, бензин 95 — 1,15 евро, а бензин 98 — 1,30 евро. Примерно столько же придется заплатить за топливо в транзитных странах.
(Фото: unsplash.com / @ptochka)
Маршрут путешествия по Болгарии
Где стоит побывать во время поездки на автомобиле в Болгарию и что посмотреть в стране? У туристов популярны путешествия на Солнечный Берег — самый большой морской курорт на побережье Черного моря. Сюда едут, чтобы выкупаться в чистом море и позагорать на отличных песчаных пляжах. Возле Солнечного берега находится один из первых городов Европы — старый город Несебр, который сегодня находится под защитой ЮНЕСКО.
От самого популярного болгарского курорта вдоль моря удобно съездить в Бургас. Расстояние в 35 км можно преодолеть всего за 40 минут. В старинном городе интересно осмотреть православные храмы и побывать на выставке песчаных скульптур.
Полезная подборка:
(Фото: Scowl Broccoli / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0)
Чуть более 100 км отделяет Несебыр от Варны, где находится несколько красивых церквей, экопарк и зеленые парки. Рядом с крупным прибрежным городом расположена древняя скальная обитель Аладжа.
Из Варны многие туристы направляются в древнюю столицу страны — Велико-Тырново. Расстояние в 221 км легко проехать за 2,5-3 часа по автобану А2 и шоссе Е772. Красивый город на трех холмах привлекает путешественников узкими улочками и старинной архитектурой, резиденцией болгарских королей, патриаршим собором, кварталом ремесленников и крепостью Царевец.
Полезная подборка:
(Фото: Złota Bułgaria / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0)
Во время поездки на машине по Болгарии из Велико-Тырново интересен маршрут на юг через столицу смеха Габрово и прославленный перевал Шипка в Казанлык. Если проехать по живописной дороге через горы со второй половины мая по июнь, можно увидеть цветущую Долину роз.
Некоторые путешественники заезжают в Плевен. Старинный город известен парком Скобелев, панорамой «Плевенская эпопея», а также музеем русских и румынских воинов. Туристам очень нравится дегустировать вина в музее вина, который открыт в парке Кайлыка. Обратный маршрут домой из Плевена или Велико-Тырново удобно проложить через столицу Румынии — Бухарест.
Маршрут путешествия по Болгарии
Посетить Велико-Тырново, Габрово и Казанлык можно на обратном пути или при движении на юг страны.
Отдых в Болгарии на машине
Площадки для отдыха. Вдоль болгарских автотрасс существуют оборудованные места для остановок и отдыха. Там открыты кафе, есть бесплатные туалеты, техническая и питьевая вода.
Отели. В Болгарии много отелей и гестхаусов с парковками. В любом болгарском городе подходящее жилье легко найти на месте. Дороже всего обходятся отели, расположенные на первой линии от моря. Номер в отеле 3*, удаленном на 500 м от пляжей, на двоих стоит 15-18 евро, а размещение в апартаментах — 8-10 евро в сутки. Имейте в виду, что во время высокого сезона в прибрежных поселках бюджетные варианты жилья пользуются большим спросом у отдыхающих, поэтому номера в таких отелях и гестхаусах стоит бронировать заранее.
Кемпинги. Во время поездки в Болгарию на машине в 2021 году удобно останавливаться в кемпингах. Это специальные зоны отдыха, где предусмотрены площадки под палатки, общие туалеты, душевые и кухня. В некоторых местах отдыхающим предлагают деревянные домики. Бунгало для четверых стоит 15-22 евро. Оборудованные кемпинги есть в Варне, Пловдиве, Созополе, Рильском монастыре, Царево, Дюни, а также в некоторых других городах и поселках страны.
Ищите отели и гостевые дома со скидками на Румгуру и Airbnb. Вот главные правила поиска отелей.
(Фото: Gatanass / flickr.com / Лицензия CC BY-SA 2.0)
Отзывы о поездке на машине в Болгарию
Полезная подборка:
(Фото: ivaylost / pixabay.com)
Плюсы и минусы поездки на машине в Болгарию
Плюсы поездки на автомобиле в Болгарию:
Стоит ли поездка в Болгарию на машине затраченных усилий и средств, каждый решает сам. Делитесь своими впечатлениями от самостоятельных путешествий на автомобиле в комментариях!
