Не пускают во двор на машине под шлагбаум
Шлагбаум преткновения. Что делать, если соседи монополизировали въезд?
Ограждение дворовых территорий и установка шлагбаума в больших городах стали обычным явлением. Чем ближе к центру, тем сложнее найти место, куда приткнуть свой автомобиль. Часто жители не имеют возможности оставить автомашину возле своего дома, так как работники из соседних контор и их гости уже заставили всё свободное пространство, куда только смогли проехать. Чтобы отстоять своё право занимать свободные места, автовладельцы, в чьих дворах стало не протолкнуться от машин чужаков, устанавливают шлагбаумы. Но что делать тем жителям огороженных дворов, которые, не имея личного транспорта, пользуются услугами такси или курьерской доставки, ведь эти машины во двор со шлагбаумом тоже просто так въехать не могут? Как с помощью закона разрешить конфликт между автовладельцами и их соседями, разбирался Лайф.
Федеральными законами установка шлагбаума во дворе многоквартирного дома не запрещена, но его размещение должно производиться с соблюдением ряда условий. Во-первых, решение об установке шлагбаума на въезде во двор должно принимать общее собрание собственников помещений многоквартирного дома. Именно оно имеет право распоряжаться придомовой территорией (статьи 44–46 Жилищного кодекса РФ). При этом, согласно Градостроительному кодексу и Федеральному закону № 78-ФЗ «О землеустройстве», придомовой территорией многоквартирного дома является прилегающий к зданию участок, закреплённый за ним в нормативной документации.
Во-вторых, до установки шлагбаума придомовая территория должна быть либо оформлена в совместную собственность жильцов, либо, если она принадлежит муниципалитету, надлежит получить соответствующее разрешение.
В-третьих, активистам необходимо получить согласование в Госавтоинспекции и пожарной службе (установка шлагбаума не должна препятствовать работе городских организаций и ограничивать доступ к подъездам экстренным службам).
При этом само решение об установке будет правомерным только в том случае, если его поддержало не менее двух третей собственников. Несоблюдение любого из перечисленных условий делает установку шлагбаума незаконной. А значит, в любой момент можно потребовать его демонтировать. Сделать это через суд могут как муниципальные власти, так и жильцы многоквартирного дома.
Въезд-выезд категорически… разрешён
Когда и как банк заблокирует вашу карту. Новые правила
Как правило, установка шлагбаума ведёт к взиманию платы на его содержание, и если для автомобилистов это адекватное решение за ограничение парковки для чужаков, то для «безлошадных» — лишние расходы, ведь, если решение об установке шлагбаума было принято с соблюдением всех норм, то платить за него должны будут даже те, кто голосовал против, но оказался в меньшинстве (п. 5 ст. 46 ЖК РФ).
Однако не стоит забывать, что монтаж шлагбаума не должен нарушать права собственников. Даже если они не вносят плату, установленную общим собранием, за этими собственниками сохраняется доступ к придомовой территории, например, если требуется, чтоб к подъезду подъехали машины различных служб, доставки или даже автомобиль того, кто за шлагбаум не платит. То есть они в любом случае должны получить ключи или право требовать от охранника/консьержа открыть доступ. А плату за шлагбаум собрание собственников может взыскать в судебном порядке, доказав нарушение неплательщиком положений ст. 153 ЖК РФ. Об этом однозначно высказался Верховный суд РФ.
В первом же пункте Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 1 (2018) судьи указывают, что собственнику помещения в многоквартирном доме принадлежит «безусловное и неотчуждаемое» право на пользование общим имуществом многоквартирного дома, поэтому собрание жильцов лишить его этого права не может.
Шлагбаум открывается
Известно, что дворы многоквартирных домов практически во всех крупных городах уже несколько лет как закрыты для автотранспорта посторонних граждан. В отличие от машин жильцов, которым можно и заезжать, и оставлять под окнами своих квартир свои машины.
Когда дворы стали массово закрывать от посторонних машин, у многих возникла надежда, что теперь у прописанных в доме граждан никаких споров и конфликтов во дворах с транспортом возникать не должно.
Однако надежды быстро развеялись. Вместо одних проблем возникли другие. Теперь конфликтовать по поводу парковок жильцы начали друг с другом.
Наша истица имеет на законных основаниях квартиру в этом доме, прописана и живет там вместе со своей семьей. Ей, как и всем остальным, выдали заветный брелок и показали место, для машины. А через два года соседи на собрании же приняли решение лишить даму места на парковке внутри двора. Причину записали в протоколе так :»за нарушение правил парковки и правил въезда». А еще постановили отобрать у соседки брелок и вернуть ей взнос на парковку. Лишенная брелока дама отправилась в суд.
Верховный суд подчеркнул, что не учел районный суд, который отказал гражданке. Первая инстанция сослалась на постановление правительства города и общее собрание жильцов, в которых говорится о правилах въезда и парковки во дворе. На это Верховный суд заметил, что в этом постановлении правительства города ничего не сказано о порядке создания и использования парковочных мест на придомовой территории как и о «наложении каких-либо ограничений права» истицы, как собственника помещения в этом доме, и на пользование придомовой территорией.
Верховный суд велел местным судам пересмотреть спор с учетом своих разъяснений.
Как жильцы лишали соседей права парковки во дворе
Жильцы многоквартирного дома в Москве решили оборудовать парковку возле дома. Договорились, что установят шлагбаум на въезде во двор. Составили правила парковки и распределили места между автовладельцами. Жильцам, у которых есть машина, выдали брелоки для проезда через шлагбаум.
Через два года одной женщине внезапно запретили проезд во двор, а ее брелок размагнитили. Сказали, что ее муж часто паркуется не на своем месте и другие автовладельцы против. Значит, никто из этой семьи больше не сможет пользоваться общей парковкой. А чтобы не было претензий, ей вернули взнос за шлагбаум.
Женщина пыталась договориться, вызывала полицию, ссылалась на закон, но не вышло. Право заезжать во двор и свободно использовать общую парковку пришлось защищать в суде.
Почему женщине запретили использовать общую парковку?
На общем собрании собственников жильцы договорились по поводу установки ограждения и шлагбаумов. Скинулись, составили схему, собрали документы и оформили всё в администрации как положено. Для автовладельцев придумали правила, как парковаться. Например, можно было ставить машину только на свое место, а на чужие — нельзя.
Все вопросы решали на общем собрании автовладельцев. Это собрание и исключило из списка жильцов, которые могут пользоваться парковкой, — женщину и ее супруга. Сказали, что они неправильно паркуются и за это наказаны.
В свое время женщина тоже участвовала в собрании собственников, голосовала за установку шлагбаума и согласилась с правилами. Значит, она понимала, что будет, если их нарушать. Вот и поплатилась.
Какие аргументы были у женщины?
Она собственница квартиры и хочет парковать свою машину на общей территории. Не по расписанию и не где скажут, а как угодно. Запрет на въезд во двор нарушает ее права на доступ к жилищу.
С какой стати какая-то комиссия автовладельцев решает, кому можно заезжать во двор, а кому нет? Парковка общая, а запрет незаконный.
Что сказали суды?
Собрание автовладельцев имеет право решать вопросы с парковкой. Женщине отказать
Всё оформлено правильно. Парковку организовали на общедомовой территории. Как ее использовать — решают собственники.
Ограждение зарегистрировано, территория используется законно. Есть правила парковки, места закреплены за автовладельцами. Всё по-честному.
Собственники сами решают судьбу общего имущества. С придомовой территорией так и получилось. Устанавливать ограждения не запрещено. Документы оформлены как положено: есть протоколы, правила и регламенты. Даже разрешение властей получили.
Доступ к жилищу собственнице не ограничивали. Любой автомобиль может въехать во двор для загрузки. До квартиры можно и пешком дойти. Но постоянно ставить автомобиль могут только те, кому разрешила комиссия.
Решение большинства собственников должны выполнять даже те, кто с ним не согласен.
Вы там в своем уме? Что еще за орган такой — собрание автовладельцев? И с каких пор у нас собственникам ограничивают право пользоваться общим имуществом?
Отменить все решения как незаконные
Участок, на котором сделали парковку, хоть и не оформлен в Росреестре, но его можно использовать как общее имущество.
По закону общее имущество находится в долевой собственности. Им все могут пользоваться, но никто не может выделить себе конкретную долю: часть подвала или парковочное место.
Лишить этого права тоже никого из собственников нельзя. Даже если так решит общее собрание или какая-то комиссия.
Итог. Дело отправили на пересмотр. В общем доступе окончательного вердикта нет. Но есть информация об иске этой женщины к судебным приставам по поводу восстановления ее прав. Там всё получилось.
Можно ставить ограждение и шлагбаум на общей территории?
Ограждения ставить можно, но по правилам. Например, в Москве действует специальный порядок — его утвердило правительство. Нужно получить разрешение и только тогда монтировать забор и шлагбаумы.
Решение по поводу ограждений, шлагбаумов и парковок принимают на общем собрании собственников. Не автовладельцев и не каких-то еще инициативных групп. Только собственники и минимум ⅔ голосов.
Но даже такое собрание не может запретить любому собственнику парковать свою машину на общей территории. На собрании можно договориться, где брать деньги, сколько парковочных мест оборудовать, как открывать шлагбаум и нанимать ли охранника.
Еще можно договориться, что гости паркуются во дворе только до восьми, а грузовые такси въезжают по пропускам. Но запрещать жильцам пользоваться общим имуществом не может ни общее собрание, ни комиссия автовладельцев, ни кто-то из соседей.
Что делать, если мою машину не пустят на общую парковку?
Собирайте доказательства. Подойдет протокол, уведомление, фотографии и даже показания свидетелей. Управляющие компании могут сказать в суде, что вам никто ничего не запрещал. Иногда суды в это верят.
Предъявляйте претензии и ссылайтесь на это определение Верховного суда. Всегда письменно и в двух экземплярах.
Проверьте, законное ли ограждение и как оформлен общий участок. Узнайте в Росреестре или администрации, как это сделать: пригодится для суда. Может быть, парковка и шлагбаум вообще самовольные. Если есть протокол общего собрания, это еще ничего не значит.
Не путайте общую парковку с машиноместом. Если кто-то из собственников выкупил конкретное место для своей машины, это не общее имущество, а его личное.
Не бойтесь идти в суд и до конца. Судебная практика по таким делам разная: часто споры заканчиваются не в пользу жильцов. Это потому, что люди останавливаются на первой инстанции. Или подают апелляцию, и потом всё. Таких решений много. Эта история — еще один пример упорства, которое принесло пользу всем. Но иногда нужно потратить на это больше года и дойти до Верховного суда.
Мне за долги заблокировали пульт от шлагбаума. Это законно?
У нас во дворе стоит шлагбаум от домофонной компании. Договора с ней у меня нет. Я вообще был против шлагбаума. Но на собрании собственников решили его установить и выбрали эту компанию.
Насколько законно отключать мой пульт от шлагбаума, если у меня есть задолженность перед домофонной компанией?
Михаил, домофонная компания не может ограничить вам въезд во двор ни на каких условиях и ни по какой причине. Двор принадлежит всем собственникам жилья в многоквартирном доме, и запретить жильцам им пользоваться нельзя. Долги здесь роли не играют.
Но если пульт не влияет на возможность зайти или заехать во двор, то отключить его за неуплату могут.
На первый взгляд, эти утверждения противоречат друг другу. Но судьи, рассматривающие похожие на вашу ситуации, решают вполне однозначно: доступ во двор закрывать нельзя, но и не платить за шлагбаум тоже нельзя.
Кто распоряжается двором и в каких пределах
Двор на праве общей долевой собственности принадлежит всем собственникам квартир, и они должны пользоваться им по взаимному согласию. Распоряжаться двором собственники могут при помощи общих собраний, на которых могут передать часть своих полномочий обслуживающей организации, например домофонной компании, как в вашем случае.
При этом обслуживающая организация вправе действовать только в соответствии с договором, который заключила с собственниками квартир или уполномоченной собственниками управляющей компанией.
По закону соседи сообща решают только то, как они будут использовать общий двор. Решать, будет кто-то пользоваться двором или нет, они не вправе.
Собственники не могут собраться и установить правила, по которым некоторым из них вообще запретят пользоваться общим двором. По закону собственник может владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Это право прекращается при передаче имущества другим лицам, его уничтожении и по ряду других оснований, например в случае конфискации имущества.
Основания «так захотели соседи» в законе нет. Верховный суд считает, что одни собственники не могут нарушать те же самые права других собственников. То есть у всех собственников есть право пользоваться двором, и одни из них не могут запретить другим въезжать в него.
Получается, что запретить вам пользоваться двором не может никто — ни общее собрание, ни обслуживающая организация, действующая от имени собственников в МКД.
Что со шлагбаумом
Мы уже писали, как законно установить шлагбаум. Если кратко, то это решение должно быть принято на общем собрании, и за него должны проголосовать ⅔ собственников квартир. Кроме того, установку шлагбаума должна одобрить городская администрация, и он должен соответствовать нормам пожарной безопасности.
То есть если большинство собственников решили, что им нужен шлагбаум, и получили разрешение на его установку, то все законно. Но при этом шлагбаум не должен ограничивать право других собственников пользоваться двором. То есть, например, нельзя решить, кто может парковаться на дворе, а кто нет.
Если большинство собственников решили брать плату за проезд через шлагбаум или доверить его обслуживание домофонной компании, это тоже законно. Тут уже не имеет значения, что вы против домофонной компании и у вас нет отдельного договора с ней.
Собственники на общем собрании выбрали нынешнюю домофонную компанию и представителя собственников, который подписал договор в интересах всего дома. Представителем собственников могла стать ваша управляющая компания — тогда договор хранится у нее.
При этом в договоре может быть пункт о том, что домофонная компания обслуживает шлагбаум за определенную плату. В этом случае за ее услуги придется платить. Это общее правило гражданского законодательства: обязательства должны исполняться.
Если вы не будете платить за обслуживание шлагбаума, домофонная компания вправе взыскать с вас долг в судебном порядке и потребовать компенсации расходов на госпошлину. Это право исполнителя услуги, и оно не связано с вашим правом собственника пользоваться двором.
Теоретически в договоре может быть условие, что домофонная компания вправе отключить пульт от шлагбаума, если у человека образовался долг по оплате услуг. Но чтобы это было законно, должна сохраняться возможность пройти или проехать во двор без пульта.
Например, жительница Омска платить за проезд во двор через шлагбаум не хотела и через суд требовала его демонтировать. Суд ей отказал, потому что проход для пешеходов оставался открытым, был ответственный за открытие шлагбаума для проезда автомобилей спецслужб, а плату брали только с личных авто по 100 рублей в месяц.
Кроме того, был еще один въезд во двор, и он оставался открытым и бесплатным для проезда машин. То есть право доступа к общему имуществу нарушено не было: большинство собственников решили сделать платным только один из въездов во двор, чтобы окупить функционирование шлагбаума. Фактически права собственника шлагбаум не ограничивал, а то, на каких условиях его использовать, собственники определили в законном порядке — на общем собрании.
Таким образом, если отсутствие пульта не мешает вам пройти или проехать во двор, действия домофонной компании законны. Если во двор не попасть, требуйте от домофонной компании устранить нарушения.
Что делать, если без пульта вы не можете попасть во двор
Собирайте доказательства, что вам препятствуют во въезде во двор. Например, можете позвонить в дежурную часть по номеру 112. Сотрудники полиции зафиксируют нарушение в письменном ответе на ваше обращение. Еще в качестве доказательств подойдут фотографии и показания свидетелей.
Напишите претензию в адрес домофонной компании: объясните, что, отключив пульт, она нарушила ваше право пользоваться общим имуществом МКД и ограничила ваше право на доступ к своему жилищу. Ссылайтесь на нормы закона и практику, которые я привела в своем ответе.
Не забудьте сохранить подтверждение, что домофонная компания получила претензию. Это может быть почтовое уведомление или подпись сотрудника компании на вашем экземпляре документа.
С помощью претензии можно попробовать решить проблему без суда. Это быстрее и дешевле. Плюс претензия также будет подтверждением, что проблема действительно существовала и доступ во двор вам ограничили.
Если претензия не поможет, надо защищаться в суде. Суды рассматривают конкретную ситуацию, поэтому вариантов может быть много.
Например, если у вас нет машины, а вы обратитесь за защитой в суд, он может решить, что все нормально: проход для пешеходов открыт. Кроме того, суд может отказать вам в защите, если конструкция шлагбаума позволяет поднять его вручную, поэтому наличие пульта — это вопрос удобства, а не единственная возможность заехать во двор на машине.
Но, скорее всего, суд обяжет домофонную компанию открыть вам доступ во двор, несмотря на долги: вы, как собственник, имеете право пользоваться двором для парковки и проезда.
Что говорят суды
Например, в Москве пятеро жильцов одного дома отказались вносить абонентскую плату за шлагбаум. В итоге их личные автомобили не пускали на придомовую территорию. Жильцы обратились в суд и потребовали обязать обслуживающую организацию и соседей-активистов не препятствовать их проезду во двор.
Хорошевский районный суд жильцам в этом требовании отказал. Однако Мосгорсуд решение суда первой инстанции отменил и указал, что жильцам принадлежит безусловное и неотчуждаемое право пользоваться общим имуществом МКД, в том числе двором. Какие-либо ограничения такого права незаконны.
Мосгорсуд пояснил, что долги за пользование шлагбаумом не являются основанием запрещать жильцам парковаться во дворе. При этом вопрос о плате за шлагбаум решается в порядке, предусмотренном гражданским кодексом. То есть обслуживающая организация могла, например, взыскать с жильцов задолженность в суде, но не пускать их во двор не имела права.
В Удмуртской республике собственник земельного участка задолжал СНТ, а СНТ в ответ перестало пускать его машины за шлагбаум и обрезало электропровод от столба возле его участка.
Суды двух инстанций указали, что долги и права собственника пользоваться своим имуществом смешивать нельзя. Поэтому СНТ обязали возобновить собственнику энергоснабжение, пускать его в СНТ на легковых и грузовых автомобилях и выплатить за страдания 5000 рублей сверху.
В другом деле в Хабаровске жильца тоже не пускали во двор. Квартира у него в собственности, а парковаться во дворе нельзя: общее собрание собственников решило благоустроить парковку и пускать туда только тех, кто внес деньги в счет расходов на благоустройство. Тогда мужчина через суд потребовал ключи от шлагбаума.
Суд первой инстанции сказал, что жилец неправ, ведь большинство собственников проголосовали за платную парковку. Но апелляционная инстанция истца поддержала: одни соседи не вправе лишать других права парковаться во дворе. Денежные взносы роли не играют. В итоге суд выдал жильцу исполнительный лист на бесплатное получение ключей от шлагбаума.
Так что отключение вашего пульта за долги законно только в том случае, если вы по-прежнему можете заезжать во двор.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Осторожно. Как открыть любой шлагбаум
Въезд во двор многоэтажек всё чаще стали перегораживать шлагбаумами. В новостройках их ставят едва ли не по умолчанию.
С одной стороны, это плюс: никто не въедет на большой скорости во двор, под окнами не появится оживленное шоссе для объезда пробок, воры не смогут вывезти крупную технику машиной, кто попало не припаркуется под окнами.
С другой стороны, если у вас нет машины, но часто приезжает доставка, вам не улыбается выходить каждый раз к шлагбауму.
Да и вообще: легально ли перекрывать въезд во двор шлагбаумом? Разбираемся, что об этом говорится в законодательстве РФ, и как некоторые проезжают под шлагбаум в любой двор.
На каком вообще основании ставят шлагбаумы
Моя твоя не понимать
Жильцы проводят общее собрание собственников помещений в домах, перед которыми хотят установить шлагбаум. На нем голосуют: если большинство жителей за шлагбаум, его можно установить(ч.1 ст. 46 ЖК РФ).
На собрании решают, кто и как обеспечит беспрепятственный проезд спецслужб на огражденную территорию в любой момент. Можно поручить это консьержу, нанять охранника или установить устройство ввода кода, который сообщают спецслужбам.
Жильцы должны выбрать подрядную организацию, которая разработает проект шлагбаума. Она же может установить конструкцию и обслуживать её. Но перед установкой нужно передать решение собрания жильцов и проект размещения шлагбаума в совет муниципальных депутатов округа.
У депутатов есть 30 дней на принятие решения. Ставить шлагбаум можно, только если депутаты разрешат. Установку также придется согласовать с ГИБДД и пожарной инспекцией.
Платить за установку, ремонт и обслуживание шлагбаума должны сами жильцы. Если хотят нанять охрану, на неё тоже придётся скинуться.
В Москве можно получить до 100 тыс. рублей софинансирования на установку шлагбаума. Но за брелоки, эксплуатацию и ремонт придется платить из своего кармана.
Что, если шлагбаум установлен незаконно?
Часто бывает, что жильцы одного дома огораживают себе шлагбаумом место для парковки, при этом жильцы других домов не могут проехать к себе во двор. В этом случае либо шлагбаум установлен без решения муниципальных депутатов, либо это решение незаконное – нужны протоколы собраний жителей каждого дома и соответствующие результаты голосования.
Что делать? Обращаться в суд и указывать в исковом заявлении, почему шлагбаум не должен здесь стоять. Если суд удовлетворит иск, жильцам придется заплатить за демонтаж шлагбаума.
Также шлагбаум не должен мешать пешеходам. И не имеет значения, в этом доме они живут или нет. Мешает? Обращайтесь в суд.
Нельзя устанавливать шлагбаум, если земельный участок, на котором стоит дом, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет. Тогда жильцы не вправе им распоряжаться. Кадастровая карта здесь, проверьте.
Нельзя устанавливать шлагбаумы на проездах и дорогах. Узнать, как классифицируется место, можно в управлении архитектуры.
Есть и ещё несколько пунктов. Например, шлагбаум не должен зауживать ширину проезда до 5 метров и провоцировать перекладку коммуникаций на глубине более 30 см. Наконец, шлагбаум должен быть достаточно легким и открываться с помощью ручного привода.
Что если ваше авто не пускают во двор вашего дома?
Шлагбаумы всегда были способом заработка, чаще всего незаконного. Сейчас некие дворовые объединения автовладельцев и другие сомнительные организации пытаются брать деньги за парковку во дворе у жильцов того же двора.
Логика простая: вы на шлагбаум не сбрасывались, места все распределены, кто первый встал, того и тапки, и вообще мы здесь власть.
Если вы – собственник жилья, то вас не могут не пустить во двор и запретить вам парковаться. В п. 1 ст. 262 ГК РФ четко сказано:
Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Участок, на котором стоит ваш дом – общая долевая собственность всех хозяев помещений в этом доме (ч. 5 ст. 16 Закона О введении в действие Жилищного кодекса РФ). Все собственники помещений в многоквартирном доме могут пользоваться и распоряжаться этим участком (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).
Если соседи запрещают вам въезжать во двор, они нарушают законы. Никакое решение собрания жильцов, автовладельцев и прочих ответственных граждан не может противоречить российскому законодательству.
К количеству машин у собственника тоже никто не может придираться. Даже если это машины друзей, арендованные и так далее.
Если вы выступили против шлагбаума и не платили деньги за его установку и обслуживание, вам могут не выдать брелок от него. Но тогда ЖСК должен назначить ответственного, который будет каждый раз открывать шлагбаум перед вами.
Не открывают? Снимайте это на видео и вызывайте полицию, ведь ваши гражданские права нарушают. Систематически не пускают? Подавайте в суд на ЖСК. Вот одно из определений Верховного суда, на которое можно опираться.
Наконец, если вы не знали о собрании жильцов по поводу установки шлагбаума или считаете, что оно прошло с нарушениями, тоже можете обратиться в суд. Возможно, установку признают незаконной. Придется заплатить за демонтаж, потом сделать всё как положено и заплатить за повторную установку.
А что, если квартира съемная? Могут ли запретить въезд во двор?
Здесь сложнее, ведь вы не собственник квартиры.
Самый выгодный для вас вариант – упирать на ст. 209 и ст. 606 ГК РФ. Если собственник квартиры по договору аренды передает вам часть своих прав, то в них входит и право пользования придомовой территорией.
Неразмеченное место во дворе не является отдельным объектом гражданских прав, если соответствующих данных нет в кадастре.
Соответственно, если хозяин квартиры, которую вы арендуете, передает вам брелоки для открытия шлагбаума, он не нарушает закон. Наоборот, он передает вам права на пользование частью общего имущества в рамках договора аренды.
Таким образом, можно доказать, что вы имеете право парковаться во дворе, хотя и не являетесь собственником помещения. Просто в ГК РФ прямо и однозначно об этом не сказано.
Спорные моменты возникают, если собрание жильцов приняло решение о запрете въезда во двор третьих лиц. Но тогда и доставка, и друзья ваших соседей во двор заезжать не должны. Фиксируйте подобные вещи на видео, чтобы было, что предъявить в случае чего.
Это правило используют и в отношении клиентов юрлиц. К примеру, фирм, которые выкупают помещения на первых этажах и обустраивают парковку для клиентов. Чтобы чужие машины заезжали под шлагбаум, нужно согласие других собственников помещения.
Как насчет авто из каршеринга? На нём заезжать можно?
Ситуация двоякая. С одной стороны, шлагбаум не должен препятствовать въезду жильцов во двор. Своя машина или каршеринговая, в данном случае неважно.
С другой, если машину со двора забирает не жилец дома, её могут и не выпустить. Теоретически.
Но если вы хотите заехать во двор, выгрузить вещи и выехать обратно, то имеете на это полное право, и каршеринг к этому докапываться не должен.
Как открыть шлагбаум вручную?
Если автоматика сломалась или выключили свет на районе, то, по инструкции, можно отключить питание и задействовать аварийный расцепитель под защитной крышкой. Она открывается несложным ключом. Если повезет, простым трехгранником.
Внутри стойки для шлагбаума найдете вентиль с надписями. Его нужно разблокировать, чтобы шлагбаум перешел в ручной режим. Затем можно покрутить вентиль в нужную сторону, чтобы поднять стрелу.
Есть и другие конструкции, но суть та же: крутите ручку, стрела идет вверх или вниз.
Как скопировать свой брелок от шлагбаума
Достаточно узнать модель шлагбаума и найти в сети чистый брелок, совместимый с ним. Стоит брелок от 150 рублей. Можно использовать универсальные брелоки – они работают в широком диапазоне (280-868 МГц и более), стоят от 500 рублей.
Чтобы скопировать код, потребуется брелок соседа/охранника. Как копировать код на конкретный брелок, читайте в инструкции (там обычно важен порядок и длительность нажатия кнопок). Важно, что в любом случае в процессе копирования нужно нажать кнопку на оригинальном брелоке, а затем подтвердить действие на новом.
Есть и другой способ, не очень прозрачный с точки зрения закона. Если на новом брелоке вовремя войти в режим программирования, дождаться, пока кто-то из жильцов нажмет на своем брелоке кнопку открытия ворот и затем завершить копирование, у вас скорее всего появится собственный функциональный брелок. Делать так, конечно же, не надо.
Способы работают только для шлагбаумов с постоянным (статическим) кодом. Если код плавающий (меняется), то каждый новый брелок нужно добавлять в память блока управления.
А что за глушилки сигналов шлагбаума, о которых говорят?
Шлагбаумы, которые открываются с SMS, звонка со смартфона или GSM-брелоков, принимают радиосигнал. Если сигнала нет, шлагбаум перестанет открываться.
На такое способна практически любая GSM-глушилка. Владение таким устройством в частных руках строго ограничено с точки зрения закона: глушилку нужно регистрировать, иначе наложат штраф – от 500 до 1000 рублей.
Если кто-то балуется с шлагбаумом вашего дома, найти его своими силами будет сложно. Лучше обратитесь к участковому. Потому что мало ли, приедет пожарная бригада или скорая, а шлагбаум не открывается.
Как взламывают шлагбаум (осторожно, это нелегально)
Некоторые пользуются микрокомпьютером Arduino Nano и передатчиком, совместимым с воротами, а также сканером брелоков от шлагбаума. Здесь умелец собирал сканер, а в этом видео – систему для взлома шлагбаумов (код программы для Arduino выложен здесь). На Хабре была ещё одна подобная инструкция.
Другой способ – готовый граббер. Это устройство, которое умеет сканировать коды доступа и чаще всего уже содержит в памяти коды от популярных моделей шлагбаумов.
Обычно граббер работает и со статическими, и с динамическими кодами. Нужно дождаться, когда кто-то откроет ворота, поймать код и записать в память устройства.
Продают такую штуку от 10 тысяч рублей и более. Конкретная цифра зависит от дальности работы и качества кодовой базы.
Законно ли это? По нормам ч. 1 ст. 138.1 УК РФ к специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации кодграбберы вполне можно отнести.
Ответственность устанавливается только за покупку, производство или сбыт таких устройств. Но всё настолько неоднозначно, что лишний раз мы рисковать не рекомендуем.
Самое главное
Сначала попытайтесь решить проблему законными способами или договориться с соседями, пусть даже к переговорам и придется подготовиться.
И не ломайте шлагбаум – если он стоит законно, это квалифицируют как порчу имущества. Хотя надо признать, что современные конструкции не очень-то и прочные.