Настройка звуковой сцены в автомобиле
Настройка звуковой сцены в автомобиле
Настройка звуковой сцены в автомобиле
Для удобства потребуется аудиоплеер Poweramp (для системы Android)
Информация взята с сайта drive2.ru. образ диска в формате FLAC в конце статьи. ( прим.)
Долго искал, экспериментировал, мучался с настройками. И вроде бы все не плохо, но не то. И вот наткнулся на одном из форумов на способ предлагаемый пользователем с ником «RUSpect». Сделал так как делал он, просто по шагам 1-2-3…Дальше довел на слух под себя и теперь сцена просто потрясающая.
Маленькая ремарка от меня. Этот метод рассматривает регулировку задержек путем установки расстояний до излучателей в сантиметрах. В милисекундах все будет наоборот.
Начнем…Много какого музыкально-настроечноего материала я перепробовал, но остановился на одном единственном «LET’S TEST CD-приложение к жураналу «Салон AV» №7 2002 г.» По моему мнению треки с 9 по 69 – отличный материал для первоначальной настройки, остальные просто приятно послушать.
Как писал выше, методика применялась для систем с 2-х полосным фронтом и одним сабом. Теперь к настройке. Обычно настройка как бы разбита на несколько этапов, если где-то «схалтурил» то и результат получался соответствующий.
1. Грубое выставление задержек (метод для регулировки задержек в сантиметрах)
2. Проверка фазировки (аккустической фазы)
3. Регулировка уровней для каждого излучателя
4. Выбор частоты раздела ВЧ/НЧ
5. Точная настройка задержек
6. Правка АЧХ эквалазером
7. Настройка саба.
Собственно по каждому пункту, как говорили учителя в школе, мы и пройдемся)))
По-умолчанию: ВСЕ излучатели (динамики) подключены в электричекой фазе. Частота раздела ВЧ/НЧ 3.15кГц 12дб/окт как самая провереная при которой мало что может сгореть. Саб в данный момент не участвует в настройке потому отключен.
1. Грубое выставление задержек
Тут все просто, берем рулетку и замеряем расстояния от динов до места, к примеру для правого руля у нас получилось: мид Л/П +90/+60, твитер +100/+50, записали в блокнот.
2. Проверка фазировки (аккустической фазы)
Для проверки используем Трек № 10 «коррелированный розовый шум»
Отключаем миды, слушаем только ВЧ, затем наоборот.
«Пучек шума» должен быть в обоих случаях как для ВЧ, так и для НЧ собран в одной точке. Расположение этой точки пока нам не интересно, мы сейчас не этим занимаемся. Меняем фазу на дальнем дине (религия), слушаем. Оставляем фазировку на дальнем дине такую, при которой пучок был более собран.
3. Регулировка уровней для каждого излучателя
В данной настройке слушаем Трек № 11 «Розовый шум»
Отключаем миды, слушаем только ВЧ, затем наоборот.
На данном треке отлично слышно какая из сторон громче, когда включите все сами поймете, что с этим делать.
Сначала «правим» ВЧ, затем НЧ, затем включаем все 4 канала и выравниваем уровни между парами ВЧ, затем НЧ, далее включаем ВЧ+НЧ левой стороны для самоудовлетворения и проверяем правую сторону. В конце этой настройки шум должен быть «однородным», то есть вы его должны слышать с одинаковой громкостью из каждого из 4х каналов, а не к примеру из ближнего ВЧ явно громче чем из из левого НЧ.
4. Выбор частоты раздела ВЧ/НЧ
Перед этим этапом делаем контрольную проверку фазы. Для этого используем Трек № 12 «розовый шум фаза-противофаза».
В фазе «пучек шума должен исходить откуда угодно, главное, чтобы вы его не слышали из какого-либо динамика. Если при фазовом сигнале явно слышно к примеру в каком-нибудь миде, то идем все сначала, начиная с пункта №1, поверьте, где-то не правильно намеряли или услышали.
Фазу проверили, все хорошо.
Далее начинается «шаманство», с использованием треков №46-66, диапазон до 100 Гц пока не интересует, т.к. на него сильно влияет саб. Выше 10кГц так же не интересует, т.к. в 2-х полосном фронте редко кто использует частоту раздела выше 10 кГц.
