Направление нтп целью которого является замена ручных видов деятельности машинами
План Человек и отношения собственности. Человек и труд
Человек в системе экономических отношений
Цели: раскрыть обычную картину положения человека в системе экономических отношений, закрепить знания учащихся о формах собственности.
Тип урока – комбинированный.
П о н я т и я: собственность, труд, предпринимательство, прожиточный минимум, потребление.
I. Проверка домашнего задания.
Р е ш и т ь к р о с с в о р д.
П о г о р и з о н т а л и:
1. Направление НТП, целью которого является замена ручных видов деятельности машинами.
2. Изобретение, положившее начало так называемой информационной революции.
3. Негативное социальное последствие НТП.
П о в е р т и к а л и:
1. Совокупность методов обработки, изменения состояния, формы, средств сырья, материала или полуфабриката в процессе производства.
2. Социальное последствие НТП, связанное с увеличением городского населения.
3. Свойство человека, движущая сила НТП.
О т в е т ы: по горизонтали: 1) автоматизация, 2) компьютер, 3) безработица; по вертикали: 1) технология, 2) урбанизация, 3) интеллект.
^ II. Изучение нового материала.
1. Человек и отношения собственности.
4. Доходы и расходы.
Экономическая наука ставит в центр исследований «экономического человека», человека-потребителя и человека-производителя.
Р а б о т а г р у п п а х: 1-я гр. – определить основные черты человека экономического; 2-я гр. – охарактеризовать человека-потребителя; 3-я гр. – охарактеризовать человека-производителя.
– От чего зависит экономическое поведение человека? Влияют ли на него этническая принадлежность, традиции, обычаи народа, уровень развития общественного производства, менталитет? Ответ обоснуйте, приведите примеры.
Социолог М. Вебер увидел в экономической жизни современного ему общества два основных типа «человека экономического».
Задание: рассмотрите характеристики «человека экономического», данные М. Вебером, и ответьте на вопрос: как вы думаете, «человек-авантюрист» и «человек-создатель» существуют в «чистом виде» или возможно соединение этих типов?
«Авантюрист» | «Созидатель» |
рождается в условиях разложения родового строя, где возникает возможность обмена действует по принципу «не обманешь – не продашь», по принципу сиюминутной выгоды «здесь и теперь» господствует авантюрное предпринимательство (успех случая). Перекупщики, поставщики, спекулянты, биржевые игроки такой тип предпринимательства преобладает в период первоначального накопления капитала, во время социальных кризисов, войн и революций | продукт собственного капиталистического развития «идеальный» тип предпринимателя, ориентирован не на перепродажу, а на созидание чего-то, что удовлетворяет потребности человека его прибыль основана не на спекуляции, насилии, а на создании потребительской товарной массы такой тип предпринимательства успешно существует и заинтересован в обстановке социальной стабильности |
Современный «экономический человек» как производитель всей совокупности материальных и духовных благ, носитель всех воспроизведенных видов деятельности, создатель «второй природы», сознательный субъект глобальных экономических процессов, носитель индивидуальных и коллективных целей и средств развития.
М. Вебер выделил два типа работника и два типа предпринимателя.
– Назовите героев литературных произведений, в которых воплотились черты предпринимателя-хищника и предпринимателя-организатора.
А. Смит писал: «Всякий человек, который получает свой доход, должен получать его от своего труда, либо от своего капитала, либо от своей земли». Доход, получаемый с капитала, – прибыль. Доход, получаемый от труда, – заработная плата. Доход, получаемый с капитала, – прибыль. Доход, получаемый с земли, – земельная рента. Все три способа «зарабатывать на жизнь» – равноправны и обязательны в любом обществе».
– Согласны ли вы с мнением А. Смита?
– Какие способы получения дохода существуют в нашей стране сейчас, существовали в годы советской власти?
– Начертите схему получения доходов. Как вы ее себе представляете? Объясните ее.
Задание. Прочитайте высказывание Гракха Бабефа. Какую распределительную модель он отстаивал?
«…Создать администрацию распределения, которая будет вести списки всех сограждан и всех изделий и станет распределять их на основе самого строгого равенства и доставлять их в жилище каждого гражданина».
– Как вы считаете, возможно ли равное распределение?
