Намаз в дороге как совершать в машине
Как совершать намаз путешествуя на транспорте?
Самым важным предписанием является исполнение ежедневной пятикратной молитвы. Именно от исправности и полноценности этого поклонения во многом и будет зависеть состояние верующего в вечном мире. Ибо в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: «Первое, за что будут отчитывать в Судный день раба – это молитва. И если она окажется исправной, то раб спасётся и преуспеет, а если нет – потерпит крах и убыток» («Канзуль-уммаль», № 18877).
إن أول ما يحاسب به العبد يوم القيامة من عمله الصلاة فانصلحت فقد أفلح وأنجح ، وإن فسدت فقد خاب وخسر
Пропускать молитву может только глупец, ибо здравомыслящий человек никогда не пойдет на столь большой риск– на риск оказаться в аду! Но даже те, кто исправно исполняют намаз, порой оставляют его во время поездки: одни, чтобы «не утруждаться» в поездке, другие из-за незнания того, как её совершать на транспорте, когда нет таких же условий, как дома. И так, что делать с молитвой в поездке, как её совершать?
Дальняя поездка
1. Сократить 4-х ракаатные молитвы;
2. Объединить молитвы.
К примеру, если наступило время молитвы и Вы еще не сели на транспорт, Вам следует воспользоваться своим правом и совершить омовение, а затем и оба намаза (обеденный и послеобеденный или вечерний и ночной) на вокзале или в аэропорту. А если время очередной молитвы наступит, когда Вы уже будете на борту транспорта, можно воспользоваться этим же правом и перенести молитву на время следующей молитвы и совершить их обе по прибытию в пункт назначения.
Близкая поездка или несовместимость молитв
О совершении намаза в машине, самолете и прочем транспорте
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Этот вопрос по сей день остается актуальным, так как заключение выносится по аналогии с заключением, вынесенным в первые годы Ислама, касательно возможности совершения намаза на вьючном животном или на корабле.Касательно этого вопроса в книгах по фикху имеются следующие риваяты.
Аляуддин ас-Самарканди в своей книге Тухфату’ль-Фукаха говорит следующее:
a) Намазы фард: Разрешение совершать намазы фард верхом на животном имеет два условия:
В особенности, если человек в силах спешиться, должен совершить намаз стоя и жестами, без поклонов. Если же после спешивания он не может стоять на ногах, тогда должен совершать намаз сидя. Ну а если не может совершать намаза сидя, пусть спешится и сделает это жестами.
Как третье условие отмечено, что необходимо остановить животное, на котором едешь, и направить его к кыйбле. Таким образом, не следует откладывать фард намазы, не имея на то необходимости. И нужно избегать противоречащие намазу ситуации, дела.
Вдобавок к вышесказанному о фард намазах, совершаемых верхом, также имеются два важных момента.
Первое: если не имеется препятствующей уважительной причины, допускается совершение фард намаза, не останавливая движущееся животное, на котором едешь.
Второе: если имеется возможность, нужно направиться к кыйбле. В противном случае намаз не будет истинным.
Соответственно: человеку, вынужденному совершить намаз верхом, например, по причине угрозы врага, допускается не остановливать животное и не направляться к кыйбле. Также, начав намаз в таких обстаятельствах, то есть, произнеся начальный такбир (прославления Аллаха), не требуется соблюдение условия направления к кыйбле.
Но человеку, вынужденному совершить намаз верхом по причине нахождения в грязном и болотистом месте, необходимо животное, на котором он едет, остановить и по мере возможности направить к кыйбле.
b) Намазы ваджиб; ситуация аналогична с фард намазами. Намазы, которые было обещано совершить (назир), не находясь верхом на животном; намазы, ставшие ваджибом из-за того, что были начаты как нафиль, находясь на земле, и не закончены; искупительные земные поклоны (саджда-и тиляват), являющиеся ваджибом, совершаемые на земле. Если все эти перечисленные случаи являются ваджибом для совершения верхом, то допускается выполнение их верхом на животном. Согласно мнению Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), чтобы намаз витр стал ваджибом, необходимы эти два условия, а также для возможности совершения витр намаза верхом. По мнению Имама Абу Йусуфа и Имама Мухаммада (да смилостивится над ними Аллах), в случае отсутствия этих двух условий, по причине подтверждения суннатом, не дозволяется совершать намаз верхом на животном. Опять же по преданию Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), переданному Хашан б. Зиядом, не допускается совершение утреннего суннат намаза верхом людьми, не имеющими уважительной причины, позволяющей это сделать. Потому что суннат утреннего намаза близок к ваджибу, то есть суннат, подтвержденный в значении ваджиба.