При проигрывании слушаем уровень сигнала. С непривычки достаточно не просто понять, какой играет громче, какой тише, но быстро и легко никто не обещал, прогоняем до тех пор, пока не придет прозрение. Прозрение пришло, явные провалы и горбы записаны в блокнот для дальнейшего анализа АЧХ))). Но сейчас нас интересует рез ВЧ/НЧ(предположительный диапазон 2-5кГц). Напомню, по умолчанию у меня стоит 3.15 кГц 12дб/окт. В зависимости от того что у вас между 2-5кГц делаем корректировки, которые зависят от возможностей ВЧ м НЧ.
а. Горб в диапазоне 2-5кГц. Двигаем НЧ ниже или ВЧ выше (не забываем, чем выше режем ВЧ тем ниже сцена, по крайней мере завал на краях обеспечен, но и низко резать не всегда позволительно, тут зависит от Fs ВЧ). Меняя частоту реза, добиваемся относительно ровного уровня сигналов. Для меня не критично, что между резами образуется «дырка», последняя настройка у меня была НЧ 2.5кГц ВЧ 4кГц вторыми порядками.
Б. Провал в том же диапазоне, лечим с точностью наоборот чем горб, часто помогает перехлест частот, к примеру НЧ 4кГц, ВЧ 3.15кГц. Если не получается вытянуть кроссом, то увеличиваем уровень ВЧ, а потом эквалазером придется «душить» остальной диапазон.
5. Точная настройка задержек
Для проверки используем Трек № 10 «коррелированный розовый шум»
Отключаем миды, слушаем только ВЧ, двигаем «пучек» путем изменения задержки на дальнем ВЧ (религия) в место, где предположительно должен находиться центр сцены, затем для НЧ тоже самое.
Далее включаем все 4 канала. «Пучек шума» в идеале должен быть собран в одной точке. Но как показыает практика это никогда не случается)))) Потому делаем следущее: все 4 канала проигрывают трек №10, путем одновременного изменения задержки ВЧ (к примеру к каждому каналу ВЧ +5, потом +10, потом еще +10, потом от первоначальной величины –5, потом –10 затем еще –10. Пытаемся найти такие значения, изменения которых даже на пару делений приводит пучек в движение по вертикали, то есть по высоте сцены. Как правило уменьшая задержку на ВЧ (к примеру было +100 +50, сделал +90+40 не меняя задержки НЧ) сцена должна подниматься и наоборот. Как только вы поймаете значения при которых пучек явно двигается, можно считать, что половина настроек сделана, и сделана правильно. Выставляем без фанатизма нужную высоту сцены, то есть пучек на уровне горизонта.
Катаемся долго и нудно, правим на музыкальном материале, но как правило никаких РАДИКАЛЬНЫХ изменений не приходилось делать. Туда-сюда на пару делений не более. Это самый долгий и самый ИМХО важный процесс в настройке, потому никогда не торопимся. Меняем параметр, катаемся как минимум несколько дней, чтобы понять до конца что не так.
6. Правка АЧХ эквалазером
Вообще по религии не положено трогать эту вещицу, но «попробовав раз — ем и сейчас». Тут все просто и сложно одновременно.
Метод стар как весь караудио с поканальными эквалазерами. Принимаем одну сторону скажем лево за эталон, прогоняя треки № 46-69. Правим на этой стороне все что правится (правая сторона отключена, эквалазером душим только горбы, в + никогда не лезем). Включаем вторую сторону и прогоняем все тоже самое, НО слушаем в какую сторону уходит сигнал, если к примеру правее центра, то на левой стороне убавляем эквалазером этот диапазон или добавляем на правой(работаем как-будто балансом, но для определенной частоты(не всем ГУ это подвластно).
Тут ничего нового, замер рулеткой, проверка фазы(тут как правило, когда саб в противофазе с мидами диапазон 80-200Гц провален), уровни, нарезка, точная настройка задержек.
Настройка звуковой сцены
Неоднократно уже писалось о том, как и кто занимался «облагораживанием аудио климата» Subaru. От замены ГУ и шумоизоляции, до инсталла профессионального уровня.