Американский экономист М. Фридмен в книге «Хозяева своей судьбы» утверждает, что достижение всеобщего равенства невозможно. Ведь все не могут быть похожими друг на друга. Одни дети рождаются с музыкальными, математическими и другими способностями, а иные не имеют ни того, ни другого.
– Согласны ли вы с мнением М. Фридмена?
Рассматривая вопрос «Человек и собственность», обратите внимание учащихся на уже известное им понятие «собственность».
Собственность – это отношение между людьми по поводу принадлежности материальных благ.
Собственность – исторически определенный общественный способ присвоения людьми предметов производственного и непроизводственного потребления.
О т в е т и т ь н а в о п р о с ы:
1. Какое место занимала общая собственность в истории нашей страны?
2. Каковы условия возникновения частной собственности? Какие формы она принимала?
3. Частная собственность – это зло или добро?
Р а б о т а в г р у п п а х:
I группа – приводит аргументы в пользу частной собственности
II группа – выступает против частной собственности.
(Или предложить учащимся аргументы «за» и «против» частной собственности.)
– Какая система аргументов вам кажется более убедительной? С какими аргументами вы бы согласились?
Аргументы «против» | Аргументы «за» |
1. Частная собственность – источник эксплуатации 2. Частная собственность разъединяет, порождает эмоции, индивидуализм. Частная собственность приносит пользу только для собственника, а не для общества. 3. Частная собственность приводит к тому, что человек из цели развития превращается в его средство. Все подчинено бесчеловечным законам рынка. 4. Частная собственность порождает неравенство. Общество, где господствует частная собственность, антидемократично, антинародно 5. При господстве частной собственности выигрывает оборотистый делец, хищник, а не честный труженик | 1. Чувство собственности – естественное чувство. Оно соответствует природе. Оно удовлетворяет естественное право человека на самостоятельность, творчество 2. Частная собственность выступает материальной основой независимости человека от государства. Она воспитывает любовь к родному очагу, закрепляет оседлость. 3. Отчужденность людей возможна. Но в гражданском обществе существуют нормы, ограничивающие стихию рынка. Только частная собственность может быть гарантией прав человека. 4. Богатым общество может сделать только частная собственность, т. к. она побуждает к труду, развязывает хозяйственную предпринимательность. Богатый человек делает общество богатым. 5. Ключевые фигуры рынка – предприниматель, коммерсант. Чувство собственности воспитывает правосознание, разделяет «твое» и «мое» |
Задание. Согласитесь или опровергните высказывания.
«Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью… Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступа всякий желающий. 5040 граждан по жребию получают земельный участок, которым пользуются на правах владения, а не частной собственности. Надел считается общей собственностью государства. Он переходит по наследству только к одному из детей» (Платон «Государство»).
«Собственность – это кража» (Прудон).
«Где нет собственности, там нет и справедливости» (Дж. Локк).
«Собственность – это условие прогресса» (А. Фергюссон).
«Главная гарантия свободы – это собственность» (Ф. А. Хайек).
^ Право собственности – это право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным имуществом.
– Приведите примеры, когда человек пользуется собственностью, но не владеет. Владеет, но не распоряжается.
– Согласны ли вы с мнением А. Смита: «Человек, не имеющий права приобрести решительно никакой собственности, может быть заинтересован только в том, чтобы есть возможно больше и работать возможно меньше»?
– Приведите примеры, как данные факторы влияют на величину заработной платы.
Выполнить задание на с. 193–194.
Домашнее задание: с. 194, проанализировать слова В. О. Ключевского, § 16, ответить на вопросы, с. 192.
*Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания: учебное пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. – М.: гуманит. изд. центр ВЛДАДОС, 2001. – ч. 2. – 400 с.
Человек в системе экономических отношений
Цели: раскрыть обычную картину положения человека в системе экономических отношений, закрепить знания учащихся о формах собственности.
Тип урока – комбинированный.
П о н я т и я: собственность, труд, предпринимательство, прожиточный минимум, потребление.
Р е ш и т ь к р о с с в о р д.
П о г о р и з о н т а л и:
1. Направление НТП, целью которого является замена ручных видов деятельности машинами.
2. Изобретение, положившее начало так называемой информационной революции.
3. Негативное социальное последствие НТП.
П о в е р т и к а л и:
1. Совокупность методов обработки, изменения состояния, формы, средств сырья, материала или полуфабриката в процессе производства.
2. Социальное последствие НТП, связанное с увеличением городского населения.
