Нехватка новых авто у дилеров
Новых машин на всех не хватит. Дилеры жалуются на пустые склады
Автомобильный рынок новых машин почувствовал дефицит в середине лета. Из автосалонов стали исчезать самые популярные автомобили и комплектации. Сказался отложенный спрос: после снятия карантинных мер в автосалоны пошли и те, кто собирался покупать машину в 2020 году, и те, кто решил просто инвестировать накопленное в автомобиль. Однако покупателей ожидали сюрпризы — выбор машин оказался гораздо более скудным, чем в начале весны, а заказы машин на осень предлагают оформить уже совсем по другим ценам.
Более того, к началу августа дилеры отменили все скидки и сейчас пытаются наиболее выгодно распродать то, что осталось в наличии. Мы пообщались с представителями рынка и выяснили, куда пропали самые востребованные автомобили и насколько вырастут цены через две недели.
Дефицит новых автомобилей в салонах нам подтвердил исполнительный директор «Сберавто» Роман Абрамов. По его словам, новых автомобилей сейчас у дилеров в наличии действительно мало, и связано это с отложенным спросом после пандемии и остановкой производства и заказов весной — остатки машин уже раскупили, а заказывать новые поставки дилеры не торопятся, так как есть риск нового локдауна осенью.
«Вероятно произойдет переключение интереса на б/у автомобили. Прослойка людей, желающих приобрести новый автомобиль, уменьшилась после валютных скачков и роста рублевых цен. Также произошло изменение модели потребления и увеличение цикла владения автомобилем. Покупают сейчас все. Есть заказы даже на премиум кабриолеты, на которые обычно к концу лета спрос нулевой. Дилеры отказываются давать на них скидки, потому что и так купят», — объяснил Абрамов в беседе с корреспондентом Autonews.ru.
Дефицит новых машин отразится и на вторичном рынке, но это произойдет с небольшой задержкой. «Цены подрастут, когда пройдет цикл владения 2-3 года. Данная ситуация, конечно же, также повлияет на кредитование, так как автокредиты люди берут в основном на новые машины. В случае покупки б/у авто стараются пользоваться собственными средствами или потребительским кредитом. А автокредит — инструмент для покупки новой машины. И если автомобилей меньше, то кредитов тоже меньше», — пояснил Абрамов.
В компании «Авилон» наибольший дефицит отметили на модели сегмента кроссоверов по брендам Mercedes, BMW, Audi, Jaguar Land Rover, Cadillac, Chevrolet, Volkswagen и Hyundai.
Дефицит новинок подтвердили и в пресс-службе дилерской сети «АвтоСпецЦентр». Как рассказала Autonews.ru представительница компании Анна Уткина, дефицит начался еще в конце июля и затронул практически все ходовые модели у каждого бренда.
«Среди наших брендов нет дефицита только по Infiniti, потому что достаточно большие склады. В марте после сделки с ОПЕК произошел скачок курса доллара и появились новости о том, что автомобили подорожают выше, чем обычные 3-4% инфляции в год. Соответственно еще в марте был повышенный ажиотаж. Но купить автомобили успели не все, 30-го мы ушли на карантин. И дальше кто хотел купить машину по старой цене, покупали дистанционно. Но это всего 5% от общего уровня продаж. Соответственно в июне, июле и еще в августе дилеру продавали те автомобили, которые были выкуплены еще до пандемии, еще в марте, еще по старым ценам», — объяснила Уткина.
В пандемию и российские, и иностранные заводы два месяца не работали. А после выхода из карантина начался период отпусков и каникул. То есть заводы вышли, немного поработали и ушли на каникулы. Летом объем производства и так традиционно небольшой. Поэтому машины, собранные после пандемии приедут в салоны в начале осени.
«До этого как на рынке новых машин, так и на рынке автомобилей с пробегом будет дефицит. Склады не пополняются, а ажиотажный спрос есть. Закрытие границ привело к тому, что деньги тратятся внутри страны. Сейчас люди стараются купить то, что есть в наличии, чтобы не ждать осени. Покупают смежные модели и комплектации. Причем сборка не имеет значения — дефицит затронул и автомобили, чья локализация составляет 90%», — пояснила сотруднца дилерской сети.
Сезонное повышение цен в любом случае состоится, потому что существует инфляция. И обычно автомобили дорожают на 3-4% в год. По словам представительницы «АвтоСпецЦентра», изначально у компании был прогноз, что по итогам всего 2020 года цены вырастут на 7%, но аналитики отрасли провели исследования и подорожание в среднем уже составило 8,7%.
«По нашей группе компаний в первом полугодии цены выросли на 4,4% в среднем — 3,5% составил рост на премиум и 5,3% на массовый сегмент. Могу сказать так: тем, кто планировал покупку автомобиля в этом году, не стоит откладывать это до осени, потому что не факт, что ассортимент расширится, а цены точно вырастут. Лучше присмотреться к автомобилям в наличии, наверняка удастся что-то подобрать по своим желаниям», — добавила Анна Уткина.
Как рассказал Autonews.ru источник в одном из крупнейших дилерских центров, пожелавший не называть своего имени, на самом деле новые поставки планируются в лучшем случае в конце сентября, а более реальные сроки — октябрь. Дилеры знают об этом, но не хотят пугать клиентов и обещают выдать машину в начале осени. Более того, машины, которые приедут в автосалоны осенью, будут продаваться по новому курсу, то есть будут ощутимо дороже. Также все дилеры опасаются второй волны вируса и закрытия предприятий. Если ситуация будет складываться по сценарию нового карантина, то и заказанные на осень машины приехать не успеют.
По словам источника, автосалоны уже отказались от скидок и специальных предложений. Сейчас дилеры продают все по максимальным ценам, потому что есть спрос, и машины уходят. Кроме того, автосалону выгоднее продать машину физическому лицу, потому что маржинальность такой продажи выше в 3-5 раз.
«Да, сейчас можно забронировать в автосалоне машину, которая приедет осенью — сделать предзаказ, внести предоплату, оплатить полностью и выбрать любую комплектацию. Но она точно будет стоить дороже озвученных сегодня цен. На сколько, пока неизвестно, потому что автопроизводители еще не выпустили новые прайсы, но к началу сентября они уже появятся», — пояснил собеседник.
Сентябрьскую индексацию цен на новые автомобили нам подтвердили и в «Авилоне». По словам директора по маркетингу компании, в сентябре возможна очередная корректировка цен на новые автомобили.
«Вопрос по ценам всегда непредсказуемый: автодилеры полностью зависят от импортеров, а им необходимо проанализировать ситуацию на рынке, и особенно оценить колебания валюты. Срок поставки по брендам составляет около 1-3 месяцев минимум и 3-6 месяцев – максимум. Так, например, заказанные в июле – августе автомобили Volkswagen начнут поступать в сентябре. Многое, конечно, зависит от местонахождения завода, а также от выбранной модели», — объяснил Андрей Каменский.
Покупка авто в условиях дефицита: прогноз цен и советы экспертов
За последние два года ситуация на автомобильном рынке изменилась не в пользу покупателей. Это выражается в первую очередь в серьёзном дефиците машин и, как следствие, росте цен на них. На некоторые модели цены выросли на 25% за последние два года. По просьбе РБК Петербург эксперты дали несколько рекомендаций покупателям и поделились прогнозами относительного того, как может развиваться автомобильная отрасль в ближайшей перспективе.
Откуда взялся дефицит
Дефицит автомобилей в Петербурге наблюдается с 2020 года и является результатом сочетания двух факторов — падения объемов производства в 2020 году и повышения спроса на машины. По данным «Auto-Dealer-СПб», за первое полугодие 2021 года в Петербурге было произведено 187 тыс. легковых автомобилей, что на 36,2% больше, чем за аналогичный период годом ранее. «Однако, если сравнить эти цифры с 2019 годом, то производство автомобилей находится на том же уровне. За первые шесть месяцев 2019 года было произведено 189 тыс. авто», — говорит эксперт «Auto-Dealer-СПб» Денис Гаврилов.
Дефицит автомобилей в Петербурге наблюдается с 2020 года и является результатом сочетания двух факторов — падения объемов производства в 2020 году и повышения спроса на машины.
