Название деталей легкового автомобиля в криминалистике
Криминалистическое исследование следов транспортных средств
Материал из CrimLib.info
Классификация транспортных средств
Все транспортные средства можно разделить на несколько больших групп:
1) наземный транспорт;
2) подземный транспорт;
3) водный транспорт;
4) воздушный транспорт.
Преимущественно в криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта.
Наземный безрельсовый транспорт классифицируется:
по способу передвижения
Это легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мопеды, тракторы, экскаваторы, средства специального назначения.
Это тачки, тележки, велосипеды.
по устройству ходовой части
Классификация следов транспортных средств
Значение следов транспортных средств
Следы транспортных средств дают возможность:
1) определить групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его тип и вид (например, следы оставлены грузовым или легковым автомобилем), а в ряде случаев и модель (например, легковой автомобиль ВАЗ-2109 «Жигули», грузовой автомобиль ЗИЛ-130);
2) идентифицировать по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть;
3) установить механизм произошедшего события (определить направление и режим движения, место, угол и линию столкновения (наезда), скорость перед торможением, другие важные обстоятельства ДТП).
Групповая идентификация является предварительным этапом индивидуальной идентификации транспортного средства по следам, а после тщательного изучения особенностей следов экспертом осуществляется индивидуальная идентификация. Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.
Признаки следов транспортного средства
Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.
По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения (образуются в результате поступательно-вращательного движения колес) и скольжения (появляются при полной блокировке колеса в процессе торможения или пробуксовке).
Беговая дорожка
Следы качения шины одного колеса (обычно заднего) в криминалистике называют беговой дорожкой. Механизм образования следов беговых дорожек сходен по механизму образования со статическими следами: каждая точка шины оставляет свой отпечаток. Однако вследствие поступательного движения происходит некоторая их деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает следы промежутков между выступающими элементами (грунтозацепами).
Отдельно измеряется ширина беговой дорожки левых колёс и ширина беговой дорожки правых колёс.
В беговой дорожке отображаются следы протектора. Это та часть шины, где находится рисунок, который при вращении колес соприкасается с дорогой. По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин, а также модели автомашин, мотоциклов, на которых такие шины устанавливаются.
Кроме того, установить марку автомашины возможно, если известен наружный диаметр колеса. Сделать это можно только при условии, если какая-либо особенность протектора (след вулканизации, повреждение протектора, трещина, застрявший в углублениях протектора камень и т.п.) отчетливо повторилась в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса. При этом измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины рассчитывают по формуле
где D — наружный диаметр шины; S— длина окружной шины; π = 3,14; 1,1 — коэффициент прогиба шины.
Следы ходовой части
В зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Поверхностные, в свою очередь, делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (след на загрязненной поверхности). Следы наслоения могут быть позитивными (оставлены окрашенными выступающими частями) и негативными (от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса).
Объемные следы образуются в результате остаточной деформации грунта (глины, песка, рыхлой земли) и способны передавать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.
Колея
Следы беговой дорожки, оставленные колесами, расположенными на одной оси, составляют колею. По ширине колеи можно установить тип транспортного средства (например, автомобиль — легковой или грузовой). Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенного типа транспортного средства, либо для транспортных средств нескольких моделей, принадлежащих к одному типу. Ширина колеи измеряется от середины одной дорожки до середины другой. При наличии следов спаренных колес измеряется расстояние между просветами задних спаренных колес, расположенных на одной оси.
База автомобиля
Признаки определения направления движения автомобиля
а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;
б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;
в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;
г) рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения;
д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;
е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения;
ж) след торможения вначале менее насыщен (меньше интенсивность его окраски), чем в конце торможения;
з) лежащие поперёк дороги ветки, палочки, прутики при переезде через них транспортным средством ломаются и своими концами указывают направление движения.
Следы волочения возникают в тех случаях, когда автомашина совершает наезд на человека или на какой-либо предмет и протаскивает его за собой. На дороге остаются динамические следы волочения в виде смазанных полос. Исследование этих следов позволяет судить о характере происшествия, о том, где произошел наезд и т.д
Фиксация и изъятие следов транспортных средств
Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:
Кроме перечисленных пунктов в протоколе могут быть указаны и другие данные, имеющие важное значение для конкретного дела.
При фотографировании следов транспортных средств производится узловая и детальная съемка. При узловой съемке следы шин фотографируются на фоне окружающей обстановки, при детальной — фотографируются отдельные фрагменты с отобразившимися в них особенностями. Около следа укладывается масштабная линейка или лента.
Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств:
С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаях копирования следов ног. Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится производить заливку следов, относительно больших по длине. Поэтому след шины предварительно разделяют на участки длиной 40—50 см тонкими перегородками из стекла, фанеры, картона и т.п., вдавливая их в след. Затем производится заливка гипсовым раствором. Поверхностные следы шин (следы наслоения) копируются с помощью листа резины, предварительно зачищенной наждачной бумагой, фотобумаги, липких пленок.
Трасологическая экспертиза следов транспортных средств
Предметом трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, и механизма происшествия в целом.
На разрешение такой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
Криминалистическое исследование следов транспортных средств
Материал из CrimLib.info
Классификация транспортных средств
Все транспортные средства можно разделить на несколько больших групп:
1) наземный транспорт;
2) подземный транспорт;
3) водный транспорт;
4) воздушный транспорт.
Преимущественно в криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта.
Наземный безрельсовый транспорт классифицируется:
по способу передвижения
Это легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мопеды, тракторы, экскаваторы, средства специального назначения.
Это тачки, тележки, велосипеды.
по устройству ходовой части
Классификация следов транспортных средств
Значение следов транспортных средств
Следы транспортных средств дают возможность:
1) определить групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его тип и вид (например, следы оставлены грузовым или легковым автомобилем), а в ряде случаев и модель (например, легковой автомобиль ВАЗ-2109 «Жигули», грузовой автомобиль ЗИЛ-130);
2) идентифицировать по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть;
3) установить механизм произошедшего события (определить направление и режим движения, место, угол и линию столкновения (наезда), скорость перед торможением, другие важные обстоятельства ДТП).
Групповая идентификация является предварительным этапом индивидуальной идентификации транспортного средства по следам, а после тщательного изучения особенностей следов экспертом осуществляется индивидуальная идентификация. Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.
Признаки следов транспортного средства
Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.
По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения (образуются в результате поступательно-вращательного движения колес) и скольжения (появляются при полной блокировке колеса в процессе торможения или пробуксовке).
Беговая дорожка
Следы качения шины одного колеса (обычно заднего) в криминалистике называют беговой дорожкой. Механизм образования следов беговых дорожек сходен по механизму образования со статическими следами: каждая точка шины оставляет свой отпечаток. Однако вследствие поступательного движения происходит некоторая их деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает следы промежутков между выступающими элементами (грунтозацепами).
Отдельно измеряется ширина беговой дорожки левых колёс и ширина беговой дорожки правых колёс.
В беговой дорожке отображаются следы протектора. Это та часть шины, где находится рисунок, который при вращении колес соприкасается с дорогой. По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин, а также модели автомашин, мотоциклов, на которых такие шины устанавливаются.
Кроме того, установить марку автомашины возможно, если известен наружный диаметр колеса. Сделать это можно только при условии, если какая-либо особенность протектора (след вулканизации, повреждение протектора, трещина, застрявший в углублениях протектора камень и т.п.) отчетливо повторилась в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса. При этом измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины рассчитывают по формуле
где D — наружный диаметр шины; S— длина окружной шины; π = 3,14; 1,1 — коэффициент прогиба шины.
Следы ходовой части
В зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Поверхностные, в свою очередь, делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (след на загрязненной поверхности). Следы наслоения могут быть позитивными (оставлены окрашенными выступающими частями) и негативными (от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса).
Объемные следы образуются в результате остаточной деформации грунта (глины, песка, рыхлой земли) и способны передавать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.
Колея
Следы беговой дорожки, оставленные колесами, расположенными на одной оси, составляют колею. По ширине колеи можно установить тип транспортного средства (например, автомобиль — легковой или грузовой). Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенного типа транспортного средства, либо для транспортных средств нескольких моделей, принадлежащих к одному типу. Ширина колеи измеряется от середины одной дорожки до середины другой. При наличии следов спаренных колес измеряется расстояние между просветами задних спаренных колес, расположенных на одной оси.
База автомобиля
Признаки определения направления движения автомобиля
а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;
б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;
в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;
г) рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения;
д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;
е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения;
ж) след торможения вначале менее насыщен (меньше интенсивность его окраски), чем в конце торможения;
з) лежащие поперёк дороги ветки, палочки, прутики при переезде через них транспортным средством ломаются и своими концами указывают направление движения.
Следы волочения возникают в тех случаях, когда автомашина совершает наезд на человека или на какой-либо предмет и протаскивает его за собой. На дороге остаются динамические следы волочения в виде смазанных полос. Исследование этих следов позволяет судить о характере происшествия, о том, где произошел наезд и т.д
Фиксация и изъятие следов транспортных средств
Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:
Кроме перечисленных пунктов в протоколе могут быть указаны и другие данные, имеющие важное значение для конкретного дела.