Для тех, кто все таки купил комплект скрипок d’Antonio Stradivari и желает настроить их под свой авто, рекомендую осуществить следующие шаги:
Желательно:
1. шумоизоляция (Пример: www.drive2.ru/users/chudi…/288230376151721485/#post)
2. замена штатной проводки на качественную
3. замена ГУ
4. использование доп оборудования, от усилителей до активных кроссов
Примечание для подготовки к настройки сцены:
А) не старайтесь в машине использовать отделочные материалы салона, которые могут поглощать звуковые волны (уменьшают энергию звука, понижают и энергию волны). Перед тем, как перетягивать салон кожей с добавлением прочих материалов, лишний раз уточните или поищите в интернете информацию об этих материалах.
Б) Человеческое ухо воспринимает звук лишь при его силе не ниже некоторой минимальной величины, называемой порогом слышимости. Порог слышимости различен для низких, средних и высоких частот. Наиболее чувствительно человеческое ухо к колебаниям с частотами в области 1000…3000 Гц, когда порог слышимости достигает интенсивности звука.
За реальный уровень громкости полагают величину, пропорциональную логарифму отношения силы данного звука к силе звука на нулевом уровне, выражаемую в белах (Б) или децибелах (дБ). Например, шопот— 10 дБ, тихий разговор — 40 дБ, улица с нормальным движением— 60, а с шумным — 70 дБ, грузовой автомобиль — 90 дБ, авиационный мотор— 120 дБ, болевой порог— 140 дБ. Если вы собираетесь установить акустику и усилитель оценивая их только ценой и/или величиной цифр Вт, то не забывайте, что кроме волн от нового автозвука, в мире существуют и иные о части которых не стоит забывать (я про шумы на дороге).
Правило: громко НЕ= качественно!
Акустика в вашей машине должна петь, а не кричать!
Шаг №1 — шум не для вас
устраняем шипение и паразитный шум в системе. Как тестить: не поленитесь найдите или уж сами запишите mp3 трек в котором нет ни единой ноты (тишина). Проиграйте его в системе. Если в момент прослушивания вы почувствуете разницу в До и ПОСЛЕ, то это означает что в вашей сцене завелись паразиты. Лечение индивидуальное.
Шаг №2 — сведение счетов с усилителем
ставим на минимум все настройки усилителя, далее на ГУ эквалайзер в 0 и постепенно увеличиваем громкость звука. При этом важно использовать не затертый до дыр старый CD, скачайте качественный трек. Как пример Magnificat — Lux Aeterna Tomas Luis de Victoria.
Lux Aeterna – часть реквиема, написанного французским композитором Тома Луи де Виктория в 1605 году. Исполняется знаменитой британской хоровой капеллой «Магнификат» под управлением её основателя Филиппа Кейва (Philip Cave). Запись сделана в церкви Святого Христа в Оксфорде и прекрасно передаёт её акустику. Обратите внимание, как разделены по планам певческие голоса – сопрано, альты, теноры и басы. Реверберация и многочисленные отражения от сводчатых потолков не должны ухудшать слитности звучания и вместе с тем – локализации источников.
Как только ваши динамики станут захлебываться, уменьшите уровень громкости на 2-4 единицы до качественного звучания. Далее поднимайте уровень на усилителе до того, как опять же акустика скажет «не бейте, я готов сотрудничать с КГБ».
В хорошо настроенном звуковом тракте даже при полностью введённом регуляторе громкости из громкоговорителей не должно быть слышно хрипов и других искажений. Однако максимальный неискажённый уровень громкости у аппаратуры разных классов различен – один звуковой тракт при отсутствии искажений может высадить стёкла, другой – лишь перекрыть громкий разговор с собеседником.
Для справки. Суммарный уровень шумов в салоне нашего самого стандартного автомобиля ВАЗ-2105 на прямой передаче, при скорости 80 км/ч, с четырьмя седоками, со штатной комплектацией в багажнике, на ровном горизонтальном асфальтовом покрытии и штатной всесезонной резиной составляет 85 – 86 дБC (буква «C» после численного значения дБ говорит о включённом взвешивающем фильтре «C» в измерительном шумомере.). Для того, чтобы звучание в автомобиле было минимально комфортным, его громкость должна быть по крайней мере в два раза выше, т.е. 85 + 3 = 88 дБC (именно этот уровень выбирается на соревнованиях ЛАС для прослушивания). Полностью комфортной считается громкость в 10 раз выше шумов, т.е. 85 + 10 = 95 дБC. Стало быть, не ниже этого должен быть уровень неискажённой громкости при полностью введённом регуляторе.
