Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Мотоциклы во время Второй Мировой Войны. Немецкие мотоциклы

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

На дворе майские праздники и как дань уважения к подвигу наших предков, хочется сделать обзор мотоциклов, принимавших участие на линии фронта и на гражданке. Что еще, кроме мотоспорта развивает мотоиндустрию? Война и гонка вооружений подстегнули развитие мотоциклов, потому что даже одна моторная единица способна изменить ход истории.

К моменту начала Второй мировой войны немецкие мотоциклы имели преимущество, поэтому с них мы и начнем наш обзор.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Вспоминаем курс истории. После первой мировой войны Германия была унижена и по договору она не имела права развивать оборонную промышленность в полной мере. Граждане страны не могли покупать достаточно дорогие на тот момент автомобили, зато мотоцикл был по карману любому обычному жителю разрушенной страны.

Развитие мототехники получило сильнейший толчок. Компания BMW и популярная на тот момент Zundapp вступили в конкуренцию за первенство на новом рынке.

BMW переключилась с рынка железнодорожных запчастей, а Zundapp до разработок мотоциклов занималась изготовлением снарядов и детонаторов.

Мотоциклы BMW

До 1924 года BMW выпускала гражданские мотоциклы, двигатель которого копировал английский оппозитный Douglas, но ближе к 1930 годам мотоцикл начал приобретать уже знакомые черты. Именно к этому времени BMW презентовал новую модификацию, получившую название R32, а первой реальной военной разработкой стал R35.

Новинки, введенные в строение мотоциклов к 1930м. годам:

Модели мотоциклов компании BMW:

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

BMW зарекомендовал себя с наилучшей стороны, да еще и произвел целый фурор моделью R71, которая стала универсальной и одной из самых популярных.

Мотоциклы Zundapp

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Более дорогие в производстве мотоциклы Zundapp плотно вошли в немецкую армию с 1940 года. KS750 стал одним из самых тяговитых представителей мотоциклетных войск Вермахта. Модель повышенной проходимости могла форсировать мелкие водные преграды с полном погружением двигателя. Но погружение должно было быть коротким, чтобы мотоцикл не захлебнулся.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Регулируемая подвеска позволяла приспособиться к трудностям маршрута. Привод на коляску и запасной фильтр бензобака, суть которого заключается в помощи мотоциклу перемещаться даже с пробитым баком.

Компания Zundapp обонкротилась в 1984 году, однако запомнилась как производитель военных мотоциклов повышенной проходимости.

Kattenkrad он же Sd. Kfz. 2

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Верхушка айсберга среди тяговитых мотоциклов. Kattenkrad — гусеничный мотоцикл с двигателем от компании Opel в полтора литра заменял основную гужевую силу, перетаскивая тяжелые орудия и даже самолеты. Самый грузоподъемный вид мототранспорта в армии противника. Очевидными минусами такой разработки стали сложности в проходимости в диагонали на возвышенности, крайне неудобная посадка и высота сидения, из-за которой пилот с явным трудом покидал свое место в случае беды. А переворачивался Kattenkrad достаточно часто, особенно на резких и крутых поворотах.

DKW — Dampf Kraft Wagen

Маленькие и юркие мотоциклы в рядах немецкой армии, со скромными габаритами и маленькими объемами двигателя, стали очень популярны вне фронта за размеры и экономичность.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Общий итог: последствия Первой Мировой Войны заложили благотворную почву в Германии для успешного развития мотоциклетной индустрии и целой ниши этого вида транспорта. К началу Второй Мировой Войны и в разгаре конфликта, мотоциклетная промышленность вышла на новый виток развития, улучшая характеристики проходимости, выносливости техники и ремонтоспособности в условиях, как говорится — на коленках.

Источник

Легендарные мотоциклы Второй мировой Войны (36 фото)

BMW R75

Производитель: Bayerische Motoren Werke AG, Munich, Germany
Год выпуска: 1943
Двигатель: BMW, верхнеклапанный, бензиновый, двухцилиндровый, с воздушным охлаждением, 746 см³, 26 л.с.
Количество передач, вперед-назад: 4−1
Габариты, мм: 2440×1750х1010
База, мм: 1470
Тормоза: гидравлические сзади, механические спереди
Снаряженная масса, кг: 427
Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG34 7,92 мм
Скорость, км/ч: 92
Большое распространение в армии Вермахта получил мотоцикл BMW. Это произошло благодаря моделям R12 и R71. Но самым известным мотоциклом Второй мировой стал BMW R75, получивший прозвище «Сахара» из-за того, что его поставляли в Африку в армию Роммеля.