3. Свойство человека, движущая сила НТП.
О т в е т ы: по горизонтали: 1) автоматизация, 2) компьютер, 3) безработица; по вертикали: 1) технология, 2) урбанизация, 3) интеллект.
II. Изучение нового материала.
4. Доходы и расходы.
Экономическая наука ставит в центр исследований «экономического человека», человека-потребителя и человека-производителя.
Р а б о т а г р у п п а х: 1-я гр. – определить основные черты человека экономического; 2-я гр. – охарактеризовать человека-потребителя; 3-я гр. – охарактеризовать человека-производителя.
– От чего зависит экономическое поведение человека? Влияют ли на него этническая принадлежность, традиции, обычаи народа, уровень развития общественного производства, менталитет? Ответ обоснуйте, приведите примеры.
Вебер увидел в экономической жизни современного ему общества два основных типа «человека экономического».
Задание: рассмотрите характеристики «человека экономического», данные М. Вебером, и ответьте на вопрос: как вы думаете, «человек-авантюрист» и «человек-создатель» существуют в «чистом виде» или возможно соединение этих типов?
· рождается в условиях разложения родового строя, где возникает возможность обмена
· действует по принципу «не обманешь – не продашь», по принципу сиюминутной выгоды «здесь и теперь»
· господствует авантюрное предпринимательство (успех случая). Перекупщики, поставщики, спекулянты, биржевые игроки
· такой тип предпринимательства преобладает в период первоначального накопления капитала, во время социальных кризисов, войн и революций
· «идеальный» тип предпринимателя, ориентирован не на перепродажу, а на созидание чего-то, что удовлетворяет потребности человека
· его прибыль основана не на спекуляции, насилии, а на создании потребительской товарной массы
· такой тип предпринимательства успешно существует и заинтересован в обстановке социальной стабильности
Современный «экономический человек» как производитель всей совокупности материальных и духовных благ, носитель всех воспроизведенных видов деятельности, создатель «второй природы», сознательный субъект глобальных экономических процессов, носитель индивидуальных и коллективных целей и средств развития.
М. Вебер выделил два типа работника и два типа предпринимателя.
– Назовите героев литературных произведений, в которых воплотились черты предпринимателя-хищника и предпринимателя-организатора.
А. Смит писал: «Всякий человек, который получает свой доход, должен получать его от своего труда, либо от своего капитала, либо от своей земли». Доход, получаемый с капитала, – прибыль. Доход, получаемый от труда, – заработная плата. Доход, получаемый с капитала, – прибыль. Доход, получаемый с земли, – земельная рента. Все три способа «зарабатывать на жизнь» – равноправны и обязательны в любом обществе».
– Согласны ли вы с мнением А. Смита?
– Какие способы получения дохода существуют в нашей стране сейчас, существовали в годы советской власти?
– Начертите схему получения доходов. Как вы ее себе представляете? Объясните ее.
Задание. Прочитайте высказывание Гракха Бабефа. Какую распределительную модель он отстаивал?
«…Создать администрацию распределения, которая будет вести списки всех сограждан и всех изделий и станет распределять их на основе самого строгого равенства и доставлять их в жилище каждого гражданина».
– Как вы считаете, возможно ли равное распределение?
Американский экономист М. Фридмен в книге «Хозяева своей судьбы» утверждает, что достижение всеобщего равенства невозможно. Ведь все не могут быть похожими друг на друга. Одни дети рождаются с музыкальными, математическими и другими способностями, а иные не имеют ни того, ни другого.
– Согласны ли вы с мнением М. Фридмена?
Рассматривая вопрос «Человек и собственность», обратите внимание учащихся на уже известное им понятие «собственность».
Собственность – это отношение между людьми по поводу принадлежности материальных благ.
Собственность – исторически определенный общественный способ присвоения людьми предметов производственного и непроизводственного потребления.
О т в е т и т ь н а в о п р о с ы:
1. Какое место занимала общая собственность в истории нашей страны?
2. Каковы условия возникновения частной собственности? Какие формы она принимала?
3. Частная собственность – это зло или добро?
Р а б о т а в г р у п п а х:
I группа – приводит аргументы в пользу частной собственности
II группа – выступает против частной собственности.
(Или предложить учащимся аргументы «за» и «против» частной собственности.)
– Какая система аргументов вам кажется более убедительной? С какими аргументами вы бы согласились?
1. Частная собственность – источник эксплуатации
2. Частная собственность разъединяет, порождает эмоции, индивидуализм. Частная собственность приносит пользу только для собственника, а не для общества.
3. Частная собственность приводит к тому, что человек из цели развития превращается в его средство. Все подчинено бесчеловечным законам рынка.
4. Частная собственность порождает неравенство. Общество, где господствует частная собственность, антидемократично, антинародно
5. При господстве частной собственности выигрывает оборотистый делец, хищник, а не честный труженик
1. Чувство собственности – естественное чувство. Оно соответствует природе. Оно удовлетворяет естественное право человека на самостоятельность, творчество
2. Частная собственность выступает материальной основой независимости человека от государства. Она воспитывает любовь к родному очагу, закрепляет оседлость.
3. Отчужденность людей возможна. Но в гражданском обществе существуют нормы, ограничивающие стихию рынка. Только частная собственность может быть гарантией прав человека.
4. Богатым общество может сделать только частная собственность, т. к. она побуждает к труду, развязывает хозяйственную предпринимательность. Богатый человек делает общество богатым.
5. Ключевые фигуры рынка – предприниматель, коммерсант. Чувство собственности воспитывает правосознание, разделяет «твое» и «мое»
Задание. Согласитесь или опровергните высказывания.
«Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью… Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступа всякий желающий. 5040 граждан по жребию получают земельный участок, которым пользуются на правах владения, а не частной собственности. Надел считается общей собственностью государства. Он переходит по наследству только к одному из детей» (Платон «Государство»).
«Собственность – это кража» (Прудон).
«Где нет собственности, там нет и справедливости» (Дж. Локк).
«Собственность – это условие прогресса» (А. Фергюссон).
«Главная гарантия свободы – это собственность» ().
Право собственности – это право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным имуществом.
– Приведите примеры, когда человек пользуется собственностью, но не владеет. Владеет, но не распоряжается.
– Согласны ли вы с мнением А. Смита: «Человек, не имеющий права приобрести решительно никакой собственности, может быть заинтересован только в том, чтобы есть возможно больше и работать возможно меньше»?
– Приведите примеры, как данные факторы влияют на величину заработной платы.
Выполнить задание на с. 193–194.
* Методика преподавания обществознания: учебное пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. – М.: гуманит. изд. центр ВЛДАДОС, 2001. – ч. 2. – 400 с.
Основные направления НТП
Любое государство, чтобы обеспечить эффективную экономику и не отстать в своем развитии от других стран, должно проводить единую государственную научно-техническую политику.
Единая научно-техническая политика – система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в экономику. Для этого необходим выбор приоритетов в развитии науки и техники и тех отраслей, в которых в первую очередь должны быть реализованы научные достижения. Это связано и с ограниченностью ресурсов государства на проведение крупномасштабных исследований по всем направлениям НТП и их реализацией на практике. Таким образом, государство на каждом этапе своего развития должно определять основные направления НТП, обеспечивать условия для их внедрения.
Основные направления НТП – это такие направления развития науки и техники, реализация которых на практике обеспечит в самый короткий срок максимум экономической и социальной эффективности.
Различают общегосударственные (общие) и отраслевые (частные) направления НТП. Общегосударственные – направления НТП, которые на данном этапе и на перспективу являются приоритетными для страны или группы стран. Отраслевые направления – направления НТП, которые являются важнейшими и приоритетными для отдельных отраслей народного хозяйства и промышленности. Например, для угольной промышленности характерны одни направления НТП, для машиностроения – другие исходя из их специфики.
В свое время были определены следующие направления НТП как общегосударственные: электрификация народного хозяйства; комплексная механизация и автоматизация производства; химизация производства. Важнейшим, или определяющим, из всех этих направлений является электрификация, так как без нее немыслимы другие направления НТП. Необходимо отметить, что для своего времени это были удачно выбранные направления НТП, что сыграло положительную роль для ускорения, развития и повышения эффективности производства. Они являются важными и на данном этапе развития общественного производства, поэтому остановимся на них более подробно.
Другим важнейшим направлением НТП являются комплексная механизация и автоматизация производства. Механизация и автоматизация производственных процессов – это комплекс мероприятий, предусматривающих широкую замену ручных операций машинами и механизмами, внедрение автоматических станков, отдельных линий и производств. Механизация производственных процессов означает замену ручного труда машинами, механизмами и другой техникой.