Шаг №3 — Неискажённый уровень громкости
Пригласите в вашу машину 3-4 знакомых и попросите поговорить их между собой. Громкость такого разговора в машине обычно составляет 86 – 88 дБC. Прислушайтесь к их разговору и, периодически воспроизводя трек Yello — Motion Picture, постарайтесь выставить регулятором такую же громкость.
То значение уровня громкости на вашем ГУ которое стало идентичным по уровню разговора друзей будет тестовой величиной для дальнейшей настройки.
Шаг №4 — Все в сад! Музыканты не на своих местах
Включаем Ave Maria: Geistliche Lieder, © 1984 Philips Classic.
Удобно разместившись на месте центрального пассажира заднего сидения, настройте балансировку между левым и правым отсеками вашего корабля.
Шаг №5 — bass boost на усилителе
Включаем Johann Sebastian Bach — Cello Suites, © 1995 от EMI Record или тот же Yello — Motion Picture.
Установив уровень громкости (см шаг №3) постепенно добавляем НЧ на усилителе (или ГУ, у кого как…). Как только поймете, что басы не портят звуковую картину делаем SТОР, и фиксируем уровень.
Шаг №6 — вокал
Включаем Dire Straits — On Every Street (1991) или Ave Maria: Geistliche Lieder, © 1984 Philips Classic.
Постепенно увеличиваем уровень пока не покажется что твитеры работают на 75%, если добавить еще, то каша будет пересоленная. Оставляем запас прочности на тот случай если…
Далее для тех, кому с медведем повезло…
Понадобиться диск «Аудиодоктор FSQ» (торрент спасет).
Идеальным считается, когда описанная выше картина наблюдается со всех мест в салоне. Но достичь этого трудно. Применение процессоров может дать изумительные результаты на одном из мест и ужасающие – на других. Поэтому здесь всё в значительной степени зависит от конкретного расположения фронтальных излучателей и прежде всего мидбасов. Тут нужен эксперимент и терпение.
Примечание. По этой фонограмме можно оценить также и переходное затухание между каналами в звуковом тракте. Как известно, малый барабан имеет снизу натянутые пружинки, которые хорошо слышны. Если при перемещении барабана в правый канал в левом слышны послезвучия пружинок даже после пятого-шестого удара, звуковой тракт высококачественным назвать никак нельзя. Чаще всего в этом виновен усилитель или головное устройство, хотя бывает, что улучшить положение можно заменой межблочных кабелей.
Шаг №8 — Глубина сцены (контрабас и ударные)
По дорожке №10 определяется микродинамика и глубина создаваемой звуковой сцены. Фонограмма представляет собой небольшой музыкальный фрагмент с двумя инструментами – контрабасом и ударной установкой. Запись отличается исключительно высоким качеством. Она была произведена в большой музыкальной студии с помощью двух конденсаторных микрофонов в формате «X-Y», 24 бита/96 кГц. Аналоговый сигнал оцифровывался сразу после микрофонов и передавался по микрофонным кабелям к пульту уже в цифровом виде.
Барабанщик и его ударная установка располагаются в середине не очень широкой звуковой сцены, в самой её глубине (на третьем-четвёртом звуковом плане). Контрабасист находится также далеко, чуть слева от ударной установки. В начале фрагмента оба музыканта играют очень тихо. Тем не менее на высококачественной системе их инструменты хорошо слышны, музыка воспринимается чётко, с исключительно высокой детальностью. Звучание контрабаса ярко и полновесно. Даже на таком малом уровне громкости отчётливо слышно движение смычка музыканта по струнам и лёгкие постукивания пальцев левой руки по грифу в момент зажатия струн. При игре пиццикато контрабас звучит ясно и отчётливо, без мешающей гулкости и размытости. Удары по барабанам полновесны и упруги. «Пробежка» барабанщика по ним буквально поражает своей чёткостью и ясностью. Тарелки звучат весьма достоверно, как при очень тихой игре музыканта в самом начале фрагмента, так и в конце, когда он играет громко.
1. Неприемлемой глубиной звуковой сцены считается, если музыканты воспринимаются как бы с лобового стекла, внутри салона. Удовлетворительной, если они слышатся уже снаружи из-за стекла, и хорошей, если они слышатся ещё далее отодвинутыми от слушателя, с центром на середине капота или даже дальше.