Мотоцикл повышенной проходимости имел четырёхтактный оппозитный двигатель объёмом в 745 см3 мощностью в 26 л. с., кардан, гидравлический задний тормоз и девять скоростей: семь вперёд и две назад. Мотоциклист мог остановиться на «Сахаре» среди болота или песка и без пробуксовки съехать с места.

Оборотной стороной совершенства R75 стала его стоимость. Мотоцикл обходился по цене двух автомобилей Volkswagen.

BMW R75 мог буксировать противотанковую пушку PaK-35/36 калибром 37 мм или прицеп с 81-миллиметровым миномётом или с противотанковым ружьём. На коляску устанавливали пулемёты MG-34 и MG-42 или огнемёт. На коляске и на мотоцикле располагались кронштейны для ёмкостей с боеприпасами, канистр и маскировочных сетей.
Мотоцикл использовался в разведподразделениях, в мотоциклетно-стрелковых частях и стал одним из символов Второй Мировой Войны

К 1944 году Германия стала больше использовать лёгкие мотоциклы. Самыми популярными были DKW RT125 и DKW NZ350.

123-кубовый двухтактный DKW RT125 был взят на вооружение в 1941 году и стал шедевром инженерной мысли. В 1943 году была выпущена военизированная версия мотоцикла с более ёмким баком и картером, отлитым из чугуна. Двигатель выдавал 6,4 л.с. и разгонял мотоцикл до 75 км/час.

DKW NZ350 производился только для армии. Благодаря низким передаточным числам КП он легко шёл по грязи на невысокой скорости. При весе в 145 кг и мощности в 11,5 л. с. мотоцикл развивал скорость в 105 км/час.
Обе модели выпускались до конца войны и были настолько удачными, что их клоны разошлись по всему миру.

На основе DKW RT125 в СССР были разработаны «Минск», М1А «Москва» и К-125, а DKW NZ350 стал прототипом «ИЖ-350».

DKW 500
Производитель: Auto-Union AG, Werke DKW, Zschopau, Germany
Год выпуска: 1942
Двигатель: DKW, двухтактный, двухцилиндровый, воздушного охлаждения, 498 см³, 16 л.с., топливо смешанное
Количество передач: 4, с ножным и ручным переключением
Габариты, мм: 2160×860х940
База, мм: 1400
Тормоза: механические
Снаряженная масса, кг: 186
Экипаж, чел: 1−2
Скорость, км/ч: 105
ДКВ был самым крупным производителем мотоциклов в довоенной Германии, мотоциклы этой марки были неоднократными призерами в различных спортивных состязаниях. Представленный здесь ДКВ был единственным мотоциклом с двигателем 0,5 л, который использовался Вермахтом в боевых действиях. Мотоцикл выпускался как в одноместном, так и в двухместном вариантах. Некоторое количество машин были выпущены с коляской.

NSU «Kettenkrad»

Изначально разрабатывался для десанта, действовавшего в тылу врага, но позже стал выполнять функции тягача. Мог тянуть артиллерийское орудие весом до полутоны, либо прицеп.

Занимался буксировкой самолётов на аэродромах, прокладывал линии связи – сзади легко помещалась катушка с проводом.
После войны уцелевшие экземпляры использовали в сельском хозяйстве. Всего с 1940 по 1949 год было произведено 9 тыс. экземпляров.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

История легендарного мотоцикла «М-72» началась в 1940 году. Известно, что мотоцикл скопировали с BMW R71. По одной версии, чертежи мотоцикла передали Советам немцы, по другой – мотоциклы были тайно вывезены из Германии через третьи страны. Надо признаться, не мы одни копировали BMW. Этим грешили американцы и даже японцы.

Мотоцикл «М-72» увидел свет в цехах Московского мотоциклетного завода в 1941 году. «М» – означало Москва. Производство было одобрено лично Сталиным.
«М-72» был оснащён оппозитным нижнеклапанным двигателем объёмом 746 см3 с мощностью в 22 л. с. и разгонялся до 85 км/час. Масса с коляской составляла 380 кг. К сожалению, на советском оборудовании инженеры не могли выдержать немецкую точность изготовления деталей, и мотоцикл проигрывал BMW в надёжности.