Нарастить производство до нужного объема мешает сокращение поставок комплектующих, полагают опрошенные РБК Петербург специалисты. Как поясняет Денис Гаврилов, сегодня автомобильные заводы работают не в полную мощность во всем мире из-за дефицита электронных чипов. «Этот дефицит возник из-за остановок заводов в 2020 году из-за пандемии и сохраняется до сегодняшнего дня. При этом автопром — не главная отрасль, куда поставляют электронные чипы. В структуре поставок автоконцерны занимают менее 5%», — говорит он. По данным аналитиков TrendForce, мировой спрос на микросхемы на 10–30% выше текущего объема предложения.
Дефицит машин на российском рынке обостряется и из-за роста объемов экспорта продукции петербургских автозаводов. В текущем году экспорт вырос вдвое по сравнению с допандемийными показателями, отмечает Денис Гаврилов. Например, Hyundai, по данным «Auto-Dealer-СПб», в первом полугодии 2021 года из произведённых в Петербурге автомобилей экспортировал 14,6 тыс. машин против 7 тыс. в первом полугодии 2019 года.
При этом спрос на внутреннем рынке, по словам экспертов, подогревается не только дефицитом предложения, но и ожиданием дальнейшего роста цен на машины.
Почему растут цены
Как отмечают собеседники РБК Петербург, рост цен связан с изменением экономических условий для производителей и продавцов автомобилей. Речь идет о повышении стоимости материалов, которые используются в производстве, и колебании валютных курсов. По данным ЦБ, если на 1 сентября 2019 года курс евро составлял 73,1 руб., то на 1 сентября 2021 года — 86,4 руб. Таким образом, курс евро по отношению к российской валюте вырос на 18,2%.
Однако в значительной степени повышение розничных цен стало результатом сокращения поставок, из-за чего дилеры резко потеряли в продажах. Потери они пытаются компенсировать за счёт повышения доходности на каждую проданную машину, поясняет директор по продажам «Прагматика LADA» Надежда Голибина. «В условиях дефицита автомобилей, объемы продаж производителей и дилеров сокращаются, что неминуемо приводит к снижению доходности. Поэтому повышение цен со стороны производителей и продажа дополнительных финансовых продуктов со стороны дилеров — это вынужденные меры для обеспечения базовой доходности предприятия», — сказала она.
В значительной степени повышение розничных цен стало результатом сокращения поставок, из-за чего дилеры резко потеряли в продажах.
По данным «Auto-Dealer-СПб», только за первое полугодие 2021 года в среднем по Петербургу цены на новые автомобили выросли на 5-7%. За последние два года рост цен был еще более существенным — особенно на популярные модели. Например, по словам Дениса Гаврилова, Hyundai Creta подорожал на 25%. Сейчас такой автомобиль в минимальной комплектации стоит 1,2 млн руб. А за последние 10 лет некоторые популярные модели выросли в цене почти вдвое. Так, по данным «Автостата», цена новый на новый Hyundai Solaris в минимальной комплектации за этот период выросла на 90% — до 840 тыс. руб.
Как купить дешевле
Впрочем, во многих случаях, как отмечают отпрошенные РБК Петербург эксперты, клиенты автосалонов могут рассчитывать на значительные скидки. Условием этого, как правило, является покупка машины в кредит. Как сказал газете «Ведомости» директор департамента финансовых услуг ГК «Автоспеццентр» Дмитрий Мольков, в 2020 году размер скидки для клиента, покупающего автомобиль в кредит, составлял 50-100 тыс. руб. в массовом сегменте и 100-200 тыс. руб. ‒ в премиальном.
Такая сделка будет особенно выгодна покупателям, у которых уже есть на руках вся необходимая сумма, поскольку в случае досрочного погашения кредита клиент сохраняет за собой скидку и сокращает объем выплат. Однако, как отмечает аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк, необходимо уточнить, допускают ли условия договора досрочное погашение кредита — нередко банки ограничивают такие возможности.
Если такая возможность есть, то размер скидки скорее всего покроет даже потери от досрочного снятия денег с банковского депозита, отмечают эксперты. «Чтобы понять, выгодно ли закрывать депозит для досрочного погашения кредита, нужно воспользоваться депозитным и кредитным калькулятором конкретного банка. Расчет потери процентов при досрочном закрытии вклада с учетом выгоды от частичного или полного досрочного погашения кредита покажет, стоит ли совершать данные операции», — рекомендует Евгений Миронюк.
Впрочем, по его словам, оценивая выгоды автокредита, необходимо учесть и то, что, как правило, вместе с ним придется купить некоторые дополнительные услуги — например, полис КАСКО в выбранной банком страховой компании или иные финансовые продукты.
Как правило, вместе с автокредитом придется купить некоторые дополнительные услуги — например, полис КАСКО в выбранной банком страховой компании.
Автокредит или потребительский кредит
Иногда чтобы избежать покупки дополнительных услуг, клиенты автосалонов предпочитают брать потребительские кредиты. Эффективность такого решения необходимо заранее просчитать, советует Евгений Миронюк.
С одной стороны, ставки по автокредитам, по его словам, обычно на несколько процентов ниже, чем по потребительским. «Это объясняется тем, что залоговое кредитование [купленный за автокредит автомобиль находится в залоге у банка — ред.] менее рискованно для банков», — говорит он. Сегодня ставки по автокредитам, по словам эксперта, варьируются в зависимости от условий договора в диапазоне от 3,9% до 21,9%.
С другой стороны, отмечает Евгений Миронюк, в большинстве случаев декларируемая в рекламных материалах ставка автокредита сильно отличается от фактической. Разница может достигать 10% в большую сторону. «Это связано с тем, что в рекламах указывается маркетинговая ставка, тогда как реальная процентная ставка оглашается в зависимости от типа подтверждения дохода заемщика», — говорит он.
В большинстве случаев декларируемая в рекламных материалах ставка автокредита сильно отличается от фактической.
«Белые» и «серые» автодилеры
Автодилеры заинтересованы в том, чтобы клиент купил машину за автокредит, поскольку они получают комиссию как с выданного кредита, так и со страховки, говорит исполнительный директор «ЕвроАвто» Виталий Новиков. По его словам, дилеры получают примерно 20-25% от стоимости страховки КАСКО и 90% — за страхование жизни.
Однако нередко покупатели сталкиваются с тем, что дилеры в принципе отказываются продавать машину без автокредита. Как считает Виталий Новиков, это верный признак того, что покупатель столкнулся с перекупщиком — неофициальным дилером, который покупает автомобили у официальных дилеров и перепродают их по сильно завышенным ценам.
«Обычно ситуация выглядит так: вы приезжаете за выбранным автомобилем, а его нет. Дилер сообщает, что машина находится на какой-то другой площадке и предлагает оформить кредит. Вы оформляете кредит, а потом вам предлагают взять какой-то другой автомобиль и уже за другие деньги», — говорит собеседник РБК Петербург. По его словам, недобросовестных автодилеров легко распознать по рекламе — они предлагают автомобили сильно ниже средних цен рынка (а при заключении сделки цена оказывается значительно выше).
Лишнее звено
Опрошенные РБК Петербург эксперты говорят, что ситуация, когда официальный дилер отказывается продавать имеющуюся машину без кредита, невозможна. Но, если покупатель не хочет оформлять кредит, зачастую дилер будет готов продать машину только с существенной наценкой. «Сейчас при продаже за наличные дилеры просто сильно повышают стоимость автомобилей сверх стоимости производителя. Например, KIA Carnival в среднем стоит около 3,5 млн руб., но продать её могут и за 4 млн руб.» — говорит Виталий Новиков.
«В условиях дефицита предложения и сохраняющегося умеренно высокого спроса, сегодня действительно непросто найти дилера, который будет готов продать автомобиль со значительными выгодами для клиента, к которым за предыдущие 5-7 лет привыкли покупатели», — говорит генеральный директор автохолдинга «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий.
Однако главное изменение, которое отражается на подходе к работе с клиентами, заключается в том, что автодилеры перестали быть заинтересованы в долгосрочных отношениях с покупателями, уверен Виталий Новиков. «Рынок продавца в условиях нестабильности изменился кардинально. Раньше, когда дефицита не было, дилерам был важен каждый покупатель. Сейчас автомобилей меньше, чем желающих их купить, поэтому дилеры выбирают, кому его продать и выбирают того, кто готов заплатить больше», — говорит он.
Такой подход, по его словам, противоречит долгосрочным интересам автопроизводителей. По мнению Новикова, не исключено, что в перспективе они будут активнее развивать прямые продажи без участия дилеров. Так Hyundai осенью 2020 года запустил прямые продажи. Впрочем, в компании в ответ на запрос РБК Петербург отказались рассказывать о причинах такого решения.
Не исключено, что в перспективе автопроизводители будут активнее развивать прямые продажи без участия дилеров.
Покупка автомобиля с пробегом
С учётом сложившейся на рынке ситуации иногда оптимальным решением будет покупка автомобиля с пробегом. Как отмечает Виталий Новиков, чтобы принять решение, нужно учесть, насколько интенсивно будет эксплуатироваться автомобиль. «Можно сделать простую калькуляцию и прикинуть, какие затраты у вас будут на содержание автомобиля с пробегом, если он выйдет из гарантии; и сколько вы потеряете при перепродаже. Приведу пример: в 2012 году я купил новый «Мерседес» за 2 млн руб. и продал его через год и три месяца за полцены. Получилось, что каждый месяц, что я на нём ездил, обошёлся мне примерно в 70 тыс. руб. Затрат на эксплуатацию, кроме ТО, у меня не было, получается бОльшую часть денег я потерял. Мне было бы выгоднее тогда купить автомобиль с пробегом и выше классом», — говорит эксперт.
Дополнительным стимулом к такому решению может стать то, что найти подержанную машину нужной модели в нужной комплектации зачастую проще и быстрее, чем дождаться появления новой в автосалоне. По оценкам Дениса Гаврилова, срок ожидания определенной модели нового автомобиля может составлять до полугода.
Найти подержанную машину нужной модели в нужной комплектации зачастую проще и быстрее, чем дождаться появления новой в автосалоне.
Однако ситуация на первичном рынке косвенно влияет и на сегмент подержанных автомобилей, отмечает Надежда Голибина. По ее словам, из-за дефицита новых машин в Петербурге двухлетний автомобиль может продаваться по цене нового в базовой комплектации. По данным ГК «Прагматика», в первой половине 2021 года стоимость автомобилей с пробегом в дилерских центрах Петербурга выросла на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя цена сделки в массовом сегменте превышает 510 тыс. руб.
Изменится ли ситуация для покупателей
Учитывая мировые и российские тенденции дефицит автомобилей сохранится до конца года, насыщения рынка в ближайшее время не произойдёт, прогнозирует Денис Гаврилов. По его оценкам, на определённые модели дефицит будет сохраняться и в начале 2022 года. Продолжат расти и цены на автомобили, полагает Роман Слуцкий. «Цены будут расти с каждым месяцем, пока дорожает все сырье, используемое для производства автомобиля: металлы, пластики и т.д. Когда у автодилеров будет достаточно машин, они снова будут готовы уменьшить свой собственный доход на каждой отдельной сделке. Однако, я сомневаюсь, что через какое-то время автомобили будут стоить дешевле, чем сейчас», — говорит он.
Опрошенные РБК Петербург эксперты не смогли назвать факторы, которые бы способствовали резкому наращиванию объема поставок автомобилей на российский рынок или объема их производства внутри России. «Это было бы возможно, если бы электронная индустрия неожиданно повернулась в сторону автопрома. Но, очевидно, что этого не будет», — резюмирует Денис Гаврилов.
Почему дилеры не продают авто за наличные и по РРЦ? Покупаем авто по прайсу, без «допов» и не в кредит
Если раньше дилеры гораздо охотнее продавали автомобили за наличные и были готовы давать несколько скидок сразу, то в 2021-м ситуация изменилась. Купить автомобиль по рекомендованной цене невозможно, нужно доплатить несколько сотен тысяч рублей за «необязательное» дополнительное оборудование. Мы разобрались, почему так происходит, какие законы нарушают дилеры и как добиться от них продажи по рекомендованной цене.
Продается только в кредит
В 2020 году буквально пару месяцев автосалоны в России не работали из-за режима самоизоляции по регионам. За это они были признаны пострадавшей отраслью и получили определенные льготы от государства. Однако уже во второй половине года мир начал накрывать дефицит полупроводников – из-за той же пандемии производители остановили цикл, а перезапускать производство нужно не один месяц. Пострадала самая простая, примитивная и дешевая электроника – как раз такая, как применяется в автомобилях. Дефицит автокомпонентов продолжается, даже крупные компании вынуждены периодически останавливать конвейер.
В автосалоны новые машины доезжают, но купить новое авто в 2021 году оказалось не так просто. Покупателя, который пришел с деньгами и хочет забрать машину из наличия (речь о более-менее востребованных моделях), ждут несколько кругов потребительского ада:
У всего этого есть простое объяснение. Как говорит Дмитрий Коваленко, исполнительный директор сети таксопарков «TaxIncome», автодилеры вынуждены решать простую задачу – при резко сократившемся уровне продаж новых автомобилей (дефицит будет актуален еще полгода-год) платить зарплаты менеджерам, оплачивать аренду, налоги, коммунальные услуги и еще что-то зарабатывать сверху:
На мой взгляд если разбираться детальностями, то в целом дилеры вынуждены вести такую политику — содержание персонала, всей инфраструктуры, обеспечение своевременных арендных и кредитных выплат требует сохранять прежний уровень дохода при существенно меньшем количестве автомобилей.
Если раньше у каждого официального дилера на складе всегда были автомобили в наличии, то сейчас все поставлены в очень интересные условия — импортер вынужден распределять мизерное количество автомобилей между всеми своими дилерами, дилер должен, как описал выше выдерживать прежний уровень дохода, чтобы не сокращать персонал. Парадокс ситуации в том, что никто не знает когда ситуация наладится, сколько автомобилей будет доступно в следующем месяце, не говоря уже о более длительном периоде. Как решить математическое уравнение в котором просто нет возможности найти/предположить/угадать число Х — срок окончания этой ситуации.
Коваленко Дмитрий, автоэксперт
Дилеры отказываются от продаж за наличные, потому что получают комиссионные от банков (причем банки небольшие – с ними проще договориться на это). Ровно то же происходит и со страховками – дилер получает процент от страховой премии (судя по разнице с ценами в офисе – процент немаленький), а на «допах» салоны зарабатывали всегда.
Чаще всего клиенты жалуются на недобросовестные действия салонов «народных» марок – Lada, Skoda, Hyundai, Kia и других. Менее распространенные марки, как ни странно, купить проще – как новое авто, так и машины из трейд-ин.
Есть ли шанс купить по РРЦ?
В интернете можно найти десятки историй о том, как клиент пытался купить автомобиль по рекомендованной производителем цене без «допов» и за наличные. Как правило, заканчиваются они не очень хорошо – клиент либо уходит из салона с отказом, либо соглашается с условиями дилера. В очень редких случаях, когда клиент готов буквально на все, автосалон удается «принудить» продать автомобиль по официальной цене.
Вообще, как говорит Дмитрий Коваленко, РРЦ – это именно рекомендованная, а не обязательная цена. Дилер покупает автомобиль у производителя чуть дешевле РРЦ, а продавать он формально может его по любой цене. Здесь интересна позиция компании Skoda – на днях головной офис разослала письмо дилерам, где напоминает, что превышать максимальные цены перепродажи недопустимо. А еще ссылается на законодательство:
Пока сложно сказать, насколько действенными окажутся эти меры. Но недавно Федеральная антимонопольная служба проверяла АвтоВАЗ на предмет нарушений – компания неофициально решила продавать все модели только с обязательными опциями. После проверки ФАС компания заявила, что это просто расширение перечня дополнительного оборудования, и обязательным оно не будет.
Тем не менее, купить автомобиль по официальной цене прайса все-таки можно. Если верить постам на форумах и автомобильных сайтах, нужно запастись терпением – заказать авто с производства, а для этого:
А еще – желательно обойти нескольких дилеров. Как показывает практика, они отличаются друг от друга способностью продавать «воздух» – где-то менеджеры готовы пойти навстречу клиенту, и продать авто даже из того, что есть – за наличные и с минимумом доплат и опций.
Взять в кредит и сразу его погасить?
Российское законодательство запрещает банкам взимать какие-либо комиссии, штрафы или неустойки за досрочное погашение кредита. То есть, погасить его можно хоть на следующий день – банк должен будет взять проценты за этот самый день и ни копейкой больше. Со страховками, которые «условно-добровольно» идут к кредитам, то же самое – полис добровольного страхования жизни можно расторгнуть в первые 14 дней («период охлаждения»), и вернуть всю неиспользованную страховую премию.
Этой схемой пользуются те, кто хочет купить технику с акционной рассрочкой дешевле – тогда часть цены товара считается процентами (и по факту при досрочном погашении превращается в скидку). Однако применить ее к автокредитам оказалось не так просто.
Дело в том, что салон получает определенный процент комиссионных за продажу авто в кредит – и потому готов оформить автомобиль по цене прайса (ведь остальную прибыль он получит от банка). Если клиент гасит кредит сразу, банк на этом ничего не зарабатывает, а с учетом премии дилеру – и теряет деньги. Поэтому хитрые дилеры с банками придумали целую схему:
Как пишет один из покупателей, в дополнительном соглашении был указан срок в 35 дней – то есть, досрочно закрывать кредит клиент вправе чуть больше чем через месяц. Но на словах менеджеры салона сказали, что срок – не менее 3 месяцев (иначе платить около 340 тысяч в кассу автосалона). Клиент в итоге на следующий день погасил почти всю сумму кредита, оставив 105 тысяч рублей основного долга. Эту сумму он погасил за 3 месяца, чтобы проблем точно не возникло (и при этом проценты вышли совсем небольшие). Затем он погасил остаток долга, а в страховой компании ему вернули 227 тысяч рублей остатка (за 3 месяца «израсходовалось» 35 тысяч).
В результате, даже с весьма непрозрачными условиями от дилера, согласиться на кредит и досрочно погасить его оказалось намного выгоднее, чем покупать автомобиль по цене «за наличные» – клиент заплатил чуть больше 2 миллионов за новый KIA Sportage вместо 2,5 миллионов.
Что касается страховки, то от полиса Каско большинство водителей не отказываются (да и на это есть только 14 дней), а GAP – по сути, его часть. Поэтому расходов на страховку, увы, не избежать – в идеале потребовать возможности оформить полис в офисе страховой компании, а не у дилера.
Решение – дилеры в регионах или в Белоруссии
Больше всего нареканий на навязывание допоборудования и чрезмерное завышение цен – в Москве и Санкт-Петербурге. Как пишут многие счастливые автовладельцы, дилеры в провинции не так избалованы клиентами, поэтому готовы уступать автомобили за гораздо меньшие деньги. И разница в ценах настолько большая, что окупает авиабилет туда и бензин на дорогу обратно.
То есть, выбирая автомобиль и дилера, есть вариант обзвонить салоны в соседних регионах – возможно, в одном из них будет нужная комплектация по адекватной цене. Конечно, цена может измениться с появлением клиента в салоне – но это можно попытаться решить заранее. Например, внести обеспечительный платеж и попросить прислать коммерческое предложение на электронную почту.
А не так давно российские автолюбители обнаружили, что в соседней Белоруссии дилеры не завышают цены, а «допы» устанавливают нужные и по нормальной стоимости.
Например, на одном автомобильном сайте поделились таким вариантом:
Правда, как только схема стала более-менее популярной (с поправкой на сложности при пересечении границы в период пандемии), она рискует закрыться. Как оказалось, между российскими и белорусскими дилерами возникла негласная договоренность – они теперь продают автомобили лишь гражданам РБ или тем, у кого есть белорусский вид на жительство. Официального запрета по-прежнему нет, но стоит уточнить заранее, будет ли дилер готов продать авто по рекомендованной цене клиенту с российским паспортом.
Самый экзотический вариант – купить автомобиль онлайн. Такой функционал предложил только Hyundai, но возникла проблема – автомобилей нет в наличии. Стоит зарегистрироваться на сайте и включить уведомления. Как только авто появится, тут же оформить бронь и внести обеспечительный платеж, а через 2-3 дня – все остальное. Авто нужно будет забрать из назначенного места, или же его доставят по адресу.