Наклейка гибдд на машину
Можно ли наносить наклейки на лобовое и заднее стекло автомобиля по ПДД?
Наклейка на стекле
Прочитав ПДД единожды, многим автолюбителям кажется, что буквально каждый шаг и каждое действие на автомобиле регламентировано, разрешено или запрещено. И далеко не всегда, вероятно, это соответствует требованиям по безопасности дорожного движения. Приблизительно так обстоит дело с нанесением посторонних предметов и указателей на окна машины. В этой статье мы выясним, в каких случаях можно клеить наклейки на лобовое, боковые и заднее стёкла автомобиля, а также на кузов и фары по Правилам, какие тонкости следует учитывать при этом, какой штраф грозит за данное нарушение.
Что говорят ПДД 2021 года о наклейках на стёклах?
Итак, Правила дорожного движения имеют один общий пункт среди обязанностей водителя, и частные предписания в ряде других норм. В то же время, сами ПДД устанавливают требования вкупе с Основными положениями (далее «ОП») по допуску к дорогам автомобилей, а также Перечнем неисправностей, при которых управлять авто запрещается.
Давайте рассмотрим последовательность таких требований:
Хотя, прямого ответа на вопрос о возможности наносить конкретно наклейки на лобовое или заднее стекло нет, всё же основной посыл заключается именно в этих пунктах ПДД и связанных с ними правовых актов. А прямое решение вопроса давайте рассмотрим в каждом конкретном случае:
Но есть ряд общих запретов, которые должны быть для вас сами собой разумеющимися, но на всякий случай мы и их перечислим:
А теперь по порядку!
Можно ли клеить на заднее окно?
Да, это разрешено. Для полного ответа нам нужно выяснить, что же такое передняя обзорность, которая должна обеспечиваться по требованию законодательного акта.
На самом деле, определение содержится в Техническом регламенте, но в довольно сложной структуре таблиц и списков. Ответим прямо без лишних отсылок, что, проще говоря, передняя обзорность – это:
Таким образом, при наличии у вас зеркал заднего вида (а они есть почти на 100% современных автомобилей – имеется в виду оборудованность зеркалами, если вы их сами сняли или они повредились в результате ДТП, то это уже другое нарушение) вы имеете полное право клеить наклейки на заднее стекло машины – хоть на всё окно без шанса что-либо увидеть через него. И штрафа за это по закону в 2021 году быть не должно.
Если вместо обязательных знаков (начинающий водитель)?
А вот если вы хотите наклеить табличку в индивидуальном исполнении вместо регламентированных Основными положениями знаков, то это уже будет нарушение. Дело в том, что ОП устанавливают обязанность вешать ту или иную таблицу в тех или иных условиях, например:
Хорошая новость заключается в том, что вместе с регламентированным знаком рядом вы можете наклеить всё что угодно, в том числе индивидуально выполненную наклейку.
А, например, наклейка «Ребёнок в машине» не является обязательной по ПДД 2021 года. Поэтому вы можете установить её также в любом формате и исполнении.
Можно ли на лобовое?
Нет. Как раз лобовое стекло автомобиля входит в определение зоны обзорности, описанное выше. Поэтому устанавливать дополнительные покрытия, в том числе разного рода наклейки запрещается.
Более того, по букве законодательного акта вам нельзя даже вешать видеорегистратор или радар-детектор на ветровое окно. Хотя, на практике 2021 года штрафы за это не выписывают.
Ещё одна важная тонкость – Перечень неисправностей разрешает (Примечание к пункту 7.3) наносить прозрачную плёнку на лобовое стекло машины в верхней его части. Пункт 4.3 регламента указывает, что её ширина должна быть не больше 14 см, а светопропускание не нормируется. При этом, указывается, что это должна быть прозрачная цветная полоса плёнки. Соответственно, вопрос в том, сможете ли вы доказать остановившему вас инспектору ДПС или судье при обжаловании, что это соответствовало разрешённой по регламенту светозащитной полосе, если поклеите наклейку вверху лобового стекла автомобиля с какой-либо картинкой.