При фотографировании следов транспортных средств производится узловая и детальная съемка. При узловой съемке следы шин фотографируются на фоне окружающей обстановки, при детальной — фотографируются отдельные фрагменты с отобразившимися в них особенностями. Около следа укладывается масштабная линейка или лента.
Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств:
С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаях копирования следов ног. Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится производить заливку следов, относительно больших по длине. Поэтому след шины предварительно разделяют на участки длиной 40—50 см тонкими перегородками из стекла, фанеры, картона и т.п., вдавливая их в след. Затем производится заливка гипсовым раствором. Поверхностные следы шин (следы наслоения) копируются с помощью листа резины, предварительно зачищенной наждачной бумагой, фотобумаги, липких пленок.
Трасологическая экспертиза следов транспортных средств
Предметом трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, и механизма происшествия в целом.
На разрешение такой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
|
|
Рис. 27. Легковой автомобиль «ВАЗ-2106» (общий вид)
1 – ветровое стекло; 2 – наружное зеркало заднего вида; 3 – капот; 4 – стойка мотоотсека боковая; 5,6 – фары ближнего и дальнего света; 7 – передний габаритный фонарь; 8 – клык переднего буфера; 9 – облицовка радиатора; 10 – буфер передний (бампер); 11 – боковой указатель поворота; 12 – шина; 13 – колпак колеса; 14 – днище; 15 – дверца кузова передняя; 16 – наружная ручка двери; 17 – задний бампер; 18 – заднее правое крыло; 19 – дверца кузова задняя; 20 – панель боковины внутренняя задняя 21 – рамка заднего окна; 22 – опускаемое стекло двери; 23 – рамка переднего окна; 24 – щетки стеклоочистителя.
Рис. 28. Легковой автомобиль «ВМW»
1 – заводской знак; 2 – двигатель; 3 – аккумуляторная батарея; 4 – щетки стеклоочистителя; 5 – кнопка блокировки замка двери; 6 – внутреннее зеркало заднего вида; 7 – люк; 8 – подголовник; 9 – запасное колесо; 10 – крышка багажника; 11 – рассеиватель заднего фонаря; 12 – заднее левое крыло; 13 – задний бампер; 14 – отбортовка заднего крыла; 15 – покрышка пневматической шины; 16 – наружная ручка двери; 17 – наружное зеркало заднего вида; 18 – сиденье переднее; 19 – переднее левое крыло; 20 – отбортовка переднего крыла; 21 – колесо; 22 – передний бампер; 23 – передний спойлер; 24 – противотуманная фара; 25 – рассеиватель указателя поворотов; 26 – передняя проушина для буксировки; 27 – пластина номерного знака; 28 – облицовка радиатора; 29 – фара дальнего света; 30 – фара ближнего света.
Рис. 29 а. Кузов легкового автомобиля «ВМW»
1 – брызговик переднего крыла наружный; 2 – поперечина мотоотсека нижняя; 3 – стойка мотоотсека средняя; 4 – лонжерон; 5 – поперечина мотоотсека верхняя; 6 – крыло переднее; 7 – брызговик переднего колеса внутренний; 8 – перегородка щита передка; 9 – косынки перегородки; 10 – капот; 11 – панель передка наружная нижняя; 12 – двери передние и задние; 13 – панель передка внутренняя боковая; 14 – крыша; 15 – панель боковины внутренняя задняя; 16 – дверь задка; 17 – брызговики боковины; 18 – панель задка нижняя; 19 – крыло заднее; 20 – боковина; 21 – пол задний; 22 – оси петель боковых дверей; 23 – пол передний; 24 – панель боковины мотоотсека; 25 – щит передка; 26 – стойка мотоотсека боковая.
Рис. 29 б. Салон легкового автомобиля «ВМW»
Рис. 30. Автомобиль легковой повышенной проходимости «УАЗ»
1 – радиатор системы охлаждения двигателя; 2 – звуковой сигнал; 3 – передняя фара и подфарник; 4 – двигатель; 5 – рулевой механизм; 6 – рессора передней подвески; 7 – передний ведущий мост; 8 – бачок омывателя ветрового стекла; 9 – коробка передач; 10 – раздаточная коробка; 11 – центральный тормоз; 12 – карданная передача; 13 – топливный бак; 14 – задний ведущий мост; 15 – рессора задней подвески; 16 – металлический кузов; 17 – откидное сиденье; 18 – запасное колесо; 19 – съемный тент; 20 – аккумуляторная батарея; 20 – воздухоочиститель.