Осенью 1941 года производство было перенесено в Ирбит, в Тюмень и в Горький. В Ирбите производство «М-72» пришлось организовывать в цехах пивзавода, остальные места оказались занятыми. Мотоциклы собирали буквально под открытым небом и параллельно монтировали оборудование.

На коляску «М-71» можно было установить ручной или станковый пулемёт, огнемёт, 50- и 82-миллиметровые миномёты, противотанковое ружьё, некоторые мотоциклы оборудовали бронещитами.
В армии срочно создавались разведгруппы и мотоциклетные отделения, полки и бригады. Всего за годы войны были сформированы не менее 49 крупных мотоциклетных соединений.
Из работников Московского мотоциклетного завода была сформирована отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН).

Нarley Davidson WLA-42

Своих мотоциклов не хватало, и тут на помощь пришел Лэнд-лиз. Всего СССР получил 35 тыс. мотоциклов. 5 тыс. из них были направлены в НКВД и в милицию. Остальные – на фронт. Советская армия получала американские «Индианы», английские «Велосетты» и «Матчлессы», но самым лучшим стал Нarley Davidson WLA-42, поставки которого Наркомвнешторг «выбил» в 1943 году.

Мотоцикл оказался надёжен и непривередлив к топливу. 740-кубовый V-образный продольный двигатель развивал мощность в 25 л. с., высокий ветровик защищал от дождя. Мотоцикл был оснащён боковыми сумками, кобурой, площадками для ног и мог разогнаться до 110 км/час. За безотказность и неприхотливость солдаты прозвали его «Валуем».

«Валуи» поставлялись в страну разобранными, их сборкой занимались заводы в Москве и в Серпухове. Производство колясок для них было налажено на ГАЗе. В 1944 году было выпущено 11 000 колясок, но этого оказалось мало, потому что только «Валеуев» в этом году было завезено в страну больше 14 тыс. штук.
Всего за годы войны в США было выпущено 90 тыс. экземпляров «Харли». Производство «Валуя» продолжалось до 1951 года.

Zundapp K500

Производитель: Zundapp-Werke GmbH, Nuremberg, Germany
Год выпуска: 1940
Двигатель: Zundapp HO, верхнеклапанный, бензиновый, двухцилиндровый, с воздушным охлаждением, 597 см³, 28 л.с.
Количество передач: 4, с ножным и ручным переключением
Габариты, мм: 2160×810х915
База, мм: 1400
Тормоза: механические
Снаряженная масса, кг: 205
Экипаж, чел: 1−2
Производство мотоцикла модели К500 началось в 1933 году, а в 1937 году ей на смену пришла модель KS600. Отличия были небольшими, в основном они коснулись привода механизма газораспределения — цепной был заменен шестеренчатым. KS600 был самым быстрым мотоциклом германской армии. В период с 1937 по 1941 год было выпущено 18000 экземпляров, из них бóльшая часть с коляской. Данный экземпляр предлагается в варианте «соло».

Zundapp KS750 с коляской
Производитель: Zundapp-Werke GmbH, Nuremberg, Germany
Год выпуска: 1940
Двигатель: Zundapp HO, верхнеклапанный, бензиновый, двухцилиндровый, с воздушным охлаждением, 751 см³, 26 л.с.
Количество передач, вперед-назад: 5(включая ползущую) −1
Габариты, мм: 2390×1650х1010
База, мм: 1473
Тормоза: гидравлические сзади, механические спереди
Снаряженная масса, кг: 400 с коляской
Вооружение (могло быть установлено): пулемет MG34 или MG42, 7,92 мм
Скорость, км/ч: 95
Разработка модели KS750 была осуществлена по заказу Германского Министерства Обороны, поставившего задачу создания мотоцикла с коляской и приводом на все колеса. Обычные мотоциклы с коляской не удовлетворяли требований военных по проходимости на грунтовых дорогах. В 1940 году полноприводный KS750 был представлен на испытания, после успешного завершения которых началось его массовое производство. На этом мотоцикле Цюндапп также