А на боковые стёкла?
Здесь всё аналогично предыдущим описанным пунктам:
На кузов
Здесь всё зависит от того, каких размеров наклейка. Вообще, наносить любые покрытия на кузовные элементы автомобиля не запрещается никаким законом 2021 года.
Однако, есть такое понятие, как цвет автомобиля, и он указывается при постановке на учёт в ГИБДД в документах: свидетельстве о регистрации и в ПТС. Если наклейка будет таких размеров, что исказит основной цвет машины, то вам, возможно, не удастся доказать сотруднику ДПС, что цвет вашего авто соответствует указанному в документах, и за это последует штраф за несвоевременную регистрацию внесённых изменений в регистрационные документы.
С другой стороны, здесь есть рабочий способ избежать штрафа – по закону вам даётся 10 дней на регистрацию изменения цвета. А вот когда началось течение этого срока – то есть когда вы наклеили наклейку, изменившую цвет транспортного средства, ни один инспектор не знает. Вам лишь достаточно сказать тому, что вы нанесли наклейку только вчера, к примеру.
На фары
На внешние световые приборы тоже нельзя клеить наклейки. Это запрещается пунктом 3.6 регламента.
Сколько штраф?
По закону штраф за наклейку в запрещённом месте – на лобовом или передних боковых стёклах – составляет 500 рублей или предупреждение.
Такое наказание положено частью 1 статьи 12.5 КоАП за общие нарушения Перечня неисправностей, для которых не установлена специальная норма ответственности другими частями этой статьи.
Впрочем, на практике вы можете столкнуться с тем, что вам сотрудник ГИБДД может выписать штраф по части 3.1 этой статьи как за тонировку. Это будет сделано с большой долей вероятности для того, чтобы выписать вместе с постановлением также и требование об устранении нарушения. О том, что это такое, вы можете прочитать в нашей статье о таком требовании за тонировку. И это незаконно, потому как по тексту части 3.1 прямо написано о плёнках и светопропускаемости. В нашем же случае речь идёт о наклейке как о предмете, ограничивающем обзорность.
Новый повод для лишения прав: в зоне риска автомобилисты с наклейками
Отделы по борьбе с женщинами, аквариумами и даже лежачими полицейскими — на дорогах хватает машин с провокационными надписями и раскраской под оперативные службы. Так, резонансную аварию с летальным исходом в Москве недавно устроил водитель черного BMW с наклейкой «отдел по борьбе с тишиной» и номерами спецслужб по бортам. Встречаются и более провокационные надписи, напрямую оскорбляющие сотрудников полиции. Юристы предупреждают, что такой способ самовыражения вовсе не является безобидным.
Водитель черной затонированной Toyota Camry c красной наклейкой «отдел по борьбе с мусорами» создал на дорогах Самары настоящий переполох. Машину, внешне напоминающую автомобиль Следственного комитета РФ и несущую оскорбительную надпись в адрес сотрудников полиции, увидели инспекторы ГИБДД. В задержании водителя приняли участие сразу три патруля, что можно понять из видео, которое опубликовал сам задержанный в соцсетях.
Водитель рассказал, что инспекторы сначала отправили его на медосвидетельствование, затем якобы пытались составить на него протокол за оскорбление представителей власти (по ст. 319 УК такое деяние наказывается штрафом 40 тыс. рублей, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до года).
Также сотрудники ГИБДД хотели лишить водителя прав по ч. 6 ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством, на наружные поверхности которого незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб». За такое деяние можно остаться без прав на срок от года до полутора.
Однако в итоге, по словам автомобилиста, на него составили лишь протокол за неправильную тонировку. При этом на кадрах задержания видно, что инспектор берет показания автомобилиста именно о том, как задержанный ехал за рулем машины с цветографическими схемами автомобиля оперативных служб.