c) Намазы нафиль. Эти намазы можно совершать верхом, находясь вне города, независимо от того имеется необходимость или нет [1]. Совершать намаз нафиль верхом, находясь в городе, не допустимо. Но Имам Абу Йусуф (да смилостивится над ним Аллах) передает допустимость, поддерживая одобрение в данном вопросе[2].
a) Если судно находится на причале в порту, намаз необходимо совершать так же, как и на земле по всем правилам, направившись к кыйбле и с кыямом, всеми поклонами (рукуг и саджда).
b) Когда судно находится в движении, необходимо уточнить время: в случае, если судно должно пристать к берегу, а время намаза не истечет, нужно дождаться схода на берег.
Несмотря на это, если человек не спустится на берег или же спуск невозможен, проблему можно рассмотреть в трех видах:
После всех этих случаев, причин и условий, можно судить о совершении намаза в автомобиле. Известно, что осторожность, предусмотрительность (ихтият)– это предпочтительная причина, из-за которой на людей не возлагается чрезмерное затруднение и стеснение в поклонениях. Даже в местах, суждение о которых сомнительно, осторожность достигнет степени категоричности. В этом случае, давайте поделим намаз, совершаемый в машине, на две части:
Необходимо обратить внимание на то, что следует действовать с осторожностью в местах, где возникает сомнение. Таким образом, совершив намаз по мере возможности в таких ситуациях, нужно будет восполнить этот намаз, если возможность восполнения появится раньше, чем выйдет время. В противном случае намаз должно будет восполнить с осторожностью. Истина известна только Аллаху.
[1] Некоторые в этом вопросе, обратив внимание на хадис, в котором говорится о соблюдении разрешения в пути (путешествии), не разрешают совершать намаз верхом на животном без уважительной причины тем, кто не находится в пути. Но истинное допустимо. Большинство факихов придерживаются этого мнения. (Алауддинас-Самарканди,Тухфату’л-Фукаха). Поэтому частность причины водопоя, указанного в хадисе, не требует общего суждения.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Полезная статья? Будем признательны за репост на Facebook!
Намаз в пути
Общие положения
Если человек выезжает из дома в другой населенный пункт или местность, расстояние до которых составляет более чем 90 км (примерно), то он считается «путником» (мусафир) и имеет право: объединить вторую молитву с третьей и четвертую – с пятой; не соблюдать обязательный пост (ураза) с последующим обязательным восполнением пропущенных дней; не посещать пятничную проповедь; не совершать пятничную молитву и т.д.[1] Объединенные молитвы совершаются в течение одного общего промежутка времени: с начала времени второй молитвы до окончания времени третьей и с начала времени четвертой – до окончания времени пятой молитвы[2]. Что касается своевременности, то путник может совершать молитвы-намазы в положенное для них время, то есть не объединяя вторую с третьей и четвертую с пятой, или – на стыке времен[3].
Кроме того, те молитвы, которые состоят из четырех ракяатов, сокращаются до двух, то есть молитвы Зухр, ‘Аср и ‘Иша’[4]. Сокращать и объединять молитвы можно только после выезда за пределы города (населенного пункта)[5].
Путник пользуется каноническими облегчениями ритуальной практики до тех пор, пока не определится со сроком своего возвращения и пока остается вероятность в любой момент покинуть место временного пребывания, даже если в таком ожидании пройдут месяцы[6].
Относительно возможности воспользоваться облегчениями в случае, когда отправившийся в путь изначально знает сроки своего возвращения, среди богословов существует несколько мнений.
Теологи ханафитского мазхаба утверждают: «Человек с первого же дня перестает пользоваться облегчениями путника в том случае, если он прибыл к месту своего назначения и намеревается остановиться там на пятнадцать или более суток. Если путешественник (мусафир) собирается остаться на срок менее пятнадцати дней, то он пользуется всеми каноническими облегчениями»[7]. В качестве одного из аргументов они приводят слова Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара: «Если ты заходишь в город (селение), являясь путником (мусафиром), и имеешь намерение остаться там на пятнадцать дней, то ты должен совершать молитвы в полном объеме. Если же ты не знаешь о времени отбытия из данной местности, то [до тех пор, пока ты в состоянии неведения] читай молитвы в сокращенной форме»[8].
Шафиитские ученые считают, что «если путник собирается остановиться в каком-либо месте на четыре дня, то он совершает молитвы в полном объеме, а если менее четырех дней – сокращает их и пользуется облегчениями. День прибытия и день отбытия в счет не берутся»[9].
Отсутствие в Сунне Пророка четких указаний по данному вопросу привело к появлению среди богословов различных мнений, основанных не на прямых, а на косвенных аргументах из пророческого Предания.