Рис. 31 а. Грузовой автомобиль «ЗИЛ» (общий вид)
1 – шпингалет запора борта; 2 – борт платформы; 3 – защитная полоса габаритного бруса; 4 – соединительная планка борта; 5 – крюк запора борта; 6 – металлическая оковка; 7 – дверь кабины; 8 – опускаемое стекло двери; 9 – крышка кабины; 10 – вентиляционные люки; 11 – стеклоочиститель; 12 – ветровое стекло; 13 – зеркало заднего вида; 14 – переднее крыло; 15 – капот; 16 – фара; 18 – передний габаритный фонарь (указатель поворота); 19 – буксирный крюк; 20 – передний буфер (бампер); 21 – передний номерной знак; 22 – балка переднего моста; 23 – шина; 24 – диск колеса; 25 – крышка ступицы колеса; 26 – подножка кабины; 27 – запасное колесо; 28 – брызговик колеса; 29 – ящик для инструментов.
Рис. 31 б. Грузовой автомобиль «ЗИЛ» (вид задней стороны)
1 – номерной знак; 2 – левый задний габаритный фонарь (указатель поворота); 3 – шпингалет запора борта; 4 – скоба шпингалета запора борта; 5 – соединительная планка борта; 6 – задний буфер (бампер); 7 – правый задний габаритный фонарь (указатель поворота); 8 – защитная полоса габаритного бруса; 9 – передний борт кузова; 10 – окно заднего вида; 11 – запасное колесо; 12 – брызговик; 13 – задний мост; 14 – кожух дифференциала; 15 – рессоры; 16 – задний крюк-запор; 17 – шина.
Рис. 32 а. Мотоцикл (общий вид)
1 – цилиндр; 2 – головка цилиндра; 3 – поршень; 4 – свеча зажигания– 5 шатун; 6 – коленчатый вал; 7 – моторная передача; 8 – сцепление; 9 – коробка передач; 10 задняя передача; 11 – звездочка задней передачи.
Рис. 32 б. Мотоцикл (контрольно-измерительные приборы
и органы управления)
1 – выключатель зажигания; 2 – лампа контрольная датчика аварийного давления масла; 3 – спидометр; 4 – лампа контрольная указателей поворотов; 5 – амортизатор руля; 6 – рычаг ручного тормоза; 7 – переключатель комбинированный; 8 – ручка управления дросселями; 9 – педаль тормоза заднего колеса и колеса коляски; 10 – рукоятка включения передачи заднего хода; 11 – рукоятка стояночного тормоза; 12 – рычаг пускового механизма; 13 – педаль переключения передач; 14 – переключатель комбинированный; 15 – рычаг управления сцеплением; 16 – руль; 17 – лампа контрольная указателя нейтрали коробки передач; 18 – лампа контрольная работы генератора и зарядки аккумулятора; 19 – лампа контрольная дальнего света.
Рис. 33 а. Велосипед (дорожный)
1 – задний фонарь; 2 – задний грязевой щиток; 3 – задний багажник; 4 – седло; 5 – сумка для инструментов; 6 – насос; 7 – рама; 8 – фара; 9 – зеркало заднего вида; 10 – руль; 11 – рукоятка тормоза переднего колеса; 12 – передний грязевой щиток; 13 – шина; 14 – велодинамо; 15 – обод колеса со спицами; 16 – втулка переднего колеса; 17 – передняя вилка; 18 – отток; 19 – шатун; 20 – правая педаль; 21 – ведущая шестерня; 22 – роликовая цепь; 23 – задняя тормозная втулка; 24 – вентиль.
|
|
Рис. 36. Геометрические параметры автомобилей
1 – длина; 2 – ширина; 3 – высота; 4 – колея передних колес; 5 – колея задних колес; 6 – база; 7 – передний свес; 8 – задний свес; 9 – передний угол свеса; 10 – задний угол свеса; 11 – просвет под передней осью; 12 – просвет под задней осью.
Рис. 37. Протекторы покрышки (рисунок)
а) универсальный; б) повышенной проходимости; в) зимний; г) карьерный; д) асимметричный; е) дорожный.
1 – грунтозацеп; 2 – выемка; 3 – ребро; 4 – щелевидная прорезь; 5 – шашка; 6 – шип противоскольжения; 7 – канавка.
1 – протектор шины; 2 – шина; 3 – диск колеса; 4 – крышка ступицы колеса; 5 – объем колеса.