Сам водитель назвал такое поведение «экспериментом», а инспекторы ГИБДД в профессиональных анонимных сообществах уже поделились, что этот случай уже начали разбирать в региональных отделениях. Autonews.ru направил запрос в ГУ МВД России по Самарской области с тем, чтобы разъяснить ситуацию.
Нанесение на автомобиль изображений, даже отдаленно похожих на маркировку спецтранспорта, например на машины ГИБДД, скорой помощи, МЧС, Следственного комитета и так далее, является незаконным. Именно так трактует КоАП адвокат Дмитрий Зацаринский. По его словам, водитель маскирует свой автомобиль под машины спецслужб, чем вводит окружающих в заблуждение. Водители, например, могут начать экстренно уступать дорогу, провоцируя аварийные ситуации.
«Если инспектор зафиксирует такое нарушение, то без проблем может составить протокол — это серьезное нарушение», — считает адвокат.
Его коллега Станислав Дроботов также считает, что оклейка гражданских автомобилей в стиле различных российских спецслужб может сбить с толку окружающих. А если водитель такого транспорта еще и нарушает ПДД, это может негативно отразиться на имидже всей спецслужбы.
«Люди, ожидающие помощи, могут негативно воспринять ситуацию, если, к примеру, водитель на машине МЧС проедет мимо их аварии, — говорит Дроботов. — Есть все основания наказать водителей такого «спецтранспорта», даже если наклейки ассоциируется с госорганами лишь отдаленно. Так, для всех видов ливреи существуют определенные ГОСТы — надписи должны быть определенного размера, цвета, иметь световозвращающие свойства. И если водитель на суде скажет, что наклейки заметно отличаются от установленных в законодательстве, это не будет считаться аргументом — судьи прекрасно понимают, в каких целях водители решают нанести на борта такие надписи».
Эксперт считает, что наказание за езду на таких автомобилях установлено вполне обоснованное. Однако, по его мнению, могут быть сделаны и исключения. Адвокат вспоминает случай из своей практики, когда автомобилиста лишили прав за управление автомобилем, похожим на машины американских полицейских. У нее был кузов темно-синего цвета с белыми вставками и большая надпись Police.
«У нас в ГОСТах для спецслужб нет таких автомобилей, они не похожи на машины, которые пользуются у нас преимуществом, и люди прекрасно понимают, что американские полицейские у нас не могут ездить по дорогам и пользоваться преимуществом, — рассказал Дроботов. — Возможно, это был автомобиль для шоу».
Кроме того, говорит юрист, за рулем может оказаться не собственник, а вписанный в доверенность человек, которому нужно срочно куда-то ехать: «Он мог даже не знать о таких наклейках или не задумываться, что это незаконно. Поэтому в таком случае я бы не лишал прав, а ограничивался бы штрафом или предупреждением».
В свою очередь, адвокат Александр Леманн считает, что привлекать автомобилистов к ответственности в таких случаях можно, только если оклейка максимально близка к ГОСТу, а названия спецслужб соответствуют настоящим.
«В противном случае я бы нашел множество аргументов в суде в пользу водителя, — заявил Леманн. — Водитель может писать на автомобиле что угодно, у нас это не запрещено, если только наклейка не повторяет названий реальных служб. У нас же нет службы по борьбе с тишиной, за что тут наказывать? А если надпись ненастоящая и только похожа — это не доказательство вины, мало ли, кому что показалось. В юриспруденции нет понятия «похоже».
Леманн признает, что ситуация с такими наклейками непростая. Особенно в случае, когда они оскорбляют сотрудников правоохранительных органов. Адвокат уверен, что задержать и провести подробную проверку водителя решит каждый увидевший такую машину инспектор ГИБДД. «Инспекторы в таком случае принципиально составят протокол и постараются доставить максимум неудобств водителю за такое вызывающее поведение. Но есть ли тут юридический состав — спорная тема», — рассуждает эксперт.