2. При неудовлетворительной микродинамике в самом начале фонограммы совсем не слышны тихие удары по барабанам и тарелкам, а игра смычком на контрабасе плохо различима. Микродинамику можно считать удовлетворительной, если барабаны, тарелки и контрабас слышны, но в звучании контрабаса не слышно пальцев музыканта, постукивающих о гриф и/или при игре контрабасиста смычком отчётливо не слышно несколько «упирающегося» движения смычка по струнам. И хорошей, если пальцы контрабасиста слышны чётко и ясно.
Примечание. Отличной микродинамикой и исключительно высоким качеством обладает звуковой тракт, в котором на этой фонограмме вы услышите очень тихий шелест (время 1 мин 09 с), когда барабанщик случайно задевает локтем тарелку и тут же зажимает её рукой. Таким звуковым трактом можно гордиться.
Шаг №9 — Тембральный и музыкальный баланс (джазовая пьеса)
По дорожке №12 оценивается тембральный и музыкальный балансы звучания. Фонограмма представляет собой фрагмент джазовой пьесы с мужским вокалом. Качество её записи может служить образцом музыкальной сбалансированности звучания. Состав музыкальных инструментов: саксофон, рояль, электрогитара, бас-гитара и ударная установка. Они расположены по всей ширине звуковой сцены, на первом и втором звуковых планах, как бы расставлены в линейку совсем близко от слушателя. Музыкальные инструменты в записи пространственно чётко сориентированы перед слушателем, музыкально сбалансированы между собой и воспринимаются с одинаковой громкостью.
Слева находится рояль, справа – гитара и бас. Посередине звуковой сцены, чуть сзади основных инструментов, расположена ударная установка. Она записана широко, барабаны, тарелки и хай-хэт как будто расставлены по передней плоскости. По центру, перед ударной установкой, чуть ближе к слушателю слышен саксофон. Музыкант во время игры иногда мигрирует от середины чуть-чуть вправо, и перемещающийся звук его саксофона позволяет слушателю это ощутить. Мужской вокал слышен точно из центра стереокартины. В самом начале пьесы певец из глубины сцены подходит к микрофону – его голос перемещается с заднего звукового плана на передний и «остаётся» там до конца пьесы. Тембрально вокал звучит мягко и полновесно, с хорошим содержанием низких составляющих. Он ясен, чёток и разборчив, но ни в коем случае не резок. Рояль воспринимается наполненно, динамично, с яркой атакой и в нескольких местах акцентирован по уровню. Бас плотен, густ, очень приятен по тембровой окраске. В общей звуковой картине он находится между первым и вторым планом и не выступает вперёд. Гитара, основная роль которой в этой пьесе – аккомпанемент, визуально также расположена между первым и вторым звуковым планом.
Тембральный баланс (натуральность звучания инструментов) и музыкальный (сбалансированность между инструментами и вокалистом по уровню) оцениваются слушателем отдельно.
1. Неприемлемым или малоприемлемым с точки зрения тембрального баланса считается, если какой-либо из инструментов звучит ненатурально и/или если тембр вокала имеет резкий или неприятный характер звучания.
2. Неприемлемым или малоприемлемым с точки зрения музыкального баланса считается, если вокал или какой-то из музыкальных инструментов явно выходит со своего звукового плана, т.е. явно выделяется по уровню громкости (выдвинут вперёд) или проваливается из «общей шеренги» по громкости (отодвинут назад).
F.A.Q. Звуковая сцена:Топорный метод настройки.
Всем привет. Сегодня попытаюсь вникнуть и чтото полезного извлечь в той теме, в которой я сам еще новичок. Поговорим как настроить поканалку! Но сначала давайте разберемся чо это вообще такое и нафик она нужна.
Поканалка, для тех кто не в курсе, это та система в которой каждому динамику выделен персональный канал усилка.
Идея в общем то старая и интересовавшая только спецов почему то стала все больше волновать массы новичков. Что интересно то половина тех кто задает вопросы про поканалку не могут ответить на главный: «собсна а нафик она те нужна?». Тут нужно резвеять пару мифов.
1. Поканалка НИКАК не может сделать звук вашей системы ни громче ни качественнее. Ибо не с чего. Усилки теже, аппаратура таже.
2. Хорошая заводская акустика с пассивными кроссами НИЧЕМ не уступит поканальному усилению этой же акустики в том же инсталле.