Намаз в пути – сокращать или нет?
Отметим, что сокращение с четырех ракяатов фарда до двух обосновано кораническим текстом, достоверной сунной и абсолютным согласием ученых (иджма‘).
Обязательно ли путнику сокращать эти молитвы-намазы? Имеет ли он право самостоятельно выбрать для себя наиболее приемлемое (сократить до двух или совершить все четыре ракяата)? Отвечая на этот вопрос, мусульманские ученые акцентировали внимание на разных достоверных хадисах, в результате чего появились следующие мнения:
1. Обязательно сокращать. Так говорят богословы-ханафиты. Среди аргументов в пользу именно такого практического подхода они приводят достоверный хадис от ‘Аиши: «Молитва-намаз поначалу была обязательной в два ракяата. Для путника так в два и осталась, а относительно места постоянного пребывания – дополнилась до четырех»[10]. Аналогичный хадис был передан и Ибн ‘Аббасом[11].
2. Ученые шафиитского мазхаба говорят о том, что сокращение молитв в пути является дозволенным. Человек сам может выбрать наиболее приемлемое для себя, но лучше сократить до двух, нежели совершить в полной форме. Приоритетно именно сокращение до двух по той причине, что Пророк, а также праведные халифы, являясь путниками, всегда сокращали четырехракяатные молитвы.
Намазы-сунны в пути
Великий ученый, имам ан-Навави, сказал: «Поистине, сошлись мнения богословов в том, что дополнительные молитвы, совершаемые по желанию (нафиля), являются желательными (мустахаб) как в обычные дни, так и в пути. Однако в отношении желательности прочтения тех молитв сунны, которые сопровождают обязательные ежедневные фарды (раватиб), мнения разошлись. Так, Ибн ‘Умар и некоторые другие ученые не совершали их. Однако имам аш-Шафи‘и и большая часть ученых высказали мнение о желательности их совершения (мустахаб)»[12]. Аргументируют они это тем, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) неоднократно совершал в пути молитвы-сунны, сопровождающие фард (раватиб). В качестве второго аргумента эти ученые приводят сравнение со свободными дополнительными молитвами сунны (нафиля): если мнение едино в отношении их желательности (о чем было сказано ранее), то и сопровождающие молитвы (раватиб) тем более должны оставаться желательными.
В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима приводится хадис Ибн ‘Умара, в котором он говорит: «Я сопровождал Божьего посланника. В пути он (да благословит его Аллах и приветствует) всегда совершал не более двух ракяатов[13]. Так же поступали Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман»[14].
Имам ан-Навави сказал относительно последнего хадиса следующее: «Возможно, Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал сопроводительные ракяаты сунны (раватиб) в своем шатре, по причине чего Ибн ‘Умар этого не видел. Также возможно, что Пророк иногда не совершал их для того, чтобы указать на дозволенность несовершения их в пути»[15].
Богословы ханафитского мазхаба считают, что «путешественник, в отношении которого действительны канонические облегчения, может совершать молитвы-сунны (раватиб), если находится в обстановке безопасности и спокойствия (то есть находится не в дороге, а где-то остановился на время, в течение которого пользуется канонически облегченными нормами). В противном случае он их не совершает (желательность аннулируется сложностями пути, затруднениями и т.п.)»[16].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 321.
[3]Подробнее см. материал «Объединение молитв в затруднительных ситуациях».
[4]Если вы движетесь по Земле [путешествуете], то нет на вас греха в сокращении молитвы, если боитесь вы [зла или вреда] со стороны безбожников» (см.: Св. Коран, 4:101). У сподвижника Пророка, халифа ‘Умара, спросили: «В аяте сказано: «если боитесь вы [зла или вреда] со стороны безбожников», а сейчас таких опасений нет. Так как же быть с сокращением молитв во время путешествий?» ‘Умар ответил: «Меня тоже волновал этот вопрос, я спросил у Пророка, и он ответил: «Это [сокращение молитв] – милостыня от Господа. Примите же Его милостыню [то есть, путешествуя, сокращайте молитвы, несмотря на то, есть опасность в дороге или нет]» (хадис от Я‘ля ибн Умайя; св. х. Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др.). Также достоверно известно, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не читал более двух ракяатов молитвы [четырехракяатные молитвы сокращал до двух] во время путешествий» (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 212, хадисы № 1154, 1155.
[5]См., например: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 467; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 121; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 324.
[6]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 325.
[7]См., например: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 481.
[8]См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 80; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 483.
[9]См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 488, 489.