Из Москвы в Болгарию на автомобиле. Практическое руководство
В этой статье я расскажу об опыте поездки на своем автомобиле до Болгарии. Решение было принято после неудачной попытки приобретения билетов на чартерный рейс. Вдаваться в подробности этого казуса в данной статье я не вижу смысла, скажу лишь, что основной причиной, по которой выбор пал на наземный транспорт — кризис турбизнеса 2014. Далее постараюсь максимально дотошно и нудно рассказать о маршруте с описанием мест стоянок, заправок, закусочных и пр. Параллельно расскажу о своих впечатлениях, о тех необходимых аксессуарах путешественника, которыми мы пользовались в дороге и которые нам здорово помогли или наоборот остались невостребованными. Я писал этот пост, основываясь исключительно на собственном опыте (то есть без ссылок на чужие посты или информацию с других сайтов), поэтому, если вы не обнаружите в нем каких-то важных моментов, это означает лишь то, что мы не столкнулись с такой проблемой в поездке.
Итак, начнем с исходной информации. Я привожу ее столь подробно для того, чтобы читатель мог спроецировать, «примерить» этот опыт на себя и понять, насколько нижеприведенные сведения будут полезны именно для него.
Транспортное средство: Kia Sportage 2.0 4АКПП, 2009 года с дизельным двигателем. Специльной подготовки не проводилось, перед поездкой прошли плановое ТО с заменой ремня ГРМ, масла и пр. Автомобиль уже с большим стажем дальних поездок — за последний год ему пришлось съездить дважды в Прибалтику и в Крым Из инструмента — балонный ключ, ключ на 10 и отвертки. Забегая вперед, скажу, что машина и в этот раз проявила себя с лучшей стороны, не доставив каких-либо технических проблем в дороге. О требованиях ПДД некоторых стран в части обязательных аксессуаров, которые нужно иметь с собой, я расскажу чуть позже
Экипаж: двое взрослых и двое детей 5 и 12 лет
— бокс на крышу Mont Blanc на 90 литров. Вещь, с моей точки зрения, в дальней поездке незаменимая, так как сильно высвобождает место в салоне, беря на себя большую часть багажа. Из минусов, пожалуй, стоит упомянуть повышенный расход топлива, который образуется, когда на крыше установлен столь массивный бокс. По моими прикидкам не более 1 литра на 100 км., однако при увеличении скорости до 120 км/ч. расход с боксом растет в геометрической прогрессии.
— навигатор Навитель. Использовался на территории России и Беларуси и в основном в качестве ориентира для определения времени прибытия к границе и оставшегося расстояния.
— навигационная программа iGO для Android. Установлена в телефоне с набором карт в соответствии с маршрутом. От интерфейса программы я откровенно не восторге, он мне чем-то напоминает игры из юношества вроде Сеги или Атари. Но это скорее дело вкуса. А со своей основной задачей — правильно направить в нужном направлении — программа справилась неплохо. Был один эпизод, когда iGO пытался «увести» нас со скоростной трассы, но это скорее издержки обновления самих карт, чем недостатки алгоритма программы.
— навигационная программа Sygic для Android. Программа платная, но есть 7 дней «на попробовать». Причем производитель на этот период предоставляет полноценный продукт без ограничений. Современный интерфейс, хорошие карты, гибко настраиваемая система предупреждений — все это наводит на мысль о приобретении лицензии.
Завершая тему о навигации и средствах ориентирования на месте, стоит сказать, что в дорогу стоит брать минимум два навигатора или использовать минимум две навигационные программы на разных устройствах. Бывают ситуации, когда нужно перепроверить данные или одно из устройств выходит из строя (у нас именно так вышло с одним из планшетов). Следует помнить, что интернет в роуминге — весьма дорогое удовольствие, а значит карты должны быть оффлайновые. Бумажных карт мы с собой не брали и острой потребоности в них не возникло.
— свидетельство о регистрации на ТС, страховой полис (зеленая карта);
— визы — шенгеснкие или польская транзитная + болгарская;
— страховку уже не в первый раз без проблем мы оформляем онлайн с помощью сервиса Cherehapa. Полисы без проблем принимают в посольствах и визовых центрах.
Связь:
Не первый год в поезках пользуемся трэвел-симками, то есть оператором, который обеспечивает связь на территории практически всего мира по единой цене, которая, как правило, значительно дешевле роуминга. Сейчас таких операторов несколько. Мы пользуемся Гудлайном, аналогичную услугу с недавних пор предлагает Мегафон, есть еще несколько — нагуглить их не составит труда.