3. Избавление в поканалке от пассивных кроссов никак не снизит искажения потому как замена пассивных кроссоверов на активные(не важно в усилителе, в ГУ или внешние) сомнительный путь к качеству. Активные элементы поганят сигнал гораздо сильнее чем толковые пасскроссы.
4. Поканалка «эта ваще для соревнований» и «ваще она требует кучу бабла». Эт все туфта которую порят лентяи вкрячившие колхозный автозвук на соплях в свою машину.Порят с целью оправдать собственную криворукость. Процессорную магнитолу вполне реально найти бу за 4500-5000р. и ею можно организовать поканалку даже без усилителей а имея лишь компонентный фронт мистери за 1200р и желание грамотно его установить. Процевые гу выставляют задержки и на свои встроеные усилители и их же могут резать. По этому поканалку можно организовать даже в самой начальной системе и смысл в этом будет. Эффект тоже.
Теперь давайте определим пару простых но очень важных фактов.
— Суть установки поканалки в организации звуковой сцены с целью прослушивание живой инструментальной музыки в качестве СД аудио. И ТОЛЬКО в этом.
— Организация поканалки требует достаточного уровня знаний и навыков, а также дотошный подход в аккуратности и надежности.
Все динамики включая пищалки подключаются напрямую к усилителям и любая наводка или щелчок от отвалившегося провода в рукозадом инсталле может послужить причиной моментальной гибели части акустики.
— Работа поканалки требует определенного положения динамиков. Ставить их придется не как получилось и не как удобнее а так как нужно именно им и там где нужно им. Если вы к этому не готовы то никакого смысла организовывать поканалку нет. Толку не будет.
— Поканальная процессорная система это звук для эгоистов. Место прослушивания в машине создается только одно: водительское. Все остальные будут слушать звуковую кашу.
— Работоспособность и безаварийная работа такой системы полностью зависит от вашей грамотности и осознанности того что вы делаете и для чего. «Покрутить крутилки наугад поспрашивав у таких же «спецов» как вы в интернете» тут уже не прокатит. Если вы слабо представляете что такое частота среза кроссовера и его крутизна, что такое эффективная диапазон работы динамика, что такое фаза сигнала, что такое частота разделения полос, что такое полосовой фильтр и т.д. то лучше не мудрите с поканалкой. В лучшем случае вы гарантировано получите говнозвук. В худжем попалите железо.
— Если ваша цель делать максимально орущую и долбящую систему а в вашем багажнике живет огромный саб с накручеными в пол басс бустами то опять же затеваться с поканалкой нет никакого смысла. эффект от нее есть практически на любом жанре но на малой и средней громкости ну и конечно при правильном балансе громкостей каждой полосы. В любом другом случае звук снова превратится в кашу.
В общем объяснять в деталях что куда тыкать в мафоне и что куда подключать для поканалки я не буду.В нете есть все что надо.Да и те кто вдумчиво подошел к этому вопросу и так прекрасно понимают как ее организовать а те кому лишь бы сляпать толку от разъяснений никаких не будет. Они все равно читать это не будут.
Я решил остановиться поподробнее на вопросе настройки звуковой сцены с помощью задержек. Когда я собрал поканалку для меня это стало чуть ли не самой большой проблемой. Та методика что предлагает инструкция к гу не шибко эффективна. А методы спецов или очень запутаны и непонятны или вовсе начинаются со слов».для данного простого метода нам понадобится калиброваный студийный микрофон, ноут, программа спектролаб и вот такая небольшая схема микрофонного усилителя…» Нифигасебе простой способ да? 😀
Короче пришлось выдумывать велосипед в виде кустарного способа настройки сцены. Сразу оговорюсь что годится он только тем кто только начал знакомиться с поканалкой и просто не знает с какой стороны к ней подойти. Метод достаточно грубый и приблизительный и на достоверность особо не тянет. Хотя и вполне сможет дать понять что собсна такое звуковая сцена.
Начнем с небольшой теории. Чо собсна делает проц в мафоне?
Суть и проблема автозвука в том что мы всегда сидим ближе к какому либо каналу.(в зависимости от того где руль. Для примера возьмем левый). Так вот звук имеет свою скорость и соответсна от левого канала звук долетает гораздо быстрее чем из правого. кроме того скажем в левом канале от пищалки звук долетит быстрее чем от мида в этом же канале потому как он дальше и т.д. У человека(для тех кто не в курсе :D) 2 и мозг определяет где находится источник звука просчитывая запоздание сигнала принимаемого ушами.( Кстати именно по этому по сути сами по себе уши не могут определить высоту расположения источника. Это делает мозг опираясь на свой опыт. Уши лишь могут определить по горизонтали где находится источник звука.)