Слова Леманна подтверждают рассказы очевидцев, которые на протяжении нескольких последних лет видят в своем дворе в Санкт-Петербурге белый автомобиль с синей полоской и надписью «отдел по борьбе с усатыми женщинами». Они утверждают, что такие надписи у инспекторов вызывают лишь улыбку.
В том, что установка «мигалки» любого формата должна вести к лишению прав, эксперты сошлись единогласно. При этом не важно, прикрутил водитель настоящее оборудование или только похожее. Ведь другие автомобилисты не смогут определить происхождение спецсигнала. Но если «люстра» оказалась настоящей, прав лишат на срок от полутора до двух лет. А если водитель просто установил маячки красного цвета, то наказание будет мягче — лишение на срок от шести месяцев до года. Оборудование подлежит конфискации в обоих случаях.
Также согласно ст. 12.4 КоАП незаконная установка спецсигналов, равно как и нанесение цветографических схем оперативных служб, влечет для граждан штраф в размере 5000 руб., для должностных лиц — 20 тыс. рублей, а для юридических лиц — 500 тысяч рублей. Как уточнил Леманн, речь тут идет именно о выполнении работ по установке такого оборудования, но на практике такое нарушение доказать довольно трудно.
Допы, из-за которых ГИБДД не поставит машину на учет. Список и объяснение
Автомобилисты, которые доработали свою машину, часто сталкиваются с проблемами во время регистрации в ГИБДД. Инспектор отказывает в постановке на учет и отправляет писать заявление на внесение изменений в конструкцию. После чего собственники вынуждены ехать в лабораторию — проходить испытания и получать документы.
Причем часто речь идет не о гаражных кенгурятниках и спойлерах, чип-тюнинге мотора и изменениях в тормозной системе. Проблемы возникают даже из-за сертифицированных декоративных накладок на кузов и дисков другого размера. Нередко отказывают даже из-за оборудования, которое устанавливают официальные дилеры при покупке машины. Autonews.ru выяснил все нюансы про допы и узнал, почему из-за них возникают проблемы.
«Все это просто украшение кузова»
Первые сложности с регистрацией автомобилей, на которые в дилерских центрах ставят кузовные стайлинг-пакеты, начались пять лет назад. Тогда ГИБДД массово начала отказывать автомобилистам в регистрации таких машин и отправлять их в лабораторию за подтверждением безопасности в связи с внесением изменений в конструкцию. Дилеры столкнулись с тем, что готовые машины с сертифицированными допами уезжали от дилера, а потом получали проблемы с постановкой на учет. Тогда компании по установке дорогого европейского тюнинга начали помогать клиентам получать сертификаты в специальных лабораториях. Об этом Autonews.ru рассказал руководитель такой компании, пожелавший не называть своего имени.
«Первые проблемы возникли с дисками, аэродинамическими комплектами, накладками на капот, зеркалами и спойлерами, которые, к слову, не выходят за габариты автомобиля и никак не влияют на его безопасность. Все это просто внешнее украшение кузова», — рассказал поставщик допоборудования для дилеров.
При этом из-за нестыковок в документах (административный регламент МВД и техрегламент Таможенного союза) владельцев таких машин ждет серьезный квест. Дело в том, что внесение изменений в конструкцию автомобиля можно инициировать только когда машину уже начали эксплуатировать. А момент «эксплуатации» наступает не в момент выдачи ПТС, а только после регистрации автомобиля в ГИБДД. То есть фактически клиент, купивший, например, автомобиль с дисками большего размера у дилера, не может внести изменения в конструкцию. Сначала он должен купить машину в заводском состоянии, поставить ее на учет в ГИБДД и уже после вернуться к дилеру за понравившимися дисками.