[10]См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 4. С. 77, хадис № 350; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 611, хадис № 350.
[11]См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 272, хадис № 687.
[12]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 348, 349; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1371.
[13] За исключением четвертой обязательной молитвы (Магриб). Она во всех случаях совершается в три ракяата, о чем упоминается в других достоверных хадисах. См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 77.
[14]См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7. С. 209, хадис № 1102; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 734, хадис № 1102; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 273, хадис № 689.
[15]См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 349; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1372.
[16]См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 131.
Если же говорить о посте, то для путника, имеющего возможность держать пост, приоритетным, по мнению всех мусульманских ученых, является именно его соблюдение. Подтверждением тому – текст Священного Корана: «Но если вы будете поститься [например, путник, которого не затруднит пост в пути], это – наилучшее для вас, если бы вы только знали!» (см.: Св. Коран, 2:184).
Намаз путника по сунне: как сокращать, совмещать намазы, кто считается путешественником
Намаз мусульманина отправившегося в путь имеет два облегчения дарованных Всевышним, которых нет в других намазах – сокращение намаза и объединение намазов.
Сокращенный намаз
Доказательство дозволенности сокращения намаза
Что касается сокращения намаза, то это является дозволенным, опираясь на Коран, Сунну и Иджмаъ (единогласное мнение ученых). В Священном Коране, в 101-м аяте суры ан-Нисаъ, говорится: «وَإِذَا ضَرَبْتُمْ فِي الْأَرْضِ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَنْ تَقْصُرُوا مِنَ الصَّلَاةِ إِنْ خِفْتُمْ أَنْ يَفْتِنَكُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا » «Когда вы путешествуете по земле, то нет на вас греха в сокращении вами намаза если вы боитесь фитны от неверных». Что касается Сунны, то пришло много хадисов о том, что Пророк (с.а.с.) сокращал намаз. Передается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «صَحِبْتُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم، فَكَانَ لَا يَزيدُ فِي السَّفَرِ عَلَى رَكْعَتَينِ، وَأَبَا بَكْرٍ وَعُمَرَ وَعُثْمَانَ كَذَلِكَ رَضِيَ اللهُ عَنهُمْ» – «Я сопровождал ( в пути) Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он не совершал в пути более двух ракаатов. И также делали Абу Бакр, Умар и Осман, да будет доволен ими Аллах». Сахих Бухари, Стр. или номер хадиса 1102.
Какие намазы можно сокращать
Сокращать в пути можно только намазы в четыре ракаата, т.е. дневной (зухр), послеполуденный (аср) и ночной (ишаъ). Нельзя сокращать утренний (субх) и вечерний (магриб) намазы.
Сокращение намаза обязательно или нет
По мазхабу Абу Ханифа сокращение намаза в пути является ваджибом. Поэтому четырехракатные обязательные молитвы в пути надо совершать в два раката. Если совершить по забывчивости больше, то надо сделать в конце намаза суджуду-сахва (два земных поклона перед саламом). Если же совершить умышленно четыре ракаата, то если молящийся сидел после второго ракаата отрезок времени, за который можно прочитать молитву ат-ташаххуд, то молитва считается действительной. При этом последние два ракаата будут считаться желательными. Однако молящийся совершает при этом грех. Если же он не сидел после второго ракаата отрезок времени, за который можно прочитать молитву ат-ташаххуд, то молитва считается не действительной.
Условия сокращения намаза
Ученые выделяют следующие условия сокращения номаза:
Расстояние на котором можно сокращать намаз
Совершение намаза путником за не путником и наоборот
Также ученые сошлись в том, что можно совершать и не путнику намаз за путником. Имаму, являющемуся путником желательно перед намазом сообщить об этом молящимся за ним. Если же он забыл это сделать до намаза, то желательно сказать об этом после салама, чтобы не ввести в заблуждения молящихся за ним не путников. Доказательством этого является хадис, переданный Ахмадом, Абу Даудом и ат-Тирмизи, где говорится, что Пророк (с.а.с.) будучи путником молился с людьми в Мекке, а после молитвы сказал людям: » يا أهلَ مكَّةَ قُومُوا فَصَلُّوا رَكْعَتَينِ أُخرَيَينِ؛ فَإنَّا قَوْمٌ سَفْرٌ» – « О жители Мекки, встаньте и сделайте еще два ракаата, поистине мы путники».
Если же имам по забывчивости, начнет встать на третий ракаат, то молящиеся за ним предупредят его, говоря громко «субхоналЛах».
Пропущенный в пути намаз
Кто пропустит намаз в пути, восполнит его в два ракаата, без разницы находится ли он в пути или дома. А кто пропустит намаз дома восполнит его в четыре ракаата, без разницы находится ли он дома или в пути.