Так вот если направить все динамики в сторону ушей, то весь звук у нас будет находиться слева в районе левой стойки или чуть левее руля.( если динамики направлены хаотично то мы слышим кашу из переотражений и не можем определить где именно находится источник звука.Для беспроцевой системы эт пойдет но нам это не нужно. Направляем все на себя.).Теперь процессором начинаем обманывать уши. отпределяя самый дальний динамик в системе мы на остальные выставляем задержку чтобы в них сигнал начинал запаздывать относительно самого дальнего дина. В итоге уши начинают считать что все динамики находятся от нас на одинаковом растоянии и звук от них долетает до ушей одновременно. Звук уже не сбивается в угол а располагается прямо перед вами на уровне глаз. при этом вполне можно отличить что играет прямо перед вами а что за первым рядом музыкантов. Можно отличить где именно поет каждый исполнитель.
При этом становится практически не слышно что звук идет из динамиков. Звук весь перед вами а не в стойках, в картах дверей и т.д. Если послушать закрыв глаза то открыв их достаточно сложно себя убедить что звук издают на самом деле динамики. Кажется что они молчат а играет лобовое стекло.
Эффекты возникают не только на инструментала но и на любой другой музыке приемлемого качества. Даже на неграх порой а ширина, глубина и детальность звуковой сцены уже во многом зависит от качества используемых компонентов. тут у многих и начинается погоня за железом с бесконечными отслушками) каждый раз офигеваешь от того насколько много на самом деле есть даже в самой простой музыке и охота сделать все еще круче и детальнее. 🙂 Эт буим считать лирическим отступлением.
Самые распространенные конфигурации поканалок это:
двухполосный фронт + саб
трехполосный фронт+ саб
2,5 полосный фронт + саб( это когда полос динамиков 3 но пишалка и серединка висят либо на общем усилке либо имеют общий канал задержек и соответсна настраиваются одновременно).
Перед тем как приступить к делу нужно глянуть в магнитоле в каких единицах выставляется задержка. в сантиметрах или милисекундах. Если в милисекундах то в инструкции к гу есть формула как измеренные сантиметры перевести в милисекунды ) Заострять на этом внимание не буду и сами разберетесь.
Перед настройкой качаем вот этот архивчик с треком.
ТЕСТ СЦЕНА + БОНУС ))
Трек постарался выбрать с достаточно широкой полосой. Это обычный трек просто перевел его в режим моно.
Для начала проверяем правильную полярность подключения всех динамиков. Если гдето лохонетесь то запаритесь настраивать.
Тыкаем папку фазировка и слушаем. когда голос озвучивает фазу звук должен собираться посередине примерно перед вами. А при слове противофаза рассыпаться по стойкам а бас существенно ослабевать.(иногда на вч не слышно разницы и это не страшно но в поканалку такие вч не очень хорошо использовать. Они будут портить сцену).
Рассмотрим пример моей кустарной настройки задержек двухполосной поканалки + саб.
Ищем на фронте самый дальний динамик. Как правило это правый мидбас. Меряем расстояние от головы до него.(я жену заставлял). и от головы до пищалки правой. вычитаем расстояния и полученое значение выставляем для правой пищалки. Таким образом мы задержали пищалку относительно мида. На этом замеры и расчеты все фтопку. Голову ими не забиваем, выгоняем баб из салона и слушаем! 😀 Дело ведь серьезное! Какие тут бабы? Откидываем линейки с каналов мидбаса и саба чтоб они нам не мешали. Тыкаем трек моно.Сев в то положение какое вы занимаете при езде медленно увеличиваем задержку левой пищалки и слушаем. Вскоре звук пищалки оторвется от левой стойки и начнет перемещаться по стеклу сдева направо по мере увеличения задержки. Крутите пока звук не окажется посередине лобового стекла под зеркалом заднего вида.
Сохраняем настройку, вырубаем систему. подключаем тюльпаны мидов и отключаем пищалки.