Оборудование, из-за которого машину не поставят на учет | ||
Оборудование | Что говорит производитель | Что говорят в ГИБДД |
Декоративные накладки на кузов, включая зеркала и спойлеры | Официально сертифицировано в ЕС, не влияет на безопасность | Изменения в конструкции, которые нужно проверять в лаборатории |
Насадка на выхлопную трубу | Не меняет конструкцию, не влияет на экологический класс | Меняет конструкцию, меняет экологический класс |
Диски большего размера | Допустимы автопроизводителем и НАМИ согласно ОТТС | Не указаны на самом кузове, значит не испытаны |
Нештатный бампер | Официально сертифицировано в ЕС, не является частью силовой конструкции кузова, безопасно | Изменения в конструкции, которые влияют на безопасность кузова |
Дополнительный свет | Официально сертифицировано, не влияет не безопасность | Изменение конструкции, влияющее на безопасность |
Доработанная внедорожная подвеска | Официально сертифицирована в ЕС под конкретные марки и модели | Изменения конструкции, влияющие не безопасность |
«Многих клиентов эта процедура отпугивает. Для производителей серийного тюнинга ситуация патовая. Если поставить в ряд пять одинаковых автомобилей с нашим тюнингом, то они все будут идентичны. Но меня каждый раз заставляют проходить процедуры внесения изменений в конструкцию для каждого конкретного VIN-номера», — жалуется предприниматель.
По его словам, самым нелогичным является то, что ГИБДД регистрирует машины с опасным гаражным оборудованием, которое не видно человеческому глазу, а машины с европейскими сертифицированными карбоновыми накладками на кузов отправляют в лаборатории.
Декоративный бампер попал под запрет
Представители рынка тюнинга и стайлинга удивляются тому, что даже четкие определения конструкции автомобиля, указанные в документах, не могут повлиять на отказ в регистрации от ГИБДД. Например, в техрегламенте определение бампера дается как часть внутренней силовой конструкции кузова. А то, что люди в обиходе называют бампером, на самом деле — облицовка. Но в ГИБДД, несмотря на документы, считают иначе: машины с такими допами уезжают в лабораторию.
«Когда люди покупают китайские бамперы, никому до этого нет дела. А когда это дорогой декоративный бампер европейской фирмы — тогда есть вопросы. Сейчас нашим клиентам уже в автосалоне бренда предлагаем комплект документов для внесения изменений в конструкцию. На дорогах катается такое количество дичи, которое не идет ни в какое сравнение с серийным сертифицированным европейским и японским тюнингом. Когда мы это видим, то становится жалко своих сил и денег на эти бумаги и испытания», — пожаловался собеседник Autonews.ru.
По словам предпринимателя, чиновники и МВД не хотят сделать единую процедуру, позволяющую честным игрокам рынка пройти регистрацию прозрачно и просто.
«Сейчас для клиента это уже упирается в четыре визита в разные инстанции. Каждый раз нужно отстоять в очереди и, как правило, заехать на площадку. Удовольствия тут мало», — добавил источник.
Странные истории с дисками
Самые частые проблемы во время регистрации возникают у автомобилей с дисками, размер которых больше заявленной цифры на наклейке в проеме двери. Производители называют это правовым нигилизмом на местах со стороны сотрудников ГИБДД. Дело в том, что обычно в основном документе описания автомобиля (ОТТС) четко прописан применимый размер резины. Например, для Toyota Land Cruiser это 285/60 R18 или 285/50 R20. То есть производитель и НАМИ указывают, что допустимо ставить диски диаметром от 18 до 20 дюймов.
Как правило, эта информация дублируется на наклейках в проеме двери. Но на базовых версиях автомобиля в наклейке двери указаны только R18. И как только собственник приезжает в ГАИ на 20-х колесах, у него возникают проблемы. Для инспектора ГИБДД, как правило, наклейка на кузове важнее официальной документации института НАМИ и компании Toyota. Такие же ситуации возникают и у моделей других марок.
Где искать одобренные допы
Некоторое время назад в Youtube появились ролики, где юристы рассказывали, как купить машину без навязанных дилерских допов. Речь шла, например, о нештатной сигнализации, защите картера и сетке на решетке радиатора. Клиентам предлагали взять машину с допами, рассказать о них во время регистрации инспектору в ГИБДД, получить письменный отказ в постановке на учет из-за внесения изменений в конструкцию, и затем поехать к дилеру и вернуть деньги за допы, сняв их. Autonews.ru отправил запрос в МВД, где попросил указать, действительно ли дилерские допы могут стать причиной отказа в регистрации.
Представители МВД в ответе указали, что дилер может вносить такие изменения в конструкцию, так как является уполномоченным представителем автомобильной компании-производителя.
«Данные о заявленной изготовителем конструкции должны быть основаны на официальной информации, которая содержится в одобрении типа транспортного средства, руководстве по его эксплуатации либо может быть получена из источников, обладающих официальной информацией об автомобилей, в случаях отсутствия указанных документов.
К таким источникам могут быть отнесены: изготовитель автомобиля, представитель изготовителя или иное уполномоченное ими лицо (например, официальный дилер), а также орган по сертификации или испытательная лаборатория. Таким образом, установка дополнительного оборудования не является внесением изменений в конструкцию», — объяснили в МВД России.
Как раз после этого к Autonews.ru обратились представители компаний, специализирующихся на установке допоборудования, с просьбой разъяснить, чем их доработки, сертифицированные автопроизводителями, отличаются, например, от установки защиты картера.
«Идеальный пример — это компания Jaguar Land Rover. Есть модель Discovery, у которой допы внесены в ОТТС, и это огромный список. Можно ставить кенгурятники и лебедки официально, это допущено автопроизводителем. Если брать логику ГИБДД, то сертифицированный тюнинг у дилера — это тоже дилерские допы», — возмутился один из представителей отрасли.
Как гаишники штрафуют водителей за наклейки на машине
Начнем с того, что вас накажут на 5000 рублей, если вам взбредет в голову самовольно, без соответствующих оснований, украсить свою «ласточку» знаком «Инвалид» или специальными цветографическими схемами такси (пункт 4.1 статьи 12.5 КоАП). А если вы решили самостоятельно замаскировать ее под спецтранспорт — полицию, «скорую помощь», МЧС, ФСО или любую другую оперативную службу, то у вас будет верный шанс расстаться с «правами» на полтора года (пункт 6 статьи 12.5 КоАП).
Разместив на кузове своей машины рекламные наклейки с использованием чужого товарного знака без соответствующей документации, вы подвергнитесь штрафу в размере 10 000 рублей. Но речь уже идет не о ПДД, а о пункте 1 статьи 20 Федерального закона «О рекламе», который гласит, что размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с его собственником. Так что не каждый таксист имеет право просто так забрендировать свое авто с помощью наклеек «Яндекс.Такси».
Если вы хотите выделиться и украсить свою машину понравившимся изображением, то главное, чтобы его содержание не нарушало российское законодательство.
А кроме того, не стоит злоупотреблять наклейками со светоотражающими элементами, поскольку сотрудник ГИБДД их может квалифицировать как световые приборы. Пункт 3 статьи 12.5 КоАП запрещает управление транспортным средством, у которых режим работы световых приборов не соответствует установленным требованиям и предусматривает за это лишение «прав» на целый год.
Имейте в виду, что любые стикеры не стоит наклеивать на лобовое и передние боковые стекла автомобиля: пункт 7.3 «Перечня неисправностей при которых запрещается эксплуатация ТС» запрещает ездить на машинах, если на них «нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя». К тому же, «Технический регламент Таможенного союа» гласит, что светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%. В обратном случае, в соответствии с пунктом 1 статьи 12.5 КоАП, предусмотрен штраф в размере 500 рублей.
И, конечно, вас ждут более серьезные санкции, если вы заклеите регистрационные номера — лишение «прав» на три месяца (пункт 2 статьи 12.2 КоАП).