Источник

Немецкие мотоциклы Второй Мировой войны

Первое время оппозитный мотор ничем не выделялся на фоне зарубежных агрегатов. Однако уже в 24-ом году компанией самостоятельно был собран первый серийный байк BMW R32. Правда время мотоциклов для общего пользования быстро исчерпало свою надобность, и уже в 30-х года концерн стал выпускать военную мототехнику. Первым аппаратом, специализировавшимся на армейских потребностях, стал BMW R35. Это был первый немецкий военный мотоцикл баварской фирмы, имевший телескопическую вилку впереди и мотор объемом в 398 см.куб. Малый износ при эксплуатации сделал этот байк незаменимым для военных целей. Производство длилось порядка 10 лет, после чего уступило место узкой специализации.

Кроме 35-ой модели была также 12-я. Она представляла собой улучшенную версию с более объемным двигателем в 750 см.куб. и гидравлическую подвеску. Удаление одного карбюратора снизило мощность на 2 лошадиные силы. В 35-ом году с конвейера сошло 35 тысяч таких агрегатов. Небольшая стоимость и хорошие показатели обеспечили популярность этой модели. Кроме того, возможность установки коляски удовлетворяла потребностям многих владельцев. Помимо стандартных модификаций были установлены рессоры для перевозки людей, раненых в бою.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Затем вышла 71-я модель, ставшая основой для создания советских мотоциклов Урал и Днепр. Выпуск начался в 38-ом году и был активен пару лет, после чего неоправданность затрат вынудила владельцев закрыть проект.
Не менее популярная компания Zundapp создавала более дешевые байки с колясками. За счет своей цены и проходимости они стали основой вооружения немецкой армии. Самая популярная модель К800 была единственной моделью с двигателем, содержащим четыре цилиндра. Такая система была скорее проблемной, поскольку не обеспечивала достаточного охлаждения на последние два цилиндра. Это делало использование байка длительное время невозможным, кроме того свечи зажигания часто замасливались и заклинивали во время работы.

Великая Отечественная война и военные мотоциклы

Немецкие мотоциклы второй мировой войны представляли собой ассортимент лишь из двух моделей – BMW R75 и Zundapp KS750. Они отлично проходили по бездорожью и выдавали неплохую мощность. Оба агрегата обладали полным приводом, выводим на колесо коляски. Вот только стоимость этих моделей не позволяла использовать технику на территории Германии. Поэтому вся выпускаемая техника с конвейера отправлялась в заграничные корпуса. Так продолжалось с 40-го по 42-ой год. Затем появилось решения выпустить доработанную версию KS750 с прицепом от BMW. Правда модель так и не выпускалась в массовом производстве, поскольку предыдущий заказ от государства на 40 000 экземпляров моделей с коляской не был выполнен в полной мере, остановившись на выпуске примерно 17 000 мопедов.

На протяжении всего военного времени немцами выпускался мотоцикл на гусеничном ходу. Такое новшество было удивительно не только для противников, но и для самой Германии. Модель получила название Kettenkrad и выпускалась в течение пяти лет, за которые было создано около 8,5 тысяч таких аппаратов. За счет установленных гусениц была значительно повышена проходимость байка в самых сложных условиях. Правда при поворотах техника частенько переворачивалась, в то время как водитель не успевал спрыгнуть из-за сложностей посадки. Более того значительный вес агрегата не позволял подниматься по склонам диагональной траекторией.

Так же как и все немецкие мотоциклы второй мировой, Kettenkrad имел большой двигатель объемом в полтора литра. Правда, внешним видом такой аппарат скорее напоминал боевую машину пехоту малых размеров, нежели мотоцикл. На нем удобно было перевозить людей. Также радовала легкость управления, пусть и с небольшими недочетами, однако для байка с такими габаритами задумка была очень неплохой. Гусеничный мотоцикл вермахта, при всем обилии железного покрова, весил довольно немного – всего 325 килограмм. Для двигателя объемом в 1,4 литра, выдававшего 26 лошадиных сил, такая масса не доставляла особых проблем.

Немецкие агрегаты произвели большое впечатление не только на советских производителей. После войны было создано много зарубежных аналогов модели BMW R71. Например, Харлей позаимствовал у БМВ четырехступенчатую КПП и привод карданного вала на заднюю часть мотоцикла.