Возможность сокращать намаз отпадает, если путник имеет намерение остаться в определенном месте 15 полных дней подряд, или более 15-ти.
Объединенный намаз
Большинство ученых сошлись во мнении о дозволенности объединения намазов. Объединять можно дневной намаз с послеполуденным и наоборот, вечерний намаз с ночным и наоборот. Утренний намаз объединять нельзя.
Доказательство дозволенности объединения намаза
Дозволенность объединения намазов закрепляется в хадисах, пришедших на эту тему. Так, передается что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«كَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم إذَا رَحَلَ قَبْلَ أَنْ تَزِيغَ- تَمِيلَ ظُهْرًا- الشَمْسُ، أَخَّرَ الظُّهْرَ إِلَى وَقْةِ الْعَصْرِ، ثُمَّ نَزَلَ يَجْمَعُ بَيْنَهُمَا ، فَإِنْ زَاغَتْ قَبْلَ أَنْ يَرْتَحِلَ صَلّى الظُّهْرَ، ثُمَّ رَكِبَ.» «Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправлялся в путь прежде чем солнце склонялось ко времени дневного намаза, он отодвигал дневную молитву ко времени послеполуденной, затем останавливался и совершал обе молитвы объединенными. Если же солнце склонялось ко времени дневного намаза прежде чем он выедет в путь, то он совершал дневную молитву и затем отправлялся». Хадис передали имамы Бухари и Муслим. От Муаза, да будет доволен им Аллах, передается следующий хадис: «أَنَّ النّبِيَّ كَانَ فِي غَزْوَةِ تَبُوك إِذَا ارْتَحَلَ بَعْدَ الْمَغْرِبِ عَجَّلَ الْعِشَاءَ فَصَلَّاهَا مَعَ الْمَغْرِبِ». «Когда Пророк (с.а.с.) был в газавате Табук если он отправлялся в путь после вечерней молитвы, то переносил ночную молитву к вечерней и совершал их вместе». Хадис передали имам Ахмад, Абу Дауд и ат-Тирмизи.
Однако по мазхабу Абу Ханифа нельзя объединять молитвы, кроме как в день Арафат для паломников можно объединить послеполуденный с дневным намазом, а также во время ночевки в долине Муздалифа можно объединить вечерний намаз с ночным. Доводом здесь приводится хадис о том, что Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал:»والَّذِي لَا إلَهَ غَيْرُهُ، مَا صَلَّى رَسُولُ الله صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم صَلَاةً قَطُّ إِلَّا لِوَقْتِهَا، إِلَّا صَلَاتَيْنِ، جَمَعَ بَيْنَ الظُّهْرِ وَالْعَصْرِ بِعَرَفَةِ، وَبَيْنَ الْمَغْرِبِ وَالْعِشَاءِ بِجَمْعِ (الْمُزْدَلِفَةِ).» «Клянусь Тем, кроме кого нет бога, не совершал молитву Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда кроме как в свое время, за исключением двух молитв – он объединил дневную и послеполуденную на Арафате и вечернею и ночную в Муздалифе». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.
Объединение намазов по трем мазхабам
Маликитский мазхаб
Причины и условия объединения намазов
Намазы можно объединять по следующим причинам:
Шафиитский мазхаб
Причины и условия объединения намазов
Намазы можно объединять по причине пути, дождя (снега) и хаджа.
Во время дождя (снега) намазы объединять можно только путем переноса второго намаза к первому (например, послеполуденного к дневному). Это объединение дозволено при совершении намаза джамаатом в мечети, которая находится далеко от этого человека.
Что касается объединения намазов в пути, то их можно объединять как с переносом первого намаза к следующему так и наоборот, т.е. дневной намаз к послеполуденному, послеполуденный к дневному, вечерний – ночной, ночной вечерний. Путь должен быть длинным – 81км.
Однако для этого есть ряд условий. Чтобы совершить объединенный намаз с передвижением последующего намаза к предыдущему нужно соблюсти шесть условий:
Если же намаз совершается с переносом первого ко второму (например, вечернего к ночному), то должны иметься два условия:
Ханбалитский мазхаб
Причины и условия объединения намазов
Только вечерний и ночной можно объединять, если:
Можно также объединить намазы на Арафате – с переносом послеполуденного к дневному, и в долине Муздалифа – с переносом вечернего к ночному.
Для того чтобы объединение намазов при перенесении последующего к текущему намазу было действительным необходимо соблюдение следующих условий:
Объединение намазов при перенесении текущего намаза к последующему считается действительным при наличии трех условий: