Название гбо для авто
10 лучших производителей газового оборудования (ГБО)
Характеристика в рейтинге
1 | BRC | Увеличивает ресурс двигателя. Хороший запас прочности |
2 | Prins | Лучшее качество оборудования. Экономичность |
3 | AEB | Устойчивая работа на газе плохого качества. Самая безопасная установка |
4 | Tomasetto | Лучший выбор покупателя |
5 | Lovato | Высокое качество за доступную цену |
6 | OMVL | Самое высокотехнологичное оборудование |
7 | STAG | Точные настройки работы системы. Русскоязычное ПО |
8 | ALPHA | Самый эффективный отечественный производитель |
9 | SEC | Лучший ассортимент комплектующих от разных производителей |
10 | Digitronic | Оптимальный выбор надежных компонентов |
Решив поставить газовое оборудование на автомобиль, владелец может значительно сократить расходы на заправку и снизить эксплуатационную стоимость. При этом окупаемость ГБО, в зависимости от фирмы-производителя и пробега может занять до года. Наиболее рациональным и экономически выгодным является установка системы подачи газа 4 поколения, несмотря на большую стоимость, в сравнении с более простым газовым оборудованием.
В обзоре принимают участие лучшие производители, выпускающие ГБО, в том числе и для российского рынка. При составлении рейтинга учитывались технические характеристики выпускаемой продукции разных фирм, а также мнения специалистов по регулировке и ремонту ГБО.
ТОП-10 лучших производителей газового оборудования (ГБО)
10 Digitronic
Отечественная фирма использует узлы и детали бюджетного ценового сегмента, благодаря чему газовое оборудование от Digitronic пользуется спросом на отечественном рынке. Решив поставить ГБО этой фирмы на авто, следует учитывать, что в предлагаемых китах используется редуктор Tomasetto, а для установок 4 поколения применяются, на выбор, газовые рейки от OMVL или AEB, укомплектованные форсунками южнокорейской Dymco.
Непосредственно 32-битные контроллеры собраны по заказу самой Digitronic, и отличаются отменным качеством и надежностью. Возможность оперировать комплектующими узлами разных производителей позволило компании выделиться на рынке доступной ценой. При этом фирме, только за счет правильного и обдуманного подбора производителей, удалось добиться высоких эксплуатационных характеристик готовых установок ГБО и занять свою нишу не только на российском рынке.
9 SEC
Эта польская фирма ГБО использует комплектующие детали других производителей, что позволяет каждому выбрать оптимальную по цене и качеству комплектацию установки. При этом одним из самых бюджетных предложений в ассортименте выступает оборудование собственного производства. Особой популярностью пользуется редуктор SECGAS Standard/Super из-за своей ценовой доступности, но заказчик может также выбрать Tomasetto или Poletron.
Приняв решение поставить газовое оборудование 4 поколения от SEC, покупатель столкнется с огромным выбором форсунок производителей OMVL, Valtek, Barracuda, или Hana. При этом разница в цене только по этим комплектующим может достигать 4 тыс. рублей. Все вышеперечисленное позволяет подобрать оптимальное по цене и качеству газовое оборудование, которое будет соответствовать возможностям и пожеланиям заказчика.
8 ALPHA
В отличие от многих отечественных производителей ГБО, собирающих установочные комплекты из деталей различных фирм компания ALPHA занимается изготовлением собственного оборудования. Начав свою деятельность в 2005 году со штучных установок, отечественный заводчик значительно увеличил свой товарооборот. Сегодня компания осуществляет постоянную работу более чем с 200 крупными перевозчиками страны, использующими на своих авто газовое оборудование ALPHA.
Налажено сотрудничество с польским производителем Tegas – выпускается совместная разработка в виде модельного ряда ALPHA PM. Линейка газовых установок 4 поколения ALPHA AEB появилась в 2017 году благодаря тесному сотрудничеству с AEB Alternative Fuel Electronics. Следует отметить, что фирма разработала и внедрила собственные электронные системы управления и программное обеспечение к ним, которое учитывает характеристики газовых инжекторов различных марок.
7 STAG
Фирма-производитель высококачественного газового оборудования STAG пользуется заслуженной популярностью не только в Польше, но и во всем мире. Для отечественного потребителя выбор в пользу ГБО STAG 4 поколения продиктован надежностью, доступной ценой, быстрой окупаемостью и русскоязычным ПО. За лучшие показатели экономичности системы отвечает расширенное программное обеспечение, которое максимально точно регулирует впрыск газа. Также ГБО STAG гарантирует самый высокий уровень контроля и безопасности.
Благодаря компактным размерам и наличию функции автоматической настройки, это газовое оборудование можно поставить практически на любую модель автомобиля. Дополнительным преимуществом данного производителя ГБО является предложение на рынке не только полных комплектов, но и отдельных деталей, что очень удобно при необходимости их замены.
6 OMVL
Газовое оборудование этой фирмы, известное на рынке с 1980 года, зарекомендовало себя как одно из самых надежных и высокотехнологичных. В производстве имеются комплекты 2 и 4 поколения (в России представлены линейки Saver и Dream XXI) метановые установки и системы подачи жидкого газа без редуктора, которые отсутствуют на отечественном рынке из-за своей стоимости и сложности в монтаже и обслуживании.
Несмотря на премиальное качество, OMVL пользуется меньшим спросом, чем другие итальянские производители ГБО из-за дороговизны оборудования и его высокой чувствительности к некачественному газу. И тем не менее, в надежности установок этого бренда для различных авто сомневаться нет никаких причин. Известно, что компания заключила контракт на поставку комплектов газового оборудования прямо на заводской конвейер самой популярной коммерческой модели Газель. Это не только повысило экономичность машины, но и увеличило ресурс цилиндропоршневой группы двигателя.
5 Lovato
Один из старейших итальянских производителей альтернативных топливных систем Lovato заслужил доверие миллионов автовладельцев по всему миру. Все комплектующие ГБО изготавливаются на одном заводе, расположенном в Италии и регулярно тестируются в различных условиях при максимальных нагрузках, что исключает возможность брака. Продукция проходит самый жесткий контроль качества, имея при этом множество сертификатов соответствия. Газовое оборудование Lovato оснащено форсунками, которые, по заверениям производителя, гарантировано прослужат до 300 тыс. км.
Благодаря разнообразию готовых комплектов ГБО, можно подобрать систему практически к любому транспортному средству. Особенной популярностью на отечественном рынке пользуется газовое оборудование 4 поколения, которое выпускает данная фирма. ГБО Lovato исправно работает в жестких реалиях – низкокачественное топливо, особенность эксплуатации, низкие температуры и прочие факторы не способны вызвать критическое состояние установки Газовое оборудование данного производителя отличается самой высокой прочностью и производительностью, демонстрируя при этом стабильные показатели экономичности.
4 Tomasetto
Наверное, это самый известный на постсоветском пространстве производитель газового оборудования. Итальянской фирме удалось совместить демократичную стоимость и высокое качество выпускаемых установок. Решив поставить на автомобиль ГБО Tomasetto, владелец, как правило, учитывает не только эти характеристики. Широкая представленность на рынке запасных узлов и деталей этого бренда, а также их доступность, играет в ее популярности не последнюю роль.
Качество и надежность оборудования не подлежит сомнению – Tomasetto Achille Spa с 1982 года смогла завоевать международное признание, инвестируя солидную часть прибыли в собственные разработки. ГБО 2 и 4 поколений, а также установки, работающие на метане (CNG) производятся исключительно на заводе в Италии, где налажен жесткий контроль качества не только продукции, но и сырьевых поставок.
3 AEB
Особой популярностью у потребителя пользуется газовое оборудование от итальянского производителя AEB, которое отличается самым высоким качеством и имеет при этом конкурентоспособную цену. Для настройки системы предусмотрена удобное программное обеспечение, также есть возможность подключения к блоку управления через мобильное устройство. Отличительной особенностью газового оборудования AEB является оптимизация расхода топлива и функция мгновенного отключения системы в случае возникновения неполадок.
Поставить ГБО 4 поколения от AEB можно практически на любой современный автомобиль, как с бензиновым, так и с дизельным двигателем. Благодаря уникальным разработкам, компании удалось продемонстрировать лучшие результаты по показателям замещения дизеля метаном до 60%, пропаном – до 50%. Система ГБО 4 поколения оснащена форсунками, которые благодаря уникальному составу обладают повышенной устойчивостью к низкому качеству топлива и критическим температурам. Расчетный срок эксплуатации газового оборудования AEB составляет 200 тыс. км, но на практике данный показатель может быть значительно увеличен.
2 Prins
Голландская фирма Prins представляет на мировом рынке ГБО продукцию самого высокого качества, которая станет лучшим выбором для автомобилей премиального класса. Данное оборудование устанавливается как базовая установка на некоторых автомобильных заводах таких брендов, как Volkswagen Group и пр. Высокая цена на газовое оборудование данного производителя обоснована исключительной надежностью, безопасностью и эффективностью. Система ГБО 4 поколения Prins VSI 2 отвечает всем Европейским стандартам, и на него распространяется трехлетняя гарантия без ограничения пробега.
Уникальная разработка компании по внедрению в систему последовательного впрыска паровой фазы топлива позволяет использовать газовое оборудование Prins как с метаном, так и с пропан-бутаном. Система ГБО Prins VSI, разработанная для двигателей с объемом от 0.7 до 6.0, оснащена мощным электронным блоком управления, который способен контролировать работу сразу 10 цилиндров. Используемые в комплектах ГБО газовые форсунки японского производителя Keihin отличаются самым лучшим качеством и надежностью работы, что в свою очередь гарантирует экономичный расход топлива.
1 BRC
Итальянская компания BRC, которая была основана в 1977 г в г. Кераско, сегодня является признанным мировым лидером по производству газового оборудования. Высокое качество выпускаемой продукции, предназначенной для перевода автомобиля с бензина на более доступное топливо, обеспечило фирме большую популярность. ГБО данного производителя устанавливают на самые разнообразные транспортные средства по всему миру. Новейшие исследовательские разработки, производимые инженерами компании, позволяют усовершенствовать газобаллонное оборудование BRC и улучшить его характеристики.
По результатам тестов, которые фирма BRC регулярно проводит на автодромах, автомобили, работающие на сжиженном газе, способны выдерживать максимальные нагрузки и при этом демонстрировать лучшие результаты по экономии топлива. Компания BRC на сегодняшний день является единственным производителем, который выпускает ГБО с уникальной системой непосредственного впрыскивания пропана и метана. Если поставить на авто газовое оборудование BRC 4 поколения, двигатель сможет работать с минимальными нагрузками, но при этом совершенно не теряя мощности. Данная особенность закономерно приводит к увеличению его ресурса, что во многом определяет предпочтения владельцев.
Какое газовое оборудование выбрать на авто: виды, обзор фирм производителей
Двигатели современного транспорта в основном работают на бензине или дизтопливе. Однако повышение цен на горючее заставляет многих автовладельцев принимать решение в пользу установки газобаллонного оборудования. Доступная стоимость газа позволяет снизить расходы. Однако, переводя машину на это топливо, следует правильно выбрать, какое ГБО 4 поколения лучше поставить для получения максимальной экономии и эффективности работы мотора. Определиться с выбором поможет обзор популярных марок. А доказать преимущества этого поколения позволит список его особенностей.
Почему нужно ставить газовое оборудование 4 поколения
Увеличение номера поколения газобаллонного оборудования не означает повышение его качества. Цифра показывает соответствие системы конкретным автомобилям и моторам. Так, ГБО 2 предназначено для установки на карбюраторных авто, пятое, а также шестое больше подходят машинам с непосредственным впрыском газа. Четвёртое поколение можно назвать самым лучшим оборудованием для транспорта с инжекторными двигателями.
Причинами для установки ГБО 4 можно назвать такие преимущества:
При выборе ГБО 4 поколения владелец авто может рассчитывать на длительный срок службы оборудования. Тем более что оборудованный этой системой транспорт работает также на бензине. Менять вид топлива позволяет специальный переключатель в салоне или переход может происходить в автоматическом режиме. Системы безопасности обеспечивает автоматическое переключение на бензин при падении давления газа.
Особенности подбора ГБО 4 на авто
При подборе ГБО 4 поколения следует учитывать возможность выбора системы из двух вариантов:
Большинство автосервисов предлагают переоборудовать автомобиль для работы на пропане-бутане. Баллоны такой системы отличаются лёгкостью и компактность. А для заправки автомобиля требуется намного меньше времени по сравнению с системой, работающей на метане. К тому же метановое ГБО значительно дороже.
Более подробно узнать о разнице, а также преимуществах и недостатках ГБО метан/пропан можно из этой статьи.
По количеству цилиндров в автомобильном двигателе можно выделить 3 вида ГБО 4. Для 4-хцилиндрового силового агрегата используют оборудование с одной рейкой и 4 форсунками. Для 6 цилиндров понадобится 2 рейки с 3 форсунками на каждой. Двигатель с 8 цилиндрами требует использования оборудования с 2 рейками по 4 форсунки. Также форсунки могут устанавливаться одиночным способом. Об этом мы писали тут.
Выбирать ГБО можно по мощности двигателя. Чем выше производительность редуктора газобаллонного оборудования, тем больше топлива подаётся к силовому агрегату. Неподходящее по мощности устройство не сможет обеспечить нормальную работу мотора. Допускается выбирать редуктор с производительностью равной мощности двигателя авто, но лучше рассчитывать с запасом.
Можно подбирать систему по габаритным размерам компонентов, а также надёжности их крепления. Необходимость размещения части оборудования в подкапотном пространстве требует выбора компактных вариантов. А система крепления, которая отличается для каждой разновидности редуктора, должна иметь надёжные кронштейны. Это обеспечит устойчивость, снизит вибрацию, повышая срок службы системы.
Методика, как правильно выбирать газобаллонное оборудование, должна учитывать и его производителя. Рекомендуется отдавать предпочтение продукции известных брендов, качество и ресурс которой выше, а эксплуатационный срок больше. Выбирая систему по марке авто, можно ориентироваться на стоимость ГБО. Бюджетные модели подходят для малолитражек, также отечественного транспорта, средний класс предназначен для иномарок класса B-D с моторами объёмом до 2 л. Премиум-класс оборудования выпускают для автомобилей с мощными моторами (2 л и более).
Сравнительный обзор ГБО разных марок
Для сравнения производителей стоит рассмотреть топ ГБО 4 поколения, составленный по популярности этих систем среди российских автомобилистов:
К лучшим по качеству и характеристикам системам относится голландское газобаллонное оборудование PRINS. Оно предназначено для установки на автомобилях с моторами от 0,7 до 6 литров. Единственным минусом таких систем считается их высокая стоимость – максимальная в этом сегменте.
Сравнительная таблица по маркам ГБО 4:
Марка ГБО 4 | Мощность мотора, л.с. | Ресурс форсунок, тыс. км | Скорость форсунок, мс | Средняя цена установки, тыс. руб. | |
---|---|---|---|---|---|
двигатель 4 цил. | двигатель 6-8 цил. | ||||
Lovato | 260 | 100 | 2 | 25 | 45 |
BRC | 330 | 300 | 1 | 28 | 55 |
Digitronic | 310 | 70 | 2 | 25 | 45 |
Alpha | 135 | 50 | 2.5 | 22 | 40 |
OMVL | 245 | 70 | 2.5 | 28 | 44 |
Zenit | 135 | 50 | 2.5 | 25 | 45 |
Tamona | 135 | 50 | 3 | 23 | 35 |
Atiker | 190 | 150 | 2 | 22 | 40 |
PRINS | 600 | 200 | 1.6 | 38 | 75 |
*данные в таблице приблизительные, могут изменяться в разных комплектациях
Выбор газобаллонного оборудования – важный шаг для автовладельца. От правильно выбранной системы зависит период между заменой/чисткой/регулировкой форсунок, эффективность работы двигателя и расходы на обслуживание ГБО. Поэтому не стоит экономить, выбирая дешёвое китайское оборудование, но не рекомендуется также покупать дорогие системы BRC или PRINS для бюджетных авто.
Однозначно, лучшее ГБО – это то, которое будет исправно работать на протяжении долгих лет, а также быстро окупиться. Рассчитать окупаемость того или иного оборудования можно на нашем сайте при помощи калькулятора.
Видео на тему выбора ГБО 4 поколения:
Газобаллонное оборудование (ГБО) 1-5 поколений: ОПИСАНИЕ
Газобаллонное оборудование (ГБО) 1-5 поколений: ОПИСАНИЕ
Предназначено для использования в карбюраторных и инжекторных автомобилях без катализатора.
Различают 2 вида оборудования 1 поколения:
• Вакуумное — для карбюраторных автомобилей без катализатора.
• Электронное — для карбюраторных и инжекторных а/м без катализатора.
Принципиальное различие вакуумного редуктора от электронного заключается в запорном элементе разгрузочной камеры:
в вакуумном эту функцию выполняет вакуумная мембрана к которой подаётся разрежение от впускного коллектора:
• двигатель работает — есть вакуум — редуктор открыт;
• двигатель заглушен — вакуума нет — редуктор закрыт.
В электронном редукторе эту функцию выполняет электромагнитный клапан управляемый от «электронного блока безопасности» который при работающем двигателе открывает его, обеспечивая подачу газа из 1 ступени редуктора во 2-ю. При прекращении работы двигателя, электронный блок безопасности перекрывает подачу газа.
Многие электронные редукторы, в отличии от вакуумных, имеют двойную регулировку «холостого хода» — динамическую и статическую, что позволяет точнее отрегулировать и более стабильно удерживать холостой ход.
Для инжектроных а/м применяют защитный клапан обратного хлопка.
Схематично (см. рис.) пропан-бутановая смесь в жидкой фазе поступает из баллона к двигателю последовательно проходя через газовый электромагнитный клапан (ЭМК), в редуктор, где переходит в газовую фазу благодаря нагреванию за счет охлаждающей системы двигателя и затем, после редуктора уже в виде газа поступает в миксер.
Баллон выполнен из листовой термообработанной стали толщиной 3-4 мм, для обеспечения безопасности даже в случае аварий.
Традиционная форма баллона — цилиндрическая с выпуклыми торцами. В настоящее время выпускаются баллоны различных размеров, соответствующие объему двигателя.
Баллон тороидальной формы специально разработан для крепления в месте хранения запасного колеса. Этот тип баллона, выпускается различных размеров и позволяет иметь максимальный полезный объем газа при минимальных размерах.
Установка тороидальных баллонов предпочтительна, когда необходимо максимально использовать полезный объем автомобиля. особенно в кузовах типа “универсал”.
Особое внимание нужно обратить на то, что баллон не должен быть заполнен на 100%.
Мультиклапан ( см. следующий раздел) обеспечивает это благодаря конструкции поплавка и соответствующей запорной системе. 80% предел заполнения баллона является хорошим условием безопасности. Фактически, необходимо нагреть баллон до 80 град.С, чтобы жидкость заполнила весь объем. Такие температурные условия возможны ТОЛЬКО в случае пожара и НИКОГДА в нормальных условиях эксплуатации.
Мультиклапан, расположенный в баллоне, состоит из комплекса механизмов, выполняющих следующие функции:
— Заполнение в процессе заправки.
— Ограничение объема заправки. Максимально допустимый объем заполнения составляет 80% общего объема баллона.
— Определение уровня газа.
— Подача газа.
— Перекрытие подачи газа. Мультиклапан имеет два крана для перекрытия заправочных и расходных трубопроводов. Эти краны обычно открыты, но они могут быть закрыты во время заправочных операций, после аварий и т. д…
Если мультиклапан установлен в труднодоступном месте, то необходимо установить дистанционное управление для легкого закрытия расходной трубки.
3 — Блок вентиляции
Блок вентиляции — важный элемент с точки зрения безопасности. Он позволяет избежать возможного накопления газа в результате каких-либо непредвиденных обстоятельств. Блок вентиляции может изготавливаться из различных материалов (пластмасса, алюминий). Он имеет отверстие в центре для крепления на баллоне и резиновое кольцо для герметизации разъема. Съемная крышка обеспечивает легкий доступ к мультиклапану. Блок вентиляции имеет две трубки для вывода газа в забортное пространство с помощью гофрированных шлангов, как показано на рисунке. Два шланга крепятся с помощью хомутов, обеспечивая таким образом циркуляцию воздуха внутри блока. Трубопровод, подающий газ к редуктору, проходит внутри одного из этих шлангов, а внутри другого проходит трубопровод от заправочного устройства. Крышка блока выполнена из прозрачного материала для легкого считывания показаний уровня газа в баллоне. Циркуляция воздуха в блоке обеспечивается движением автомобиля.
4 — Трубопровод высокого давления
Этот трубопровод выполнен из отожженной меди и позволяет выдерживать давление 45 бар. Он может быть легко смонтирован обычным инструментом. Баллон связан с мультиклапаном и редуктором посредством именно этого трубопровода. Трубопровод соединяется с различными устройствами с помощью специальных штуцеров. Трубопровод должен быть закреплен на днище автомобиля, далеко от выхлопной трубы и подвески автомобиля, через равные интервалы с помощью самоконтрящихся винтов. В месте крепления должны быть эластичные прокладки для гашения вибрации.
5 — Газовый электромагнитный клапан
Это устройство предназначено для автоматического перекрытия подачи сжиженного газа от баллона к двигателю. Оно имеет электромагнит (12v), выходные и выходные штуцера и фильтр для фильтрации посторонних частиц. Газовый клапан закрыт, когда на него не подано напряжение. Когда электрическая цепь замкнута клапан открывается и открывает подачу газа. В процессе установки рекомендуется обратить внимание на стрелки, имеющиеся на поверхности клапана, которые указывают направление потока газа — то есть от баллона к двигателю. Клапан оснащен крепежом для фиксации клапана в вертикальном положении, обычно на стенке двигательного отсека.
6 — Бензиновый электромагнитный клапан
Это устройство блокирует подачу бензина когда автомобиль работает на газе. Клапан состоит из электромагнитной катушки и двух ниппелей (входного и выходного). Клапан включается вручную или автоматически при электронной инсталляции. Бензиновый клапан закрыт, когда электричество не подано на него и открывается при включении. Он устанавливается в двигательном отсеке между бензонасосом и карбюратором. На корпусе клапана имеются стрелки, указывающие направление потока бензина. Клапан должен быть закреплен вертикально, на расстоянии от «опасных» частей двигателя. Место установки должно обеспечивать удобный доступ к клапану. Этот клапан устанавливается только на карбюраторных машинах.
Редуктор — важнейший компонент ГБО. Он обеспечивает теплообмен для испарения газа и редукцию давления до значений, близких к атмосферному для подачи к двигателю. Редукторы выпускаются в различных исполнениях:
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ для автомобилей с карбюраторами;
ЭЛЕКТРОННЫЙ для инжекторных машин;
ТУРБО для машин с турбонаддувом.
Предназначено для использования в инжекторных автомобилях с каталитическими нейтрализаторами (катализаторами).
Системы 2-го поколения гарантируют поддержание экологических требований Евро 1. Некоторые системы Лямбда-контроля, с двумя регулировками (на холостом ходу и на оборотах) поддерживают экологические требования Евро 2.
Системы первого и второго поколений имеют ряд недостатков, и не отвечают действующим в настоящее время стандартам ЕЭК ООН. Токсичность отработавших газов автомобилей, оснащенных такими системами, как правило, находится на уровне норм ЕВРО-1, которые действовали в Европе до 1996 года, и лишь в отдельных случаях приближаются к нормам ЕВРО-2.
В связи с этим производители газового оборудования разработали системы третьего и четвертого поколений, которые находят все большее распространение.
Предназначено для использования в а/м с экологическими требованиями не выше Евро 2. Системы 3 поколения принципиально отличаются от систем 1 и 2 поколения и называются системами параллельного впрыска газа.
Газ в таких системах подаётся во впускной коллектор в непосредственной близости к впускному клапану каждого цилиндра. Между редуктором, который подаёт избыточное давление и штуцерами-клапанами установленными во впускном коллекторе, находится электронно-механический шаговый дозатор — распределитель, который обеспечивает правильную дозировку потока газа во впускной коллектор.
Управление переключением режимов и поддержанием правильной подачи газо-воздушной смеси занимается электронный блок управления, на который поступают необходимые сигналы со штатных датчиков двигателя (TPS, Лямбда-зонд, MAP, RPM).
Системы 3 поколения не используют вычислительных мощностей и топливных карт заложенных в штатных бензиновых контроллерах, они попросту работают в «параллельном» режиме, т. е. создают собственные топливные карты.
Скорость реакции на корректировку смеси у систем 3 поколения не высокая и обусловлена скоростью работы шагового дозатора — распределителя. Поэтому с появлением экологических требований Евро-3 и систем бортовой диагностики 2 поколения OBD II и EOBD, спрос на газовые системы 3 поколения упал, а учитывая их довольно высокую стоимость и появления систем 4 поколения практически исчез.
Схема ГБО третьего поколения для карбюраторного автомобиля.
1 — баллон
2 — мультиклапан
3 — газовая магистраль высокого давления
4 — выносное заправочное устройство
5 — газовый клапан
6 — редуктор-испаритель
7 — дозатор
8 — смеситель воздуха и газа
9 — бензиновый клапан
10 — переключатель видов топлива
Сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан) под давлением поступает из баллона (1) в газовую магистраль высокого давления (3). Расход газа из баллона происходит посредством мультиклапана (2), через который также осуществляется заправка с помощью выносного заправочного устройства (4).
По магистрали газ в жидкой фазе попадает в газовый клапан-фильтр (5), который очищает газ от взвесей и смолистых отложений и перекрывает подачу газа при выключении зажигания или при переходе на бензин.
Далее очищенный газ по трубопроводу поступает в редуктор-испаритель (6), где давление газа понижается с шестнадцати атмосфер до одной. Интенсивно испаряясь, газ охлаждает редуктор, поэтому последний присоединяется к системе водяного охлаждения двигателя. Циркуляция тосола позволяет избежать обмерзания редуктора и его мембран.
Под действием разряжения, создаваемого во впускном коллекторе работающего двигателя, газ из редуктора по шлангу низкого давления через дозатор (7) поступает в смеситель (8), установленный между воздушным фильтром и дросcельными заслонками карбюратора. Иногда вместо установки смесителя производится непосредственная врезка газовых штуцеров в карбюратор.
Управление режимами работы (на газе или на бензине) осуществляется с помощью переключателя видов топлива (10), установленного на панели приборов.
При выборе позиции «ГАЗ» переключатель открывает электромагнитный газовый клапан (5) и отключает электромагнитный бензиновый клапан (9). И, наоборот, при переходе с газа на бензин, переключатель закрывает газовый клапан и открывает бензиновый. С помощью светодиодов переключатель позволяет контролировать, какое топливо используется в данный момент.
Переключатель может быть оснащен указателем уровня топлива в баллоне (для этого мультиклапан должен быть оснащен сенсором уровня топлива).
Установка ГБО третьего поколения на инжекторные автомобили отличается тем, что вместо бензоклапана для отсечения подачи бензина используется эмулятор форсунок. Когда подается газ, этот эмулятор имитирует работу бензиновых форсунок, чтобы штатный компьютер не перешел в аварийный режим. По этой же причине нужно устанавливать эмулятор лямбда-зонда.
Системы газобаллонного оборудования четвертого поколения отличаются тем, что газ подается непосредственно во впускной коллектор через специальные газовые форсунки. Они управляются собственным электронным блоком управления, который синхронизирует свою работу со штатным контроллером и одновременно выполняет функции эмулятора.
Предназначено для использования в любых инжекторных автомобилях и совместимо с экологическими требованиями Евро-3, а так же системами бортовой диагностики OBD II и EOBD.
Системы 4 поколения называют «Фазированный распределённый впрыск». Они используют вычислительные мощности и топливные карты заложенные в штатный контроллер а/м, и вносят лишь необходимые поправки для адаптации газовой системы к бензиновой топливной карте.
4 поколение характеризует наличие отдельных электромагнитных форсунок впрыска газа в каждый цилиндр т. е. полностью аналогично бензиновой системе. Фазу и дозировку впрыска определяет штатный бензиновый контроллер а/м.
Важным плюсом систем 3 и 4 поколения является функция автоматического перехода с газового топлива на бензиновое, по окончании газа или при невозможности использования газа на некоторых мощностных режимах. Как и в системе предыдущего поколения, газовые форсунки устанавливаются на коллекторе непосредственно у впускного клапана каждого цилиндра.
Система IGS (injector gas system) для инжекторных автомобилей с катализатором (4-е поколение ГБО)
1 — Заправочное устройство
2 — Мультиклапан
3 — Баллон
4 — Электроклапан
5 — Редуктор
6 — Газовые штуцеры
7 — Форсунки
8 — ЭБУ
9 — Переключатель “Газ / Бензин”
Мультиклапан, расположенный в баллоне, состоит из комплекса механизмов, выполняющих следующие функции:
— Заполнение в процессе заправки.
— Ограничение объема заправки. Максимально допустимый объем заполнения составляет 80% общего объема баллона.
— Определение уровня газа.
— Подача газа.
— Перекрытие подачи газа. Мультиклапан имеет два крана для перекрытия заправочных и расходных трубопроводов. Эти краны обычно открыты, но они могут быть закрыты во время заправочных операций, после аварий и т. д…
Если мультиклапан установлен в труднодоступном месте, то необходимо установить дистанционное управление для легкого закрытия расходной трубки.
Баллон выполнен из листовой термообработанной стали толщиной 3-4 мм, для обеспечения безопасности даже в случае аварий.
Традиционная форма баллона — цилиндрическая с выпуклыми торцами. В настоящее время выпускаются баллоны различных размеров, соответствующие объему двигателя.
Баллон тороидальной формы специально разработан для крепления в месте хранения запасного колеса. Этот тип баллона, выпускается различных размеров и позволяет иметь максимальный полезный объем газа при минимальных размерах.
Установка тороидальных баллонов предпочтительна, когда необходимо максимально использовать полезный объем автомобиля. особенно в кузовах типа “универсал”.
Особое внимание нужно обратить на то, что баллон не должен быть заполнен на 100%.
Мультиклапан (см. пред. раздел) обеспечивает это благодаря конструкции поплавка и соответствующей запорной системе. 80% предел заполнения баллона является хорошим условием безопасности. Фактически, необходимо нагреть баллон до 80 град.С, чтобы жидкость заполнила весь объем. Такие температурные условия возможны ТОЛЬКО в случае пожара и НИКОГДА в нормальных условиях эксплуатации.
Устройство, которое устанавливается между баллоном и редуктором. Этот клапан открывает подачу газа на редуктор; обычно он находится в закрытом положении.
В редукторе-испарителе сжиженный газ переходит из жидкого состояния в газообразное. Жидкость, поступающая из системы охлаждения двигателя, подогревает редуктор, при этом происходит полный переход из жидкого в газообразное состояние. В зависимости от мощности двигателя, устанавливается редуктор соответствующего типа.
Блок форсунок — электромеханическое устройство с калиброванными отверстиями, при изменении времени открытия, изменяется количество топлива, поступающего в двигатель при постоянном давлении газа на выходе из редуктора.
8 — Блок управления
Управляет электромеханиическими газовыми форсунками на основе информации полученной от штатного блока управления двигателем. Устанавливается в разрыве между штатным блоком управления и бензиновыми форсунками, отключает подачу импульса для бензиновых форсунок, принимает временной импульс от блока управления двигателем, корректирует длительность импульса и передает его на газовые форсунки. Блок управления двигателем сам управляет подачей газового топлива через блок управления системы ALFA.
9 — Переключатель топлива
Электронное устройство предназначенное для переключения между двумя видами топлива, при остановке двигателя автоматически отключают подачу газового топлива. Поставляется в различном исполнении, устанавливается в салоне втомобиля, в согласованном с заказчиком месте.
Предназначено для использования в любых инжекторных автомобилях и совместимо с экологическими требованиями Евро-3, Евро-4 а так же системами бортовой диагностики OBD II, OBD III и EOBD.
Системы 5 поколения называют: «LPI — Liquid Petroleumgas Injection» или «Жидкий фазированный распределённый впрыск».
В отличии от систем 4 поколения, в системах 5 поколения газ поступает в цилиндры в жидкой фазе. Для этого в баллоне находится «газонасос», который обеспечивает циркуляцию жидкой фазы газа из баллона через рампу газовых форсунок с клапаном обратного давления обратно в баллон.
Системы 5 поколения используют вычислительные мощности и топливные карты, заложенные в штатный контроллер а/м, и вносят лишь необходимые поправки для адаптации газовой системы к бензиновой топливной карте. 5 поколение характеризует наличие отдельных электромагнитных форсунок впрыска газа в каждый цилиндр т. е. полностью аналогично бензиновой системе. Фазу и дозировку впрыска определяет штатный бензиновый контроллер а/м.
Важным плюсом систем 3.4 и 5 поколения является функция автоматического перехода с газового топлива на бензиновое.
К преимуществу систем 5 поколения можно отнести отсутствие потери мощности и отсутствие повышенного расхода газа, а также возможность запуска двигателя на газе при любых отрицательных температурах, так как исчезла необходимость испарять газ перед подачей в двигатель. К недостаткам системы можно отнести её высокую чувствительность к грязному газу, низкую ремонтопригодность и высокую сложность. Три этих недостатка практически перечёркивают все её преимущества в условиях эксплуатации.