Когда едешь через несколько стран, стоит учесть, что в каждой из них своя валюта. Несмотря на то, что большинство из тех государств, через которые проходил наш маршрут состоят в ЕС, евро на момент написания этой статьи используется только в Словакии. Однако необходимость в наличных возникает не так уж и часто. В Европе уже давно в любом киоске есть терминал для оплаты картой. Обычно карточки не принимают в платных уборных и прочих местах, где стоимость услуги эквивалентна 1–2 евро. И все-таки некоторый «НЗ» евро иметь с собой стоит. На АЗС, понятное дело, проблем с безналичными расчетами нет. Мы с собой берем на всякий случай несколько карточек. Лучше, естественно, выбрать банки, предоставляющие возможность снятия наличных без комиссии за границей. Выбор таковых достаточен.
В принципе, во всем мире действуют одинаковые правила дорожного движения. Но стоит помнить, что в каждой стране есть свои нюансы. И даже в пределах Евросоюза ПДД несколько отличаются, как с точки зрения самих правил, так и с точки зрения наказания за их нарушения.
Если попытаться объединить нюансы ПДД стран, которые планируем пересечь, а это Россия, Беларусь, Польша, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия, то можно выявить некий набор инструкций, который позволит избежать неприятностей с полицией в дороге. Начнем с «набора водителя», то есть набора аксессуаров, которые нужно иметь с собой и наличие которых может быть проверено дорожной полицией или пограничником:
— аварийные знаки — 2 шт. Второй не на всякий случай, а требование румынских ПДД.
— светоотражающие жилеты — 2 шт. Должны находиться в доступной для водителя зоне.
— домкрат, балонный ключ, комплект запасных лампочек для фар, комлект предохранителей. Это требование впрочем носит рекомендательный характер, хотя и весьма полезно.
Из Москвы мы выехали примерно в 5:30 утра по московскому времени с полным баком топлива. М1 — достаточно современная трасса. Однако на территории России вы столкнетесь с обилием населенных пунктов, камер контроля скорости, а в Смоленсой области с «живыми радарами» и их клонами из фанеры. Но при равномерном движении от 80 до 110 км/ч встреча с сотрудниками ДПС не грозит. Опыт показывает, что движение с большей скоростью время экономит не сильно, зато обильно расходует топливо и силы. На границе с Беларусью не задерживаемся и лишь переводим стрелки часов на один час назад и заправляемся (топливо в братской республике процентов на 10 дороже). Дорога по Беларуси от границы России до Бреста снабжена разделительным барьером, скорость можно при желании увеличить до разрешенных здесь 120 км/ч. Вот так выглядит знак:
Больше не стоит — камер здесь немного, а вот местная дорожная милиция к российским водителям проявляет особый интерес. Особенно много милиции сразу после границы и в Минской области.
Интересно, что при въезде на трассу нас встречает предупреждение о том, что данная дорога явдяется платной, однако никакой платы никто не взимает, шлагбаумы открыты. Однако дорога действительно платная, но для членов Таможенного союза, если допустимая масса транспортного средства не более 3,5 тонн — проезд совершенно бесплатный.
Заправки на М1, как я уже упоминал, мультивалютные — оплатить топливо можно, в том числе, российскими рублями. Перед польской границей бак заливаем «до полного» ибо дальше цена за топливо возрастает вдвое. На границу прибываем уже во второй половине дня. Пограничные и таможенные процедуры на погранпереходе Долмачево занимают часа полтора. Обычные формальности: паспорта, штампы, открыть багажник и бокс. Поляки дополнительно попросили открыть капот для сверки VIN-номера.
В Польше плата за дорогу не взимается, во всяком случае на тех трассах, по которым довелось ехать нам. Качество покрытия можно оценить на 5 и даже 5+, однако средняя скорость передвижения по Польше можно сказать самая низкая — обилие населенных пунктов с разрешенной скоростью 50 км/ч. Полиции на дорогах мы не встречали, но камер вполне достаточно. Стоимость топлива — средняя — около 1,3 — 1,5 евро за литр. Наш путь пролегал от пограничного пункта Долмачево до города Жешув. В этой связи не могу не порекомендовать отель, в котором нам довелось остановиться — Гостиный дом Эла. Нельзя это место назвать отелем, но и хостелом тоже. Просторный апартамент со всеми удобствами. Расположение также очень удобное, как раз для остановки на «евромаршруте». Есть просторная парковка, что для центра города можно признать роскошью. Из Жешува отбываем рано утром и прямо со стоянки выезжаем на трассу в сторону Словакии.
Самый важный момент при въезде в Словакию — купить виньетки. На границе с Польшей есть небольшой пункт, где можно приобрести виньетки и для проезда по Словакии и по Венгрии.
Выглядит она вот так (для легкового нужна та, что слева):
Словцкую виньетку нужно приклеить в верхней правой части лобового стекла. На руках у вас останется небольшой купон, который нужно возить с собой. Через пару километров после границы дорожная полиция уже ждет вас, чтобы проверить, знаете ои вы местные правила с точки зрения скоростного режима и купили ли вы виньетку. Дороги, на которых движение без виньетки запрещено обозначены знаком:
Столь значительное время я уделяю теме виньеток, так как штраф за их отсутствие может здорово подпортить отдых (Штраф за движение по автомагистралям без виньетки от 10 до 50-кратного размера стоимости месячной виньетки-то есть в нашем случае от 140 до 700 евро). Однако плата за дороги взимается явно не просто так. В Словакии, наверное, лучшие дороги из всех тех, по которым нам довелось проехать. Населенных пунктов немного. Огорчила стоимость топлива — евродизиль — 1,7 евро. Это, пожалуй, рекорд. Так что лучше заправиться в Польше и, проехав Словакию, в следующий раз остановиться на дозаправку в Венгрии. В Словакии, однако, есть и свои плюсы. Например, то, что страна находится в зоне евро. То есть, если у вас собой есть эта валюта, то менять что-то на местные деньги ничего не потребуется. Впрочем встречаются вещи, которые нам показались весьма странными. Например, стоимость посещение WC на АЗС Agip обойдется…. в 4 евро. Чем обусловлена столь фантастическая цена мы выяснять не стали, хотя любопытство одолевало всю обратную дорогу. Скоростной режим и основные правила аналогичны польским.
Как я уже отметил выше, в Венгрии тоже платные дороги и тоже потребуется приобретение виньетки. Однако в отличии от Словакии, клеить на стекло ничего не нужно, важно лишь, чтобы квитанция об оплате была всегда при вас. Венгерская часть маршрута, пожалуй, самая простая. Населенных пунктов почти нет, разрешенная скорость на автомагистрали — 130 км/ч, а почти весь путь протекает как раз по таким магистралям. Цена на топливо вполне стандартная для Европы — 1,3 евро за литр. Дорожной полиции за все время передвижения по дорогам этой страны мы не увидели. Камеры контроля скорости, вероятно, есть, но учитывая скоростной режим на автомагистрали, этот момент кажется не очень актуальным. Стоит также отметить высокое качество дорог в этой стране. И дело не только в покрытии — развязки, съезды с магистралей и пр. обустроены очень удобно, полосы разгона длинные и позволяют комфортно встроиться в поток машин, движущихся на высокой скорости.
Румыния не входит в страны Шенгенской зоны, однако передвигаться по стране с шенгенской визой можно совершенно беспрепятственно. Болгарская виза дает право транзитного проезда по стране сроком на 5 дней.
Граница с Венгрией, разумеется, есть, но ее прохождение происходит в упрощенном порядке. Пограничный контроль осуществляется на румынской стороне одновременно службами обеих государств. Так как Румыния член ЕС, таможенный контроль отсутствует. В общей сложности прохождение границы заняло не более получаса.
Для передвижения по скоростным трассам Румынии (а на пути из Венгрии в Болгарию с ними непременно придется столкнуться) также следует приобрести виньетку. Сделать это можно на границе или оплатить виньетку онлайн. Особых сложностей при оплате виньетки через интернет не возникает, скажу лишь, что нужно распечатать счет, который будет выслан вам на электронный адрес сразу после оплаты. Распечатку необходимо взять с собой в дорогу.
Насколько в Румынии суровы штрафы, ровно настолько безбашенно ездят тут местные. Превышение скорости, езда по встречной полосе, обгон по обчине. Одним словом — почувствуйте себя как дома. Вот только дома нет горных серпантинов, а такая с позволения сказать езда на горной дороге опаснее втройне. Каждый второй автомобиль тут Дачия Логан (в России продается под маркой Рено) и каждый первый водитель на нем истинный гонщик Формулы 1 или Наскара.