BMW R75

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Немецкий гусеничный мотоцикл являлся не самым ярким транспортом второй мировой. Это звание по праву досталось агрегату BMW R75. Оппозитный мотор с двумя цилиндрами и расположением клапанов в верхней части произвел фурор в моторопроизводстве. Система зажигания была оснащена автоматической стабилизацией угла опережения подачи искры. При своем немалом весе байк был достаточно маневренным и проходимым. Кроме того, отличные показатели характеристик, выдаваемые двигателем объемом в 750 см.куб. позволяли мотоциклу легко ускоряться и набирать скорость до 90 км/ч.

Причина легкости управления заключалась в приводе не только на заднюю часть мотоцикла, но и на колесо коляски. Более того, для комфортного передвижения в холодных климатических условиях, пол коляски был оборудован системой отопления. Водителя грела система подачи воздуха от мотора.

В то время мобильные операции, выполняемые немецкой армией, не представлялись без этого агрегата. BMW R75 стоял на вооружении у различных соединений вермахта. На них ездили все – от пехотных войск до десантуры.

Кроме отличной проходимости агрегат мог похвастаться хорошей грузоподъемностью. Даже с пассажирами аппарат мог тянуть за собой 450-ти килограммовый прицеп, например, противотанковые установки или минометы.
Можно сказать, что BMW R75 – универсальный немецкий мотоцикл 2-й мировой войны. Он служил не только для перевозки офицеров и техники, но также использовался как машина связи или разведки. Существовали мотоциклетные роты, состоявшие почти на 65% из таких агрегатов.

Аппарат весил порядка 660 килограмм с прицепленной коляской. Это делало его одним из самых тяжелых мотоциклов того времени. Как ни странно, такой вес мало влиял на проходимость. Кроме того, во время движения он был очень устойчивым и маневренным. Удивлял и расход топлива. В стандартной комплектации без установки дополнительного бензобака R75 мог проехать 340 километров без дозаправки.

В заключение можно сказать, что системы, установленные на военные немецкие мотоциклы, стали пользоваться огромным спросом. Советские аналоги Bmw R75 до сих пор используются в сельских районах нашей страны и даже на улицах города.

Рекомендуем прочитать:

Первые модели, основные отечественные производители

Источник

Мотоциклы Победы. Как у Красной Армии появились военные мотоциклы

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Сегодня мой рассказ о мотоциклах-солдатах Великой Отечественной войны, об их создателях и о появлении новых мотозаводов.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Из фильмов про войну мы все помним, что немецкие войска часто использовали мотоциклы. Мотопехота вермахта совершала стремительные броски, а колонна мотоциклистов могла легко застать врасплох подразделения Красной Армии в тылу. Притом, мотоциклы вермахта довольно легко преодолевали бездорожье, могли проходить эшелонированную оборону и просачиваться сквозь леса.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

К тому же, немецкий мотоцикл с боковой коляской представлял собой довольно серьезную боевую единицу. Как правило, в коляске был пулеметчик с ручным пулеметом MG-34 и он мог вести огонь на ходу и в направлении наступления. Сбоку его поддерживали уже огнем из автоматов.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Вермахт в Великую Отечественную войну использовал несколько видов тяжелых мотоциклов. Самыми распространенными были ВМW R12, BMW R71, BMW R75 и Zundapp КS750. Одиночные легкие мотоциклы, как правило, были марки DKW или BMW.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

В Красной Армии мотоциклетную тему откровенно проспали. Долгие годы считалось, что нужно делать ставку на кавалерию, а не на мототехнику. Поэтому мотоциклы до войны в войсках были, но в несоизмеримых с немцами количествах. Зачастую, на них ездили посыльные, адъютанты и редко когда офицеры. И только после молниеносной оккупации Германией Польши, в Красной Армии спохватились и принялись спешно формировать мотоциклетные подразделения, как самостоятельные боевые единицы.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Но дело в том, что в предвоенном СССР существовало лишь две модели мотоциклов мало-мальски подходящих под армейские задачи – это ТИЗ АМ-600 с коляской «Таганрог» и двигателем 16 л.с. и ПМЗ-А-750.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

На начало войны каждый из 29 механизированных корпусов Красной Армии имел свой мотоциклетный полк, вооруженный даже минометами. Звучит грозно, но по факту они лишь начинали формироваться и состояли из техники Л-8, Иж-9 и АМ-600. А некомплект по технике достигал до 80%.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Но что тогда могли противопоставить в СССР против германской мототехники? Немногочисленную мотопехоту на ИЖах, ПМЗ, ТИЗ (в год в СССР тогда выпускали всего 5 тыс. мотоциклов и мотовелосипедов, тогда как в Германии делали по 200 тыс. мотоциклов уже в 1938 г). Производства тяжелых мотоциклов «Днепр» и «Урал» в СССР тогда еще не было. Та же ВМW за годы войны выпустила 16 510 мотоциклов только одной модели R 75, а Zundapp KS 750 — 18 635 шт.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

На начало1941 года аналогов немецкой мототехники в Красной Армии были считанные единицы и то, если считать таковыми слабые ТИЗ АМ-600. Само решение в СССР о производстве специального армейского мотоцикла было принято лишь в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции, разобраны до винтика и по ним изготовлены чертежи.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Московские, харьковские, ирбитские и др. М-72
С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 должно было развернуться на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ), но до войны успели сделать лишь несколько опытных экземпляров. Кстати, название М-72 расшифровывается очень легко : буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Харьковский регион выбрали для производства М-72 вовсе не случайно. Здесь было развитое производство рам на ХТЗ, конвейер и близость к остальным поставщикам. Двигатели для харьковских М-72 делали в Киеве, Но харьковский «Серп и молот» успел выпустить лишь 123 мотоцикла, когда немцы подошли к городу. Производство спешно эвакуировали в Горький на территорию завода «Красная Этна». Третьим производителем военных М-72 должен был стать ленинградский завод «Красный Октябрь», но и он успел выпустить лишь несколько экземпляров армейских мотоциклов, как в срочном порядке оборудование пришлось эвакуировать в Горький. На территорию Тюменского мотозавода эвакуировали и оборудование из Таганрога, где выпускали АМ-600.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Осенью 1941 года, когда немцы вплотную подошли к Москве, было принято решение об эвакуации и последнего действующего производства мотоциклов на Урал. В город Ирбит на территорию пивоваренного завода перевозили оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Новый завод расположили прямо на земле, а уже вокруг строили новые цеха. Но какой же трудовой подвиг совершили люди, если 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить уже в Ирбите. Подчеркну, что старт производства был дан зимой, когда еще не успели достроить здания цехов!

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

И с тех пор военные М-72 начали поступать в Красную Армию. Сначала единицами, затем десятками, потом сотнями. В 1942 году предприятия смогли выпустить уже несколько тысяч мотоциклов. В 43-м выпуск М-72 не намного увеличился, и лишь 1944 стал рекордным – два мотозавода: в Горьком и Ирбите сделали 5380 мотоциклов (90 % годового плана).

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

К ним вскоре подключился и Тюменский мотозавод. Именно там разработали внедорожный М-72 с приводом на колесо коляски. Всего же за годы войны М-72 было выпущено около 17 тыс. штук. Конечно, их было несоизмеримо мало в сравнении с немецкими BMW на полях той войны, но именно с таких небольших трудовых подвигов и ковалась тогда Великая Победа.
Ленд-лиз

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Но стоит отметить, что весомый вклад в победу внесла техника, поставляемая от союзников по ленд-лизу. Всего за годы войны СССР получил 29 690 (в другим данным 29 994) импортных мотоциклов для нужд армии. Еще почти 5 тыс. были отправлены в органы НКВД.
Военный департамент США предложил мотоциклы Indian модели 741-Б без коляски. Они были закуплены и стали поступать с конца 1942 года, и до конца войны их ввезли 6759 штук. Позже англичане выделили 727 мотоциклов «Велосетт», 200 «Матчлесс» и 679 БСА модели М-20.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Все они шли в Союз без колясок. Но самым массовым импортным мотоциклом стал американский Harley-Davidson WLA-42, который стал поступать с 1943 года. Их было ввезено 21 572 шт. Модель с 750-кубовым V-образным мотором мощностью 25 л.с. оборудовалась высоким «ветровиком», кожаными боковыми сумками, площадками для ног. В армии он получил прозвище «Валуй».
Импортные мотоциклы собирали в Серпухове и Москве. Но к сожалению, для установки коляски подходил лишь Harley-Davidson и Indian – остальные были маломощными.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Коляски к Харлеям цепляли от советских М-72 или АМ-600, а иногда просто крепили сварной каркас из труб и так и отправляли на фронт. Как признавали сами бойцы, американские мотоциклы значительно уступали по надежности и характеристикам немецким, да и М-72 был куда более практичным.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Уже ближе к концу войны, мотопехотные подразделения начали формировать на трофейных мотоциклах BMW и Zundapp. Их также часто использовали в РККА при частях как вспомогательный транспорт.