Механизация производства непрерывно развивается, совершенствуется, переходя от низших к более высоким формам: от ручного труда к частичной, малой и комплексной механизации и далее к высшей форме механизации – автоматизации.
В механизированном производстве значительная часть трудовых операций выполняется машинами и механизмами, меньшая – вручную. Это частичная (некомплексная) механизация, при которой могут быть отдельные слабомеханизированные звенья.
Комплексная механизация – это способ выполнения всего комплекса работ, входящих в данный производственный цикл, машинами и механизмами. Высшей степенью механизации является автоматизация производственных процессов, которая позволяет осуществлять весь цикл работ без непосредственного участия в нем человека, лишь под его контролем.
Автоматизация – это новый тип производства, который подготовлен совокупным развитием науки и техники, прежде всего переводом производства на электронную основу, с помощью применения электроники и новых совершенных технических средств. Необходимость автоматизации производства вызвана неспособностью органов человека с нужной быстротой и точностью управлять сложными технологическими процессами. Огромные энергетические мощности, большие скорости, сверхвысокие и сверхнизкие температурные режимы оказались подвластны только автоматическому контролю и управлению.
В настоящее время при высоком уровне механизации основных производственных процессов (80%) в большинстве отраслей все еще недостаточно механизированы вспомогательные процессы (25—40), многие работы выполняются вручную. Наибольшее количество вспомогательных рабочих используется на транспорте и перемещении грузов, на погрузочно-разгрузочных работах. Если же учесть, что производительность труда одного такого работника почти в 20 раз ниже, чем у занятого на комплексно-механизированных участках, то становится очевидной острота проблемы дальнейшей механизации вспомогательных работ. Кроме того, необходимо учитывать то обстоятельство, что механизация вспомогательных работ в промышленности обходится в 3 раза дешевле, чем основных.
Но основной и самой важной формой является автоматизация производства. В настоящее время счетно-решающие машины все более решительно входят во все области науки и техники. В будущем эти машины станут основой автоматизации производства и будут управлять автоматикой.
Основными ступенями автоматизации производства являются: полуавтоматы, автоматы, автоматические линии, участки- и цехи-автоматы, заводы- и фабрики-автоматы. Первой ступенью, представляющей собой переходную форму от простых машин к автоматическим, являются полуавтоматы. Принципиальная особенность машин этой группы заключается в том, что целый ряд функций, осуществляющихся ранее человеком, здесь передан машине, однако за рабочим еще сохраняются определенные операции, обычно трудно поддающиеся автоматизации. Высшей ступенью является создание заводов- и фабрик-автоматов, т.е. полностью автоматизированных предприятий.
Основными показателями, характеризующими уровень механизации и автоматизации, являются:
• коэффициент механизации производства
,
где Кмп – коэффициент механизации производства;
VМ – объем продукции, произведенной с помощью машин и механизмов;
Vобщ – общий объем выработанной продукции на предприятии;
• коэффициент механизации (автоматизации) труда
,
где NМ – количество рабочих, занятых на механизированных (автоматизированных) работах, чел.;
Np – количество рабочих, выполняющих ручные операции;
• коэффициент механизации (автоматизации) работ
,
где VМ – объем работ, выполненный механизированным (автоматизированным) способом;
Vобщ – общий объем работ.
• уровень автоматизации на практике довольно часто определяют из выражения
,
где Kа – количество автоматического оборудования в штуках или его стоимость в рублях;
К – количество или стоимость неавтоматического оборудования.
Необходимо отметить, что этот показатель уровня автоматизации, определенный на основе сопоставления применяемого автоматического и неавтоматического оборудования, не совсем точно характеризует уровень автоматизации на предприятии.
В определенной мере уровень механизации производства характеризует и такой показатель, как техническая вооруженность труда (Кт.в.) который определяется из выражения:
,
где Фа – среднегодовая стоимость активной части основных производственных фондов;
N – среднесписочная численность работников предприятия или рабочих.
Химизация – процесс производства и применения химических продуктов в народном хозяйстве и быту, внедрение химических методов, процессов и материалов в народное хозяйство. Химизация как процесс развивается по двум направлениям: применение при производстве различной продукции прогрессивных химических технологий; производство и широкое применение химических материалов в народном хозяйстве и быту.