Мы вполне осознанно выбрали маршрут через Карпаты, чтобы полюбоваться горными пейзажами.
Итак, небольшая экскурсию по знаменитой трассе Трансальпина (Transalpina, DN67C), одной из красивейших дорог Европы, пролегающей через горные перевалы Западных Карпат. Свой путь по этой трассе мы начали после ночевки в небольшом городке Себеш, расположенном в центральной части Румынии. Но прежде чем приступить к покорению горных вершин, решили заехать в замок-церковь Калник (Calnic). Это всего в нескольких километрах от Себеша.
В рунете мне не удалось найти какой-либо информации об этой достопримечательности, хотя замок включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Замок был построен графом Чил де Келлингом в 13 веке и стал одним из самых внушительных сооружений в Трасильвании.
Впервые упоминается в документах 1269 года. Крепость служила резиденцией саксонского дворянства до 1430 года, когда он был продан в крестьянской общине Calnic. Замок отличается от большинства других сооружений этого типа в том, тем что он расположен не на вершине холма, а в низине, гораздо более низкой, чем на окружающие холмы. К 16 веку Общиной на территории крепости былы построена небольшая романская часовня
а вокруг стен замка возведен защитный ров с водой. Крепость имела достаточно высокие оборонительные характеристики того времени, что позволило выдержать несколько осад армии Османской империи. К настоящему моменту на территории замка Калник сохранилась часовня, а также оборонительная башня Зигфрид и часть крепостных стен. Вход на территорию платный — 3 леи на взрослого и 10 леи за фотосъемку. Стоимость включает в себя возможность посещения музея, часовни и смотровой площадки на башне, откужа открывается изумительный вид на просторы Трансильвании.
После посещения замка по живописной дороге отправляемся на трассу Трансальпина
Дорога достаточно узкая, без обочин и тебует постоянного внимания
Вдоль трассы протекает горная река
С перевала открываются великолепные виды на горы
Фото на карте можно посмотреть тут. А весь альбом здесь
Для короткой остановки мы выбрали Pensiunea Vila Maria Alba. Просторная вилла расположена недалеко от трассы 67 °C, по которой и планировалось отправиться дальше в сторону Болгарии.
Болгария Румынию и Болгарию разделяет великая река Дунай. Румыны этот факт оценивают в 3 евро, которые взымаются при въезде на мост. Границу с Болгарией мы прошли уже глубокой ночью. Купив виньетки, отправляемся к конечной точке маршрута.
Болгарии предлагаются на 7 или 30 дней. Если вы едете на пару недель, то можно купить две штуки по 7 дней, это обойдется дешевле, чем одна на месяц. Камер на территории Болгарии почти нет, полиция измеряет скорость, но встречается редко, поэтому в ночное время мы откровенно превышаем установленный скоростной режим. В целом же, стоит отметить, что езда по Болгарии весьма комфортна. Даже на горных серпантинах вас всегда пропустят, если вы едете чуть быстрее. Стоимость топлива — обычная для Европы — около 1,5 евро за литр. Много «наших» АЗС «Лукойл», так как в Бургасе расположен нефтеперерабатывающий завод этой комапнии.
Итоговые затраты на топливо от Москвы до Царево составили примерно 13 тыс. рублей. Расходы на проживание в дороге около 4 тыс. рублей. Питание в дороге около 5 тыс. рублей. Разумеется, для каждого общая сумма затрат может различаться в ту или иную сторону. В зависимости от стиля вождения, транспортного средства и других параметров, расход может оказаться меньше или больше процентов на 15.
Как я уже отмечал выше, дорога у нас обошлась без штрафов. Однако даже при аккуратной езде с соблюдением правил никто не застрахован от санкций за превышение скорости, неправильную парковку и пр.
Планируя обратный маршрут, мы учли два фактора, которые сильно снижают скорость и соответственно общее время, затрачиваемое на дорогу. Во-первых, это Польша с обилием населенных пунктов, во-вторых, Румыния, где также средняя скорость вряд ли превысит 70 км/ч. Так возник вариант маршрута через Софию, Белград, Будапешт. Маршрут по Польше мы также немного изменили.
В результате маршрут удалось преодолеть с одной остановкой в Словакии, хотя общая его протяженность возросла примерно на 300 км. Впрочем, когда проезжаешь больше полутора тысяч километров к лишним пятиста относишься немного иначе. Система ценностей смещается в сторону скорости и простоты маршрута. Под «простотой» я в данном случае имею в виду скоростные прямые трассы с минимальным количеством поворотов и населенных пунктов. Расход топлива также приобретает ключевую роль после пары заправок на просторах старушки Европы. Ценность топлива тут ощущается сразу после первой заправки и сразу становится понятным манера езды большинства европейцев и их тяга к малолитражным автомобилям.
Дорога от побережья до Софии (трасса Бургас — София) — сплошное удовольствие от езды. Отличное качество покрытия, допустимые 130 км/ч, а ближе к столице еще и прекрасные горные пейзажи — что еще нужно. Прохождение границы между Болгарией и Сербией не отняло много времени, хотя на подъезде к пропускному пункту казалось, что застряли мы тут минимум часа на три. Дорога от Сербской границы до Ниша извилиста и пролегает либо по самому краю горного массива или в горных каньенах. Однако трудностей она не вызывает во всяком случае в светлое время суток.
По настоятельному совету друзей мы остановились пообедать в небольшом придорожном сербском ресторанчике IVAN. Находится он у самой лороги немного не доезжая Ниша. И совет, надо сказать, оправдал себя на все сто. Мы отлично отдохнули, отведали настоящей сербской плишковицы (будьте внимательны — одна порция видимо рассчитана на пару крепких мужиков), а в завершение нас снабдили, причем совершенно бесплатно, несколькими бутылками воды в дорогу. Сербы вообще очень гостеприимный народ.
После Ниша выходим на скоростную платную дорогу до Белграда. Оплата взымается на специальных постах. Общая стоимость проезда по Сербии составляет примерно 15 евро. На пропускных пунктах принимают местные динары, евро и карточки. Местами покрытие оставляет желать лучшего, но в основном дорога весьма хорошего качества. К сожалению, трасса пролегает через Белград и в час-пик движение по городу достаточно медленное, но после выезда из города снова скорость до 130 и дальше путь лежит прямо до Будапешта с остановкой на границе, разумеется.
Поначалу венгерский пограничный пункт внушает некоторое беспокойство. Въезд на территорию погарничной зоны ограничен не только стандартным шлагбаумом со светофором, но и выдвигающимися шипами. Въехать просто так в ЕС не получится. Однако сама процедура прохождения границы заняла не более получаса. Штамп в паспорте, проверка документов на авто и Üdvözöljük Magyarországon, как говорят венгры. Виньтки покупать нам нет необходимости, так как еще не истек срок действия тех, что мы приобрели на границе Польши и Словакии, а потому движемся дальше по скоростной трассе, ведущей в Словакию.
Ночью в Словацких Татрах нас застал сильнейший туман и накрыла усталость. Заранее отели мы не бронировали, рассчитывая на придорожные мотели. И очень напрасно. Мотелей очень немного, а те, что есть или полностью заняты водителями грузовиков или закрыты для ночных путников. Нашему счастью не было предела, когда в крошечном городке Giraltovce нам удалось найти ночлег в небольшой, но уютной гостинице Alfa Hotel. А утром снова в дорогу. Теперь уже с остановками только на заправку, границы и перекус. На обратный путь мы потратили примерно 14 тыс., рублей на топливо, 60 евро на гостиницу и 15 евро на оплату дороги.
Так завершился наш вояж на Черное море по западному маршруту. Стоит или не стоит повторять наш путь — решать только вам. Следует учесть, что серьезной экономии в сравнении со стоимостью авиабилетов вряд ли удастся добиться. Расходы вполне соизмеримы. Но если вы планируете не только полежать на пляже, но и посмотреть страну, то поездка на своей машине оправдана — не придется брать в аренду машину (от 35 евро в день в высокий сезон). Объем багажа, который вы можете позволить себе на своем транспорте, конечно, несоизмеримо больше того, что вам позволит провезти авиакомпания. Однако у поездки на своей машине остается один существенный минус — 5–6 дней вы проведете за рулем. Если такая перспектива не пугает, то смело загружайте свой пипилац вещами и провизией и вперед, навстречу приключениям. И читайте другие отчеты о поездках на море на своем автомобиле