М-72
Мотоцикл М-72 был вполне современным и продуманным. К примеру, рычаги на руле были расположены концами не наружу, а во внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской было удобно переключать передачи не ногой, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце. На мотоцикл устанавливались ящики для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

М-72 комплектовался оппозитным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 745,42 см³ и мощностью 22 л.с. при 4600 об\мин. Диаметр цилиндра 78 мм. Степень сжатия 5.5. Ход поршня 78 мм. Клиренс 135 мм. Масса — 380 кг.
Мотоцикл комплектовался 6-вольтовым электрооборудованием и генератором Г-11, 45 Вт. Запас топлива 22 л. Расход топлива 7 л/100 км. Максимальная скорость 85 км/ч. По тем временам – это был очень прогрессивный и современный мотоцикл, конструкция которого и компоновочная схема прожила на конвейерах разных заводов почти 80 лет! А в том же Ирбите до сих пор выпускают специальные реплики легендарного М-72 под брендом «Урал».

Горьковские и Киевские мотоциклы М-72

Как я уже писал выше, одновременно с Ирбитом, производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», впоследствии названный Горьковским мотоциклетным заводом (ГМЗ). Сюда в 1941-м был эвакуирован Харьковский мотоциклетный завод. ГМЗ также делал мотоциклы М-72 всю войну. Уже в 1949 году Горьковский мотозавод был реорганизован, а его производство решено было перенести в Киев на мощности, созданного в 1945 году, Киевского мотозавода. Тогда из Горького в Киев прибыло и около 100 специалистов и инженеров ГМЗ для организации выпуска тяжелого мотоцикла М-72. Подчеркнем, именно М-72, который уже 9 лет как выпускался в СССР.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Так, что выпуск в Киеве мотоциклов с коляской был организован вовсе не пленными немцами из BMW, как пишут в некоторых источниках, и вовсе не на оборудовании BMW. Выпуск колясочных М-72 в Киеве стартовал в 1951 году ( спустя 10 лет от начала первых М-72) и продолжался до 1958 года, когда его сменила более прогрессивная модель К-750. Киевский М-72 имел тот же двигатель 750 см3, 22 л.с., как и остальные мотоциклы этой серии других заводов. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства в начальные годы не было. До 1955 года мотоциклы М-72 поступали только в армию, и лишь через 10 лет после окончания войны разрешили их продажу населению. Поэтому большинство М-72 у коллекционеров именно из частных владений и моложе 1955 года, а не из армии.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Но немецкие «корни» и оборудование в Киеве все же были. Правда, другой немецкой марки – Wanderer. В 1945 году, когда в Киеве на базе бывшего Бронетанкового ремонтного завода № 8 был организован мотоциклетный завод, изначально он был ориентирован на выпуск легкого мотоцикла Wanderer-1Sp на оборудовании, полученном по репарации из Германии. Именно эту модель под названием «Киевлянин» К1-Б, а также мотоколяску для инвалидов войны К1-В и выпускал КМЗ до 1952 года.

Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Смотреть картинку Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Картинка про Немецкий мотоцикл 2 й мировой название. Фото Немецкий мотоцикл 2 й мировой название

Ну а если оценивать вклад М-72 в победу, то вопреки скептикам, которые наверняка скажут о малом их количестве в войсках, известно о нескольких ключевых операциях, где воины-мотоциклисты особо отличились. Первый раз эффективно мотопехоту Красной Армии применили еще при обороне Москвы в 1941 году и сорвали наступление немцев. Но М-72 — это не только военный, но еще и трудовой подвиг. Подвиг безымянных рабочих, инженеров и руководителей эвакуированных заводов, которые в невероятных условиях создавали мотоциклы для фронта. Они тоже ковали будущую Победу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *