Не страхуют мотоциклы по осаго что делать
Почему страховые отказывают в ОСАГО
Если страховая компания отказала в выдаче полиса ОСАГО, выясните причину. Как правило, она может быть быстро устранена, и вы оформите договор без дополнительных проблем. Это могут быть технические сбои на сайтах или не предоставление клиентом необходимых документов. Поэтому может потребоваться немного подождать или выполнить требования страховой компании. По закону страховая компания не вправе отказывать в оформлении договора, за это может быть начислен штраф как страховому агенту, так и самой организации. Если сделка несет для страховщика повышенный риск, компания может пойти на уловки, чтобы клиент сам ушел в другую страховую компанию, особенно это касается оформления электронного ОСАГО. Мы расскажем, что можно сделать и как оформить полис, даже, если страховщик препятствует этому.
Причины отказов в ОСАГО
Объективных причин, почему страховая отказывает в страховании ОСАГО немного, но они есть. Виновниками могут быть качество связи, страховщик или клиент.
Ухищрениями страховщиков, направленными на то, чтобы клиент сам отказался от заключения договора, могут быть организованные технический сбои, проблемы с вводом капчи и смс-кодов, увеличение срока проверки авто.
Технические проблемы и сбои
При оформлении полиса через сайт компании, многое зависит от скорости вашего интернета. Если передача данных осуществляется медленно, заявка может быть сброшена системой.
Заявку будет невозможно отправить, при наличии технических сбоев на сайте страховщика. Если не происходит обмен данными с РСА из-за проблем со связью, страховщик также не сможет проверить документы клиента и оформить ОСАГО.
Если страховая компания не желает заключать сделку, могут быть имитированы технические сбои на сайте, в результате которых клиент перенаправляется в другую страховую компанию, либо совершает круг и возвращается на главную страницу сайта. При попытке узнать причину в службе поддержки, клиенту разъясняется, что программа временно не работает, обратитесь позже.
Нечитаемая капча и проблемы с SMS
При оформлении е-ОСАГО клиенту может быть предоставлен нечитаемый код «CAPTCHA». Если поле заполнить некорректно, в заключении договора будет отказано.
Причиной является то, что страховые компании использовали в сочетании латинские и кириллические символы или применили одноцветные с фоном символы. Поэтому ввести код верно в принципе невозможно.
В результате пользователь несколько раз пробует вводить различные коды, у него ничего не получается и ему приходится посещать офис страховой компании.
Аналогичная ситуация складывается, когда страховая компания присылает пароль, который ввести невозможно по тем же причинам. Вводить его приходится методом подбора и не всегда успешно. Затем система присылает оповещение, что срок введения вышел и необходимо запрашивать новый пароль. Иногда код подтверждения электронной подписи вообще может не поступить.
Некорректная проверка автомобиля
Следующая уловка страховщиков – длительная проверка автомобиля. Вместо нескольких минут срок проверки может затянуться на месяц. Клиенты редко соглашаются ждать и уходят в другую страховую компанию.
Повышение ценника в офисе компании
Отдельные страховщики так завышают стоимость полиса, что клиент просто отказывается заключать договор.
Нет бланков в наличии
Может возникнуть ситуация, когда клиент обращается к страховщику (в представительство или онлайн) и ему отказывают, объясняя это отсутствием бланков полисов. С одной стороны, действительно полиса являются документами строгой отчетности. Они выдаются РСА строго по установленным лимитам для контроля над оформленными страховками и выявлением поддельных полисов. Теоретически они могут закончиться. Однако, ЦБ обязывает компании обеспечивать бесперебойное оказание услуг в области обязательного страхования.
Обращение в другую СК
Завуалированным отказом является предложение оформить полис в той страховой компании, где был оформлен предыдущий полис клиента. Говорят о том, что там вам предоставят лучшие условия, как постоянному клиенту.
Могут вообще направить транспорт на осмотр по месту регистрации клиента, чтобы он отказался от оформления полиса.
Отсутствие необходимых документов
Мотивом отказа может послужить предоставление заемщиком не полного комплекта документов. Например, могут потребовать представить справку с места работы. Это не может являться объективной причиной, т. к. список необходимых документов определен в ФЗ о № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и страхователь не вправе выставлять дополнительные требования.
Другие причины
Причиной незаконного отклонения заявления может служить отказ страхователя от дополнительных услуг страховщика, например, в нагрузку к полису ОСАГО требуют застраховать жизнь и здоровье.
Могут отказать в оформлении, если страхователь пришел в офис к его закрытию и договор попросту не успеют заключить.
Может ли страховая отказать в ОСАГО
Есть несколько законных причин отказа. После их устранения договор может быть оформлен на стандартных условиях.
Что говорит закон
Оформление обязательной страховки – право автовладельца по закону, оно определено в ст. 426 ГК, где указано, что страховщик обязан заключать договор со всеми водителями, обращающимися к нему. Отказ в страховании ОСАГО недопустим.
Законные причины отказа
Причины, на основании которых страховщик вправе отказать в выдаче полиса ОСАГО:
Отказ доводится до клиента в письменном виде, с отправлением копий в РСА и ЦБ.
Что делать
Если вам отказали в выдаче полиса законно, исправьте причину отказа и оформляйте полис. Например, соберите пакет документов, оформите доверенность, пригоните ТС для осмотра.
Пути решения проблем
В зависимости от проблемы, ее решение будет разным:
Технические сбои, проблемы с введением кодов и капчи
Подождите 1–2 часа и повторите попытку, обратитесь в офис СК.
Завышение стоимости ОСАГО, навязывание дополнительных услуг
Попросите дать расшифровку стоимости полиса и поставьте в известность РСА.
Требуют дополнительные документы
Запросите перечень необходимых документов для оформления ОСАГО и подавайте жалобу.
Не можете посетить офис СК из-за его графика работы
Оформите электронный полис на сайте компании.
Если в выдаче полиса отказали незаконно, дальнейшие ваши действия могут быть следующими:
Если вы не хотите нервничать или полис нужен срочно, переходите в другую страховую компанию.
Ответы на вопросы
Можно ли получить отказ в оформлении ОСАГО, если я был виновником нескольких аварий и уже производились выплаты по моему полису?
Нет, это не может быть причиной отказа.
Может ли отказ в выдаче полиса быть связан с типом транспортного средства?
Нет, должно быть застраховано любое ТС, всех категорий и типов, за исключением ТС, указанных в Законе об ОСАГО.
Обязательно ли ехать для осмотра транспортного средства при оформлении полиса ОСАГО, если есть диагностическая карта?
Нет, вы вправе отказаться.
Подведем итоги
В случае, если СК просто невыгодно заключать договор, вы не получите официальный отказ. Это же нарушение законодательства.
Поэтому они применяют разные варианты: отсутствие бланков, отправление на техосмотр в далекий пункт, технические сбои в системе, невозможность внесения данных в базу РСА.
Если вы избегаете лишних хлопот по обращению в контролирующие органы, найдите другую добросовестную страховую компанию.
ОСАГО нужен «гарант»: оформить заветный полис удается не всем
Таксисты, мотоциклисты, молодые водители всё чаще сталкиваются с проблемами при оформлении электронного полиса ОСАГО. Почему страховые компании ставят палки в колеса некоторым категориям граждан и как можно отстоять свое право оформить полиc, разбирались «Известия».
Статистика против статистики
Несмотря на рост популярности е-ОСАГО, приобрести полис онлайн может далеко не каждый. Об этом говорит статистика оформления договоров через систему «Е-Гарант», которую приводит агрегатор «Сравни.ру». Система помогает автовладельцу приобрести полис ОСАГО, если он не смог сделать это на сайте выбранного страховщика. За шесть месяцев 2021 года было продано 8,8 млн электронных полисов ОСАГО, около 1 млн — через «Е-Гарант». По сравнению с прошлым годом популярность «Е-Гаранта» выросла на 47%. И с каждым месяцем через систему оформляют всё больше договоров. Причин, по мнению аналитиков «Сравни.ру», две. Во-первых, рост случаев «временной неработоспособности систем» страховых компаний в отдельных регионах. Во-вторых, всё больше страховых агентов занимаются оформлением ОСАГО для проблемных клиентов.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) посоветовали относиться к приведенной статистике с осторожностью.
«Количество оформленных за первое полугодие 2021 года полисов ОСАГО составило 20,1 млн штук, а за первое полугодие 2020 года — 19,2 млн, то есть число оформленных полисов ОСАГО в первом полугодии 2021 года выросло на 4,7%, что свидетельствует как об увеличении автопарка в РФ, так и об отсутствии проблем с доступностью обязательной «автогражданки». В системе «Е-Гарант» представлены полисы ОСАГО 39 компаний. Это технический сервис, поэтому статистику по оформлению договоров через «Е-Гарант» РСА не предоставляет», — сообщили в пресс-службе союза. И предупредили: данные из неофициальных источников могут быть неверными и использоваться в целях манипуляции.
Постоянно возникают технические сбои
Между тем проблемные категории все-таки существуют. Руководитель движения «МотоМосква» Андрей «Проректор» Иванов отмечает, что сложности с оформлением ОСАГО традиционны для всех без исключения байкеров независимо от возраста, модели мотоцикла и региона.
«Самостоятельно оформить полис на сайте РСА невозможно, равно как и на сайтах самих страховых, там постоянно возникают технические сбои. У меня самостоятельное оформление так и не получилось. Сайты уверенно отказывались то запоминать напечатанное, заставляя по десятку раз вбивать одно и то же, то теряли данные полиса или диагностической карты. В итоге все вынуждены обращаться к знакомым агентам, которые берутся за оформление, постоянно подчеркивая, что испытывают сложности с оформлением и передачей полиса в компанию. Также говорят, что их ругают за большое число полисов по двухколесным», — констатирует мотоциклист.
Иванов отмечает, что, даже когда его коллеги пытаются оформить страховку офлайн, то есть приезжают в офис страховой компании, им дают направление на осмотр в другом конце города, а то и в Новую Москву, если речь идет о столице.
У таксистов тоже сложности
С такими же проблемами сталкиваются и таксисты. Например, пользователь Facebook Алла Зефирова просит помощи у интернет-сообщества:
«…Неделя ушла на оформление ОСАГО для такси. Безуспешно. Всё заточено на то, чтобы не оформить полис. Поделитесь контактами, кто страхует такси. Две страховые проводят осмотр в Зеленограде и Троицке».
В подобных ситуациях эксперты советуют сразу писать жалобу в Центральный Банк России, осуществляющий надзор в том числе за страховым рынком.
Регистрация армянская, владелец российский
Еще одна проблемная категория автовладельцев — это российские владельцы машин с армянскими номерами. Некоторое время назад российский гражданин мог приобрести автомобиль в Армении по очень выгодной цене, заплатить пошлины по армянским ставкам, которые были намного ниже российских, и преспокойно пересечь границу, не декларируя машину и не оформляя временный ввоз. Некоторым нравилось и то, что армянский регистрационный знак давал иммунитет против дорожных камер. Кроме того, не нужно было платить российский транспортный налог. В какой-то момент таких автомобилей стало очень много, и в 2020 году начались массовые претензии ГИБДД и таможенных органов к их владельцам.
«В большинстве случаев машины с армянскими номерами принадлежат гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в РФ. Электронные полисы, насколько я знаю, на такие машины не оформляют. Ограниченный круг страховых оформляет в бумажном виде. Но поскольку тут есть момент, что автомобиль зарегистрирован в другом государстве, а принадлежит российскому гражданину, то страховщики используют повышенные коэффициенты», — комментирует эксперт по международному праву, юрист Юрий Демин.
Внутренний приказ или программный запрет
При оформлении через «Е-Гарант» 95% страхователей получают ОСАГО. Оставшиеся 5% — это отказы из-за некорректного ввода данных или недействительных документов, рассказал «Известиям» источник в страховом брокерском бизнесе.
Алгоритмы сайтов страховых компаний, по данным источника, настроены таким образом, чтобы отсеять убыточные категории граждан. Из десяти заявок от «несегмента» одобряется только три, а семь перенаправляются в «Е-гарант», чтобы передать заявку другой страховой компании. Таким образом, общее число убыточных пользователей равномерно распределяется по всем страховым компаниям.
К «несегменту» относятся молодые водители в возрасте до 23 лет и с общим стажем менее трех лет, а также такси, мотоциклы, спецтехника и грузовики, принадлежащие физическим лицам. У данных категорий водителей также будут проблемы и с офлайн-оформлением полиса. У многих страховых агентов запрет на оформление «несегмента» — это может быть внутренний приказ или программный запрет. Если брокер или страховой агент продолжает работу с такими клиентами, его могут оштрафовать, лишить премии или вовсе расторгнуть договорные отношения, рассказал источник.
«Приезжайте завтра»
В офисах тоже существует негласное правило не выдавать полисы убыточным категориям. Под любым предлогом менеджеры будут стараться проводить такого водителя на выход.
«Способов может быть много: «приезжайте завтра», «у нас закончились полисы», «не работает база» и т.д. Если человек умен, он попросит письменный отказ. Скорее всего, в этот момент менеджер поймет, что лучше выдать полис и не вступать в конфликтную ситуацию, так как отказать человеку он не имел права. Если же представитель страховой стоит до последнего, автовладелец просит аргументировать, почему ему отказали, в письменной форме. Если снова отказ, то он пишет претензию с содержанием: «Прошу разобраться. Я, имярек, пришел в офис с целью получить полис ОСАГО», — и они обязаны поставить входящий номер. Далее ему отвечают с исходящим номером, и с ним можно уже идти в суд или, что чаще всего, за своим полисом ОСАГО, так как в ответе придет вежливое приглашение в офис для оформления», — заключает источник в страховом брокерском бизнесе.
На двух колесах без гражданки
Напомним, что проблема с покупкой полиса ОСАГО была до сих пор в так называемых «токсичных» регионах. То есть там, где развито страховое мошенничество, где автоюристы злоупотребляют правом. В этих регионах страховщики всеми законными и не совсем законными способами стараются сократить свое участие именно в этом виде страхования.
Не столь давно изгоями в страховых компаниях стали собственники автобусов и таксисты. Они тоже считаются убыточной категорией, а поэтому страховщики с ними также предпочитают не связываться.
И вот теперь очередь докатилась до мотоциклистов. Причем это не проблема тех же «токсичных» регионов. Отказывают в страховании ОСАГО даже в таком беспроблемном регионе, как Москва. И отказывают даже крупнейшие страховщики. Корреспонденту «РГ» были названы только две страховые компании, которые страхуют мотоциклы без лишних проблем.
Остальные страховщики предлагают приобрести дополнительные услуги, и только тогда оформить полис ОСАГО.
Примечательно, что таким образом страховщики наказывают не столько мотоциклистов, сколько всех остальных участников дорожного движения. Да, без полиса ОСАГО запрещено ездить. Штраф за это 800 рублей. Но, с другой стороны, получил постановление и поехал дальше.
Но если мотоциклист оказался виновным в аварии и при этом без страховки, то в неприятную ситуацию попадает пострадавший. За ремонт автомобиля автовладельцу придется заплатить из своего кармана. За лечение и лекарства пешеход также будет платить сам. И только потом в судебном порядке взыскивать с виновника деньги. А на это могут уйти месяцы.
Напомним также, что количество заключенных договоров ОСАГО практически не меняется. А количество транспорта из года в год растет. Как такое может быть? Им не пользуются. Или страховщики создают ситуацию, когда люди вынуждены ездить без ОСАГО?
Если владельцу неправомерно отказывают в заключении договора, то напоминаем, что при обращении к страховщику страхователь вправе осуществлять аудио- или видеозапись. После чего можно подать обращение в РСА.
Если происходит навязывание дополнительных страховок, то можно воспользоваться «периодом охлаждения», который позволяет отказаться от страховки в течение 10 рабочих дней. При заключении договора ОСАГО страховщик вправе потребовать предоставления транспортного средства на осмотр.
Кроме того, заключение договора ОСАГО возможно в электронном виде. Клиент регистрирует на сайте компании личный кабинет, заполняет заявление о заключении договора. После чего будет рассчитан размер страховой премии, и страхователь сможет оплатить заключение договора на сайте с помощью банковской карты. Проверка данных, указанных в заявлении, осуществляется через автоматизированную информационную систему РСА. Полис будет направлен страхователю по электронной почте, его следует распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством.
Кроме того, для обеспечения заключения электронных договоров ОСАГО была запущена система «Е-Гарант». В ней реализована возможность заключения договоров с использованием площадки РСА. Так, в случае невозможности заключения договора на сайте страховой компании потребителю предлагается перейти на сайт РСА. Туда же отправляется заполненное им на сайте страховщика заявление со всеми внесенными данными. На сайте союза по номеру паспорта транспортного средства определяется страховая компания, с которой предлагается заключить договор далее. Затем производится оплата страховой премии на счет страховщика, заключается договор, после чего страхователь получает полис на адрес своей электронной почты.
Продажи электронных полисов происходят за счет системы «Е-Гарант» практически бесперебойно.
Продажи через систему «единого агента» предусматривают использование метода случайной выборки страховщика по номеру техпаспорта автомобиля. В настоящее время система работает в 16 регионах РФ: в Волгоградской, Мурманской, Ростовской, Челябинской, Ивановской, Архангельской, Ульяновской, Нижегородской, Кировской и Саратовской областях, Краснодарском крае, Башкирии, Татарстане, Ставропольском крае, Мордовии и Северной Осетии.
В общем, оформлять полис ОСАГО надо начинать за месяц до того, как вы соберетесь сесть за руль мотоцикла. Или соглашаться на покупку дополнительных услуг. А потом в течение 10 дней отказаться от них. Тогда страховщик вернет переплаченные деньги, а действующий полис ОСАГО останется на руках.
ОСАГО на мотоцикл
Сервис временно не доступен.
Если при заполнении полей «Марка, Модель, Год выпуска» вашего варианта нет в выпадающем списке, необходимо очистить поле марка и модель, указать в поле марка “ДРУГОЕ ТС” и продолжить заполнение. Данные необходимо указывать аналогично вашему ПТС или СТС
Номер VIN указан в паспорте вашего ТС или в свидетельстве о регистрации
Ваш запрос поставлен в очередь на проверку по базе Российского Союза Автостраховщиков. Оставьте свой e-mail, мы пришлем на него ссылку на оплату после завершения проверки.
Чтобы ускорить оформление полиса, используйте один из этих способов
1. Быстрый расчет стоимости
Без персональных данных за 1 минуту
2. Использовать существующий полис
Автозаполнение данных по номеру старого или текущего полиса КАСКО или ОСАГО
3. Загрузить сканы документов
Вместо ручного заполнения формы
4. Войти в личный кабинет
Для автоматического заполнения личных данных и данных об автомобиле
Мотоцикл является транспортным средством и передвигается по дорогам общего пользования. Это значит, что в течение 10 дней после покупки необходимо оформить на него страховой полис. Ездить без полиса ОСАГО на мотоцикле запрещено. Он должен всегда быть у водителя вместе с другими документами.
Сколько стоит оформление полиса ОСАГО на мотоцикл
Стоимость страхования зависит от базовой ставки, которую устанавливает Центробанк РФ. На сегодняшний день определен тарифный коридор от 684 до 1407 рублей. Цена мотостраховки также зависит от следующих факторов:
Опасности, связанные с управлением мотоциклом
Данный вид транспорта быстрый, маневренный и при этом очень компактный. Мотоциклисты легко объезжают пробки, препятствия, но часто не рассчитывают собственные силы и не всегда успевают реагировать на меняющуюся дорожную обстановку. Аварии с участием двухколесного транспорта случаются так же часто, как и с легковыми автомобилями. В отсутствие страховки урегулировать убытки приходится в судебном порядке. На место ДТП вызывают сотрудников ГИБДД или наряд полиции, если есть пострадавшие. Страховка ОСАГО на мотоцикл значительно упрощает процесс урегулирования убытков. Полис обеспечит возмещение ущерба по страховым случаям.
Категории транспортных средств
Предлагаем застраховать мотоциклы следующих категорий:
Все перечисленные транспортные средства попадают под закон об ОСАГО и требуют оформления страховки.
Где купить полис ОСАГО на мотоцикл
АО «АльфаСтрахование» предлагает купить полис в ближайшем офисе компании в вашем городе. Наши сотрудники рассчитают, сколько будет стоить страховка на мотоцикл, ответят на возникшие вопросы по ОСАГО. Адреса офисов указаны на сайте в разделе «Контакты».
Почему у вас не получится оформить ОСАГО на мотоцикл
6 Время прочтения: 9 минут
С наступлением теплого времени года у мотоциклистов появились проблемы — не так-то просто оказалось оформить полис ОСАГО. Разбираемся, почему страховщики не хотят страховать двухколесный транспорт.
«Постоянно страхую 3 машины и мотоцикл (точнее раньше страховал). Машины все проходные — Audi, Nissan и свежий ВАЗ — любая страховая рада видеть, а вот со страховкой мотоцикла — боль и страдания — ни одна страховая просто не хочет их видеть», — оставил отзыв в «Народном рейтинге» Банки.ру пользователь под ником hollow.en. (Здесь и далее отзывы публикуются без изменений.) Сайт страховщика выдавал ему сообщение об ошибке, или отсутствии модели в списке, не позволяя ее вписать и т. п., а в офисе СК ответ сотрудников и вовсе удивил — дескать, программа зависла, приходите завтра. «В предыдущие пару лет у меня даже получалось оформить полис на сайте (хоть и после нескольких попыток с «типа ошибками»), — продолжает hollow.en. — В этом году купил новый мотоцикл и финальную стадию пройти так и не удалось».
С продлением полиса тоже все не просто. «Очень обидно, что машины делятся на «проходные» и «непроходные», а мотоциклы как бы все высокорисковые, — продолжает он. — Я бы еще понял, если бы проблемы были только со «спортами» и старыми «япошками», на которых гоняют молодые и дерзкие, но мотоциклы типа BMW Classic, которые покупают дядечки средних лет, никуда не спешащие, можно было бы причислить к «проходным». В результате страховку можно купить только в какой-нибудь сомнительной СК, про которую никто не слышал, переплатив агенту за оформление. Но вопрос-то не только в деньгах, а в качестве сервиса и отношении к клиенту».
Невыездные поневоле
Таких отзывов с десяток в «Народном рейтинге». Жителю Пермского края, оставившему комментарий под ником Oneten, в прошлом году чудом удалось застраховать свой мотоцикл в конкретной СК, перейдя на нее с сайта Российского союза автостраховщиков (РСА). В нынешнем году фокус не удался: на сайте компании ему отказались продать полис и отправили на сайт РСА. «Там видно, что у СК полисы есть, но при выборе ее при проверке документов выходит отказ так как не указаны тип/марка/модель ТС, хотя все данные указаны и указаны корректно», — пишет он.
В аналогичной ситуации оказался пользователь, оставивший отзыв под ником dneezz. На сайте страховщика он получил зубодробительный ответ: «В связи с наличием угрозы наступления рисков нарушения бесперебойности и непрерывности функционирования сайта Вы можете заключить договор ОСАГО в виде электронного документа с иной страховой компанией». А через сайт РСА при выборе полиса именно этой СК оказалось невозможно загрузить сканы документов. «Пишут, что не совпадает марка/модель ТС, не проходят даже сканы водительского удостоверения», — сетует он.
Москвичу Дмитрию СК отказалась продлить купленный в прошлом году полис. «На сайте продлить невозможно, — написал он. — Звонок в службу поддержки, ответ: это не мы, это там проблемы. попробуйте вечером, утром. Пробовал перед сном и перед завтраком, результат отрицательный».
Половина мотоциклистов ездит без ОСАГО?
Портал «Авто Mail.ru» в мае провел опрос 1,9 тыс. мотоциклистов, и оказалось, что у 77% не получилось приобрести электронный ОСАГО. Из тех, кто пытался купить страховку в офисах СК, отказали 74% водителей. Успешно приобрели «автогражданку» самостоятельно лишь 16%. Среди мотоциклистов, которым не удалось купить ОСАГО ни в электронном виде, ни в офисе страховщика, 48% решили ездить без нее. Проблема становится все актуальнее: в первой половине 2021 года россияне купили почти на 60% больше мотоциклов, чем в первом полугодии 2020-го, подсчитал «Автостат».
«Некоторым владельцам мотоциклов не удается купить ОСАГО ни в электронном виде, ни в офисах СК, — говорится в сообщении. — Не спасает даже система «Е-Гарант», которая должна вроде бы бороться с тем, что СК не хотят продавать полисы ОСАГО определенным категориям клиентов. При этом проблема актуальна даже для самых законопослушных мотоциклистов, никогда не попадавших в аварии по своей вине и без проблем приобретающих ОСАГО на свои автомобили».
В РСА сообщили Банки.ру, что «не фиксируют такой тенденции, а жалобы от физлиц на невозможность купить полис ОСАГО для мотоциклов единичны и связаны обычно с техническими сложностями». Не видят проблем в РСА и в работе «Е-Гарант». «Жалобы поступают крайне редко, да и сам «Е-Гарант» занимает в продажах электронного ОСАГО всего пару процентов, — сообщили в РСА, добавив, что сам объем рынка обязательной «автогражданки» для мотоциклов слишком незначителен, чтобы страховщики пытались за его счет выровнять убыточность. — Однако отметим, что РСА фиксирует довольно много попыток оформить полис обязательной «автогражданки» на несуществующий мотоцикл».
Стремятся минимизировать мошенничество
Несколько лет подряд была популярна схема, когда ОСАГО онлайн оформляли на мотоцикл, а затем с помощью специальных редакторов вносили изменения в pdf полиса, меняя сведения о мотоцикле на данные авто. Поскольку у мотоциклов самая низкая базовая ставка тарифа, то стоимость полиса получалась значительно меньше, чем на автомобиль. Разницу посредники клали в карман. Правда, как уверяют в РСА, с появлением дополнительных проверок в АИС ОСАГО, которые блокируют попытки оформить полис «автогражданки» на несуществующий мотоцикл, заниматься таким посредничеством стало почти невозможно.
Но никуда не делся другой соблазн. По словам генерального директора «Совкомбанк Страхования» Игоря Лаппи, часто мотоциклы повреждаются из-за неосторожности владельца, а внешние элементы у них дорогие. «И у мотоциклистов периодически возникает искушение устранить эти повреждения за чужой счет с использованием других транспортных средств и прямого возмещения убытков», — отмечает он.
Поскольку ОСАГО на мотоцикл зачастую приобретают не на год, а на период активного использования, страховщикам получается не выгодно. Даже годовой полис ОСАГО на мотоцикл в 3—4 раза дешевле, чем на легковой автомобиль, а еще и покупают его на несколько месяцев. «В среднем страховая премия по таким коротким полисам не совсем соразмерна убыточности, — рассказывает Игорь Лаппи. — По нашим данным, самая высокая частота страховых случаев наблюдается в мае, июне и сентябре. Июль — август при этом довольно спокойны. Она может достигать 3% в сезон (в годовом выражении примерно 2%), в то время как портфель легковых авто дает частоту страховых случаев на уровне 5%. Cредний убыток по мотоциклам — около 65 тысяч рублей, что на 100% соизмеримо с показателями по легковым авто». При этом, по его словам, половина ДТП с участием мотоциклов происходит по их вине из-за несоблюдения правил дорожного движения и агрессивного вождения.
«У нас теперь есть отличный инструмент контроля аккуратности вождения — индивидуализация тарифов ОСАГО, и мы ждем, что на ее следующем этапе (реформа ОСАГО. — Прим. ред.) будут учтены другие аспекты, влияющие на стоимость «автогражданки» для аккуратных водителей и для злостных нарушителей», — говорит Лаппи.
Базовая ставка слишком низкая
С помощью индивидуального тарифа СК устанавливают лихачам более высокий тариф. Но рассчитывать конечную стоимость полиса для конкретного страхователя страховщики могут, только исходя из базовой ставки, установленной в пределах тарифного коридора. А она, по словам директора департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Павла Нефедова, слишком низкая. «В эксплуатации мотоциклов с точки зрения страховых рисков есть определенная специфика — частота наступления страховых событий низкая, но если мотоциклист стал виновником ДТП и наступил страховой случай, то последствия ДТП крайне тяжелые и высока средняя выплата, — объясняет он. — Установленной базовой ставки для расчета тарифа на страхование мотоциклов по ОСАГО просто не хватает на покрытие убытков».
Тарифный коридор для мотоциклов — от 625 до 1 548 рублей, последний раз он менялся 5 сентября 2020 года, когда Банк России расширил его на 10% в обе стороны. Для сравнения: для легковых авто физлиц он составляет 2 471—5 436 рублей.
«Благодаря расширению в прошлом году коридора базовой ставки СК имеют возможность предлагать более индивидуализированные тарифы, но в некоторых сегментах рынка этого все равно недостаточно для справедливой цены, — говорит заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. — Если период страхования полгода, то полис уже дешевле на 30%, а следовательно, и средняя премия по всем мотоциклам занижена по сравнению с параметрами портфеля в целом. Вероятно, поэтому не все мотоциклисты одинаково желанные клиенты для тех или иных страховщиков». На его взгляд, проблемы в ОСАГО могут быть решены с полной либерализацией этого вида страхования.
Согласен с ним и координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов, по мнению которого проблему можно решить только пересмотром базовой ставки и расширением тарифного коридора. «Я полагаю, что пересмотр не должен быть сильно значительным, порядка 20% коррекции проблему должно решить. И это не та цифра, которая должна кого-то сильно огорчить, — считает он. — Ну и плюс расширение тарифного коридора для мотоциклов и для такси (в этих двух сегментах существует проблема в тарифном диапазоне), чтобы тариф был максимально справедливым и индивидуальным». По его словам, очень много мотоциклистов имеют КБМ 0,5, то есть они не попадают в ДТП по своей вине и ездят очень аккуратно, и для них должен действовать пониженный тариф ОСАГО, не только из-за КБМ, но и как часть индивидуального подхода к определению страховой премии. Те, кто ведет себя на дороге неаккуратно, должны платить больше. И это будет справедливо. «Существующих механизмов для страховщиков вполне достаточно и при расширении тарифного коридора и коррекции базовой ставки, они смогут совершенно нормально, справедливо определить тарифы для этой категории транспортных средств. Я не вижу здесь больших проблем», — добавляет Шкуматов.
Но когда случится следующее расширение тарифного коридора и пересмотр базовой ставки, пока неизвестно. В лучшем случае к обсуждению их вернутся осенью.
Что делать, если полис не продали?
«Если владелец мотоцикла столкнулся с проблемами при оформлении электронного полиса ОСАГО на свой мотоцикл, он может обратиться непосредственно в СК для заключения договора», — советуют в РСА, добавляя, что страховщик не имеет права отказать в заключении публичного договора, к которым относится ОСАГО.
Статья 15.34.1 КоАП предусматривает штрафы за необоснованный отказ оформить публичный договор для должностных лиц в размере 20—50 тыс. рублей, а для юрлиц — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
Но проблема в том, что напрямую СК и не отказывают, применяя различные уловки, чтобы не продать полис. И как доказать, что не по своей вине оказался на дороге без «автогражданки», что чревато штрафом в размере 800 рублей и проблемами, в случае ДТП?
«Если страховая организация уклоняется от заключения договора ОСАГО, то в первую очередь необходимо зафиксировать факт правонарушения (любым не запрещенным законом способом)», — советует юрист адвокатского бюро «А-ПРО» Валерия Марчукова. Например, в качестве доказательств неправомерного отказа в заключении договора могут быть представлены снимки экрана компьютера с фиксацией даты и времени обращения к официальному сайту СК. «Отсутствие возможности оформить ОСАГО на сайте страховой организации, выраженное в необходимости перехода по ссылке на сайт РСА, свидетельствует о событии админправонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 15.34.1 КоАП РФ», — говорит она.
Собрав доказательную базу, можно обращаться в различные инстанции. «Если СК отказывается заключить договор страхования, то следует обратиться в прокуратуру и (или) Роспотребнадзор с заявлением, в котором указать все обстоятельства отказа в заключении такого договора», — говорит заместитель председателя коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Тимур Баязитов. Можно написать заявление в Банк России и обжаловать действия СК в суде.
Доказательная база того, что вам не продали страховку, пригодится и если вдруг придется обжаловать постановления о штрафе за езду без полиса. Другой вопрос, насколько успешно это будет. Валерия Марчукова отмечает, что практика оспаривания постановлений о признании виновным в совершении админправонарушения (часть 2 статьи 12.37 КоАП РФ) распространенная, но решения судьи чаще всего выносят в пользу уполномоченного органа, вынесшего такое решение.
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t