Включаем, запускаем трек снова. Крутим задержку левого мидбаса пока звук не окажется там же под зеркалом. Для примерного ориентира могу сказать что задержка выставленая на слух примерно будет равнятся реальной разнице расстояний от правого и левого мидов до вас.
Теперь снова сохраняем и снова вырубаем. подключаем миды и вч без саба. Запускаем трек. слушаем не смещены ли пищалки относительно мидбаса. к примеру миды играют по центру а вч перед вами. В этом случае опять же настройками задержек левых динамиков загоняем все в центр лобового стекла. Учитываем что увеличение задержки двигает звук слева направо а уменьшение справа налево. Сделали. Сохраняем вырубаем.
Отключаем пищалки. берем Y коннектор( разветвитель тюльпанов), пихаем его в гнезда сабового уся и подключаем левый канал сабового выхода.(и смотрим чтоб правый во время процеса не коротнул на + а то на этом вы и закончите настройку с дымком) ).
Включаем трек и слушаем мидбас с сабом. Крутим задержку левого сабового канала до тех пор пока саб не начнет звучать не в затылок а перед вами.(чем ниже настройка саба тем сложнее уловить движение звука. Эт нужно учитывать что придется возможно повозиться).Сделали.Выставляем такую же задержку для правого канала саба и подключаем тюльпаны саба без всяких коннекторов как было.
Подключаем пищалки, включаем трек снова и слушаем при необходимости корректируя задержки. В полную полосу как правило звук чуть расползается изза наложения звука между полосами в фазе и противофазе. Приходится корректировать. Теперь тыкаем папку 5 позиций для определения параметров получившихся звуковой сцены. там в треках звучат инструменты разных диапазонов и тонов. Каждый трек озвучивает определенную точку на стекле. В правильно настроеной системе 1набор звуков прозвучит ближе к левой кромке лобового, второй прямо перед вашими глазами. третий по центру стекла, четвертый перед пассажиром относительно вас и пятый около кромки правой стекла. Хорошей сценой считается если звуки все звучат на одном уровне по высоте и промежутки откуда звучит каждый набор примерно равны.Да и еще звучать они должны на растооянии лобового стекла от вас или за ним. Если вы достаточно четко закрыв глаза все это слышите значит ваше ухо обмануто хорошей системой ).В завершение настройки ткните папку проверка) Там неплохая локализация звуков на мой взгляд. При этом желательно покрутить каждую задержку на два пункта больше и меньше и послушать. На музыкальном сигнале изменение задержки влияет не только на положение сцены но и на тональный баланс системы. Чтото в звуке накладывается и усиливается а чтото ослабевает.Кроме того бывает такое, что при регулировке задержки звук прыгает по стеклу то выше то ниже. Вот опытным путем можно в итоге подобрать оптимальное положение. Ну вот собсна и все.В итоге возможно придется чуть перенастроить срезы динамиков для оптимального баланса громкостей и диапазонов. Аналогичным образом проводится настройка и 2,5 и 3 полос с той лишь разницей что в трехполоске серединку нужно поочередно отслушать и с мидом и с вч.
А! Забыл. там в архиве есть папка БОНУС. Чоткая китайская рэпчина )) Можно послушать для прикола. Мож кому не понравится но меня встваило))) Да и саб беспокоится хорошо на треках)
Отдельным абзацем упомяну СПЛ системы с поканальным звучанием. В таких системах поканалку организовывать дело вынужденое и необходимое. В таких системах фронт настолько мощный, что парой каналов усилка его просто не усилить.Приходится устанавливать отдельные усилители для вч, для сч, для мидов а то и по нескольку. Соответственно процессорной магнитолой настроить весь этот сложный механизм гораздо проще в плане кроссоверов.Но в принципе в спл системе вполне можно обойтись и безпроцевой магнитолой + активные кроссы. Просто зачем все усложнять когда есть вариант все в одном. Никакой речи о звуковой сцене в прямом смысле этого понятия в спл системе быть не может.
Остается только сказать, что звуковая сцена это никакая не «высшая материя которую услышат только профи». Сложно не услышать когда звук идет не из динамиков а весь находится перед вами. Ради эксперимента сажал в машину кучу людей разного возраста и музыкальных предпочтений. Включал сначала музыку которую они предпочитали без проца и потом включал проц. Еще ни один не вылез без удивленного выражения лица ))).
Всем удачи и правильного звука.